Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Здравствуй, буква А

  Первого сентября в нашей стране вновь прозвучал первый школьный звонок и за парты сели  маленькие  ученики, а среди них — десятки тех, кто имеет серьёзные проблемы со зрением. Начнётся первый в их жизни урок. Учитель поведёт  этих маленьких незрячих и слабовидящих путешественников в страну знаний и первой остановкой будет изучение алфавита, и дети услышат фразу: «Здравствуй, буква А».

Однако для этих ребят изучение алфавита начнётся со знакомства с одной единственной брайлевской точкой, самой главной основополагающей точкой в системе рельефно-точечного шрифта для слепых. Она является первой точкой по международной классификации и  символом   буквы А, имеющей разное название в языках народов мира, но обозначающей один и тот же звук. Так начнётся изучение рельефно-точечного шрифта Брайля.

 О том, зачем современным детям, как в прочем и взрослым, изучение этого шрифта, я и хочу сегодня поговорить.

 Мне уже не мало лет, но путь мой сложился так, что с раннего детства пришлось испытать трудности, связанные с заболеванием глаз. Пришлось пройти этот путь познания и освоения окружающего пространства с помощью остаточного зрения и осязания. Среди моих знакомых из числа инвалидов по зрению немало тех, кто в свое время не мог уделить достаточного внимания сохранению зрения и лечению своего глазного заболевания. А в результате - полная слепота и проблемы обучения, трудоустройства, общения и интеграции в общество.

Мое заболевание глаз – глаукома. Это высокое внутриглазное давление. Глаукома легкомысленного отношения к здоровью и вопросам сохранения остаточного зрения не прощает. И это заболевание не единственное, когда нужно максимально снизить зрительные нагрузки в процессе обучения и организации труда. Для этого, как показывает опыт, необходимо  сохранить капли зрительной силы, сохранить правильную осанку человека, не позволив склоняться каждый раз для рассматривания текста или рисунка, необходимо также  развить осязание до такой степени, чтобы при полной потере зрения оно стало незаменимым помощником в жизни. Большую роль в развитии осязания призвано сыграть освоение системы Брайля. Только систематические занятия чтением, разбором схем и чертежей, опознаванием рисунков и рельефных изображений можно добиться серьезных успехов в развитии осязания. Пальцы незрячего человека не смогут заменить глаза, но смогут многое рассказать об окружающем его мире.

Приступая к изучению системы Брайля дети, а часто и взрослые, испытывают болезненные ощущения в пальцах и мышцах рук при написании текста. А иногда и при долгом чтении его. Чтобы избежать этого и сделать процесс письма безболезненным,  а процесс чтения приятным, необходимо сразу уделить внимание правильной осанке, постановке рук пишущего или читающего по системе Брайля человека, а также определение точной дозы нагрузки при её освоении. Практика специализированных школ для слепых детей в России показывает, что люди, прошедшие этап изучения рельефно-точечной системы при правильной его организации, успешно и с удовольствием пользуются системой Брайля всю жизнь.

 Итак, я считаю, что дети со слабым остаточным зрением и заболеванием глаз с угрозой его полной потери обязательно должны освоить систему Брайля, как основной способ изучения школьной программы.

 Другим мотивом к изучению Брайля может служить потребность самостоятельного решения некоторых жизненных проблем без помощи посторонних лиц.

 От людей, потерявших зрение в молодые и зрелые годы я часто слышала вопрос: «А зачем мне это?» И далее ссылку на то, что рядом есть мама, жена или дети, которые помогут, прочитают, напомнят, запишут и так далее. Можно ли прожить так? Несомненно. Но надо помнить о психологической составляющей этого вопроса, а именно о том,  что родственники даже самые верные сердобольные и любящие не смогут вынести груз проблем, связанных с потерей зрения  члена их семьи без потерь собственного здоровья. А потому наша обязанность облегчить им эту ношу и дать возможность гордиться теми успехами самостоятельной жизни, которые мы, незрячие люди можем продемонстрировать и сделать нашей нормой жизни. Приведу лишь несколько примеров. Можно сделать заметки на память, чтобы потом передать правильную информацию. Можно использовать рельефно-точечный календарь, который предоставляет читателям журнал «Наша жизнь, что издаёт Всероссийское общество слепых. Можно точно определять необходимые лекарства, а также приправы и продукты в домашнем хозяйстве. Можно без труда разобраться с рельефными картами и схемами и определить необходимый маршрут. Можно написать пошаговую инструкцию для вязания изделия или других работ в области хобби. Есть ещё запись ходов в шахматах и шашках и неограниченные возможности музыкальной рельефно-точечной системы, а также богатый в своем разнообразии мир документальной, научной и художественной литературы. Иногда человеку необходимо несколько раз возвращаться к одним и тем же элементам текста, чтобы заучить его наизусть или разобраться в его сути и это лучше делать не на слух, а используя систему Брайля.  В тишине легче сосредоточиться и проделать необходимую работу. Всё это расширяет возможности незрячего человека.

 И, наконец, вечный спор о том, нужно ли знать Брайль, если вокруг столько электронной техники и специально созданных для слепых людей технологий. Опускаю стоимость всего этого так, как финансовые возможности у всех разные. Скажу о том, что знание системы Брайля лишь поможет в использовании компьютера и других приборов.

 И вновь несколько примеров из своего опыта и опыта моих коллег по обществу слепых.  Самым ярким, на мой взгляд, является изучение иностранных языков, что в современном мире для незрячих столь же актуально, как и для всех людей. При изучении грамматики своего и, особенно, иностранного языка без точного определения буквы или знака препинания быстрого успеха добиться сложно, а при параллельном чтении брайлевских символов со своей стороны и контроле со стороны преподавателя этот процесс проходит и быстрее, и качественнее.

 Другим аспектом необходимости использования рельефно-точечного шрифта, а именно компьютерного Брайля, становится помощь системы брайля при редактировании текстов. Особенно, если трудовая деятельность незрячего человека связана с преподаванием и составлением сценариев и программ. 

 Можно ли обойтись без всего этого. Можно, но нужно ли? Я полагаю, что каждый незрячий человек может и должен взять и применить всё, что поможет ему в этой нелёгкой жизни, и систему Брайля, прежде всего.

          А потому скажем, приступая к изучению Брайля: «Здравствуй, буква А!»

Надежда Нельзикова,

Председатель Архангельской РО ВОС