Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Человек, коллектив, общество

ЖЕНЩИНА НА «ПЯТЁРКУ»

 

Наконец-то в Москве, в одном из медицинских колледжей открыто отделение для подготовки незрячих массажистов. Преподаёт массаж Лариса Сергеевна Овцинова. Она побывала у нас в редакции, рассказала о своей работе и о себе…

 

- Когда встал вопрос о выборе профессии, чем Вас привлек массаж?

 

- О привлекательности профессии мысли не возникало. Я училась в Армавирской школе. В 87-м году закончила. Мне хотелось получить высшее образование. Тогда это было сложно. У меня была склонность к гуманитарным предметам, я бы развивалась дальше в этом направлении. Но проблема чтения большого количества материалов встала очень остро. С нынешней ситуацией не сравнить – сейчас есть компьютер, есть масса дополнительных возможностей. Даже в столичных ВУЗах сейчас более лояльно относятся к поступлению незрячих, учиться проще и общежитие предоставляют без проблем.

Об училище Кисловодском я знала с пятого класса. Прочитали мне статью в «Нашей жизни» об этом училище. Я училась в специальной школе только два старших класса, до этого – в обычной школе, хотя зрение у меня было плохое. В Армавире это было на слуху – поступление в Кисловодск. Но был, конечно, большой конкурс, надо было хорошо готовиться, поступить туда было престижно. По здоровью был отбор жесткий. Принимали только абсолютно здоровых людей. Если диагноз не позволял физические нагрузки, то сразу отклоняли. Потому что установка была на работу по специальности. Сейчас, скажем честно, очень многие выпускники просто не работают, и отбор по здоровью намного менее жесткий.

 

- Вы тогда же получили направление, в 87-м году? Я знаю, что некоторые год и два, даже три ждут, когда им дадут направление в это училище.

 

- Нужно было успеть взять ходатайство от организации…

 

- От краевого управления…

 

-…И отправить в Кисловодск. Ну, успели. Поступали не только школьники, поступали люди уже работавшие, ограничение возрастное было до 30 лет.

Но тогда по здоровью, если брать наш класс и ближайшее мое окружение, не было больных детей. То есть зрение и всё. Сейчас очень много сопутствующих заболеваний. А тогда об этом речи не было.

 

- Вот Вы приехали. Хоть и маленький, но все равно незнакомый город. Новый для Вас коллектив. Сложно было?

 

- Нет. Там созданы хорошие условия. Общежитие в одном здании с учебным корпусом. Много было людей с остаточным зрением, все помогали друг другу.

 

- Столовая была?

 

- На тот момент была.

Но мы же начали выходить в самостоятельную жизнь. Нам было интересно научиться самим готовить. Помню, мой первый суп был больше кашей, а не супом.

 

- Но съедобный был? Или нет?

 

- Съедобный, все съели. Разбавили кипяченой водичкой и съели. Ну, мы были не привередливые, конечно.

 

- Кто из преподавателей запомнился, действительно дал профессию в руки?

 

- В первую очередь, это наша преподаватель по массажу Трипольская Ирина Львовна. В течение нескольких лет после окончания училища мы переписывались, поддерживали связь.

 

- Передать из рук в руки эту профессию было, мне кажется, проблемным…

 

- Если зрячие люди обучаются с помощью визуального восприятия, то здесь два основных приема, как и в тифлопедагогике. Либо преподаватель накладывает свои руки на твои и показывает, какое ими движение надо сделать. И второе – это ты накладываешь свои руки на руки преподавателя. Ну и, конечно, вербальное объяснение, корректировка. Времени, без сомнения, нужно больше, чтобы обучить незрячего человека. У нас тотально незрячих было несколько. Преподаватель должен был к каждому подойти, каждому объяснить, показать…

 

- Настоящий массаж – это не поглаживание, надо приёмы применять, массировать со знанием дела. Когда-то этому очень большое внимание уделяли. Говорят, сейчас меньше уделяют внимания отработке, умению использовать приемы.

 

- Массаж – дело серьезное. Существует классификация определенных приемов. Их надо как следует отработать. Сначала мы изучаем массаж по областям анатомическим: нога, рука, спина и так далее. Потому что имеет свои специфические особенности массаж каждой области. Затем уже изучаются методики, массаж при определенных заболеваниях. Все это, конечно, в связи с другими клиническими дисциплинами: терапией, хирургией и так далее. Массаж по методикам связан с массажем по областям. И идет постоянное повторение, уточнение, корректировка. Программа построена и сейчас точно таким же образом. Но, к сожалению, обучение стало более поверхностное и направленно более на самообучение. Если студент хочет, он будет и сам что-то читать дополнительно, и преподавателя дергать.

 

- Лариса, а это не означает, что раньше и вода была мокрее? Это не из этой области утверждение?

 

- Хочется думать, что все-таки я объективно оцениваю, потому что это не только мое мнение. Мои наблюдения основаны на общении со студентами. Раньше строже спрашивали. А раз строже спрашивали, то студенты и больше учили. Это же прямая закономерность.

 

- В начале 90-го года Вы закончили училище, получили диплом, добрые напутствия. Встал вопрос, где работать… Расскажите о себе.

 

- Родилась в городе Майкопе Краснодарского края. Сейчас это республика Адыгея.

 

- Республика маленькая, все друг друга знают.

 

- Мама у меня тоже медик.

 

- У Вас сначала было нормальное зрение, а потом оно ухудшилось?

 

- Нет, зрение было слабое изначально. Школа была рядом, училась хорошо, преподаватели всегда шли навстречу.

 

- За первой партой сидели?

 

- Конечно. Так все тянулось до восьмого класса.

 

- А потом уже девочка повзрослела, можно было ехать в Армавир.

 

- Школа, в которой я училась, была восьмилетняя. Другого выхода не было.

Но мне надо было раньше ехать учиться в Армавирскую школу. Поскольку ребенок должен находиться в своей среде и обучаться полноценно, а не устно.

Вот закончила я Кисловодское училище, все было отлично и в плане учебы, и в плане стороны общения. У меня проблем не было с работой. Я устроилась в поликлинику, которая была поближе к дому, и там проработала 8 лет. Ничего особенного про эту работу сказать не могу.

 

- Каждый день надо принять по 17-20 человек…

 

- Да. 18 человек у нас норма была.

 

- Люди, которые приходили… Это же целый мир! Наверняка, рассказывали о себе, о своих проблемах, касались и прошлого, и настоящего… И я думаю, что тут Вы много чего узнали об окружающем мире, о жизни, о ее сложностях. Эти 8 лет – это был выход в большую, нормальную взрослую жизнь.

 

- В плане массажа это было время наработки опыта. Свои клиенты стали появляться постепенно. В этом плане много дала поликлиника. В плане общения – у меня был свой круг, хоть и небольшой. Я ездила общаться в Кисловодск.

 

- Есть в работе в поликлинике такой деликатный момент: приносят всякие шоколадки, конфеты… А потом разговоры: «Я ей шоколадку дала, а она лучше не стала меня массировать». Мне рассказывали, что это иногда оскорбляет до глубины души. У Вас были терзания душевные по этому поводу?

 

- Говорить о массажистах, судачить, перетирать, перемывать им кости – это было, есть и будет. В глаза человек тебя может прямо превозносить. А потом ты узнаешь, что в коридоре он про тебя совсем противоположное говорит. И даже подарки тут ни при чем.

Нас трое в кабинете работало: еще одна незрячая женщина и парень молодой. Как нас перетасовывали втроем… Родственные связи совершенно различные придумывались. Ну а потом кто-то да спросит: «А, правда, это Ваш муж?»

 

- А какие трудности были? Не возникло ли разочарования в профессии в течение этих восьми лет?

 

- Трудно было в физическом плане. Все-таки 18 человек в день массировать тяжело. А в остальном проблем, в общем-то, не было ни с кем: ни с врачами, ни с коллективом.

 

- А записывали как пациентов, рекомендации?

 

- Записывала по брайлю: фамилия, возраст, адрес, место работы и диагноз, естественно. В конце делаешь отчет.

 

- А не было у Вас в практике такого случая, что, скажем, неверно диагноз поставила врач, и то, что она предписала, лучше не делать?

 

- Один случай такой у меня действительно был. Направили к нам беременную, причем на массаж поясницы. Я узнала об ее беременности случайно, отправила ее к гинекологу, сказала, что такой массаж ей ни в коем случае нельзя.

 

- Следующий вопрос о проблеме повышения квалификации. Наверное, хотелось какие-то новые методики освоить, потому что видов массажа ведь много.

 

- У нас было обязательное повышение квалификации, то есть через определенное время ты должен был обязательно ее повысить, съездить на курсы в Кисловодск. Выбираешь тему, которая тебе подходит, и по этой теме занимаешься. Из новых видов я освоила косметический массаж, то есть массаж лица, передней поверхности шеи и области декольте. Он направлен на улучшение состояния кожи, разглаживание морщин.

 

- Какие еще освоили?

 

- В процессе учебы давалось очень много: рефлекторно-сегментарный массаж, соединительно-тканный массаж, периастальный массаж, то есть массаж надкостницы, через надкостницу влияние на какие-то заболевания, колон-массаж – массаж толстого кишечника. Спортивный массаж мы также изучали. Это всё входило в программу. Косметический массаж мне очень пригодился. Он востребован клиентами. К тому же он очень приятный и легкий в физическом плане. И мануальная терапия еще.

 

- Неужели Вы занимаетесь еще и мануальной терапией?! Это же надо мужицкую силу иметь!

 

- Конечно, жесткие приемы я не делаю. Но элементы мануальной терапии применяю – те, что позволяет моя физическая сила. Я вообще считаю, что это мужская профессия, конечно, кроме косметического массажа и детского. Там, наоборот, требуется женское терпение, женский подход психологический.

Сейчас появились новые виды массажа, лимфодренаж, например. Я его освоила, ездила на курсы. Тайский массаж. Это, действительно, медицинский массаж, воздействие на суставы, связки. Много интересных тем по артрологии, работе с суставом, по вертеброневрологии, работе с позвоночником.

Последнее, что я освоила – стоун-терапия. Я даже привезла себе камней специальных из Абхазии. Там особенные, специфические камешки, определенной формы, определенной гладкости, очень подходящие для этого массажа.

 

- А что это такое? Лежбище делаете каменное? Да?

 

- Наоборот, камни кладутся сверху. Их нужно нагревать обязательно. Нельзя холодными работать. Одни камушки у тебя лежат на спинке, греют, заряжают энергией, а другими ты работаешь, выполняешь приемы. Массажист должен обязательно работать. Не просто положил камни и все.

Еще я осуществила свою мечту: получила высшее образование. Закончила педагогический институт имени Герцена в Петербурге, факультет коррекционной педагогики. Потом я занималась психологией в институте.

 

- Вы самостоятельно ориентируетесь?

 

- Да. Ну, не без труда, конечно. В Питере это как раз и началось. Я немножко ориентировалась в Майкопе. Но там просто очень близко всё находилось. Поликлиника совсем-совсем рядом с домом, друзья рядом жили, поэтому это особо за ориентировку не считается. А    в Питере уже серьезно за это пришлось взяться.

 

- А в Москве Вы уже давно?

 

- Десять лет. На самом деле я живу не в Москве, а в области. В Серпухове. Времени, конечно, занимают много поездки. Ну, надо. В Серпухове я работала в медпункте на предприятии. Потом появилась частная практика, клиенты.

Я узнала, что набирается группа для обучения массажу. Я о такой работе мечтала. Это место было для меня. Позвонила в администрацию колледжа. Предложила себя в качестве преподавателя. Рассказала о себе. Им нужен был как раз такой человек. Я привезла свои документы, прошла собеседование, и меня взяли на работу. Это колледж №6. Отделения медсестринское и акушерское. С этого учебного года открылось еще отделение по массажу. Выдают диплом: «медсестра по массажу». Среднее образование и плюс всестороннее, глубокое изучение массажа в течение трех лет. Сейчас я преподаю не только массаж, но и психологию. Это мне они сами в колледже предложили – преподавать психологию в нашей группе.

 

- А программу учебную кто составлял?

 

- Учебная программа по образцу Кисловодского училища. То есть программа общая, а содержание преподаватель сам вносит.

 

- А группу Вы набирали?

 

- Я способствовала. Приказ Департамент здравоохранения подписал поздно, уже в сентябре. Все прилагали усилия для распространения информации, в том числе и я: в Интернете дала объявление; кому могла, сообщила. В результате к октябрю группа собралась.

 

- Кто учащиеся, что это за люди?

 

- У нассняты возрастные ограничения. Самому молодому 23. Потом 27-28 лет,    есть даже 45.

 

- Это люди с остаточным зрением? Или в основном тотально слепые?

 

- Полностьюнезрячих две девочки. Остальные – с разной степенью нарушения зрения. Все равно все пишут на диктофон лекции.

 

- Когда незрячий преподает незрячему же, я думаю, тут есть некая специфика.

 

- Специфика здесь – метод наложения рук. И проверка знаний также происходит. Кто может видеть, они смотрят. Можно подойти поближе, наклониться.

 

- Что надо делать, чтобы вызывать положительные эмоции у окружающих: у учащихся, у пациентов, у сотрудников?

 

- С пациентами нужно быть обходительной, тактичной. Все показать, все рассказать: как лечь, как укрыться, самой укрыть.

 

- Вас по поводу личной жизни расспрашивают? Замужем ли, есть ли дети, и сколько мужей было?

 

- В частной практике пациенты более деликатные. Хотя попадаются всякие. Если задают некорректные, неудобные вопросы – массажист не должен на них отвечать. Быть с пациентом обходительной – это не значит позволять садиться тебе на голову. И потом, когда тяжелый массаж, не до разговоров. А иногда в процессе массажа с некоторыми клиентами очень интересные разговоры завязываются. Я вовлекаюсь.

 

- Ваши духовные интересы?

 

- Я люблю музыку, оперу, по возможности стараюсь ходить в театры. Историческая литература, где рассматриваются судьбы людей, описываются люди на протяжении всей жизни, либо даже несколько поколений.

 

- Да Вы просто женщина на пятерку!

 

- Ну, не знаю… Просто так живу…