Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Хроника событий

         

Молодежный фестиваль «Дань Победе» прошел с успехом

 

20-24 мая в КСРК ВОС прошел Молодежный музыкально-патриотический фестиваль «Дань Победе!», который собрал участников из многих городов нашей Родины. Хорошим напутствием для молодых исполнителей стало выступление-конференция на открытие фестиваля единственного действующего слепого офицера Российской армии, участника боев во многих горячих точках страны Алексея Владимировича Климова.

 

- Великая Отечественная война, и это мы все с вами понимаем, от нас становится все дальше во времени. А вот такие вещи, как Чечня, Афган - это уже то, что на наших с вами глазах происходило. И отношение к Великой Отечественной войне одно. Это святое. И оно у нас в прошлом занимает почетное место. А  есть вещи, для нашего сегодняшнего понимания сложные.  Алексей Владимирович, я бы хотел, чтобы вы рассказали об отношении к войне.

- Волею судьбы получилось так, что с 1945-го года наша страна участвовала в 35-ти военных конфликтах. Я на днях открывал мемориал всем погибшим защитникам Калужской области, с 45-го года по сей день. Война – это как ни прискорбно, неотъемлемая часть эволюции. Люди воевали испокон веков: первобытно-общинный строй, феодальный строй и царский режим. Таким образом они развивались, производили совершенное оружие. Это не лучший вариант развития эволюции человечества, но он был, есть и остается с нами всегда. И когда задают вопросы: «А зачем нам служить?» и «Кого мы будем защищать?», это, конечно, прискорбно и печально. Потому что нет приоритетов, нет четкого определения, ради чего мы живем. Если у наших потомков, предков было четкое понимание, что такое мать, отец, страна, Родина, то сейчас эти понятия размыты. Хочу дать свое определение, что такое патриотизм. Прежде всего, это не последняя стадия шовинизма, которую мы часто видим на улицах города. Патриотизм, прежде всего, это чувство. Оно выражается в отношении каждого из нас к истории, культуре своего края, к людям, окружающим нас. Пусть то гости, приезжающие с сопредельных государств, пусть то люди, живущие с нами на лестничной площадке, в нашем городе, в нашем доме. Вот это отношение и есть патриотизм. Его уровень. Вы будете сегодня исполнять песни. Это ваш вызов, ваш ответ, ваше отношение и ваш уровень патриотизма, какой он есть. Нет веры без дела. Только делами можно проявить свое участие и показать свою любовь и отношение к окружающим людям, к истории своего края. В творчестве, в работе, в чем угодно. Когда человек четко понимает определение, что такое Родина, что такое отец, мать, тогда вопросов становится меньше: для чего служить Родине в войсках, для чего воевать? Что касается Северного Кавказа, это было, наверное, неизбежной частью истории развития нашего государства. Могу со всей ответственностью сказать: я был солдатом срочной службы, сержантом, потом офицером. И во всех этих званиях я принимал участие и в планировании, и в проведении боевых операций. Я горжусь тем, что я потомок того поколения, которое завоевало победу. И все, что можно, мы сделали, чтобы отстоять это высокое звание – гражданин той страны, которая победила фашистов.

- В Великой Отечественной войне победили мы. А кто победил в Чечне?

- Дорогие друзья, мы победили потому, что мы русские. Русские – это все национальности нашей великой страны. Мы победили потому, что взяли на себя ответственность быть потомками народа-победителя. И тут никаких комментариев быть не может. То, что продолжают гибнуть наши воины и мирные жители – это было на всем эволюционном этапе развитии государства. Погибали и от бандитизма в центре Москвы, и сейчас погибают наши гражданские и сотрудники правоохранительных органов. Погибают на территории Чеченской республики, Дагестана, на Алтае, в Сибири. Когда я работал старшим офицером второго отдела военного комиссариата Калужской области, мне приходилось заниматься допризывной молодежью, готовить ребят к службе в Вооруженных силах. И очень много возникало вопросов с матерями, которые не хотели пускать своих детей служить Родине в Вооруженных силах. Потому что был пример негативного освещения в средствах массовой информации: война, дедовщина и так далее. Я провел просто математический расчет и анализ. У меня на учете стояло пять тысяч новобранцев. Тысяча из них уши в армию, которых я лично призывал и готовил к службе на секциях, тренировках и показывал мастер-классы. И тысяча человек не пошли в армию по причине отсрочки в институте, в техникуме, ограниченно годных. Так вот, по итогам 2-х лет (тогда еще 2 года служили) из той тысячи, которую я оправил в Вооруженные силы, 70% воевали на Северном Кавказе. Только один вернулся с травмой. Даже не с ранением. А из той тысячи, которые остались здесь, в гражданском обществе, где процветали ненависть, негатив  – 17 погибших молодых людей.

Вдумайтесь, где война? В Чечне, там, где стреляют из автоматов, где минометы, или здесь, в нашей стране, в центре Москвы, в центре Калуги, Новосибирска, где процветает то зло, которое есть. Отсутствие ценностей, которые на сегодняшний день есть в молодежном сознании – это, конечно, печально. У меня есть другие примеры, сотни примеров. Ко мне пришел парень и говорит: «Я хочу в ВДВ». А он по весу и по росту не проходит, я не могу его призвать в ВДВ. В танкисты – да. А в ВДВ не могу, его парашютом унесет. Я звоню командующему ВДВ Шпаку, говорю: «Товарищ генерал, вот такая ситуация». Он мне говорит: «Леха, на таких будет держаться страна». Он лично подписал ночью приказ, который пришел в Калужский военкомат – призвать этого парня в 45-й полк спецназа ВДВ. Так он через год был старшиной роты. И показал, что такое стремление к служению Отечеству.

-Вопрос от Карелии. Армия – это подготовка молодых людей к защите нашей Родины. То, что сейчас они служат год, хватает ли этого, на ваш взгляд, для данной подготовки? И что в системе армии вы бы поменяли?

- Время идет, угрозы меняются, требования меняются. Рядом со мной военнослужащий из Архангельска. Он выполняет обязанности моего адъютанта. Я непосредственно являюсь офицером главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации. И ежедневно занимаюсь с личным составом 154-го отдельного комендантского Преображенского полка. Там, где начинал свою срочную службу. Так вот, на сегодняшний день много что изменилось вообще в подходе к служению. Мы когда два года служили солдатами срочной службы, несли боевые караулы, наряды по столовой, по батальону и так далее. Сейчас военнослужащие от всего этого освобождены. Весь год они занимаются боевой подготовкой. Каждую неделю огневая подготовка. Каждый день 4 часа физподготовки. Тактические занятия. Год для того, чтобы дать элементарные навыки, поверьте мне, достаточно. Сейчас есть приказ верховного главнокомандующего: все части в постоянной боевой готовности сформировать на базе контрактников, профессионалов-специалистов. Потому, что техника меняется, вооружение новое, угрозы новые, воевать должны профессионалы. А готовыми к мобилизации в случае военной опасности от внешних и внутренних угроз должны быть все мужчины без исключения.

- Добрый день. Меня зовут Саенко Александр, Забайкальский край, город Чита. Я являюсь потомком рода забайкальских казаков. В данный момент возрождается казачество. Как вы думаете, есть ли смысл в данной обстановке, именно казаческого полка? То есть, конного казака как военной единицы?

- Во-первых, казачество как элемент подготовки допризывной молодежи к службе в армии и героико-патриотического воспитания молодежи, имеет право быть в гражданском обществе. Второе, что касается штатной боевой единицы. Я вам со всей ответственностью говорю, что даже в период высоких технологий, ведя боевые действия с подготовленными арабами, мы использовали формы и методы боевых действий наших отцов, дедов и прадедов. Не только Второй мировой войны, но и Гражданской войны. И поверьте мне, конный эскадрон или конный полк вполне применим на дальних расстояниях Забайкалья. Почему бы и нет. Когда китайцы прорвут границу, нашим войскам надо будет быстро передвигаться. Поэтому казачьи полки, в моем понимании, имеют право на существование наряду с десантными подразделениями, с подразделениями спецназа ГРУ в вооруженных силах на сегодняшний день.

-Здравствуйте. Меня зовут Стас, Республика Тыва, город Кызыл. Вопрос такой: как вы относитесь к такой вещи, что если я инвалид второй группы, но хотел бы служить в армии.

- Мне есть, что сказать по этому поводу. Я определю людей по инвалидности по их внутреннему состоянию. Те люди, которые имеют ограниченные возможности, зачастую более развиты, более профессионально подготовлены к выживанию в трудных условиях нашей современной жизни. Для меня есть инвалид по внутреннему состоянию, который не понимает, что такое честь, совесть, мать, Родина, страна. Скажу со всей ответственностью: люди, которые по каким-то причинам получили инвалидность, зачастую могут больше принести пользы своей Родине, находясь на тех должностях, где они с полной ответственностью выполняют свои обязанности. Я получил ранение и потерял полностью зрение в 19 лет. И все последующие годы я пытаюсь доказать обществу, что для того, чтобы видеть – не обязательно смотреть. Для того, чтобы слушать – не обязательно слышать. У нас получается зачастую наоборот. Те, кто смотрят, не видят. А те, кто слушает – не слышат тех людей, которые рядом с ними. Поэтому я всею своею жизнью пытаюсь доказать, что нет ограниченно добрых людей. Есть ограниченность внутреннего мира. Инвалидность – это не показатель того, можете вы  служить Родине в полном смысле слова или нет. Я бы индивидуально в каждом конкретном случае рассматривал эти моменты. Я считаю, имеете право.

Я на сегодняшний день просто не имею инвалидности. Я принципиально от нее отказался. Сказал: «Какая инвалидность?» Инвалиды – это те, кто не знает, ради чего служить и ради чего жить в этом обществе. И они инвалиды моральные и духовные, больные люди. А у меня нет проблем. Я, может быть, вижу больше вас и слышу больше вас. Я стараюсь это доказывать делами, а не только высказываниями в моих речах.

-Здравствуйте. Меня зовут Анатолий, город Армавир Краснодарский край. Наверное, вопрос покажется немножко скользким. Президент Путин присвоил Рамзану Кадырову звание героя России. Известно, что Рамзан Кадыров в свое время стрелял в наших солдат. Был на той стороне. Как вы  к этому относитесь?

- Я не могу комментировать действия верховного главнокомандующего. Но что стало причиной награждения? Поверьте мне, просто так награды не присваивают. Если кто-то спекулирует и говорит о том, что награды продаются, награды покупаются – это один  на миллион случаев. Поэтому что стало причиной присвоения звания героя России Рамзану Кадырову, может знать только узкий круг людей. Мне было 18 с половиной лет, когда я туда попал. Рамзан Кадыров был на год младше меня. Мы  с ним встречались в Старых Атагах. Он обеспечивал охрану Гелаева, одиозного бригадного генерала. Я обеспечивал безопасность командующего группировки войск. Я осознанно туда пошел, знал, ради чего иду. Он, возможно, неосознанно воевал на стороне этих людей. Большое количество мирных граждан были введены в заблуждение. Если он вовремя осознал свою ошибку, встал на путь исправления и доказал это делами и преданностью народу Чеченской Республики, народу Российской Федерации, он заслужил эту награду. Когда я вернулся в 19 лет с Северного Кавказа, я был по уровню своего развития слаб, носил в себе ненависть и негативное отношение к людям кавказской национальности.

И был у меня очень интересный случай. Я шел по рынку с сопровождением и охраной. Отталкивали всех, разгоняли. Подошел ко мне старик, и спрашивает: «Сынок, что я тебе сделал плохого?» Я говорю: «Иди отсюда». Оскорбил старика восточной национальности. И он говорит: «Сынок, я приехал, привез дыни, персики, абрикосы. Попросил русских – купите у меня все по 10 рублей. Никто не купил. Я стою и продаю их по 35, по 25 рублей, морожу ноги. Вот ты меня выгонишь, а кто тебе привезет абрикосы и персики?» Я посмотрел тогда на этого старика, и задумался – а чем он хуже меня? Кавказцы – это другая религия. Но и мы не такие как они. Кто хуже – только одному Богу известно. У меня был и остается мой близкий друг Саид Али. Он первый встал на путь сопротивления Дудаеву. И был со мной в боевой связке. Я ушел в 96-м году после ранения, он бежал из Чечни, когда мы подписали Хасавюртовское соглашение в 98-м. В 2002-м году я приехал, и он меня встретил. Он говорит: «Братишка, что же вы нас бросили?» А он чеченец, махровый такой чеченец. Мы с ним спланировали операцию. Мы шли в открытую, все  у нас было чисто, нормально. Проверили блок-посты, и за 5 километров до засады к нему на связь выходят его нукеры, сообщают: там Гелаев. А мы вели Любовь Васильевну Родионову, маму погибшего воина, которому отрубили голову чеченцы. Которого сейчас хотят причислить к лику святых. А мы ехали с ней на место гибели сына. Саид подходит к матери и говорит: «Зачем рисковать ребятами? Пойдем вдвоем». Вот отношение чеченца. Я написал маленький буклет, что надо знать о терроризме. Для домохозяек, детей и подростков. И первые там мои слова написаны: «Терроризм не имеет национальности». Терроризм – это порок, это заблуждение общества.

-Город Новосибирск, Юлия Логинова. Сейчас в России сменился министр обороны, и при правлении прежнего министра усилено сокращались военные кафедры. В Томске сократили целый военно-медицинский институт. Как вы считаете, стоит вообще возобновлять это?

- Дорогие друзья,  я такой же, как  вы, член этого общества. Мне не безразличны те реформы, которые происходят во всех сферах жизни нашего общества, и в том числе, Министерства обороны. Я уже говорил о том, что каждый гражданин Российской Федерации, тем более мужского пола, обязан знать элементарные навыки – как защитить себя, свою семью, свой город, страну от внешних и внутренних угроз. И как форму подготовки военные кафедры надо возрождать. Как бы я хотел быть активным участником всех процессов, происходящих в нашей стране, не только в реформе вооруженных сил, но и в системе государственного строительства. Но пока я не знаю, как дойти до министра обороны или до Верховного Главнокомандующего  и выразить свою точку зрения. Да, у нас есть такие системы как  институты гражданского общества, народный фронт. Но меня ни там, ни там нет. Потому что я действующий офицер, мне нельзя быть членом политической партии. У меня ограниченная возможность доступа к первым лицам нашего региона. Но я хотел бы верить, что те вопросы, которые вы задаете, станут предметом моего обсуждения с Верховным Главнокомандующим, когда я с ним встречусь.

-Эдуард Воробьев, Кемеровская область. Первый вопрос: как вы относитесь к деятельности неправительственных организаций, таких как «Мемориал», которые занимаются увековечиванием памяти о Великой Отечественной войне, о ее  погибших. И второй вопрос: как вы относитесь к тому, что в побежденной стране в Федеративной республике Германия человек, который записывает на мобильный телефон в качестве рингтона какой-нибудь нацистский марш, садится в тюрьму. А в стране-победителе человек, который публично заявляет, что «вас Гитлер не дорезал», остается на свободе?

- Как я отношусь к тем, кто занимается увековечиванием памяти погибших? Однозначно положительно. Независимо от того, как они называются. «Общество памяти», «Мемориал», поисковые отряды. Есть юридическая форма и финансирование этих мероприятий. Есть общественные организации, которые ведут эту работу только на пожертвование лично членов клуба. Есть организации, которые ведут эту работу совместно с органами государственной исполнительной власти субъектов федерации. Есть организации, которые ведут эту работу за счет федеральных средств. В составе Министерства обороны созданы такие структурные подразделения. Есть организация «Мемориал», которая ведет важную работу по поиску и увековечиванию памяти погибших. Но средства, которые она использует в своей работе, являются иностранными. И ничего в этом зазорного нет. Что касается отношения жителей Германии к националистическим высказываниям. Немцы, наверное, сполна познали, что такое нацизм и к чему это привело. Страна была на грани ликвидации. А молодое поколение, возможно, не до конца осознало это. Выход один – надо укреплять институты гражданского общества. Всероссийское Общество Слепых, общественная организация «Память», «Поиск», патриотические клубы, которые бы несли идеологию толерантности отношения, независимо от национальности каждого из нас. У нас полностью провалена пропаганда истории. Большая часть молодежи подвергнута националистическим призывам. Потому что нет альтернативы. Я считаю, здесь надо проводить профилактику. Репрессии в данный момент не приведут ни к чему хорошему.

-Пермский край, Алексей Якимов. Первый вопрос. Вы узнаете, что одного из товарищей сослуживцы каким-то образом притесняют. Как  бы вы эту ситуацию разрешили? И второй вопрос: хотелось бы услышать ваше отношение к Комитету солдатских матерей.

- Когда я приходил в учебные заведения, профтехучилища, общался с допризывной молодежью, они говорили: «Мы в армию не пойдем, дедовщина». Я говорю: «Так, дорогие мои, а теперь скажите, что такое «дедовщина»?» Никто не мог дать определения. Я им и говорю: «Дедовщина – это проекция гражданского общества в военной среде». Это подавление младшего старшим. Это в большей степени процветает и в нашем обществе. Первокурсник получает стипендию, а третьекурсник ее отнимает. Третьеклассник идет по коридору, пятиклассник ему отвешивает подзатыльник. Семиклассник заставляет пятиклассника бегать за сигаретами, за пивом. Когда старший в трудовом коллективе ставит непосильную задачу больше младшему и слабому. Это все есть в гражданском обществе. В армии этого, поверьте, с учетом устава,  с учетом ограниченного пространства, с учетом многих факторов, в сотни, а то и в тысячи раз меньше. Есть единичные случаи, когда неосознанно плохо воспитанный молодой человек, чувствуя в себе силы, начинает принижать более слабого. Какие могут быть меры воздействия? Есть педагогика и психология. Во-первых, надо постараться отдельно с каждым из них поговорить. Того, который слабый и подвергается притеснению, заставить поверить в свою внутреннюю силу. Того, который принижает слабого, тоже надо вызвать один на один и постараться поставить на место униженного. Обижать слабого – это проявление как раз слабости. Надо просто донести ему, что его сила должна проявляться, наоборот, в добре по отношению к слабому.

Комитет солдатских матерей - кто-то их называет пособниками НАТО, так как они разлагают вооруженный силы, защищая своих детей. Сама организация, Комитет солдатских матерей хорошая. Другое дело, кто и как использует эти инструменты для защиты своих прав и интересов. Я был участником создания Комитета семи погибших военнослужащих. Он основывался на базе Комитета солдатских матерей. Есть очень многие мамы, у которых сыновья  отслужили, они продолжают в этом комитете состоять, приходить на занятия с личным составом, рассказывать о том, как служил их сын. Другое дело, что некоторые кричат: «Мы комитет солдатских матерей. Мы себя так назвали, наши дети не пойдут в армию». Это отрицательные моменты, пособничество НАТО. В общем и целом я к этому отношусь как к институту гражданского общества, который помогает вооруженным силам формировать личность допризывной молодежи.

 

Итогами прошедшего фестиваля с нами поделился Председатель совета поддержки молодежи при Центральном правлении ВОС Анатолий Попко.

- Молодежный фестиваль «Дань Победе» в этом году проводился впервые. Его основная идея - собрать в Москве молодых ребят, молодые коллективы, которые у нас есть в региональных организациях. И предоставить им возможность отдать творческую дань Победе. Потому что ветеранов Великой Отечественной войны остается все меньше и меньше. И мы пытались  дать возможность творчески для себя этот вопрос пережить. Ключевой момент этого мероприятия – творческая составляющая. Естественно, не обошлось и без учебной составляющей, и без экскурсионной программы. Мастер-классы были довольно интересные. Это именно фестиваль, где была конкурсная работа, вживую сыгранное, спетое, пережитое. На военно-патриотическую тематику.

- По какому принципу отбирались участники? Это все желающие, или были какие-то критерии отбора?

- Отбор, как таковой, осуществлял председатель каждой региональной организации, рекомендовал для участия тот или иной коллектив. Естественно, мы просили, чтобы коллективы, которые приезжают к нам, или исполнители прислали нам свои аудиозаписи. Или дипломы  с городских, районных конкурсов и мероприятий. Потому что мы хотели поддержать достаточно высокий уровень. Требования к молодежному коллективу – это от одного до четырех человек. Возраст от 18 до 40 лет.

- В последний день на фестивале была встреча с руководством ВОС. Можно немножко поподробнее об этом?

- В Москву съехалась творческая интеллигенция молодого возраста - люди, которых волнуют проблемы Всероссийского Общества Слепых. И посыл от руководства был такой. Что фестиваль фестивалем, это важно и нужно. Творческая компонента – она главная в этом вопросе. Но еще было бы интересно поставить и обсудить проблему формирования института дублеров во Всероссийском Обществе Слепых. Не секрет, что во многих регионах такой институт уже появляется. Идея создания института дублеров такова. Всероссийское Общество Слепых – это в некотором смысле государство в государстве. Со своей структурой, со своими руководящими органами, со своими подразделениями, проблемами. И смысл создания дублеров как раз заключается в том, чтобы дать возможность молодым людям влиять на решения, например, региональных организаций ВОС или Центрального Правления. Вторая задача дублеров - обеспечить представительство интересов. То есть дублер – человек, который выполняет те же функции, с теми же задачами, пусть в меньшем объеме, но с теми же задачами сталкивается, что и руководство региональной организации, он должен сам принимать решения. Часто эти решения будут правильными. Часто это решения могут быть оригинальными. Это позволит молодому человеку проявить себя. Это позволит региональной организации ВОС подпитаться конкретными идеями. Потому что работа с молодежью невозможна без принятия со стороны молодежи каких-то решений. Естественно, предусматриваются механизмы контроля, отчетности. Сейчас речь идет о том, чтобы в ВОСе был создан орган-дублер Центрального Правления. В пятницу на встрече с руководством, эта проблема поднималась. Мы разделили всех участников на три группы, и каждая прошла через обсуждение этой проблемы. Одна часть ставила себя на место молодежи и думала, какие функции могли бы решать дублеры, как представители незрячей молодежи. Вторая часть ставила себя на место Правления региональной организации ВОС, и тоже думала, на что готова пойти региональная организация для того, чтобы дублеры  решали те задачи, которые на них возлагаются. Третья часть была непосредственно дублерами. Думаю, что большая часть участников фестиваля что-то полезное для себя из этого извлекла.

- А можно примеры, какие ситуации обыгрывались.

- Мы делили группу из 45-ти человек на три части. И каждая из этих групп брала на себя роль молодежи. Я  ставил задачу своим группам, они были правлением региональной организации. И мы просили в каждой группе ответить на три ключевых вопроса. Первое – почему будут работать дублеры? Что будет двигать людьми, которые хотят быть дублерами. И надо сказать, ответы были очень разные. Наиболее распространенный ответ, это возможность влиять на решения, что-то полезное сделать, привнести что-то свое в решение  проблем инвалидов по зрению. Естественно, важным мотивом была и финансовая составляющая. Если за это будут платить, работа будет делаться эффективнее. Второй вопрос, который мы задавали, это что именно должны делать дублеры, в каких сферах можно им доверить решение. Имея в виду, что у нас уже есть сформировавшаяся структура Всероссийского Общества Слепых. И третий вопрос – это финансовое обеспечение деятельности самих дублеров. Во-первых, это вопрос о заработной плате. И очень многие ребята, которые могли бы чисто теоретически работать дублерами, говорили, что совсем не обязательно за это платить. А второй момент, и это все подчеркивали, дублерам нужен бюджет. Для того, чтобы этот институт нормально работал, он должен иметь возможность подконтрольно распоряжаться деньгами в уставных целях Всероссийского Общества Слепых.

-Давайте тогда про итоги. Что участники получили в моральном, может, материальном плане? Наверное, победители были? Или все были победителями?

-Конкурсная часть, конечно, была. Смысл творческой составляющей был в том, чтобы сначала отрепетировать на большой сцене КСРК ВОС свою конкурсную программу, предъявить ее на суд жюри. Жюри отбирало участников фестиваля для нашего итогового концерта. По большому счету, каких-то мест или призов здесь не было. Было 20 участников концерта. Председателем жюри стала Наталья Гапиенко - председатель Волгоградской региональной организации ВОС. Она лауреат международного конкурса «Филантроп». Этот концерт транслировался в прямом эфире. Я сейчас не хочу называть имена-фамилии. Все эти материалы будут обязательно доступны. Но вот номера, которые сильно царапают. Например, девушка выходит на сцену и говорит: «Вот я написала сама песню. И я посвящаю ее своей бабушке, которая всю войну пробыла в плену в концлагере. И там умерла». Кто скажет, что это простая тема, пусть первым бросит в меня камень. Потому что и петь это сложно, и пережить это сложно, и в мозгу уложить это сложно. Я бы, подводя совсем серьезные итоги, сказал, что фестивальности не хватало. Все-таки, мы находимся в Обществе Слепых, которое само по себе консервативно. На фестивальной программе был сухой закон. Ни пива, ни, тем более, крепких алкогольных напитков участникам не предлагалось. Итоговый концерт напоминал больше не итог молодежного фестиваля, а скорее был академическим. Наверное, не хватало какой-то молодежности. Я, как организатор, хотел видеть именно живых исполнителей, которые играют на музыкальных инструментах. Особенно молодежные коллективы. Были несколько таких коллективов. Мне бы хотелось, чтобы их было больше. В идеале, если будет возможность провести второй такой фестиваль, конечно, хорошо бы сделать его на открытом воздухе. Есть же подобные очень интересные молодежные фестивали, «Нашествие», «Рок над Волгой». И мне бы хотелось, чтобы в эту сторону начало двигаться наше молодежное движение. Нам нужно быть более интересными для самих себя. Потому что мы всегда задаемся вопросом – а если бы мне пришлось купить билет на такой концерт, я бы купил его или нет?

- По итогам фестиваля будут  выпущены компакт-диски?

-Обязательно. Пока фестиваль шел, был набран, и здесь радио ВОС сработало великолепно, очень большой аудиоматериал. Практически все, что можно было записать, было записано. Мы постараемся выпустить диск. «Дань Победе». Постараемся выложить эти записи, чтобы ребята могли их скачать.

-  Есть жалобы в руководстве, что молодежь с проблемами по зрению не очень активно идет в Общество Слепых, поскольку не видит никаких для себя моральных, материальных благ. Подобные мероприятия будут способствовать активности  молодежи для вступления в ВОС?

- Если Общество Слепых сможет сделать подобные мероприятия интересными, молодежь будет приходить. Если Общество Слепых будет продолжать консервативную позицию, что сама молодежь должна суетиться, это будет сделать сложнее. Если есть содержание, тем более интересное, как у этого фестиваля, то тогда молодежь пойдет. А если мы будем загонять сюда людей, должен прийти – и все, то мы рискуем существенно понизить качество мероприятия  и сделать его неинтересным. Потому что очень легко убить идею на корню. Стали же интересными молодежные форумы, туда люди хотят прийти. А если взять и тупо повторить программу форума, которая была в прошлом году, и сделать то же самое сейчас – молодежь туда не пойдет. Такая важная задача отдела по работе с молодежью и молодежного движения как раз состоит в том, чтобы понять, что интересно молодежи, и включить это в виде мероприятий в работу. И сделать Общество Слепых интересным для молодых инвалидов по зрению.