Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

   Человек, коллектив, общество

 

СЧАСТЛИВА НА 80%

 

Всегда интересно встречать людей ярких, самобытных, с активной жизненной позицией. Среди ВОС-овской молодёжи таких немало. Как правило, они буквально заражают окружающих своей кипучей энергией. Можно утверждать, что это прирождённые лидеры, и часто сама жизнь выдвигает их на первый план. Наш корреспондент Антон Кротков познакомился с яркой представительницей поколения молодых и амбициозных активистов. Знакомьтесь: Анна Александровна Голдина, Председатель Соликамской местной организации ВОС.

 

- Мне 27 лет, замужем. Закончила Кунгурский техникум-интернат для инвалидов, по профессии экономист-бухгалтер. В 2005-м я устроилась на УПП ВОС в городе Соликамске. Некоторое время была просто активистом, затем в 2007-м году стала формировать вокруг себя молодежную группу,  заинтересовывать людей какими-то проектами, как-то сдвигать их с места, чтобы не сидели дома. В 2009-м меня официально оформили руководителем молодежной группы, мы ее назвали «Магистр». Вначале ядро нашей группы составляли всего три человека, затем нас стало пять – семь и так далее. На данный момент у меня в организации 40 человек, на большинство из них я могу положиться, как на верных соратников.  

В 2010-м году меня ввели в состав членов бюро нашей местной организации для организации работы с молодыми инвалидами по зрению. И в том же 2010-м году мне предложили занять должность председателя местной организации. И по настоящее время я занимаю эту должность. Счастлива и удовлетворена. Без этой работы не могу ни жить, ни дышать. Я ее действительно обожаю, иду на нее с удовольствием. И рада, что с молодыми ребятами, с которыми начинала участвовать в 2007-м в краевых творческих конкурсах, мы сейчас очень дружим, ходим друг к другу в гости, приглашаем на дни Рождения.

 

- Какая у вас была мотивация занять этот пост?

 

- Сомневалась, конечно, боялась ответственности, думала. Но, откровенно сказать, на предприятии мне было тесно. Хотелось попробовать что-то новое. Мне казалось, что я справлюсь. И, слава Богу, мои ожидания оправдались. Я считаю, что работа у нас идет на хорошем уровне. Это нынче подтвердила отчетная конференция. Из 20 делегатов 16 поставили работе председателя оценку «хорошо», остальные поставили «отлично».

 

- Как вы считаете, вас изменила лидерская работа?

 

- Я, между прочим, этот же вопрос задаю своему близкому окружению: супругу, бабушке: «Изменилась ли я за эти два года?». Они отвечают: «В лучшую сторону». Видимо, я стала серьезнее. Люди то приходят ко мне, как к председателю, с разными проблемами. И ты должен всех спокойно выслушать, и постараться каким-то образом помочь. Например, кто-то жалуется, что у него перед подъездом дворники не убрали снег. Приходиться выходить на связь с управляющей компанией и разбираться. В общем, приходиться общаться с разными руководителями и чиновниками города. И тут важно быть корректным, серьёзным, с твёрдо поставленной точкой зрения.

 

- Всегда ли удается найти общий язык с местными органами власти, и теми структурами, которые могли бы вам помочь?

 

- Я не могу сказать, что сложно работать с властью. Правда, поначалу, в первые полгода было какое-то смущение. Но на данный момент, мы неплохо понимаем друг друга.  При администрации города была создана рабочая группа по безбарьерной среде для инвалидов и вообще маломобильных граждан. Меня включили в эту комиссию. Раз в месяц собираемся, обсуждаем текущие проблемы. И могу сказать, что при новом заместителе главы администрации стали действительно очищаться крупные тротуары, убираются столбы, которые мешают движению незрячих.

Конечно, не все делается сразу, но, по крайней мере меня слышат те, кто ответственен за устранение проблем, и стараются реагировать. Если, допустим, ломается звуковой сигнал светофора на перекрестке, то в течение двух дней приезжают техники и меняют оборудование. Это не может не радовать.

 

- То есть, вы считаете, что лидеру вроде вас можно полностью реализоваться в системе сегодняшний ВОС?

 

- Полагаю, да. Но, опять же, как ты сам себе создашь условия. Я стала вокруг себя формировать молодежную группу. Потому что понимаю, что везде нужны помощники.

 

- Что сегодня молодые, в частности дети, которые учатся в специализированных интернатах, знают о ВОС? И насколько необходимо с ними работать уже на стадии школы?

 

- У меня в организации на учете 10 детей-инвалидов, из них учатся в Пермской школе-интернате для слабовидящих детей трое. Там до воспитанников доносят информацию об Обществе в полном объеме. Думаю, они прекрасно понимают, что такое ВОС, как оно работает. Что касаемо деток, которые учатся  в обычных зрячих школах города Соликамска, то если два с половиной года назад, когда я приступала к обязанности председателя, на наши детские мероприятие, - какие-то мастер-классы, выезды на природу, - приходило 2-3 ребенка, то сейчас их уже приходит 7-8. Интересно, что на одном из наших мероприятий мы посадили слабовидящих деток вместе со зрячими ребятами. И оказалось, зрячие малыши совершенно нормально воспринимают слабовидящих товарищей. То же самое происходит и наоборот.

 Меня радует, что сейчас родители воспринимают Общество Слепых, как центр какой-то психологической поддержки и разносторонней реабилитации. К счастью, проходят времена, когда принадлежность к Обществу слепых считалась чуть ли не клеймом. Люди начинают осознавать, что у нас можно получить не только подарки к Новому году, но и какую-то серьёзную поддержку.

 

- И, тем не менее, многие молодые люди сейчас не торопятся вступать в ВОС. Как вы думаете, почему?

 

- Наверное потому, что некоторые инвалиды люди в наше время работают в организациях со зрячими коллегами. В связи с этим, они, возможно, пытаются отрицать свою принадлежность к среде инвалидов… Не знаю...

Есть и такие, которые потребительски относятся к Обществу. И это разочаровывает очень сильно.

 

- А как вы считаете, наше российское общество в целом становится более толерантным по отношению к инвалидам?

 

- Могу поделиться собственными впечатлениями по этому поводу: у меня 50% друзей, это члены нашего Общества с отсутствием зрения, а остальные зрячие. И я не чувствую собственной ущербности, скорее наоборот, мне абсолютно комфортно среди этих людей.

Или в транспорте: я не замечала какого-то негативного отношения к нашим людям. Скорее, наоборот. Приведу такой пример: у меня в организации есть семья Бибиковых, они оба тотально слепые. Супруг является еще и слабослышащим. И они всегда ходят парой до нашего местного предприятия УПП ВОС и до офиса местной организации. И вот на улице к ним неоднократно подходили люди, которым казалось, что незрячая пара сбилась с пути и предлагали свою помощь. Другое дело, что часто сердобольные граждане действуют не совсем правильно, то есть подбегают и с  ходу объявляют:

- Вам помочь?!

Затем хватают за руку и тащат через дорогу. Так они немного даже ошарашивают незрячих. Но всё равно, важно, что многие люди действительно искренне готовы помочь. И я считаю, что, наконец-то мы всё-таки пришли в 21 веке к тому, что в обществе утверждается мнение о слепых и слабовидящих людях, и вообще об инвалидах, как о полноправных гражданах с нормальным творческим, профессиональным и гражданским потенциалом, которые просто нуждаются в определённой заботе.   

В этой связи, хочу снова сослаться на собственный опыт. Я училась в зрячей школе. То есть, сначала три года я проходила в школу для слабовидящих детей в городе Перми, а затем мама посчитала, что мне нужно учиться рядом с домом, и отдала меня в обычную десятилетку. В той школе одноклассники меня всячески шпыняли. Но мы  были детьми, а дети, особенно подростки, как известно жестокий народ. Я отличалась от своих сверстников,  ведь у меня альбинизм.

Но потом ты вырастаешь и показываешь тем, кто рядом, что ты довольно-таки неглупый человек, с богатым внутренним миром, что с тобой можно побеседовать на интересные темы, что у тебя есть какие-то таланты: ты можешь станцевать, поиграть в шашки,  в шахматы. И отношение к тебе начинает меняться. То есть,  по своему опыту я не раз видела, как меняется отношение к тебе – к инвалиду, когда окружающие начинают видеть в тебе не только ограниченное болезнью физическое тело, а личность.  Думаю, люди стали понимать, что инвалиды ничем не отличаются от здоровых людей, а порой даже, наоборот, в чем-то их лучше.

 

- Вы постоянно общаетесь с ВОС-вской молодежью. А о чем мечтают современные молодые люди из вашей организации? Кем они хотят стать? Как они видят свою жизнь?

 

- У каждого по-разному. Например, в моей организации есть очень хороший спортсмен по конькобежному спорту. Он недавно женился, будущий папа. Вот у него сбылась одна мечта. Сейчас он получает высшее образование в Челябинском институте физической культуры.

То есть, у каждого своя цель и люди к ним стремятся. Когда мы сидим в неофициальной обстановке,  общаемся, я думаю это и есть то, о чем мечтают многие мои соратники - быть в гармонии с самим собой, быть в гармонии с окружающими людьми.

 

- Но ведь бывает и так, что во время учёбы в интернате молодым людям рассказывают, что перед ними открыты все дороги и они вольны выбрать себе любое будущее, а потом, столкнувшись с суровой взрослой жизнью, выпускники понимают, что возможностей для реализации у них практически нет. Вы с этим сталкивались?

 

- Если ты поставил себе цель, нет ничего невозможного, всё в твоих руках. Среди слепых людей очень много юристов, психологов, журналистов.

Я понимаю, что где-то нужен и пинок, а где-то верное плечо. Необходимо сопровождение, если ты тотально слепой. Но все эти вопросы можно решить. А возможности для самореализации – они действительно есть и их немало. Существуют учреждения для нашей категории людей, тот же Кисловодский колледж массажистов, например, где абсолютно нормально воспринимают инвалидов по зрению. Я могу сказать, что нет ничего невозможного. Если сильно захотеть, то можно и получить образование и устроиться на интересную работу.

Если же говорить конкретно о нашем городе, то местный Центр занятости населения очень будет рад, если к ним обратиться инвалид по зрению. Сейчас очень хорошие программы есть от Центров занятости. Выделяются необходимые бюджетные деньги на обучение инвалидов. Поэтому я считаю, что здесь все зависит только от человека – его мотивации и характера.

 

- А для руководителей местных организаций существуют какие-то менеджерские курсы?

 

- Да, есть институт «Реакомп». Я обучалась там как вновь избранный председатель в 2011-м году, за что им очень благодарна, и своему Пермскому краевому правлению тоже, за то что получила много полезной информации.  Очень много часов на занятиях было отведено тифлопсихологии, - тому, как правильно общаться с детьми-инвалидами и их родителями, с молодежью, с пожилыми людьми. Я очень довольная уехала после этих курсов. Даже мой секретарь говорит:

- Ты после учебы приезжаешь, мы от тебя устаём.

Действительно, приезжаешь окрылённая, когда тебе всё разложили по полочкам, разжевали, и ты знаешь, как теперь надо работать. Если раньше я,  считала, исходя из своего темперамента,  что необходимо активно убеждать людей идти на какое-то мероприятие или записываться в новый кружок, то теперь я понимаю, что, прежде всего, нужно быть достаточно деликатной, не давить. Потому что кого-то ты можешь этой своей эмоциональностью отпугнуть. К тому же у всех разные интересы и разные физические возможности, и это тоже необходимо учитывать.

Я постоянно учусь чему-то новому. Так в  декабре участвовала в научной технологической конференции в институте «Реакомп» в Москве, посвящённой работе местных организаций. На эту конференцию приезжали с разных регионов председатели, либо актив.  Мы пообщались. Они все проходили курсы менеджмента, и я вижу, что это очень им пошло на пользу. Поэтому в этом году хочу тоже подать заявочку на такое обучение.

 У нас в городе сменилось несколько человек в администрации, курирующих общественные организации. С приходом новых людей  стало больше организовываться  курсов, цель которых научить грамотно писать проекты. На такие курсы приглашают председателей общественных организаций. Были также курсы, на которых нас учили правильно общаться с пожилыми людьми. Это у нас ранимая категория людей.

- Во время учебы вы наверняка много общались с другими молодыми лидерами. Какое впечатление  осталось от этих встреч?

 

- Замечательное! Я со многими поддерживаю очень хорошие отношения, мы переписываемся, делимся новостями. Коллеги из других городов просят прислать им какие-то сценарии, интересные идеи, а я у них. Когда у меня был семейный юбилей - пять лет свадьбы,  многие меня поздравили, несмотря на то, что с кем-то мы не виделись уже несколько лет. Это приятно. Я всегда говорю: «ВОС – это же такая сила! Если держаться друг за друга – мы горы свернём».

 

- Как у вас складываются отношения с руководством Пермской краевой организации ВОС?

 

- На мой взгляд, у нас замечательные отношения с председателем краевой организации Бухавцевым Николаем Александровичем и с сотрудниками организационного отдела нашего Пермского ДК ВОС.

Конечно, бывает, что я где-то допускаю ошибки, не без этого. Бывает, что и ругают меня за это. Но всё же гораздо чаще Николай Александрович мне что-то подсказывает, старается помочь, направить на путь истинный. А ошибки…так ведь не ошибается тот, кто не работает. Поэтому, я считаю, что с руководством у меня отношения замечательные. Я очень уважаю своего руководителя, ценю его за то, что он поддержал мою кандидатуру, дал мне возможность быть на этом замечательном месте. Я постоянно чувствую его поддержку. Задумала я краевой слет молодежи организовать в июне, позвонила начальству:

- Николай Александрович, - спрашиваю, - как вам такая идея?

Конечно, он поддержал:

- Да, давай, - говорит, - составь программу, посмотрим вместе.

То есть, на мой взгляд, мне повезло, что у нас с руководством всё складывается так гармонично.

 

-  Какие у вас ближайшие планы,  мечты?

 

- На высоком уровне провести слет молодых инвалидов, не упустить ни одной детали.

По поводу развития собственной карьеры, - честно говоря, пока на эту тему не слишком задумываюсь. Конечно, хочется получить высшее образование в сфере культуры. Но пока на это у меня, к сожалению, нет времени. Сейчас для меня на первом месте моя работа. Мне очень приятно, что меня, как председателя местной организации Общества Слепых знают, здороваются, даже в магазинах. Не то, что это утешение лично меня, мне приятно думать, что земляки отдают дань уважения организации, которую я представляю. И конечно мне очень нравится, что я могу на этой своей должности самореализоваться, принести пользу людям, сделать этот мир, пусть чуточку, но лучше.

 

- Как я понял, вы считаете себя счастливым человеком?

 

- На 80% да. Вот когда я реализуюсь, как мама, я думаю, это будет уже на все 100%. Я считаю, что у меня замечательный супруг, у меня отличная работа, на которую я хожу с хорошим настроением. У меня отличные друзья, у меня хорошие коллеги, замечательное руководство. О чем еще я могу мечтать? Только стать мамой. А дальше все пусть идет так,  как оно идет.