Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 Организация ВОС крупным планом

ЕЕ ЛЮБВИ ХВАТАЕТ НА ВСЕХ

 

     Болезнь глаз у Розы Ивановны Ильиной началась в раннем детстве. Но это не помешало женщине вести активный образ жизни, которую она посвятила педагогике. Сегодня Роза Ивановна занимает должность Председателя муниципальной первичной организации «Южный Порт» ВОС.

 

- Я родилась в тридцать восьмом году и когда началась война, мне было почти три года. Мы уехали в Орловскую область к моей бабушке, которая жила в деревне. Думали, там будет спокойнее, чем в Москве. Потому что здесь уже начались бомбардировки, и маме со мной и сестрой, всего на два года старше меня, было тяжело. А отец уже был призван на фронт.  А у меня, в самом детстве, когда мне был годик, после кори произошло осложнение на глаза и мои родители меня лечили еще до войны, обращались к врачам, которые уверяли, что раз есть еще остаточное зрение, может быть, меня и вылечат. А тут началась война, и мы, въехав в Орловскую область, оказались в оккупации. И даже в нашем доме стояли немцы. И бабушка такой рассказывала эпизод, что пожилой немец, взял меня на руки, когда я ночью заплакала, качает и говорит: «матка, такой у меня, такой киндер». Они, в общем, шли поневоле воевать. К сорок третьему году как раз начались военные действия, фронт наш начал наступать. И немцы, которые стояли на посту, предупредили: «матка,  жечь будем». И мы кое-какие вещи закопали, ушли из дома, только отошли - и дом загорелся. Ну и попали после этого в эвакуацию. А сначала жили где-то в землянках, потом нас переселили в Елец. Я была маленькая, ходила в детский садик, а мама работала. Собирали колоски на поле, чем-то питаться. В сорок четвертом году мы приехали в Москву. 

- Ваше зрение тогда было…

- Зрение уже тогда плохое было, лечение приостановилось. И я уже видела плохо.

- Вы в очках ходили?

- Совсем маленькой дошкольницей - нет. А когда пошла в школу, тогда уже стала носить очки. Но я училась в обычной школе, не для слепых. Мечтала быть учительницей с самого детства. Играла в куклы, все их сажала, учила. А потом, в школе я была все время пионервожатой. Училась в девятом классе, а пионервожатой была в пятом классе. Такое стремление к педагогике у меня осталось на всю жизнь. И когда я закончила школу, то пошла искать работу. А работать меня нигде не принимали, потому что зрение-то плохое. И тогда мне мой один очень хороший знакомый, корреспондент в журнале «Огонек», говорит: «Ты знаешь что, Роза, - есть такое общество слепых, вступи-ка ты в него». И вот в восемнадцать лет  узнала, как это делается, пошла проходить ВТЭК, а мне врачи и говорят: «как же ты, девочка, училась в массовой школе с таким зрением?» А я сидела на первой парте, училась неплохо. Очень любила литературу, историю.

- Вы, наверное, отличницей были, не скромничайте.

- Нет, нет, нет, я училась в основном на 4 и 5, но по математике и по физике были и троечки. Я вступила в общество слепых и пошла сразу устраиваться на работу. И меня направили на щеточную фабрику. Я пришла, посмотрела на производство и говорю: «ни за что не буду здесь работать». И мне тогда предлагают: «знаете что, у нас открывается предприятие на Багратионовской, электромеханическое направление. Попробуйте туда устроиться». И я в этот промежуток времени, пока оно открылось, работала в обычной школе секретарем. А когда оно в апреле пятьдесят седьмого года открылось, я пошла работать на это предприятие. Там я проработала с пятьдесят седьмого по шестьдесят четвертый год. Я очень благодарна Попову Владимиру Васильевичу, потому что он меня послал учиться на курсы мастеров. Тогда такие двухгодичные были курсы. Я закончила эти курсы и стала мастером по надомникам - обучала их забивать патроны в электророзетку. Мне эта работа очень нравилась. Я ездила по всей Москве, очень уставала, но мне нравилось встречаться с людьми. Это были люди, прошедшие войну. И они столько рассказывали о себе, столько было интересных историй об их жизни. Я записывала эти встречи. Даже отдельных людей помню - где жил и что рассказывал.

Я поступила в шестьдесят первом году в Педагогический Институт. Сначала я поступала на журналистику, но не прошла по конкурсу - не добрала одного балла по английскому. И пошла в педагогический. На исторический факультет. И пошла я на вечернее отделение, мне не хотелось оставлять работу на предприятии. Мне нравилась эта работа по надомникам. Я там освоила еще много операций по сборке патронов. Мы работали в контакте с заводом «Динамо» и они нам давали интересные задания: сборка сопротивлений для электромоторов в метро, в электричках. Собирала патроны, на конвейере работала.

А потом, когда проучилась три курса института, нам, в педагогическом институте, сказали: «надо устраиваться по профилю». То есть идти в школу. А я все время мечтала о детском доме. Не знаю, почему-то меня тянуло к таким детям, я писала курсовую работу по становлению детей в детском доме и пошла работать в детский дом. Наверное мне везло на то, что все время в жизни встречались хорошие люди. И там был директор Виктор Алексеевич Ротов. Сам прошел гражданскую войну, очень интересный человек был. И он мне говорит: «Знаете что, Роза, вам не надо сейчас быть воспитателем, а побудьте сначала вожатой в детском доме. Посмотрите этих детей, привыкнете к ним. Потому что у воспитателя очень много хозяйственной работы». Детей ведь надо было одевать, кормить, мыть их, в общем, такая работа, как у настоящей мамы. А я тогда совсем молодая была. Очень любила везде ходить, ездить. И я года два проработала вожатой. И очень любила я ребят. Они, зная, когда я приду на работу, к остановке автобусной прибегали, встречали меня. Ездила я с ними много, в походы ходила, детский дом был хороший. Сейчас много говорят об ужасах детского дома.

Честно скажу, мне это не понятно. У нас был хороший детский дом. Главный такой орган был - совет воспитанников. Мы все вопросы решали вместе по устройству детского дома, быту детей, по проведению праздников на этом совете воспитанников. Был хороший педагогический коллектив. Я в шестьдесят первом году вышла замуж, и у меня в шестьдесят седьмом году родился ребеночек.

- Мальчик, девочка?

- Мальчик. Сашенька. И тогда я, когда уже пришла после декретного отпуска, мне директор говорит: «Роза Ивановна, вы теперь стали взрослой, настоящая мама. Мы вам даем работу  воспитателя». И я работала воспитателем. Была у меня группа детей, третий-четвертый класс. Очень любила их. Я проработала так до шестьдесят девятого года в этом детском доме. А потом мы переехали на другое место жительства, и мне стало очень тяжело ездить в детский дом. Потому что совсем другой район Москвы. Тот детский дом был, где Тимирязевская академия, а мы переехали в Нагатино. И тогда я пошла в РОНО и мне предложили работу учителя истории в школе. Там от нового дома школа близко была. И я пошла учителем работать. Там тоже был очень хороший директор, замечательный педагогический коллектив. Я поработала года два учителем истории, молодая была, такая боевая, активная. И директор тогда мне говорит: «Знаешь, Роза Ивановна, будешь моим заместителем директора по воспитательной работе». И я вступила в партию, и стала одновременно учителем истории и заместителем директора по воспитательной работе. Очень интересная получилась работа с детьми: ездили в трудовые лагеря в Краснодарский край в станицу Кущевского района. Собирали черешню, пололи огурцы. И ребятки получили там небольшую зарплату, мы вели их учёт рабочего времени. Комитет комсомола был очень у меня в школе хороший, сильный.

     В семьдесят пятом году у меня родился второй мальчик. И когда я в семьдесят шестом году пришла в школу, вызвали меня в РОНО и говорят: «Роза Ивановна, решили мы вас направить сотрудником в детский дом». И этот детский дом от Московской железной дороги был. Тоже другой район Москвы, ближе к Войковской. Ну, что делать, потянуло в местный детский дом. Пошла воспитателем и заместителем директора по воспитательной работе. Но там детский дом был немножко необычный - семейного типа. Там были дети с трех до восемнадцати лет, из дома ребенка или дети-сироты тех родителей, которые погибли в железнодорожных катастрофах.  И это были нормальные, здоровые ребята. Тоже у нас руководящий орган совета воспитанников, пионерская дружина, защищали мы и Луиса Корвалана, были у нас и гости из Чили. Вообще,  была у нас очень сильная воспитательная работа. Вот чего сейчас, наверное, не хватает в школах. Но вы знаете, у меня получилось так, что дети мои были вполне обеспечены. Девочкам старшеклассникам даже заказывали платья в ателье. Врачи нас обслуживали из железнодорожной больницы. Если ребенок болел, мы его клали в эту больницу. Мне очень запомнился случай, когда я пришла в детский дом, в семьдесят шестом году, у нас одна девочка была 18 лет. И когда ей удалили зуб, у нее открылась раковая опухоль. И я, помню, к этой девочке ездила все время в больницу. Она лежала в Боткинской больнице. Нина Коротких. Она хорошо пела, была красивой девочкой и через полгода она умерла. И вот это впечатление хрупкости жизни у меня осталось на всю жизнь. Насколько это произвело на меня сильное впечатление.

      У нас был свой лагерь от детского дома в Суходреве, это по Калужской дороге. И был такой распорядок, что старшие воспитанники шефствовали над младшими. У каждого старшего был младший воспитанник. Ребята все время заботились друг о друге, помогали и в учебе и в бытовых  условиях жизни. И мы потом сформировали спальни, где не только старшие были, а и подшефные. Ну, допустим, девочке восемнадцать лет, а другой подшефной девочке 10 лет. Вот они кроватки вместе, девочка старшая учила младшую заботиться и следить за собой. Мы старших воспитанников учили хорошо готовить. Вязали они, занимались кулинарией, а в результате девочки выходили из детского дома хорошими хозяйками.

 Мне тогда железная дорога даже выделила квартиру поближе к детскому дому. То есть я жила вместе с родителями, а тут получилось, что у меня двухкомнатная квартира на свою семью. И вот детдомовские дети у меня постоянно бывали дома. Вы знаете, у меня, слава Богу, был муж очень спокойный такой, доброжелательный. Он придет с работы, а там дети из детского дома. Девочки приходили и спрашивали: «Роза Ивановна, а можно мы вам ужин приготовим? А можно мы погладим? А можно мы испечем печенье?» У нас была какая-то родственная связь с ними.

- Они вас как маму воспринимали?

- Да. И я сама, где бы ни была, в гостях, в театре, приходила поздно вечером в детский дом, смотрела, считала, все ли по головам на месте, спят ли, как себя чувствуют. Посмотрела, уходила домой. Детский дом, само здание было очень ветхое. И вот к нам приезжала комиссия, и сказали, что в таком здании детей содержать нельзя. И тогда железная дорога построила очень хорошее здание для детей-сирот в Тульской области. И сказали: «давайте мы всех детей-сирот переведем туда, в Тульскую область, в интернат». А ведь дети уже привыкли к Москве. И мы очень не хотели никуда переезжать. И тогда мы детей-москвичей устроили здесь, в интернаты, а тех, кто не из Москвы, перевели в Тульский интернат. Но у меня получилось так, что я-то пришла заместителем директора по воспитательной работе, а директор оказался очень практичный. Он уже знал, что детский дом будет закрываться. И мне говорит: «Знаешь, Роза Ивановна, мне предлагают работу в школе директором, учителем истории и рядом с домом».  И он в семьдесят девятом году ушел из детского дома, а я осталась директором. И вот это все закрытие детского дома, распределение детей легло на меня. Конечно, помогали воспитатели. Но этот период был очень-очень трудным.

Ещё запомнился такой случай, когда мы отбирали детей из дома ребенка для своего детского дома. Потому что в семьдесят втором году у нас была дошкольная группа. Это с трех до шести лет. А потом уже школьная - до восемнадцати лет. Детей железнодорожников было мало. И когда мы формировали детей, уже брали из дома ребенка. И вот я приехала в дом ребенка, где-то в феврале, нам показали трехлетних ребяточек, и меня поразило: большой манеж в доме ребенка, и лежат дети, восемь человек – валетиком, неприкаянные. И вот, когда мы потом отбирали трехлеточек, я приму ребеночка, посажу к себе на колени, поглажу его, конфетку дам, они цветочки на моем платке рассматривают. Отобрали мы детей. Ну, хорошо, эти десять детей к вам приедут где-то в мае. А это было в феврале. И я в мае иду на работу, во вторую смену, а их привезли. И вот эти десять человек бегут мне навстречу: «Мама, мама наша пришла». Вот насколько это было трогательно.

Когда пришло расформирование, слава Богу, железная дорога нам очень помогла. Для старших воспитанников предоставляли отдельную жилплощадь - комнатку в коммунальной квартире. И мы фактически всех старших ребяток определили с жильем. Младших отправили по интернатам. Когда уже закрыли детский дом, а так как я жила близко, то они еще, наверное, недели две ходили ко мне домой, в семь часов вечера, когда у них по расписанию был ужин: «Роза Ивановна, а мы пришли покушать».

- А как вы стали председателем общества?

- О, это долгая история. Я пошла в РОНО и меня направили в школу, работать учителем истории. И так как знали, что  я работала заместителем директора по воспитательной работе, меня там тоже назначили заместителем директора по воспитательной работе. И я с восемьдесят первого по восемьдесят девятый год работала в 203-ей школе. Очень хороший педагогический коллектив, хороший директор, мы с ним дружили, помогали друг другу. Опять же, сильная воспитательная работа: комсомольские собрания, трудовые лагеря, ездили в Мытищи на сбор клубники. Киноклуб я очень интересный организовала. А у меня была, наверное, года три, история: восьмой, девятый, десятый класс. Это как раз восемьдесят шестой по восемьдесят девятый годы. Начало перестройки. И газетный материал читать надо было, в учебнике уже не было освещения этих событий. И, честно говоря, в силу занятости я работала по ночам. И начала замечать - стало очень плохое зрение. Чувствую, что я уже не вижу, что читаю. И тогда, в восемьдесят девятом году, я пришла к директору и говорю: «Вы знаете, Ольга Сергеевна, я стала плохо видеть». Она знала, что я инвалид по зрению. И она говорит: « ну, что делать, Роза Ивановна, сходите к врачу, посмотрите, что и как». Я пришла в институт глазных болезней Федорова, мне сказали: «ни в коем случае нельзя читать, иначе вы вообще потеряете зрение».

А я все время в этот период состояла на учете в организации Пролетарского района ВОС- наша организация была  еще на улице Трофимова. И я ходила иногда туда на собрания, когда было свободное время, аккуратно платила членские взносы. Пользовалась библиотекой, на кассетах слушала книги. Поэтому связь у меня с обществом была, даже когда работла в школе, в детском доме. А потом, когда в восемьдесят девятом году фактически я ушла с работы, пришла в свое общество слепых. И в сентябре восемьдесят девятого года я была утверждена председателем первичной организации Пролетарского района. Тогда еще не было разделения на управы. Было у нас тогда 480 человек.

- А сейчас сколько?

- 280. Знаете, этот период был для меня тоже сложный. Потому что я привыкла с детьми работать, а приходили бабушки и дедушки. Их тоже, как малышей, хотелось погладить, как-то пожалеть, но не все это понимали. Это был сложный период. Но у меня была хороший секретарь, Марта Георгиевна. Да и городская организация мне очень помогла.

- Например, в чем?

- Мне городская организация помогла сделать ремонт по предыдущему адресу. А потом получилось так, что здание, где мы находились, выкупила автомобильная фирма. И через департамент госимущества дали нам вот это помещение - 109 квадратных метров. И мы переехали сюда.

- И вам хватает этого помещения?

- Хватает. Я не хочу больших помещений, мне достаточно - библиотека у нас вот здесь, в шкафчике сосредоточена. Кабинет реабилитации? Если что, мы людям все покажем здесь, в зале. Спортивные снаряды я ставить не хочу, чтобы они стояли мертвым грузом. Потому что у меня люди живут отдаленно все-таки. Они не будут специально сюда ездить, чтоб позаниматься. И, дай Бог, чтобы нам удалось удержать это помещение. Потому что Собянин сейчас пересматривает программу аренды помещений для общественных организаций. К сожалению, каждый год я занимаюсь пролонгацией аренды помещения. У меня связь с районными управами, у нас 3 - 4 управы Южного округа и одна управа Юго-Восточного округа. Они по мере возможностей нам помогают.

- А какие проблемы приходится решать в рабочее время?

- Во-первых, конечно, это приобретение мебели для организации. Вот холодильник новый мои хозяйки поапросили. Значит, буду как-то через управу, или через какие-то фирмы договариваться. Проблема, конечно, в обеспечении людей тифлотехникой. Нам необходимо все эти говорящие тонометры, термометры, трости. Сейчас флеш-плееры появились очень хорошие. DVD-плееры - тоже нас интересуют. В общем, техническое оснащение и самой организации и тифлотехникой для незрячих. Если какие деньги добываются, я тут же собираю бюро и мы решаем: допустим, нам дали 20000 рублей. Что мы на них будем приобретать? Ну, вот они и подскажут. Я честно скажу: у меня сильный, хороший актив, которому я доверяю. И я стараюсь прислушаться к их мнению, понять их. Если я с чем-то не согласна, я высказываюсь, если они не согласны, они тоже высказываются.

 

И действительно, с помощниками Розе Ивановне повезло. Ее правая рука и заместитель – Елена Иванова Ведяшкина, инвалид второй группы и старший групорг. В ее обязанности входит так же устройство праздников с подарками для ветеранов и посещение выставок и театров. Татьяна Алексеевна Дворецкая, инвалид первой группы, занимается социальной работой и оказанием материальной помощи инвалидам. Лидия Ивановна Гавриленкова, инвалид второй группы, отвечает за социальную реабилитацию и получение тифлосредств. Нина Петровна Алехина, инвалид второй группы, несет ответственность за культурно-массовый сектор. Вера Николаевна Лашкова, инвалид второй группы является членом ревизионной комиссии.

 

- Организация у вас уменьшается. Как идет приток новых членов, где вы их находите?

- Вы знаете, с притоком очень сложно. Я вам честно скажу. У меня очень хорошие взаимоотношения с нашими райсобесами. Сейчас они называются УСЗН. К ним обычно приходят оформлять пенсионные дела инвалиды всех категорий. И мне сотрудники УСЗН выдали списки инвалидов по зрению, которые состоят у них на учете. И вот я им звоню: «Здравствуйте, общество слепых, приглашаю вас к нам встать на учет». Сразу вопрос: «А что дают? А что мне с этого будет? А зачем?» «Ну, у нас тут такая культурно-просветительная работа, социально-бытовая работа». «А, это нам не надо». Часто отвечают так.

- То есть, людей прежде всего интересуют материальные блага?

- Да. Вот если бы я сказала: «вот знаете, да мы к каждому празднику даем заказы, да мы вот вам дадим говорящий тонометр» - это их заинтересует. К сожалению, так. Наша сложность еще в том, что мы принимаем инвалидов по зрению. Первую, вторую группы и третьей группы. Но у меня бывает так: женщина была инвалидом второй группы по зрению. Прошла переосвидетельствование. И получила общую группу по заболеваниям. Фактически она уже не является членом ВОС.  И вот она говорит: «вы знаете, Роза Ивановна, я к вам так привыкла, я к вам ходила 15 лет, ну можно я у вас как-то останусь? Ну, что же совсем быть мне неприкаянной?». И вот они у нас уходят в категорию зрячих. На правах зрячих. Но это как бы прикрепление к нашей организации, мы их даже не можем отправить в пансионат. Потому что они не инвалиды по зрению. А наш пансионат принимает только инвалидов по зрению.

Еще я считаю, что все-таки надо сделать вступительный прием членов ВОС с четырнадцати лет. Когда ребятки учатся в школе, когда они еще молодые, когда у них нет какой-то своей организации, то если они в обществе слепых, это уже привязанность к конкретной общественной организации. А тут прием только с восемнадцати. Они, фактически, закончили школу. Они свободны. Они как-то устраиваются сами по себе. И если кто-то устроился с восемнадцати лет, уже как-то определился, скажет:  а зачем мне общество слепых? Что я от этого буду иметь опять же? И у меня есть такая категория молодых ребяток, которых я стараюсь привлечь в общество. Но они, если приходят - только на какие-то вечера, праздники. Да и то, если они нигде не работают. Я знаю, что это не только по моей, но и по другим организациям. И вот приходят только пожилые люди, сегодня пришла женщина 82 года, которую мы приняли. Приходят те, которые состоят в совете ветеранов. Одна пришла и спрашивает: «а что, у вас ничего нет? Лучше я в совете ветеранов останусь». Продумать надо какие-то меры, чтобы привлекать людей в общество - это может быть на высшем уровне, в центральном управлении. Элементарно было - ВОСовский билет. Раньше только по нему мы имели право бесплатного проезда. И когда у меня его вытащили, мне секретарь говорит: «Роза Ивановна, только через 6 месяцев мы вам дадим новый».

- Ужас какой.

- Такой порядок. По уставу так. И я 6 месяцев покупала себе проездной билет, а что мне оставалось делать? А сейчас социальная карта для всех уже существует.

- Спасибо, большое, если что-то хотите добавить, буду рад.

- Я вчера была на совещании, в Южно-Портовой управе, и там отчитывался социальный центр. Ведь сейчас социальный центр в каждом районе существует. И они очень многофункциональны. Они работают со всеми категориями пенсионеров, у них больше возможностей: у них есть кабинет реабилитации, кабинет здоровья, кабинет психолога. Это очень важно для пожилых людей. Но, в то же время, мы не хотим раствориться на базе этих социальных центров. Мы не хотим создавать у себя аналогию - кабинеты психологии или реабилитации. Просто нам с ними нужно работать в очень большом контакте. Потому что мы своих людей можем туда направить. Просто, наверное, в перспективе, чтобы сохранить наше общество, надо продумать какие-то определенные льготы для инвалидов по зрению, чтобы это их привлекало. Очень трудно со спонсорами, потому что особенно они и не помогают. Я не знаю, как в других организациях, но, когда читаю журнал «Наша жизнь» и слушаю ваши журналы, там постоянно рассказывают: большая связь в регионах со спонсорами, большое финансирование для незрячих. Я сейчас обратилась в Новоспасский монастырь, они обещали помочь. Значит, будем надеяться: может быть, они нам окажут какую-то материальную помощь. Потому что хочется людям помочь