Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Общество и рынок

Алексей Упшинский

МОЗАИКА УСПЕХА

 

Оказавшись в командировке в Ульяновской области, я, конечно, побывал не только на предприятии в Димитровграде, но и на Ульяновском предприятии «Автоконтакт». Это предприятие тоже считается одним из успешных в системе ВОС. Впрочем, и об истории предприятия, и о его успехах, и о насущных проблемах и заботах рассказали мне и директор, Анатолий Алексеевич Лытяков, и ряд ведущих специалистов.

В первую очередь, как водится, слово директору предприятия «Автоконтакт».

 

- Я начал свою трудовую деятельность на должности слесаря-плотника, прошел все ступени карьерной лестницы, с 99-го года работаю генеральным директором. На моих глазах были и хорошие, и плохие моменты для предприятия. В 2002 году произошла ликвидация почти всех льгот по налогам, кризис экономический 2008-2009 годы… Хотя на самом деле он продолжается и сейчас.

Нашему предприятию в этом году исполняется 65 лет. «Автоконтакт» основан в октябре 1947 года. Инвалиды, которые вернулись с войны, организовали «Артель Сталина». Делали мочальные щетки, валяли валенки. И с этого началось развитие предприятия. В 60-х годах мы уже начали работать с автомобильным заводом УАЗ. Работали с заводом «Контакт», который выпускал низковольтную аппаратуру. В 90-х годах завод «Контакт» прекратил с нами работать, произошло сильное падение объемов выпуска их аппаратуры. С помощью Центрального правления нашего мы вошли в программу развития на 2006-2010 годы и организовали картонажное производство трехслойного гофрокартона, шумоизоляции, фонарей заднего хода, противотуманного плафона. Все это мы освоили и поставляем на автозавод. Я бы не сказал, что мы вперед бежим, но докризисных объемов мы достигли. У нас очень много свободных площадей, но, к сожалению, свободные площади не отвечают современным требованиям. На автоматизированной гофролинии работают инвалиды IIгруппы, IIIгруппы. Также мы освоили в эти годы выпуск катушки связи, каркаса со светодиодом на замок зажигания. Бизнес-план, который мы составили на 2012 год, мы выполняем по всем статьям по объемам. Предприятие работает. Мы платим за аренду и плюс перечисления на содержание ВОС. Я уже давно работаю, культура производства сейчас прекрасная – не сравнить даже с тем, что было в 80-90-е годы. Сейчас предприятие работает нормально, финансово устойчиво, но основная задача — это изыскание новых видов работ, изготовление собственной продукции и трудоустройство инвалидов по зрению и других категорий. По зарплате мы почти на уровне региона, чуть пониже. Зарплата у нас выдается вовремя. Работают социальные структуры: это кабинет здоровья, медпункт. Наши работники участвуют и в художественной самодеятельности, и в спортивных мероприятиях. Есть реабилитационный центр «Сосны», своих работников мы с мая по август каждую пятницу вывозим в этот реабилитационный центр, где люди после работы отдыхают с семьями. Мне приятно, когда инвалид по зрению, который совсем не видит, и картошечку на природе чистит, и готовит сам себе, и ходит на Волгу искупаться, погулять по лесному бору. Они действительно там отдыхают от городской жизни.

 

Рассказ директора о предприятии дополнила Лариса Григорьевна Кондратьева, главный бухгалтер «Автоконтакта».

 

- Если в прошлое мы посмотрим, 13-14 лет назад времена для предприятия «Автоконтакт» были не самые простые. Не выдавалась зарплата четыре месяца и убытки составляли порядка 10 миллионов. С приходом нового руководства поменялся и стиль работы, поменялись и приоритеты, и в итоге в настоящий момент предприятие является финансово-устойчивым, стабильным. Конечно, есть трудности по возврату дебиторской задолженности. Чтобы удержаться на рынке и в нише, которую мы занимаем, по производству гофрокартона или автокомпонентов, нам приходится идти на такие уступки, как отсрочка платежей от 45 до 60 дней. Так как 65% нашей продукции идет на автозавод, а автозавод, понятное дело, это монополист, мы вынуждены вот такие условия принимать, чтобы сохранить за собой эту нишу. Мы работаем практически на собственных оборотных средствах и работаем с прибылью. Убыточными у нас бывают только первые месяцы финансового года. В январе автозавод отпускает своих работников как минимум на две-две с половиной недели в корпоративный отпуск. Поэтому в январе у нас бывают сложности… Коммунальные затраты – это одна из трудностей. Постоянный рост тарифов ЖКХ, которые влияют на себестоимость и, естественно, на финансовый результат. Однако, по итогам года на протяжении уже 10 лет предприятие безубыточное. Зарплата у нас выдается вовремя. Никогда на протяжении уже 12 лет у нас не было задолженности по выплате заработной платы перед рабочими и служащими. Нет задолженности по выплате налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

 

После разговора с Ларисой Григорьевной я пообщался с Еленой Юрьевной Парохиной, начальником планово-экономического отдела предприятия. Елена Юрьевна была немногословна, но разговор с ней оказался очень интересным и содержательным.

 

- Основной производственной деятельностью предприятия является изготовление автокомпонентов, светотехнической продукции и электротехнической продукции. А также освоено новое производство – это гофрокартон и гофроупаковка. Из изготовляемого нами сырья.

Последнее время тяжело конкурировать нашему предприятию на рынке по ценам, что связано с применением труда незрячих работников. Но, тем не менее, предприятие ведет грамотную и гибкую ценовую политику. Продукция изготавливается качественная и конкурентноспособная. Постоянно производятся и дополняются рабочие места специальной технологической оснасткой. Технологический процесс для труда инвалидов иной, чем для труда зрячего работника. И применяется большое количество вспомогательных рабочих.

 Основной заказчик у нас – это Ульяновский автомобильный завод, Ульяновский моторный завод. А по гофроупаковке у нас ведется активная маркетинговая политика по поиску новых потребителей. Гофроупаковку мы продвигаем на рынке самостоятельно. Самостоятельно разыскиваем новых клиентов, самостоятельно разрабатываем для них новую упаковку всех типов размеров. Для разных потребителей у нас разная ценовая политика. Все зависит от количества заказанных изделий.

 

После бесед с директором, главным бухгалтером и главным экономистом, мы с заместителем главного инженера Сергеем Петровичем Утиным прошли по производству. Сергей Петрович показывал мне помещения всех цехов, объяснял технологии производства разных изделий, выпускаемых «Автоконтактом», знакомил с рабочими предприятия. Впрочем, предоставим слово самому Сергею Петровичу.

 

- Я 35 лет на этом предприятии работаю. Предприятие организовалось-то в центре – в Молочном переулке. А дальше за счет своих средств приобрели уже это здание, тоже, в общем-то, недалеко от центра. И начали развивать площадку производственную. Корпуса своими силами строили инвалиды. Площадка, что находится ближе к центру – это гофрокартонажное производство, а сюда мы вывели все производство, не связанное с гофрокартонажным. Ту площадку мы теперь называем «основная база». Там мы работали в советские времена, сборочное производство в основном было и гофрокартонаж, упаковка. Мы очень разнообразную продукцию собирали. Очень много деталей мы изготавливали своими силами, на своих площадях – пресса стояли. Было сборочное производство, где винты используют, гайки, шайбы. Это технологически трудоемкая работа. Но труд инвалидов был задействован максимально. И у нас в цеху тогда работало 147 инвалидов. Основную массу изделий мы делали для завода «Контактор». А потом приехал их директор к нам на производство, говорит: «Извините, мы, конечно, долгие годы с Вами работали, но сейчас я вынужден забрать у Вас эту работу, потому что своих рабочих я уже сократил, сколько мог». Это был 92-ой год. И мы были вынуждены с 93-го года резко менять свою направленность, сохраняя при этом коллектив. На той площадке, в первую очередь, потому что эта площадка занималась автокомпонентами для автомобильного завода. Автомобильный завод падение ощутил не так серьезно, объемы сократил, но не на столько. Конечно, большую помощь нам оказало Центральное правление. Все-таки Всероссийское общество слепых – это организация солидная в советское время была. Ее считали как бы одним из министерств. В течение буквально трех месяцев мы открыли новое производство. Гофрокартонажный цех. В сложный момент у нас сократилась численность процентов на 25. Но новые рабочие места инвалидам мы создали буквально в течение четырех месяцев. И сохранили коллектив цеха. Сначала мы только перерабатывали картон. Порядка сорока человек у нас работало на этом картонаже. Но закупать со всей страны и перерабатывать было не выгодно. И с 2002 года мы запустили линию по производству листового трехслойного гофрокартона. То есть теперь мы могли изготавливать гофроупаковку: гофрокартон трехслойный с гофрослоем волной в середине и плоским картоном по краям. Мы ездили по России, смотрели производителей российских, подобрали линию, запустили ее, и она у нас успешно работала с 2002 по 2009 год. Потом она морально устарела, производительность ее уже не устраивала, качество, соответственно, ухудшалось. А объемы картонажа возрастали, и чтобы нам не потерять клиентов и расширить потребительский сектор, приобрести возможность изготовления различной упаковки, в том числе и с цветной печатью, мы произвели полностью перевооружение картонажного производства. В 2008 году мы закупили китайское оборудование – линию по производству листового гофрокартона со значительно большим потенциалом выпуска. И листы мы теперь можем выпускать шириной до метр сорока, а раньше мы выпускали метр и пять шириной, не более. Производительность увеличилась. Произвели капитальный ремонт цеха. Было торжественное открытие, участвовал в нем губернатор. По телевидению местному показывали.

Теперь листовая заготовка гофрокартона с одной стороны линии кладется, с другой стороны в пачке готовая коробка. Уже завязанная специальной лентой, упакованная, выровненная, с трехцветной печатью. Флексографическая печать. Это оборудование мы тоже приобрели за счет федеральной программы и помощи Центрального правления. Если бы мы это дело не сделали в свое время, то сейчас практически у нас уже и картонажа не было бы.

На картонажном производстве сейчас у нас работают 27 человек. Из них 18 инвалидов. Тотально слепых на картонаже нет. В свое время, когда было малосерийное производство, там работали тотально слепые, человек 6-7. Причем конкуренцию они любому зрячему составили бы. На этом производстве есть такая операция – вшивка коробки, так там зрячие за инвалидами редко успевали. А прошивка – это специальная машина. В 79-ом году Киевполиграфмаш прекратили производство машины, очень удобной для инвалидов. Но они у нас до сего дня сохранились, мы их поддерживаем в рабочем состоянии. На них делается модернизация небольшая – просто дополнительное приспособление крепится, которое обеспечивает работу инвалидов без остаточного зрения, чтобы никаких повреждений пальцев не было. Они практически полностью безопасны.

Таким образом, целенаправленно мы стали развивать два направления – автокомпоненты и картонаж. Это дело и предвидения, и анализа ситуации рынка. На сегодняшний день гофрокартонаж приносит более 35% объема. Раньше доля автокомпонентов была порядка 90%. Мы производим микрогофрокартон двухслойный. Он отличается тем, что один слой – гофроволна, а второй плоский, коричневый, обычный. А на лицевую сторону наклеивается хром-эрзац, напечатанный на типографских машинах. То есть полностью как фотография. Можно ламинировать, можно ультрафиолетовый. Ультрафиолетовый – это коробки для бытовой техники современной – это чайники, утюги… Продаем листовой гофрокартон двухслойный, микрогофрокартон, трехслойный гофрокартон листовой и частично перерабатываем. Белый, бурый, с печатью на буром цвете, на белом цвете. Автоматическая линия высечки. Гофрокартонажное производство развивается, растет из года в год, наращиваем выпуск.

Не останавливаясь на достигнутом, занимаемся мы изысканием и новых видов изделий. Выпускаем каркасы и рассеиватели светотехнических изделий автомобильной направленности. Это задние фонари, противотуманный фонарь, плафон освещения салона – это все для серии УАЗ; и боковой повторитель поворота – это на серию «Патриот», УАЗ «Патриот». Запуск термопластавтомата LGпозволил нам освоить выпуск приемной катушки иммобилайзера для замка зажигания семейства ВАЗ.

Ну, конечно, у нас есть конкуренты, поэтому предприятие сертифицировано, имеет сертификат соответствия ИСО (система менеджмента и качества). Однако автомобильная промышленность сейчас переходит на более жесткий стандарт системы менеджмента и качества, поэтому нам предстоит на другой переходить сертификат, где более жесткие требования. Сейчас готовим обучение персонала по соответствующим требованиям и документацию.

Еще у нас сейчас идет подготовка к освоению светотехнических изделий хозяйственно-бытового назначения, в том числе промышленного, возможности для этого имеются. Перспектива развития предприятия есть. Продумываем сеть распространения новой продукции. То есть работы достаточно много впереди. Мы справлялись и до этого, думаю, что справимся и сейчас.

Всего у нас на сегодняшний день на предприятии работает 170 человек, 87 из них – инвалиды. То есть 51,4% процента. Соотношение это всегда удерживается. Хотя с каждым годом все труднее и труднее найти работу именно для инвалидов по зрению. И особенно трудно для тотально слепых инвалидов. За тот же самый период времени инвалид, может быть, и соберет такое же количество изделий как зрячий, если это чисто сборка. Конечно, тифлоприборы мы устанавливаем, оснастку, соответственно, делаем под инвалида. Учитывая то, что будет работать инвалид без остаточного зрения. Конкурентноспособность наших предприятий, в том числе предприятия «Автоконтакт», ниже, чем у обычных, потому что в производстве есть дополнительные издержки. У обычного предприятия нет некоторых служб, нет социальных задач, которые стоят перед нами. При использовании труда инвалидов необходима все-таки поддержка со стороны государства, поддержка не на словах, а на деле. В том числе и финансовая.

 

- Я думаю, очевидно, что предприятие, которое задействует труд инвалидов, не должно быть пущено в свободное плаванье наравне с конкурентами. Должна быть какая-то льготная политика либо система государственного заказа.

 

- Мы знаем свои недостатки, мы знаем свои прорехи. Стараемся, пытаемся. Пытаемся улучшить и условия труда, и социальную сферу. А это тоже в конечном итоге влияет на цену на нашу же продукцию, которая при этом должна оставаться конкурентной.

Мы открытое предприятие, от налогов не уклоняемся. Приходят, проверяют – все, как положено, все отчисления вовремя.

 

Пока мы шли по цехам, рабочие занимались своим ежедневным трудом. Технологии, оборудование – это, несомненно, интересно и важно. И все-таки предприятие – это люди, на нем работающие. И, конечно, не менее интересно мне было поговорить со специалистом по социальным вопросам Виктором Анатольевичем Крайновым. Про социальную сферу жизни предприятия в разных своих проявлениях и рассказал мне Виктор Анатольевич.

 

- Я специалист по социальным вопросам. Социальная сфера, трудовой коллектив, взаимоотношения, общественные организации. Я эти вопросы курирую.

 

- Что удалось сохранить, что приумножить на предприятии?

 

- Мы с 2000 года в режиме выживания. Мы сохранили трудовой коллектив и сохранили социальную сферу. Ежегодно на срок три года принимаем коллективные договоры, разрабатываем и принимаем программы реабилитации инвалидов ежегодно. Также у нас имеется медицинский пункт, работает он постоянно и для работников, и для ветеранов предприятия. Мы предоставляем помещение для филиала спецбиблиотеки. Есть кабинет здоровья, оснащенный спортивным оборудованием. У нас оказывается материальная поддержка работникам предприятия, ветеранам. У нас есть программа областная региональная «Собери в школу ребенка». Мы сейчас двадцати работникам будем оказывать материальную помощь на приобретение школьных принадлежностей, одежды. И по решению социально-бытовой комиссии также мы оказываем материальную помощь на приобретение дорогостоящих медикаментов, ремонт, ну, и тому подобное. Мы ежегодно на 9 мая собираем участников войны и приравненных к ним лиц, устраиваем огоньки, праздничный обед. У нас Владимир Николаевич Козельский, рабочий, на общественных началах организует спортивно-оздоровительную работу на предприятии.

 

В рассказах директоров предприятий – и Димитровградского, и Ульяновского – не раз звучали добрые слова в отношении Ульяновской организации ВОС. Про тесное взаимодействие и взаимопомощь между региональной организацией и предприятиями ВОС мне и рассказал, подведя своеобразный итог моей рабочей поездки, глава Ульяновской организации, Анатолий Николаевич Аляев.

 

- Основная наша головная боль – это предприятия, на которых трудятся инвалиды по зрению. Там директора опытные, умелые, они работают давно и держат предприятия на плаву. Но необходима поддержка государства, мы напрямик работаем с государственными органами власти и органами местного самоуправления. Наше предприятие является одним из основных доноров Общества слепых. Губернатор Ульяновской области Сергей Иванович Морозов прекрасно наши производства знает, видит их проблемы. Но есть проблема не только в Ульяновской области, но и во всей нашей России, я имею в виду предприятия Всероссийского общества слепых. Программа «Доступная среда» работает, но регионы немного запаздывают. Есть программа поддержки и создания рабочих мест для инвалидов, она утверждена 21 июня 2011 года, но до сих пор не реализуется. Был бы закон, органы государственной власти должны были бы реализовывать. А программа – это программа: ее можно полностью реализовать, можно частично, а можно и совсем не реализовать – никому за это ничего не будет.

 

- Закон – это обязательство. А программа – это пожелание.

 

- Да. И не факт еще, что там заложены деньги. А потом нужно из этой программы вытащить эти деньги, чтобы они пошли на пользу.

Предприятия наши в числе передовых. Димитровградское занимает первое место по зарплате по Всероссийскому обществу слепых, там и новейшее оборудование, там и технологии новые, они постоянно модернизируют предприятие, ремонтируют свои помещения. Несколько раз посещали наши предприятия иностранные делегации. Это нужно делать, чтобы они выглядели достойно. Предприятия работают по стандартам европейским – ИСО.

С предприятиями мне легко работать, как председателю наблюдательного совета. Ведь я сам начинал от рабочего станка, 22 года рабочего стажа, потом стал заместителем генерального директора по социальным вопросам. И вот теперь я председатель. Предприятия я прекрасно знаю, вплоть до того, где там Вася плотник может открыть втихаря бутылочку. Мне не составляет труда, если я слышу цифры, сразу определить: какова себестоимость выпускаемой продукции, какова рентабельность. Это арифметика элементарная. Но другой вопрос – обеспечение предприятий работой. Здесь уже задумаешься. Они ведут постоянные поиски альтернативной работы. Снова нужны будут производственные площади. А человеку, долго проработавшему на своем родном месте, это тяжело. Хоть и есть система реабилитации: ориентирующей и бытовой, психологической – все это предприятие берет на себя, все это делает. Но переходить инвалиду на другое рабочее место, хотя оно аналогичное, оно всем оборудовано, туда можно без проблем дойти, все равно, трудно. Сейчас мы вступим в ВТО, и появятся еще какие-то, пока нам неизвестные факторы.

Все мои коллеги, я имею в виду председатели Всероссийского общества слепых, работают напрямик с государственными органами власти. Я, например, до того внедрился, что по пять раз на неделе заседаю с чиновниками, они меня приглашают, советуются. То есть, как штатный работник у них. Из этого и складываются взаимоотношения с государственной властью. Не секрет, что до сих пор у нас в России успех — это личное отношение с власть предержащими, которые имеют вес в обществе. Так оно пока по-прежнему все и устраивается... Плохо это или хорошо, можно спорить, а можно работать. Организация развивается, на протяжении многих лет мы не снижаем, но и не прибавляем численности членов ВОС. Где-то около 3000, чуть более. А вообще в Ульяновской области всех слепых, я имею в виду и I, и II, и IIIгруппы, около пяти тысяч.

 

- А Вам известно: по каким причинам люди не вступают в организацию?

 

- У нас как всегда у россиянина: «А что Вы мне дадите?» Обычно в ответ говоришь: «Уважаемый, ну, надо сначала, наверное, поработать, чтобы что-то тебе дали. Ну, как же так, ты хочешь, ничего не сделав, за счет других людей что-то получить?» Мы, в общем-то, делаем очень много, много у нас заключено соглашений, наши инвалиды могут получить бесплатную юридическую помощь. Подписано соглашение с губернатором, он является председателем коллегии адвокатов. У нас есть соглашение с правительством Ульяновской области по содействию и развитию. С различными фондами, с различными государственными органами, с Департаментом занятости, с Министерством труда и Департаментом спорта заключены соглашения. Вот это вот все им объясняешь: «Если Вы вступаете в члены ВОС, Вы получаете поддержку организации – одной из самых мощных, одной из самых активных в Ульяновской области».

Когда едешь на отчетную конференцию в районное муниципальное образование, видишь, что здесь есть свои трудности. Людям, инвалидам по зрению, очень трудно доехать до центра, тем более, сейчас работает 131-й закон Российской Федерации о разделении полномочий. То есть люди остаются буквально без транспорта. Тем не менее, члены ВОС собираются на конференции. Председатели местных организаций все-таки стараются вовлечь инвалидов по зрению в активную жизнь. Там и художественная самодеятельность, и социальный туризм развивается, и реабилитация развивается во всех направлениях. Председатели входят в составы общественных палат, ходят на аппаратные совещания к главам муниципальных образований. Мы стараемся внедриться в современную жизнь. Вот так вот и живем.