Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Хроника событий

Школа отстояла право на образование

 

17 сентября 2013 г. московская Школа-интернат для слепых детей №1 официально была переведена из Департамента образования в Департамент социальной защиты г. Москвы. Решение о смене ведомственного подчинения было принято по инициативе директора школы Константина Кравцова. При этом был допущен ряд нарушений: ни родительский комитет, ни Управляющий совет, ни трудовой коллектив школы не были заранее оповещены и привлечены к согласованию этого решения. О произошедших изменениях родители учеников узнали на открытом родительском собрании лишь 27 сентября.

Школа-интернат для слепых детей №1 – это старейшее образовательное учреждение Москвы. Недавно она отметила 130-летие своего существования. Более века  она обучает незрячих и слабовидящих детей Москвы и Московской области. Множество выпускников этой школы не только поступили в высшие учебные заведения страны, но и окончили аспирантуру, а также получили степени кандидатов и докторов наук.

Родителями и учителями школы-интерната №1 было написано несколько писем и собраны подписи, которые были переданы депутату Государственной Думы РФ Олегу Смолину, Руководителю Департамента Образования Москвы Исааку Калине. В поддержку родителей выступили также  многократная параолимпийская чемпионка, Депутат Государственной Думы Римма Баталова и член Общественной палаты, популярная певица Диана Гурцкая.

15 октября в Общественной палате состоялись слушания по вопросу о данном переводе. На них присутствовали бывшие воспитанники, выпускники школы и родители учащихся, Олег Смолин, Римма Баталова, представители руководства Департамента социальной защиты Татьяна Потяева и Департамента Образования Марина Смирницкая. Татьяна Потяева и Марина Смирницкая разъяснили слушателям, что данные изменения направлены на улучшение положения учащихся школы и заверили, что нововведение никаким образом не ослабит образовательной направленности школы.

Сотрудники радио ВОС записали выступления участников слушаний и любезно предоставили их в наше распоряжение. Предлагаем Вашему вниманию некоторые выступления по нашему выбору. Вел заседание Олег Смолин.

Слово предоставлено Сергею Новикову, выпускнику школы-интерната №1 для слепых детей 1979-го года, заместителю главного  редактора издательства «Репро».

 

- Новиков Сергей Анатольевич, выпускник школы-интерната №1 для слепых детей 1979-го года. В настоящий момент я работаю заместителем главного  редактора ООО МИПО «Репро». Для тех, кто не знает, расшифрую. МИПО – это Московское издательское полиграфическое объединение «Репро», который выпускает литературу рельефно-точечным шрифтом брайля и в частности литературу учебную.

С чего хотелось бы начать. Я сегодня много раз слышал слова о том, что «не бойтесь перемен, все будет только лучше». И я был бы рад в эти слова поверить. Но, к сожалению, я слышал эти слова до перестройки, как человек немолодой, в ходе перестройки  и после перестройки не раз. И вот, к сожалению, не всегда они оправдываются, эти слова.

Ну, вот смотрите. Школа-интернат №1 сейчас является действительно хорошим образовательным учреждением, откуда немало людей поступали в высшие учебные заведения. Целый ряд школ дают кадры для московских высших учебных заведений. Есть среди них хотя бы одно учебное заведение, которое находится в системе, в подчинении Департамента соцзащиты города Москвы или вообще какого-либо Департамента соцзащиты по России?

Вот поднимите руку, кто таких людей встречал в вузах. Вот у меня полностью нет зрения. Но я могу поручиться, что ни одной руки поднято здесь не было. Это о чем говорит? О том, что да, действительно, школы такие есть. Но они ориентируют детей совсем на другие вещи, да. Не на, скажем, профессиональный рост, не на развитие. А, может быть, действительно, там на реабилитацию, на выживание, на приспособление. Это тоже важно, но это совершенно другая статья.

Я также хотел очень сильно позавидовать Марине Владимировне в умение верить в то, что написано в законе. Вы знаете, в одном из юмористических рассказов Марка Твена было написано про одного персонажа, что  он был сумасшедший. То есть верил всему, что написано в субботних газетах. Точно так же, ну, понимаете, в законах Российской Федерации тоже есть немало декларативных положений. И вот на конференциях или на обсуждениях, которые устраивались, в частности, и под эгидой Олега Николаевича, мы не раз обсуждали. Почему многие буквы закона таки не становятся реальностью, да.

Вот встает вопрос. Мне очень понравилась откровенность, с которой Татьяна Александровна сказала здесь о печати. И вот информация о том, что в системе Департамента соцзащиты, оказывается, есть школы третьего и четвертого вида. Значит, они есть, да. Но как работник учреждения, которое по госзаказу поставляет учебники рельефно-точечным шрифтом брайля во все учебные заведения, я могу совершенно авторитетно сказать, что за 20 лет… А я работаю с 2001-го года в МИПО «Репро», за 20 лет ни одной заявки на брайлевские книги из этой школы третьего и четвертого вида не поступало. Как там учат детей? На чем? О каком брайле там идет речь?

И если такое преподавание существует уже в школах третьего и четвертого вида, то рано или поздно, когда произойдет смена кадров, когда исчезнет инерция определенная, которая есть сейчас, аналогичные процессы будут развиваться и в Первом интернате. И поэтому я прошу уважаемых чиновников понять, что исходя вот из этих соображений, среди выпускников первого интерната, среди родителей учащихся есть желание Первый интернат в соцзащиту не отдавать.

Речь идет о том, чтобы отменить или приостановить распоряжение от 17-го сентября в части, касающейся Первого интерната.

Но главное, по сути, понимаете, переходя из одного ведомства в другое, школа-интернат №1 меняет свое лицо. Она меняет устав, она меняет ценностные ориентации, она меняет свое назначение. Понимаете. А от этого никуда не  уйдешь. И по той судьбе, которая есть у учеников вот этих самых социальных учреждений, можно об этом судить. А в какие высшие учебные заведения поступают выпускники школы третьего и четвертого вида, о которой здесь было сказано? Вот какие у них есть достижения в сравнении  с достижениями школы-интерната?

Этот вопрос я задаю потому, что если там такие достижения невелики, то и в школе-интернате они со временем будут невелики.

Вот, понимаете, я сам проживаю в районе Бирюлево западное, да.

И на своем личном опыте я понял, что вот чиновникам лучше не доводить дело до той крайности, которая в этом самом районе, к сожалению, проявилась. И еще долго будет проявляться. Лучше решать вопрос не тогда, когда он усугубился, а тогда, когда он только начинает назревать. Вот поэтому я надеюсь, что будут донесены до соответствующего руководства соображения, что есть реальные основания у родителей возражать. И возражать категорично против переподчинения Первого интерната Департаменту социальной защиты. Спасибо.

Первый интернат мы не отдадим. И будем использовать все, разрешенные конституцией, средства для этого.

 

Слово переходит к следующему выступающему.

 

- Венера Закировна Денискина - заведующая лаборатории Институт коррекционной педагогики.

У меня такое ощущение, что начинает внедряться западная модель, а там специальные школы ценного образования не дают. В нашей стране пока образование можно получить хорошее, вот именно многим слепым. И тот, кто здесь присутствует из нас, инвалидов по зрению, с высшим образованием. Мы, в принципе, все закончили школу для слепых. В нашей стране пока другого пути нет. Когда решаете вопросы относительно инвалидов, постарайтесь услышать и наш голос. Потому что здесь не только вот как заведующая лаборатории, но как и инвалид уже.

В чем наши-то интересы? Да мы хотим работать, мы хотим быть конкурентоспособными, мы хотим платить налоги и мы  хотим быть гражданами страны равноправными. Как все. Но для этого в процессе образования надо учитывать наши особые образовательные потребности. Нас надо обучать по брайлю, без зрительного контроля владеть компьютером. И, конечно, нас учить приходится по специальным методикам. Но ведь и отдача есть.

Сколько среди нас и ученых, и математиков, и  аналитиков, и политологов, и филологов. Мы учились интегрировано. И вот в последнее время много ходит разговоров о том, что нас дорого учить.

Мы пока еще признаемся дееспособными.

Я, честно говоря, вижу в этом насильственную интеграцию. Я не против интеграции. Но пока что у нас не созданы условия к интеграции. А начнут снижать вот этот цензовый уровень, и придется нашим ученикам идти в массовые школы. А массовые школы, квалифицированных педагогов нет, пособия нет, зрячие дети пока не готовы совместно  с незрячими учиться.

Если бы вы видели тех учеников, которые приходят из массовой школы, в специальную, вы видели бы, насколько они затравленные.

 

Микрофон переходит к Ирине Хватовой.

 

- Меня зовут Хватова Ирина Викторовна, я выпускница этой школы. Я заместитель директора по учебной работе этого учреждения. Я хочу, чтобы вы, уважаемые присутствующие здесь, задумались о том, насколько в праве вы брать на себя ответственность за решение судеб наших детей.

Сейчас у меня перед глазами наше 130-летие. Я играла там императрицу Марию Федоровну. Это именно она и лютеранский пастор ДюГоф приняли решение о создании школы. И моя замечательная фраза – повелеваю школе быть. Вы знаете, мне хочется ее опять сказать сегодня для всех вас. То, что здесь сегодня присутствуют наши выпускники, это наши звездочки. Это лучшие выпускники. И я, как мои коллеги, мы ими гордимся. Потому что это мы их вырастили. Это люди, которых хочется слушать. И нам не стыдно ни за одно слово, которое они произнесли.

Уважаемые родители, спасибо вам большое за то, что вы делаете, за вашу сдержанность, за вашу эмоциональность, когда вы умеете соединить и то, и другое в своих поступках. Ведь что такое, когда вам говорят в роддоме, что у вас родился незрячий ребенок. Люди никогда не представляли себе той катастрофы, которая их ждет по жизни. Я знаю свою маму, которая, когда я родилась… Но со мной даже гулять выходили в первые месяцы не на той площадке, где были обычные дети.

Они еще придут в соцзащиту. Но зачем мы сейчас это делаем, я тоже понять не могу. Они  так стремятся быть обычными детьми, и мы их таки воспитываем. Они хотят участвовать в обычных соревнованиях, в обычных олимпиадах, в обычных конкурсах. Зачем? Вот цель этого перехода, она до сих пор нам непонятна.

И еще я хочу сказать то, что коллеги мои, педагоги - это наше лицо, лицо нашей школы. Ведь не только директор делает лицо учреждения и его авторитет. Но почему изначально с нами разговаривают как с какими-то людьми, которые совершили что-то не то? Почему нас не хотят слушать, почему их раздражают наши вопросы – это ведь тоже непонятно.

За границей многие даже не употребляют слово инвалид, чтобы не оскорбить инвалида. И Венера Закировна сегодня, умница, об этом говорила. Нельзя решать судьбу инвалида без привлечения родителей, выпускников, общественности. Это такая категория населения и так уже ранима. И сколько бы реабилитаций мы ей не оказывали, наш незрячий ребенок выходит в город. И вы знаете, как трудно ему дойти до метро, как трудно ему пользоваться этим метро, как трудно ему в магазине.

Поэтому когда за нашей спиной чиновники о чем-то пытаются договориться и решить этот вопрос – это неправильно. И если бы изначально собрался такой круглый стол, то ситуация не была бы доведена до отчаяния, когда мы испытываем и давление со стороны, и угрозы. И я хочу обратиться к мэру Москвы. Мои коллеги меня тоже в этом поддерживают. Давайте приостановим это решение. Дайте нам шанс все-таки оказаться в образовании. Дайте нам возможность почувствовать себя на равных с вами.

Не надо нашу судьбу решать без нас. Когда говорят «закрой глаза – и ты поймешь, что такое незрячий»,– это неправда. Вы этот мир видели. И закрыв глаза, вы прекрасно знаете, что здесь стоит круглый стол и рядом сидят и смотрят на вас люди. А незрячий, он никогда его не видел. Незрячему действительно очень сложно. И мы как педагоги готовы с ним этот путь пройти.

 

Депутат государственной думы, 13-кратный параолимпийский чемпион Римма Баталова

 

- Вы знаете, уже все мнения тут были высказаны. У меня одна просьба к вам, Татьяна Александровна. Вы хотите, чтобы мы вас услышали. Такая же просьба у нас к вам. Вы тоже, пожалуйста, прислушайтесь к тем родителям, которые сегодня являются проводниками своих детей. Но, знаете, вот я на паралимпийских играх выступала 30 лет. И вижу, как уже просто со слепыми никто не хочет заниматься. Почему, потому что мы вот так объединяем всех вместе. В скором времени у нас в классе останутся один слепой, другой глухой, третий немой. И как мы будем их обучать?

 

Завершил слушания первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Олег Смолин.

 

- Я абсолютно убежден, что принцип «ничего для нас без нас» должен соблюдаться. По смыслу закона о социальной защите инвалидов,   решение управляющего совета должно было приниматься во внимание. Я думаю, что независимо от того, чем все это закончится, сегодняшнее заседание, оно будет иметь серьезные последствия. Здесь прозвучало серьезное предложение о возможном заключении соглашения, подписания какого-то документа. Может быть, между двумя департаментами и управляющим советом школы. Но я думаю, что благодаря тому, что делают родители, управляющий совет, педагоги, мы уже получили некоторые дополнительные гарантии того, что образование в школе сохранится. Потому что прежде говорили, что устав будет радикально изменен. Сейчас говорят, что вся образовательная составляющая в уставе, включая название школы, сохранится. Если школа-интернат для незрячих ребят не очень укладывается в классические схемы финансирования, которые использует Департамент образования города Москвы, то надо было разработать специальные схемы для специальных школ. Я готов эти идеи передать наверх, на уровень Сергея Семеновича Собянина, на уровень руководства департаментов образования. Пока же я хочу сказать одно, вполне определенное. Коллеги,  в соответствии с принципом «ничего для нас без нас», я буду поддерживать мнение управляющего совета школы всеми имеющимися в моем распоряжении средствами депутата Государственной Думы.

 

 

Участники слушаний расходились неудовлетворенными обещаниями чиновников, и 19 октября в Новопушкинском сквере состоялся митинг, на котором помимо выпускников школы и педагогов присутствовали журналисты московских средств массовой информации. Выступления его участников так же были записаны сотрудниками радио ВОС. Перед началом митинга его ведущий  Сергей Новиков ответил на вопросы корреспондента.

 

- Новиков Сергей Анатольевич. Выпускник школы-интерната №1 1979-го года. Здесь митинг выпускников школы и учителей школы в поддержку обращения родителей детей, учащихся в школе-интернате в данный момент, в котором родители просят приостановить или отменить распоряжение мэра Москвы от 17-го сентября, в соответствии с которым школа-интернат переходит из ведения Департамента образования в ведение Департамента социальной защиты правительства Москвы. Решение это было принято фактически втайне от родителей. Был нарушен один из основополагающих принципов конвенции ООН о правах инвалидов, «ничего для нас без нас». А так же закон о социальной защите инвалидов Российской Федерации, который предполагает, что принятие  любых решений, касающихся инвалидов, невозможно без консультации с общественными организациями инвалидов. Данном случае все общественные организации были проигнорированы. Ну, а по сути, это решение означает фактическую постепенную ликвидацию школы-интерната №1 как  учебного заведения именно для слепых, где учебный процесс идет на основе рельефно-точечного шрифта брайля, которым печатаются и учебники. Для того чтобы ученики могли писать упражнения, решать задачи, писать сочинения и так далее. Это очень важно. Первоначально мы думали, что чиновников удастся убедить, и 15-го октября мы участвовали в заседании круглого стола, который был организован по инициативе Дианы Гурцкой. На этом заседании присутствовали представители департамента образования, представители социальной защиты. Но их твердокаменная позиция, их нежелание, неспособность услышать наш голос, убедили нас, что необходимы такие формы протеста, как митинг.

Мы ожидаем, что голос наш будет услышан соответствующими департаментами, и что будет принято решение о возвращении школы-интерната №1 в ведение департамента образования. Это основное содержание нескольких писем, которые сейчас направлены Собянину. Копии направлены в другие учреждения.

– Вот у нас порядка 180-ти школ для слепых и слабовидящих в России. Может повториться и для них такая же вот история?

- Да. И когда информация об обращении и о митинге распространилась в интернете, довольно много было откликов со всей России. Потому что в целом ряде регионов происходит ликвидация школ-интернатов для слепых детей. Например, Маршанская школа-интернат для слепых детей была ликвидирована в Тамбовской области. И мы сейчас чувствуем, что если вопрос тут в Москве не  будет решен положительно, то это отразиться и на других школах.

 

Ольга Соколова, выпускница школы №1, параолимпийская чемпионка 2004 года в Греции, родительница учащегося школы.

 

- У меня сын учится в этой школе. Школу переводят в другой статус. То есть дети не будут получать там нормального аттестата. Там будет просто стоять клеймо лечебного учреждения. Это уже не будет нормальная образовательное учреждение. С этой бумагой, которая будет выдаваться в школе, просто не будут принимать в нормальные учебные вузы. Потому что там будет стоять это клеймо о здоровье. Это будет уже не школа. Это будет лечебное заведение, где детей будут просто учить реабилитации, учить просто одеваться, пуговицы застегивать и так далее. И лечить.

Новиков- Мы сегодня собрались в этот непогожий день потому, что по существу, втайне от родителей, учеников, школы-интерната №1 для слепых детей, или как она сейчас называется, специальная коррекционная школа третьего-четвертого вида №1 при полном отсутствии гласности было принято решение о переводе этой школы из ведения Департамента образование в ведение Департамента социальной защиты. Это решение может иметь самые далеко идущие последствия, о которых мы сегодня будем говорить. Но важно то, что это решение вопреки конвенции ООН о правах инвалидов, где есть принцип «ничего для нас без нас». Вопреки закону о социальной защите инвалидов, где сказано, что все решения, касающиеся инвалидов могут быть приняты только при условии консультации с общественными организациями инвалидов. Да и вопреки просто обычному здравому смыслу было принято без консультации с родителями, без консультации с тем сообществом, которое сегодня поддерживает образование незрячих детей.

 

Выступает Елена Насибуллова.

- Я член родительского комитета школы, член управляющего совета школы. Я не верю, что качество образования в Департаменте социальной защиты будет соответствовать качеству образования под эгидой Департамента образования. Я опять возвращаюсь к общественным слушаниям в палате. Татьяна Александровна Потяева перечисляла очень много учреждений, назвала цирковое училище, где тоже обучаются дети чуть ли не гениальные. Когда мы заглянули, оказалось, что там обучаются дети – сироты. Наши дети учатся по обычной общеобразовательной программе. Она отличается только тем, что она идет по системе брайля.

 

Микрофон переходит к Анастасии Днепровской.

 

- У меня ребенок учится в пятом классе именно в этой школе. Пять лет назад я его отдавала своего ребенка в систему образования. И хочу, чтобы мой ребенок окончил именно образовательное учреждение. Я не хочу, чтобы мой ребенок заканчивал социальное учреждение. Поэтому, просчитывая будущее, я решила задать вопрос  - готово ли образование взять моего слепого ребенка в обычную школу. Я составила письмо, которое отправила Исааку Иосифовичу Калине на сайт. В котором написала, что в связи со сложившейся ситуацией я рассматриваю возможность получения моим слепым ребенком образования в общеобразовательной школе. Для этого мне нужно, чтобы у ребенка было сопровождение, тифлосопровождение. Чтобы ребенок мой, который пойдет в обычную школу, имел психологическое сопровождение. Чтобы он имел весь набор тех средств, которые необходимы слепому ребенку для получения образования. Это учебники, брайлевская строка. Это нужна печатная машинка. Очень много средств,  которые должно вложить государство в образование слепого ребенка как в обычной школе, так и в специализированной. Я задала этот вопрос, вопрос был мой переадресован в другие ведомства. Я позвонила в свое окружное управление образования южного округа и задала этот вопрос. Готовы ли они мне предоставить школу, где будет обучаться мой ребенок. Мне сказали там официально, что для слепого ребенка инклюзии нет. Что моего ребенка не возьмут ни в одну школу общеобразовательную, как бы ни хотели они. Потому что ни один  директор на это не пойдет. И моего слепого ребенка не возьмут даже на надомное обучение. То есть я поняла, что если у всех детей есть выбор, где им обучаться, то у наших детей просто отбирают это право. Да мы и не отдадим наших детей в обычную школу. Мы хотим, чтобы наша школа осталась такой, как есть. Знаете, когда мой ребенок спрашивает: Мама, почему я такой? Я говорю: У кого-то нету зрения, у кого-то нету руки, у кого-то нету ноги. Это не говорит о том, что человек плохой, и что он в этом виноват. У наших детей только нету зрения, но должны быть точно такие же права, как и у любого ребенка. Поэтому, мне кажется, у нас единственный путь, это отстоять нашу школу. И право наших детей получать образование такое же, как обычные дети.        

   Насибуллова – Я вижу, что нас пришла поддержать Диана Гурцкая. Я хочу вам напомнить, что слушания в Общественной палате произошли именно после того как мы обратились к ней с открытым письмом родителей.

Гурцкая– Я сама заканчивала эту школу, я понимаю каждого из вас. Каждый родитель, приходя в эту школу, видел надежду. Надежду для своего ребенка. Так же, как видела несколько лет назад моя мама. Я понимаю, что вы ждали от этой школы очень много хорошего. Я еще раз говорю, я всегда с вами, с нашими малышами, с  нашими детьми. Давайте сделаем так, чтобы им было хорошо.

  Новиков - А сейчас перед нами хочет выступить Ирина Викторовна Хватова, завуч школы-интерната №1.

Хватова– Наш учебный план ничем не отличается от учебного плана массовой школы. А все часы, которые называются коррекцией – это не реабилитация. Потому что и развитие мелкой моторики, и представление об окружающем мире, и развитие остаточного зрения – это часы, которые непосредственно являются продолжением учебной деятельности. Они связаны с конкретными предметами. То же самое касается и средней школы, где у нас целый комплекс занятий, связанный с информатикой и информационными технологиями. Это не реабилитация, это подготовка детей к поступлению в вузы. Вы знаете, что все наши кружки направлены, прежде всего, на социальную адаптацию, а не на реабилитацию. Потому что ребята, заканчивая обучение в школе, занимаясь в кружках, поступают и в консерватории, и в училища музыкальные, в спортивные вузы. Давайте еще раз вернемся к  нашей ситуации. Наверное, действительно, если  бы с вами разговаривали по-другому, по человечески, если бы с нами сначала собирались, обсуждали, а потом принимали решения, ситуация была бы цивилизованной. Она не была бы такой циничной, когда нам объясняли, что два министра просто договорились.

Я пыталась сказать представителям департамента, что вправе ли они сейчас решать судьбу учреждения, которому 130 лет. Если чиновники эту ответственность просто с себя снимают, мы все равно пойдем до конца.

 

Депутат Государственной Думы Олег Николаевич Смолин в эфире радио «Эхо Москвы» поставил в известность слушателей радио, что усилия родителей и общественности не пропали даром. После его встреч с Руководителем Департамента социальной защиты Владимиром Петросяном и Руководителем Департамента образования Исааком Калиной, они побывали в школе-интернате и сильно продвинулись к пониманию того, что образовательная составляющая, независимо от ведомственной принадлежности, должна остаться ключевой в работе школы.