Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

       КРУГОСВЕТКА

СЛЕПЫЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ

Издревле больным помогали шаманы и знахари. Однако по мере прогресса медицины их сменили учёные лекари без остатка зрения. Становилось всё популярнее иглоукалывание, попавшее в Японию из Китая в середине  шестого века, а через двести лет оно сформировалось как особое направление терапии. С конца семнадцатого века во врачебном совете при  сёгуне служил слепой доктор, специализировавшийся на акупунктуре. Вскоре при поддержке правительства во всех уделах Страны Восходящего Солнца появилось множество практикующих тотальников. Лечение иглами не потеряло своей актуальности даже в наши дни, оставаясь основной специализацией инвалидов по зрению.

Вскоре после начала мучительно долгого монголо-татарского ига на восточнославянских землях островитяне тоже пережили две попытки вторжения стотысячных орд Хубилая. Правда, Япония устояла. В качестве причины чудесного спасения обычно называют тайфун, потопивший вражеские корабли.

В то время основной административно-территориальной единицей раздробленного государства был так называемый «хан». Каждый из них возглавлял местный властитель. Самый влиятельный из многочисленных князей получал от императора титул сёгуна и право управлять всей страной. Впрочем, его руководящая роль была сильно ограничена, поскольку в погоне за трофеями мелкие княжества частенько затевали  вооружённые конфликты. Этот агрессивный период именуется «эпохой воюющих государств», то есть  «Сэнгоку дзидай». «Большая  смута» продолжалась вплоть до 1603 года, когда в Эдо появился сёгунат Токугавы. Созданное авторитетное центральное правительство, наконец-то, фактически впервые реально объединило население всех провинций.

Экономической основой развивавшегося феодализма стало культивирование риса, определённое количество урожая которого отдавалось землевладельцу в качестве ежегодного подушного налога. «Нэнгу» всегда взымался в полном объёме, поблажек не было даже для неимущих или «убогих». Если в крестьянской семье находились «нахлебники», родственники должны  были компенсировать их долю. В критичных случаях недоимки возмещались за счёт всей деревни. Разумеется, слепые старались быть полезными: ухаживали за малышами, кормили скотину, собирали дрова и пололи сорняки вокруг заливных полей. Однако они всё равно чувствовали себя обузой для близких, поэтому часто сбегали из дома, превращаясь в нищих бродяг, а некоторым удавалось стать монахами или уличными артистами.

Талантливые «тёмные люди» всегда привлекали внимание. Впервые упоминание о них появилось в сборнике рассказов «Кондзяку моногатари». Классические «Истории о том, что было когда-то» сочинялись в начале тринадцатого  века. Там фигурировали семь слепцов, среди которых — шаман и монах, а профессии ещё двоих неизвестны. Интересно, что основу компании составили трое «бива-хоси». Именно так называли японских сказителей, потому что лишённые счастья видетьхоси на выступлениях использовали струнный инструмент бива, напоминавший украинскую бандуру. Описываемые события разворачивались в 1052 году, то есть спустя два тысячелетия после ухода Будды. В связи с этим были распространены эсхатологические идеи о конце света. Однако, в противовес упадническим настроениям именно тогда появилось народное искусство «бива-хоси», основоположником которого был придворный музыкант Сэмимару. Правда, некоторые специалисты считают его четвёртым сыном тогдашнего императора.

В традиционной японской живописи есть направление, называемое «Тёдзюгига», где вместо людей рисовали животных в одежде. На одной из картин изображена обезьяна, бредущая на высоких деревянных гета. Закинув инструмент за плечо, она  тянет за собой слепого ребёнка.

В средние века господствующим классом были дворяне, а чтобы оберегать их владения, появились группы вооруженных воинов, которые позднее стали господствующим сословием. В период смуты, примерно, в 1230 году, власть впервые окончательно  перешла в руки профессиональных бойцов клана Хэйке. Впоследствии ведущие позиции в жестокой борьбе завоевали самураи Гэндзи. Трагические  события этого кровопролитного противостояния отразились в произведении под названием «Хэйке-моногатари», которое с удовольствием исполняли голосистые актёры.

Хочется отметить, что слепые музыканты и рассказчики, чтобы заработать на «трудный хлеб»,объединялись в небольшие труппы и смело отправлялись гастролировать по провинциям. По официальным данным, общее число странников во тьме достигало полумиллиона. Ради защиты их интересов была образована гильдия «Тодо-дза». В этом названии «То» означает попасть, «до» — путь, а «дза» — сообщество. Данная мощная организации сохраняла влияние вплоть  до реставрации Мэйдзи. В ней сразу же установилась чёткая вертикаль власти, согласно которой её вожаки передавали ученикам свои знания и опыт, а чтобы занять руководящую должность, нужно было выплачивать определённую мзду вышестоящим. Кстати, в тогдашнем государстве строго соблюдалась следующая сословная иерархия: «Си» — самураи, «но» — земледельцы, «ко» — ремесленники, а также «сё» — купцы. Тотальники, находясь вне сословий, были по положению ниже всех.

Через сто лет после учреждения сёгуната в Эдо началась эпоха Гэнроку, когда развитие сельского хозяйства стало главным толчком для возникновения товарно-денежных отношений. Данный процесс не ограничился рамками отдельных княжеств, а быстро распространился по всей стране. Значительное увеличение производительности труда дало импульс для расцвета торговли в городах, образовавшихся возле замков. «Лицом» новой экономики фактически стали оптовые закупщики товаров и посредники. Одновременно в центрах самого активного потребления, где, в основном, как раз и концентрировались самураи, появляются крупные магазины, ставшие прообразом нынешних универмагов. Нужно помнить, что перед этим благословенным периодом достаточно долго не было войн, да и потом состояние стабильного мира продержалось ещё полтора века. Полагаю, фактическая столица Японии, позже переименованная в Токио, в то время была самым большим городом на планете, потому что население Эдо превышало миллион, а в торговой Осаке проживали 350 тысяч.

С наступлением эпохи Гэнроку традиционные ремёсла, наука и культура были соотнесены с повседневными заботами простых людей. Литература и музыка, театр и живопись процветали. Тогда же биву заменили флейты и барабаны, на которых по-прежнему, чаще всего, играли слепые, при этом резко возросло количество профессионалов, а у тотальников появилась возможность расширить сферу своей деятельности.

Из поколения в поколение властители из клана Токугава интересовались творческими достижениями. Третий сёгун Иемицу утвердил устав гильдии. Там, в частности, говорилось, что  все внутренние вопросы решаются по общему  согласию. За членами «Тодо-дза» было признано право проводить судебные разбирательства и налагать некоторые санкции, а когда это невозможно, рассмотрение проблемы должно было передаваться правительству.

Экономика Эдо придерживалась золотого стандарта, а в Осаке она соотносилась с серебряным. Очевидно, что между этими городами, а также  Киото осуществлялось регулярное движение товаров и финансовых средств, а письма доставлялись за три дня. Так как драгоценные металлы довольно много весят, появилась необходимость в документе, гарантирующем обеспечение производимой оплаты. Уже тогда выпускались прообразы аккредитивов, а на их основании третьими лицами выплачивались наличные деньги. Главным образом, в этом и заключалась деятельность менял. Можно утверждать, что в Японии восемнадцатого века уже получило широкое распространение основополагающее понятие о необходимости соблюдать контрактные  условия. Именно тогда сформировался первичный рынок купли-продажи векселей и чеков, к тому же имелись специальные места   для продажи банковских билетов.

При зачатках капиталистических отношений усилилось расслоение общества. Выросло число самураев и крестьян, живущих за чертой бедности. Тогда и для неимущих незрячих наступили трудные времена, так как  в силу физиологических особенностей они не могли быть заняты непосредственно в производстве. Однако сплочённая элита «Тодо-дза» осталась на плаву. Недаром разбогатевшие слепцы новой формации десятилетиями безжалостно эксплуатировали «тёмные  массы товарищей по несчастью». Среди областей деятельности, где оказались востребованными накопленные  средства, была и финансовая сфера. Предприимчивые дельцы с дефектами зрения пустили деньги в оборот и начали их активно ссужать  под гигантские проценты, притом грабительские займы выдавались преимущественно столичным самураям. Как ни странно, кредитные операции одобрялись всеми ханскими уделами. Их даже патронировал сёгунат, потому что придерживался политики «помощи слабым». Конечно, необузданное ростовщичество привилегированных членов гильдии всё равно подвергалось резкой критике. Впрочем, хотя ссуды в те далёкие времена и  служили неправедной наживе, всё же для становления бизнеса эти системные атрибуты были необходимы. 

В заключение хочу подчеркнуть, что плодотворные контакты между нашими странами уже давно осуществлялись на очень высоком уровне. Расскажу лишь об одном подобном эпизоде. В декабре 1782 года купец Дайкокуя Кодаю направился в Эдо с грузом древесины. По пути его судно попало в большой шторм и семь месяцев дрейфовало. Наконец, течение принесло его к Алеутским островам. Там скиталец поневоле высадился, познакомился с местнымиофицерами и быстро заговорил по-русски. Некоторое время он преподавал японский язык в Иркутске, а затем ему удалось встретиться с Екатериной Второй. Императрица помогла ему вернуться на родину. Через десять лет мужественный путешественник наконец-то прибыл в Хоккайдо. Замечу, что тогда сёгунат придерживался политики закрытого государства, поэтому японцам, побывавшим на континенте, грозило наказание. Однако в данном случае было иначе: уникальному специалисту по России даже разрешили проживать в столице.

         Такааки Сато