Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

ШОПИНГ ВСЛЕПУЮ

Лето — это маленькая жизнь, с долгожданными каникулами, яркими событиями, неожиданными путешествиями, а значит, и новыми впечатлениями. Запоминающимся приключением для меня стала небольшая авантюра, которую мы осуществили вместе с моим гостем из республики Беларусь Виталием. Всё началось с того, что захотелось побаловать себя чем-нибудь вкусненьким, и мы решили совершить рейд по тверским магазинам. Этот эксперимент стал для меня необычным, рискованным и волнительным, ведь несмотря на остаток зрения (примерно 5 — 7 процентов), за покупками я всегда хожу с мамой, и витрины для меня — лишь некая пёстрая абстракция, а обращаться к персоналу, честно говоря, стесняюсь. Зато мой гость без остатка зрения  давно покупает продукты самостоятельно. И я подумала, что настало время и мне преодолеть свои страхи! К тому же у меня как у начинающей журналистки появилась прекрасная возможность опробовать доступность наших торговых площадок для инвалидов по зрению и оценить уровень их обслуживания.

«Пятёрочке» —  пятёрочку?

Для начала отправляемся в открывшийся полгода назад гипермаркет «Пятёрочка». Это не самый близкий, метров 500 от дома, но довольно удобный и просторный магазин. Дорога до него мне уже неплохо знакома, а мой спутник идёт с тростью, поэтому, держась за руки, мы уверенно шагаем по тротуару и переходим улицы по зебрам. Затруднение возникает лишь на светофоре, появившемся здесь после открытия магазина. Во-первых, он кнопочный, что слепым неудобно, во-вторых, не озвученный. Приходится ориентироваться  по останавливающимся машинам,  а также по движению других пешеходов, хотя в городском шуме эта задача многократно усложняется. Кроме того, дорога четырёхполосная, а времени на переход всего 16 секунд, но на этот раз нам повезло: вместе с прохожими, нажавшими заветную кнопочку, без особых проблем  быстро оказываемся на другой стороне.

Впрочем, на этом  препятствия не заканчиваются: вход к  магазину нам грозно преграждает фургон, из которого разгружают товар. Но мы — люди привычные, поэтому, аккуратно обойдя машину, продолжаем идти к цели. И вот уже перед нами приветливо распахиваются стеклянные автоматические двери, жёлтые полосы на которых, к сожалению, отсутствуют. Осторожно двигаемся в сторону касс, чтобы попросить о помощи, но внимания на нас никто не обращает. Немного потоптавшись на месте,  пытаемся найти консультанта непосредственно в  торговом зале. И тут Фортуна снова улыбается нам: женщина, к которой мы обращаемся, оказывается не только первоклассным специалистом, но и  замечательным человеком. В одну минуту она привозит тележку и обслуживает нас по высшему разряду! Свои покупки мы, разумеется, продумали заранее, да и расположение отделов я уже неплохо успела изучить, поэтому ходить зигзагами по гипермаркету нам не пришлось. Ловко маневрируя тележкой, Ольга Николаевна (так зовут нашу помощницу), терпеливо отыскивает нужные товары, а также советует приобрести то, что сегодня наиболее выгодно. У магазина, кстати, есть свой сайт, на котором размещена актуальная информация о действующих акциях, и всё же там перечислены далеко не все товары со скидкой — на самом деле их гораздо больше. Есть у «Пятёрочки» и телефон горячей линии, по которому можно задать специалистам все интересующие вопросы. Кроме того, с недавних пор эта сеть гипермаркетов выпускает уникальное печатное издание «Пятёрочка. Все, как ты любишь!», в создании которого может принять участие любой покупатель. Для этого достаточно отправить свои рецепты и пожелания на указанный адрес электронной почты.

Итак, выбрав всё, что необходимо, направляемся к кассе. Ольга Николаевна  сама пробивает наши покупки, произнося вслух каждое наименование. Примечательно, что в отличие от других супер- и гипермаркетов, где определённые виды товара нужно взвешивать самостоятельно на весах с сенсорным дисплеем, в «Пятёрочке» это делают сами кассиры, что очень удобно для незрячих. Упаковав всё, как положено, Ольга Николаевна аккуратно складывает продукты в пакет. Хотя при себе у нас нет ни документов, подтверждающих инвалидность, ни дисконтной карты, нам всё же  делают небольшую скидку. Расплачиваемся наличными, и женщина всё так же методично отсчитывает сдачу, чётко произнося номинал купюр и вкладывая их прямо в руку. Чек, безусловно, тоже берём. Напоследок Ольга Николаевна любезно интересуется, где мы живём, каким образом перешли дорогу, и приглашает  посетить магазин ещё раз. На этой тёплой ноте с лёгкой душой и тяжёлым пакетом мы покидаем гипермаркет.

Домой возвращаемся другой дорогой. На очередном светофоре стоим в гордом одиночестве. Удивительно, но факт: мне уже неоднократно доводилось слышать, как этот светофор, хоть и тихо, но пищит, однако сегодня у него, похоже, день тишины, а рядом ещё перекрёсток… Ориентируясь на шум машин, слава Богу, без приключений пересекаем проезжую часть. Не могу не отметить, что «Пятёрочка» — единственный, на мой взгляд, магазин в окрестности, хоть как-то приспособленный для людей с ограничениями зрения.  Здесь нет  ступенек  при входе и внутри магазина, порогов, о которые легко споткнуться.  Хотя  нам  даже довелось встретить здесь женщину на коляске, правда, с сопровождающей,  которые роптали на то, что часто в крупных магазинах любят ставить коробки с товаром посреди прохода, и попробуй протиснуться между витриной и этим «Олимпом». К тому же  колясочники   не   могут взять  с верхней и даже средней полки  нужный продукт без посторонней помощи. А как правило, именно там, на уровне глаз обычного покупателя, размещается самое интересное. Словом, и хочется, и колется…

В «Кормилец» — только с регистрацией

Давно мечтала протестировать сервис тверских интернет-магазинов, но как-то не было повода, а теперь, наконец, выпал отличный шанс. В Твери, как минимум, два  таких универсама — «Кормилец» и «Дом фруктов». Название последнего говорит само за себя, а вот в «Кормильце» ассортимент гораздо шире. Помимо овощей и фруктов, здесь есть такие разделы, как бакалея, хлеб и кондитерские изделия, вода и напитки, молочная продукция, мясо, рыба, консервы, заморозка, а также хозтовары, аптека и товары для животных. Доставка заказа стоимостью до 1000 рублей в обоих  магазинах обходится в 50 рублей, что, на мой взгляд, вполне приемлемо. Если же сумма превышает 1000 рублей, данная услуга предоставляется  бесплатно. Однако если в «Доме фруктов» минимальная стоимость заказа составляет 500 рублей, то в «Кормильце» всего 300. И там и там предусмотрен и самовывоз. Таким образом, сделав заказ в Интернете или по телефону, можно просто заехать и, не заплатив ни одной лишней копейки, забрать приготовленный специально для вас пакет.

Отдав предпочтение «Кормильцу», внимательно изучаю структуру сайта, условия покупки, наименования товаров и, конечно же, цены, а они, надо заметить, вполне адекватные. Безусловно, что-то подороже, чем в обычном супермаркете, что-то стоит ровно столько же, а некоторые товары, наоборот, чуточку дешевле. Честно говоря, я даже не догадывалась, что есть такие полуфабрикаты, а также сорта конфет, вафель, печенья, мороженого и прочих сладостей, которые здесь продаются. Наблюдая за сайтом, замечаю, что перечень продуктов и цены корректируются, а значит, администраторы своевременно обновляют контент, что, несомненно, похвально. Радует также, что на каждой странице есть форма поиска, куда можно вписать наименование или марку продукта, нажать кнопку «найти» и просмотреть все товары, в названии которых встречаются введённые вами ключевые слова. Именно таким способом нахожу всё необходимое и помещаю  в «корзину».  Система оповещает, что данный товар уже находится в ней, и даже когда браузер зависает, выбор сохраняется, так что заново ничего делать не нужно. Всё вроде бы идёт по накатанной, но тут вдруг обнаруживается один большой минус: чтобы оформить заказ, необходима регистрация на сайте, хотя в инструкции об этом не было ни слова. Но другого выхода нет, поэтому безропотно придумываю логин, пароль, ввожу ФИО, номер телефона и адрес электронной почты, на который приходит ответ для подтверждения регистрации. Не без труда проделываю этот манёвр и возвращаюсь на страницу с оформлением заказа. В сводной таблице указано общее количество товаров, их наименование, цена каждого в отдельности и общая стоимость покупки. На данном этапе можно изменить ваш первоначальный выбор. Остаётся оставить свой адрес, определить удобное время и способ доставки, в нашем случае —  это курьер. Расплатиться, к сожалению или к счастью, можно только наличными по факту получения покупки. Сразу после окончательного подтверждения на зарегистрированный электронный ящик приходит копия заказа со всеми характеристиками, а также номером, по которому можно отследить ход его выполнения. Уже через 30 минут мне перезванивает менеджер и сообщает, что продукты собраны, и машина скоро будет у нас. Ещё через 45 минут приезжает курьер и вручает мне фирменный пакет. Чек, разумеется, прилагается. Как оказалось, сам магазин находится буквально в двух-трёх остановках от моего дома, поэтому даже мороженое растаять не успело. Проверяю, всё ли на месте и рассчитываюсь с невероятно обаятельным курьером, который, к моему удивлению, также чётко начинает отсчитывать сдачу, произнося вслух номиналы и вкладывая деньги в руку. «А как Вы их распознаёте? Чувствуете руками?» — с неподдельным интересом спрашивает он, кладя мне на ладошку очередные монеты. «Да, а как Вы догадались? — недоумённо отвечаю я, — Ведь у меня есть остаток зрения». — «По неуверенным движениям…» — удовлетворяет он моё любопытство.  Хм, наблюдательный. Видимо, не в первый раз сталкивается с инвалидами по зрению. Обнаружив, что не придётся даже расписываться, облегчённо выдыхаю и уже в дверях уточняю у курьера некоторые детали. Ежедневно интернет-магазин обслуживает 5 — 10 заказов с доставкой на дом, среди покупателей, как правило, люди с ограниченными возможностями и пенсионеры. Последним с оформлением заказа обычно помогают дети. Кроме того, это можно сделать и по телефону. Насколько я поняла, «Кормилец» — это совершенно обычный супермаркет, оказывающий населению дополнительные услуги. Единственный минус — регистрация на сайте, но если учесть, что проделать эту процедуру нужно лишь однажды, постепенно она станет явным преимуществом, так как в личном кабинете можно просмотреть историю всех заказов и даже откладывать продукты на будущее, говоря проще, составлять список,  подобно тому, как это делают зрячие, чтобы  в один клик оформить новый заказ.

«Авоська» — добрая душа

Теперь решаем посетить расположенный по соседству супермаркет «Авоська», где собираемся опробовать ещё одну интересную схему. На пешеходном переходе, ведущем прямо к магазину, перед нами, даже не затормозив, а, напротив, набирая скорость, проносится маршрутка. Разумеется, услышав её ещё издалека, мы не полезли под колёса, однако в очередной раз убедились в том, что полностью полагаться на наличие соответствующих знаков и зебры, а тем более на соблюдение всеми водителями правил дорожного движения не стоит.

Не задерживаясь на входе, идём  в магазин. Ориентироваться здесь не так сложно, хотя пару месяцев назад некоторые товары ни с того ни с сего поменяли место дислокации. По всей видимости, это типичный маркетинговый ход, привлекающий внимание потребителей к определённым видам продукции. Подобные изменения и для зрячих-то не в радость, что уж говорить о нас! Как правило, персонал всегда где-то поблизости, однако мы избрали иную тактику: обращаемся к случайной покупательнице с просьбой помочь нам выбрать товар. Женщина без колебаний соглашается, и буквально через 5 минут мы уже стоим на кассе. Теперь наша задача — расплатиться банковской картой. Пока я складываю немногочисленные покупки в сумку, мой спутник вводит код, и сумма тут же списывается со счёта, о чём благодаря подключённой услуге «мобильный банк» меня  уведомляет пришедшее на телефон смс-сообщение, где указана и сама сумма, и время списания денежных средств. Справедливости ради скажу, что первый наш подобный эксперимент, правда, в другом супермаркете, с треском провалился: карта просто не читалась. Как выяснилось позже, проблема заключалась в магнитной ленте, которая, скорее всего, просто была слегка затёрта пальцами. Вместо того чтобы аккуратно протереть её, кассирша раз пять-шесть просила нас ввести код, после чего и вовсе потребовала наличку. Словом, нам просто попалась некомпетентная сотрудница, зато теперь мы знаем, как поступать в подобных ситуациях, и всё же лучше всегда иметь при себе  деньги.

Личный опыт — лучший советчик

 Что ж, шопинг вслепую, пожалуй, осуществить гораздо проще, чем кажется. Главное — не стесняться попросить о помощи, не боясь при этом выглядеть глупо, жалко, беспомощно или ещё как-то. Да, иногда нам приходится оказываться в зависимом положении, но и совершенно здоровые люди попадают в подобные ситуации. Нас, конечно, проще обмануть, обвесить, обсчитать, однако и зрячие опять же от этого не застрахованы. Эксперимент мы провели лишь для того, чтобы, испытав всё на личном опыте, доказать себе и окружающим, что самостоятельность — вполне реальна, хотя, безусловно, совершать покупки комфортнее с кем-то из родных и знакомых.

 У каждого из описанных вариантов есть как преимущества, так и недостатки, поэтому выбор остаётся за вами. На мой взгляд, их вполне можно комбинировать, другой вопрос, что далеко не везде есть интернет-магазины — это всё-таки прерогатива крупных городов. Но всем, кто имеет такую возможность, я бы советовала хотя бы ради интереса воспользоваться услугами подобного рода. Разумеется, существует определённый риск, но в моём случае, например, продукты были качественными. Кстати, этот вариант удобен и для зрячих, ведь никто не отменял экстремальных ситуаций: природных катаклизмов, болезни и т.д. Ну, а добрые люди, готовые помочь, как показывает практика, всегда где-то рядом. Удачных вам покупок!

Анастасия Павлюченкова