Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТВОРЧЕСТВА

Впервые столкнулась с миром незрячих около двадцати лет назад, когда пришла работать в Красноярскую краевую специальную библиотеку. Сначала поражала и вызывала своего рода трепет способность людей с ограниченными возможностями по зрению адаптироваться к окружающей действительности и социальному пространству. Сейчас уже неоднократно убедилась в том, что эти люди интересны, талантливы и очень трудолюбивы. Особенно, на мой взгляд, заслуживают внимание биографии знаменитых на весь мир слепых. И если деятельность отечественных систематически освещается в печати, то о зарубежных информации намного меньше. Поэтому возникла идея составить иллюстрированный справочник «Знаменитые зарубежные незрячие в области искусства», в котором бы рассказывалось о музыкантах, певцах и даже художниках. Предлагаем вашему вниманию, уважаемые читатели, цикл статей из этого справочника в журнальном варианте.

ПЕВЕЦ САДОВ АРАНХУЭСА

В апреле 2015 года стартовал перекрёстный год испанского языка и литературы в России, а также русского языка и литературы в Испании. В связи с этим мне бы хотелось немного рассказать о знаменитом испанском композиторе Хоакине Родриго Видре. Он известен всему миру как автор Аранхуэсского концерта. Это произведение настолько знаменито, что ему даже установлен памятник. И в этом году исполняется 75 лет с момента его первого исполнения.

Хоакин Родриго Видре родился 22 ноября 1901 года в городке Сагунто на Средиземноморском побережье Испании. В семье городского чиновника и учительницы музыки он был десятым, самым младшим ребёнком. В возрасте трёх лет мальчик чудом выжил, переболев тяжёлой формой дифтерии, давшей осложнение в форме прогрессирующей потери зрения. И к пожилому возрасту композитор полностью ослеп. Но, лишив зрения, судьба, словно взамен, одарила мальчика редким музыкальным даром. Когда Родриго исполнилось четыре года, семья переехала в Валенсию, там его определили в школу для слепых детей. Особый интерес юный ученик проявлял к литературе и музыке. Он стал брать частные уроки у преподавателей Валенсийской консерватории. С детских лет музыка стала содержанием его жизни, способом общения. Родителей Родриго и учителей музыки поражала лёгкость, с которой он научился играть на фортепиано и скрипке, овладевая основами композиции.

Понимая, что незрячему нужен помощник и в быту, и в учёбе, семья наняла Рафаэля Ибаньеса, который стал для  Родриго не только секретарём и переписчиком, но и близким другом. «Рафаэль заменил мне глаза», — так говорил композитор.

В начале двадцатых годов  Родриго был уже отличным пианистом и начинающим композитором, знакомым со всеми важнейшими направлениями в искусстве. Первые же публичные исполнения сочинений Хоакина — «Два эскиза» для скрипки и фортепиано и Канцонетта для оркестра — сделали его имя известным в Валенсии. Своё первое крупное произведение для оркестра «Хуглары» он написал в 1924 году. «Хугларами» называли в Испании бродячих певцов героического эпоса. Это был первый большой успех.

В 1927 году Родриго вместе со своим компаньоном переехал в Париж, где продолжил музыкальное образование и создал новые произведения. Для записи нот и текста он пользовался рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Летом 1929 года Родриго познакомился со своей будущей женой, турецкой пианисткой Викторией Камхи. Молодая пара часто гуляла в садах летней королевской резиденции в городе Аранхуэсе, располагавшемся недалеко от Мадрида на берегу реки Тахо. Его визитной карточкой на сегодняшний день являются королевский садово-парковый ансамбль, который строился как испанский ответ французскому Версалю. Необыкновенная красота и поэтичность этого места вдохновляли композитора на творчество.

Родриго и Виктория поженились в 1933 году. Пианистка отказалась от собственной карьеры и полностью посвятила свою жизнь мужу. Она была высокообразованным человеком и знала несколько европейских языков, что помогло ей стать прекрасной помощницей талантливому музыканту. Они прожили долгую и счастливую жизнь. В 1941 году у них родилась дочь, которая впоследствии удачно вышла замуж и подарила им двух внучек.

Много лет спустя, Виктория опубликовала книгу «Рука об руку с Хоакином Родриго. История нашей жизни», в которой описывала своё детство и семейную жизнь. Там же можно прочитать историю создания Аранхуэсского концерта.

Произведение было написано в 1939 году. Супруги тогда жили в Париже. В Испании только что закончилась гражданская война, и музыкант думал об истерзанной родной стране, о желанном возвращении, которое произойдёт год спустя. В то же время случилась семейная трагедия: неожиданная тяжёлая болезнь молодой супруги закончилась преждевременным рождением мёртвого ребёнка. Те нелёгкие переживания сменились долгожданным выздоровлением и новыми надеждами. Всё это, несомненно, звучит в музыке, как и исключительно тонко представленный дух Испании, её пейзажи, фольклор, традиции, чаяния, порывы и, конечно же, очарование королевских садов.

В 1940 году состоялась премьера Аранхуэсского концерта Хоакина Родриго, необычность которого была в сочетании гитары и классического оркестра. Музыкальные критики стали говорить о нём как об одном из крупнейших музыкантов Испании, который опирается в своём творчестве на традиции испанского классического и романтического искусства.

В последующие годы композитор много сочинял, а также вёл активную деятельность как музыкальный критик, сотрудничая с музыкальными газетами и журналами, работал на радио и в Испанской национальной организации слепых.

Среди 170 работ композитора — 11 концертов, многочисленные оркестровые и хоровые произведения, песни и романсы, сочинения для фортепиано и гитары, музыка к кинофильмам и театральным постановкам. Сборник критических работ Хоакина Родриго, вышедший в 1999 году, демонстрирует его глубокие познания в области музыкального искусства.

В 1947 он получил место председателя департамента музыки в Мадридском университете Комплутенсе. А в 1951-м Родриго был принят в качестве постоянного члена Королевской Академии Изящных искусств де-Сан-Фернандо. Музыкант много гастролировал по Испании, Европе, Америке и Японии, давая мастер-классы и концерты, проводя фестивали собственной музыки.

За все эти годы композитор получил много почестей как в Испании, так и за рубежом в знак признания своей работы.  Хоакин Родриго — обладатель Большого креста Альфонса Десятого, Ордена Почётного легиона, член Бельгийской Академии наук и обладатель других почётных степеней, званий и наград. В 1991 году широко отмечалось его 90-летие. Король Хуан Карлос Первый присвоил ему титул Маркиза садов Аранхуэса. А в 1996 году он был награждён премией принца Астурийского «За выдающийся вклад в испанскую музыку, которой он дал новое и универсальное измерение».

В музыкальной энциклопедии написано: «Творчество Хоакина Родриго отмечено неповторимым своеобразием стиля, глубинными связями с испанским фольклором, с народными традициями музицирования». Неслучайно адажио из гитарного Аранхуэсского концерта считается вершиной испанской музыки, а во всяких рейтингах очень долго уступало по популярности только «Макарене». И даже побывало в космосе: аудиозапись брали с собой на орбиту американские астронавты.

Умер Хоакин Родриго Видре 6 июля 1999 года. За два года до этого умерла его жена. Прах певца садов Аранхуэса захоронен в них. На памятнике его имя высечено обычным шрифтом и брайлевским.

Ольга Офицерова