Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Уважаемые коллеги!


Выступление Президента Российской Федерации Д. А. Медведева при открытии заседания Совета по делам инвалидов Сегодня у нас первое заседание Совета по делам инвалидов. Проблем, конечно, очень много. Хотел бы сразу сказать, что рассчитываю на ваше заинтересованное обсуждение этой столь серьёзной, важной и непростой для всех нас темы.
По данным, которыми пользуется Минздравсоцразвития, у нас в стране более 13 миллионов человек являются инвалидами. В соответствии с Указом, который я подписал, в конце прошлого года был создан наш Совет. Вы, собственно говоря, многие сами меня просили возродить такой Совет, он существовал пять лет, с 1996 по 2001 год, – поступило предложение его возродить. Считаю, что это правильно. Это предложение было мною поддержано, и сегодня мы с вами собираемся.
Наверное, особенно важно то, что мы с вами встречаемся не в простой, такой благостный период, хотя таких периодов в нашей истории почти не было, а в очень проблемный период развития нашего государства и общества. Понятно, что именно в этот период, период кризиса, страдает наиболее незащищенная часть населения. Кризис всегда бьёт по наименее подготовленным к кризису людям, по наиболее незащищённым людям. Конечно, это и на инвалидов в полной мере распространяется.
Не буду говорить дежурных фраз, хотя в качестве общего соображения, конечно, ещё раз скажу, что отношение к инвалидам всегда является показателем зрелости общества. И, естественно, мы должны этот показатель стараться выводить на максимально высокий, на максимально возможный в нынешней ситуации уровень. Естественно и то, что государство (наше государство по Конституции является социальным государством) обязано компенсировать те возможности, которые ограничены – во всяком случае, часть возможностей – у инвалидов, повышенным вниманием к нуждам этих людей, созданием необходимой инфраструктуры и эффективной нормативно-правовой базы.
У нас масса проблем в этой сфере, вы сами отлично это знаете, многие просто на собственном опыте, к сожалению. И когда инвалид не может попасть ни в магазин, ни нормально сесть в самолёт, на поезд, посетить музей, спортивный зал, кинотеатр, получить нормальное образование, это следует характеризовать не просто как равнодушие или невнимательность – это с юридической точки зрения прямое нарушение Конституции нашей страны.
Напомню, что тем не менее определённая работа нами ведётся: за последние годы пенсия по инвалидности выросла практически в два раза в реальном выражении. Для тех, кто впервые признан инвалидом или прошёл повторное переосвидетельствование, действуют индивидуальные программы, включающие медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию. В стране создан 221 реабилитационный центр для инвалидов и 305 центров для детей с ограниченными возможностями.
В сентябре прошлого года после долгих согласований, непростых, наверное, размышлений Россия присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов, которая предусматривает создание полноценной, как принято говорить, безбарьерной среды для инвалидов, обеспечивает их права на работу, на медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни. И, конечно, в соответствии с Конвенцией государство обязано уделять повышенное внимание воспитанию уважительного отношения к инвалидам.
Это фундаментальное изменение, потому что Конвенция – очень непростой для страны документ, который накладывает на нас весьма и весьма серьёзные обязательства. И Россия как ответственный член международного сообщества должна будет принять все меры для её исполнения. Соответственно от нас потребуются и корректировка законодательной и нормативно-правовой базы, и значительные финансовые затраты, что, конечно, в нынешней ситуации непросто. Тем не менее мы к этому готовы. В этой связи я поручаю Министру здравоохранения и социального развития подготовить комплексные предложения по ратификации Конвенции и представить их уже в окончательном варианте до конца года.
Отмечу и то, что Конвенция разрабатывалась в Организации Объединённых Наций при непосредственном участии отечественных экспертов. Значительная часть её базовых положений уже отражена в российском законодательстве, но ещё очень многое предстоит сделать для того, чтобы воплотить в жизнь самые современные подходы в этой сфере.
Сегодня более чем актуальны проблемы, связанные с образованием и трудоустройством людей с ограниченными возможностями, инвалидов. По данным Минздравсоцразвития, почти 6 миллионов из названной мною цифры, 13 миллионов инвалидов, – трудоспособны, однако получить работу смогли не более 15 процентов из них. Это, конечно, и плохо, и несправедливо.
Между тем люди, которые имеют инвалидность, и вы, собственно, своим примером это доказываете, очень часто добиваются самых впечатляющих результатов в общественной жизни, в работе. Среди них и известные политики, и общественные деятели, успешные предприниматели, видные учёные, мастера искусств и выдающиеся спортсмены, достижениями которых мы гордимся.
На Паралимпиаде в Пекине в 2008 году наша сборная завоевала 63 медали. Я встречался с паралимпийцами, они реально очень многое сделали для престижа нашей страны. Однако надо признать и то, что такие успехи зачастую достигнуты не благодаря, а, к сожалению, вопреки условиям, которые созданы для жизни этих людей в нашем государстве. Поэтому и государственные, и муниципальные организации, и объединения инвалидов, другие общественные объединения обязаны сообща вырабатывать стратегию и тактику совместной работы в этой сфере, но при необходимости, конечно, и корректировать уже ранее принятые решения.
Я только что говорил про Конвенцию ООН, но вы знаете, что в марте этого года мною также внесена на ратификацию в Государственную Думу Европейская социальная хартия, это тоже очень серьёзный документ. Она была подписана от имени Российской Федерации ещё в сентябре 2000 года, и мы тоже проделали довольно значительный путь, прежде чем приняли ответственное решение адаптировать эту конвенцию в наших условиях и приступить к её исполнению. Это тоже пример того, как нужно сообща работать. Здесь главное, конечно, не забегать вперёд. В то же время, если решения приняты, они должны исполняться.
Сегодня предлагаю сконцентрироваться на нескольких конкретных вещах. Во-первых, напомню, что в 2004 году был изменён порядок определения ежемесячной денежной выплаты – так называемого ЕДВ – для инвалидов. Он был привязан не к группам инвалидности, как это было ещё с советских времен, а к другому показателю – степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Фактически этот размер стал зависеть от того, может ли человек работать, что, наверное, имеет как принцип право на существование, но в то же время не означает того, что с получением работы у человека исчезает инвалидность: она никуда не исчезает. В результате, и это самое главное (в конце концов вопрос не в критериях и не в принципах: они должны служить практическим результатам, их не надо фетишизировать, их не нужно превращать в какие-то завоевания), был практический результат неприятный: материальное положение многих инвалидов ухудшилось. По тем данным, что мне представили, в денежном выражении потери составляют от 537 до 1208 рублей в месяц – деньги не лишние в любой ситуации, тем более в кризисной.
В этой связи я поручаю Правительству с учётом тех предложений, которые поступили, проработать новый порядок установления размеров ежемесячных денежных выплат инвалидам и внести соответствующий порядок в Государственную Думу, а к Государственной Думе обращаюсь с просьбой этот порядок рассмотреть – естественно, в консолидации усилий с Правительством.
Второе, на чём предлагаю сегодня остановиться. По имеющимся данным, лишь два процента автотранспорта общего пользования оборудовано приспособлениями для инвалидов. Это абсолютно недопустимо мало. Эту проблему можно было бы решить и в рамках госзаказа (его доля у нас не снижается, в кризисный период даже возрастает) на отечественную технику, автотехнику, средства на реализацию которой у нас действительно предусмотрены. При этом количество автобусов, которые оборудованы специальными приспособлениями для инвалидов, должно соответствовать современным нормам: по современным нормам таковых должно быть не менее пяти процентов от общего числа. У нас их несравнимо меньше, к сожалению.
И, наконец, третье, на что хотел бы сегодня обратить внимание в своём вступительном слове. В рамках национального проекта «Образование» мы с вами начали продвигать так называемое дистанционное обучение для детей-инвалидов и вообще для инвалидов. Доступ к современным образовательным технологиям должен быть обеспечен за счёт бюджета. Это, вне всякого сомнения, бесспорно правильный шаг, шаг в нужном направлении.
Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети и подростки могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и как минимум с самого раннего возраста – это, может быть, самое главное – не чувствовали себя изолированными от общества. Тем более что это обществу нужно не в меньшей степени, чем самим инвалидам.
Есть и другие предложения, мы их с вами обсудим.