Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

на тему «Социально ответственный работодатель»,  проводимым Федеральной службой по труду и занятости Минздравсоцразвития России. (16 июля 2008 года) 


Уважаемый Максим Анатольевич!
Уважаемые коллеги!

Актуальность темы сегодняшнего разговора  не вызывает сомнений. Ведь вопросы трудоустройства и занятости инвалидов являются одними из ключевых  в их реабилитации и интеграции в общество, создания им  равных возможностей.           
Они занимают  важное место в международных правовых документах, в работе законодательных и исполнительных органов государственной власти России. Мы знаем также и мнение руководителей государства по этим вопросам. Очередной раз об этом было сказано председателем правительства В.В. Путиным  7 июля текущего года. Говоря о необходимости ратификации Конвенции о правах инвалидов он отметил, что  инвалиды по-прежнему испытывают проблемы  с трудоустройством и эти вопросы требуют серьезных решений.
Я внимательно слушаю выступающих.  Все  говорят совершенно  правильно.
Все видят проблему, все выступают за  ее  решение. Но что конкретно стоит за  этими  словами, как выполняются  законы, как реально обстоят дела?
Я покажу на примере  Общества слепых. Ежегодно, на протяжении десятилетий, мы проводим мониторинг трудоустройства и занятости  членов нашей организации. Картина следующая.
За шесть лет общее количество трудоустроенных сократилось на 1/3 и  составляет сегодня 27 с половиной тысяч. Из них в системе ВОС трудится более 15 тысяч.
В тоже время за эти годы количество желающих работать возросло на 50% и составляет более 9 тысяч.
Налицо резкое сокращение численности работающих инвалидов и увеличение количества желающих работать, особенно в последние три года, т.е. за годы действия  122 закона.
И это несмотря на то, что Общество слепых активно занимается содействием трудоустройству. И здесь сравнительная картина не в пользу последних лет. Если  в том же 2001 году было трудоустроено около 4 тысяч инвалидов по зрению, то в прошлом году -  всего две с половиной, из них подавляющее большинство на своих предприятиях.
Вот такие реальные результаты. 
На улучшение ситуации с трудоустройством мы рассчитывали  на разрекламированный Шведский опыт.      
Напомню, что в июле 2005 года стартовал Российско-Шведский проект «Профессиональная реабилитация и трудоустройство граждан с ограниченными возможностями». Он завершается 30 сентября текущего года. Были определены три пилотных региона: Республика Карелия, Вологодская и Воронежская области. Задумка  хорошая. Обкатать проект на трех регионах с последующим распространением опыта на все другие регионы страны. Мы с большим интересом ждали результатов. И что же? Как он коснулся инвалидов по зрению? По информации  руководителей наших организаций  эксперты из Швеции познакомились с деятельностью  предприятий ВОС, некоторое количество инвалидов по зрению прошли обучение  работе на компьютере. И все. Ни один инвалид – член ВОС,  не был трудоустроен за эти годы в рамках проекта.
Возникает резонный вопрос: кому и зачем нужны такие проекты?    
По нашему мнению для инвалидов по зрению нет необходимости выдумывать какие-то проекты для трудоустройства и проводить эксперименты.
Всероссийское общество слепых имеет развитую структуру организаций, хозяйственных обществ, реабилитационных центров и учреждений для осуществления комплекса мероприятий по профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, их трудоустройству. В Российской Федерации нет других предприятий для работы слепых граждан.           Нам нужна только соответствующая государственная поддержка.
По большому счету, в целях трудоустройства инвалидов России всех категорий, по моему глубокому убеждению,  должна быть разработана  государственная  программа профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов или приоритетный национальный проект. Эта программа должна быть совместной: федерального правительства, региональных и местных властей, отечественного бизнеса и организаций инвалидов. При этом необходимо изучить и использовать зарубежный  опыт трудоустройства инвалидов.
Основные составляющие программы: 
Во - первых, необходимо определить количественный и профессиональный состав ресурсов, т.е. реальное количество инвалидов, могущих и желающих работать по той или иной специальности. По ВОС такую информацию мы имеем.
2. Изучить рынок возможных рабочих мест для них: в государственных структурах, на специализированных предприятиях инвалидов, предприятиях малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства.
3. Обеспечить условия для возможности получения профессионального образования по профессиям, востребованных на рынке труда.
4.Создать необходимые условия для трудоустройства инвалидов на подходящую для них работу на предприятиях всех форм собственности.
5. Программа должна быть комплексной, увязывающая все службы и структуры, которые участвуют в этом процессе: учреждения МСЭ и учреждения, проводившие профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку инвалидов, и, естественно, их трудоустройство. При этом  должны быть охвачены инвалиды, проживающие как в городских условиях, так и на селе.    
Мне могут возразить. Зачем какая-то очередная программа. Ведь реализуется ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы». Да реализуется. Но, то количество средств, которое выделяется по программе из федерального бюджета и порядок ее реализации не выдерживают никакой критики. Во – первых, на пять лет, на каждый конкретный год, фиксированно определено количество создаваемых рабочих мест и количество выделяемых средств без учета  инфляционных и других факторов, в том числе  увеличения стоимости создания рабочего места. На Всероссийском совещании 4 июня я вынужден был отметить, что деньги на ее выполнение в этом году еще не выделялись и когда мы будем ее выполнять  - неизвестно. На сегодняшний день в этом плане ничего не изменилось.
Второй момент. Для   реализации программы привлекаются и средства организаций инвалидов. Причем в процентном соотношении  немалые. Например, по ВОС: из федерального бюджета на пять лет  выделяется 315,07 млн. рублей. а Общество должно изыскать 543,38 млн. т. е. на 73% больше. А  где их взять?  Такое соотношение финансовых затрат при всестороннем давлении на наши предприятия: здесь и налоги, конкуренция рынка, и т.д.  конечно не реально. Много или мало выделяется средств из федерального бюджета? Явно недостаточно, так как стоимость создания одного рабочего места сегодня составляет  около 700 – 800 тысяч рублей. Т.е. на эти деньги можно создать только 500 рабочих мест. А желающих трудиться, как  было сказано выше, около 9 тысяч. 
Как известно, Счетная палата РФ, проводившая проверку расходования бюджетных средств на сохранение и создание рабочих мест для инвалидов в четырех регионах России (Ивановская, Курская, Липецкая и Рязанская области) сделала  вывод о том, что цель государственной политики в реализации права на труд, предусмотренного законодательством, до настоящего времени не достигнута и  деятельность органов исполнительной власти не обеспечивает решение задачи профессионального образования и трудоустройства инвалидов. Одна из основных   задач Программы – создание рабочих мест для инвалидов в полном объеме не решается.
Вот реальная оценка реализации ФЦП.  Видимо, что-то  делается не совсем так. Мы должны  серьезно задуматься о выводах компетентного контролирующего органа страны.        
Что же делать? Я уже сказал выше свое мнение по этому вопросу: 
Разработка комплексной программы трудоустройства и занятости инвалидов в ранге национального проекта. Однако, это длительный процесс. Так сказать перспектива. А наши предприятия, где  трудятся сегодня около 24 тыс. человек, требуют незамедлительных действий по сохранению и созданию рабочих мест.
По каким направлениям необходима первоочередная поддержка наших предприятий? Буквально тезисно.Продолжать реализацию ФЦП, но с определенной ее коррекцией:

1. Увеличить объем финансирования, так как с каждым годом растет стоимость создания рабочего места  и изменить процедуру  реализации программы. Уверен, что со следующего года необходимо выделять средства  нашему Обществу. Мы сами закупаем необходимое оборудование на создание рабочих мест и сами  отчитываемся. Т.е. сделать так, как было при реализации предыдущей ФЦП.     
2. ВОС возлагало большие надежды на возврат средств за уплаченные налоги и сборы в бюджеты всех уровней. Однако  с 2006 года мы получили только 800 млн. А заплатили с 2002 года по 2007 год 1 млрд. и 706 млн. рублей. Разве это можно назвать нормальной компенсацией? А ведь эти средства идут на укрепление материальной базы, сохранение и создание рабочих мест и проведение реабилитационных мероприятий.
3. Необходимо принять дополнительные меры, направленные на предоставление реального, стабильного государственного или муниципальных заказов на продукцию наших предприятий. 
4. Следующий момент. Заработная плата инвалидов. Специфика их труда, связанная с условиями труда и ограничениями по продолжительности рабочего дня, существенно влияет на их заработную плату. Инвалиду за 35 часовую неделю необходимо платить полную заработную плату, оплачивать дополнительный отпуск. Среднемесячная заработная плата инвалидов по зрению в 2007 году составила около 4300 рублей. На большинстве предприятий она существенно ниже и составляет ниже прожиточного минимума, установленного  в тех или иных регионах. А что делать нам  со следующего года, когда МРОТ будет равен 4330 рублей? Одна надежда, на  дотирование заработной платы со стороны государства.  Зарубежный опыт в этом направлении есть.  
5. Уже набило  оскомину говорить о степени ограничения способности к трудовой деятельности.  Но будем повторять и говорить до тех пор, пока не изменится законодательство по этой проблеме. Сегодня инвалид практически лишен конституционного права на труд, на получение образования. Он не может самостоятельно распоряжаться своими возможностями и способностями.
Недавно в прессе прошла информация о том, что правительство работает над данной проблемой. Будем надеяться на положительное  ее решение.
6. О квотировании. То же вопрос не новый. Вот сегодня говорим о роли малого и среднего бизнеса в трудоустройстве инвалидов. О какой роли можно говорить, если государство само вывело практически все предприятия малого и среднего бизнеса из процесса трудоустройства инвалидов, определив квоты  для предприятий, численностью более 100 человек. Да, мелкий и средний бизнес – основа экономики государства и государство постоянно заботится о нем. 
Государство решает вопросы поддержки и сельского хозяйства, нефтянки, других отраслей. Получается так: для одних вопросы решаются, а  инвалиды и их организации, которые постоянно борются за свои права, остаются вне внимания государства. Я думаю и с нами можно решить все проблемы, в том числе по квотированию рабочих мест  и уплаты штрафов за отказ трудоустраивать инвалидов.
Нашим предприятиям невозможно конкурировать с производствами, где применяется дешевая рабочая сила, или где не ставится задача  создания рабочих мест для инвалидов. Следовательно, требуется выровнять экономические условия игры на поле бизнеса для предприятий инвалидов. Мы сегодня можем говорить все что угодно, но если государство не определится со своей политикой по отношению к бизнесу и инвалидам, у нас снова будут одни пустые слова.
7. Хорошей поддержкой предприятий инвалидов стало бы  законодательное изменение соотношения  работающих инвалидов на наших предприятиях с  50% до 30%. Внедрение высокотехнологичного оборудования, сокращение ручного труда,  не позволяют сегодня  выдержать существующее соотношение.
8. Следует также учитывать, что предприятия инвалидов являются прежде всего реабилитационными, а уже затем коммерческими организациями, на прибыль которых содержаться организации инвалидов. В связи с этим необходимо пересмотреть их статус как налогоплательщиков, а также обеспечить возможность приравнять их к бюджетным организациям при установлении тарифов за электроэнергию, коммунальные услуги и т.д.
9. Необходимо разработать механизм компенсации НДС предприятиям инвалидов, так, как это делается в некоторых зарубежных странах.
И последнее. Необходимо разработать механизм стимулирования работодателей всех форм собственности, создающих рабочие места для инвалидов. Работодатели должны быть заинтересованы в этой важной для нас работе. 
Уважаемые товарищи! Я показал реальную ситуацию с трудоустройством инвалидов  по зрению и некоторые пути по его улучшению. Картина, мягко говоря,  не радостная. И она ухудшается из года в год.
В связи с этим я обращаюсь  к представителям органов законодательной и исполнительной   власти, представителям бизнеса. Давайте будем последовательны. Если мы  постоянно говорим о проблемах трудоустройства и занятости инвалидов, давайте, наконец, от слов переходить к делу. Ведь может наступить момент, а при таких темпах, очень скоро, когда ни одного специализированного предприятия  инвалидов, на которые мы еще как-то их трудоустраиваем,   не останется.

Спасибо за внимание.