Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ЛИЧНОСТЬ

ЕГО НАЗВАЛИ «ЧЕЛОВЕКОМ ГОДА»

Известие о том, что Евгений Кегелев стал чемпионом Паралимпийских игр в Лондоне, произвело в Красноярске настоящий фурор. О нём писали почти все местные газеты. Сюжеты с его участием показывали каналы красноярского телевидения. Не осталось в стороне и радиовещание. Газета «Комсомольская правда в Красноярске» в № 163 за 2012 год опубликовала статью Артёма Дмитриевского под заголовком «Паралимпийский чемпион Евгений Кегелев отправил почтовый перевод для тяжелобольных детей». Управление Красноярской железной дороги — филиал ОАО «Российские железные дороги», вот уже несколько лет являющееся постоянным спонсором Евгения, наградило его нагрудным знаком «Почётный железнодорожник». А журнал «Деловой квартал», подводя в декабре итоги конкурса «Лучший по профессии», объявил Кегелева победителем в главной номинации — «Человек года».  

Шесть лет назад

С Женей и его мамой, Антониной Васильевной, я познакомилась в июле 2006 года. Узнав о том, что на ООО «КрасТЭМ» на участке жгутов работает  слабовидящий и почти не слышащий парень, который только что стал кандидатом в мастера спорта по лёгкой атлетике, я, как и каждый любопытный журналист, захотела с ним встретиться и взять интервью. Но как это сделать? Ведь у него, ко всему прочему, оказалась ещё и очень неразборчивая речь. Председатель МО при ООО «КрасТЭМ» А.И. Раков, к которому я обратилась,  рассказал, что   Кегелевы — беженцы из  Киргизии, что в Красноярске они снимают небольшую комнату, и ни  у кого из них пока ещё нет российского паспорта. Несмотря на это, Женю приняли в члены ВОС и, учитывая труднейшее семейное положение, Альберт Иванович обратился  к тогдашнему генеральному директору предприятия В.В. Сипкину с просьбой о трудоустройстве парня на работу. Выслушав председателя, Владимир Васильевич подумал, что, если он примет на работу человека, у которого пока ещё нет паспорта и практически средств к существованию, большого греха не будет. И дал приказ принять Кегелева в цех металлообработки на участок сборки жгутов. Его наставником стал Александр Толстихин, который был не только мастером своего дела, но и его товарищем по спорту. Теперь они вместе работали,  ходили в спортивный зал  на тренировки, участвовали в соревнованиях. Этот рассказ меня заинтриговал ещё больше. И, взяв у Ракова номер сотового телефона Жениной мамы, я ей позвонила. А на следующий день мы встретились. Наша беседа с Женей и Антониной Васильевной, которая была за переводчика,  длилась около двух часов.

Необычный ребёнок

Кегелевы жили в Бишкеке в собственном доме с небольшим садом, в котором росли яблони, груши, другие фруктовые деревья и ягодные кусты, овощи и, конечно, много цветов. Словом, жили, не тужили. Родившийся мальчик, которого назвали Женей, был третьим ребёнком. Старшая дочь уже училась в восьмом классе. Разница в возрасте между братьями составляла десять лет, и поэтому новорождённому малышу все были рады. Но радость оказалась недолгой, так как малыш родился совершенно слепым и глухим: глазки ребёнка  словно кто-то щедро раскрасил красной краской, а до крошечных ушек не доходили никакие звуки. Горе Антонины Васильевны передать невозможно. Она не спала ночами.  Врачи, к которым обращалась безутешная мать, ничего обнадёживающего не обещали. Но всё же через полгода она стала замечать, что малыш начал чуть-чуть реагировать на свет, а затем появились признаки слуха. Понемногу зрение стало улучшаться, а вот со слухом было сложнее. Когда мальчику исполнилось три года, его устроили в специализированный детский садик для слепых детей. Но глухота оставалась на прежнем уровне, и Женя пошёл в школу для глухонемых.

Вынужденный переезд

После распада СССР, когда Киргизия стала самостоятельным государством, жизнь проживающих на её территории русских коренным образом изменилась.  Махровым цветом  расцветал национализм, русские начали уезжать в Россию. Из семьи Кегелевых первой покинула Бишкек старшая дочь: уехала в Сибирь и поселилась в Красноярске. В 2003 году она приехала к родителям в гости. Жизнь в Бишкеке к тому времени  стала уже невмоготу. На семейном совете договорились, что сестра, уезжая,  заберёт Женю с собой (к тому времени он окончил 9 классов), а затем приедут и остальные члены семьи. Так и произошло.

В Красноярске мальчик, как и в Киргизии, поступил в школу глухонемых. Зрение у него более-менее стабилизировалось, но он носил очки с очень сильными линзами и уже довольно сносно владел жестовой речью. Учился он хорошо. Почти за бесценок продав дом, мебель и остальные нажитые годами вещи, взяв  лишь самое необходимое, то, что  можно было увезти с собой в вагоне, Кегелевы тоже приехали в Сибирь,  где жили их дети. В тот день, когда их поезд прибыл в Красноярск, у Жени в школе был выпускной бал. На первых порах остановились в семье дочери. Едва распаковав вещи и приведя себя в порядок, Антонина Васильевна отправилась на праздник сына.

Гостеприимный Красноярск

С самых первых дней пребывания в Красноярске у Жени всё складывалось удачно. А может быть, ему просто везло на встречи с хорошими людьми. Получив свидетельство об окончании средней общеобразовательной коррекционной школы, он сразу же поступил в лицей № 11, в котором стал учиться на автослесаря. Но отлично сдав экзамены, работать по специальности не смог, так как у него оказалась аллергия на бензин. Узнав, что в Красноярске есть Общество слепых, Антонина Васильевна вместе с Женей поехала в краевое правление ВОС, базирующееся на улице Свердловская, 49-а. Там же находилось и УПП. Их направили в производственную МО, председателем которой в то время был Альберт Иванович Раков. Внимательно выслушав жизненную эпопею Кегелевых, председатель предложил Жене вступить в члены ВОС и пообещал помочь  с трудоустройством на ООО «КрасТЭМ». Своё обещание он выполнил при первой же возможности. Ещё в 2004 году, летом, когда Антонина Васильевна приезжала из Бишкека к детям в гости, они как-то с Женей пошли погулять по острову Отдыха. Проходя мимо Дворца спорта, решили зайти туда. Вошли и стали осматриваться. К ним  подошёл мужчина.

— Я тренер, Александр Юрьевич Мельников, — представился мужчина. — Тренирую группу инвалидов.

Немного побеседовав, Александр Юрьевич предложил:

— Не хочешь позаниматься у меня лёгкой атлетикой?

— Хочу! — обрадовался Женя.

Так состоялось знакомство будущего паралимпийского чемпиона и его тренера. С первых же дней спорт околдовал юношу. Он стал ежедневно появляться в спортивном зале, не пропуская ни одной тренировки.

Валентина Ивановна Прудкова, председатель Красноярского регионального отделения спорта слепых, сразу же взяла талантливого парня под своё крылышко. Чем только Женя тогда не занимался! Пауэрлифтингом, прыжками, бегом на разные дистанции, плаванием. И по каким бы из этих видов спорта не проходили соревнования, Валентина Ивановна всегда приглашала Женю принять в них участие. И он с удовольствием участвовал. С самых первых своих шагов в спорте он стал показывать неплохие результаты, которые с каждым разом становились всё лучше и лучше. Но так как у Жени ещё не было российского гражданства, то он мог участвовать  лишь в  соревнованиях на уровне региона. Но это его не волновало. Пять раз в неделю он спешил на стадион и по 3 часа в день упорно тренировался, получая от этого чувство удовлетворения. Знал, что с каждой тренировкой набирается опыта и мастерства, крепнут его ноги и руки. Усилия парня не пропали даром. Уже в 2005 году он имел первый разряд по лёгкой атлетике.  Едва  получив российское гражданство, а вместе с ним и паспорт, он был включён в команду и отправился на чемпионат России в Сочи. Там   занял тогда пятое место. Более удачным оказалось первое полугодие 2006 года. Уже в феврале Женя участвовал в чемпионате России в Омске, а через месяц — в Челябинске, откуда привёз сразу три бронзовые медали и к тому же стал кандидатом в мастера спорта. Едва вернувшись из Челябинска, уехал на сборы в Сочи, где тренировки продлились целый месяц.

Июль в том году выдался не очень летним. Часто шли дожди. Но, несмотря на каверзы погоды, группа инвалидов, занимающихся спортом, решила совершить марш-бросок на  красивую таёжную реку Ману. Отправился и Женя. Взяв палатки, спальные мешки, набив рюкзаки продуктами и другими необходимыми в турпоходе вещами, они на целую неделю исчезли из города. Расположились на самом берегу бурлящей реки. Дождь лил почти ежедневно, но ребятам было весело. Мана — река холодная. Родившись в отрогах Саян, она за неблизкий свой путь к Енисею даже в самое жаркое лето не успевает прогреть свои воды выше 15 — 17 градусов. Но сибиряков, да ещё спортсменов, холодной водой не напугаешь! Они купались, чтобы согреться, делали пробежки, готовили на костре еду, а по ночам, если дождь, смилостившись, прекращался, и на небе высыпали огромные яркие звёзды, чуть ли не до утра сидели у пылающего костра, спорили. А когда споры прекращались, просто сидели, слушали тайгу, мечтали каждый о своём. Промокшие, грязные, но довольные, отдохнувшие вернулись ребята домой. Обо всём этом мать и сын рассказали мне во время так хорошо запомнившейся той встречи.

Наша беседа длилась около двух часов. У меня до сих пор хранится кассета с её записью. В заключение я спросила Женю, есть ли у него заветная мечта. И он, не задумываясь, ответил: «Стать мастером спорта и попасть на Паралимпиаду в Пекин». «Ну что ж, мечтать не вредно», — подумала я и про себя улыбнулась: ведь до Паралимпийских игр в Китае оставалось всего два года. А у него после российского чемпионата в активе всего лишь бронзовые медали.

На прощание я искренне пожелала Жене удачи.

Сбывшаяся мечта

Наметив цель, Кегелев к ней не шёл, а бежал в буквальном смысле этого слова, так как теперь его основным занятием стали бег и прыжки. Он не давал себе ни малейшей поблажки! После работы спешил то на тренировки, то в тренажёрный зал, который находился при  УПП ВОС, и по-прежнему не упускал случая принять участие в соревнованиях. Результаты не замедлили сказаться. Уже в 2007 году с одного из чемпионатов России он вернулся мастером спорта и тремя медалями, одна из них была золотой. В том же году Женю включили в сборную команду России, а затем он стал и членом паралимпийской команды, отъезжающей в Пекин. Однако неожиданный случай мог помешать этой поездке. За два месяца до начала Игр на одной из тренировок по прыжкам в длину, а именно в этой дисциплине он должен был выступать, Женя травмировал пятку. Но лечение, а скорее, сила воли парня, сделали своё дело, и в Китай он всё же поехал. Правда, его дебют оказался не очень удачным. Что повлияло на результаты? Кто знает! То ли волнение, то ли плохо залеченная травма. Но прыгнул он хуже своих возможностей. Дома его прыжок составлял 6,6 м, а там меньше на целых 55 см. В результате он занял в тройном прыжке седьмое место, а в прыжках в длину — одиннадцатое. Но всё же участие в Паралимпийских играх стало его большой удачей.

Виражи спортивной Фортуны

По возвращении из Китая в судьбе Евгения Кегелева произошло сразу несколько событий. Поссорившись с Мельниковым, с которым прозанимался более четырёх лет, он перешёл к другому, тоже довольно известному далеко за пределами края тренеру — Евгению Константиновичу Слушкину. Но в 2009 году Слушкин уехал из Красноярска в Чебоксары и взял с собой перспективного ученика. Там он помог ему поступить в школу олимпийского резерва. В связи с переездом Жене, естественно, пришлось уволиться с работы. Счастливым событием в его жизни оказалась встреча с хорошенькой девушкой по имени Надя. Она тоже была инвалидом по слуху. Молодые люди сразу же полюбили друг друга и вскоре стали мужем и женой.

И ещё один немаловажный след оставил тот год в жизни Евгения.  На чемпионате мира, проходившем в Греции, ему впервые удалось попасть в тройку сильнейших, и домой он вернулся с бронзовой медалью. Дела в Чебоксарах складывались неплохо. Учёба давалась легко. Как всегда, он много тренировался, участвовал в соревнованиях, выезжал на различные чемпионаты за границу. Но в Красноярске оставалась молодая жена, которую, конечно же, длительная разлука с мужем не радовала. И в 2011 году Кегелев вернулся домой. Помирившись с Александром Юрьевичем Мельниковым, он снова стал тренироваться у него. Копилка с медалями регулярно пополнялась. Теперь  уже без наград он возвращался крайне редко. За последние годы ему посчастливилось побывать во многих странах, все перечесть трудно. Самой дальней оказалась Новая Зеландия. Туда их команда летела целых 23 часа!

Успехи в спорте приносили не только моральное, но и материальное удовлетворение: президентская стипендия, премии при завоевании медалей и  другие денежные вознаграждения, положенные при удачном выступлении на чемпионатах. Всё это дало возможность улучшить материальное положение семьи Кегелевых. Они купили 2-комнатную квартиру, машину.  Личным водителем  Евгения, конечно же, стала его любимая жена Надя.

Госпожа удача — дело не последнее

Вернувшись из Чебоксар и оформив свой перевод в Красноярскую школу олимпийского резерва, Евгений сразу же приступил к тренировкам и стал готовиться к Паралимпиаде в Лондоне. В том, что он обязательно туда поедет, сомнений не было. Его спортивные результаты в крае были лучшими, и соперников он практически не имел. Да и Александр Юрьевич, как и прежде, спуску не давал. Коллекция наград спортсмена составляла уже более 50 медалей разного достоинства. Но он грезил о Паралимпийской.  Мечта эта была давней, с тех самых пор, как он  всерьёз увлёкся спортом. Для начала устроила бы и «бронза». Поэтому он так упорно готовился  ко второй своей Паралимпиаде. Боялся лишь, чтобы вновь не произошло чего-нибудь непредвиденного. В его успех верили и тренер, и Валентина Ивановна Прудкова, которая теперь уже не только возглавляла краевую ФСС, но и являлась членом исполкома Паралимпийского комитета России и председателем Красноярского регионального отделения Паралимпийского комитета России.

И вот подготовительный период позади. Команда сформирована. Евгений был заявлен  в двух дисциплинах: прыжках в длину и в тройном.  И ещё был запасным для выступления в эстафете 4 х 100. Но, как нередко случается во время соревнований, произошли изменения. Группа по прыжкам в длину, в которую входил Евгений, с соревнований была снята. Но зато ему повезло в  другом. Вышло как по пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло. Один из участников эстафеты чуть ли не в самый последний момент по уважительной причине из команды выбыл, и его место занял Кегелев.

Кроме Евгения в команду паралимпийцев входила ещё одна представительница Красноярска — Марта Прокофьева. Она соревновалась в толкании ядра.  И вот, наконец, команда в Лондоне. К открытию Паралимпиады из Красноярска прибыла группа поддержки из 12 человек во главе с В.И. Прудковой и председателем Красноярской РО ВОС В.В. Сипкиным. Находясь на трибунах, они морально поддерживали своих земляков во время соревнований. Для Евгения счастливым оказалось выступление в  эстафете 4 х 100. Их «четвёрке» повезло: победу они буквально вырвали у своих соперников–китайцев,  с результатом 42,66 секунды установив новый паралимпийский рекорд и
опередив их на 0,22 секунды! Хотя недаром говорят: удача — удачей, а везёт всё же сильнейшему. Находясь вместе со своими товарищами на высшей ступени пьедестала и чувствуя на груди приятную тяжесть золотой медали чемпиона, но ещё не до конца веря, что его заветная мечта сбылась, Евгений широко улыбался.

А вот его выступление в тройном прыжке получилось не совсем удачным, хотя прыгнул он на 13 м 87 см. Просто у других результат оказался лучше. Кегелев занял лишь 6 место. Его землячка Марта Прокофьева в толкании ядра вошла в десятку лучших, оказавшись на 8 месте.

Слёзы счастья матери

О том, что сын стал паралимпийским чемпионом, Антонина Васильевна Кегелева узнала в пятом часу утра. Её разбудил телефонный звонок, и чей-то взволнованный голос сообщил: «Женя завоевал золотую медаль!». Не вполне поверив  и думая, что это, может быть, какой-то розыгрыш, она всё же подняла на ноги всех своих родственников, которые тоже с сомнением отнеслись к этой новости. Чтобы узнать правду, оставалось лишь дождаться утренних известий по телевидению. Убедившись, что ночной доброжелатель её не обманул и  Женя действительно чемпион, она теперь до конца Паралимпиады не отходила от экрана. А когда увидела своего ненаглядного сына в Кремле на приёме у Президента вместе с другими паралимпийцами с золотой лентой с автографом главы государства и орденом Дружбы на груди, вручённым ему самим Владимиром Владимировичем Путиным, по её счастливому  лицу потекли прозрачные ручейки. Она смотрела на экран, а сама, мысленно вернувшись на 26 лет назад, видела не этого статного юношу, а того, слепоглухонемого новорождённого крохотулю, над которым бессонными ночами пролила столько горьких слёз. Вместе с орденом в Москве Евгений получил 4 миллиона рублей денежного вознаграждения и ещё три миллиона ему вручило правительство  Красноярского края на основании Закона «О физической культуре и спорта» № 13  по Красноярскому краю как единовременное пособие. На эти  деньги они  с женой купили на пр. Красноярский рабочий  трёхкомнатную квартиру в 100 кв.м.

Прыжки к новым рекордам продолжаются

2013-й  для Евгения начался удачно. Как всегда, никаких послаблений он  себе не даёт. По-прежнему для отдыха, домашних и других не связанных со спортом дел остаётся всего лишь один день в неделю. По воскресеньям — сауна и бассейн, а в остальные дни недели — тренировки. В его семье теперь уже два спортсмена: чтобы не отставать от мужа, спортом занялась и Надя. Они вместе ходят на стадион, иногда участвуют в одних и тех же соревнованиях. В прошлом году на чемпионате России она заняла второе место. А в феврале этого года Кегелевы выступали на чемпионате России в Ярославле, правда, в разных командах. Надежда — в команде инвалидов по слуху, а Евгений, как всегда, от инвалидов по зрению. С этих соревнований Кегелев привёз сразу 4 медали: две золотые, серебряную и бронзовую. На сегодняшний день в его коллекции уже 34 золотых, 13 серебряных и 15 бронзовых медалей. Жена тоже вернулась с «серебром».  

Спортивная программа этого года у заслуженного мастера спорта России Евгения Кегелева  очень насыщенна. В марте он выезжал на учебно-тренировочные сборы в Португалию. Затем предстоит чемпионат мира во Франции. Ещё планирует поехать на Кубок Европы в Германию. Конечно же, он будет участвовать в соревнованиях на родине. Всё это делается для того, чтобы на будущей Паралимпиаде выиграть золотую медаль в личном зачёте.

Кто знает, возможно, всё так и будет. Ведь иногда, казалось бы, самые несбыточные мечты вдруг становятся явью. Особенно у тех, кто не жалеет для их осуществления ни сил, ни времени.

Нина Зайцева, Татьяна Степанова

ПАМЯТЬ СЕРДЦА

УЧИТЕЛЬ И ДРУГ

Проходя свой земной путь, человек вряд ли способен предугадать, как и чем он отзовётся после смерти. Но даже если попытается это сделать, то здесь надежда на  совпадение уж очень призрачна... Это особый, не зависящий от нашего воображения и представления о себе  процесс. Но очень  занятный.

Именно об этом я думала на вечере памяти  Валентина Дмитриевича Кондратьева,  который состоялся в Республиканской государственной  библиотеке для слепых. Он —  преданный своей профессии человек,   имевший всего  одну-единственную запись в трудовой книжке: преподаватель музыки Московской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей № 1.

В читальном зале РГБС, как говорится, яблоку негде было упасть.  Желающих почтить память известного педагога оказалось очень много. Складывалось впечатление, что вся восовская Москва когда-то училась  у В. Кондратьева  и вот сейчас дружно пришла, чтобы по-доброму вспомнить его. Хотя конкретного «круглого  повода» для этого не было. Он умер в октябре 2012 года, родился в 1934-м, 6 марта этого года ему исполнилось бы 79 лет. Правда,  это был бы первый день рождения без него. Может быть,  друзьям и коллегам  не хотелось с этим мириться  и они решили   собраться, чтобы поговорить о любви? Да, именно о любви. И к учителю. И к  его урокам. И к музыке, которой он насыщал их.

Организаторы вчера постарались выстроить цепочку воспоминаний в виде исторического путешествия, что,  в общем-то, оказалось правильным, потому что выпускники разных лет штрихами своих эмоций  создали яркий  портрет очень важного в  их жизни Человека.  А «кистью» здесь была  радость. Да, именно ею отозвалась  в сердцах поколений земная жизнь Мастера.  Я впервые присутствовала на траурном мероприятии, где «правили бал»  не слёзы, не печаль, не грусть, а улыбки, смех, аплодисменты. И ещё стихи.  Часто собственного сочинения. Их читал почти каждый выступающий, таким способом передавая характер своих взаимоотношений с учителем. Ну, а те, кто мог, пели. И тоже в честь Кондратьева.

Тем, кто по жизни не пересекался с Валентином Дмитриевичем, будет интересна его биография. Родился он  в Ульяновске в семье учительницы и кадрового военного. Отец погиб во время Великой  Отечественной войны. Являясь с детства  инвалидом  по зрению, Валентин в 1945 году стал учащимся Московского института слепых, тогда именно так называлась школа-интернат № 1. Рано проявил интерес к музыке. После восьмилетки  поступил в музыкальное училище имени Гнесиных. Будучи студентом начал преподавать в родной школе.  Образование завершил, окончив музыкально-педагогический  факультет МГПИ. Он «Отличник народного просвещения», «Отличник ВОС», «Заслуженный учитель школы РФ», автор музыкальной «Детской тетради» и  статей об эстетическом воспитании слепых детей. И создатель главного своего детища — четырёхголосного школьного  хора, лауреата  конкурсов и фестивалей разного уровня (от зональных до всероссийских), имеющего более ста дипломов и почётных грамот. Этим коллективом восхищались композиторы Д. Кабалевский, В. Локтев, он признан Всероссийским хоровым обществом. А первая слава к нему пришла в 1955 году после выступления на Всесоюзном радио. Через этот хор прошли  все ученики интерната, многие избрали музыку своей профессией, из него выросли такой замечательный бас-баритон, как Юрий Сарафанов, и тенор Сергей Санаторов. Поддержку педагога получили и такие талантливые пианисты, как Алексей Панов и Светлана Малина.

Ну, а те, кто нашёл себя в другой сфере, тоже с благодарностью вспоминали на вечере  уроки Валентина Дмитриевича, ведь он учил их не только правильно произносить ноты, но   и  ориентироваться в  непростом музыкальном мире, знакомил с творчеством композиторов, пересказывал либретто их произведений,  предлагал прослушать их на грампластинках, а потом вместе с ними «разбирал по косточкам». Полезность этого труда ребята оценили позже, когда поняли, что и знают больше, и чувствуют тоньше своих сверстников, что очень важно для них, воспринимающих жизнь через ощущения.

Известно, что уроки музыки являются  непременной частью образовательной  программы для  всех учебных заведений страны, и каждый   ребёнок   обязательно проходит через них.  Только вот как? Помню,  у нас в школе они назывались уроками пения, а не музыки.  И в этом их первое принципиальное отличие. А второе —  в том, что мы так и не  поняли, зачем и почему раз в неделю нас  выстраивали вокруг чёрного рояля в большом актовом зале и  настойчиво заставляли зубрить слова и мелодию популярной тогда песни «Взвейтесь кострами, синие ночи…». В нашей почитаемой школе, в которой работали   прекрасные  преподаватели  литературы, математики, физики,  учительница  пения не сумела  подняться до их уровня,  смирилась со своей второстепенной ролью и не очень-то ругала  нас за то, что мы  частенько сбегали с её уроков.

А вот учащимся интерната № 1 повезло. Им музыку преподавал  человек уникального дарования, который сумел сделать её  едва ли не главным предметом  общеобразовательной программы, окружив ореолом  приятного  погружения в мир звуков и эмоций.

Подтверждением этого являются оценки, высказанные выпускниками на  вечере памяти: «С ним никогда не было скучно. Он умел сделать нашу  жизнь интересной. Привил  любовь  к хорошей музыке. Он для нас свой, родной, мы тянулись к нему. Он никогда ничего не навязывал, он просто предлагал послушать. Был деликатным и в музыке, и в жизни.  Ему можно было задать любой вопрос,  рассказать о сокровенном, обратиться за советом. Мы не видели его злым, сердитым, он всегда улыбался». Все также отмечали его чувство юмора,  которое проявлялось и в повседневном общении с людьми, и при написании  музыкальных пародий для школьных концертов, в частности, звукоподражательного дуэта двух кошечек и   коронного номера 60-х годов  — «разговора» кошки с собакой. На вечере они были продемонстрированы  в записи в исполнении автора, вызвав  восторг у присутствующих. Прозвучали и отрывки  из «Детской тетради»  В. Кондратьева с  трогательными названиями «Утешение», «Будильник», «Дорога по льду», «Весенняя капель». Это сплав юмора и доброты.

А ещё говорили о том, что он  талантливо учил не только детей, но и своих  коллег, руководя семинаром учителей  в институте повышения квалификации и методическим объединением на профессиональных курсах,  и даже писал брошюры.

Однако  не сказали о том, что Валентин Дмитриевич любил творческие юбилейные концерты. Он старался не пропускать ни одну дату. Сам принимал участие в их организации  и  радовался,  как ребёнок, если всё удавалось. Для него это  были праздники души, во время которых  можно  без лишней скромности показать себя,    похвастаться творческими успехами, исполнить  собственные музыкальные произведения, опробовать их на публике.  Ведь он  как-никак композитор. И тоже от Бога. На одном из таких юбилеев  довелось побывать и мне. Я видела, как В. Кондратьев царствовал на нём, как наслаждался этой атмосферой, как жаждал этих несмолкаемых аплодисментов.  Чувствовалось, что его тонкой душе музыканта   нужна  эта  красивая концертная жизнь.   И вечер памяти, на котором тоже звучали его произведения, стал продолжением той жизни. А  закончился он  аплодисментами в его честь.

Валентина Дмитриева

АКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ

ЧУВСТВОВАТЬ И ПОНИМАТЬ МУЗЫКУ

Обладательнице удивительных вокальных данных Гульнаре Рязанцевой удалось прорваться «сквозь тернии к звёздам» и состояться как в профессиональном, так и в личностном плане вопреки множеству преград. Одним из главных препятствий был отказ в получении высшего образования. Но Гульнара не впала в отчаяние, когда её не приняли в один из лучших столичных музыкальных вузов из-за плохого зрения.

Девушка не опустила руки, а решила добиваться поставленной цели и — поступила в Казанскую государственную консерваторию! Не депрессовать, а действовать, стремиться во что бы то ни стало и вопреки всему, реализоваться в жизни — таков её девиз и совет людям, чья жизнь омрачена каким-либо недугом. Это лекарство от уныния и тоски Г. Рязанцева советует принимать как можно чаще и нашим читателям.

— Гульнара, сложно было, имея большие проблемы со зрением, получить высшее музыкальное образование?

— Непросто было доказать, что я имею такое же, как здоровый человек, право учиться в вузе. Так, по окончании школы-интерната меня не приняли в столичное «обычное», не для незрячих, музыкальное училище из-за плохого зрения. Членам приёмной комиссии было не важно, что у меня абсолютный слух и хорошие данные. Тогда я поехала в Курск и без экзаменов была принята в Курское музыкальное училище-интернат для слабовидящих и незрячих. Окончила это училище с отличием и поступила в Казанскую государственную консерваторию на кафедру хорового дирижирования. В столичную консерваторию я не стала поступать. И денег не было. А ведь просто так, без блата и денег, в столичный вуз попасть крайне сложно. В Казани же в консерваторию без проблем взяли. Там я себя чувствовала королевой: жила у родной тёти, даже купила для занятий подержанное пианино! В 1998 году я вышла замуж и перевелась в Московский государственный университет культуры и искусств, который окончила с отличием.

— Вы из музыкальной семьи?

— Нет, мои родители — самые обыкновенные люди, всю жизнь проработали на заводе, папа был наладчиком станков и парторгом. Он был очень хорошим человеком. К сожалению, папа погиб, когда мне было 16 лет. Мама, слава Богу, жива. Она вышла замуж во второй раз. У неё всё нормально. Родители вспоминали, что я пела с младенчества, когда ещё была в пелёнках. Что касается выбора профессии, то особо выбирать мне не приходилось. У меня глаукома (которая активно проявилась после рождения дочки). Сейчас у меня Iгруппа инвалидности. Вот я и решила, что наиболее оптимальным вариантом для меня будет музыка.

— Вы уверенно двигаетесь и разговариваете, глядя собеседнику в глаза. Наверняка многие, с кем Вам доводится общаться, не догадываются, что перед ними человек, имеющий тяжкие проблемы со зрением. Это же можно сказать о Вашей коллеге по коллективу «Подолье» Ольге Мухиной.

— Ольга Мухина — молодец! Я восхищаюсь и ей, и Светланой Малиной, концертмейстером коллектива «Вдохновение». Они настолько самодостаточны, что, честно говоря, совершенно не вызывают жалости, скорее, им можно удивляться и восхищаться. Ведь они абсолютно реализованы как женщины и как личности. Оля и Светлана — прекрасные хозяйки, готовят, вяжут, всё делают по дому. Преклоняюсь перед такими людьми.

Очень хочется, чтобы незрячие женщины и мужчины не опускали руки, а напротив, работали над собой, совершенствовались, развивались, пытались себя реализовать. Потому что можно быть счастливым человеком, будучи не совсем здоровым. У меня множество таких знакомых.

— Вы ведь тоже стремитесь наперекор болезни себя реализовать. Музыку сочиняете, поёте. Сколько у Вас собственных музыкальных произведений?

— Сложно сказать. Основная моя беда — мне лень записывать свою музыку, так как на это нужно тратить много времени, сил и здоровья. Однако большую часть своих сочинений я не записала. У меня большое количество детских песен, а также романсов, написанных, в том числе, на стихи поэтов Серебряного века. Думаю, всего около двух сотен произведений. Сочиняю я музыку с детства, лет с десяти. Кстати, у меня есть баллада на стихотворение Владимира Бухтиярова. С Ольгой Мухиной мы сочинили песню о Подольске, которую я писала с чувством любви и благодарности ко всем участникам квартета «Подолье». С молитвой всегда сочиняю музыку. Обычно плачу, когда произведение удаётся, чувствую необыкновенную радость, когда словно купаешься в том, что получилось, и свет в душе…

— Сразу по окончании вуза Вами был создан коллектив «Вдохновение»?

— Не совсем так. Ещё во время учёбы в институте меня пригласили руководить кружком «Татарские напевы» в ДК «Металлург», в котором впоследствии я стала художественным руководителем. Когда я устроилась на работу, то вспомнила, что со мной училась девушка из Подольска, Зоя Штылина. Я ей позвонила, мы встретились, оказалось, что она — певица. Я предложила ей сделать совместную программу. Работая над нашей первой программой, я познакомилась со Светой Малиной — её мне порекомендовали ребята из клуба ВОС. Она стала нашим концертмейстером. Первый концерт коллектива «Вдохновение» состоялся 8 декабря 2002 года в Доме культуры «Металлург». Потом наш коллектив часто выступал в санаториях, домах отдыха.

— Вы ведь ещё поёте в квартете «Подолье»… Где черпаете силы, энергию?

— Для меня участие в концертах — это возможность самовыражения, самореализации. Так, с квартетом «Подолье» мы выступаем на различных клубных мероприятиях. Поём эстраду и классику. При этом участников квартета связывает крепкая дружба. Мы по-настоящему дружим, помогаем друг другу, ездим вместе отдыхать, в отпуск, в выходные на дачи, дни рождения отмечаем. Стараемся не расставаться в праздники и в будни. Кстати, мы с Зоей Штылиной ещё работаем с ансамблем народной музыки «Рио-Рита», в составе которого — педагоги музыкальных школ. Мы вместе с ними поём песни советских композиторов, народные песни и романсы, исполняем музыку ретро. С огромным удовольствием выступаем везде, куда нас приглашают. Вот несколько лет подряд плавали по Волге на теплоходе с концертами во время акции «Салют Победы». Это живая музыка! Нас очень хорошо принимали. Добавлю, что с ансамблем «Рио-Рита» я стала обладательницей Гран-при на международном конкурсе «Талисман удачи» в Польше. Честно говоря, мне нравится петь для самой разной публики. Часто выступаем перед ветеранами. По-моему, ветераны и пенсионеры — это самые благодарные слушатели. Они и спляшут, и расцелуют, и от души поблагодарят. Хотя не могу сказать, что молодёжи не интересно то, что мы делаем. Не всем ведь молодым ребятам нужны исключительно рок, попса и дискотеки…

— А как Вы оказались в квартете «Подолье»?

— Я пришла в клуб ВОС, признаюсь, с корыстной целью: хотела узнать, как в санаторий получить льготную путёвку. Меня пригласили сыграть Бабу-Ягу на новогоднем празднике, я согласилась — и с тех пор обрела замечательных друзей, квартет «Подолье», народный хор, Клуб интеллектуального современного искусства. Ребята из квартета привели меня в Правый хор Троицкого собора, поскольку у меня хоровое образование. Мы там десять лет пропели, а три года назад, к сожалению, нас расформировали. Теперь пою в новом храме — священномученика Александра Подольского. Участвую с командой «Подолье» в «КИСИ». Прекрасно, что есть такая игра, которая даёт возможность встретиться незрячим людям из разных городов нашей страны. Как правило, слепецкий мир очень тесный. Мы общаемся постоянно по телефону, в Интернете. А «КИСИ» даёт нам лишнюю возможность повидаться. Ведь общение — одна из самых больших радостей в жизни, которой мы зачастую лишены. Кроме того, игра тренирует интеллект, помогает «мозгам не застаиваться».

— Вы родом из Подольска?

— Да, но в детстве толком дома-то и не жила. Я ведь воспитывалась, как многие незрячие и слабовидящие, в интернатах: сначала в Малаховке, потом в Курске, затем уехала учиться в Казань. При этом родители старались мне дать всё, что могли. Так, в детстве у меня был частный педагог по музыке Маргарита Михайловна Хромова. Я приезжала на выходные домой и занималась с ней. Она меня научила чувствовать и понимать музыку. Низкий ей поклон.

— А Вы сами преподаете?

— Да, я занимаюсь с учениками. Очень люблю это дело. Одним ребятам даю комплексные уроки, других учу вокалу. Мне очень интересно заниматься с маленькими детьми, обучать их играть на фортепиано, петь, да и разным «общечеловеческим вещам». Педагогика — это искусство, конечно. В тех случаях, когда педагог стремится отражаться в своих учениках. До некоторого времени я этого не понимала. Думала, ой, как скучно, ученики… Но один человек изменил моё мировоззрение, отношение к педагогике, открыв истину, что учитель продолжается в своих учениках, за что я ему очень благодарна. Этот человек — Владимир Голубев, концертмейстер. Он объяснил мне: «Ученики — это твоё продолжение, ведь всё, что знаешь, ты отдаёшь им, и они дальше по жизни несут это знание, чтобы передать его другим людям».

— Вы удивительно вокально одарены. Вам профессионально ставили голос?

— Вокалом я занималась в Курске. Но считаю, что по-настоящему вокалом я пока ещё не овладела. Надо постоянно совершенствоваться, заниматься с педагогом. На сегодняшний день я не вижу смысла рассматривать своё пение как профессиональное занятие вокалом. Потому что в таком случае нужна оперная сцена, камерные концерты, поставленные на поток выступления, чтобы этим зарабатывать. Мне сейчас вполне достаточно того, что хоровое образование позволяет мне работать в храме и (это самое интересное в настоящий момент для меня) заниматься с учениками. Вот уже два года я работаю руководителем ансамбля народной песни «Традиция» в Доме культуры им. К. Маркса. Много концертирую, у меня бывает по два-три концерта в неделю.

Квартет «Подолье» — это всё-таки ансамбль. Здесь не нужен особый вокал каждого участника. У нас самодеятельный коллектив. Поэтому высоких требований мы не предъявляем. Что касается профессиональных хоров, то даже не пыталась там прослушиваться. Это всё из-за зрения. Потому что я считаю, что вокалистка со сцены должна выглядеть эстетично. А если я в очках с толстыми линзами выйду… Приоритеты с возрастом меняются. Раньше у меня было больше честолюбия. Мне хотелось творчески реализоваться, а кроме того, накупить множество дорогой и красивой одежды. Но сейчас я понимаю, что драгоценности и вещи уже не имеют для меня ценности. В молодости они были элементом реабилитации. Ведь если я приду в норковой шубе в магазин и спрошу у продавцов, сколько стоит такая-то вещь, никто из них не сможет мне пренебрежительно сказать: «Там всё написано!»

Сегодня для меня главное, чтобы в семье всё было хорошо. Есть у меня работа, зарплата — и слава Богу. Мне важно знать, что близкие здоровы. Я люблю готовить, убираться, заниматься домом, семьёй, ребёнком.

— Ваша дочка, как и Вы, увлечена музыкой?

— Пока моя замечательная дочка ещё выбирает, каким делом заниматься. Юле 14 лет. Она отличница, много читает, владеет компьютером. Занимается понемногу и музыкой, и живописью, и лепкой, учит английский. Даже не представляю, где и в чём она найдёт призвание. Какие главные приоритеты воспитания? Спокойствие, взаимоуважение (к родителям,  близким,  друзьям). Считаю важным научить ребёнка дружить. Мы с ней как подружки. Убеждена, что ни в коем случае не следует давить на ребёнка, особенно в подростковом возрасте. Нужно просто пережить с ним все сложные моменты. Конечно, я стараюсь развивать дочь музыкально. Некоторое время Юля училась играть на скрипке, гитаре, занималась с прекрасными педагогами. Однако у нас был большой перерыв из-за болезни. И педагог сказала, что ей важен результат, а не процесс обучения. А нам был важен именно процесс! Мы не в консерваторию собирались поступать, а просто учились для себя… Мне кажется прекрасным незрячего ребёнка чему-то научить, особенно музыке. Тем более что у Юли прекрасный слух, она хорошо поёт. Я очень обрадовалась, когда Юля сказала, что будет играть в «КИСИ» среди школьников. Надеюсь, ей удастся найти дело по душе.

Юлия Седова 

          ПОЭЗИЯ

Татьяна Расулова,

 г. Нея, Костромская область

    *    *    *

Мой маленький остров в бушующем жизненном море,

Где я укрываюсь от всех бытовых неурядиц.

Здесь мысли и рифмы резвятся на вольном просторе.

Я их собираю, плетя стихотворные пряди.

Мой маленький остров, где гавань любви и надежды

Открыта для дружеских встреч и любовных свиданий.

Здесь чувства остры, и слова остроумны, как прежде,

А воздух насыщен энергией нежных признаний.

Мой маленький остров, пусть счастье тебя не обходит,

А радость познанья пусть дарит восторг обретенья.

Поверьте, душа моя, хрупкий такой пароходик,

На острове этом находит приют и спасенье.

*    *    *

Какие короткие ночи!

Как ясные зори тихи!

И сами собой, между прочим,

Приходят к влюблённым стихи.

Кому-то нашепчет их речка

Певучим журчаньем своим,

Другим золотые словечки

Просвищут друзья-соловьи.

А я? Мне подсказок не надо,

Чтоб рифмы к словам подбирать.

Сумею я любящим взглядом

О чувствах своих рассказать.

*    *    *

Я искала счастья не на том причале.

Не ждала попасть я в кабалу печали.

О любви просила, да, видать, напрасно.

За озёрной синью солнышко погасло.

*    *    *

Ночь разлила чернила за окном

И звёзды в небо выпускать не хочет.

Тьма потихоньку просочилась в дом.

И я шепчу тебе: «Спокойной ночи!»

Переплелись и мысли, и слова

В клубок из запятых и многоточий.

Ещё одна закончилась глава.

И я шепчу тебе: «Спокойной ночи!»

А в голове единственный вопрос:

«Кто хрупких отношений наших зодчий?»

Глубокий сон ответ с собой унёс.

 Я сонно бормочу: «Спокойной ночи!»

*    *    *

Любовь — живительный источник

Для душ, уставших от скитаний,

От уз, ненужных и непрочных,

От страшных разочарований.

Любовь залечит ваши раны,

Вернёт сердцам былую силу.

О, как вы будете желанны!

О, как вы будете красивы!

Любовь! Теперь я знаю точно,

Не может в этом быть сомненья,

Для всех — живительный источник.

Она — источник вдохновенья.

И все известные поэты,

А неизвестные — тем более,

Любовью были обогреты

Или ослеплены любовью.

Светлана Кашина,

 Иваново

Как  огромен, и страшен, и  прост

Этот  мир — и  Земля,  и  Вселенная.

Миллиарды  разбросанных  звёзд —

Как  частички  ничтожные,  тленные.

Чёрный  космос — пустыня,  кошмар,

Где  Земля  одиноко-беспечная,

Плод  гармонии, крошечный  шар, —

Лишь  песчинка  среди  бесконечности.

И  вся  эта  субстанция  звёзд,

Растворённых  в  пространстве  немереном,

Вместе  с  каплями  наших  слёз,

Достижениями  и  потерями —

Минеральной  воды  стакан,

Что,  лениво  мешая ложкой,

Приготовился  пить  великан,

На  минуту  взглянув  в  окошко,

За  которым  и  страшен,  и  прост

Мир  раскинулся  непостижимый

С  миллиардами  огненных  звёзд,

Чьей-то  ложкою  вяло  движимый…

*    *    *

Геннадий Никулов,

Чита

Душистые росы

Душистые росы, косы, покосы...

Вечернее небо звенит над жнивьём.

И синий туман меня снова уносит

В далёкое детство, в родительский дом.

Высокие горы, лесные узоры,

Росистая свежесть цветущих полей,

Речная прохлада, на сердце отрада,

И песня летит над Россией моей.

Мне ласковый ветер душу наполнит,

Прольётся медовая сладость дождей.

Родная земля напоит и накормит,

Ты только любви для неё не жалей!

Просторы родные, как память, святые,

Но в детство не купишь обратный билет.

И кружатся юности дни золотые,

Сплетаясь с сединами прожитых лет.

Глаголы жизни

Вплетается в каждое слово

Созвучий тончайшая нить.

Вся жизнь состоит из глаголов —

Родиться, работать, любить.

Всё в жизни мне надо исполнить,

И всё предстоит мне понять:

Как душу любовью наполнить,

Как мир необъятный обнять?

Почуять проросшее семя,

Услышать, как падает снег,

Увидеть, как капает время

И мчится отмеренный век.

И как бы судьбу не обидеть,

Всю жизнь что-то лучшее ждать,

Бороться, любить, ненавидеть,

Смеяться и снова страдать!..

Какою же мерой измерить

Всё то, чем живёт человек?

Учиться в прекрасное верить,

В отпущенный Господом век!

И я сочинять не устану.

Ценою ошибок и проб

Рассыплю по нотному стану

Созвучий звенящую дробь!

КРУГОСВЕТКА

Автор данного материала — российская журналистка Светлана Гусева. О жизни незрячих знает не понаслышке. Её бабушка, Валентина Степановна Гусева, была групоргом Барнаульской местной организации ВОС, активно сотрудничала с нашим журналом.  Именно от бабушки Светлана впервые услышала волнующие истории о судьбах людей, потерявших зрение. Они тронули её сердце, и она  заинтересовалась этой темой, помогала бабушке писать заметки о сильных духом восовцах. Сейчас Светлана работает в Сербии.  Она подготовила для журнала «Наша жизнь»  несколько статей  о том, как живут инвалиды по зрению этой маленькой славянской страны на Балканском полуострове.

СОС — это призыв к  спасению

Сербия — древняя и одновременно молодая страна. Её история уходит корнями в VI век, а независимым государством она стала лишь в 2006 году.  Преемница социалистической Югославии, она  во многом перенесла  в сегодняшнюю жизнь модель её развития, естественно, с учётом реалий нынешнего времени. По крайней мере, структура Сербского общества слепых идентична ВОС.  Оно выстроено  по территориальному принципу  и  объединяет 44 региональные   организации  (аналог российских местных). В современной Сербии с населением  в 10 миллионов человек (чуть меньше  Москвы) около 12 тысяч слепых и слабовидящих.  Главное административное здание и  библиотека им. доктора Милана Будимира находятся в самом сердце Белграда, в пешеходной зоне (на местном Арбате) —  на улице Князя Михаила.  Символична  аббревиатура  полного названия организации — СОС. Это —  сигнал бедствия и  одновременно призыв к спасению.  Стало ли Общество слепых Сербии защитником для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию?  Постараюсь коротко рассказать о том, что показалось мне интересным.

Прошу, вы — первый

Впечатление о  незрячих Сербии для человека, впервые попавшего сюда,  визуальное. И оно благоприятное. Чувствуется забота о доступности окружающей среды для них.  Незрячие не сидят дома.  Они свободны в своих желаниях.  Не боятся самостоятельно передвигаться   по улицам городов.  Это  весьма частое явление. Для этого созданы все необходимые условия:  в  восьми городах  страны недавно поставлены голосовые  устройства на светофорах. На тротуарах выложены специальные рельефные тактильные дорожки для слепых

По сербскому закону водитель автомобиля ОБЯЗАН остановиться и пропустить  пешехода, не обязательно инвалида,   не только на «зебре», но  и в любом другом месте. Это правило  вошло в привычку, и многочисленные русские туристы, попадая в страну, пребывают в лёгком шоке от увиденного и от  чересчур культурного, на их взгляд, поведения населения.  Водитель, увидев пешехода,  останавливается метра за два-три до него и с улыбкой даёт знак рукой: «Прошу, вы — первый». Поэтому  слепым или слабовидящим  людям  волноваться при переходе улицы не приходится: к ним — особое внимание.

Во всех современных автобусах нет ступенек. Бордюры на тротуарах чисто символические, сделаны только для того, чтобы отделить проезжую часть от пешеходной.   Абсолютно ничего похожего на московский бордюр-«монстр», с которого можно  просто-напросто упасть слепому и нельзя спустить или поднять как детскую, так и инвалидную коляску. В России  такая высота бордюров предусмотрена  из-за  сугробов и весеннего паводка. А в Белграде  везде есть пандусы для колясок и специальные ограждения  для этого. В стране  ежегодно 15 октября  отмечается    «Международный День белой трости». Это хорошая возможность оценить доступность окружающей среды и увидеть «пробелы». Проводятся традиционные соревнования «Эстетическая ходьба с помощью белой трости» для разных возрастных категорий.  Общественный интерес к этим мероприятиям достаточно высок, на них обязательно  присутствуют   представители власти — гости из Мэрии и заместитель министра труда и социальной политики.  Однако   на улицах сербских городов  не увидишь слепого с собакой-проводником. Государство не финансирует это направление. Нет  центров по   дрессировке животных. Специально обученных  собак  можно привезти  только  из-за границы, а  рыночная цена  за каждую  — 10 — 15 тысяч евро. Она недоступна сербским слепым, которые, в основном, живут на инвалидную пенсию. Также нет и законодательной базы по этому направлению. Вот почему СОС и Министерство  труда и социальной политики недавно совместными усилиями подготовили законопроект «О собаках-проводниках».  Его суть  в том, что животному предлагается  присвоить  юридический статус  «Помощника в передвижении для слепого». Возможно, это позволит изменить ситуацию к лучшему.

Из школы — с профессией

 Система образования в Сербии  отличается от российской  прежде всего тем, что, помимо знаний, даёт ещё и специальность.   Она состоит из нескольких ступеней.  В «восьмилетке»  дети получают основное образование. Для среднего надо поучиться ещё четыре года, но уже в другой школе, где также есть подразделение на общее —  это гимназии,  и специальное — это медицинские, экономические, торговые и другие профессиональные школы,  выпускники которых имеют право устраиваться на работу.  По такому же принципу  обучаются  слепые и слабовидящие дети. Для них  в Белграде есть средняя школа-интернат имени Велька Рамадановича,  единственная  в стране, и приезжают в неё учиться ребята  со всей Сербии. В старших классах, кроме общеобразовательных предметов, изучают и специальные по нескольким направлениям. В зависимости от способностей человека и  его  остаточного зрения:  это может быть  обучение от одного до четырёх лет. Учащиеся, выбравшие «четырехлетку», получают знания в  области права, экономии, бизнеса и менеджмента. Именно выпускники этого направления в преобладающем большинстве поступают в высшие школы и университеты. Их принимают на льготных условиях, вне конкурса. Для этого надо сдать вступительные экзамены на положительные оценки. Расходы на обучение инвалидов оплачивает государство, хотя стипендий у студентов, в отличие от России,  здесь нет.  Но желающих пройти этот сложный путь немного: к сожалению,  только семь процентов слепых имеют высшее образование.

За три года в старших классах спецшколы можно получить специальность дактилографа (набор вслепую текста на клавиатуре), радио- и телеоператора, телепринтериста  (работа на различных голосовых устройствах громкой связи, в радиотелефонии и радиотелеграфии).  В обучении используются самые современные технологии по принципу один ученик — один компьютер, специальные программы синтезатора звука «АnReader», все компьютеры подключены к Интернету.  Имеется мастерская, которая изготавливает тифлодидактические учебные пособия и  средства, схемы, чертежи, модели. Есть свой радиоузел. В конце учебного года предусмотрена практика  в муниципалитете, радиоклубе, государственном учреждении «Почта, телеграф, телефон Сербии», городском суде, клиническом центре больницы «Земун». Те, кто с успехом осваивает эту  программу, имеют возможность бесплатно продолжить образование вгосударственных высших школах —  аналоге российских колледжей или институтов, но не университетов.

На двухлетнем профильном направлении обучают изготовлению керамических изделий, традиционным народным промыслам, таким как  плетение тканей и дорожек старинными способами. Кстати,  туристы хорошо покупают  продукцию гончарных и рукодельных маленьких частных мастерских. За два года можно также освоить  переплётное дело, реставрацию книг, ксерокопирование. Это та программа, которая ориентирует на индивидуальное предпринимательство.

 За год  дают такую специальность,  как упаковщик. Это простая работа для тех, кто по каким-либо причинам не может учиться дальше, но должен уметь хоть что-то делать. На сербском языке это звучит, как СПОСОБляванье, то есть способный для работы вообще.

Профессиональное образование незрячие могут также получить в специализированном медицинском училище и музыкальной школе «Коста Манойлович». Слепые массажисты, физиотерапевты устраиваются на работу в больницы, реабилитационные центры, а также в поликлиники, которые называются «Домами здоровья».

Несмотря на всё перечисленное, профессиональный выбор у незрячих не очень велик.  Такая профессия, как телефонист, уже отошла в прошлое, а результаты обучения информатике будут заметны через несколько лет. Да и к такой типично «слепецкой» профессии, как массажист, подходы изменились. Всё чаще работодатели отдают предпочтение специалистам с высшим образованием.

Трудоустроен каждый двадцатый

Есть ли в Сербии специализированные предприятия для слепых, как у нас?Да, есть. Первые  государственные мастерские для слепых, а позже  и предприятия-кооперативы были созданы после Второй мировой войны.  Они выпускалищётки, мётлы, веники и корзины, затем —  кожгалантерею. Позже появилось и столярное производство.  В 1951 году все вышеупомянутые мастерские слились в одно общее большое предприятие по производству и торговле под названием «Согласие». Его расцвет пришёлся на  вторую половину XXвека. Тогда  на его основе  были созданы Национальный центр реабилитации и трудоустройства и Предприятие для подготовки слепых для работы в индустрии и промышленности.  Это был и всеобщий расцвет Югославии: средняя зарплата в стране составляла 3000 немецких марок. В конце прошлого века — начале XXI после развала Югославии и жестоких Балканских войн «Согласие» и подобные ему, например, «Светлость» и ещё некоторые в Воеводине — автономной области на севере Сербии —  постепенно начали приходить в упадок. Сейчас «Согласие» выпускает жалюзи, рольставни, трости для слепых и другие товары широкого потребления. После начала мирового финансового кризиса  —  в стране он очень  сильно ощущается —  предприятиям для слепых особо тяжело приходится, можно сказать, что они на грани выживания. Государственные  дотации прекратились или мизерны. Сейчас эти  предприятия в процессе очередной реструктуризации. В «Согласии» числятся 35 работающих. Зарплаты минимальны или очень невысоки. Самая маленькая — 280 евро в месяц  минус налоги и сборы. Пенсию работающие инвалиды не получают.  Тем не менее, всем слепым выплачивают обязательное пособие по уходу  — 220 евро. Инвалидные пенсии  разные, они расчитываются, исходя из многих показателей. Самые высокие — у ослепших гражданских инвалидов войн:  1000 евро и выше.  Войн здесь было много в последнее время.   Подчеркиваю, это пенсии для граждан, не для военнослужащих-инвалидов, у них самые высокие пенсии вообще.

Но незрячие могут трудоустроиться  не только на специализированных предприятиях. Согласно Закону «О профессиональной реабилитации и трудоустройстве лиц с инвалидностью» брать на работу людей с ограниченными физическими возможностями обязаны и коммерческие предприятия различных типов собственности. Здесь подход такой: на 20 — 49 рабочих мест —  один инвалид по закону.

Есть ли случаи дискриминации слепых, работающих в зрячих коллектива?  Однозначно, нет. И это потому, что в Сербии уровень гуманности и общественного сознания, касающийся отношения к  инвалидам вообще и по зрению в частности, очень высок. Во всех учреждениях для сотрудников, независимо от их возраста и состояния здоровья, приняты обращения друг к другу «коллега» или «коллегиница», а не «слушайте, девушка», как у нас. Этим самым подчеркивается их равенство в правах и обязанностях. Мужчины и женщины,  зрячие и незрячие — на работе коллеги, одинаково отвечающие за результаты труда. Так что зачисленный в штат слепой человек гарантирован от дискриминации. Мне лично довелось наблюдать работу слепого физиотерапевта в городской поликлинике. Это был уверенный в себе человек. Он мастерски делал массаж, обучал пациентов методам криотерапии (способ лечения холодом).  Передвигался самостоятельно, прекрасно ориентировался. Он был единственный слепой в зрячем коллективе. Коллеги относились к нему уважительно, без снисхождения. И такое положение везде.  Другое дело, что  часто работодатель предпочитает заплатить штраф, чем   принять на работу незрячего. А это три минимальных размера оплаты труда за каждого  инвалида, которому он  по этой причине отказал. Но если человек принят, никто никогда не упрекнёт его в физическом недостатке.

Способствует трудоустройству инвалидов и такой проект, как «Социальное предпринимательство».Это коммерческая деятельность инвалидов, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем  и  на первых порах финансируемая бизнесом. Особенно развита в западноевропейских странах. Проект реализуется при поддержке ЕС.

 Интеграция слепых в современное общество и  их трудоустройство — одна из важнейших задач СОС. Ведь из 12 тысяч слепых и слабовидящих в Сербии только 500  человек официально  трудоустроены.  Это объясняется тем, что  инвалиды по зрению во многих профессиях не могут составить  конкуренцию зрячим.  Президент СОС господин Милан Стошичпостоянно в своих выступлениях заостряет внимание на том, что в реальности трудоустройство слепых и слабовидящих людей на открытом рынке труда —  настоящая несправедливость и одна из самых приоритетных обязанностей СОС. Он подчеркивает: «Необходимо развиваться в ногу со временем  и  больше работать в области написания  различных проектов коммерческого и гуманитарного характера, потому что  именно они на сегодня  один из самых лучших способов получения  денежных средств, грантов и  пожертвований  для работы слепых в различных областях, которые предоставляют  многочисленные европейские и мировые фонды и организации».

 Достойным  примером финансовой  поддержки  слепых  является местный мобильный оператор «ВИП».  Данная компания отказалась от части дохода, полученного в новогоднюю ночь от посланных его клиентами СМС, а также  выделила специальный гуманитарный номер 2001, на который все желающие  пользователи этой  сети могут   перечислить средства для помощи слепым. Кроме этого, «ВИП» постоянно дарит  незрячим компьютеры, брайлевские портативные устройства и Дэйзи-плееры, адаптированные для инвалидов по зрению, что позволяет людям со слабым зрением, переводить текст в аудиозапись и таким способом  читать. Эти устройства могут также очень качественно снимать и репродуцировать  различный материал.

Для пожилых — персональный

ассистент и психолог

Ни для кого не секрет, что население Европы стареет. Очень высок процент людей старше 65 лет среди всех сербских слепых. Им уделяют  особое внимание. В Белграде с населением  1,5 миллиона человек для пожилых инвалидовтрудятся около 700 государственных   домработниц,  а в остальных городах  —  по 150.   Создан специализированный «Центр  самостоятельной жизни инвалидов Сербии». Он первым начал реализацию такой  услуги, как  предоставление пожилым незрячим  психосоциальной поддержки и персонального ассистента.  Это особенно актуально для  жителей деревень и сёл.  Совместными усилиями СОС и Министерства труда и социальной политики созданы «Центры для ослепших в зрелом возрасте». В них обучают ориентированию в пространстве,   привлекают к активной жизни в обществе. Так, благодаря инициативе этого центра в  городских поликлиниках   при входе, возле лифта и на этажах появились брайлевские таблички, которые помогают людям с проблемами зрения  быстро найти нужный кабинет.А  в рамках проекта «Гуманная медицина»  на картонных  упаковках лекарств    брайлевским шрифтом обозначены  название препарата  и его основные характеристики.

Таланты — на виду и активны

Культурная жизнь незрячих очень разнообразна.  Ежегодно проводится  «Литературный конкурс», в составе жюри которого — писатели, поэты, преподаватели  Филологического факультета Белградского университета, критики и драматурги. На финальной церемонии вручения премий «Литературного конкурса» в канун Нового года также получают награды  «Лучший слепой ученик» и «Лучший слепой студент». В 2012 году лучшей  была названа студентка  консерватории Надя Бркич, круглая отличница. Призами  в этих престижных конкурсах, как правило, являются ноутбуки.

Сербы  — очень музыкальный и певучий  народ.  Фестиваль слепых и слабовидящих певцов и музыкантов — тоже традиция. Конкурсанты борются за  почётные  звания по категориям: эстрадная, инструментальная и народная музыка.  Их мастерство оценивают профессиональные  музыканты, редакторы, преподаватели. В рамках фестиваля выступают с концертами также  известные зрячие популярные певцы и прославленный Большой народный оркестр Радио — Телевидения Сербии (1-й канал Центрального ТВ страны), причём  бесплатно.

Очень удачной была и такая творческая  работа, как  постановка силами учащихся спецшколы имени Рамадановича  радиодрамы «Ветрушкина лужайка».А началось все с  инициативы  председателя  Общества слепых  Белграда господина Барича, который подготовил проект «Волшебный микрофон — вклад слепых в  национальное радиовещание»и направил его в Министерство культуры Сербии. В рамках этого проекта   создавался сценарий по литературному произведению, разучивались роли, проходили репетиции с художественным руководителем, шла запись драмы на компакт-диск. Впоследствии  эта работа получила высокую награду на фестивале детской и юношеской радиодрамы в столице Словакии Братиславе. Господин Барич   расценил это как  скромный, но очень важный вклад слепых в национальное культурное наследие. Он лично много сделал  в области радиовещания. Вот лишь некоторые из написанных им и прозвучавших  на радио произведений, посвящённых тематике слепых: «Я былслепымглазом», «Руками — до светлости» — повествование о жизни Луи Браиля.

Главная идея вышеуказанного проекта в том, чтобы слепые не были только пассивными слушателями радио, но и активно участвовалив культурной жизни своей страны. Данный пример показал, что это возможно.

 Вот, пожалуй, и всё,  о чём хотелось бы рассказать при первом знакомстве.

Светлана Гусева, Алексей Гусев