Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

НАУКА И ПРАКТИКА

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

В настоящее время с развитием компьютерной техники и интерактивных технологий, воплощением в жизнь программ  «Равные права — равные возможности», «Доступная среда» расширились рамки получения инвалидами среднего образования. Наряду с традиционным обучением существует и дистанционное. Кроме того, ведутся споры о совместной учёбе со здоровыми детьми. У всех этих форм есть свои плюсы и минусы, и потому достаточно сложно определить, какая из них хуже или лучше и какой отдать приоритет. Каждая  имеет место быть, чем они разнообразнее, тем проще и интереснее  школьникам учиться.

Как правило, дети-инвалиды по зрению обучаются в специализированных учебных заведениях. Такие образовательные учреждения есть во многих регионах нашей страны. В Курганской области — это Шадринская школа-интернат № 12 для детей с нарушением зрения. В ней учатся незрячие и слабовидящие ребята. Обучение ведётся по Брайлю и плоскопечатным учебникам. Кроме общеобразовательных предметов, предусмотрены занятия, направленные на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, лечебной физкультурой, ритмикой, логопедией.

 Преимущество перед  массовой школой состоит в организации щадящего режима, включающего особые условия обучения: небольшие по численности классы, использование коррекционных методов и приёмов, применение технических средств  и  медицинской помощи. За здоровьем учеников наблюдают: врач-офтальмолог, врач-психоневролог, фельдшер и 6 медсестёр. В школе функционируют ортоптический (лечение глаз на аппаратах), физиотерапевтический, процедурный, массажный кабинеты. Весь персонал школы создаёт учащимся благоприятные условия для обучения и проживания. Учителя и воспитатели стараются, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, адаптируют их к будущей самостоятельной жизни.

Но не все могут поехать в Шадринск. В Кургане с 2010 года существует областная школа дистанционного обучения детей-инвалидов. Учёба в ней, в основном, происходит посредством сети Интернет. Ребёнок находится дома и с помощью «Скайпа» в назначенное время выходит на связь с преподавателем.   Занятия проводятся индивидуально или в режиме видеоконференции. Уроки по содержанию, организации и структуре ничем не отличаются от тех, которые проходят в обычной школе. Учитель даёт разного рода задания, а ученик их выполняет. Отличие состоит в постоянном использовании компьютера и Интернета, что требует определённых умений и навыков.  Только не всем это дано. Одни с техникой на «ты», другие владеют ей в рамках необходимого, третьи же по каким-либо причинам не могут или не хотят ей пользоваться. Поэтому имеет место и очная форма обучения. Учащиеся занимаются по программе обычной общеобразовательной школы. Они в полном объёме получают среднее образование. Достоинство такого обучения в том, что ребёнку не нужно лично встречаться с педагогом, ехать из района в город. Особенно это облегчает жизнь тотальникам. Трудности связаны с качеством связи. Иногда во время урока Скайп обрывается бессчётное количество раз, и нужно обладать ангельским терпением, чтобы не обращать на это внимание и продолжать занятие. Несмотря ни на что, ребёнок-инвалид уже не чувствует себя оторванным от мира, от передовых образовательных технологий, от сверстников.

В  школе обучают детей-инвалидов с разными заболеваниями, в том числе и незрячих. Среди них — Мария Абакумова. Она начала учиться уже в сознательном возрасте. Впрочем, лучше поздно, чем никогда. В определённый момент жизни человек понимает, что ему нужно найти себя, получить профессию. Вот и Маша осознала это. У неё есть цель, и она к ней стремится. Делает всё от себя зависящее, чтобы окончить школу и поступить в медицинский колледж. Она впитывает знания, как губка, ей хочется делать всё правильно, без ошибок. Пусть не всегда это получается, но именно так и учатся. Она окончила компьютерные курсы и достаточно ловко управляется с ЭВМ, хотя постоянно говорит, что с техникой не в ладах, и у неё всё время что-то ломается. Первое время ей было трудно со Скайпом. Да и сейчас она начинает нервничать при каждом разрыве связи, однако берёт себя в руки, выразив своё отношение к происходящему, и восстанавливает связь. Домашние задания выполняет в электронном виде, и была очень удивлена и обрадована, как это просто и удобно. Девушка всё схватывает на лету, вникает в слова учителя, пытается понять  материал и усвоить его.
    Другая десятиклассница, Алёна Дронова, поначалу обладала остатком зрения, но не так давно из-за прививки от свиного гриппа потеряла его совсем. Девушка она старательная, стремится получать хорошие оценки, разобраться в изучаемом предмете. Для неё катализатором стали слова врача, что дамам совсем не обязательно учиться. В наши дни для женщины мало создать семью, ей нужно сделать карьеру.  Алёна, так же как и Маша,  хочет стать массажистом. Дело хорошее, хотя таких специалистов довольно много. Поэтому не всё так радужно, как кажется на первый взгляд.  Однако шанс найти работу, занять свою нишу всё же остаётся.
Так,  и Мария Олохова решила избрать ту же  стезю. Она собирается поступать в медицинский колледж, правда, до этого момента ещё два года. Сейчас ей 16 лет, она ученица 9 класса средней общеобразовательной школы № 52 города Кургана. Там для обучения детей с ослабленным зрением  на каждой параллели  открыты специальные (коррекционные) классы.
В 9 «Б» —  10 учащихся, в их числе — 4 инвалида детства, остальные же принадлежат к группе риска. У Маши заболевание глаз обнаружили в младенчестве, в данный момент у неё вторая группа инвалидности. Учится она, в основном, хорошо — на «4» и «5». Любимые предметы: химия и история. Сложности возникают с английским и составлением графиков по алгебре. В выполнении домашних заданий ей помогает мама, читая вслух учебник. На уроке, если Маша не видит, что написано на доске, на помощь ей приходит учитель или соседка по парте и подруга Мария Шишкова. По словам Маши, самый замечательный учитель в их школе — это Татьяна Александровна Сажина, которая преподаёт алгебру и геометрию и является их классным руководителем. Она очень добрый, великодушный, отзывчивый человек. Однажды, когда Маша до слёз расстроилась из-за неправильно начерченного  графика, учительница, оставшись с девушкой  наедине, успокаивала её, пока та не пришла в себя и заулыбалась. Татьяна Анатольевна Семакова, учитель истории, на своих уроках всегда спрашивает мнение учеников по изучаемой теме. Ей можно высказать собственную точку зрения, только необходимо доказать её состоятельность, аргументировать свою позицию. Ада Алексеевна Егорова, учитель английского, очень требовательный человек, прекрасный профессионал. Она много задаёт, стараясь таким образом закрепить знания, обучить школьников языку. Мария пытается выполнять требования преподавателя, но не всегда у неё это получается. Учительнице не нравится Машино произношение, её нелепые грамматические ошибки, в то же время   она даёт девушке устные, а не письменные задания, как остальным.

В школьной жизни трудностей и проблем не избежать, потому что каждый  индивид — личность. Любой имеет право думать, поступать по-своему, относиться к другим так, как считает нужным. Между людьми возникают симпатии и антипатии, и этого не миновать. Насмешки и нападки сверстников не только обижают, ранят, задевают за живое, но и позволяют стать сильнее, умнее, научиться держать удар. Как-то на уроке географии одноклассники вывели из себя Машу. Во время её ответа раздавались смешки, шушуканье, мешавшие ей, сбивавшие с мысли. Просто намеревалась отвечать Кристина, а её не спросили. Следующим уроком была химия. Домашнюю работу выполнила только Олохова, но после случившегося она не стремилась идти к доске. Немного подумав, девушка решилась и подняла руку, чтобы отомстить обидчикам.

— Татьяна Александровна, можно я не буду диктовать условие задачи?

— Да, Маша.

— Вообще-то уравнение диктуют, — раздалась реплика с места.

— Не слепой, сам запишешь, — парировала Мария, — видишь лучше меня, сиди и не встревай.  Это домашняя работа, не решил — неси дневник Татьяне Александровне.

— Маша! — укорила учительница.

— Простите, пожалуйста, Татьяна Александровна. Они меня обидели.

— Что случилось?

— Я не могу пока вам рассказать.

— Ну, давай докладывай, ты же маленькая! —  закричала Кристина.

Мария не отреагировала, повернулась к доске и  продолжала решать дальше.

Кристина и Маша — два лидера. Одна  любит командовать, постоянно диктует, что кому делать, а другая не желает ей подчиняться.

Мария может дать отпор любому, ей палец в рот не клади. Если она чувствует свою правоту, то обязательно выскажется, если же нет — промолчит. За свою школьную жизнь Маша Олохова успела поучиться в нескольких учебных заведениях. Сначала она поступила в первый класс школы № 52. Потом в третьем перешла в специализированную школу № 4, но по окончании четвёртого класса по медицинским показаниям вынуждена была её покинуть. Комиссия решила, что девочка здорова. Маша вернулась обратно. Проучившись пятый и шестой классы, уехала в Шадринск. Пока она там находилась, в течение года из-за большой нагрузки на глаза у неё стало падать зрение. Ведь Маша по-прежнему занималась по обычным учебникам и постоянно не могла обращаться за помощью к окружающим. Вернувшись в Курган, снова стала учиться в школе № 4, но потом загорелась идеей получения высшего образования и опять пошла в 52-ю, в которой и продолжает  учёбу. После всего этого Маша имеет возможность сравнивать, где лучше обучаться. По её мнению, плюсы и минусы есть везде. Когда ты тет-а-тет с учителем, как было в четвёртой школе, материал усваивается досконально. Много  свободного времени, что позволяет лучше подготовиться к урокам и экзаменам, вместе с тем дни тянутся очень медленно, и приходится ломать голову над тем, чем их заполнить. Кроме того, ощущается недостаток общения, так как при индивидуальном обучении редко встречаешься с другими учащимися. В обычной школе бесконечная   занятость не оставляет ни одной свободной минуты. Стрессовые ситуации, беспрестанно возникающие там, не удручают Марию, а наоборот, способствуют движению вперёд, преодолению трудностей. На фоне других можно чувствовать себя сильнее, умнее, талантливее, способнее.

Рассмотрев ситуацию с разных сторон, видно, что однозначно отдать предпочтение  той или иной форме обучения затруднительно. Люди все разные: кому-то  необходимо существование в коллективе, постоянные стычки и конфликты, будоражащие кровь, а кому-то важны знания, дороги тишина и спокойствие. Каждый волен выбирать по себе. Главное, чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья вообще мог учиться, получить образование и профессию. А как он это сделает, пусть решит сам.

Полина Кучма

При подготовке использовались материалы с сайта:

Шадринская школа - интернат № 12 для детей с нарушением зрения

      РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

СЛУЖЕНИЕ БАКСА

О том, как собаки-поводыри помогают незрячим и слабовидящим людям, можно говорить бесконечно. Время от времени в печатных изданиях и на телевизионных экранах появляются материалы, повествующие о воспитании и трудовых буднях этих добродушных четвероногих помощников, об их преданности, чуткости, даже не о понимании, а о каком-то внутреннем ощущении настроения хозяина. Но прежде, чем возникнет такая тесная дружба, основанная на взаимопонимании и взаимопомощи, может пройти не один месяц, в течение которого будут и ошибки, и неудачи. Вообще же о проблемах, с которыми сталкивается в работе дружный тандем собаки-проводника и его хозяина, говорят нечасто. А об этом не стоит забывать хотя бы потому, что потенциальным владельцам мохнатых поводырей следует заранее подумать о вероятных трудностях и по возможности подготовиться к ним.

Совсем недавно  в Ярославле я встретилась со своим хорошим другом, Игорем Дмитриевичем Шемякиным, с которым познакомилась восемь лет назад в школе подготовки собак-поводырей в подмосковной Купавне. За чаем с душистой поволжской мятой мы разговорились о тех трудностях и радостях, с которыми ему пришлось столкнуться в работе со своим четвероногим другом. Игорь Дмитриевич — собеседник замечательный и рассказчик завидный, так что я с большим удовольствием предоставляю ему слово и постараюсь не перебивать своими вопросами и комментариями.

 В 2004 году в Ярославской РО мне предложили собаку-проводника. Я долго думал, как это может отразиться на моей семье, ведь любое животное требует ухода и внимания. Наконец, решившись,  сообщил председателю ВОС все необходимые сведения о том, собаку какой породы и какого пола мне бы хотелось получить, где и как планирую её содержать. Я почти ничего  не знал  о лабрадорах, но по совету знакомых в анкете указал именно эту породу. Совсем скоро на домашний адрес пришла бумага с извещением о том, что мне выделена собака, и просьбой позвонить по указанному номеру телефона. Мы позвонили, а затем и приехали в Общество, где наш председатель Александр Сергеевич Осипов выписал  командировку.

В Купавне нас с сопровождавшей меня женой встретили очень хорошо, разместили в гостинице, показали столовую, учебный класс и тренировочную площадку. А следующим утром мы познакомились с инструктором Вячеславом и его воспитанником, большим добродушным лабрадором Баксом, с которым мне и было суждено связать свою жизнь. С этого дня началась работа. Первое время мы в основном тренировались на школьном маршруте, и этот, казалось бы, знакомый путь вызывал у нас с Баксом трудности. Он не всегда выполнял команды, иногда не останавливался перед препятствиями, но работа продолжалась, и с каждым днём  мы проходили маршрут всё лучше и лучше. Постепенно стали выходить за территорию школы: в лес, в магазины, на городской рынок. Конечно, нас везде сопровождал инструктор, который при необходимости подсказывал нам, исправлял ошибки, рассказывал об особенностях поведения собак. А я задавал и задавал вопросы: «Почему собака нашей соседки в гостинице постоянно ложится на её кровать?» — «Всё очень просто, —  отвечал Вячеслав, — вы, вероятно, обратили внимание на высокий пол в нашем закрытом манеже. Он очень тёплый, и обычно собаки отдыхают именно там. А кровать в гостинице принимают за такую же тёплую и удобную платформу».

 Впереди нас ждал самый ответственный момент — выпускной экзамен. Я очень волновался, и Бакс, вероятно, чувствуя моё волнение, совершал небольшие ошибки. Так, при заходе в автобус собака должна стоять на месте до тех пор, пока хозяин не поставит ногу на ступеньку. При выходе следуют этому же правилу: сначала выходит незрячий, а затем — по команде —  сопровождающий его поводырь. И хотя мы с Баксом на этом месте маршрута совершали ошибки, экзамен всё же сдали. Теперь можно было собираться домой. Получив документы и полагающуюся собаке амуницию (ошейники, поводки и шлейку), мы отправились в путь. В транспорте проблем не было: на нашем маршруте кондукторы и проводники, вероятно, нередко встречали  четвероногих выпускников школы в Купавне, и к нам отнеслись очень доброжелательно.

 Мы живём   в деревне, поэтому окружающий Бакса мир особенно не изменился. Специальными кормами мы его не балуем: даём их только в том случае, если находимся не дома и готовить для него обед   нет возможности. Вячеслав предупреждал меня: «Если хотите, чтобы собака долго работала, давайте ей варёную пищу, а не сухой корм. Вы живёте в деревне, и для вас это не будет проблемой». Я запомнил этот совет и до сих пор стараюсь ему следовать. Сейчас Бакс работает по двадцати маршрутам, но выучить их было нелегко. Начинали  с самых простых: «дорога», «остановка», «молоко», «ёлочки». Эти пункты назначения находятся совсем недалеко от дома, но по пути к ним у нас всё равно возникали проблемы и недоразумения. Как-то возвращались домой от дороги (это расстояние около 400 метров), а по моим ощущениям прошли уже не меньше километра. Я повторил команду: «домой», Бакс дёрнулся и ещё сильнее потянул меня вперёд. Рядом с нашим домом стоит металлический гараж, по которому я всегда ориентируюсь, так вот Бакс и привёл меня к похожему месту. Я тростью определил, что это стена гаража, но замок на нём совсем другой. Я снова повторил команду «домой», и Бакс через кусты и бурелом повёл меня дальше. Наконец, добрались до какого-то здания, несколько раз обошли его вокруг, и, обнаружив дверь, я постучал. Открыл мне мужчина, который объяснил, что мы находимся в соседней деревне, и помог выбраться на прямую дорогу к дому. Уставшие, грязные, с прилипшими репьями на лапах и штанах, мы всё же туда добрались, но отвечать жене, где бродили столько времени и почему вернулись в таком виде, не хотелось.

Таких случаев было несколько. Я стал думать, почему же Бакс сбивается с маршрутов? Попросил жену ещё раз отработать их с нами. Оказалось, что маршруты, дважды, трижды повторённые, собака запоминала хорошо и не допускала ошибок. Единственное, от чего мне было тяжело отучить Бакса, так это от необходимости бежать к воде. Лабрадоры очень любят плавать, и долгое время по пути за молоком в соседнюю деревню он сворачивал к пруду. Вот так мы и привыкали друг к другу, срабатывались.

 А в первую зиму произошёл случай, после которого я стал ещё сильнее доверять своему помощнику. Мы возвращались домой, вдруг Бакс резко дёрнулся и стащил меня с заснеженной тропы. Я удивился: «Может быть,  собака увидела какую-то дичь и рванула за ней?» Но нет — мы остановились. Я пошевелил тростью и почувствовал что-то мягкое. Нагнулся и потрогал рукой — в снегу лежит человек. По чертам лица узнал своего знакомого, Василия Сергеевича. «Что с тобой, Василий Сергеевич?» — обратился я к нему, стараясь расшевелить. А он человек пожилой, вероятно, шёл от автобусной остановки и упал, сознание не потерял, но уже начал замерзать. Я понимал, что его надо каким-то образом отвести домой, отогреть, но как это сделать? Наконец, сообразил: правда, с трудом, но всё же поднял Василия Сергеевича, поставил на ноги, а сам уткнулся в его спину, так и пошли. «Держись, Василий Сергеевич, ноги не сгибай», — повторял я ему. Казалось, что идём очень медленно, вроде как часа два добирались до его дома. А там знакомый мой отогрелся, и самое невероятное — обморожения у него не было. Раньше, когда я к нему приходил, он как-то нехорошо отзывался о Баксе, спрашивал: «Зачем тебе собака?» — «Я бы без неё к тебе не пришёл", — объяснял я. После того случая Василий Сергеевич начал даже гладить Бакса и говорить уже по-другому: «Да, тебе лучше с ним». А моя собака, наверное, и не осознаёт, что человеческую жизнь спасла.

Год назад Бакс и сам чуть было не погиб. На одном из самых сложных маршрутов нам надо переходить дорогу. Машин в тот момент было очень много, и я, стоя на обочине возле перехода, прислушивался к автомобильному гулу, чтобы двинуться вперёд, как только он стихнет. Бакс прижимался боком к моей ноге и тоже терпеливо ждал. Вдруг мимо нас пронеслась легковая машина,  и настолько близко, что я даже почувствовал, как она задела ткань моих брюк. Но со мной ничего страшного не случилось, а вот помощник мой внезапно упал. Я ужасно растерялся: попробовал поднять его, чтобы отнести подальше от дороги, но ничего не вышло. Бакс не шевелился, не реагировал на мои слова. Я пытался остановить хоть какую-нибудь машину, чтобы попросить помощи. Слёзы у меня так и текли: ведь это всё из-за меня, это мне надо было переходить дорогу. Тем более было неприятно, что мы стояли на нерегулируемом перекрёстке возле знака перехода, где машины просто обязаны были остановиться. Но это случается редко. Когда мы начинали работать, автомобилей было гораздо меньше, чем сейчас, и мы без труда переходили дорогу, теперь же это делать все сложнее и сложнее. Так вот стоял я над лежащим Баксом несколько часов, до тех пор, пока не проехали соседи-дачники. Они остановились, вышли из машины: «Что случилось, дядя Игорь?» — «Бакса сбила машина, — объяснил я, — надо срочно доставить его домой». Они помогли мне, а следом с работы приехал сын. Мы с ним погрузили Бакса в машину и повезли в муниципальную лечебницу. Там его осмотрел ветеринар, сделал пять уколов, после которых собака стала шевелиться и даже вставать на колени. Врач рекомендовал дома два раза в день делать эти же уколы. Бакс пошёл на поправку, хотя передняя лапа по-прежнему двигалась плохо. Я узнал, что в Ярославле есть большая ветеринарная больница, решил и туда обратится за советом. Приехали, показали Бакса, рассказали, какими препаратами его лечили, сделали в трёх проекциях рентген. Ветеринар посмотрел снимок и сообщил, что переломов костей лапы нет, и дело, скорее всего, в повреждении центральной нервной системы. Он выписал лекарство, которое, по его мнению, должно помочь Баксу полноценно восстановиться. Но в городские аптеки его не привозят, а выписывать из Москвы нам показалось дороговато: ампула для одного укола стоит пятнадцать тысяч, для курса лечения необходимо  восемь таких ампул. Недавно нашли это лекарство в Интернете по более низкой цене, да и некоторые сбережения появились, но, мне кажется, Бакс стал себя лучше чувствовать. О тяжёлом происшествии по-прежнему напоминает лапа, на которую мой помощник прихрамывает, и постоянно гноящийся глаз. С последней проблемой мы справляемся при помощи обыкновенных человеческих капель и мазей.

Когда Бакс вышел на работу, я испугался, что он совершенно забыл все команды. Нам пришлось многое повторять, а что-то и учить заново. Сейчас он старается работать в прежнем режиме, вот только на дальних маршрутах отдыхает. Я его жалею, и когда он сходит с дороги и останавливается, терпеливо жду, знаю, что отдохнёт и пойдёт дальше. А вот домой торопится, иногда даже без остановок идёт, помнит, что там его всегда ждёт угощение и мои непоседливые внуки, которые  в нём просто души не чают.

  Елена Федосеева

ТИФЛОМИР

КАК МЫ ОКАЗАЛИСЬ НА СЦЕНЕ

СТОЛИЧНОГО ТЕАТРА

Мы с женой никогда не мечтали о театральной сцене. В юности не грезили о поступлении в один из театральных вузов. Даже спектакли школьной самодеятельности как-то обходились без нашего участия. Тем не менее, театр мы очень любим, но за действом, происходящим на сцене, привыкли наблюдать со стороны зрительного зала. И вдруг, совершенно неожиданно для нас, мы оказались на театральной сцене, в самом центре происходящих там событий. Но обо всём по порядку.

В один из майских дней мой мобильник известил о входящем вызове. Звонил наш давний приятель Саша Зайкин. Поинтересовавшись, как наши дела, он предложил нам посетить спектакль Московского театра кукол «Майская ночь», фантазии на тему произведений Гоголя. Объяснил, что это — уникальный проект режиссёра из Литвы Каролины Зерните, смелый творческий эксперимент, который объединит в театральном зале слепых и зрячих людей. Естественно, мы не смогли отказаться, о чём впоследствии ничуть не пожалели.

Двадцать первого мая, в день спектакля, с утра шёл дождь, который явно не собирался заканчиваться. И тут свою роль сыграла мистика, присущая произведениям Гоголя. Когда мы выходили из дома, чтобы отправиться на автостанцию, дождь, как по мановению волшебной палочки, прекратился. Можете мне не поверить, но, как только мы вернулись домой, дождь возобновился. Сев в автобус на Москву — сами мы живём в Волоколамске, — отправились на встречу с искусством.

В театр мы добрались с большим запасом времени. Войдя в помещение, где располагаются кассы, мы стали размышлять, стоит ли подождать здесь или же прогуляться по окрестностям. Но тут, по-видимому, обратив внимание на наши трости, подошла администратор Маргарита. Представилась и предложила пройти в фойе и подождать там. Мы воспользовались любезным предложением, немного поговорили с ней о театре. Оказывается, это  самый старый кукольный театр Москвы и один из старейших в России. Так как у администратора много дел, мы не стали больше отнимать у неё время и проследовали в буфет, где за чашечкой кофе стали ожидать начало спектакля. После первого звонка  покинули гостеприимный уголок. Выйдя в фойе, нашли Маргариту, поинтересовались, как нам пройти в зрительный зал и какие места можно занять. И вот тут началось волшебство. Оказалось, что на этот раз наше место не в зрительном зале, а на сцене.

Фойе постепенно опустело. Зрители переместились в зал, а на смену им высыпала актёрская труппа. Юноши и девушки наперебой представлялись, пожимали нам руки и вообще всячески пытались растормошить. Предупредили, что если по ходу спектакля у нас возникнет желание притоптывать  или подпевать, что-нибудь потрогать, то не надо себя ограничивать. Предостерегли, чтобы мы не пугались, если по нашим коленям пробежит собачка или прогуляется панночка.

Но вот прозвучал последний звонок. Нам на глаза надели тёмные удобные повязки, взяли за руки. Актёры запели красивую украинскую песню, и  мы направились к сцене.

Нас подвели к специальным деревянным креслам и предложили разместиться в них. По мере перемещения из сцены в сцену, они превращались то в заросли кустарника,  за которыми прятались парубки, то в телегу, трясущуюся по грунтовой дороге. А вокруг царствовала украинская ночь. Пели ночные птицы. Откуда-то периодически веяло ароматами сирени, мяты, молодой полыни.   Порывами налетал прохладный ветерок. В ночной тьме слышались голоса парубков, заигрывающих с дивчинами, отвечающими им весёлым смехом. А потом они вместе подшучивали над подвыпившим пожилым казаком Калейником, который, нетвёрдо держась на ногах, иногда опирался на наши плечи. При этом от него вкусно попахивало салом и чесноком.

Тем временем от группы молодёжи отделилась и спустилась к озеру влюблённая пара — Левко и Ганна. Повеяло влагой, и стал слышен плеск воды. По просьбе любимой, Левко рассказал историю, связанную со здешними местами, и ожила легенда. Несчастная Панночка, изводимая ведьмой-мачехой, прибирает в хате, обметая заодно и наши колени. В это время мне удаётся погладить бедную девушку по голове.

А вот ведьма, обратившись в страшную чёрную кошку, цокая железными когтями, подкрадывается к несчастной, но неосторожно приближается к моей жене Татьяне, и они вместе с верным псом Панночки отгоняют мерзкого монстра.

Нам в руки вкладывают мокрые камни, и мы предчувствуем недоброе. Не выдержав обид, Панночка бросается в озеро, раздаётся громкий всплеск, до нас долетают брызги  воды. Девушка обернулась в русалку, вслед за ней в русалку обернулась и ведьма.

А мы тем временем переносимся за стол, в хату свояченицы, где беседуют Голова и Винокур. Нам дают по кусочку теста. Мы помогаем хозяйке лепить пирожки. Пока действие происходит в хате, выпечка готова, и нам вручают по одному. Мы их с удовольствием съедаем, участвуя в общей трапезе с персонажами.

Потом наши волшебные кресла снова переносят нас на берег озера, где русалки затевают игру в ворона, периодически задевая нас своими одеждами из влажных водорослей. Левко, по просьбе Панночки, среди её подруг-русалок угадывает ведьму. Русалки утаскивают злую мачеху на дно — снова всплески воды и брызги. А записку, которая должна помочь Левко жениться на Ганне, почему-то вручают мне.

К нам подходят хлопцы и девчата, и мы с ними идём гулять. Сходим со сцены. Спектакль закончился, он пролетел как один миг. Было ощущение полного погружения в мир, созданный гением режиссёра и талантливой игрой актёров. Следует сказать, что все спецэффекты ни в коем случае не заслоняют яркую игру актёров, а только ненавязчиво дополняют её.

По окончании спектакля состоялось обсуждение, во время которого каждый мог поделиться своими впечатлениями, оценить замысел режиссёра и работу актёров.   

Прошло уже несколько дней после возвращения из театра, но мы всё ещё находимся под впечатлением от спектакля. Как нам кажется, Каролина Зерните нашла гениальный способ постановки, позволяющий незрячим, и не только им, в полной мере ощутить всю прелесть произведения Гоголя.

Андрей и Татьяна Усачёвы

КИНО НА СЛУХ

ДАР ИЛИ БРЕМЯ?..

В конце каждой недели кто-то из моих близких заходит в супермаркет, расположенный рядом с домом, и покупает популярный глянцевый журнал. Маму интересуют рецепты, брата —  анонсы фильмов, меня — кроссворды... Именно со страниц этого издания я узнал о съёмках 12-серийной кинобиографии слепой предсказательницы из Болгарии Ванги. Фильм под названием «Вангелия» выйдет на большой экран  осенью 2013 года.

Идея сериала «Вангелия» родилась в кинокомпании «Фаворит-фильм» пару лет назад. Над его созданием работали российские, белорусские и болгарские кинематографисты. Сериал рассказывает о всемирно известной провидице и даёт шанс взглянуть по-новому на жизнь самой загадочной персоны прошлого века. Съёмкам предшествовали месяцы кропотливой работы. Сценаристы Владимир и Анна Сотниковы собирали документальный материал о героине фильма.  Гораздо легче прописывать образ исторического лица, жившего во времена фото- и видеосъёмки, чем того, кто родился задолго до наших дней. Параллельно велись поиски разновозрастных актрис, ведь художественный фильм охватывает период жизни Ванги от детских лет до глубокой старости. Самую юную исполнительницу, 12-летнюю Дашу Отрошко, нашли на кастинге в Минске. Её выбрали из нескольких сотен детей! Недавняя выпускница ВГИКа Наталья Николаева была утверждена на роль Ванги в отрочестве. Ясновидящую в молодости сыграла Ирина Рахманова, известная по фильму «Девятая рота». А вот с пожилой Вангой возникли проблемы... Дело в том, что почти все актрисы, которым предлагали главную роль, советовались со своими духовниками и получали неоднозначные ответы: официальная церковь до сих пор не признаёт прорицательницу. Так, Римме Марковой, которая могла бы сыграть пожилую Вангу, духовник запретил даже думать об этом! А Инна Чурикова придерживалась другой точки зрения. Она считает, что Ванга не принесла никому ничего, кроме добра, значит, играть её не грех, а счастье. Инна Михайловна согласилась сниматься, но внезапно сломала обе руки, и пришлось искать ей замену. В концов концов, четвёртой в этой цепочке стала Народная артистка РФ Елена Яковлева. Когда прошли пробы, все были поражены: вот она — Ванга!     

Новорождённая девочка, завёрнутая в полушубок, лежит рядом с печкой — так начинается биография знаменитой предсказательницы. Родители боялись, что малышка не выживет. Лишь спустя два месяца после рождения девочка заплакала, как любой ребёнок. Эти слёзы стали ознаменованием жизни и предвестником будущих бед... При крещении ей дали имя Вангелия, что в переводе с греческого означает «благая весть». Но постоянные перемены в жизни девочки нельзя назвать благими. Отец – на войне, в самом начале первой мировой его мобилизовали в болгарскую армию. Смерть матери. Пребывание под зорким надзором соседок. Возвращение отца. Появление мачехи в родительском доме...   

В 1923 году в маленьком македонском селе произошло необъяснимое природное явление: неожиданно  поднялся сильнейший смерч. Через несколько минут ветер утих так же быстро, как и начался. Ураган не тронул ни одной постройки. А единственной жертвой стала 12-летняя Вангелия... Смерч поднял девочку и отбросил на значительное расстояние. Перед тем как потерять сознание, она почувствовала, что к её голове будто бы прикоснулась чья-то ладонь.  Её нашли не сразу, а найдя, увидели, что глаза забиты песком. Вот как сама прорицательница рассказывала об этом: «Моя тётка и старый священник меня искали. Они боялись, что меня швырнуло в пруд, и что я в воде утонула... И один пастушок им сказал: «Там одна девочка упала, вот там — косынка, но оба её глаза в крови». Когда я снова вспоминаю, мне становится больно».

Местные доктора не могли справиться с таким «увечьем». Единственная надежда возлагалась на дорогостоящую по тем временам операцию в столичной больнице. У мелкого землевладельца не было наличных денег в нужном количестве, но отец Ванги старался их найти. Тем временем зрение девочки ухудшалось.

Очередной виток в жизни Ванги пришёлся на 1925 год, когда её направили в дом слепых. Окончательная слепота настигла девушку через четыре года после происшествия, так и оставшегося загадкой.

Ещё до того как примерить грим, Елена Яковлева несколько месяцев готовилась к роли: изучала видеоматериалы, ходила с завязанными глазами. Сложно повторить движения незрячего человека.  Для пущей достоверности ей предлагали и вовсе заклеить глаза, но отказались от этой идеи, иначе Яковлева оставалась бы «незрячей» даже в перерывах между съёмками! Грим для неё  был сделан по последнему слову техники. Как рассказывала сама актриса, чрезвычайно интересно наблюдать за процессом перевоплощения.  Сначала шея, потом подбородок — всё стремительно «стареет».  Детали пластического грима наносятся слой за слоём, лицо при этом остаётся живым, подвижным. На нанесение грима уходило 5, позже — 4 часа в день! Когда Елена Яковлева впервые вышла на съёмочную площадку, всех охватило оцепенение: походка, жесты, поворот головы — всё изменилось.  Болгары из массовки, видевшие предсказательницу при жизни, воскликнули: «Баба Ванга вернулась!» Между тем, подобный результат дался актрисе нелегко. В конце съёмочного дня она всегда старалась уединиться. Боялась растерять то особенное состояние, которое позволяло ей создать такой сильный образ...

Три года своей жизни Вангелия провела в доме слепых. Здесь она постигла основы вязания, шитья, кулинарии, овладела техникой чтения для слепых, занималась музыкой. Именно здесь молоденькая девушка испытала самое светлое чувство на земле: она повстречала и полюбила слепого юношу.  Этот период по праву можно назвать самым счастливым в судьбе Ванги.  Влюблённые уже занимались подготовкой к свадьбе, но планы рухнули в один момент: во время очередных родов скончалась мачеха Ванги... Оставшись с детьми без женской руки, отец пребывал в смятении и растерянности и рассчитывал на помощь старшей дочери... Тяжкое, мучительное десятилетие ожидало девушку.  Несмотря на полную слепоту, Ванге приходилось вязать, прясть, шить, чтобы прокормить семейство. Денег катастрофически не хватало, вдобавок её подкосила тяжёлая болезнь, ставшая итогом длительного стояния босиком на бетонном полу. И всё ради пособия для малоимущих...  Минимум надежд на выздоровление... Но всем на удивление Ванга поправилась. Именно в это время люди заметили её необычные способности. В 1940 году она впервые впала в транс. Год спустя  начала предсказывать будущее, предвещая скорую гибель или долгую жизнь! Как рассказывала сама Ванга, в то время она с изумлением обнаружила несвойственные раннее знания о том, что должно произойти, и то, чего другие даже не могли предположить. В первое время она никому не пророчила, боясь, что её объявят сумасшедшей. Однажды, не сдержавшись,  сказала подругам, что в апреле начнётся война... К её предсказанию отнеслись скептически, но когда 6 апреля 1941 года войска Германии вторглись на территорию Югославии, все сразу вспомнили пророческие слова Ванги. К её дому потянулись люди. Приходит на память цитата из одного романа Чарльза Диккенса: «Пословица говорит, будто бы камень, катящийся с горы, не обрастает мхом, но этого, к сожалению, нельзя сказать о слухах...» К счастью или к сожалению, предсказания Ванги всегда оказывались правдивыми. Удивительно, что  она не заводила беседу с теми, кто стоял на пороге смерти или приезжал из любопытства, но в большинстве случаев  не отказывала посетителям, одним из которых стал её будущий муж. Димитр  просил предсказательницу указать на убийц брата. Его поразили способности Ванги. После венчания он увёз её в Петрич, расположенный в 200 км от Софии. Там и прошла большая часть жизни незрячей прорицательницы. Муж Димитр страдал алкоголизмом. Он умер в 1962 году. После его смерти, не смирившись с уделом бездетной, Ванга приняла мальчика-сироту, однажды постучавшегося к ней в дом.

Съёмки сериала вызвали неожиданный отклик в Интернете.  В мировой паутине распространились досужие домыслы и нелепые обвинения в адрес создателей картины. Например, имел хождение устойчивый слух, что Ванга ещё при жизни запретила снимать художественный фильм о себе. «Это, говорят, потому, что некоторые снимали Вангу на видео, а потом привозили домой пустую плёнку», — считает генеральный продюсер и художественный руководитель студии «Фаворит-фильм» Анатолий Чижиков. Действительно, когда ясновидящая не хотела, чтобы её снимали, ничего не получалось, но никакого проклятья не было. Впрочем, на съёмках случались непредвиденные ситуации. К примеру, из леса прилетел рой пчёл и серьёзно покусал только одного человека — режиссёра Сергея Борчукова.  Неужели предостережение от Ванги?.. Съёмки проходили в нескольких местах. Графская усадьба в болгарской деревне Больтеники схожа по стилю с детским домом для слепых. Белорусский город Вороново предстанет в виде Софии 90-х годов.

«...из любого занятия ты можешь сделать ремесло. ... Но точно так же ты можешь сделать из него путь, который станет для тебя всем в твоей жизни. Он станет твоей душой, твоей надеждой, твоей любовью и твоим отчаянием». Ванга обладала способностью  не только с большой точностью определять заболевания людей, но  и предсказывать их дальнейшую судьбу. Часто направляла к целителям или врачам, лично не зная их,  говорила так: в таком-то городе живёт такой-то человек. В 1967 году Ванга была оформлена как госслужащая и стала получать официальную зарплату, составлявшую 200 левов. Стоимость услуг  равнялась 10 левам для граждан соцстран и 50 долларам для гостей из капстран. Случалось, Ванга принимала до 130 человек в день. В последние годы жизни она ограничивалась 10 — 15 посетителями, затрачивая на каждого из них не более 3 — 4 минут. Деньги, получаемые Вангой, уходили в казну государства.

По утверждению представителей РПЦ, Ванга не была православной верующей, хотя и относила себя к таковым. Подобное мнение вызвано, в первую очередь, тем, что предсказательница верила в реинкарнацию. В 1994 году Ванге удалось возвести часовню св. Параскевы, которая так и не была освящена по причине неканоничности настенных изображений и самой архитектуры здания. Росписью занимался известный болгарский художник. Вероятно, он впервые пробовал себя в церковной живописи.  Ванга умерла в 1996 году, похоронена в ограде часовни. 5 мая 2008 года в Петриче был открыт музей, посвящённый знаменитой прорицательнице.

Основываясь на опыте 25-летних наблюдений, болгарский учёный Г. Лозанов утвердил более 7000 предсказаний Ванги, которые реально воплотились в жизнь. Он сделал вывод, что пророчества реализуются за границей случайных совпадений и составляют около 80% от общего числа. Нейрофизиолог Наталья Бехтерева тоже встречалась с Вангой, убеждаясь на личном опыте в способностях той. Академик полагала, что однажды этот феномен найдёт научное объяснение. Сама экстрасенс говорила, что её дар — от Бога, который лишил её зрения, дав взамен другой способ видения мира, зримого и незримого.

В сериале «Вангелия» будут показаны некоторые малоизвестные факты из жизни прорицательницы. Например, её встреча с Гитлером, которому она предсказала гибель Третьего Рейха, не убоявшись репрессий с его стороны, или конфликт, который возник у Ванги с Григорием Грабовым, собиравшимся «воскрешать» мёртвых. В новом фильме появятся многие известные исторические персонажи. Не могу не согласиться с режиссёром Сергеем Борчуковым. Вот как он отозвался о главной героине картины: «Ванга — очень неординарная личность со сложной судьбой, наполненной удивительными перипетиями, событиями, человек, родившийся перед первой мировой войной, переживший вторую мировую, гонения и славу, но для меня, в первую очередь, женщина, прожившая жизнь слепой и, несмотря на это, пытавшаяся нести доброе, светлое, помогать людям. Мало кто задумывается, как тяжко ей было нести свой дар, каким грузом было это знание людской сущности и того, что нас ждёт. В её образе так много мифологии».

Стоит ли перечислять чудеса, приписываемые далеко не счастливой женщине... Стоит ли сравнивать её судьбу со своей... Она напутствовала родных: «Не завидуйте мне ни в чём, а оплакивайте мою жизнь, ибо её бремя было невыносимо. Не желайте слишком многого — не сможете за него расплатиться». Мудрые слова... Руководствуйтесь ими и не пропустите сериал «Вангелия»! 

Дмитрий Гостищев

    ПОЭЗИЯ

  Я ВОСПЕВАЮ СЛОВО СТИХАМИ

Хороша наша Удмуртская земля — с  широкими полями, богатыми лесами и чаровницей Камой! Как не воспевать это чудо, когда строфы как бы сами ложатся на бумагу. Только такую завораживающую красоту не всем суждено увидеть собственными глазами, а вот прочувствовать дано каждому. И рождается строчка, за ней — вторая и льётся проникновенная песня из души незрячего. Свои сомнения и мечты, восторги и тревоги он отражает в стихах.

Вот уже более тридцати лет в Удмуртской Республике выходит звуковой журнал «Радуга», инициатором создания которого стал незрячий учитель, библиотекарь и просто талантливый человечище С.В. Фёдоров. Целью издания стало  донести до каждого члена ВОС объективную информацию о производственной деятельности и реабилитационных мероприятиях, проблемах и достижениях инвалидов по зрению. До двадцати  экземпляров тиража раньше записывали на магнитофонную ленту, а теперь на CD. Четыре раза в год любители словесности с нетерпением ждут очередной выпуск. Изюминка «Радуги» в том, что её постоянными авторами являются инвалиды по зрению. Они откровенно рассказывают о своих делах и заботах, а главное — здесь можно делиться собственными мыслями, выраженными в стихах. В 2001 году в Республике прошёл первый конкурс среди незрячих поэтов. На нём тогдашние дебютанты читали свои заветные строчки со сцены перед жюри и зрителями. Лучшие произведения были собраны в сборник «Ожерелье судьбы», а М. Московкина из Глазова, В. Ложкин из Сарапула и С. Вострокнутов из Воткинска были приняты в члены Союза писателей Удмуртии. С той поры местным редакторам уже не приходится охотиться за новыми произведениями, они поступают неисчерпаемым потоком. Самодеятельные литераторы больше не комплексуют из-за своего преклонного возраста или «корявости слога».

И вот по истечении десятилетия в рамках празднования юбилея Удмуртской региональной организации ВОС было решено учредить очередной турнир пишущих талантов. Идея была дружно одобрена всеми заинтересованными лицами. Целью конкурса-семинара стало выявление перспективных  кудесников слова, беспристрастное определение уровня их дарований и поиск путей дальнейшего роста. С помощью творческих заданий удалось  показать слабые и сильные стороны участников.

Нужно отметить, что компетентное жюри возглавил   заместитель председателя Союза писателей УР В.Н. Глушков. Ему помогали: член Союза писателей России, редактор журнала «Радуга» Л.Ф. Смелков, директор БУК УР «Удмуртская республиканская библиотека для слепых» Т.В. Тенсина, председатель Сарапульской местной организации А.Д. Козлов и автор данной статьи — в качестве представителя аппарата управления УРО ВОС.

В адрес организационного комитета поступило огромное  количество произведений различных жанров. Было много дебатов по поводу принципов их оценки, потому что кандидаты на признание представили стихотворения, оды, басни, песни и даже прозу. В течение двух месяцев специалисты рассмотрели и проанализировали все присланные работы, после чего отобрали более двухсот из них. На высоте оказались творения трёх десятков сочинителей.

26 октября минувшего года в актовом зале ООО «Ижевское предприятие «Спутник» имени  Е.М. Исаенко» состоялся очный этап конкурса-семинара незрячих поэтов Удмуртии. На состязания в общей сложности прибыл двадцать один участник практически  со всех уголков Республики. Следует заметить, что  никто из них не остался без наград и добрых напутствий, получив свою дозу должного внимания со стороны маститых членов жюри. Председатель Союза писателей УР Е.Е. Загребин, пришедший поприветствовать участников, очарованный их выступлениями, поменял планы и остался с нами до конца праздника стихосложения и дружески поддерживал конкурсантов.

Итак, кто они, наши прекрасные виртуозы живого слова, которые являются проводниками  истинного искусства и литературы в народные массы? Победителями в номинации «Начинающие авторы» стали: Марина Кочергина, Александр Конев, Галина Колчина и Мансур Камалетдинов. Последний из них запомнился философичностью вопроса:

Зачем, судьба, ты так несправедлива

Ко всем — и к старикам, и к молодым?

Увы, чтоб ценность жизни видеть зримо,

Необходимо стать слепым… 

Дипломами    были отмечены «Члены творческих союзов»: лирик Сергей Вострокнутов и поэт-песенник Николай Мрыхин, а высшую оценку получил Виталий Ложкин, которому принадлежат следующие знаменательные строки:

Удмуртия — край  родниковый.

Цветущий в лугах италмас,

Над Камою лён васильковый —

Всё ладно, всё радует глаз… 

Ольга Поздеева за стихотворение «Удмуртия» была признана победительницей в номинации «С чего начинается Родина», а Екатерина Глебова сочинила замечательные «Стихи о природе». Николай Баранов порадовал нас своими творческими достижениями, его конёк — «Военно-патриотическая тематика». Галину Галибову  привлекает «Оригинальность в творчестве». Её своеобразный стиль покорил всех. Любовь Покушева и предположить не могла, что стишок о трусоватом коте, написанный  для собственного сына, станет лучшим в номинации «Детям — о детях».

К данному конкурсу-семинару готовились все лучшие творческие силы Республики. Он ещё раз доказал, что «лирике все возрасты покорны». Не случайно в номинации «Самый молодой автор» блеснула  очаровательная Анна Главатских. В свои 13 лет талантливая девочка не только пишет стихи, играет на гитаре и фортепиано, но и занимается прикладным творчеством и спортом. В девять  лет она написала:

Здесь птицы разные поют,

Цветы красивые растут,

Леса великие встают,

И реки синие текут.

И слышен смех и там, и тут.

Всё это — Родиной зовут!  

Конкурс проходил в доброжелательной атмосфере своеобразного и полезного обмена опытом. Его закономерным итогом будет выпуск очередного поэтического сборника «Преодоление», работа над которым ведётся в настоящее время. Неважно, что новичок лишён способности воспринимать зрительные образы, главное — есть талант и желание трудиться над каждой строчкой, а к тому же  накоплен творческий потенциал. Тогда всё получится! Даже профессионалов поразили глубина и точность стихотворения «Белая трость». Татьяна Чернышёва  продемонстрировала в нём своё особое поэтическое видение. Известие, что она стала сильнейшей в номинации «Незрячий человек в окружающем мире», вызвало бурные аплодисменты:

Так  трудно и больно не видеть,

Как радуга в небе плывёт.

Не нам темноту ненавидеть,

Она нас по жизни ведёт.

Есть запах и вкусные звуки

Ещё ненаписанных строк.

Мы помним любимого руки

И в школе последний урок.

Слепые в борьбе не сдаются:

Поют и рожают детей,

Порою грустят и смеются…

От них на планете светлей!

          Татьяна Дюдина