Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

НАВСТРЕЧУ СЪЕЗДУ ВОС

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

С вице-президентом ВОС Владимиром Сергеевичем Вшивцевым побеседовал главный редактор «НЖ» Владимир Бухтияров.

— Уважаемый Владимир Сергеевич, наша традиционная встреча проходит накануне сентябрьских выборов в Государственную Думу Российской Федерации, депутатом которой Вы являетесь. Сразу хочется пожелать Вам и всем незрячим кандидатам успешно преодолеть нелёгкое испытание голосованием! Чем больше опытных и знающих людей с твёрдым характером и ясной жизненной позицией на самом высоком уровне будет отстаивать интересы инвалидов по зрению, тем лучше!

— Спасибо за доброе напутствие! Постараюсь оправдать доверие избирателей! Будем надеяться на благополучный исход. Во всяком случае, для этого предпосылки есть!

— Совсем недавно завершилась отчётно-выборная кампания в местных и региональных организациях Всероссийского общества слепых. Наверное, будет логично обсудить её итоги и поговорить о перспективах на будущее. Если не возражаете, давайте начнём с этого, а по ходу дела можно будет затронуть и другие темы, интересующие наших подписчиков.

— С удовольствием отвечу на Ваши вопросы и предельно откровенно выскажусь о волнующем и  наболевшем!

— Нам не избежать откровенного разговора о проблемах и достижениях незрячих россиян.В преддверии очередного съезда ВОС перед всеми нами стоят новые важнейшие задачи. Что поможет справиться с их решением?

— Такая  масштабная отчётно-выборная  кампания проходит раз в пять лет и, соответственно, оказывает большое влияние на положение внутри региональных организаций и во Всероссийском обществе слепых в целом. При этом особенно активизируются инвалиды по зрению на местах, а их аргументированные предложения обязательно берутся на заметку. Конечно, подобный масштабный процесс кадровой реорганизации, планируемый и осуществляемый  со строго определённой периодичностью, накладывает особый отпечаток на деятельность всех структур ВОС. Он неразрывно связан с важнейшими событиями, происходящими в нашей стране и за её пределами.

— Какие болевые точки текущего исторического процесса оказались для нас особенно чувствительными?

— Мы знаем, что сегодня на уровень жизни слепых и слабовидящих влияют мировой экономический  кризис и антироссийские санкции, которые  крайне невыгодны и нам, и европейцам. Единодушное решение Государственной Думы о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и Севастополя, основанное на результатах всенародного референдума на полуострове, вызвало очередной всплеск негодования на Западе, а задачи, успешно решаемые нашими ВКС (военно-космическими  силами)  в Сирии, заставляют наших «заклятых  друзей»  идти по бесперспективному пути ограничений взаимодействия   с нашей страной.

Радует, что, невзирая на объективные трудности, россиянам удаётся достаточно успешно преодолевать тяготы затянувшегося мирового экономического кризиса, хотя его последствия будут ещё долго сказываться. Что, кроме стабильного пенсионного обеспечения, помогает инвалидам по зрению «держаться на плаву»?

— Легко прослеживается параллель между насущными проблемами незрячих и сложностями в экономике, которые сразу же зеркально отражаются и на благосостоянии маломобильных граждан. Впрочем, у членов Всероссийского общества слепых  есть дополнительная опора, которой, несомненно, является наша орденоносная организация. Как известно, мы имеем разветвлённую сеть хозяйственных обществ. Можно гордиться тем, что 156 наших предприятий в минувшем году произвели продукции и оказали услуг на 9,3 миллиарда рублей.

— О чём свидетельствует бесценный опыт межличностных взаимоотношений, накопленный на протяжении прошлых кампаний?

— ВОС является одной из ключевых организаций инвалидов на площадке общественных объединений Российской Федерации, по-прежнему оставаясь мощным и авторитетным субъектом современной и социально ориентированной государственной политики, следовательно, очень престижно занять в нём видное положение. Как бы то ни было, когда происходят выборы делегатов на очередной съезд, то отдельные личности, как правило,  с завышенной  самооценкой и неудовлетворёнными амбициями, пытаются реализовать свои персональные фантазии в ходе кампании, а значит, создаются всевозможные инициативные группы  и ведётся целенаправленное  формирование подходящего общественного мнения.

— Что конкретно стимулирует взрывоопасную словоохотливость отдельных покорителей трибун, как Вы думаете? 

— Единичные случаи «брожения умов» наблюдаются как на уровне местных, так и  региональных организаций, соответственно, есть попытки вынести заведомо бесперспективные вопросы на общероссийское обсуждение, потому что любой наказ, зафиксированный в протоколах конференций, должен изучаться самым тщательным образом.

— Как  можно объяснить интеллектуальную и моральную недальновидность части кадровой элиты двухсоттысячного объединения слепых и слабовидящих?

— К сожалению, кое-где в глубинке незрячие ещё мало информированы об изменениях, происходящих в Обществе слепых, вследствие чего иногда и возникают различного рода недоразумения. Впрочем, гораздо опаснее вполне осознанный социальный авантюризм местного разлива, провоцирующий  стремления к преждевременному карьерному росту любой ценой. Когда эмоции перехлёстывают через край, некоторые ретивые нарушители спокойствия со стажем частенько забывают о порядочности и даже об элементарных нормах приличия. Такие беспардонные методы борьбы для меня абсолютно неприемлемы!

— Что Вас конкретно коробит в отчётно-выборном экстриме?

 — Казалось бы, активность незрячих соискателей можно только приветствовать. Если хотите доказать свою общественно-политическую состоятельность и основательность заявки на лидерство, прежде всего, необходимо сформировать обоснованную программу, которая   удовлетворила бы потенциальных избирателей и обеспечила поддержку большинства членов организации. Пожалуйста, дерзайте, пробуйте силы на новом поприще. В подобной деятельности нет ничего предосудительного, если не нарушаются соответствующие государственные законы, Устав ВОС и постановления Центрального правления ВОС, а полемика сохраняет корректные формы. Единственное, что возмущает здравомыслящих людей, это когда, используя рамки предвыборной кампании, начинается огульное обливание грязью руководства организации, которое  ещё продолжает выполнять свои непростые обязанности. Как правило, такие выпады не опираются на достоверные факты и лишены убедительной доказательной базы, а поэтому в нападках с откровенно негативным уклоном ведущую роль играет Интернет.

— Владимир Сергеевич, скажите, пожалуйста, удовлетворены ли Вы результатами  отчётов и выборов?

— Несомненно, многомесячный предсъездовский марафон, в целом, успешно завершён. Если говорить о конкретных результатах, то необходимо отметить, что у нас на сегодняшний день в общей сложности семьсот шестьдесят восемь местных и семьдесят пять региональных организаций. Согласно Уставу ВОС в каждой из них состоялись свои отчётно-выборные конференции, многие из которых запомнились неравнодушием и активностью делегатов. На практике у подавляющего большинства членов коллективов рельефно проявилась  трепетная заинтересованность в дальнейшем развитии родного Общества слепых и укреплении связей с властными структурами всех уровней. При подведении итогов работы за отчётный период и определении задач  на будущее встречались интересные выступления, в которых анализировалось современное положение в центре и на местах, указывалось на имеющиеся резервы и определялись перспективы. В ходе выборов членов бюро или правлений, а также при обсуждении кандидатов на должности председателей  порой высказывались деловые предложения и конструктивная критика, с которой частично следует согласиться.

— Теперь хотелось бы подробнее поговорить о насущных проблемах Общества слепых, которые выявились во время  отчётов и выборов. Насколько характер завершившейся кампании согласуется с представлениями депутата Государственной Думы Российской Федерации о демократических принципах и разумной целесообразности?

— Конечно, не обошлось без незначительных шероховатостей, хотя и без серьёзных нарушений. В частности, возникали нарекания по проведению конференций в Ангарской, Ленинск-Кузнецкой и Стерлитамакской местных организациях. Впрочем, члены, соответственно, Иркутского, Кемеровского и Башкирского правлений приняли во внимание замечания контрольно-ревизионных комиссий и сделали надлежащие выводы. Понятно, как я уже говорил, что за всем этим стоит пресловутый человеческий фактор. Приходится постоянно учитывать определённые претензии отдельных любителей показной принципиальности, мечтающих  реализовать себя, став во главе зависимого электората и получив частичку власти. Раз уж захотелось «порезвиться на просторе», тогда давайте работать в рамках основополагающего законодательства РФ, Устава ВОС, которые прописывают деятельность нашего общественного объединения. К тому же Центральным правлением ВОС приняты положения о работе региональных и местных организаций, разработанные на базе Устава ВОС, а ещё существует специальная инструкция о выборах. Вот на основании этих важнейших документов, не только принятых очередным съездом Всероссийского общества слепых, но и одобренных Министерством юстиции, мы и обязаны работать. Увы, это устраивает далеко не всех. Если, учитывая статистические данные, попытаться проанализировать юридическую грамотность наших активистов, то оказывается, что не только в  глубинке, но и в крупных городах иногда незрячие, даже на  ответственных постах, невнимательно относятся к целевой документации, включая постановления ЦП ВОС. Этим пользуются некоторые мнимые «борцы за народные интересы». Они  ловко манипулируют волеизъявлением членов организации. К сожалению,  порой ответственное голосование идёт под откровенным давлением одного авторитетного, но недобросовестного или некомпетентного человека, который сначала обманывает собственных соратников, а затем старательно вводит в заблуждение вышестоящих коллег. Вполне возможно, такой самоуверенный деятель искренне заблуждается,  веря в жизнеспособность своих призрачных прожектов. В конечном итоге страдают непосредственно инвалиды по зрению, ему доверившиеся, ведь  эмоции  частенько провоцируют трудноразрешимые конфликты.

— Что лично Вам особенно запомнилось своей неординарностью?

— Чтобы лучше понять механизм пиар-технологий, для примера разберём, в общем-то, совершенно нетипичное стечение обстоятельств, взбудоражившее  Томск. Это необходимо, потому что было  активное и нередко предвзятое обсуждение в печатных изданиях и на радио, а ещё, разумеется, в мировой паутине.

— Действительно, скандал вышел громким. Что же там всё-таки произошло?

— Поначалу в городе всё шло обычным порядком: в назначенный час собрались члены ВОС с именными мандатами, были рассмотрены результаты деятельности прежнего председателя местной организации и членов бюро, отчиталась ревизионная комиссия, а затем, как положено,  состоялись выборы нового незрячего командира и его штаба на очередной пятилетний срок. Только вот кандидатуры представителей от Томска на аналогичный форум уровня субъекта федерации выдвигать не стали. Уже вступивший в права руководитель почему-то посчитал незаконным решение областного правления об избрании делегатов на конференцию от  местных организаций. Выходит, безответственный начальник, используя в корыстных целях соглашательскую позицию молчаливого большинства, в принципе пошёл на прямое нарушение статьи Устава, где ясно прописан уровень компетенции МО и названы решения, которые  на ней должны быть приняты. Там же обозначены неотъемлемые права вышестоящего правления.

— В чём смысл этого очень сомнительного деяния? Обозначьте, пожалуйста, скрытые мотивы происходившего. Нашим читателям, несомненно, пойдёт на пользу наглядный урок.

— Стоит ли пытаться понять стремления чужой гордыни? В общем-то, и не важно, какие соображения или вполне реальные побудительные причины двигали доморощенным реформатором. Во всяком случае, рассмотрение данного животрепещущего пункта повестки дня отложили до получения официального отклика на письменное обращение инициативной группы инвалидов по зрению. Оно было направлено прямо районному прокурору, который незамедлительно оформил строгое предписание. В нём утверждалось, что мы нарушаем законодательство Российской Федерации и собственный Устав, зарегистрированный  Минюстом.

— А имел ли он право указывать, какое количество делегатов от каждой местной организации мы должны избирать  на соответствующих конференциях?

— Вот именно, что нет! Однако, несмотря на явное превышение полномочий, мы подчинились указанию сверху и согласились с увеличением  численного состава народных избранников, конечно, оставив за собой право обратиться в генеральную прокуратуру, где оперативно отреагировали на нашу апелляцию. Было дано поручение областному прокурору разобраться в ситуации.  В итоге данное предписание было отозвано и сразу же инициировано внутреннее служебное расследование по поводу действий ответственного лица.

— Чувствуется, что данные перипетии затронули лично Вас. Так ли это?

— Вы правы. При освещении данных резонансных  событий в  средствах массовой информации местные журналисты неоднократно упоминали мою фамилию, в частности, некоторые из них утверждали, что  якобы я своим депутатским авторитетом пытался повлиять на исход конфронтации. Поверьте мне, если разбирательство касается чести мундира, прокурорские работники всегда чётко следуют букве закона, и только при  наличии нарушений делают очень  жёсткие выводы. Поймите правильно, подобные нелицеприятные решения никто не принимает с кондачка.

— Как такое вопиющее попрание документированных прав общественной организации вообще могло произойти в студенческой столице Сибири, когда на дворе уже давненько двадцать первый век? 

— Я не хочу обсуждать, а тем более оценивать  степень профессиональной компетенции ответственного стража закона районного масштаба, который, возможно, поддавшись эмоциональному воздействию местных ходатаев с дефектами зрения и не разобравшись в тонкостях проблемы, сам неосторожно перешёл границу дозволенного. Пусть это останется на его совести. Для нас главное, что  подтверждён неоспоримый факт, что мы действовали в рамках законодательства РФ и нашего Устава.

— Какие последствия имел описанный казус?

— Вскоре последовало указание президента ВОС, согласно которому  решение конференции Томской местной организации отменялось и предлагалось собрать её заново. Подготовку и проведение городского избирательного форума поручили председателю региональной организации, отстранив от этого процесса инициатора нашумевшего противостояния. Хотя я настаивал, чтобы повторные организационные хлопоты тоже возложили бы на плечи этого же руководителя, но меня не поддержали. В ходе плановых мероприятий выявился ряд значимых недостатков. Ранее на них просто не обращали должного  внимания, а зря. Скажем, обнаружилось игнорирование обязательного и регулярного оповещения членов ВОС, из-за чего многие из них оставались за бортом общественной жизни, да к тому же  имело место  беззастенчивое использование «мёртвых душ». Как бы то ни было, вторичное голосование состоялось по всем правилам. Бывший лидер сибиряков категорически отказался баллотироваться на общих основаниях. Это исключительно его личное дело, а новому председателю можно пожелать не делать ошибок предшественника.

— Какая региональная отчётно-выборная кампания получила самый впечатляющий отклик в СМИ? Что стало причиной этого?

— Пожалуй, конференция в Омске. Именно она особенно рьяно обсуждалась в интернетовском сообществе и вызвала информационную волну, так как на ней полномочный представитель президента ВОС по Сибирскому федеральному округу вынес на обсуждение инициативу некоторых местных активистов.

— В чём заключалась суть делегатских инициатив?  

— Видите ли, омские делегаты предложили рассмотреть ряд кандидатур популярных незрячих деятелей, которые могли бы стать претендентами на должность президента Всероссийского общества слепых. Соответственно, прозвучал ряд фамилий, а на рейтинговом голосовании большинство поддержало мою кандидатуру, хотя я нигде и никогда не высказывал желания занять данный ответственный пост!

— Как я понимаю, сибиряки выдвинули Вашу кандидатуру заочно? А удосужились ли хотя бы спросить разрешения на вовлечение Вас в акцию с непредсказуемыми последствиями, как принято в цивилизованном социуме?

— Разумеется, нет! Мне даже предварительно не сообщили об этом. Можно сказать, «без меня меня женили».

— Какой эффект возымели необдуманные рекомендации, которые даже не были согласованы с персоналиями голосования?

— Отвечу коротко — отрицательный.

— Уважаемый Владимир Сергеевич, что позволяет неунывающим маломобильным гражданам, включая  тотальников и слабовидящих, всё-таки выстоять наперекор недугам и превратностям судьбы?

— В самые напряжённые моменты истории россиян с дефектами зрения всегда спасала консолидация усилий, то есть наше непоколебимое единство. Сейчас не то время, когда можно размениваться на персональные амбиции. Очень плохо, если сугубо личное начинает превалировать  над общественным. Мы не должны вносить деструктивную составляющую в деятельность родной организации. Необходимо мыслить по-государственному. Соответственно, моя официальная позиция тверда и неизменна: на съезде в ноябре я буду однозначно поддерживать президента ВОС Александра Яковлевича Неумывакина! 

Окончание читайте в следующем номере.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

«Предстоит учиться мне в университете»

Наверняка, все те, кому посчастливилось хоть немного, но побыть студентом, вспоминают это время с неподдельным удовольствием и трепетом. Ведь это счастливые годы экзаменационных волнений и совместных подготовок к семинарам, весёлых студенческих праздников и уютных библиотечных вечеров, увлекательных турпоходов и азартных спартакиад. Есть ли здесь место каким-либо ограничениям? Кажется, и нет вовсе. Но на самом деле перед абитуриентом с нарушениями здоровья всегда встаёт ряд сложных вопросов: как правильно выбрать специальность, которая не только кажется интересной, но и позволит в  дальнейшем без проблем трудоустроиться;  каким образом организовать учебный процесс так, чтобы и новоиспечённому студенту, и его преподавателям было удобно и комфортно заниматься? Кроме того, не следует забывать о коммуникативных проблемах и межличностных отношениях, ведь многие молодые люди, волей судьбы оказавшиеся в одной аудитории с человеком, имеющим ограничения по здоровью, может быть,  и хотят, но не знают, как правильно помочь ему начать общение или завязать дружбу. Так или иначе, но проблем сложных и не очень бывает не так уж и мало, а неоценимую поддержку делом и словом в этом случае может оказать, в первую очередь, тот, кто сам прошёл подобный путь студенчества.

С прошлого года во Владимирском Государственном университете им. А.Г. и Н.Г. Столетовых на кафедре психологии личности и специальной педагогики к интереснейшему процессу получения специальности приступила необычная группа незрячих и слабовидящих студентов. Случилось это по инициативе и при активном участии Анны Владимировны Мещеряковой, которая сама, имея ограничения по зрению, защитила кандидатскую диссертацию и стала преподавателем филологического факультета. Вот что она рассказала:

«В нашем университете достаточно давно существовала практика обучения  глухих студентов, им хорошо даются технические дисциплины, такие как автоматизация технологических процессов или информационные технологии. Принимая решение о возможности обучения незрячих людей, мы тоже хотели  создать отдельную группу на кафедре  психологии личности и специальной педагогики, преподаватели и студенты которой проводили исследования в этой области. Но в связи с политикой Министерства образования и науки, которая направлена на внедрение инклюзивного образования в вузах, отдельную группу создать нам не позволили. В итоге мы остановились на смешанной форме обучения, при которой семь незрячих студентов стали частью общеобразовательной группы, но некоторые дисциплины, требующие индивидуального подхода, им преподают отдельно. Так, на занятиях по английскому языку педагог делает акцент на аудирование, восприятие и понимание иностранной речи на слух, а вместо физической культуры для них введены две дисциплины: «Основы пространственного ориентирования» и «Основы тифлоинформатики». И то, и другое чрезвычайно важно для людей с нарушениями зрения. В рамках предмета «Основы тифлоинформатики» студенты учатся пользоваться специальными программами экранного доступа, помогающими незрячим и слабовидящим людям работать на компьютере. Безусловно, в школе ребята занимались информационными технологиями, но, во-первых, это было в объёме, предусмотренном программой среднего учебного заведения, а во-вторых, в университете  следует делать акцент на получение навыков, необходимых в профессиональной деятельности:  оформление научных работ, создание таблиц, использование баз данных и  ресурсов электронных библиотек. Задача курса «Основы  пространственного ориентирования» — научить незрячих и слабовидящих студентов самостоятельно передвигаться не только внутри университета, но и освоить городские маршруты до социально значимых объектов. В этом ребятам помогаю я, поскольку у меня есть и личный опыт передвижения по городу, и соответствующая теоретическая подготовка. Кроме того, на кафедре создан волонтёрский студенческий отряд, члены которого оказывают незрячим ребятам разного рода помощь. Весь первый семестр, пока они не сдали зачёт по ориентировке, волонтёры провожали их в университет, сопровождали по учебным корпусам, после занятий помогали добраться до магазина и сделать покупки. У одной из наших незрячих студенток очень сильно снизился гемоглобин, так что  ей было необходимо ежедневно в течение двух недель проходить лечение в поликлинике, и девочка-волонтёр все 14 дней помогала ей в этом.

У волонтёрского отряда есть символическое название  «КРОТ». Во-первых, это связано с незрячими студентами, ради которых и был создан отряд, во-вторых, с попыткой волонтёров поставить себя на место человека без зрения и научиться воспринимать мир невизуальными средствами, в-третьих, «КРОТ» — это аббревиатура, которая расшифровывается как «коррекционно-реабилитационный отряд». Поддержка, которую «кротовцы» оказывают своим подопечным, очень разнообразна: сопровождение, помощь в приобретении не только продуктов питания, но и обуви, одежды, в оформлении документов, отправке писем домой, в подборе материалов к занятиям, организации совместных мероприятий. Разумеется, между незрячими студентами и их помощниками устанавливаются хорошие дружеские отношения. Вместе они готовят и проводят тренинги, ролевые игры, экскурсии по городу. Например,  для Областного молодёжного форума «Доступная среда — открытый мир», организованного ВОС,  был подготовлен совместный форум-спектакль, посвящённый проблемам образования инвалидов по зрению; в марте инклюзивная команда «КРОТ» принимала участие в конкурсе студенческих научных проектов «Единство» в МГТУ имени Н.Э. Баумана; в апреле была проведена деловая экономическая игра «Затерянный остров». А к Шекспировскому юбилею волонтёры решили сделать своим подопечным и членам местной организации ВОС подарок — подготовить тифлокомментарий к фильму «Укрощение строптивой». Работа шла в течение полутора месяцев:  под моим руководством «кротовцы» составляли тифлокомментарий, начитывали его, а с монтажом помогал мой муж Алексей Степанов, незрячий музыкант и звукорежиссёр.

Идея создания такого отряда появилась не сразу. Первые полтора месяца я сама  сопровождала незрячих студентов. Это было непросто, но очень скоро студенты моей кафедры  сами стали предлагать помощь, так что было решено создать специальный отряд. Разумеется, не все учащиеся сразу вступили в него. Многие из них не были готовы к появлению в группе незрячих студентов, но мы постоянно курировали общение внутри студенческого коллектива, обращали внимание на то, как постепенно,  в течение двух-трёх месяцев,  группа стала объединённой, дружной, и на Дне посвящения в студенты это был уже единый  коллектив.

Взаимопомощь и хорошие отношения между учащимися очень важны, ведь они приезжают из разных городов, и первое время каждому из них сложно привыкнуть к новому месту и режиму работы. Приглашая незрячих абитуриентов, мы делали рассылку по школам-интернатам и публиковали информацию в журналах «Школьный вестник» и «Наша жизнь», так что на вступительные экзамены к нам приехали выпускники школ  из Ставропольского края, Мордовии, Северной Осетии, Владимирской области. Они были зачислены в университет  по результатам ЕГЭ или после прохождения вступительных испытаний по биологии, русскому языку и математике. Большинство абитуриентов решили сдавать вступительные экзамены, в том числе и письменные, проверять которые помогал тифлопереводчик. На очную форму обучения с использованием дистанционных технологий в прошлом году поступила и незрячая девочка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Она живёт в Коврове, так что проводить вступительные испытания приёмная комиссия выезжала туда. Сейчас она успешно окончила первый курс, и её одногруппники, да и ребята из волонтёрского отряда, очень хотят навестить её в Коврове, познакомиться лично.

 Конечно, всем вчерашним школьникам начинать учебный процесс в вузе непросто, а у  незрячих ребят возникают дополнительные   сложности. В первую очередь, они касаются ориентировки в пространстве и работы на персональном компьютере. Большинство на сегодняшний момент справилось с ними. Лекции наши незрячие студенты записывают по Брайлю или на диктофон, а материалы, необходимые им для работы на семинарах, мы по требованию  готовим в виде электронного документа, аудиофайла или напечатанным по Брайлю.  С набором текстов есть трудности: пока ещё не все наработали хорошую скорость печати, необходимую для конспектирования или выполнения письменных заданий. Рефераты и курсовые работы ребята должны сдавать в письменном виде, оформляя их в соответствии с государственными стандартами. Первую курсовую работу они сдавали по Брайлю, потому что в самом начале учебного года у них не было навыков работы с текстовым редактором, а вторую выполняли при помощи компьютера и распечатывали  на обычном принтере. У каждого студента есть свой ноутбук, хотя в любое время они могут прийти в специально оборудованный кабинет и поработать на компьютерах с речевым доступом. Что касается проживания, то все, кроме студента из Владимира и девочки, обучающейся дистанционно, живут в общежитии. Их блок с туалетом и душевой комнатой располагается в крыле, где обычно проживают преподаватели и гости университета, но в данный момент идёт ремонт другого крыла общежития, которое будет предназначено только для незрячих и слабовидящих студентов. Это помещение оборудуют согласно требованиям программы «Доступная среда» так, чтобы им было максимально удобно передвигаться и  решать бытовые вопросы. Мы надеемся, что в начале осени наши незрячие  второкурсники переселятся в новые комнаты. А тех, кто  в данный момент выбирает учебное заведение для продолжения образования, приглашаем на кафедру психологии личности и специальной педагогики Владимирского Государственного университета. По всем вопросам, касающимся поступления и дальнейшего обучения незрячих людей, можно обращаться непосредственно ко мне  по телефону: 8 (904) 038-00-83. Можно также  писать на электронный адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Рады будем видеть вас в нашем университете».

Елена Федосеева

 Доступная среда

Света белого не видят?

«Слепой», «незрячий», «слабовидящий» — все эти прилагательные мы привыкли употреблять по отношению к человеку. Но, как оказалось, среди представителей животного мира тоже немало «инвалидов по зрению». Первое, что приходит на ум — это крот и летучая мышь. Но действительно ли они слепы? Или это всего лишь стереотип? Кого из представителей фауны по праву можно считать незрячими, а о каких особенностях зрения окружающих нас животных мы и не догадывались? Попробуем разобраться.

Луч  в тёмном царстве

Некоторые считают, что у кротов вообще нет глаз. Логика предельно проста: в темноте под землёй от них мало толку. Да и на вытянутой мордочке ничего, кроме носа, не видно. И всё-таки глаза у них есть, но во избежание постоянного засорения землёй глазные яблоки, как и ушные раковины, плотно «зашторены» шерстью и тонкой просвечивающей кожей. У некоторых видов кротов веки сросшиеся, но, несмотря на это, зверьки  способны различать свет и тьму. Вопреки распространённому мнению большинство «плюшевых шахтёров» обладает зрением, пусть и очень слабым. Будучи близорукими, кроты не видят ничего дальше своего носа: радиус обзора составляет всего один-два метра. Глаза позволяют им фиксировать крупные объекты и улавливать их движение, а вот мелкие статичные предметы остаются вне поля их зрения. Учёные также допускают, что кроты способны различать основные цвета. Острейшее обоняние и не менее развитое осязание с лихвой компенсируют им зрительную функцию. Благодаря уникальному строению внутреннего уха эти зверьки очень восприимчивы к низкочастотным колебаниям, поэтому могут почувствовать приближение землетрясений. Справедливости ради нужно сказать, что «тотальники» среди них всё же есть, например, у австралийского сумчатого крота отсутствует зрительный нерв. Официально же «слепым кротом» называют самого маленького представителя семейства, длина тела которого не превышает 12 см, а масса — 30 г.

Вот уж кто действительно слеп, так это ещё один подземный обитатель, чьё название говорит само за себя. Слепыш — единственный действительно незрячий представитель грызунов, обладающий великолепным обонянием и отменным слухом. На поверхность этот симпатичный зверёк в мягкой светло-серой шубке выбирается крайне редко, но даже если вам удастся его поймать, не пытайтесь заглянуть ему в глаза: если они у слепыша и есть, то надёжно спрятаны под толстой  складкой кожи. Подобные образования защищают рот и нос грызуна от попадания в них земли и чужеродных предметов. Как и крот, слепыш лишён ушных раковин, но это ничуть не мешает ему ловко ориентироваться в подземном царстве. В проделках этого проказника по незнанию часто обвиняют ни в чём неповинного крота, между прочим, хищника по природе. Слепыши обожают лакомиться луковичными растениями, так что если обнаружите на грядках недостачу, знайте, чьих лап это дело! Ареал их обитания — степные и лесостепные зоны. Особенно густо незрячие грызуны населяют Воронежскую, Курскую и Ростовскую области, а в Дагестане обитает самый крупный представитель этого семейства.

Но название, как и внешность, бывает обманчивым. Так, например, слепушонки — грызуны семейства хомяковых — вовсе не слепы, хотя подземный образ жизни, безусловно, накладывает свой отпечаток. Маленькие глазки, больше похожие на бусинки, придают их мордашкам милое подслеповатое выражение. Обоняние, осязание и слух у них развиты чрезвычайно остро — а как ещё выживешь в полной темноте? Хотя они более активны в светлое время суток. Слепушонки широко распространены на юге России, в Казахстане, а также средней Азии.

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать о цокоре? Этому подземному грызуну до  «тотальника» тоже далековато, хотя обитает он исключительно под землёй и зрительной «привилегией» почти не пользуется. Как и все его собратья, цокор обладает изумительным слухом, позволяющим ему слышать всё происходящее на поверхности, в том числе человеческие шаги. Именно поэтому обнаружить его крайне трудно — при малейшей опасности шустрый садово-огородный «вредитель», питающийся клубнями и корневищами растений, прячется глубоко в норе. Покинуть безопасное убежище «махрового воришку» могут заставить только половодье или пахотные работы.  Цокор — азиатский житель, однако три вида цокориных обитают и в России, преимущественно на Алтае, в Томской и Новосибирской областях. Недавно блогер Александр Леснянский предложил сделать цокора брендом Забайкалья, разместив его изображение на официальной символике края, а также ежегодно отмечать День цокора по аналогии с американским Днём сурка.

Мир через калейдоскоп

Глядя на стройные, уверенно марширующие шеренги муравьёв, трудно поверить, что большинство из миллиона видов этих трудяг близоруки, а некоторые и вовсе слепы. И даже,  несмотря на это, в их обществе царит строгая иерархия, а в муравейнике всё и всегда разложено по полочкам. У тех из них, кому посчастливилось видеть этот мир, по бокам головы расположены два сложных глаза, образованных фасетками — микроскопическими трубочками, способными воспринимать только одну точку, а все вместе они, подобно калейдоскопу, составляют целостное изображение. Так устроены органы зрения всех насекомых, однако количество фасеток в одном глазу даже у представителей одного семейства варьируется от нескольких до тысяч штук. У некоторых видов муравьёв на темени находятся ещё и три простых глазка, которые, очевидно, увеличивают их зрительный обзор. Другие же виды лишены не только глаз, но и самих глазных ямок. Как правило, их представители обитают в почве и перемещаются по проложенным ими подземным тоннелям. Общаются крошечные «геркулесы» посредством звуков, которые издают, щёлкая суставами, смыкая челюсти и потирая лапки друг о друга. Слепые муравьи, в основном, распространены в Южной и Центральной Америке. К ним, например, относятся бродячие эцитоны, известные невероятной прожорливостью и безжалостностью. Своим появлением они повергают местное население в панику, а иногда даже и бегство. Кстати, боязнь муравьёв называется мирмекофобией. От одного слова мурашки по коже…

А есть ли среди вас арахнофобы? Это боязнь пауков. Они, действительно, не самые приятные существа на свете. Но будем снисходительны, ведь среди них тоже встречаются «инвалиды по зрению». Вообще, у этих членистоногих, как правило, от 4 до 16 глаз, правда, главной традиционно остаётся всего одна пара, причём эти глаза всегда тёмные, остальные, побочные, расположены на головогруди и напоминают крохотные зеркальца. Зрение некоторых пауков практически не уступает человеческому, а вот кругопряд, например, по нашим меркам — слабовидящий. Первый слепой паук был найден на Гавайских островах ещё в 1973 году. Как ни странно, относится он к роду большеглазых пауков, однако в пещерах, где он обитает, зрение не играет никакой роли, поэтому со временем глаза у него попросту перестали прорезаться. В 2012 году в лаосских пещерах немецкий учёный Питер Ягер обнаружил ещё один вид незрячих пауков, на сей раз ядовитых. Однако в этом случае объяснить слепоту «членистоногих охотников» их пещерным образом жизни не удалось, так как со слепым соседствовали ещё 9 видов совершенно зрячих пауков того же рода. Обитают слепые пауки и в бразильских пещерах. Последний из открытых видов, принадлежащих к отряду сенокосцев, был гордо назван Голлумом в честь одного из ключевых персонажей  Толкиена. Этот паучок предпочитает влажную атмосферу и, скорее всего, никогда не покидает пещер.

Термодетекторы вместо зрения

Как известно, земляные черви, распространённые по всему земному шару, кроме Антарктиды, не имеют глаз. Однако учёные из Мичиганского университета заметили, что иногда они как будто сторонятся яркого освещения, в особенности ультрафиолета. Выяснилось, что нервные клетки, которыми пронизана их кожа, преобразуют свет в электрические импульсы, что и заставляет червей прятаться от смертельного для них излучения. Авторы исследований уверены, что им удалось обнаружить первичные «кирпичики», из которых впоследствии сложилась зрительная система всех живых существ.

Возможно, вы не раз слышали, что змеи слепы по отношению к неподвижным объектам. Большинство ползучих гадов «одарено» инфракрасными рецепторами и термодетекторами, благодаря которым рептилии могут охотиться даже в кромешной темноте. Интересно, какими же неординарными способностями природа наградила незрячих змей? Не удивляйтесь — есть и такие. Они, как вы уже, наверное, догадались, обитают в почве, поэтому их нередко путают с обыкновенными червями, правда, несколько крупными. На самом деле, различить их достаточно просто, ведь у этих пресмыкающихся отсутствуют характерные для червей сегменты. Одна из  малоизвестных представительниц — ближневосточная остроносая слепозмейка, широко распространённая в Израиле, Сирии и Иордании. Полуслепая рептилия без труда ориентируется под землёй при помощи кожи, которая реагирует на химический состав почвы, а прорывать длинные тоннели ей помогают специальные щитки, плотно покрывающие всю голову.

К этому же отряду относятся и браминские слепуны, заполонившие большинство тропических и субтропических стран, в особенности Таиланд и Мадагаскар. Их рудиментарные глаза представляют собой пару небольших точек, покрытых полупрозрачной сеткой-щитком. Они не видят изображения, но на интенсивность света всё же реагируют. Кроме того, у браминских слепунов прекрасно развито обоняние, что позволяет им лакомиться не только червями и мелкими насекомыми, но и яйцами термитов. Эти змейки не любят находиться на солнце и всегда стараются спрятаться в земле или гниющей древесине. Часто их можно обнаружить в горшках с растениями, отсюда и второе, поэтическое, название — цветочная змея. Ввиду небольших размеров и неядовитости этих рептилий экспортируют в другие страны. Японцы успешно вывели их в лабораторных условиях, а тайцы искренне верят, что они привлекают в дом финансовое благополучие. Правда, согласно поверью, высушенную змею нужно хранить в коробке с бумагами. Думаю, немногие русские даже ради денег на такое пойдут!

Потомки древних браминов — гавайские коронохвосты, утратившие не только зрение, но и сами глаза, от которых не осталось и следа. Необычное название змея получила из-за расположенных на кончике хвоста зубцов, весьма отдалённо напоминающих корону. На самом же деле, это образование служит рептилии как средство опоры для перемещения в изобилующей корнями лесной почве. Голова коронохвоста покрыта толстым роговым панцирем, с помощью которого змея прорывает подземные ходы. В отличие от своих примитивных предков, эта «царская особа» достигает метра в длину и 6 см в толщину. Ещё бы, ведь как таковых конкурентов в процессе эволюции у неё не было. Несмотря на то, что коронохвост считается самым крупным роющим существом на Гавайских островах и при этом обладает очень сильной мускулатурой, на поверхности земли он становится совершенно беспомощным и стремится как можно скорее снова «вбуравиться» поглубже. Острое обоняние помогает рептилии с лёгкостью отыскивать добычу, среди которой — местные грызуны, в том числе гавайские ложные слепыши.

Ещё одна столь же крупная рептилия — центрально-африканская пещерница. Как можно догадаться из названия, эта змея почти никогда не покидает своё подземное укрытие, однако её рудиментарные глаза всё-таки способны различать свет и тьму. Стройное тело  свободно и практически бесшумно проскальзывает даже в очень узкие ходы. Ориентироваться в темноте  помогают крупные ноздри, с помощью которых рептилия анализирует потоки воздуха и улавливает специфические запахи. Кроме того, она обладает рядом удивительных способностей: например, по вибрации почвы змея распознаёт приближение потенциальной жертвы или, напротив, опасности. Прикладывая нижнюю челюсть к земле, пещерница очень явственно ощущает малейшее движение живности. Определив скорость и направление движения добычи, хищница мгновенно свивается спиралью и намертво смыкает вокруг неё свои многочисленные кольца. Несмотря на то, что в основном змея питается насекомыми, хитин в её организме не переваривается, поэтому время от времени ей приходится выплёвывать его кусочки. Словом, щёлкает насекомых как орешки!

Инфразвук под ногами

Что ж, загостились мы в подземном царстве, пожалуй, пора и на свет Божий выбираться, где нас уже поджидают две «монументальные фигуры» слона и носорога, и оба они, увы, не могут похвастаться зоркостью. Слон, к примеру, не способен рассмотреть объекты, находящиеся дальше 20 метров от него, поэтому, передвигаясь по незнакомой местности, он сначала ощупывает землю пальцами и, только убедившись в безопасности, наступает всей стопой. Кроме того, у слона при себе всегда «живая трость» в виде хобота — вот уж точно никогда не забудешь дома. С его помощью великаны обнюхивают и ощупывают предметы, пьют воду, берут пищу и общаются друг с другом. По сути, хобот — это сросшиеся нос и верхняя губа, оснащённые десятками тысяч мышц, поэтому слонёнку требуется около полугода, чтобы овладеть им в совершенстве. До этого малышу приходится сосать молоко и пить воду ртом. Интересно, что беременность у слонов длится около двух лет, а новорождённый сразу же может стоять на стройных, как столбы, ножках. Однако в это время он ещё слеп, поэтому неумело держится за маму хоботком. В хоботе взрослого слона помещается до 7,5 литров жидкости. Чтобы утолить жажду, животное, как из шланга, льёт воду прямо себе в горло. В носоглотке великана есть особый резервуар, в котором, на всякий случай, хранится живительная влага, так что в случае изнуряющей жары и отсутствия по близости водоёма слон выкачивает её оттуда хоботом и принимает душ. Кстати, эти гиганты не только умеют, но и любят плавать. А вот прыгать слонам не дано, и слава Богу!

Слабое зрение им компенсируют чрезвычайно сильно развитые обоняние и слух, в разы превосходящие человеческие. Слоны улавливают запахи на расстоянии нескольких километров, по ним же они определяют свояков и чужаков. Как показали научные эксперименты, их слух восприимчив к инфразвуку, благодаря чему они могут предсказывать надвигающиеся бури, ураганы, цунами и землетрясения, а также общаться со своими сородичами на дальних расстояниях. Низкочастотные колебания слоны воспроизводят посредством небольшой впадинки около основания языка. За счёт большой поверхности соприкосновения с землёй инфразвук они не только слышат, но и ощущают ногами. В дикой природе продолжительность жизни слонов, как правило, достигает 70 лет. В Таиланде, где они являются священными животными, ежегодно 13 марта проходит День слона, аналогичный праздник мирового масштаба отмечается 30 ноября.

Носороги также близоруки. На расстоянии в полсотни метров они едва отличат ствол дерева от человека. Спастись от надвигающегося на вас разъярённого животного можно, просто резко отступив в сторону. Вес носорога достигает 4 тонны, поэтому по инерции он просто пробежит мимо. Хотя бегают они очень проворно, развивая скорость до 40 км в час и без труда преодолевая даже горные склоны. Ведущую роль в распознавании внешнего мира играет их острое обоняние: на открытом пространстве мать разыскивает потерявшегося детёныша не с помощью зрения или слуха, а по запаху его следов. У разных видов носорогов количество рогов варьируется. Так, например, у индийского — всего один, у суматранского — два, а у некоторых особей чёрного носорога — от 3 до 5. Их длина также колеблется от 15 до 100 с лишним сантиметров. Назначение этих выростов доподлинно неизвестно. Учёные полагают, что они служат животным в качестве оружия и, как ни странно, украшения. Как и слоны, носороги любят поваляться в грязи, защищающей их от палящего солнца и паразитов. За день они съедают почти полцентнера  листьев и плодов молодых деревьев. В дикой природе доживают до 40 лет.

Феномен эхолокации

Ненадолго вернёмся в родные края. Здесь почти на каждом дачном участке  или в деревенской усадьбе живут милые, но такие неприступные ёжики. Считается, что будучи близорукими они всё-таки способны различать некоторые цвета. Ежата прозревают только на 16 день после рождения, зато мягкие иголочки начинают пробиваться уже через несколько часов. Вскоре они твердеют и превращаются в надёжную защиту. В течение года треть «кольчуги»  обновляется: старые «колючки» ёж сбрасывает, а новые отрастают за год-полтора. Нос у него всегда влажный, ведь чем влажнее воздух, тем лучше распространяются в нём запахи, благодаря чему ёж может почувствовать жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А ещё он удивительно устойчив к различным ядам, в том числе яду гадюки и мышьяку. Активны ежи в основном ночью, хотя и в сумерках не слишком-то желают попадаться кому-либо на глаза. Известно 19 видов ежей, 4 из которых распространены на территории СНГ. Есть, оказывается, и безыглые, то есть волосатые или крысиные ежи, распространённые в Китае. И всё-таки наш обыкновенный ёжик куда симпатичнее!

А как вы представляете себе птицу с аппетитным названием киви? Наверное, такой же миниатюрной, как и сочный тропический фрукт? Однако внешне она очень похожа на привычную нам курицу — этакий клубок перьев на мощных когтистых лапах, практически лишённый крыльев и хвоста. Летать киви не умеет, зато бегает довольно шустро, даже несмотря на слабое зрение. Ноздри, расположенные на конце клюва, наделяют новозеландку феноменальным обонянием. Киви — приверженка ночного образа жизни: застенчивая днём, с наступлением темноты  превращается в агрессивного охотника, оглашающего всю округу победным кличем. Киви относится к эндемикам — животным, чей ареал обитания ограничен определённой территорией, и является неофициальным символом Новой Зеландии. Её изображение красуется на местных почтовых марках, монетах и т.д. К сожалению, только 4 из 6 существующих видов занесены в Красную книгу — уж больно много желающих полакомиться её уникальным мясом. Особую опасность представляют завезённые сюда людьми кошки, собаки, лисы и ласки, в связи с чем птиц отлавливают и размещают в многочисленных национальных парках страны, где пернатые находятся под надёжной охраной. Природа наделила киви сильным иммунитетом и хорошей выносливостью, поэтому средняя продолжительность их жизни составляет 20 — 30 лет, а некоторые особи способны прожить вдвое дольше.

Летучие мыши, как оказалось, не так уж и слепы. По сравнению с другими хищниками, их зрение, может, и считается плохим, но маленькие глазки даны им отнюдь не для красоты. Согласно выводам учёных, большинство видов рукокрылых, ведущих ночной образ жизни, обладает чёрно-белым зрением, однако, охотясь на насекомых, они руководствуются исключительно слухом. Это предположение подтверждает стремительность и невероятная манёвренность их полёта — ни одни глаза просто не успевают следить за столь ловкими пируэтами. Не секрет, что для навигации летучие мыши используют  эхолокацию — феномен, открытый лишь в 1938 году. Благодаря ультразвуку, отражающемуся от предметов, они не только безошибочно определяют их местоположение, но и с высокой точностью рассчитывают расстояние до них. С помощью «слухового зрения» летучая мышь легко распознаёт даже скорость движения своей добычи. Этот пугающий своим видом зверёк посылает в пространство до 250 сигналов в секунду, мощность которых иногда достигает 145 децибел, что сопоставимо с силой звука реактивного самолёта. В последнее время некоторые незрячие стали заявлять, что также используют феномен эхолокации для ориентировки в пространстве. Поверить в это очень непросто, но лично мне довелось убедиться в том, что незрячий человек действительно слышит стоящие на тротуарах машины, растущие по обочинам деревья и даже бордюры, особенно высокие.

Думаете, на этом всё? Отнюдь. В следующий раз мы поговорим о завораживающем подводном мире, где обитают не менее удивительные и уникальные существа.

Анастасия Павлюченкова

КРУГОСВЕТКА

Три визита в Индию

Окончание. Начало читайте в №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

«Золотой треугольник»

 Наступивший седьмой день путешествия завершал наш первый визит в Индию. Утром в  половине восьмого группа пока ещё в полном составе собралась в автобусе. Вместе мы должны были доехать до железнодорожного вокзала Агры, откуда часть туристов отправлялась на поезде в городок Кхаджурахо осматривать всемирно известные храмы любви. Остальным предстояло завершить построение «золотого треугольника» в Дели.

Пока автобус кружит по улицам, пробираясь  к вокзалу, Санджив угощает всех традиционным агрским лакомством «Drypetha», что в приблизительном переводе означает «сухая тыква». Вручённые нам трюфелеобразные кусочки на вкус напоминают не успевшие сильно засохнуть цукаты. Готовится эта редко встречающаяся в других районах Индии сладость следующим образом: кусочки мякоти тыквы протыкают и замачивают в воде с лаймом. Выдержав какое-то время в этой жидкости, потом промывают и варят до прозрачности. Затем    опускают в сахарный сироп и вновь варят до загустения. По завершении варки оставшийся сироп сливают, а кусочки подсушивают. В прохладном месте это лакомство может храниться месяцами.

Пока мы, работая челюстями, слушали рецепт, автобус добрался до вокзала. Сопровождаемые Сандживом и нашими дружескими напутствиями попутчики покидают транспорт. В салоне нас остаётся шестеро.

Вскоре, снабдив отправляющихся на поезде в Кхаджурахо инструкциями и ценными рекомендациями, возвращается Санджив и  даёт команду водителю на выдвижение в сторону Дели. Агру и современную столицу Индии разделяют 220 км, а соединяет отличный скоростной автобан. Выбравшись на него, наш автобусик резво набирает скорость. На этой трассе водители могут не опасаться столкновения с вездесущими в Индии коровами. Дорожники каким-то образом сумели воспрепятствовать желанию священных животных выбраться на многополосную дорогу. Возможно, потому, что проезд по автобану платный, он не очень загружен транспортом, и мы, быстро преодолев около сотни километров, сворачиваем на менее пафосную дорогу. Она ведёт к городу Вриндаван, который для почитателей Кришны имеет значение, сравнимое по важности для христиан Вифлеема, а для мусульман — Мекки.

Этот небольшой город с населением около 57 тысяч человек ежегодно посещают более 500 тысяч паломников и туристов со всего мира. Влечёт их сюда желание побывать в тех местах, где пять тысяч лет назад провёл свои детские годы Кришна, воплотившийся здесь в образе сына обычного пастуха. Судя по рассказу Санджива, он был мальчиком хулиганистым. Например, он иногда забирался в кладовки соседей и, разбив горшки, забирал хранящиеся в них сыр и масло, чтобы затем раздать эти лакомства своим друзьям-обезьянам. Но любящие сорванца крестьяне прощали ему эти невинные шалости. Как и другие деревенские мальчишки, он помогал родителям в нелёгком сельском труде, ранним утром отправляясь на окрестные луга пасти телят. Иногда, отвлекаясь от трудов праведных, уединялся в соседнем лесочке с какой-нибудь юной пастушкой.

Время от времени эта идиллия нарушалась нападениями  страшных демонов, насланных на Кришну враждебными богами. Быстренько расправившись с ними, мальчик возвращался к обычным занятиям. Видя, что демоны не могут справиться с подростком, один из богов захотел кардинально решить проблему, вызвав локальное наводнение. Он обрушил на Вриндаван водяные потоки, но Кришна защитил город, вознеся на их пути высокий холм.

Так, чередуя труд пастуха, юношеские забавы и героические подвиги, Кришна жил в этом благословенном месте, пока ему не исполнилось 16 лет. А затем покинул Вриндаван и уже больше никогда не возвращался сюда. Но Санджив утверждает, что тут есть один нюанс. В физическом теле Кришна действительно не вернулся, но незримо он постоянно присутствует здесь.

Индийская пословица гласит: «В Вриндаван нельзя купить билет», что означает — далеко не каждый может попасть сюда. Прежде, совершая паломничество в Вриндаван, люди со всей Индии проходили тысячи километров пешком. Сегодня паломники могут воспользоваться современным транспортом, но прежде чем отправиться в путь, необходимо испросить разрешение у Кришны, то есть сходить в соответствующий храм и получить благословение от одного из его представителей  на Земле. Мы с Татьяной и наши спутницы заволновались, ведь никто из нас не испросил нужного разрешения, Санджив всех успокоил, заявив, что раз мы едем, то Кришна не против.

К одной из особенностей  Вриндавана можно отнести то, что почти все здания в городе являются либо храмами, либо гостиницами для паломников. На наш вопрос, где же проживают местные жители, Санджив отвечает, что в пригороде. Ещё он утверждает, что в городе и ближайших окрестностях около пяти тысяч храмов. Некоторые из них заброшены, и их развалины превратились в жилища многочисленных обезьян, в то же время постоянно возводятся новые.

В силу того, что время пребывания в Вриндаване у нас лимитировано несколькими часами, все храмы мы посетить не сможем, поэтому ограничимся только двумя. Покинув автобус на стоянке, мы по одной из улиц священного города направляемся к первому из них.

Под ногами вьётся узкая пешеходная дорожка. Брусчатка перемежается участками с открытым грунтом. Временами нависающие над дорогой ветви деревьев норовят сбить с меня бейсболку. Со всех сторон доносятся религиозные песнопения и веет ароматами благовоний. Периодически приятные запахи перемежаются зловониями сточных канав, в которых, что-то выискивая, увлечённо роются свиньи. В Индии очень часто прекрасное находится в непосредственном соприкосновении с безобразным.

Подойдя к гостеприимно распахнутым чугунным воротам, мы на минуту останавливаемся, чтобы оценить работу кузнецов. Руки скользят по нагретому солнцем металлу, нащупывая замысловатые завитки художественного литья. Наскоро обследовав ворота, мы вступаем на территорию храма Кришны-Баларамы. Это святилище не может похвастаться столетиями существования, но, тем не менее, оно является одним из самых посещаемых мест Вриндавана.

Храм открыли для паломников в 1975 году. Инициатором его создания был Бхактиведанта Свами Прабхупата — основатель международного общества сознания Кришны. Именно с лёгкой руки этого человека кришнаизм обрёл довольно широкое распространение на западе. В 1966 году в возрасте 69 лет он отправился в США нести священную мудрость Индии. Постепенно проповедуемая им религиозная традиция проникла в Европу, и многие из нас помнят, как в конце восьмидесятых на улицах советских городов внезапно появились наголо остриженные молодые люди в странных оранжевых балахонах, распевающие «Харе Кришна, харе Рама». Именно для его западных учеников и был построен задуманный им храм, чтобы, приехав сюда, они могли окунуться в атмосферу духовного мира, напитаться священной энергией и, вернувшись на родину, с новыми силами проповедовать религиозную традицию Кришны.

Для строительства выбрали место, где, по преданиям, тысячелетия назад братья Кришна и Баларама предавались детским играм и забавам. Именно отсюда начинается дорога для парикрамы — священного обхода Вриндавана. Пройдя по семикилометровому кругу, можно полностью стереть свою карму, то есть очиститься от грехов предыдущей жизни. Нам, к сожалению, этого сделать не удалось из-за недостатка времени, и все прегрешения предыдущих воплощений остались при нас. 

Прежде чем отправиться в храм, мы останавливаемся перед кружевным беломраморным самадхи — мавзолеем, в котором покоится тело Бхактиведанты. Согласно индийским погребальным обычаям тело умершего предаётся огню. Прах, собранный с погребального костра, развеивается над водами одной из священных рек, таких как Ганг или Джамна. Делается это для того, чтобы душа, покинувшая материальную оболочку, не тосковала по ней, а могла бы беспрепятственно переселиться в новое тело.

Но бывают исключения. Святые, ещё при жизни осознавшие свою духовную природу и не ощущающие привязанность к физическому телу, пропитываются духовной энергией, вследствие чего и их материальная оболочка одухотворяется. Поэтому тело такого человека не сжигают, а засыпают солью и после совершения определённых обрядов предают земле. Затем над местом погребения возводят самадхи.

Выслушав эту информацию, мы немного помолчали, почтив память Бхактиведанты, после чего Санджив предложил всем самостоятельно осмотреть храм и напоминающую сад территорию. Оставив обувь, мы с нашим верным Джавидом вошли под высокие своды.

Строение храма представляет собой галерею, опоясывающую внутренний квадратный дворик. Стены украшают фрески, изображающие различные сюжеты из жизни Кришны. На фресках он почему-то изображён с тёмно-голубой кожей. Возможно, таким образом художники хотели подчеркнуть, что Кришна был очень смугл, ведь само его имя переводится с санскрита как «тёмный». Почти на всех изображениях он держит в руках флейту, игрой на которой любил развлекать девушек-пастушек.

Воздух пропитан запахами благовоний. Джавид подводит нас к одному из алтарей. На нём установлены статуи Кришны и Баларамы. Кришна изготовлен из чёрного мрамора, а его брат — из белого. Статуи одеты в роскошные, богато украшенные наряды. Наши пальцы нащупывают на добротной ткани бусы, бисеринки, ленты. Поверх одежд спускаются гирлянды цветов. Горизонтальное основание также усыпано цветами.

На следующем алтаре Кришна находится в обществе прелестных пастушек. Одна из девушек держит в руках предмет, напоминающий по форме половинку огромной груши. На наш вопрос, что это, Джавид отвечает: «Ситар». Выясняется, что это индийский струнный музыкальный инструмент.

Осмотрев нижний этаж, мы подошли к лестнице, ведущей на второй. Джавид спросил, хотим ли мы туда подняться. Естественно, мы хотели. Миновав несколько лестничных пролётов, мы добрались до верхней площадки. У входа в неширокий коридорчик нас встретили двое служителей храма и, благословив, вручили каждому по бутончику жасмина. Вдыхая его аромат, мы вошли в коридор. 

Джавид поведал, что на полу через определённые промежутки, примерно равные длине шага, нарисовано по красивому  цветку, и посещающие храм паломники, ступая на каждый цветок, читают мантру: «Харе Кришна, Харе Рама». Они верят, что эта одна из главнейших мантр Индии способна очистить человека от грязи и даровать ему любовь к богу.

Мы, продвигаясь по коридору, также аккуратно наступали на каждое изображение, но времени на прочтение священных слов у нас уже не было. Вместо этого я тщательно отсчитывал пройденные цветы — на сто восьмом коридор закончился, и мы, завершив круг, оказались в том же месте, откуда начали флористический путь. Спустившись, мы направились к воротам.

Конечно же, за имеющееся в нашем распоряжении время было нереально обследовать всё обширное храмовое владение. Пока мы продвигались к выходу, Джавид рассказал, что, помимо непосредственно храма и мавзолея, в комплекс также входят гостиница для паломников и музей, открытый в бывших апартаментах Бхактиведанта Свами Прабхупата.

Отыскав Санджива и дождавшись наших спутниц, мы пешком направились к следующему храму. По дороге Санджив вновь рассказывал об особом отношении к этому городу индусов, исповедующих кришнаизм. Они считают, что люди, родившиеся во  Вриндаване, проходят своё последнее телесное воплощение. Их карма несёт совсем мелкие грехи, отработав которые, местные жители после смерти окончательно переселятся в духовный мир.

Также существует поверье, что даже если вы не родились здесь, но вам повезло испустить дух на этой священной земле, то вы  незамедлительно получите освобождение от дальнейших перевоплощений. Поэтому на улицах Вриндавана часто встречаются благостные старички и старушки, съехавшиеся со всей Индии.

Помимо престарелых кришнаитов, на улицах города часто встречаются женщины в белых сари. Это вдовы, которые находят утешение в служении Кришне. Живут они в особых вдовьих домах, построенных на деньги богатых верующих. Для них существует определённый храм, в котором два раза в день тысячи вдов собираются, чтобы петь духовные песни.

Слушая Санджива и доносящиеся со всех сторон напевы, мы незаметно дошли до Прем Мандир — Храма Чистой Любви. Это совсем юное культовое сооружение. В 2012 красивое, величественное здание храма, выстроенное из итальянского белого мрамора, впервые распахнуло  двери для прихожан. Пройдя мимо скульптурных композиций, на которых Кришна, весело танцуя, расправлялся с демонами, представленными в виде многоголовых змеев и страшных чудовищ, мы вошли внутрь. Обширный зал плотно заполнен людьми. Приходилось прилагать некоторые усилия, чтобы, никого не потревожив, пройти в глубь помещения.

С одной стороны раздавались ритмичные удары барабана, бряцали бубны и другие ударные инструменты. Приятный мужской голос пел что-то кришнаитское. Помимо музыкальных инструментов, ему аккомпанировали звенящие браслеты танцующей девушки. Великолепная акустика зала придавала звукам объём и насыщенность. Немного послушав, мы, влекомые Джавидом, двинулись дальше и свернули в один из коридоров. Звуки музыки немного стихли, и мы услышали девичий голос, который спрашивал нас о чём-то по-английски. Оказалось, милая леди поинтересовалась, откуда мы приехали. Ответив, мы, в свою очередь, задали аналогичный вопрос. Девушка была из Америки, из Флориды. Недавно вышла замуж за индуса и вот уже месяц  вместе с ним путешествует, знакомясь с родиной мужа.

Немного поболтав, пожелали друг другу всего наилучшего и отправились дальше. Побродив по закоулкам храма, вышли к продавцу дисков с записями мантр и духовных песен. Как  ни странно, им оказался наш соотечественник. Мужчина монашествует при храме, и когда Татьяна, выбрав несколько дисков, по привычке попыталась торговаться, он сурово отрезал: «Я — монах, со мной торговаться нельзя».

Пока дражайшая супруга выясняла содержание и стоимость продукции, предлагаемой российским кришнаитом, я общался с другим представителем нашей страны, служащим при храме. Заслышав русскую речь, ко мне подошла милая пожилая дама и, сообщив: «То, что вы попали сюда, ваша большая удача», принялась рассказывать, какое святое место Вриндаван. Терпеливо выслушав уже знакомую информацию, я ответил, что для того, чтобы эта удача состоялась, пришлось приложить некоторые усилия и понести кое-какие материальные затраты. Между делом дама предложила купить у неё книжечку под названием «Я — хороший человек, почему я страдаю?» Отшутившись, что, наверное, потому и страдает, что хороший человек, и сославшись на невозможность прочесть плоскопечатный текст, отказался и постарался сменить тему разговора, поинтересовавшись, как зовут женщину, и спросив, откуда она приехала. Она назвала своё духовное имя — Иканта Бакси, что в переводе с санскрита означает «преданное служение». Во Вриндаван приехала 14 лет назад из Питера и возвращаться пока не собирается.

Как очень часто случается в разговорах со зрячими, незаметно вышли на наши проблемы со зрением. Бывшая петербурженка рассказала, что в окрестностях Вриндавана есть бесплатный госпиталь, специализирующийся на глазных заболеваниях, и мы при желании можем туда обратиться. Ответив, что в нашем случае врачи уже сделали всё, что могли, я поблагодарил её за заботу, и так как отведённое нам время подходило к концу, мы, тепло распрощавшись с новыми знакомыми, отправились к месту сбора группы. 

Пришло время покидать Вриндаван, но перед тем как пойти к автобусу, мы поинтересовались у Санджива, нельзя ли где-нибудь поблизости купить фруктов. Ведь уже грядущей ночью нам предстояло отправиться домой. Конечно же, хотелось прихватить с собой немного экзотических плодов. Гид заверил, что как раз по дороге к стоянке мы будем проходить мимо небольшого рынка. Действительно, вскоре мы подошли к торговым рядам. Особой экзотики на прилавках не наблюдалось, и мы, купив несколько манго и пару ананасов, уже собирались уходить, когда Таня нащупала, как ей показалось, необычно крупные мандарины. Джавид сказал, что это золотые апельсины и не рекомендовал нам их брать, так как, по его мнению, они невкусные. Но мы всё же решили купить килограмм. Впоследствии оказалось, что, несмотря на грубоватую клетчатку, вкус золотых апельсинов весьма неплох.

Нагруженные фруктами и впечатлениями, мы поднялись в салон автобуса, и он, весело заурчав, лихо порулил к выезду из города, в котором, если верить одной из индийских поговорок, родиться даже простой собакой большая удача.

Однако едва мы выехали на скоростную трассу, его лихость куда-то подевалась, и наш автобусик, резво возивший нас по не самому хорошему асфальту городов и терпеливо пробиравшийся, подпрыгивая и переваливаясь на кочках, по просёлочным грунтовкам, на дороге с идеальным покрытием захандрил. Движение наше приобрело характер коротких перебежек.

Проехав с километр, водитель останавливался и бежал открывать крышку радиатора, из которого с громким шипением вырывался пар. Немного постояв, мы проезжали следующий этап, и процедура повторялась. Наконец, добравшись до ближайшего дорожного «кармана», мы свернули в него, и наш транспорт окончательно остановился. Как только мотор заглох, в салоне стала неуклонно подниматься температура. Буквально через пару минут запахло раскалённым металлом, и корпус начал потрескивать.

Мы дружно высыпали на улицу и спрятались в тени автобуса. Присев на корточки, я прислонился спиной к борту, заметив это, заботливый помощник водителя принёс мне какой-то ящик. Уютно устроившись на нём, я слушал, как мимо со свистом проносятся машины. Татьяна с нашими спутницами и Джавидом неподалёку что-то оживлённо обсуждали. Моё предложение уступить кому-нибудь из женщин сидячее место, было проигнорировано.

Время от времени от их группки доносился громкий смех. Причиной веселья служили то туристы, фотографирующие нас из проезжающих автобусов как какую-то местную диковинку, то неведомо как попавший на скоростную трассу скромный сельский трактор, лишённый кабины, водитель которого управлял своим «железным конём» и одновременно всем телом танцевал под звучащую из колонок громкую музыку.

Подошедший Санджив сообщил, что починить автобус на месте не удастся, но он связался с руководством, и примерно через час должен подъехать другой. Но вначале приехал на автомобиле, судя по описаниям спутниц, очень колоритный индус. Он был одет в полувоенную форму с множеством звёздочек, петлиц и шевронов. Голову украшала огромная зелёная чалма. Длинные торчащие в разные стороны усы и густая борода придавали ему слегка свирепый вид. Но заразительный весёлый смех развеивал это впечатление. Наши дамы, слегка заинтригованные, спросили у Санджива: «Это какой-то военный?» Оказалось, что к армии этот человек не имеет никакого отношения. Это представитель фирмы, предоставившей автобус. Что же касается формы, то это, как выразился Санджив, «китайский сувенир».

Вскоре подъехал сменный автобус, и после того, как был перегружен наш багаж, мы продолжили путь. Навёрстывая потерянное из-за поломки время, Санджив приступил к рассказу о последнем экскурсионном объекте, запланированном для посещения в этом туре.

Объектом этим предстояло стать храмовому комплексу Сваминараян Акшардхам, на территории которого находится самый большой индуистский храм в мире. Название комплекса переводится на русский как «обитель Бога», можно сказать, рай. В его состав, помимо храма, входят музей, культурный центр, водные каналы и несколько парков. Всё это и ещё многое другое разместилось на площади в 12 гектаров.

Строительство, в котором принимали участие семь тысяч мастеров, три тысячи строителей и неисчислимое количество добровольных бескорыстных помощников, продолжалось пять лет. И по его завершении в 2005 году перед глазами посетителей предстало сияющее на солнце  девятью золотыми куполами, украшенное 234-мя колоннами, двадцатью четырёхгранными башнями, двадцатью тысячами скульптурных композиций, изображающих сюжеты из индийской мифологии, здание храма. По его периметру расположились выполненные в натуральную величину 148 каменных слонов.

В высоту храм вознёсся на 42 метра, ширина его — 94, а длина — 106. При строительстве мастера придерживались канонов классической индийской архитектуры. Максимально старались избегать достижений современной цивилизации. Не применяли металлоконструкции, бетон использовали только при заливке фундамента. Со всего мира везли мрамор и гранит. Затем обработанные каменные блоки соединяли между собой посредством пазов. Отделочные работы велись только вручную. Внешние стены храма выстроены из розового песчаника, а внутренние — из белого мрамора. Розовый цвет в Индии символизирует любовь к Богу, белый же — абсолютную чистоту и мир.

Дальнейший путь проходил без приключений, и часа через полтора мы въехали в Дели. Мир за окнами наполнился городскими шумами и какофонией клаксонов. Влившийся в автомобильное «стадо» наш автобус, то замедляясь, то ускоряясь, продвигался к цели.

Санджив выдал последние инструкции. Он предложил оставить в салоне мобильники, камеры, фотоаппараты, сумки и даже флешки. Со всем этим проходить на территорию храмового комплекса запрещено. С собой можно взять только воду и купюры, поскольку мелочь зазвенит на металлодетекторе, и нас подвергнут серьёзному обыску. По той же причине мне Санджив порекомендовал оставить и брючный ремень.

Перед контролем разделяемся: мальчики — налево, девочки — направо. Несмотря на то, что на рамке ничего не зазвенело, меня всё равно тщательно ощупали от стоп до макушки. Вскоре подошли наши дамы, которых подвергли не менее основательному досмотру женщины-охранницы.

На подробное знакомство с комплексом нужно затратить не менее дня. У нас же в связи с задержкой в дороге осталось совсем немного времени. Так что мы, минуя  многочисленные сувенирные магазинчики, музей науки и культуры Индии, танцующие светомузыкальные фонтаны, направляемся непосредственно в храм.

По дороге Санджив рассказывает, что для заполнения расположенных на территории комплекса искусственных озёр и каналов воду доставили из 151 водоёма со всех концов Индии. Можно считать, что в стране, где с чистой водой существуют большие проблемы, это довольно щедрое пожертвование, а учитывая то, что по каналам комплекса посетители плавают на лодках, воды нужно было очень много.

У храма нас встречают каменные слоны. По мнению наших спутниц, изваяны они очень натуралистично и в динамике. Одни из них купаются в реке, другие заняты переноской брёвен. Миновав слонов, мы входим в храм. Над огромным залом, как каменное небо, раскинулся усыпанный беломраморными розетками то ли снежинок, то ли цветов, потолок. По этому вопросу мнение зрячего состава группы разделилось. Потолок поддерживает лес мраморных колонн. Подойдя к нескольким из них, мы на гладком мраморе находим рельефные изображения. Среди каких-то растений нащупываются изящные фигуры танцовщиц, аккомпанирующие им музыканты, вокруг них разгуливают пышнохвостые павлины.

В центре зала установлена скульптура Сваминараян. Это реально существовавший в XVIIIвеке человек, основатель одного из индуистских религиозных течений, объявленный святым и даже  очередным воплощением бога Кришны на Земле. Подойти к скульптуре вплотную нельзя, и мы затеребили Джавида. Он, как мог, описал композицию. Покрытая золотом фигура святого высотой примерно в 3,5 метра восседает в окружении последователей. Во лбу Сваминараяны красной звездой сверкает большой рубин. Наверное, из-за этого рубина и украшающих постамент драгоценных камней к скульптуре нельзя подходить.

К большому центральному залу примыкают несколько поменьше.  В них установлены скульптуры божественных супругов Радхи и Кришны, Шивы и Парвати, Ситы и Рамы. К ним, к сожалению, подойти также было нельзя. Стены залов блестели золотом и искрились драгоценными камнями.

Покидая храм, мы поинтересовались у наших спутниц их впечатлениями. Судя по восторженным отзывам, по красоте с Акшардхамом посоперничать может только Тадж-Махал. 

Когда мы подъехали к отелю, в котором нам предстояло скоротать несколько оставшихся до выезда в аэропорт часов, уже наступил вечер. Тепло распрощавшись с Сандживом, мы в сопровождении Джавида поднялись в номер. Заверив, что обязательно приедет, чтобы проводить нас до аэропорта, он уехал в студенческое общежитие.

За окончательной упаковкой багажа, принятием освежающего душа и заключительным чаепитием время пробежало незаметно. В полночь спустились в гостиничный холл. Там в ожидании трансфера уже собрались наши одногруппницы. Вошедший вскоре в двери отеля Джавид возвестил о его прибытии. По дороге в аэропорт я вслушивался в шум, казалось, вовсе не собирающегося спать Дели. Ловил изредка пробивающийся через кондиционер не сказать, чтобы приятный, но будоражащий  воображение коктейль его запахов.

В Делийский аэропорт можно войти, только предъявив билеты, поэтому мы, обняв напоследок Джавидушку, простились с ним у входа.   Потом в сопровождении вызванного охранниками сотрудника отправились на регистрацию и прохождение паспортного и прочих контролей.

В пятом часу утра наш самолёт оторвался от взлётной полосы, прочерченной по земле Индии, чтобы через шесть с небольшим часов приземлиться на очень похожей, но только прочерченной по российской земле.

Завершился наш первый визит в Индию, но душа, покорённая загадочным Индостаном, только с краешком которого мы познакомились, заставляла мозг напряжённо работать, выстраивая планы нового визита.

Татьяна и Андрей Усачёвы

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

Новый образ старого друга

О том, что я в очередной раз приглашён на Кубок «КИСИ» в Чистополь, сообщил мне Рифкат Гарайханович Гардиев ещё в начале весны. Долго руководство Татарской региональной организации ВОС не могло определиться с датой его проведения, но вот, к моему величайшему удовольствию, выяснилось, что это мероприятие пройдёт примерно в середине моего отпуска, и я смогу в очередной раз навестить гостеприимную чистопольскую землю.

Но цель моего рассказа не только, или, точнее сказать, не столько Кубок «КИСИ», как то, при чём мне волей случая пришлось присутствовать.

Сначала всё-таки об истории чистопольских кубков. С 2008 года Татарская РО ВОС по предложению председателя Чистопольской местной организации Рифката Гардиева решила проводить открытые соревнования среди команд интеллектуального современного искусства. И такие кубковые встречи проходят регулярно  раз в два года. Участвуют в этих играх знатоки со всего Татарстана, причём их количество постоянно растёт. В этом году на пятый Кубок приехали из одной только Казани 5 команд.

Состязания проходили в субботу, я же приехал накануне. Рифкат предупредил заранее, что скучать мне не придётся. Он пообещал, что в пятницу вечером мы будем присутствовать на открытии «Сквера любви и согласия».

Я предполагал, что Рифкат поприветствует тех, кто придёт на открытие, от имени своей местной организации, может быть, прочитает стихи, написанные по такому случаю, но всё оказалось не так просто.

Организаторами и мероприятия, и обустройства самого сквера стали работники ТООС – одного из территориальных отделов общественного самоуправления Чистополя. Парк находится почти на берегу Камы, на окраине города. На открытии было много детей. Пришли и городские чиновники. Были приглашены семейные пары-долгожители. Зрители тепло приветствовали пожилых супругов, которые отметили 60 лет совместной жизни.

Церемония открытия была недолгой, но содержательной. Торжественная часть перемежалась концертными выступлениями людей самого разного возраста — от детсадовцев до ветеранов-пенсионеров. А меня больше всего заинтересовал фигурный вальс, который исполнил дуэт — Рифкат Гардиев и Валентина Солдатова. Я не мог видеть, как они танцуют, но по реакции окружающих понял, что вальсировали они хорошо. Не прозвучало ни одного ехидного замечания, ни одной насмешки в адрес танцующих. Позже я узнал, что этому выступлению предшествовали многочасовые репетиции.

Я знаю Рифката с детства, не припомню, чтобы он любил просто танцевать, а уж тем более на сцене. Инициатором выступления была Валентина Георгиевна Солдатова — человек очень интересный и неординарный. В этом году она стала лауреатом премии «Филантроп» в номинации «Авторская песня». Дома Валентина Георгиевна оборудовала типографию, с помощью которой издаёт сборники стихов  местных авторов, активно «дружит» с Интернетом — выкладывает на Youtub свои материалы. С Рифкатом Гарайхановичем они знакомы уже несколько лет. Оба постоянно участвуют в городских мероприятиях, есть у них и совместные проекты. И вот — фигурный вальс. С ним они выступали на смотре ветеранов Чистополя и даже прошли на зональный межрайонный смотр.

Лет десять назад я уже писал о Рифкате, мне не хотелось бы повторяться, но я не устаю поражаться новым и всё более оригинальным проявлениям его индивидуальности. Ведь в школе я знал Рифката-отличника, никогда не проявлявшего себя как творческая личность, а теперь он и признанный поэт, и любитель зимних купаний в камской проруби, и завсегдатай голосовых чатов, и автор, иногда присылающий материалы в «Нашу жизнь» — правда, мне трудно припомнить, когда это было в последний раз. Вот теперь ещё и танцор! Да, я ещё забыл упомянуть, что он не только капитан команды «КИСИ», но и, как правило, тот, кто пишет для своей команды сценарии для «визиток».

Если же вернуться к Кубку «КИСИ», то всё прошло, как всегда это происходит в Чистополе, на хорошем организационном уровне. Удачно выступили корифеи — команда из Казани «Ума палата» заняла первое место, а хозяева — «Провинциалы» — третье. По-хорошему удивили дебютанты — команда «Умка» из Казани вклинилась между маститыми соперниками и стала второй. Кстати, в этом коллективе играла очень неординарный музыкант Наталья  Барскова, но о ней, надеюсь, гораздо интересней расскажут её земляки.

Остаётся надеяться и верить, что мой друг Рифкат Гарайханович Гардиев  откроет в себе ещё новые таланты, возможно, и нам всем стоит тоже поискать в себе что-то оригинальное, в чём бы мы смогли себя проявить.

Владимир Савенков