Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

31 января 2014

 

 

Слово «Подвиг» в толковых словарях определяется как самоотверженный поступок или важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях. На первый взгляд жизнь человека трудно назвать подвигом, это просто жизнь. И только потомки могут дать оценку этой жизни. Судьба удивительной незрячей женщины, талантливого скульптура Лины По один из примеров мужества, самоотверженности, несгибаемой воли и необыкновенной жажды жизни. Лина По – это сценический псевдоним. Настоящее имя - Полина Михайловна Горенштейн, родилась в 1899 г. в провинциальном городе Екатеринославле (современный Днепропетровск). Ее художественная натура проявлялась с детских лет - страстное желание танцевать, рисовать, лепить. В возрасте 14 лет она поступила в частное хореографическое училище К. И. Воронкова (К. И. Воронков – танцор и хореограф, участник первого русского сезона С. П. Дягилева) и одновременно посещала уроки рисования в студии скульптура - профессионала Ф. Шредера. В 1919 году она закончила студию балетного искусства по классу классического танца.

 

 

С этого времени началась ее профессиональная деятельность. Гастроли, работа в разных театрах в качестве балерины, хореографа. Много времени посвящала преподаванию. В 1921 году Лину направили в Москву для продолжения балетного образования, где она училась в Государственной балетной школе при Большом театре. Одновременно она пыталась заниматься в ВХУТЕМАС, на скульптурном отделении. Но совмещать два вида обучения было сложно, и Лина отдала предпочтение балету. Она думала посвятить танцам всю свою жизнь. Но судьба распорядилась по-другому. Первоначально заболевание туберкулезом не остановило ее творческих стремлений.

 

 

Затем - второй удар. В 1934 году она тяжело заболела энцефалитом. Последствия были необратимые – полная потеря зрения и частичный паралич конечностей. О карьере балерины можно было забыть. Но необычайное жизнелюбие, воля помогли Лине По справиться с бедой. Подвижность суставов была восстановлена, вернулась уверенность в завтрашнем дне. Ее нерастраченная страсть к танцу проявилась в новом творчестве – в скульптуре. Еще в больнице, пытаясь себя занять, она лепила фигурки из хлебного мякиша. Лечащий врач Д. А. Шамбуров принес пластилин и Лина кончиками пальцев создала свои первые произведения. Она воплощала в пластилине те образы, которые хорошо знала. Удивительно тонко передавала пластику человеческого тела в танцах. Первое время она выполняла работы только из пластилина, позже, овладев некоторыми навыками в работе, стала использовать в качестве материала глину и гипс. Высокую оценку работам Лины По давали скульптур С. Н. Коненков, художник М. В. Нестеров.

 

 

В 1936 году она познакомилась с Николаем Анатольевым - консультантом скульптурного управления Всероссийского кооператива художников. Впечатление от этой встрече Анатольев описывает так: «…Мы быстро, непринужденно разговорились. Она оказалась хорошим, умным, хорошо эрудированным собеседником. Во время разговора она показала мне ряд своих работ, которые восхитили меня своей грамотностью и законченностью». В 1937 году работы Лины По появились на скульптурной выставке в Московском музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Работы: «Пируэт», «Танцевальная сюита», «Танец с покрывалом» отмечали не только зрители, но и критики. Неуемной жажде творчества, стремлению к совершенству не могли помешать ни суровые материальные условия, ни периодические рецидивы болезни. В годы войны, в эвакуации в Уфе, Лина, не смотря на сильное истощение, находила в себе силы работать над серией скульптур, посвященной теме войны. Пять работ были представлены на выставке башкирских художников «За Родину».

 

 

Помимо творческой работы Лина, как все советские люди, помогала фронту - плела маскировочные сети для танков. В 1945 году указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня Лина По награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». Тяжкие испытания, выпавшие на долю Лины, не поколебали ее душевной чистоты, сердце ее не огрубело. Все, кто с ней были знакомы отмечали ее отзывчивость, желание помочь другому. Ее нравственная сила звучала во всех ее жизнеутверждающих произведениях. В 1946 году, в Москве состоялась ее персональная выставка. Много работ с выставки было приобретено Государственной закупочной комиссией и направлено в музеи СССР. Ее работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В последние годы жизни Лина По снова обращалась к теме танца, только теперь народного. Ее произведения полны радости, света. Они как призыв к будущим поколениям – любить жизнь, бороться за нее и никогда не сдаваться.

 

Пресс-служба ВОС

(по материалам Центрального музея ВОС им. Б. В. Зимина)