Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

СЛАВЯНСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

«Я дом свой средь ночи покинул»

В 5-м номере журнала «Наша жизнь» за 2014 год было опубликовано интервью внештатного корреспондента «НЖ» Анастасии Павлюченковой с молодым незрячим поэтом и прозаиком, создателем аудиожурнала «Мир творчества» Артёмом Аргуновым из Луганска. Это была интеллектуальная беседа на темы самореализации. Сегодня Анастасия вновь   на связи с Артёмом. В его родном  городе беда:  идёт война, которая рушит дома, убивает людей, заставляет многих  убегать подальше от этих мест. А что с Артёмом? Как он переживает эти страшные события? Живо ли его творчество?

— Артём, знаю, что твоя семья  в период интенсивного обстрела города покинула его. Расскажи, пожалуйста,  как это случилось?

 — В ночь с 20 на 21 июня  мы, мама, папа, я и сестра, уехали из военного Луганска к двоюродной тёте в Харьков — она нас давно звала. Когда в час ночи вышли из дома, стрельба попритихла, но начиналась гроза — сверкала молния, срывался дождик. К вокзалу мы мчались на двух такси по пустому ночному городу в практически незатихающих вспышках молний. Это было как в фильме ужасов! Хотя Луганская и Харьковская области соседние, поездом нам пришлось добираться 14 часов, потому что он дал огромный крюк: Донецк, Запорожье, Днепропетровск и только потом  Харьков. Там нас уже встречал дядя. Переночевали в городе, а утром отправились к родственникам на дачу, где вместо запланированных двух недель пробыли целых три месяца.

Дача у них, конечно,  классная: 41 сотка, вокруг хвойный лес, прямо на территории есть пруд, в котором водятся черепахи, жабы, ужи, белый амур, карпы. Тётя увлекается садоводством, поэтому всё засажено различными растениями. Словом, красотища и благодать! Свежий воздух, куча ягод. Если б не постоянные мысли о доме, можно было бы отдыхать, как на курорте.

 — Творческую деятельность, насколько знаю, ты не прекращал даже в столь тяжёлых условиях. Какими  успехами можешь похвастаться?

— Да, творчеством занимался и летом. Главным образом, это были стихи и песни, ибо проза занимает гораздо больше времени и требует глубокой сосредоточенности, полного погружения, а их, разумеется, быть не могло. Тем более, уезжая, мы оставили дома бабушку — она не захотела ехать, да и мы думали, что быстро вернёмся. Потом началась осада города, и вскоре связь с Луганском прервалась. Мы около недели не находили себе места. В итоге туда отправился папа. На въезде в город связь пропала и с ним, и мы около суток ничего о нём не знали. Слава Богу, тогда всё обошлось: они с бабушкой благополучно выехали из Луганска.

В тот период наряду с множеством других у меня родилось практически биографическое стихотворение:

Я дом свой средь ночи покинул,

уехав на поезде вдаль.

Вал страха на город нахлынул,

а сердце сковала печаль.

Тьму рвут исступлённо зарницы,

и танки застыли вдоль трасс.

Мелькают в руинах станицы,

лишь глянешь — и слёзы из глаз.

Попутчик мой пьёт валерьяну,

не выдержав жуть за окном.

Не верю, что утром я встану,

а всё не окажется сном!..

А ещё несколько неожиданное для меня самого, простенькое и милое произведение «Маленькая дочка»:

Маленькая дочка

в беленьком платочке

по траве гуляет

и ромашки рвёт.

Тёплые денёчки

в радость нашей дочке.

Лето быстро тает,

осень вновь идёт...

Это текст песни. В настоящее время я пытаюсь найти для неё исполнителя. Есть несколько претендентов, но пока ничего конкретного. Мне она представляется в лёгкой, светлой аранжировке, вероятно, с применением каких-нибудь звуковых эффектов, напоминающих звон колокольчиков, бубенцов — словом, что-нибудь, символизирующее радостное детство и лето.

 — Здорово! А что навеяло тебе такие строчки?

 — Сложно сказать, ведь ни дочки, ни даже жены у меня нет. Для меня это новое веяние в творчестве. Подобного раньше не писал. Пришли в голову первые строчки, которые меня чем-то тронули, зацепили — сел и за довольно короткое время написал текст. Поскольку сначала он показался мне излишне сентиментальным, представил его на суд друзей, которые сказали, что песня получилась очень милой, доброй и светлой. Возможно, это песня на будущее! Или, быть может, кто-нибудь другой посвятит её своей дочурке. К слову, «Маленькая дочка» была включена мной в десятку стихотворений, вошедших в поэтический альманах «Снежность».

 — Что ты почувствовал, вернувшись осенью в родной Луганск?

— Ощущения были самые разнообразные: в первую очередь, это, безусловно, радость от того, что, наконец-то, вернулся домой, что все, слава Богу, живы, а дом целый. Но и грусть, тяжесть на душе от вида разрушенных, уничтоженных войной близлежащих поселений, отдельных районов города. Есть улицы, где практически незаметны следы войны, а есть и такие, где  всё разрушено. Проезжая станицу Луганскую, мы вообще не узнали некоторые места, где часто бывали ранее. Я даже держал в руках осколок — увесистый такой кусок искорёженного металла. И такие вот ошмётки летали по городу, калеча людей, отрывая головы. Это очень страшно!

Сейчас город потихоньку оживает: каждый день открываются магазины, театры, филармонии, спортзалы. Активно восстанавливаются коммуникации и уличное освещение — рабочие бригады трудятся днём и ночью. Во многих домах есть свет, вода, газ, Интернет. Остались, конечно, здания с заколоченными окнами, но стёкла вокруг них уже убраны. Трамваи и троллейбусы, правда, ещё не ходят — только автобусы и маршрутки. Сейчас в Луганске проживает примерно 2/3 местного населения. Люди с автоматами, танки и БТРы, проезжающие по улицам,  сегодня уже никого не удивляют, не вводят в ступор. Взрывы — такая же неотъемлемая часть городской жизни, как, скажем, пение птиц, звуки автомобильных моторов. Разве что очень сильные заставляют вздрагивать и напрягаться. Местные жители уже по звукам научились распознавать тип орудия, из которого ведётся огонь, и направление — исходящий, входящий... А в целом, жизнь идёт своим чередом: рождаются дети, празднуются свадьбы, проходят концерты и творческие мероприятия.

 — Прошедшее лето что-то изменило в твоём мировосприятии?

 — Наверное, должно пройти ещё немало времени, чтобы можно было подвести окончательные итоги. В июне, когда всё только начиналось и за окнами раздавались первые взрывы, я вдруг поймал себя на мысли, что многое из того, что до войны казалось значимым, теперь выглядит сущим пустяком. Раньше я писал много военных стихов и прозы, но тогда это были всего лишь вымышленные картины и образы. Сегодня я продолжаю развивать эту линию, но уже ничего не придумываю — сюжеты и люди вокруг меня. Не знаю даже, смогу ли, как прежде, выйти на сцену и прочесть что-то на военную тематику. Любил слушать и военные песни, потому что  в них чувствовалась сила, искренность. Теперь  подобные записи очень тяжело слушать, ибо многое из того, о чём поётся, довелось узнать в реальной жизни.

Мы вот раньше не понимали наших стариков: собираемся на какой-нибудь праздник, а они, помимо прочего, всё время желали, чтобы не было войны. Мы думали: да какая война может быть в наше время в центре Европы? Что ж вы никак не забудете о ней! А теперь на собственном опыте убедились, что такое забыть невозможно. Для всех нас жизнь разделилась на две половины: до войны и после неё.

 — Как, по твоим наблюдениям, война отразилась на луганчанах?

 — Горожане стали более отзывчивыми! Люди сняли маски: ушло всё наносное, обнажилась их сущность. Каждый проявил себя настолько, насколько был способен. Стало ясно, кто твой друг, а кто так... Думаю, в эти месяцы многие совсем по-иному взглянули на своих ближних, особенно те, кто всё лето провёл в городе. Изменились, конечно, и приоритеты. Для большинства на первом месте стоит задача просто выжить. О каких-то дорогостоящих покупках, ремонте, путешествии и прочем речь уже не идёт. Жив, сыт — и на том спасибо! В общем, война — очень тяжёлое испытание. Но, пожалуй, оно делает нас чище и сильнее. Хотя я бы всё равно никому не пожелал пройти через нечто подобное!
  — Скажи, пожалуйста, а как обстоит дело с гуманитарной помощью, которую Россия регулярно отправляет в  ЛНР и ДНР?

 — Здесь примерно такая картина: первую и вторую помощь  раздавали всем желающим. Но тогда в городе действительно была тяжёлая ситуация. Сегодня
в Луганске голода как такового нет — во всяком случае, массового. Продукты в магазинах и на рынке есть, возят их, в основном, из Украины, но они, разумеется, очень
дорогие, а пенсии и зарплаты пока выплачивают нестабильно. Однако в республике
по-прежнему работает около 70-ти открытых столовых, куда можно приходить и бесплатно кушать. Насколько я знаю, гуманитарная помощь, в первую очередь, идёт
туда, да ещё в прифронтовые районы, где людям очень туго приходится.

 — Как пережил войну аудиожурнал  «Мир творчества»?

 

— Для "МТ" все эти три-четыре месяца стали своего рода испытанием на прочность. Сначала от дел отошли один из звукорежиссёров — Дима Крупка и наш пиарщик Кристина Тельпук, затем моя главная помощница Лена Чиркова, выехавшая из Луганска на сутки раньше меня. А потом уехал я, и, естественно, не имея ни компьютера, ни доступа в Интернет, тоже ничего не мог делать по проекту.

Как уже упоминал выше, я надеялся, что вернусь домой в течение недели-двух. Но жизнь показала, что все те события, которые довелось пережить нам, это лишь цветочки, детские забавы по сравнению с тем, что творилось в июле и тем более в августе...

 Когда стало очевидно, что в ближайшее время я домой не вернусь, задумался о приобретении нетбука — надо же было как-то работать и проект поддерживать, который полностью лёг на плечи диктора и звукорежиссёра «МТ», поэтессы Светы Медведевой и журналиста, дизайнера Маши Чопей. Да и вообще чем-то нужно было заниматься, чтобы отвлечься от гнетущих мыслей. Обзвонив Харьковские магазины, я понял, что нетбук достать довольно проблематично, но брать более громоздкий ноутбук не хотелось, ибо никто не мог сказать, где я буду через день-другой, куда придётся ехать...

В итоге мне очень сильно помогли Света и Юра Медведевы: достали нетбук, установили на него систему и все необходимые для работы программы, а затем переслали мне его в Харьков по почте. Не зря гласит русская поговорка: друзья познаются в беде! Став обладателем нетбука, я, конечно, старался хоть что-то делать. Но с мобильным Интернетом особо не разгонишься, поэтому мои задачи сводились к координированию процессов, различным переговорам, генерированию идей. В основном, всё делали девчонки, и лишь благодаря им «Мир творчества» за лето практически не потерял свои позиции хотя бы в Интернете. А вот вне его популярность, к сожалению, снизилась, но сейчас я её активно восстанавливаю. Уже есть контакт с региональным отделением Союза писателей, молодёжной творческой мастерской, библиотекой им. Горького и т.п.

 — Расскажи, пожалуйста, о сборнике «Снежность». Кто был инициатором создания этого альманаха? Какие авторы участвовали в  его составлении?

— Сама идея принадлежит мне. Название предложила Света. «Снежность» — это и символ зимы, Нового года, в преддверии которого вышел сборник, и в то же время тепло, нежность. Заявки на публикацию мы принимали до 25 ноября, а вышел сборник 25 декабря, причём авторов в нём тоже 25. Вот такое забавное совпадение! И это несмотря на то, что за публикацию авторы платили чисто символическую сумму около 200 рублей. «Снежность» вышла в двух форматах: электронная книга и аудиосборник. Обе версии бесплатно распространяются как в Интернете, так и по библиотекам, творческим объединениям и т.п.

 — У тебя, оказывается, за прошедший период и новые публикации были?

— Да, буквально в начале октября я узнал, что в июне, перед самой войной, в Луганске всё же успел выйти девятый номер ежегодного альманаха «Боритесь — поборите». В нём были опубликованы в том числе и мои стихотворения «Настоящий мужчина», «Афганец», «Время» и «Ветер гудит в проводах...». Это уже третья моя публикация в данном сборнике, что, конечно же, не может не радовать.

  — А как обстоит дело с партнёрскими организациями? Удалось восстановить потерянные связи?

— Как я уже говорил, когда началась война, многие люди выехали из города. Связи оборвались. Да и с самим Луганском в августе и начале сентября не было возможности связаться. Кого-то я сумел вызвонить, ещё находясь на Слобожанщине, с кем-то созвонились уже в Луганске. Я сообщил о том, что «Мир творчества» не прекратил существование, что мы будем рады возобновлению сотрудничества. В ближайшее время ко мне должны прийти молодые поэты из «МТ» — будем записывать стихи для нашего аудиожурнала. Пока приходила лишь молодая перспективная поэтесса Таня Васильковская. Её стихи представлены и в новогоднем, 13-м выпуске аудиожурнала, и в поэтическом альманахе «Снежность». Другие ребята живут не в самом городе, а в его окрестностях, поэтому из-за боевых действий не всегда есть возможность приехать, да и в начале декабря нас накрыл неожиданный циклон с сильным морозом и снегом, что также сказалось на планах. Но, я думаю, у нас всё ещё впереди!

Также прозвучала мысль о том, что мне уже пора вступить в региональный Союз писателей. Я, разумеется, поддержал такое предложение. Вопрос о моём членстве, скорее всего, будет решаться позже. За меня поручатся несколько именитых поэтов, а там  уж — как решит большинство.

— Артём, ты ведь и в Твиттере активно общаешься, причём даже со знаменитостями. С кем уже удалось наладить  новые контакты?

— Например, с украино-российским шансонье Виктором Петлюрой и певцом Родионом Газмановым периодически общаемся на творческие темы, в том числе обсуждаем перспективы сотрудничества. Уже несколько раз у нас публиковались незрячий певец из Харькова, победитель шоу «Голос Украины» (аналог российского «Голоса») Иван Ганзера, певица, автор-песенник и радиоведущая Мирослава Карташёва, луганская поэтесса, член регионального Союза писателей Наталия Мавроди, с чьей биографией можно и на нашем сайте, и в «Снежности» ознакомиться, поэтесса, член Союза писателей России Александра Чернышёва. Также поддерживаю связь с интереснейшей женщиной, писательницей, телеведущей, организатором фестивалей моды на Украине Оксаной Новицкой, которая знакома с Вячеславом Зайцевым и многими мировыми кутюрье.

— У тебя, наверное, много друзей, знакомых, вот даже звёзды среди них  появляются. А как обстоят дела с личной жизнью?

— Ну, друзей, если мы вкладываем в это слово весь его глубокий смысл, всё же много не бывает. Но у меня, к счастью, такие люди есть. Круг знакомств, действительно, постоянно растёт. На моём жизненном пути встречаются самые разные люди, со многими из которых интересно как просто общаться, так и воплощать в жизнь совместные проекты. Что же до личной жизни, то тут, к сожалению, пока без перемен. Место спутницы жизни всё ещё вакантно.

— Очень интересно было бы узнать о твоих творческих планах на ближайшее будущее.

 — Планов очень много: это реконструкция официального сайта, и запись новых песен, и выход нескольких дисков в рамках «Мира творчества» (в том числе и диск Светланы Медведевой), и выпуск очередного номера аудиожурнала, который, к слову, ждут большие реформы, и многое другое. Как я шутя написал у себя в Твиттере: «Мы сделаем эту зиму горячей!» Тем более, команда «МТ» состоит из креативных, деловых и амбициозных людей, ставящих перед собой очень высокую планку.

 — Ну и напоследок твои пожелания читателям «Нашей жизни».

 — Конечно же, крепкого здоровья, удачи во всех начинаниях, счастья, любви — сильной и обязательно взаимной,  благополучия и мирного неба над головой! А ещё веры — искренней, живой, горячей веры в Бога! Мы  выстоим и победим!

БеседовалаАнастасия Павлюченкова

Послесловие.  18 января 2015 года украинская армия начала полномасштабное наступление на Донбасс. Вновь рвутся снаряды на улицах мирных городов Юго-Востока Украины. Мы следим за судьбой Артёма Аргунова.