Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

Зимнее свидание с Чехией

Вот уже несколько лет наша искусственная ёлка не покидает антресоли, так как  очередной Новый год никак не может застать нас дома. На этот раз праздник сумел нас догнать  только на Влтаве. Именно там семьдесят лет назад встретил Великую Победу миномётчик Дмитрий Иванович Усачёв.

К сожалению, мне было совсем мало лет, когда моего деда не стало, и  то, что гвардии рядовой закончил войну в Праге, я узнал от бабушки. Несмотря на этот факт, не могу сказать, что меня как-то особенно притягивала Чехия, но ряд дополнительных обстоятельств побудил нас остановить свой выбор на этой стране.

Дело в том, что  Татьяна уже четверть века мечтала побывать в зарубежных магазинах тифлотоваров. Навязчивая идея возникла после того, как она подержала в руках длинную и лёгкую трость телескопического типа сложения, привезённую работниками ЦРС из Америки. Было время, когда в магазине «Невский берег» продавали подобные импортные изделия меньшей длины, но от их завоза довольно быстро отказались. Сегодня в России есть большой выбор складных «помощниц слепого», но, на мой взгляд, они тяжеловаты.

Путешествуя по просторам разных континентов, мы, разумеется, настойчиво расспрашивали гидов и других «аборигенов» о жизни местных незрячих, но нам покуда не везло. Однажды на курорте в Израиле удалось душевно побеседовать с бывшей ленинградкой, работающей в службе, подобной нашей соцзащите, но и она признала свою некомпетентность в  интересующих нас вопросах. Поэтому, когда благодаря Наталье Каслиной мы познакомились и плотно пообщались с обаятельной Элишкой Глуши, нас и посетила мысль отправиться в гости к братьям-славянам. Очень захотелось побывать в Пражском реабилитационном центре и наведаться в европейский тифломагазин, а главное — посетить постоянно действующую экспозицию «Культура слепых», располагающуюся в одном из залов Национального технического музея в Брно. Вот и приобрели десятидневный тур специально без экскурсий, чтобы уже на месте планировать поездки, как нам будет удобнее.

Незаметно подкрался вечер старта. Незадолго до полуночи наш лайнер оторвался от взлётной полосы в Шереметьево, чтобы через два с половиной часа приземлиться в Чехии, где мы, пройдя с помощью сотрудника аэропорта паспортный и таможенный контроль, встретились с представителем принимающей стороны.

Немного подождав задержавшихся попутчиков, загрузились в микроавтобус и поехали расселяться. По дороге водитель сообщил, что фирма дарит нам пешеходную обзорную экскурсию по Праге: сбор в девять утра у Пороховых ворот. В предшествующих поездках гиды обычно собирали туристов, последовательно объезжая отели на автобусах. Теперь же предстояло самостоятельно добраться до пункта формирования группы и разыскать своего «провожатого по Средневековью». Мы постарались как можно подробнее выяснить предстоящий маршрут.

Тем временем шуршание асфальта под колёсами сменилось рокотом брусчатки. Недолго покружив по древним улицам, останавливаемся перед запертыми воротами нашего отеля. Водитель заглядывает  в расположенный рядом ресторанчик и возвращается с юной чешкой, которой поручили нас встретить. Она отпирает калитку и приглашает пройти в небольшой дворик. Преодолев его, останавливаемся перед очередной закрытой дверью. Девушка вручает Татьяне электронный ключ и показывает, куда его нужно приложить. В ночной тишине раздаётся щелчок замка. Насторожённо вступаем в «пахнущий пылью веков» мир, который, возможно, помнит Яна Гуса. Минуя второй этаж, по крутой винтовой лестнице взбираемся куда-то под крышу. Оступившись, пытаясь сохранить равновесие, хватаюсь за что-то мягкое и округлое. Поднимающаяся  впереди меня провожатая ойкает и хихикает. Смущённо извиняюсь и получаю великодушное прощение.

Наконец мы одни. Войдя в жилую зону и сбросив рюкзаки, изучаем предоставленные нам апартаменты. Похоже, это комфортабельная мансарда, а по сути, облагороженный чердак. Обходя его по периметру, обнаруживаю, что одна стена вертикальная, остальные повторяют рельеф крыши. Черепицу от внутреннего пространства отделяет гипсокартон, пол покрыт ламинатом. Могучие горизонтальные балки делят просторное помещение на три примерно равные части. Современность и старина дополняют друг друга: по углам уютные диванчики с журнальным столиком, интерьер украшает старомодная ножная швейная машинка, примостившаяся возле плазменной панели. С удивлением  обнаруживаем целых четыре кровати — половину можем сдавать в субаренду. Рядом с громоздким шкафом — дверь в санузел. Наскоро осмотревшись, устраиваемся отдыхать, ведь уже совсем скоро нас ждёт первый рейд по Средневековью.

Как хорошо, что из предложенных нам пристанищ мы заранее выбрали «Кинг Джордж»! Стены этой  небольшой гостиницы на 17 номеров возведены ещё в четырнадцатом веке, поэтому до многих нынешних достопримечательностей в историческом центре можно добраться пешком за несколько минут. При наличии зрения Карловым мостом или архитектурой Староместской площади мы могли бы любоваться прямо из наших четырёх окон, выходящих на три стороны, а слушать бой знаменитых курантов нам и так ничто не мешало.

Утром, позавтракав в ресторанчике, отправляемся на поиски места встречи, которое изменить нельзя. У ворот загружаю в айфоне навигационную программу «My Way Lite» и ставлю первую точку. По ней нам предстоит в дальнейшем разыскивать временный экзотичный приют. Вслед за нами из отеля выходит семейная пара. На любезное предложение соотечественников пойти вместе мы, естественно, соглашаемся. По дороге попутчики корректируют передвижение группы. Встряхивая айфон, фиксирую очередные повороты. Выложенные брусчаткой тротуары и мостовая довольно узкие, зато припаркованные автомобили попадаются крайне редко. У входа в некоторые магазинчики стоят украшенные рождественские ёлочки.

Татьяна тихо удивляется: «Почему мы ходим кругами?» Оказывается, здешние транспортные артерии так запутаны, что до заранее оговорённого ориентира к назначенному сроку порой иначе просто не добраться. Выходит, прямая линия не всегда является кратчайшим путём к цели. Не торопясь, примерно за час, добираемся до Пороховых ворот. Почти все последующие дни мы приходили сюда, как на работу, чтобы отправиться на намеченные экскурсии. Благодаря проложенному в первый день маршруту впоследствии добирались уже самостоятельно и всё быстрее, сократив время бодрящей прогулки до получаса, а  вот возвращения на базу затягивались. Мы самозабвенно бродили то по пустынным, то неожиданно оживлённым улочкам. Заходили перекусить и выпить великолепного пива в уютные кабачки, а иногда грелись горячим глинтвейном. Наскитавшись вволю, загружали «My Way Lite» и, следуя подсказкам программы, возвращались в полюбившуюся мансарду.

Однако, предаваясь этим приятным занятиям, не забывали о побудительном мотиве, позвавшем нас в Европу. Созвонившись с Элишкой, мы сообщили, что прибыли в столицу Республики, и поинтересовались, когда можно нанести долгожданный визит. Обрадованная чешка без раздумий назвала подходящий для свидания день, в который она и её муж Зденек будут рады видеть друзей из Волоколамска и смогут без помех с нами пообщаться, а также объяснила, как удобнее добираться до Брно.

Согласованная дата заставила подняться спозаранок, чтобы успеть на шестичасовой рейс. Мы  позавтракали «сухим пайком». Взятые накануне из местного ресторанчика бутерброды и кофе нас немного взбодрили. Телефонный номер надёжной и недорогой транспортной компании предварительно выяснили у гида, поэтому без проблем вызвали такси и, чуток подождав, сели в подъехавший автомобиль. За рулём оказалась, по-видимому, не выспавшаяся девушка. Спустя минут 30 прибыли к автовокзалу. Хмурая таксистка отсчитала нам сдачу и укатила, отказавшись от чаевых.

Немного растерявшись, мы прислушались к окружающей среде и решили двигаться на шум. С направлением не ошиблись, и вскоре, нахально постукивая тростями, подошли к дверям неизвестного назначения. Появившийся из ниоткуда молодой человек, сразу всё понял и быстро доставил нас до цели. Ему вполне хватило трёх заветных слов, произнесённых нами: «Езданка, касса и Брно!» Продавец  билетов немного говорил по-русски и любезно предложил сопроводить нас до посадочной площадки, а затем  помог найти места. По салону растекались аппетитные запахи: чехи, не успевшие позавтракать дома, устраняли это упущение…

Андрей и Татьяна Усачёвы

         Продолжение читайте в следующем номере.