Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

НАВСТРЕЧУ СЪЕЗДУ ВОС

КРУТЫЕ ПОВОРОТЫ

 Жизнь  в силу своей непредсказуемости и изменчивости  постоянно ставит и людей и коллективы перед непростым выбором: хочешь развиваться —  делай рывок вперёд, меняйся, совершенствуйся, учись после падения  с гордостью подниматься.  Не хочешь этого — опускайся на дно, но тогда не вини весь мир в своих бедах. Конечно,  только сильные личности  способны бросить вызов судьбе и  заявить о своих правах на созидательный процесс. Это  проверенная временем закономерность. А если применить этот алгоритм к  восовским предприятиям, то нетрудно заметить, что  до сих пор существуют и  держатся на плаву те из них, что  не боялись  в критических ситуациях делать крутые  повороты.  О том, что конкретно менялось  и что из этого вышло,  рассказывают  с  А.К. Дорофеев, Заслуженный работник социального обеспечения Российской Федерации,  не один десяток лет возглавляющий ООО «Самараавтожгут», и  И.Н. Трофимов — генеральный директор ООО «Ижевское предприятие «Спутник» имени Исаенко Е.М.».

Успех любит смелых

Первый крутой поворот в жизни нашего предприятия произошёл много лет  назад и был связан со строительством нового производственного корпуса, — вспоминает Александр Константинович Дорофеев. – Тогда  взамен простых изделий — картонной тары, гвоздей, несложных металлоизделий, выпускавшихся ранее, началось освоение радиоэлектронных блоков, ставших в последующие годы основной нашей продукцией. С помощью заводов, для которых изготавливали блоки, внедрили новое технологическое оборудование, конвейерные линии, оснастку, обучили работников.

В этот период на базе Куйбышевского УПП № 1, а также  Сызранского и Чапаевского создаётся производственное объединение «Старт», позднее преобразованное в ООО «Самараавтожгут» с филиалами в городах Чапаевске, Сызрани, Тольятти Самарской области  и Бугуруслане Оренбургской.

Второй  поворот случился в конце восьмидесятых — начале девяностых годов. Тогда начались проблемы с заказами.  Производственное объединение «Экран» и Муромский радиозавод разорвали с нами кооперированные связи и отказались  от  услуг. В результате — снижение объёмов, простои,  падение заработной платы. Да и финансовое положение лучше и не вспоминать.

Учитывая сложность ситуации, мы уже в конце восьмидесятых годов начали активный поиск новых изделий, востребованных рынком, при производстве которых возможно применение труда незрячих. Таковыми стали  жгуты проводов для Ликинского автобусного завода и ЗИЛа. Освоив их, решили замахнуться на комплектующие для ВАЗа. Организовали участок в городе Тольятти. Сегодня там собирают тяги, шланги, трубки, уплотнители и другие узлы для автомобилей семейства «Лада» — «Гранты», «Приоры», «Самары», «Нивы», производимых заводом.  Скажу прямо, автовазовцы долго не решались доверить нам  выпуск столь ответственных изделий. Работа участка в Тольятти доказала — на нас можно положиться. Вот уже два десятка лет предприятие поставляет жгуты заводу.

Переход на новые изделия вновь потребовал коренной перестройки. Пришлось провести полную реорганизацию производства, замену технологического оборудования и оснастки, переобучить новым профессиям сотни работающих. Большую помощь  нам оказали правительство Самарской области и  Центральное правление  Общества слепых. Так, за счёт средств, выделенных в рамках инвестиционных программ ВОС, приобретено современное  оборудование по обработке кабельной продукции на сумму более тридцати миллионов рублей. Автоматическая линия по обработке проводов позволяет обеспечить качество жгутов на уровне мировых стандартов. Установленные на ней датчики автоматически ведут его контроль.     

К качеству изделий заводчане подходят с особой требовательностью. Мы стараемся их не подводить. Одним из первых предприятие  сертифицировано по системе менеджмента качества, в 2008 году  прошло сертификационный аудит по системе качества французской компанией «UTAC», в 2011 году  получен сертификат соответствия компании «URS», Великобритания. Недавно успешно пройдены сертификационные аудиты альянса «Рено/АвтоВАЗ». По мнению министра промышленности и технологий Самарской области Сергея Александровича Безрукова, именно высокое качество изделий является основой нашего сотрудничества с «АвтоВАЗом». В 2012 году мы начали выпуск жгутов для аккумуляторных батарей, а совсем недавно предприятие получило одобрение на производство электропроводки для последних моделей автомобилей «Приора FL»и «Калина FL».

Да,  было трудно.  Но результат стоит того.   Сегодня «Самараавтожгут» — современное предприятие, специализирующееся на производстве электропроводки и узлов для различных видов автотехники. У нас работают более шести с половиной сотен человек, среди которых инвалидов по зрению больше половины. Они успешно освоили специальности электромонтажника-схемщика, армировщика кабельных изделий, слесаря механосборочных работ и другие. Для них  созданы благоприятные условия труда и отдыха. Сформирована производственная инфраструктура, адекватная здоровью инвалидов, внедрён не один десяток средств  тифлотехники.  Помещения внутри предприятия снабжены тактильными дорожками. На  прилегающей территории обустроены пути перемещения незрячих, светофоры снабжены звуковыми сигналами, вдоль тротуаров проведены ориентирующие поручни.

Поздравляя коллектив с 65-летием, губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушин поблагодарил  нас за ритмичную поставку высококачественных комплектующих изделий Волжскому автомобильному заводу, одному из крупнейших  не только области, но и всей страны.

Будущее строим сами

— «Родословная» «Спутника» началась с производства рогожи и мочалок, — рассказывает Иван Николаевич Трофимов. —  Позднее освоили выпуск простых металлоизделий. Крутой поворот был сделан в начале шестидесятых годов, когда предприятие стало развивать кооперированные связи с государственными заводами, особенно успешно  —  с «Ижмашем», для которого изготавливали большую номенклатуру комплектующих: сёдла, щитки приборов, узлы электрооборудования для мотоциклов, замки и другие узлы для автомобилей. Прочные связи установились и с радиозаводом, которому поставляли блоки для радиоприёмников, магнитол, магнитофонов.

В начале девяностых заказы заводов резко сократились. Возникли те же самые проблемы, что и у большинства в то время. Встал вопрос, что делать, как выжить в новых условиях?  Конечно, начали с изучения рынка. Оказалось, в регионе есть большой спрос на бумажную и картонную тару. Решили: есть спрос — будем осваивать. Вновь началась коренная перестройка производства. При поддержке правительства Удмуртии и Центрального правления Общества слепых приобрели автоматическую линию для гофрокартона, из которого делаем широкий ассортимент тары, установили  линиюпо изготовлению кассет для хранения и транспортировки яиц, другое необходимое оборудование. Заменили оснастку, включая средства  тифлотехники.

Врамках программы «Создание и сохранение рабочих мест для инвалидов» был создан заготовительный участок по переработке макулатуры.Совсем недавно запустили новую линию по изготовлению упаковки, предметов для детского творчества, посуды и других бумажных вещей из формированной бумажной массы по безотходной технологии утилизации макулатуры.  Как известно, переработка одной её тонны экономит почти десяток деревьев.

Много усилий приложили, чтобы обеспечить необходимое качество изделий. Сегодня вся продукция из гофрокартона сертифицирована.

С прошлых лет сохранили участки штамповки, токарных автоматов, универсальных станков для механической обработки, сварочных работ, что  позволилоосвоить  выпуск товаров народного потребления, таких как зонты, трости, в том числе и для незрячих, пуговицы, кнопки, застёжки,  мебельные гвозди, а также предоставлять услуги по переработке листового металла. Сохранили мы и производство отдельных узлов для мотоциклов.

Сегодня на предприятии работают без малого полтысячи человек, среди которых почти шестьдесят процентов составляют инвалиды.Мы ежегодно утверждаем программу реабилитации инвалидов по зрению, которая предполагает производственную адаптацию, социально-средовую и социально-психологическую реабилитацию людей с плохим  зрением.

Несмотря на финансовые трудности, проводим многочисленные мероприятия по социокультурной и физкультурно-оздоровительной работе, большинство из которых — совместно с Ижевской городской организацией ВОС. Тех, кто самостоятельно не может прийти на них  в силу здоровья и возраста,  сотрудники центра социальной реабилитации посещают на дому — поздравляют с праздниками и вручают подарки. В ежедневных передачах местного радиоузла звучат новости, советы по социальному общению,  беседы на медицинские темы, организована музыкально-литературная гостиная.

Члены коллектива активно участвуют в спортивных соревнованиях района, города, республики. Наша работница А. Анисимова стала чемпионкой России по велоспорту среди незрячих спортсменов (тандем-шоссе).

Органы местной власти высоко оценивают наш вклад  в социальную реабилитацию людей с ограниченными возможностями по зрению. «У предприятия большое будущее в качестве крупной производственной и реабилитационной базы», — подчеркнул глава  Ижевска Юрий Александрович Тюрин.

Как мы видим из этих рассказов, социально-экономические преобразования, происходящие в стране,  постоянно заставляют наши предприятия быть в тонусе, вовремя определить свой путь. Некоторым приходится для этого  кардинально изменять всю свою деятельность. Шаблона здесь нет, и вряд ли кто сможет дать единый совет.  Но ясно одно — творческая инициатива и слаженная работа коллектива позволяют найти выход из непростой ситуации, какие бы повороты ни делала судьба.

Лев  Либман,

кандидат экономических наук

При подготовке настоящей статьи использованы материалы, размещенные на сайтах: ВОС — http://www.vos.org.ru, ООО «Самараавтожгут» — http://www.samjgut.com, ООО «Ижевское предприятие «Спутник» имени Исаенко Е.М.»  — http://ip-sputnik.ru и на сайте  http://www.youtube.com.