Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

НАУКА И ПРАКТИКА

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

В настоящее время с развитием компьютерной техники и интерактивных технологий, воплощением в жизнь программ  «Равные права — равные возможности», «Доступная среда» расширились рамки получения инвалидами среднего образования. Наряду с традиционным обучением существует и дистанционное. Кроме того, ведутся споры о совместной учёбе со здоровыми детьми. У всех этих форм есть свои плюсы и минусы, и потому достаточно сложно определить, какая из них хуже или лучше и какой отдать приоритет. Каждая  имеет место быть, чем они разнообразнее, тем проще и интереснее  школьникам учиться.

Как правило, дети-инвалиды по зрению обучаются в специализированных учебных заведениях. Такие образовательные учреждения есть во многих регионах нашей страны. В Курганской области — это Шадринская школа-интернат № 12 для детей с нарушением зрения. В ней учатся незрячие и слабовидящие ребята. Обучение ведётся по Брайлю и плоскопечатным учебникам. Кроме общеобразовательных предметов, предусмотрены занятия, направленные на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, лечебной физкультурой, ритмикой, логопедией.

 Преимущество перед  массовой школой состоит в организации щадящего режима, включающего особые условия обучения: небольшие по численности классы, использование коррекционных методов и приёмов, применение технических средств  и  медицинской помощи. За здоровьем учеников наблюдают: врач-офтальмолог, врач-психоневролог, фельдшер и 6 медсестёр. В школе функционируют ортоптический (лечение глаз на аппаратах), физиотерапевтический, процедурный, массажный кабинеты. Весь персонал школы создаёт учащимся благоприятные условия для обучения и проживания. Учителя и воспитатели стараются, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, адаптируют их к будущей самостоятельной жизни.

Но не все могут поехать в Шадринск. В Кургане с 2010 года существует областная школа дистанционного обучения детей-инвалидов. Учёба в ней, в основном, происходит посредством сети Интернет. Ребёнок находится дома и с помощью «Скайпа» в назначенное время выходит на связь с преподавателем.   Занятия проводятся индивидуально или в режиме видеоконференции. Уроки по содержанию, организации и структуре ничем не отличаются от тех, которые проходят в обычной школе. Учитель даёт разного рода задания, а ученик их выполняет. Отличие состоит в постоянном использовании компьютера и Интернета, что требует определённых умений и навыков.  Только не всем это дано. Одни с техникой на «ты», другие владеют ей в рамках необходимого, третьи же по каким-либо причинам не могут или не хотят ей пользоваться. Поэтому имеет место и очная форма обучения. Учащиеся занимаются по программе обычной общеобразовательной школы. Они в полном объёме получают среднее образование. Достоинство такого обучения в том, что ребёнку не нужно лично встречаться с педагогом, ехать из района в город. Особенно это облегчает жизнь тотальникам. Трудности связаны с качеством связи. Иногда во время урока Скайп обрывается бессчётное количество раз, и нужно обладать ангельским терпением, чтобы не обращать на это внимание и продолжать занятие. Несмотря ни на что, ребёнок-инвалид уже не чувствует себя оторванным от мира, от передовых образовательных технологий, от сверстников.

В  школе обучают детей-инвалидов с разными заболеваниями, в том числе и незрячих. Среди них — Мария Абакумова. Она начала учиться уже в сознательном возрасте. Впрочем, лучше поздно, чем никогда. В определённый момент жизни человек понимает, что ему нужно найти себя, получить профессию. Вот и Маша осознала это. У неё есть цель, и она к ней стремится. Делает всё от себя зависящее, чтобы окончить школу и поступить в медицинский колледж. Она впитывает знания, как губка, ей хочется делать всё правильно, без ошибок. Пусть не всегда это получается, но именно так и учатся. Она окончила компьютерные курсы и достаточно ловко управляется с ЭВМ, хотя постоянно говорит, что с техникой не в ладах, и у неё всё время что-то ломается. Первое время ей было трудно со Скайпом. Да и сейчас она начинает нервничать при каждом разрыве связи, однако берёт себя в руки, выразив своё отношение к происходящему, и восстанавливает связь. Домашние задания выполняет в электронном виде, и была очень удивлена и обрадована, как это просто и удобно. Девушка всё схватывает на лету, вникает в слова учителя, пытается понять  материал и усвоить его.
    Другая десятиклассница, Алёна Дронова, поначалу обладала остатком зрения, но не так давно из-за прививки от свиного гриппа потеряла его совсем. Девушка она старательная, стремится получать хорошие оценки, разобраться в изучаемом предмете. Для неё катализатором стали слова врача, что дамам совсем не обязательно учиться. В наши дни для женщины мало создать семью, ей нужно сделать карьеру.  Алёна, так же как и Маша,  хочет стать массажистом. Дело хорошее, хотя таких специалистов довольно много. Поэтому не всё так радужно, как кажется на первый взгляд.  Однако шанс найти работу, занять свою нишу всё же остаётся.
Так,  и Мария Олохова решила избрать ту же  стезю. Она собирается поступать в медицинский колледж, правда, до этого момента ещё два года. Сейчас ей 16 лет, она ученица 9 класса средней общеобразовательной школы № 52 города Кургана. Там для обучения детей с ослабленным зрением  на каждой параллели  открыты специальные (коррекционные) классы.
В 9 «Б» —  10 учащихся, в их числе — 4 инвалида детства, остальные же принадлежат к группе риска. У Маши заболевание глаз обнаружили в младенчестве, в данный момент у неё вторая группа инвалидности. Учится она, в основном, хорошо — на «4» и «5». Любимые предметы: химия и история. Сложности возникают с английским и составлением графиков по алгебре. В выполнении домашних заданий ей помогает мама, читая вслух учебник. На уроке, если Маша не видит, что написано на доске, на помощь ей приходит учитель или соседка по парте и подруга Мария Шишкова. По словам Маши, самый замечательный учитель в их школе — это Татьяна Александровна Сажина, которая преподаёт алгебру и геометрию и является их классным руководителем. Она очень добрый, великодушный, отзывчивый человек. Однажды, когда Маша до слёз расстроилась из-за неправильно начерченного  графика, учительница, оставшись с девушкой  наедине, успокаивала её, пока та не пришла в себя и заулыбалась. Татьяна Анатольевна Семакова, учитель истории, на своих уроках всегда спрашивает мнение учеников по изучаемой теме. Ей можно высказать собственную точку зрения, только необходимо доказать её состоятельность, аргументировать свою позицию. Ада Алексеевна Егорова, учитель английского, очень требовательный человек, прекрасный профессионал. Она много задаёт, стараясь таким образом закрепить знания, обучить школьников языку. Мария пытается выполнять требования преподавателя, но не всегда у неё это получается. Учительнице не нравится Машино произношение, её нелепые грамматические ошибки, в то же время   она даёт девушке устные, а не письменные задания, как остальным.

В школьной жизни трудностей и проблем не избежать, потому что каждый  индивид — личность. Любой имеет право думать, поступать по-своему, относиться к другим так, как считает нужным. Между людьми возникают симпатии и антипатии, и этого не миновать. Насмешки и нападки сверстников не только обижают, ранят, задевают за живое, но и позволяют стать сильнее, умнее, научиться держать удар. Как-то на уроке географии одноклассники вывели из себя Машу. Во время её ответа раздавались смешки, шушуканье, мешавшие ей, сбивавшие с мысли. Просто намеревалась отвечать Кристина, а её не спросили. Следующим уроком была химия. Домашнюю работу выполнила только Олохова, но после случившегося она не стремилась идти к доске. Немного подумав, девушка решилась и подняла руку, чтобы отомстить обидчикам.

— Татьяна Александровна, можно я не буду диктовать условие задачи?

— Да, Маша.

— Вообще-то уравнение диктуют, — раздалась реплика с места.

— Не слепой, сам запишешь, — парировала Мария, — видишь лучше меня, сиди и не встревай.  Это домашняя работа, не решил — неси дневник Татьяне Александровне.

— Маша! — укорила учительница.

— Простите, пожалуйста, Татьяна Александровна. Они меня обидели.

— Что случилось?

— Я не могу пока вам рассказать.

— Ну, давай докладывай, ты же маленькая! —  закричала Кристина.

Мария не отреагировала, повернулась к доске и  продолжала решать дальше.

Кристина и Маша — два лидера. Одна  любит командовать, постоянно диктует, что кому делать, а другая не желает ей подчиняться.

Мария может дать отпор любому, ей палец в рот не клади. Если она чувствует свою правоту, то обязательно выскажется, если же нет — промолчит. За свою школьную жизнь Маша Олохова успела поучиться в нескольких учебных заведениях. Сначала она поступила в первый класс школы № 52. Потом в третьем перешла в специализированную школу № 4, но по окончании четвёртого класса по медицинским показаниям вынуждена была её покинуть. Комиссия решила, что девочка здорова. Маша вернулась обратно. Проучившись пятый и шестой классы, уехала в Шадринск. Пока она там находилась, в течение года из-за большой нагрузки на глаза у неё стало падать зрение. Ведь Маша по-прежнему занималась по обычным учебникам и постоянно не могла обращаться за помощью к окружающим. Вернувшись в Курган, снова стала учиться в школе № 4, но потом загорелась идеей получения высшего образования и опять пошла в 52-ю, в которой и продолжает  учёбу. После всего этого Маша имеет возможность сравнивать, где лучше обучаться. По её мнению, плюсы и минусы есть везде. Когда ты тет-а-тет с учителем, как было в четвёртой школе, материал усваивается досконально. Много  свободного времени, что позволяет лучше подготовиться к урокам и экзаменам, вместе с тем дни тянутся очень медленно, и приходится ломать голову над тем, чем их заполнить. Кроме того, ощущается недостаток общения, так как при индивидуальном обучении редко встречаешься с другими учащимися. В обычной школе бесконечная   занятость не оставляет ни одной свободной минуты. Стрессовые ситуации, беспрестанно возникающие там, не удручают Марию, а наоборот, способствуют движению вперёд, преодолению трудностей. На фоне других можно чувствовать себя сильнее, умнее, талантливее, способнее.

Рассмотрев ситуацию с разных сторон, видно, что однозначно отдать предпочтение  той или иной форме обучения затруднительно. Люди все разные: кому-то  необходимо существование в коллективе, постоянные стычки и конфликты, будоражащие кровь, а кому-то важны знания, дороги тишина и спокойствие. Каждый волен выбирать по себе. Главное, чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья вообще мог учиться, получить образование и профессию. А как он это сделает, пусть решит сам.

Полина Кучма

При подготовке использовались материалы с сайта:

Шадринская школа - интернат № 12 для детей с нарушением зрения