Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

 

ТОРЖОКСКИЕ ТИФЛОНОВИНКИ

Как часто нам теперь приходится слышать во многом непонятное словосочетание «доступная среда», и как на самом деле мы, сами инвалиды, мало знаем о ней! А оказывается, государственная программа с таким названием стартовала уже более десяти лет назад и направлена на адаптацию объектов социальной и транспортной инфраструктуры для маломобильных групп граждан. Помимо этого, в её рамках должны быть реализованы и другие задачи: формирование толерантного отношения общества к инвалидам, подготовка кадров для работы с ними, создание учебной базы, где люди с ограниченными физическими возможностями могли бы получить востребованные профессиональные знания. Правда, появление некоторых бытовых реалий всё же не прошло для нас незамеченным: обнаружив под ногами рельефные изменения дорожного полотна, мы можем понять, что впереди либо ступеньки, либо пешеходный переход, а маркированные шрифтом Брайля кнопки лифта или номера кабинетов помогают в пространственной  ориентировке. Над созданием тифлосредств для  реализации программы «Доступная среда» работают многие компании, причём специалисты  не просто выполняют заказы социальных учреждений, но и занимаются постоянным усовершенствованием изделий.

  С Алексеем Черепновым, генеральным директором компании «Вертикаль», и Юлией Никифоровой,  руководителем существующего в её рамках тифлоцентра, я познакомилась несколько месяцев назад. Узнав о том, что они занимаются разработкой и изготовлением рельефных макетов, планов и карт для инвалидов по зрению, я, разумеется, очень обрадовалась и незамедлительно напросилась в гости, тем более что жили и работали мои новые знакомые в старом, интереснейшем городе Торжок. И вот только на днях мне удалось, ненадолго оставив шумную, по-летнему душную столицу, сесть в электропоезд до Твери и почти через три часа оказаться на тверской привокзальной площади. Здесь меня встретили Алексей и Юлия, с которыми мы уже вместе на автомобиле продолжили путь в Торжок. За разговорами об истории этого, когда-то значительного торгового, а теперь несправедливо забываемого провинциального города мы незаметно добрались до самого интересующего меня объекта. Недалеко от въезда, в одной из старых городских построек, расположилась производственная компания «Вертикаль».

 — Алексей, скажите, пожалуйста, как случилось, что Вы, человек, никаким образом не связанный с ВОС, стали заниматься разработкой и изготовлением тифлосредств? — наконец, задала я давно волнующий меня вопрос, поднимаясь со своими спутниками по лестнице на второй этаж производственного помещения.

— Это произошло несколько лет назад, — начал Алексей, — будучи в своём родном городе, я встретил друга, который спросил, смогу ли я выполнить заказ городской администрации на изготовление тифлотаблиц с номерами автобусов. Я согласился, надеясь, что в Москве без труда найду, где и как это сделать. Но задача оказалась трудной. Мы сами взялись за дело, и, чётко следуя техническим описаниям, изготовили огромные овалы с вдавленными буквами и автобусными номерами. Как этими таблицами могли пользоваться незрячие пассажиры, я не знаю, но в тот момент даже не задумывался. Теперь это, возможно, смешно, но ведь мы выполнили все требования заказчика и заявили, что можем изготовлять адаптационные средства. А через некоторое время мне позвонил директор школы для незрячих детей и спросил, сможем ли мы сделать для них брайлевские таблицы. Я не знал, что это такое, и на мой откровенно нелепый вопрос: «Это с точками, что ли?»,  собеседник повесил трубку. Тогда я понял, что мы многого не знаем и, недолго думая, поехал к Ольге Александровне, председателю МО и помощнику директора по социальным вопросам ООО «Торжокское предприятие щёточных изделий». Она рассказала, каким образом из нескольких точек составляются буквы, в каких случаях применяется знак числа. А через месяц я принёс ей на проверку мои первые брайлевские таблицы. «Всё хорошо, — сказала Ольга Александровна, — кроме того, что твои буквы нужно читать не пальцем, а ладонью». Высота каждой брайлевской буквы на моих таблицах была около пяти сантиметров. Тогда мы изучили нормативы, по которым изготовляется литература по Брайлю, какой высоты должен быть каждый знак и какое расстояние соблюдается между ними. Несложные таблицы с номерами и названиями кабинетов мы сделали без труда. Пользуясь брайлевским алфавитом, я вручную выставлял точки, и эта работа, конечно, была очень длительной и трудоёмкой. А когда моя коллега, застав меня за набором большого брайлевского текста, спросила, сколько на это потребуется времени, я понял, что пора улучшать производительность труда. Сделать это было возможно только путём автоматизации, поэтому мы и принялись за разработку новых способов изготовления тифлосредств. На Западе для этого используют небольшие, но очень производительные станки. Их стоимость достигает нескольких миллионов рублей, и, конечно, об их приобретении мы даже не думали. Надо было адаптировать те станки, которые у нас уже были. Сейчас мы полностью перешли на автоматизированное изготовление брайлевских таблиц и схем. Прежде чем запустить станок, специалист может увидеть на мониторе компьютера и в случае необходимости скорректировать контуры будущего изделия.

 За разговором мы незаметно добрались до одной из комнат, которую по праву можно назвать музеем тифлоцентра. Здесь собраны образцы карт, планов и схем: от самых простых до сложнейших современных мнемосхем. Экскурсионный обзор тифломатериалов Алексей начал с несложных схем социально значимых помещений, на которых, помимо основных направлений и номеров кабинетов, компактно уместились фамилии и часы работы специалистов. Неожиданно интересной мне показалась схема туалетной комнаты, на которой порядковые номера объектов в то же время означают и число шагов до них. Более сложные географические карты снабжены подробным списком условных обозначений и выполнены с использованием ярких цветов, которые могут помочь сориентироваться людям с остаточным зрением. А на рельефном плане знаменитого Борисоглебского монастыря для удобства все объекты переданы в двух обзорных ракурсах. Одновременно изучая их двумя руками, гораздо легче представить  внешний вид построек. Подобные планы выполнены с настоящих фотографических снимков, на которых при помощи компьютерной обработки исключаются все тактильно незаметные линии. На других схемах для людей с остаточным зрением, помимо разнообразия ярких цветов, под каждой брайлевской располагается продублированная большая плоскопечатная буква. Но, пожалуй, самым интересным экспонатом была тактильно-звуковая мнемосхема. На большом пластиковом полотне расположился с виду обыкновенный рельефный план экспозиции центра. Но после прикосновения к слегка выступающим над поверхностью кнопкам приятный женский голос на русском или английском языках дублирует напечатанный брайлевский текст.

— Такая мнемосхема будет удобна людям, не владеющим Брайлем, — пояснил Алексей, — кроме этого, мы сейчас работаем над созданием радиометок. Они должны располагаться в основных точках-ориентирах, но уже не на схеме, а непосредственно в здании. В случае приближения к ним незрячего человека со специальным брелоком или браслетом они должным образом отреагируют. Предполагается, что при этом незрячий получит звуковую информацию о том, где он находится и какие рядом с ним объекты. Создание таких радиометок — серьёзная работа. Достаточно трудно рассчитать расстояние распространения радиосигналов: радиометки, расположенные внутри разных по толщине и составу материала стен, срабатывают иногда за три, а иногда за пятнадцать метров. Изобретение — это сложный процесс эволюции, путь проб и ошибок.  Сейчас перед вами десятый вариант мнемосхемы, и он, вероятно, не последний. Конечно, внедрение таких средств ориентировки в помещении не исключает наличие тактильных знаков на полу и стенах. Мы наряду с другими компаниями занимаемся изготовлением тактильной плитки. Согласно международному стандарту она бывает с линиями, указывающими направление движения, и точками, которые предупреждают незрячего пешехода о возможном препятствии. Изготавливается она из камня, пластика или резины. Но все эти материалы недостаточно прочны, и мы сейчас запускаем в производство плитку из нержавеющей стали. Помимо того, что время ее эксплуатации резко возрастает, она и внешне выглядит гораздо приятней. Многие организации отказываются от тактильной плитки именно в силу её непривлекательности, новая же будет никелированная или матовая и хорошо впишется в интерьер. А теперь, если хотите, я покажу вам процесс производства рельефных рисунков.

 Разумеется, я с радостью согласилась, ведь не каждый день можно получить подобное приглашение. Мы прошли в один из цехов, где Алексей и Юлия помогли мне тактильно изучить станок для вытачивания пресс-формы — своего рода шаблона, по которому на другом станке, разогревающем и охлаждающем тончайший пластиковый лист, можно сделать неограниченное число внешне идентичных тактильных изображений. И самое главное, что мне самой удалось, погрузив в станок пресс-форму стерляди, должным образом закрепив пластик и нажав на нужную кнопку, получить  её рельефное изображение.

— Это просто чудо! — воскликнула я, держа в руках только что созданный рисунок.

— Да, — согласился Алексей, — и за очень короткое время таких изображений можно сделать несколько сот. Задача любого производства — получить высококачественный продукт и в то же время максимально снизить его себестоимость. Мы стараемся создавать для незрячих людей тифлосредства не только удобные в использовании, но и удовлетворяющие запросам тех, кто их заказывает. Легко работать в здании на этапе строительства или ремонта, так как в этом случае в его план уже включены все адаптационные средства, но если организация снимает помещение, хозяин которого не разрешает каким-либо образом реорганизовывать его, это уже сложная задача. В таком случае нам снова приходится изобретать, находить способы адаптировать здание, не нарушая его архитектуру.

— Всё это чрезвычайно интересно, — подытожила я, — но ведь далеко не всем повезёт побывать на производстве и познакомиться с теми материалами, которые вы сегодня создаёте. Может быть, вы организовываете специальные выставки?

— Нет, мы выставки не организовываем, но участие в подобных мероприятиях принимаем. Совсем недавно наша компания представляла продукцию  в Сокольниках на экспозиции, посвящённой адаптационным средствам. Мы стараемся  участвовать во всероссийских форумах, потому что обсуждаемые на них вопросы важны  и для нас как для производителей таких материалов. К примеру, на последнем форуме, в Сочи, впервые серьёзно поднимали проблему изменения ГОСТов на изготовление тактильной плитки. Оказывается,  для людей, передвигающихся на колясках, появление на асфальте специальных рельефных обозначений вызывает серьёзные неудобства. Разумеется, они предлагали либо убрать их вовсе, либо максимально снизить высоту рельефа. Представители «Реакомпа», наоборот, выразили желание увеличить число и высоту тактильных знаков. Эти и другие проблемы должны решаться совместно, и так, чтобы результат устраивал как людей с ограниченными возможностями, так и тех, кто старается  облегчить им передвижение и быт.

Елена Федосеева