ХРАНИТЕЛИ
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ
На моё предложение посетить Третьяковскую галерею мои незрячие друзья скептически заметили: «И что мы там будем делать? Трогать руками картины?» — «А вот и нет, — ответила я, — до конца ноября там специально для нас работает выставка «Заметки на полях», экспонаты которой свободно можно обследовать руками». Решающий довод сработал, и в субботу мы переступили порог Третьяковской галереи на Крымском валу.
При входе с нами приветливо поздоровались две пожилые дамы и предложили проводить в вестибюль второго этажа, где в специально оборудованном экспозиционном пространстве расположилась выставка скульптур Александра Смирнова-Панфилова. По дороге завязался непринуждённый разговор, и я, пользуясь этим, поспешила расспросить наших провожатых о необычной тактильной экспозиции. Оказалось, что реализована она в рамках проекта «Язык скульптуры по Брайлю», который, в свою очередь, является частью программы «Музей, открытый для всех». В Третьяковской галерее она существует уже с 2007 года. Её основная цель — доступность художественных произведений для людей с ограниченными возможностями. В 2011 году проект «Язык скульптуры по Брайлю» стал победителем VIII грантового конкурса благотворительного фонда В. Потанина «Меняющейся музей в меняющемся мире» в номинации «Социально ориентированные музейные проекты». Сотрудники галереи старались организовать экспозиционное пространство таким образом, чтобы незрячие и слабовидящие посетители могли самостоятельно в нём ориентироваться. Облегчает задачу и рельефная карта выставки, на которой легко определить все её значимые объекты. Экспозиционное оборудование было разработано немецким дизайнерским бюро FrankeSteiner(Вера Франк и Франк Штайнер известны как авторы специальных экспозиций для незрячих в музеях Берлина).
Перед осмотром экспонатов мы ненадолго задержались у стенда с информационными заметками, набранными шрифтом Брайля. «Александр Смирнов-Панфилов, — начала я читать, — родился в 1963 году. Окончил МГХИ им. В.И. Сурикова. Член Союза художников России. Преподаёт скульптуру в Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Работы находятся в собраниях фонда Министерства культуры, Государственного Российского музея (Санкт-Петербург)), Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва (Москва), Тверской областной картинной галерее, Архангельского музея изобразительных искусств и частных коллекциях в России, Германии и США». На выставке представлено 25 работ. Для удобства изучения они объединены в тематические группы: «Бронзовый век», «Читая библию», «История о царевиче Дмитрии», «Испанское барокко», «Ван Гог, Лотрек, Шагал». Все экспонаты выполнены из бронзы, дерева и камня. Материалы, как и форму, мы легко определяли тактильно, а в случае затруднения обращались к их брайлевскому описанию: «Безумный Ван Гог, 2008, бронза», «Танец на лошадях, 2008, бронза», «Слышащий и поющий, 1989, бронза», «Наслаждение сырами, 2007, дерево, камень», «Царь царей, 2010, бронза, золото, камни».
Так мы переходили от экспоната к экспонату, рассматривая руками движение скульптурных линий, старались мысленно соединить их и создать целостный образ. Признаюсь, для меня это было непросто, хотя бы потому, что, собираясь на выставку, я ожидала встретить там натуралистические формы и совершенно была не готова к восприятию непропорциональных авангардных фигур. Но, пожалуй, именно этим выставка мне и понравилась. Каждая работа, представленная на ней, оказалась образной загадкой, которую нам предстояло решить. О чём же говорят застывшие в немом ожидании фигуры уродливых толстяков «Инфанты и Инфанта»? Куда стремится огромная колесница, названная скульптором «Цивилизацией», куда спешит сидящий на ней человек и пара влюблённых, задумчиво держащаяся за руки? Вот только в библейских образах мы не нашли авангардных гротескных черт. Почему? Ответ на этот вопрос нам удалось получить в самом конце нашего выставочного путешествия, когда, присев за информационный стол и надев большие удобные наушники, не без удовольствия услышали голос самого Александра Смирнова-Панфилова. «В авангарде нет понимания формы, — объяснял скульптор, — это другие решения. Здесь гораздо больше образности, чем натурализма. Но в религиозной скульптуре надо быть осторожным и аккуратным, потому что существуют каноны, и вольностей здесь допускать нельзя».
Тактильная выставка скульптур Александра Смирнова-Панфилова названа «Заметки на полях». Действительно, его работы наводят на мысль об эмоциональных комментариях на полях академических изданий, оставленных заинтересованным читателям. Изящные гротески не только напоминают о героях из всеобщей истории искусства, но и ненавязчиво вовлекает в разгадывание пластических метафор и притч, облечённых в форму. С большим удовольствием мы принялись за эту работу, тем более что до следующей тактильной выставки в Третьяковской галерее осталось совсем недолго.
Елена Федосеева