Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ХРАНИТЕЛИ

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

 На моё предложение посетить Третьяковскую галерею мои незрячие друзья скептически заметили: «И что мы там будем делать? Трогать руками картины?» — «А вот и нет, — ответила я, — до конца ноября там специально для нас работает выставка «Заметки на полях», экспонаты которой свободно можно обследовать руками». Решающий довод сработал, и в субботу мы переступили порог Третьяковской галереи на Крымском валу.

При входе с нами приветливо поздоровались две пожилые дамы и  предложили проводить в вестибюль второго этажа, где в специально оборудованном экспозиционном пространстве расположилась выставка скульптур Александра Смирнова-Панфилова. По дороге завязался непринуждённый разговор, и я, пользуясь этим, поспешила расспросить наших провожатых о необычной тактильной экспозиции. Оказалось, что реализована она в рамках проекта «Язык скульптуры по Брайлю», который, в свою очередь, является частью программы «Музей, открытый для всех». В Третьяковской галерее она существует уже с 2007 года. Её основная цель — доступность художественных произведений для людей с ограниченными возможностями. В 2011 году проект «Язык скульптуры по Брайлю» стал победителем VIII грантового конкурса благотворительного фонда В. Потанина «Меняющейся музей в меняющемся мире» в номинации «Социально ориентированные музейные проекты». Сотрудники галереи старались организовать экспозиционное пространство таким образом, чтобы незрячие и слабовидящие посетители могли самостоятельно в нём ориентироваться. Облегчает задачу и рельефная карта выставки, на которой легко определить все её значимые объекты. Экспозиционное оборудование было разработано немецким дизайнерским бюро FrankeSteiner(Вера Франк и Франк Штайнер известны как авторы специальных экспозиций для незрячих в музеях Берлина).

Перед осмотром экспонатов мы ненадолго задержались у стенда с информационными заметками, набранными шрифтом Брайля. «Александр Смирнов-Панфилов, — начала я читать, — родился в 1963 году. Окончил МГХИ им. В.И. Сурикова. Член Союза художников России. Преподаёт скульптуру в Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Работы находятся в собраниях фонда Министерства культуры, Государственного Российского музея (Санкт-Петербург)), Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва (Москва), Тверской областной картинной галерее, Архангельского музея изобразительных искусств и частных коллекциях в России, Германии и США». На выставке представлено 25 работ.  Для удобства изучения они объединены в тематические группы: «Бронзовый век», «Читая библию», «История о царевиче Дмитрии», «Испанское барокко», «Ван Гог, Лотрек, Шагал». Все экспонаты выполнены из бронзы, дерева и камня. Материалы, как и форму, мы легко определяли тактильно, а в случае затруднения обращались к их брайлевскому описанию: «Безумный Ван Гог, 2008, бронза», «Танец на лошадях, 2008, бронза», «Слышащий и поющий, 1989, бронза», «Наслаждение сырами, 2007, дерево, камень», «Царь царей, 2010, бронза, золото, камни».

Так мы переходили от экспоната к экспонату, рассматривая руками движение скульптурных линий, старались мысленно соединить их и создать целостный образ. Признаюсь, для меня это было непросто, хотя бы потому, что, собираясь на выставку, я ожидала встретить там натуралистические формы и совершенно была не готова к восприятию непропорциональных авангардных фигур. Но, пожалуй, именно этим выставка мне и понравилась. Каждая работа, представленная на ней, оказалась образной загадкой, которую нам предстояло решить. О чём же говорят застывшие в немом ожидании фигуры уродливых толстяков «Инфанты и Инфанта»? Куда стремится огромная колесница, названная скульптором «Цивилизацией», куда спешит сидящий на ней человек и пара влюблённых, задумчиво держащаяся за руки? Вот только в библейских образах мы не нашли авангардных гротескных черт. Почему? Ответ на этот вопрос нам удалось получить в самом конце  нашего выставочного путешествия, когда, присев за информационный стол и надев большие удобные наушники, не без удовольствия услышали голос самого Александра Смирнова-Панфилова. «В авангарде нет понимания формы, — объяснял скульптор, — это другие решения. Здесь гораздо больше образности, чем натурализма. Но в религиозной скульптуре надо быть осторожным и аккуратным, потому что существуют каноны, и вольностей здесь допускать нельзя».

 Тактильная выставка скульптур Александра Смирнова-Панфилова названа «Заметки на полях». Действительно, его работы наводят на мысль об эмоциональных комментариях на полях академических изданий, оставленных заинтересованным читателям. Изящные гротески не только напоминают о героях из всеобщей истории искусства, но и ненавязчиво вовлекает в разгадывание пластических метафор и притч, облечённых в форму. С большим удовольствием мы принялись за эту работу, тем более что до следующей тактильной выставки в Третьяковской галерее осталось совсем недолго.

Елена Федосеева