Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Активный возраст

ЖИЗНЬ НА СКОРОСТИ

Правительство Москвы и некоммерческое партнёрство «Национальное Общество Качества» в 2010 году объявили конкурс «За качество жизни инвалидов». У него четыре номинации (профессиональное мастерство, активная общественная жизнь, спортивные успехи, высокий творческий потенциал) и одна благородная цель — создать постоянно действующий механизм поддержки инвалидов, имеющих достижения в различных сферах жизни, популяризировать их как образцы для подражания. Среди участников конкурса и инвалид первой группы по зрению. Ему 28 лет. Его основная черта — любит жить  на высоких скоростях, преобразуя при этом  свою слабость в силу.

 И это всё родом из детства

 О такой неординарной личности  писать  и просто и сложно одновременно. Просто, потому что интересного  в биографии так много, что  кажется, нанизывай факты, как бусинки, на ниточку  и само  собой получится то, что нужно. А сложно, потому что одной ниточки здесь мало.  Чтобы понять душу, надо уловить её состояние в моменты радости и грусти, проследить, что она принимает, а что — нет. Человеку  со стороны сделать это очень сложно. Так что мои заметки — всего лишь попытка прикоснуться к тому богатству, которое не вне, а внутри и которое принято называть  духовным багажом личности. А он, как известно, во многом набирается в детстве.

Максим родился в Туле. Но в младенчестве вместе с родителями переехал в Москву, в район Садового кольца. Это центр города, дворы-колодцы, где не так уж и много места для шумных детских игр. Но, может быть, это и хорошо для слабовидящего ребёнка, которого за ручку водили в коррекционный детский сад,  затем — в спецшколу, и постоянно советовали быть осторожным.  Однако Максим уже тогда не хотел для себя обособленной жизни. И на маленьком «пятачке» двора вместе со сверстниками находил простор   для развлечений. Бегал наперегонки, прыгал с гаражей, прятался в подвалах, забирался на заборы, строил крепости из строительного хлама — в общем, резвился от души, не думая о плохом. Но однажды погожим осенним днём  детская игра в  мушкетёров закончилась дракой. «Гвардеец», сражённый шпагой «Атоса» в лице Максима, посчитал это несправедливостью и нанёс ответный удар по голове. В результате — отслойка сетчатки и полная слепота. Максим к этому времени учился в школе-интернате № 2 для слабовидящих детей.  Учился без особого удовольствия, потому что благодаря хорошей домашней подготовке он опережал в развитии одноклассников. Читал и писал с трёх лет. Быстро решал арифметические задачи.  Уроки казались ему скучными, он  часто убегал с них, а чтобы не нашли, прятался в актовом зале за бюстом Владимира Ильича Ленина. Дома же ночью под одеялом с лупой в руках читал  приключенческие романы, которые потом инсценировал в дворовых забавах. Сейчас жалеет об этой вольготности. Говорит, что пропуск уроков сказался на его грамотности.  Но  в октябре 1993 года  всё это вмиг рухнуло. Сколько людей пережили подобную трагедию… Сколько лет оттаивали от стресса… Максим же  в этой ситуации проявил мужество,  хотя ему было всего 11 лет. Героически повели себя и родители, инвалиды по зрению Татьяна Геннадьевна и Александр Борисович,  которые  практически  в течение двух недель обучили сына системе Брайля и  буквально встроили в учебный процесс Московской школы-интерната № 1 для слепых детей.

Занимался тем, что нравилось

Новая жизнь потребовала усидчивости и сосредоточенности на учёбе. Но Максим не был бы  самим собой, если бы  вопреки натуре превратился  в «ботаника».  Да, он учился хорошо. Но душа искала самовыражения.  Как он сам признаётся, поняв, что зрение не вернуть, он пустился «во все тяжкие», то есть вопреки запретам стал жить,  как  хотел. Ходил туда, куда нельзя, и делал то, что не положено. Сразу же пренебрёг советом врача забыть про уроки физкультуры. Гонял мяч, кувыркался на матах, увлекался силовыми упражнениями. Но больше всего любил оторваться от земли — повертеться на брусьях и перекладине, поражая смелостью окружающих. До сих пор не может пройти мимо турника, чтобы не повисеть на нём. С благодарностью вспоминает учителя физкультуры Анатолия Николаевича Королёва, который относился к ребятам, как строгий офицер к солдатам, но при этом был терпелив и доброжелателен. Знаковым для него в эти годы было и знакомство с тренером по дзюдо Алексеем Сидоровым, который  вместе с женой Эллой  совершенно бескорыстно  обучал ребят с любой категорией инвалидности основам айкидо —  мягкому варианту боевого искусства. В школу Сидорова на Шаболовку Максим пришёл шестиклассником и провёл там четыре с половиной года. Алексей не спрашивал у своих подопечных ни паспортов, ни медицинских справок. Только предупреждал: «Вы взрослые люди, сами знаете свои «болячки». Хотите — занимайтесь со всеми, хотите —  понаблюдайте, как это делают другие». Такая свобода нравилась непокорному пареньку. «Я ходил туда не для того, чтобы расслабиться и полежать на татами, — признаётся он,  — я хотел заниматься тем, что нравилось.  И хоть на соревнования мы не ездили, чёрных поясов в официальной обстановке не получали, но эта наука очень помогла мне в физическом развитии, ориентировке в пространстве, научила основам самозащиты».  Дружба с Алексеем Сидоровым продолжается до сих пор.

«Вкусный» звук, рождающий стихи

Школьные годы любого подростка — это ещё и увлечение музыкой.  Максиму хотелось не только  запомнить полюбившуюся мелодию, но и понять, как она рождается. Инструментом для такого познания он выбрал классическую гитару.  Сначала его обучал отец, потом — на частных уроках  профессиональные педагоги.

 Человек с гитарой — всегда душа компании, что очень помогло домашнему Максиму влиться в интернатское братство. Потом был школьный ансамбль под руководством известного джазового музыканта Алексея Черёмуша, а после его ухода — увлечение жёстким роком с социальным подтекстом, но уже не на базе школы, а на самостийном уровне  в подвале: «У нас была старая аппаратура, барабаны мы собирали из хлама, к тарелочкам подвешивали ключи, чтобы они лучше звучали».  И тут же  ностальгически вздыхает: «Эх, сейчас бы всем собраться, поиграть».  

Гитара не ушла из его жизни. Он часто берет её в руки. Пишет стихи и сочиняет музыку.  Но  внутри что-то в этом вопросе  у него не срослось. «У меня нет музыкального слуха, нет  специального образования, вообще нет данных, я не знаю ни сольфеджио, ни теории музыки. Этого не было в моей жизни и уже не будет. Я не должен   был заниматься классической гитарой, уж лучше бы учился эстрадному аккомпанементу», —  он недоволен собой и, кажется, уже поставил  на своём увлечении «большой крест».  Но  неожиданно  монолог принимает другую окраску: «Сейчас я играю в сто раз лучше, чем тогда.  Я купил себе приличную аппаратуру с массой  звуковых вариаций.  Иногда удаётся найти очень «вкусный» блюзовый звук, который рождает в душе поэтические строки, и они сразу ложатся на мелодию». А стихи и мелодии, конечно, про любовь.  Вот такой вот он, Максим Петров. Противоречивый? А, может, самокритичный? Но,  видимо, у него  непростые отношения с миром.  И яркий, цветной фон   ему ближе, чем чёрно-белый.

Сертификат не пригодился

Ещё один урок  юности имеет  уже привкус горечи. Это были 90-е годы, когда вся страна и каждый из нас в отдельности старался  приспособиться к  условиям  рыночной экономики. Родители Максима, отважные люди, создали строительно-отделочную фирму, занимающуюся ремонтом квартир. Конечно,  сами они полы не циклевали, кафель не укладывали, обои не клеили. Они были посредниками между заказчиками и исполнителями, честными, порядочными, аккуратно платившими все налоги.  Фирма кормила семью, но поднять её на более высокий уровень не удавалось. Максим, желая поставить семейный бизнес на научную основу, целый год учился предпринимательству в школе малого бизнеса при Международном университете этого профиля. И вот, когда казалось,  что дело пошло в гору, случилась беда.  Бригада отделочников завалила заказ, а расплачиваться за брак пришлось хозяевам фирмы. Долг был очень большой. Чтобы вернуть его, Петровы продали свою квартиру в центре города, переехали в спальный район, а вскоре и вовсе свернули бизнес. От тех «крутых» времён  у Максима остался сертификат  с «пятёркой» по маркетингу и менеджменту и убеждённость в том, что в «нашем государстве даже людям с железными нервами, бешеной работоспособностью, умением рассчитывать свои деньги и время  вести честный бизнес пока очень сложно». Эта история  семьи инвалидов по зрению достойна отдельного разговора, и, возможно, со временем повзрослевший Максим напишет свои «письма издалека», но пока  в душе — горький привкус разочарования.

Существенным  «довеском» к юношескому багажу являются и навыки по самообслуживанию, которые Максим приобрёл в интернате. На уроках труда его научили пришивать пуговицы, шить, вязать, жарить яичницу, чистить картошку и даже плести макраме. Этот женский уклон  когда-то смущал мальчишек, желавших освоить мужские работы, но на них в целях безопасности   в интернате было наложено «табу». Зато сейчас Максим  может легко помочь себе в  бытовых вопросах, а также вполне грамотно научить основам самообслуживания вновь ослепших людей, которые обращаются к нему за консультацией. И ещё. С юношеских лет он увлекается лепкой из глины и объёмной аппликацией.  Но это, по его словам, занятия для того, чтобы маму «повеселить». Себя же он «веселит» чтением. Максим —  заядлый книгочей. С книгами ложится, с ними же и встаёт. Они  у него и на «мобильнике», и в компьютере. В его ушах постоянно звучит голос диктора. И, кажется, что нет темноты…

Его университеты

Свой будущий вуз неординарный  юноша со сложной внутренней организацией  выбирал долго и тщательно. Побывал на «днях открытых дверей» многих высших учебных заведений. В конце концов, остановился на Российском государственном социальном  университете, куда и поступил в 2001 году. «Я разгильдяй, — говорит он, — хотя школу окончил хорошо. Но вот в университете меня «прорвало». Я учился со страшной силой. Даже с температурой  39 приходил на лекции. Мне была жутко интересна моя будущая профессия и очень хотелось вырваться вперёд». Учителя школы-интерната № 1 старались не зря. Их выпускник  знал больше многих своих сокурсников, умел думать, размышлять. Но не всегда учёба сопровождалась звуками победного марша. Если на культурологии он «катался по столу от смеха», видя, как   ребята  путаются в простых исторических датах и не могут назвать даже место рождения Христа, то на философии втягивал голову в плечи при жёстких оценках профессора  Николая Васильевича Солнцева, который  требовал  проникновения в суть каждого понятия и  беспощадно ставил «двойки» за привычку произносить слова, не задумываясь об их  смысле.  «Я до сих пор считаю, что не достоин «четвёрки» по этому предмету», — признаётся Максим. Однако, несмотря на сложности, он ни разу не сбавил набранную на первых занятиях скорость.

В университете  Максим занимался и  исследовательской работой. За четыре года обучения по программе бакалавра он  участвовал в реализации трёх социально значимых научных проектов. Все они связаны с болевыми точками  нашей действительности. Это проблемы детской подростковой проституции. Это пути адаптации женщин, отбывших срок наказания,  к условиям нормальной жизни. Это изучение такого порока общества, как  нетрадиционная сексуальная ориентация. В обязанности Максима входили сбор статистических данных, ведение переговоров, опросов, интервью с респондентами. Каждый проект завершался конкретными рекомендациями по изучаемым темам.  Студенты предложили ЦСО работать не только с инвалидами и пенсионерами, но и с семьями, входящими в группу риска, а при  женских кризисных центрах создать отделения для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Пожалуй, самым плодотворным был второй проект, который осуществлялся на базе Женской Можайской колонии.  Из числа заключённых  была сформирована группа по  подготовке социальных работников. Предполагалось, что эта профессия поможет им в будущем устроиться в жизни. Проект отвечал на вопросы: нужен ли нарушителям закона такой поворот судьбы, как подвигнуть их на учёбу, по каким критериям отбирать  слушателей и как проводить обучение? Работы Максима Петрова и его друзей получили одобрение Департамента социального развития Москвы, а их авторы стали стипендиатами столичного правительства. При работе над проектом по  сексуальным меньшинствам в городе был проведён рейд,  собрана статистика и составлен отчёт. Это была серьёзная попытка взять под контроль разгул нравов.

 В 2003 году  Максим вместе с преподавателем Ольгой Николаевной Субаевой  написали учебное пособие для студентов «Введение в специальность. Социальная работа».   Плоскопечатный вариант имеется в библиотеке  университета, а брайлевский    в РГБС. Кроме того, подготовлены методические рекомендации по адаптации учебных заведений под потребности студентов с проблемами зрения. А на третьем курсе ему доверили читать в своём  вузе  лекции по реабилитации инвалидов, по истории социальной работы.  Самоотдача и  увлечённость, пропитанные любовью к профессии, не остались незамеченными. В год окончания университета, в 2005-м, он вместе с «красным» дипломом и степенью бакалавра получил почётное звание «Открытие и гордость университета. Серебряная медаль». Ну, а дальше — прямая дорога в магистратуру  с изучением истории, теории и методологии социальной работы. Он поступил туда легко и чувствовал себя комфортно. Занимался  инвалидными проблемами, готовил очередную «методичку» для университета. Через два года защитил  магистерскую диссертацию. Но судьба, видимо,   не хотела  отпустить на волю  талантливого трудолюбивого студента, не вознаградив по достоинству. 2007 год стал для него «звёздным». Он не успел сдать экзамены, как был объявлен конкурс «Молодые таланты Москвы». Научный руководитель Ольга Николаевна Субаева и ректор РГСУ Василий Иванович Жуков  отправили лучшего студента   посоревноваться с другими в номинации «Наука и инновации». Работ у него для этого было более чем достаточно. Но он считает, что  на решение жюри во многом оказало влияние  интернет-голосование его  заочных друзей  по   дискуссионному листу «Калейдоскоп». Это —  своеобразный электронный форум, созданный Максимом в студенческие годы для общения с единомышленниками по самым разным вопросам. Узнав о конкурсе, пятьсот подписчиков «листа» поддержали коллегу. В результате первое место и медаль «Молодые таланты Москвы-2007», которую в Московском доме музыки ему вручил известный врач  и общественный деятель Леонид Рошаль. Вслед за поздравлениями — новое предложение:  победитель московского конкурса  должен защищать честь города  на общероссийском под названием «Национальная молодёжная премия «Будущее России». Времени на подготовку было очень мало, но Максим собрался и написал-таки для конкурса ещё одну работу — обзорно-аналитическое пособие  по инвалидной тематике. Снова победа!  И практически сразу же покорение ещё одной вершины  на конкурсе Президента России,  где у Максима тоже первое место и солидный грант. Так триумфально Максим Петров завершил своё образование, доказав и обществу, и себе, что незрячий человек и в учёбе, и в  науке может быть лучшим.

После таких успехов  «красного» выпускника не просто звали, а тянули в аспирантуру. Но он не соблазнился. Не потому, что устал от науки. Просто решил жениться и  заняться материальным обеспечением будущей семьи. Но ни с женитьбой, ни с аспирантурой ничего не получилось. И Максим спустя какое-то время снова пришёл в РГСУ, но на этот раз не за диссертацией, а за дипломом менеджера, который получит после полугодового обучения на курсах повышения квалификации.

В идеале – общение с аудиторией

Не секрет, что значительную  часть жизни человек проводит на работе. Естественно, такие длительные отношения требуют взаимной любви. Как с этим вопросом у Максима? Он говорит, что с учётом накопленного багажа в идеале  видит себя за преподавательской кафедрой. Аудитория манит его и заводит ещё со студенческих времён, когда читал лекции своим товарищам. Новые  яркие впечатления от общения со слушателями получил в прошлом году в Сургуте, где выступал перед социальными работниками на семинаре, проводимом методическим центром  департамента соцзащиты этого сибирского города. А направила его туда  региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», с которой активно сотрудничает Петров. «Был очень плотный, напряжённый график, — вспоминает он. —  С понедельника по субботу — по пять-шесть пар в день. Но мне было не трудно.  Я получал огромное удовольствие от того, что разбираюсь в обсуждаемом вопросе, что  люди меня слушают, что им интересна тема.  А она касалась работы с семьями, где есть дети-инвалиды. Я чувствовал себя человеком на все сто».

Два года назад  Максим был принят в штат ИПТК «Логосвос». Генеральный директор  Владислав Сергеевич Степанов  приметил талантливого молодого человека и предложил ему быть сначала администратором  сайта, а потом и техническим редактором радиостанции «Логосвос».

Новичок с нестандартным мышлением и творческим подходом к делу  внёс свежую струю в деятельность старой структуры. Во-первых, разнообразил программу передач, сделал её интереснее. Во-вторых,  изменил формат. Радиостанция, которая в течение многих лет вещала в пределах ста километров от Останкина на тифлоприёмники, которые уже  не выпускаются, прокладывает дорогу в Интернет. Максим уже вывел её в сеть в тестовом режиме. Он говорит: «Если людям понравится, а директор узаконит, то можно и регистрироваться». В процессе обновления под руководством Максима находится и сайт «Логосвос». В обязанности технического редактора входит также  сбор информации в Интернете обо всём, что касается  жизни незрячих в нашей стране и за рубежом, подготовка аналитических обзоров для восовских изданий.

Ещё со студенческих времён Максим сотрудничает с региональной общественной благотворительной организацией «Помощь инвалидам», где на волонтёрских началах является заместителем руководителя по социальной работе. Он проводит тренинги, ролевые игры для желающих трудоустроиться, консультирует по юридическим вопросам с помощью программы «Гарант»,  просто общается с теми, кому необходима моральная поддержка. Рассматривает эту деятельность как один из видов практики.  Ещё одна интересная работа — разъездной реабилитолог. Первый опыт он получил в «Перспективе», куда обратилась за помощью женщина, сын которой потерял зрение. Максим ездил к нему домой, учил обслуживать себя. Потом стали поступать и другие заявки. Несмотря на столь насыщенную жизнь, молодой человек   мечтает о постоянной  работе по  специальности, которую получил в университете.

Экстрим на кончике языка

Максим — не сухарь, увлечённый только профессией. Он живой человек с живыми страстями. За время нашей беседы он несколько раз произносил слова «вкус жизни». Хочу, мол, почувствовать её во всех проявлениях. Вкус — это совсем не то, что  интерес. Вкус — это то, что на языке, это ощущения, входящие в нас через рецепторы. То есть то, что можно попробовать, а не увидеть.

Максиму везёт на людей, которые понимают, насколько это важно  незрячим. Одна из них — Ольга Павлыш, координатор проектов Центра паралимпийского спорта, а сейчас менеджер одной из компаний.  «Эта маленькая девочка, — говорит Максим, — захотела показать незрячим большую жизнь за пределами зрения». И сделала проект «Мир наизнанку» с тактильными экскурсиями  по музеям и заповедным местам России. Ребята побывали в Туле, Ярославле, Самаре, где примеряли кольчуги и шлемы, стреляли из луков, лежали за пулемётом, взбирались на скалы, переправлялись через реки. В Москве они спускались в противоядерный бункер, где трогали руками аппаратуру слежения и даже печатали на секретных телеграфах. Эти экскурсии  взволновали  Максима. Он рассказывал, что в Тульском зоопарке ему позволили погладить ядовитую австралийскую  жабу Агу. «Это сердитое шершавое существо способно выделять токсичную слизь, которая вызывает смерть. Когда  я прикасался к ней, то не знал, как она себя поведёт и какую участь мне уготовит. Между жизнью и смертью было всего несколько секунд. Ощущения из разряда адреналиновых». Сейчас он утверждает, что именно Ага заразила его экстримом, хотя,  наверное, она просто разбудила  то, что было в нём всегда. 

Вскоре после этих походов Максим записался в  группу по подводному плаванию, которую инструкторы  Александр Жеглов и Дарья Портнова организовали  для инвалидов с целью пропаганды среди них этого вида спорта и разработки специальных обучающих методик. Максима это заинтересовало во всех смыслах. Активная натура требовала новых впечатлений, а конструктивный, аналитический ум — исследований. Здесь всё совпало. Вместе с Александром Жегловым они стали апробировать приёмы обучения незрячих дайвингу, придумывать для них язык общения под водой.  Между прочим, за рубежом есть международная ассоциация  дайвинга для людей  с ограниченными возможностями здоровья, используются «говорящие» подводные компьютеры. У нас всё это на начальном уровне. И водная азбука очень актуальна. Максим говорит, что в принципе всё уже готово, осталось только сформулировать и написать.

По поводу  аварийных ситуаций,  которые случаются с незрячими под водой,  Максим рассказал следующую историю. Когда они отрабатывали на глубине  шести метров команду «У меня нет воздуха», у него неожиданно перевернулся грузовой свинцовый пояс, его отбросило спиной на дно, рука запуталась в лямках собственного жилета, ни встать не может, ни дышать нечем. Было страшно.  Но он всё-таки сумел освободить руку, подтянуть запасной «лёгочник» и продышаться. Пришлось поволноваться и тренеру, который,  по словам Максима, относится к нему как к «хрустальной вазе».

В августе этого года Максим осуществил свою давнюю мечту —   прыгнул с парашютом. Это был затяжной прыжок в тандеме со зрячим инструктором с высоты 4000  метров.  Восторг до сих пор перехватывает дыхание:  «Ощущения неописуемые! Первые три секунды, когда  ты выходишь из самолёта и попадаешь в поток, очень страшно. Летишь со скоростью 250 километров в час, щёки начинают болтаться, сменяются массы тёплого и холодного воздуха.  Минута свободного падения с неба — это огромный кусок жизни.  Мы с ребятами решили, что следующим летом обязательно приедем в Киржач ещё раз».

Новое  увлечение Максима с подачи тренера Александра Жеглова — это   параплан, то есть безмоторный сверхлёгкий пилотируемый летательный аппарат.  Он состоит из мягкого двухоболочного крыла, которое надувается через воздухозаборники набегающим потоком воздуха, и подвесной системы, которая крепится к крылу. Чтобы привести параплан в рабочее состояние, надо, держась за стропы, основательно пробежаться вместе с ним, чтобы набрать ветер в крыло и, прыгнув на подвеску,  парить на высоте 300 метров, как птица. Изучая параплан, Максим одновременно составляет методику управления им, адаптированную для инвалидов по зрению. Естественно, под руководством тренера. Возможно, они  станут первыми в России разработчиками этого направления. «Я пробую всё это на себе не для того, чтобы развлекаться, а    чтобы проложить дорогу другим». В ближайших планах — занятия  парусным спортом.  Вирус по имени Ага, действительно, оказался заразным.

Человек, который привык жить без страха в реальности, уверенно чувствует себя и в виртуальном мире. Прекрасно знает компьютер. Про таких говорят — продвинутый. При этом, как всегда, заботится о других. То, что изучил сам, старается передать знакомым. Есть в нём всё-таки преподавательская  жилка. О том, что Максим имеет в Интернете собственный дискуссионный лист «Калейдоскоп», мы уже говорили. А недавно он подготовил и разместил на своей рассылке  курс лекций для незрячих, желающих освоить компьютерный язык. Объяснил, что такое «набивка» и «поле», как называется расстояние от края внутреннего квадрата до края внешнего, как рассчитать веб-страницу и многое другое. Подход здесь, как всегда, учительский:  умею я, значит, сумеешь и ты. Людям нравятся эти лекции, в них о сложном сказано просто и доступно. Освоил он и спутниковую систему «Навигатор GPS», облегчающую инвалидам по зрению передвижение и ориентировку в пространстве. Она работает при помощи встроенного аккумулятора и  позволяет  через спутник получать указания по перемещению. Попав в сложную ситуацию,  слепой человек может воспользоваться  специальной кнопкой помощи. Максим приобрёл эту систему, изучил, но пока не применяет. Больше доверяет трости. А сейчас  в силу обстоятельств  чаще ездит на  социальном такси. Но навигатор  у него  в состоянии готовности.

Что касается конкурса «За качество жизни инвалидов», то Максим пошёл на него сознательно,  не только для того, чтобы себя показать, но и помочь другим. В анкете-заявке изложил свою позицию по поводу «жизни на скорости» с использованием экстрима  как хорошего допинга для повышения физической активности и  самооценки инвалида. Он предлагает: «Делайте, как я,  и ничего не бойтесь». К портрету Максима Петрова хотелось бы добавить ещё один штришок. Этот  умный, образованный, всё знающий и всё умеющий человек  в душе   ребёнок, который любит сюрпризы.

Валентина Кириллова