Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

К 90-летию ВОС

ВСПОМНИТЬ ВСЕХ ПОИМЁННО

Окончание. Начало в № 11

В этом номере Владимир Рачкин завершает свой рассказ о ветеранах Пермской региональной организации ВОС, о тех, кого он знал лично, с кем работал на УПП и кого считает необходимым вспомнить в связи с юбилеем Общества слепых.

Тамара Дроздецкая и Ольга Отинова

В начале 70-х годов прошлого века я был переведён на участок клеевой коробки картонажного цеха Пермского УПП в бригаду, которой руководила Тамара Николаевна Дроздецкая.

Тамара родилась в 1930 году в Ленинградской области, рано осталась сиротой. Воспитывалась в детском доме Гатчины. К началу Великой Отечественной войны успела окончить 4 класса. С приближением фронта к Ленинграду была эвакуирована на Западный Урал. В 1947 году поступила работать в Пермские учебно-производственные мастерские системы ВОС. Без отрыва от производства окончила вечернюю школу и получила аттестат зрелости. Именно здесь как бригадир стала моим наставником. А после того, как Т. Дроздецкая была избрана в 1974 году председателем производственной первичной организации ВОС, её место заняла Людмила Михалёва, принципиальная и требовательная, очень интеллигентная, чем-то внешне смахивающая на строгую учительницу в пенсне. Тамара Николаевна многие годы участвовала в художественной самодеятельности: пела в Академической хоровой капелле, играла в оркестре русских народных инструментов. За свой добросовестный труд и активную общественную деятельность  награждена орденом «Знак Почёта».

Ольга Ивановна  Отинова 17-летней девушкой пришла на Пермское УПП № 2 в 1952 году, в картонажный цех, окончила вечернюю школу. Через 10 лет её утвердили в должности мастера самого крупного на предприятии участка клеевой коробки, который она возглавляла более 30 лет! Этот участок считался одним из лучших, к тому же О. Отинова — единственный мастер не только на Пермском УПП, но, пожалуй, и на других, имела инвалидность первой  группы с небольшим остатком зрения. Её неоднократно избирали членом президиума областного правления. Вот на её участке мне и посчастливилось трудиться  более трёх десятилетий.

В коллективе было три бригады: помимо основной, собственно клеевой коробки, ещё бригада коробки под пластилин и  целлофановой оболочки для колбасы. (Сейчас  ничего этого уже нет). На участке работали немало известных не только на УПП, но и во всём Пермском правлении людей, в том числе чемпионки и призёры паралимпийских игр Надежда Чиркова и Ирина Селиванова, незрячий поэт и спортсмен Геннадий Горбунов, бывший офицер-фронтовик, инвалид ВОВ Виктор Кондрацкий и другие. В  нашей бригаде было  более 20 человек,  я — единственный мужчина среди  милых и сердечных женщин, которые относились ко мне очень внимательно. Большинство из них — инвалиды второй группы по зрению, так как выпускаемая  продукция требовала зрительного контроля. Многие освоили по нескольку смежных операций и при необходимости могли заменить друг друга. Каждая — со своими достоинствами и недостатками, своим характером. Это и одна из самых уважаемых и авторитетных Маргарита Коробко. Это и  Анечка Русинова с пышной копной волос. Это и пришедшие в бригаду прямо со школьной скамьи две сестры-певуньи — Надежда и Татьяна Ипполитовы, которые работали  споро, энергично, да при этом ещё чего-то напевали — дуэт, да и только! Недаром обе пели в Академической народной хоровой капелле, которой  руководила заслуженный работник культуры России Александра Рогова. Это и бойкая Лариса Федюкова, которую я, грешным делом, из-за её маленького росточка даже сначала принял за 15-летнюю девочку, когда впервые увидел в бригаде, на деле же ей оказалось уже под 30! И спокойная Валентина Шестакова, и спортсменка Нина Терёхина — делегат съезда ВОС и кавалер ордена Трудовой Славы IIIстепени — непременный «культмассовик» всех бригадных мероприятий. И чрезмерно любопытная, любившая, как говорят в таких случаях, «почесать язычком» Люсечка Ковина. Всем пришлась по душе весёлая слепоглухая девушка по имени Занфира, или просто Зина, которая перешла к нам в начале 80-х годов с предприятия глухих. Женщины искренне радовались, когда я познакомил её со слепоглухим парнем из Сарапула Володей Закатовым. Всей бригадой гуляли на свадьбе молодожёнов. Ныне супруги Закатовы продолжают трудиться на УПП, пользуются уважением в трудовом коллективе, являются активистами клуба общения «Говорящие руки», вырастили и воспитали прекрасную дочь. Я мог бы назвать тут и других своих коллег, но для этого не хватит журнальных страниц! Мы всегда делили пополам свои радости и горести.

Вспоминается такой случай. Во второй половине 70-х годов прошлого века с членом бригады Паней Елоховой случилась беда. Во время поездки на рыбалку на личном автомобиле вместе со зрячим мужем Александром  по вине водителя встречного грузовика они попали в страшную аварию. К счастью, супруги остались живы, долгое время лежали в больнице: Александру Елохову ампутировали ногу, а у Пани из-за того, что неправильно срослись кости, одна нога стала короче, и женщина вынуждена была всю жизнь ходить сначала с опорной тростью, а затем и на костылях. Друзья по бригаде не оставили их в беде — регулярно навещали в больнице, рассказывали обо всех новостях. Не это ли вкупе с искусством хирургов помогло им справиться с травмами? После выписки из больницы супруги ещё долгое время находились на излечении дома. И вот однажды, нагрузившись продуктами и выпросив у директора УПП автобус, мы всем коллективом во главе с Ольгой Отиновой и нашим верным зрячим помощником — контролёром участка Рамзиёй Галановой поехали на окраину Перми, в Верхние Муллы, где в пятиэтажке-«хрущёвке» и проживали в то время в однокомнатной квартирке супруги Елоховы. Как же безмерно рады они были, увидев  такую шумную компанию! Сколько разговоров было за празднично накрытым столом! Саша, уже вполне привыкший к своему протезу, взял в руки гитару и запел, а все собравшиеся вокруг хором подпевали! Я не мог из-за глухоты слышать, что же они пели в тот день. Но при воспоминании об этом эпизоде на память приходит рассказ  известного писателя Виктора Астафьева «Ясным ли днём…». Герой Астафьева, Сергей Митрофанович, потерявший на фронте ногу, домой из госпиталя тоже вернулся на протезе. Его любимую супругу также звали Паня. Вот и Сергей Митрофанович, взяв в руки баян, тоже напевал своей любимой Пане задушевную мелодию:

«…Ясным ли днём

Или ночью угрюмою,

Всё о тебе я мечтаю и думаю…

Кто-то тебя приласкает,

Кто-то тебя приголубит,

Милой своей назовёт!»

Вполне возможно, что и Саша Елохов пел своей милой точно такой же мотив! К сожалению, Саши уже нет в живых, да и многие члены бригады ушли в мир иной. Но оставшиеся в живых подруги  не оставляют П. Елохову в одиночестве: часто звонят, а то и  приезжают в гости. Мы и сейчас, живя в одном доме рядом с УПП, иногда встречаемся во дворе с трудом передвигающейся на костылях Плакитой Сысоевной, интересуемся её житьём-бытьём, вспоминаем о друзьях-товарищах. Замечу, кстати, что после выхода на пенсию Ольги Ивановны участок возглавила её дочь Наталья.

Людмила Кравченко

И ещё об одном ветеране не могу умолчать. В декабре прошлого года в ДК ВОС состоялся вечер-портрет памяти Людмилы Никифоровны Кравченко, посвящённый 75-летию со дня её рождения. Сколько искренних, идущих от чистого сердца слов было сказано об этом человеке! Среди выступающих — бывший председатель ПКО ВОС В. Шестаков, бывший директор ДК Н. Кабак, бывший руководитель региональной организации слепоглухих «Эльвира» А. Петровских, родные и близкие Никифоровны — так любовно называли её члены ВОС. На большом экране один за другим менялись слайды, рассказывающие о жизни и деятельности этой женщины, звучал в записи её живой голос. Выступил и автор этих строк. Я не раз в своих публикациях на страницах «НЖ» о работе со слепоглухими упоминал фамилию Кравченко, в частности, в материале «В клуб — за общением» («НЖ» № 2, 2012 г.), но не смог удержаться от того, чтобы в очередной раз не упомянуть об этом замечательном человеке, оставившем о себе добрую память! Ведь именно благодаря Никифоровне в Пермском ДК ВОС одними из первых в системе ВОС создали клуб общения слепоглухих и благодаря ей  у нас проводилась активная работа с этой категорией инвалидов. И я  рад, что судьба свела меня с Л. Кравченко, вместе с которой и проводил общественную работу со слепоглухими. По окончании вечера-портрета всех собравшихся пригласили за накрытые столы, чтобы помянуть безвременно ушедшую из жизни Никифоровну…

 К портрету Кравченко можно было бы добавить и то, что Людмила Никифоровна почти 10 лет, то есть с апреля 1995-го по ноябрь 2004-го, возглавляла Пермскую городскую МО ВОС, причём в самый сложный период деятельности  первичек, когда начался процесс их укрупнения. Пермская ТПО была объединена с производственной, забот у председателя значительно прибавилось, ибо надо было решать не только социальные, но и производственные вопросы вместе с руководством УПП. И Кравченко с честью справилась с нелёгкой задачей, покинув хлопотное председательское кресло лишь в связи с ухудшением здоровья, после чего вернулась к работе в качестве реабилитолога клуба общения слепоглухих.

Я рассказал лишь о пятерых ветеранах, которых уже нет в живых, но которые оставили заметный след в моём сердце, а также в истории Пермской организации ВОС. Ведь в любой местной организации, в любом правлении были и есть немало таких людей, которые внесли свой вклад в историю Всероссийского общества слепых. Так давайте же в преддверии юбилея ВОС и Великой Победы отдадим им должное, вспомним всех поимённо, поставим свечки и помолимся за упокой тех, кого уже нет среди нас!

Владимир  Рачкин