Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

КРУГОСВЕТКА

ЗАОКЕАНСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Текущий XXI век знаменателен для меня периодическими посещениями Калифорнии, где укоренилась наша дочь. Каждый раз нас ожидают новые явления и грани американской жизни. Очередной визит не стал исключением.

Мы прилетели в Лос-Анджелес к разгару кровавых событий на Украине, надеясь услышать осуждение профашистского бандеровского режима. Но в эмигрантских кругах звучали лишь обвинения России в оккупации, в русскоязычной прессе — желчные статьи а-ля Новодворская, а по телевизору — ни слёз, ни крови, ни беженцев с младенцами на руках, ни трупов уничтожаемых жителей Донбасса. Абсолютное зомбирование общественного сознания с целью возрождения  образа «империи зла»!

Однако коренного американского  обывателя, на мой взгляд, не особо волнует украинская гражданская бойня: она слишком далека и не затрагивает его непосредственно. Гораздо ближе свой домашний участок, его благоустройство — цветники, ландшафтные интерьеры…

РЫБКИ В ПРУДУ, КОЛИБРИ НА ЛАДОНИ

Убедились мы в этом, приняв участие в «Садовом туре», связанном с посещением частных относительно небогатых подворий, отличившихся убранством и украшением с использованием местных пород, материалов, растений и животных. Проходил тур под девизом «Смерть газонам!» — его создатели стремились избегать гладких стриженных зелёных площадок, засаживая их калифорнийскими цветами, кустами, кактусами, деревьями, иногда заваливая камнями. На участках с крутым рельефом проложены искусственные ручьи, впадающие в маленькие прудики, где сонно шевелятся крупные разноцветные рыбы.

Поражает усадьба, на деревьях которой развешены многочисленные пластмассовые кормушки (дочь обозвала их «колибрятники»), куда, не опасаясь посетителей, слетаются пташки величиной со стрекозу. Некоторые угощаются прямо из ладоней хозяйки!

За субботу и воскресенье мы посетили около двух десятков таких усадьб из полусотни, предложенных для обозрения в разных районах безразмерного города. Несмотря на входную плату, везде толпы интересующихся. Хозяева встречают радушно, некоторые угощают фруктами, напитками, предоставляют туалеты.

Любопытно, что подобные мероприятия организуются активной общественностью без вмешательства чиновников.

БЕС ПОПУТАЛ

Благоустроенные, изысканно ухоженные частные усадьбы, безусловно, вызывают интерес, но меня больше влечёт дикая природа и стремление к неограниченному движению.

Как-то поутру побежал в горы. Достигнув подножия хребетика, намеревался минут через 20 быть на знакомой дороге, проложенной по его гребню. Поднимаясь по узкой хоженой прежде тропе, в азарте не заметил развилки и уклонился от нужного маршрута. Тропка подвела к скальному выступу, и мне стало ясно, что иду не туда, но какая-то бесовская сила толкала вперёд, и я взгромоздился на этот утёс. Ещё несколько десятков шагов, и тропка упёрлась в непроходимую стену колючек. Пытаясь её обойти, обнаружил несанкционированную свалку из пластиковых пакетов, бутылок, драных тряпок. Оказывается, законопослушные янки способны гадить там, где их никто не видит. Свалка меня слегка воодушевила: ведь должен же быть заметный путь, по коему доставлен сей мусор. Но все попытки отыскать след оказались тщетны.

Хотя до гребня и пожарной дороги оставалось совсем ничего, не желая продираться сквозь колючки вверх,  я стал спускаться вниз и совершил очередную ошибку, не сползя по скальному выступу на приведшую к нему тропу, а обойдя его стороной, после чего уже ни вверх, ни вниз дорога не находилась.

Стоя на раскалённом солнцем склоне, туго соображал что предпринять… Наконец, решился спускаться напрямик к хорошо просматриваемому шоссе не более, чем в четырёхстах метрах под ногами. Поскольку невысокие полосы густо сплетённых зарослей обойти было  нельзя, то вначале просто взбирался на них, держась за стволики, и перешагивал полосу. Когда сил поубавилось, стал переползать под кустами на карачках. Лишившись их вовсе, валился спиной на куст и, осторожно перемещая центр тяжести тела с сучка на сучок, переваливался на другую сторону с тем, чтобы приступить к преодолению следующей полосы.

Размещаясь иногда удобно, почти как в гамаке, я замирал, прислушиваясь к изнурённому сердцу, гудящей голове, дрожащим мышцам — шёл уже не первый час этого нелепого истязания, осложнённого крайней степенью обезвоживания организма.

Вспоминался давний походный эпизод, когда наша группа заплутала во время дождя в горах Кавказа и спускалась с крутого хребта по зарослям рододендрона. Мои спутники очень изнемогли, а мне удалось сохранить часть сил за счёт игровой манеры преодоления зарослей: я расставлял пошире ноги, садился верхом  на мокрую «рододу» и, словно с детской горки, скатывался на пару-другую метров. Сбережённая энергия пригодилась на привале для доставки воды и готовки ужина… Но тогда на мне были штормовой костюм, отриконенные (обитые стальными трезубцами) горные башмаки, в руках — ледоруб, за спиной — рюкзак со спальником, едой и одеждой, рядом — восемь надёжных сподвижников.

А сейчас  — наедине с иссушающим светилом в коротких беговых трусиках, в ветрозащитной курточке (слава Богу, что с длинными рукавами), в кроссовочках, белой шапочке, синих перчатках. Обнажённая плоть уже давно изодрана, зудит и кровоточит. Встаю на ноги меж кустами и спешу  пасть на следующий, поскольку кружится голова. Временами мелькает мысль, что меня «хватит» инфаркт или инсульт, и моё жалкое тело даже в какой-то сотне метров от шоссе найдут далеко не сразу на этом зелёном непроходимом склоне. Гоню страшные мысли и молю Господа, чтобы спас, сохранил и до заката вывел на дорогу…

Всевышний внял моим мольбам: в конце концов, свалившись с очередной растительности, я очутился рядом с шоссе. Сделал по нему несколько нетвёрдых шагов и остановился: сзади приближалась машина. С отчаянием партизана, ждущего самолёт с Большой земли, я замахал шапчонкой. Машина пронеслась мимо!!! Но через полсотни метров развернулась и приблизилась по встречной полосе. Миловидная дама за рулём с вопросом ко мне. Естественно, я не понимаю, но у меня вызубренный и проверенный в общениях монолог о том, что заблудился, нуждаюсь в помощи и домашний адрес по цифрам и буквам. Да и одного взгляда на растерзанного странника достаточно, чтобы без слов понять его катастрофическое состояние. Дама протягивает мне початую бутылку воды, и я опускаюсь на асфальт у её двери. Влага возвращает силы, поднимаюсь и получаю другую, ещё не распечатанную. Сажусь на указанное заднее сиденье, и мы трогаемся по направлению введённого в навигатор адреса дочери. Высосав водичку и вспомнив некоторые словечки, пытаюсь узнать, кто есть моя благодетельница: учитель, инженер, бизнес-леди? «Мазер (мать)», — слышу краткий ответ. Пока соображаю, как спросить: многодетна ли и какого возраста детки, машина достигает ворот нашей усадьбы, и мне остаётся только благодарить и прощаться. Чудесная «мазер»!

А дома — паника: дедушка удрал более семи часов назад! Через три бабушка позвонила дочери на работу, та осведомляется каждые полчаса и уточняет у мужа, как обратиться в полицию для поиска пропавшего. Я появляюсь и сообщаю дочке о своём возвращении за несколько мгновений до её официальной заявки на розыски. Приехавшая дочь выслушала мой отчёт, увидела кровавые раны и страшно переполошилась:

— Во-первых, в предгорьях, где ты скитался, водятся гремучие змеи, но, видимо, они уползли с твоего пути, а во-вторых, там встречаются жуткие растения, вызывающие долго не заживающие болезненные язвы, поэтому все раны надо немедленно обработать! — и подвергла меня антибиотиковой экзекуции.

Последующие дни подтвердили, что Бог избавил меня от соприкосновений с какими-либо ядовитыми сущностями, однако струпья драной кожи держались, пока не были смыты горячими целебными водами.

Позднее мы с дочкой на том роковом маршруте нашли единственную развилку, где только по наваждению беса мог произойти мой сбой.

ЧП* семейного масштаба, доставившее всем родным порядочно переживаний, завершилось буднично, однако при трагическом исходе приобрело бы международный резонанс.

*ЧП  чрезвычайное происшествие.

В САХАРУ!

Для снятия стресса и оздоровления родителей дочь повезла нас на горячие источники к восточной границе Калифорнии за полтораста миль от дома.

На просторные фривеи (скоростные автострады с транспортными развязками) нанизаны несчётные посады Лос-Анджелеса, далее — уютные весёлые поселения. Все дороги, конечно, безупречны, путевая информация предупредительна и полна. Замысловатые многоуровневые кружева развязок поражают воображение!

Через два часа автогонки въезжаем в какой-то гипермаркет якобы с баснословно дешёвыми товарами. Женщины спешат «шопиться», я остаюсь на воле и ужасно промерзаю в своих шортиках и футболочке: надеялся на жару континентальной пустыни, а попал в «аэродинамическую трубу» с леденящим вихрем. Дамы мои тоже разочарованы: халявных скидок не нашли.

Едва выбрались на трассу, как увидели перегородившую долину рать ветряков с бойко крутящимися лопастями. Тогда-то я и смекнул: знать, здесь всегда ветрено и холодно, зато электроэнергия почти даром! В течение всего оставшегося пути звенья грациозных ветряных «мельниц» на пригорках и склонах слева и справа от дороги непрерывно и сосредоточенно махали крыльями. Интересно, сколько же они накручивают электричества?

Преодолев последние километры невзрачного жёлто-серого песчаного ландшафта, покатили по гладким уклонным улицам курортного городка Дезерт-Хот-Спрингс, славящегося геотермальными источниками. У ворот мотеля и над калиткой надписи — «SAHARA» — следовательно, нам сюда.

Разместили в просторной комнате с телевизором (принимающим русские каналы), холодильником, газовой плитой, но без посуды и спичек. Наша решительно-обходительная дочь отправилась на ресепшен и вскоре вернулась со всем требуемым в хозяйстве. Пообедав тем, что привезли, вышли знакомиться с «оазисом».

В десяти шагах от двери налево — один бассейн  (для безмятежного бултыхания), направо — другой, поглубже (для спортивного плавания), рядом — многоместная ванна-джакузи и высокий «массирующий водопад». Везде горячая минеральная вода, подаваемая из местных горных недр. За мелким бассейном — не шибко жаркая сауна. Естественно, что остаток дня мы провели как водоплавающие и водобулькающие, многократно меняя водоёмы и чувствуя прилив бодрости.

Рано утром, не разбудив своих спутниц, я выполз из кельи прямо к нежданной чашке кофе, предложенной горничными. Кровь взыграла, «я взглянул окрест меня и душа моя», нет, «не страданиями человечества уязвлена стала», а близ торчащими пыльными холмами, и я, как Магомет, двинулся к ним. Преодолев несколько улиц, достиг площадки, с какой начал вольное восхождение, но, вспомнив о соблазняющем бесе, вскоре остановился, полюбовался парой припудренных снегом вершин на севере и западе долины, сфотографировал панораму и вернулся в мотель довольный, главное, вовремя.

Дочь тотчас предложила ехать на обед в соседний городишко Палм-Спрингс, лежащий у подножия той западной белоглавой горы Сан-Хасинто,  самой высокой в округе (3607 метров). Припарковав машину на центральном проспекте и вкусно поев в мексиканском ресторанчике под открытым небом, пошли знакомиться с достопримечательностями городка, более зелёного, приятного  и цивилизованного, чем «наш оазис».

— Смотрите-ка, бронзовый мэр! Надо «пообщаться» обязательно!

— А это что за хибарка из шпал XIXвека? Нет, в неё не пойдем: наверняка там темно.

— Браво, русская художница даже в такую даль и глушь завезла свою экспозицию! Обязательно заглянем!

Долго ходили, смотрели, посещали лавки, лакомились мороженным разных форм и сортов, пили фруктовые соки, наконец, с удовольствием плюхнулись в авто и покатили к своим врачующим водам.

А там изобилие гортанного народа: на отдых прибыл караван калифорнийских армян, возможно, ностальгирующих по кавказским, давно покинутым источникам. Их массивные, упитанные, не слишком радующие глаз тела заполонили сауну и все водоёмы. Едва дочь  услышала моё неодобрительное брюзжание  по этому поводу, как шикнула на меня, поскольку пришельцы понимают и говорят по-русски.

На следующий день мы покидали целебные воды, благодаря которым кожа моя обновилась, стала чистой, гладкой и шелковистой, как у новорождённого, а на душе у всех — легко и свободно.

Тысячи ветряков долины  Коачелла монотонно и равнодушно махали нам вслед…

ЗНАКОМСТВО С ДРАГУНКИНЫМ

Несмотря на десятилетний срок посещения США, меня мало волновало незнание английского языка. Несколько выражений и слов были выучены на крайний случай, а в остальных «инглиш» не требовался. Однако, встреча в «Сахаре» с армянской диаспорой, члены которой, кроме родного, владели русским и бойко лопотали на английском, подтолкнула к пересмотру языковых установок. Я могу немного изъясняться по-немецки, даже процитировать что-то из германских поэтов, а с американским зятем не в состоянии перекинуться парой фраз.

Обуреваемый жаждой немедленного познания, окунулся в Интернет и обнаружил дюжину отечественных и зарубежных скоротечных курсов с оплатой и без. Из просмотренных преподавателей сразу понравился Александр Николаевич Драгункин. Его аргументированная, раскованная, временами агрессивная манера общения с обучаемыми внушала доверие. Заинтересовался личностью, копнул глубже, отрыл пару видеоинтервью, из которых узнал, что он питерский филолог, автор многих книг, из которых «5 СЕНСАЦИЙ» — его любимая, а ««НОВЫМ» СТАРЫМ МИРОМ» он гордится, что первые лица государства и другие влиятельные особы, дорожащие своим временем, осваивали английский у него по его революционной эффективной методике.

Любимую книгу Драгункина я тотчас скачал и… отправил автору восторженный отзыв: «Потрясён книгой «5 СЕНСАЦИЙ». Недавно прочёл её в сокращении на сайте и был восхищён силой, красотой и убедительностью научной мысли, как в студенческой юности, когда изучал вывод формул Эйлера, объединивших тригонометрию с матанализом. Ваш труд по связи языков можно приравнять к таблице Менделеева, упорядочившей мир химических элементов. Желаю Вашей теории восторжествовать, как кибер или генетике, при жизни автора!»

А теория утверждает, что индо-европейские языки произошли от прарусского. Автор настолько наглядно показывает наличие русских корней в разных языках (в английском тоже), что не остаётся никаких сомнений в его правоте. Каждый сможет убедиться в этом, если прочтёт книгу с открытым сердцем.

Ответ пришёл быстро: «Спасибо за письмо и с праздником Вас! Сейчас я заканчиваю книгу под ещё более интересным названием: «Происхождение слов, цифр и букв»...

Вскоре поступило неожиданное предложение стать пайщиком издательства Драгункина. После определённых раздумий я отписал:

«Ведущим в море букв, цифр, слов,
Ниспровергателем основ
Явился в этот мир Драгункин!
(Простите лёгкий каламбуркин.)
По Интернету лишь знаком,
но к Вам симпатией влеком.

Простой пенсионер России,
жилец лесной карельской сини.

PS. Скачал «СЕНСАЦИИ» в полном объёме, теперь смакую. Они, скорее, нарисованы, чем написаны. Размышляю над вступлением в Ваше издательство.

Кредитно-денежные отношения — это уже не лирика, а проза, чаще с драматическим финалом (испытано многократно). Вы не сообщаете об условиях выхода из ООО и возврата паёв, а это очень важный факт. Соглашаясь на проверку в лояльности (попроси в долг), я готов поддержать Вас из скудных пенсионных средств, памятуя классику: «Иная гривна медная — дороже ста рублей».
После получения пенсии я переведу на Вашу сберкарту со своей почтовой 2 тысячи рублей на символический пай. По Инету без всяких квитанций. Сможете ли Вы отследить источник кредита? Извините за откровенность»...

«Спасибо за письмо и за милые, лёгкие стихи!» — ответил Драгункин и разъяснил тёмные финансовые вопросы, после чего мне оставалось только стать его кредитором.

Я получил от него 14 бесплатных видеоуроков, бегло ознакомился с ними ещё в Калифорнии, воодушевился, надеясь, что дома:

И буду я «негром преклонных годов»,
английский долбить, словно дятел.
Не есть и не спать я полгода готов,
но чтоб говорить с внучкой, зятем!

Лето промелькнуло в дачно-ремонтной суете без компьютера, и мне не удалось систематически, концентрированно осваивать уроки выдающегося автора. Однако английский алфавит я всё-таки вызубрил по песенке и речёвке собственного импровизированного перевода, что внушает надежду на грядущий успех:

A      B      C     D    E     F      G

эй     би    си    ди    и   эф   джи —

Серый  птах  сидел  во  ржи.

H      I       J        K      L     M    N

эйч   ай   джей  кей   эл   эм   эн —

Увидал   красотку    Джен:

O      P      Q       R    S     T     U

оу     пи    кью     ор   эс   ти    ю —

Лапку  ты  возьми  мою.

U     V      W         X      Y     Z

ю     ви    дабл-ю  экс  вай  зи —

Поспешай,   не   тормози!

ЗАБЕГ — В ФОНД БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

На знаменитый лос-анджелесский марафон, в котором прежде выступал один раз на главной, в 42 км, и трижды — на 5-километровых дистанциях, в этот приезд я опоздал.

— Не переживай, — утешила дочь, — найдём тебе что-нибудь поскромнее.

И выложила из Интернета на выбор пару десятков различных пробегов до даты нашего отъезда. Глаза разбежались: захотелось и на берег океана, и в центр города, и в знаменитые парковые зоны… Но надо ограничиться единственным!

— Вот приличный благородный пробег, — продолжила Ирина, —  все собранные средства идут в Фонд помощи детям, больным раком. Старт через месяц в нашем районе. У тебя будет время для подготовки, и на старт не надо выезжать ни свет ни заря, и ехать на другой край мегаполиса, как было раньше.

— Регистрируй, — согласился я.

Едва Ира ввела фамилию, как на экране высветились остальные сведения обо мне. Оказывается, меня уже включили в базу данных лос-анджелесских бегунов.

Минут за сорок до старта мы без проблем припарковались у стартового городка, получили пакет с фирменной футболкой, нагрудным номером, рекламной макулатурой и были приглашены на коллективную разминку. По командам инструктора помахали конечностями и разбежались на индивидуальный разогрев.

Общий старт на 5 и 10 км, чуть за сотню участников. Конечно, это камерное мероприятие, не чета  тысячеголовым, в каких я стартовал прежде, и трасса — гладкая асфальтовая дорожка вдоль озера, а не разнопрофильная по вертикали пила у Доджер-стадиона. Но упираться надо в любом случае, если стремишься улучшить своё время. Упирался 26 минут и опередил всех седоглавых на «пятёрке». На дистанциях осталось ещё много бегунов, и дочь призвала немедля ехать домой, чтобы к процедуре награждения вернуться мытым, сытым, переодетым.

Прихватив маму, вернулись к разгару торжества: уже повесили медальки победителям и призёрам на «десятке» в абсолютном зачёте и по возрастным группам, приступили к награждению «пятёрочников». После того, как мою грудь тоже украсили за победу среди тех, кому за семьдесят, меня поздравил кавалер двух медалей, ставший на «десятке» вторым в абсолюте и первым среди 50-летних. К сожалению, я не могу сейчас назвать имя этого приветливого человека, поскольку сразу не сохранил протокол результатов того забега, а сегодня он в Интернете недоступен. Хотя итоги моих предыдущих выступлений, начиная с 19 марта 2006 года, можно и ныне увидеть на сайте LA-марафона.

Мы уже намеривались уходить, как нас остановил какой-то многодетный папаша, тоже участник гонки, и предложил обменять его приз — чек на 50 долларов для покупки спортинвентаря — на входные билеты куда-то для детей, якобы содержащиеся в моём призовом пакете. Ира порылась в нём, не сразу нашла просимое и вручила билеты отцу, отказавшись от чека.

Мы искренне порадовались, что билеты, которые у нас, безусловно, пропали бы, повеселят каких-то американских ребятишек, а пожертвования спонсоров и стартовые взносы бегунов послужат деткам, поражённым коварным раком.