Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ПАМЯТЬ СЕРДЦА

УЧИТЕЛЬ И ДРУГ

Проходя свой земной путь, человек вряд ли способен предугадать, как и чем он отзовётся после смерти. Но даже если попытается это сделать, то здесь надежда на  совпадение уж очень призрачна... Это особый, не зависящий от нашего воображения и представления о себе  процесс. Но очень  занятный.

Именно об этом я думала на вечере памяти  Валентина Дмитриевича Кондратьева,  который состоялся в Республиканской государственной  библиотеке для слепых. Он —  преданный своей профессии человек,   имевший всего  одну-единственную запись в трудовой книжке: преподаватель музыки Московской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей № 1.

В читальном зале РГБС, как говорится, яблоку негде было упасть.  Желающих почтить память известного педагога оказалось очень много. Складывалось впечатление, что вся восовская Москва когда-то училась  у В. Кондратьева  и вот сейчас дружно пришла, чтобы по-доброму вспомнить его. Хотя конкретного «круглого  повода» для этого не было. Он умер в октябре 2012 года, родился в 1934-м, 6 марта этого года ему исполнилось бы 79 лет. Правда,  это был бы первый день рождения без него. Может быть,  друзьям и коллегам  не хотелось с этим мириться  и они решили   собраться, чтобы поговорить о любви? Да, именно о любви. И к учителю. И к  его урокам. И к музыке, которой он насыщал их.

Организаторы вчера постарались выстроить цепочку воспоминаний в виде исторического путешествия, что,  в общем-то, оказалось правильным, потому что выпускники разных лет штрихами своих эмоций  создали яркий  портрет очень важного в  их жизни Человека.  А «кистью» здесь была  радость. Да, именно ею отозвалась  в сердцах поколений земная жизнь Мастера.  Я впервые присутствовала на траурном мероприятии, где «правили бал»  не слёзы, не печаль, не грусть, а улыбки, смех, аплодисменты. И ещё стихи.  Часто собственного сочинения. Их читал почти каждый выступающий, таким способом передавая характер своих взаимоотношений с учителем. Ну, а те, кто мог, пели. И тоже в честь Кондратьева.

Тем, кто по жизни не пересекался с Валентином Дмитриевичем, будет интересна его биография. Родился он  в Ульяновске в семье учительницы и кадрового военного. Отец погиб во время Великой  Отечественной войны. Являясь с детства  инвалидом  по зрению, Валентин в 1945 году стал учащимся Московского института слепых, тогда именно так называлась школа-интернат № 1. Рано проявил интерес к музыке. После восьмилетки  поступил в музыкальное училище имени Гнесиных. Будучи студентом начал преподавать в родной школе.  Образование завершил, окончив музыкально-педагогический  факультет МГПИ. Он «Отличник народного просвещения», «Отличник ВОС», «Заслуженный учитель школы РФ», автор музыкальной «Детской тетради» и  статей об эстетическом воспитании слепых детей. И создатель главного своего детища — четырёхголосного школьного  хора, лауреата  конкурсов и фестивалей разного уровня (от зональных до всероссийских), имеющего более ста дипломов и почётных грамот. Этим коллективом восхищались композиторы Д. Кабалевский, В. Локтев, он признан Всероссийским хоровым обществом. А первая слава к нему пришла в 1955 году после выступления на Всесоюзном радио. Через этот хор прошли  все ученики интерната, многие избрали музыку своей профессией, из него выросли такой замечательный бас-баритон, как Юрий Сарафанов, и тенор Сергей Санаторов. Поддержку педагога получили и такие талантливые пианисты, как Алексей Панов и Светлана Малина.

Ну, а те, кто нашёл себя в другой сфере, тоже с благодарностью вспоминали на вечере  уроки Валентина Дмитриевича, ведь он учил их не только правильно произносить ноты, но   и  ориентироваться в  непростом музыкальном мире, знакомил с творчеством композиторов, пересказывал либретто их произведений,  предлагал прослушать их на грампластинках, а потом вместе с ними «разбирал по косточкам». Полезность этого труда ребята оценили позже, когда поняли, что и знают больше, и чувствуют тоньше своих сверстников, что очень важно для них, воспринимающих жизнь через ощущения.

Известно, что уроки музыки являются  непременной частью образовательной  программы для  всех учебных заведений страны, и каждый   ребёнок   обязательно проходит через них.  Только вот как? Помню,  у нас в школе они назывались уроками пения, а не музыки.  И в этом их первое принципиальное отличие. А второе —  в том, что мы так и не  поняли, зачем и почему раз в неделю нас  выстраивали вокруг чёрного рояля в большом актовом зале и  настойчиво заставляли зубрить слова и мелодию популярной тогда песни «Взвейтесь кострами, синие ночи…». В нашей почитаемой школе, в которой работали   прекрасные  преподаватели  литературы, математики, физики,  учительница  пения не сумела  подняться до их уровня,  смирилась со своей второстепенной ролью и не очень-то ругала  нас за то, что мы  частенько сбегали с её уроков.

А вот учащимся интерната № 1 повезло. Им музыку преподавал  человек уникального дарования, который сумел сделать её  едва ли не главным предметом  общеобразовательной программы, окружив ореолом  приятного  погружения в мир звуков и эмоций.

Подтверждением этого являются оценки, высказанные выпускниками на  вечере памяти: «С ним никогда не было скучно. Он умел сделать нашу  жизнь интересной. Привил  любовь  к хорошей музыке. Он для нас свой, родной, мы тянулись к нему. Он никогда ничего не навязывал, он просто предлагал послушать. Был деликатным и в музыке, и в жизни.  Ему можно было задать любой вопрос,  рассказать о сокровенном, обратиться за советом. Мы не видели его злым, сердитым, он всегда улыбался». Все также отмечали его чувство юмора,  которое проявлялось и в повседневном общении с людьми, и при написании  музыкальных пародий для школьных концертов, в частности, звукоподражательного дуэта двух кошечек и   коронного номера 60-х годов  — «разговора» кошки с собакой. На вечере они были продемонстрированы  в записи в исполнении автора, вызвав  восторг у присутствующих. Прозвучали и отрывки  из «Детской тетради»  В. Кондратьева с  трогательными названиями «Утешение», «Будильник», «Дорога по льду», «Весенняя капель». Это сплав юмора и доброты.

А ещё говорили о том, что он  талантливо учил не только детей, но и своих  коллег, руководя семинаром учителей  в институте повышения квалификации и методическим объединением на профессиональных курсах,  и даже писал брошюры.

Однако  не сказали о том, что Валентин Дмитриевич любил творческие юбилейные концерты. Он старался не пропускать ни одну дату. Сам принимал участие в их организации  и  радовался,  как ребёнок, если всё удавалось. Для него это  были праздники души, во время которых  можно  без лишней скромности показать себя,    похвастаться творческими успехами, исполнить  собственные музыкальные произведения, опробовать их на публике.  Ведь он  как-никак композитор. И тоже от Бога. На одном из таких юбилеев  довелось побывать и мне. Я видела, как В. Кондратьев царствовал на нём, как наслаждался этой атмосферой, как жаждал этих несмолкаемых аплодисментов.  Чувствовалось, что его тонкой душе музыканта   нужна  эта  красивая концертная жизнь.   И вечер памяти, на котором тоже звучали его произведения, стал продолжением той жизни. А  закончился он  аплодисментами в его честь.

Валентина Дмитриева