Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Байкал-2015: Территория возможностей. Подводим итоги

 

Ирина Зарубина

 В конце июля в Иркутске прошла научно-практическая конференция «Байкал-2015: Территория возможностей». В конференции, а по содержанию и масштабам – в форуме, приняли участие президент ВОС Александр Неумывакин, вице-президенты Владимир Сипкин и Лидия Абрамова, руководители ряда структурных подразделений Аппарата управления ВОС, генеральные директора и председатели региональных организаций ВОС Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Организатором конференции стала Иркутская региональная организация ВОС, возглавляемая председателем, полномочным представителем президента ВОС по Сибирскому федеральному округу Галиной Катрук.

Об итогах социально-экономического форума главному редактору журнала «Диалог» Ирине Зарубиной рассказали президент ВОС Александр Неумывакин, вице-президенты Владимир Сипкин и Лидия Абрамова.

А. Неумывакин: Были организованы круглые столы или площадки, на которых  директора, председатели поделились своими проблемами, своим опытом работы с местными органами власти. Мы говорили и о внутренней кооперации между нашими предприятиями, и о «Доступной среде», которая стартовала по предложению президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Мы заслушали его выступление в начале нашего совещания, в котором он четко дал направление правительству и всем структурным подразделениям Российской Федерации – государственным, негосударственным – как нужно работать по тематике помощи инвалидным организациям и каждому инвалиду в отдельности.

Я свое выступление в основном нацелил на совместную работу руководителей предприятий и председателей Наблюдательных советов. Есть у нас еще шероховатости в некоторых регионах, когда они не находят общего понимания.  Работа не клеится, когда два руководителя имеют разные мнения, не придерживаются той концепции и структуры, которые мы определили на съезде, на правлениях и в моих  распоряжениях, выходящих  из постановлений и резолюций  съезда. Я старался на конкретных примерах показать, как не надо работать и как надо работать, как находить компромиссные решения для того, чтобы в первую очередь не страдали наши незрячие работники всех структур нашей большой организации.

В. Сипкин: Форум прошел на хорошем деловом уровне.  Главное, чем занимался я и мои коллеги, руководители 19-ти предприятий и главные бухгалтеры, – мы обсуждали те вопросы, которые связаны с проблемами производственной деятельности в сложных экономических условиях сегодняшнего дня. Был у нас модератор Кудряшов Андрей Александрович, это новый директор Кемеровского предприятия. Обсуждение было живое, прежде всего, по поводу оборотных средств для предприятий, новых видов работ для инвалидов по зрению, тех проблем, которые существуют в регионах. Здесь можно было привести ряд примеров, когда определенные затраты предприятий субсидируются через бюджеты региональные. Это в Красноярске, в Чите, в других регионах. Прежде всего там, где руководство Всероссийского общества слепых встречалось с руководителями регионов.

 В общем, обсуждение вопросов свелось к тому, что мы рассматривали варианты закупок сырья, пополнения оборотных средств. Была предложена консолидированная закупка трикотажной рабочей  перчатки. У нас это Владивосток,  Кемерово, Новосибирск в очень больших объемах. Мы стали обсуждать возможность закупки консолидированной нити, из которой делаются перчатки. Проработать это, чтобы закупить консолидированно и, естественно, понизить ее себестоимость, чтобы быть конкурентными на рынке.

Также вопрос обсуждался по прищепке. Это закупка проволоки для производства прищепки. Было дано задание по консолидированной закупке сырья для производства метел синтетических, веников различных. По матрацам тоже был разговор, именно по консолидированной закупке ваты, потому что это и «швейка», где материал тоже закупается. То есть это – Бийск, Кызыл, Новосибирск, Красноярск, Кемерово, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, Чита, Улан-Удэ. Это все те предприятия, которые сегодня с этим вопросом работают. У нас будет собрана такая информация для того, чтобы на будущее рассмотреть консолидированную закупку за счет возвратных средств федерального бюджета.  Именно снижая цену закупки материалов, снабжать более дешевым сырьем наши предприятия, а не давать живые деньги.

Указывались реальные антикризисные мероприятия, которые на сегодняшний день есть на многих предприятиях. Где-то это работа с 35-м Постановлением Правительства – там, где социальная занятость сохраняется для инвалидов. Это, например, Алтайский край и его предприятия, у которых этот момент сегодня существует и реально работает. Это, наверное, был первый регион, который получил деньги именно на социальную занятость в связи с тяжелой обстановкой на рынке труда.

Реализуется ряд проектов, и о них тоже мы разговаривали по нашим предприятиям. Это в Барнауле литье пластмассы и изготовление направляющих для строительной отрасли. Это в Бийске, где производятся матрацы. Рассмотрены, и довольно досконально, четко проработаны директорами вопросы образования цен, себестоимости нашей продукции. Я думаю, что мы выйдем немножко на другой уровень благодаря такому варианту.

А. Неумывакин: Мы на некоторых примерах показали, как не надо работать. Такой пример мы привели по Алтайской организации. Там бывший председатель Соколов повел себя негативно и как руководитель, и как человек оказался непорядочным.  Центральное правление освободило  его от занимаемой должности. И определенные направления, которые он там натворил, мы передали в правоохранительные органы для тщательного расследования и возвращения убытков, которые он нанес своим руководством и своим, я считаю, негативным поведением. Мы твердо уверены, что поправим негативные дела, которые там натворили. Это временные люди, не понимающие, куда они пришли, зачем пришли и для чего им оказывает такое доверие организация.

Безусловно, стоял вопрос о повышении заработной платы. В частности,  говорилось о местных организациях. Я четко и ясно дал ответ – заработную плату надо зарабатывать. В этом контексте основным направлением моего выступления и разговора шел вопрос о формировании ежегодного бюджета. Сейчас мы готовим бюджет на 2016 год. Его нужно сформировать в пределах 30 миллионов, чтобы повысить на 10%  заработную плату в местных организациях.

Безусловно, нужно повышать заработную плату и на предприятиях.  Там вопрос и проще, и сложнее. По той пословице, «что потопаешь, то и полопаешь». Может, я грубовато это выражаю, но это так. Это русская пословица, ее никуда не выкинешь. Этот простой выход соприкасается с пересмотром нормирования труда, расценок и так далее. Это целая экономическая и финансовая эпопея под руководством директора и, безусловно, специалистов, главного бухгалтера, экономиста и технических работников. Нужно и противопожарную охрану объектов совершенствовать, и ремонты, к зиме подготовка. Зима там суровая и к ней надо готовиться. Об этом тоже мы говорили, много вопросов. У каждого все свое. И то надо, и это надо – санаторно-курортное лечение, реабилитационные, тифлотехнические средства, как я говорил уже, начиная от заработной платы и до остальных жизненно-важных вопросов любого человека, который работает у нас на общественных началах, по договору, на предприятии, в организации и так далее.

Там все организации за этот 5-летний период были подвержены каким-то проблемам. В Томске ушел председатель, произошла смена директорского корпуса. Это  болезненные вопросы для меня, как для руководителя, очень трудные в плане управления кадров и промышленности, потому что трудно подобрать человека, который решился бы возглавить предприятие. Осторожно надо подбирать кадры на все должности – и  выборные, и, тем более, назначаемые. Но директоров утверждает Высший Совет в Центре.

Теперь Алтай. Я уже говорил, лихорадка трясла и сегодня трясет. Я думаю, что до Нового Года мы расчистим все там. Кемерово – там тоже новый руководитель. В Хабаровске Зенкина Елена Анатольевна – хороший руководитель организации. У нее два предприятия в Хабаровске. Владимир Николаевич работает директором Хабаровского предприятия и в Комсомольске-на-Амуре. В этих округах небольшие предприятия.

Я познакомился со всеми директорами, я увидел, что люди и понимают обстановку, и, самое главное, полны решимости преодолевать все те проблемные дела, которые сложились на сегодняшний день. Но был кризис 1998 года…

Потом по Сибири: они лучше развивались, чем центральные, северо-западные, южные округа. Они лучше были.

В. Сипкин: Откровенно могу сказать, большинство предприятий от Красноярска до Владивостока – это устойчиво работающие предприятия. Им помощь большая не оказывалась, так как в центре России, наверное, и в Поволжье. Реально на сегодняшний день эти предприятия уже ниже не опускаются. Они работают более-менее стабильно в стадии такого, знаете, рыночного равновесия,  где-то минус, где-то плюс. Есть проблемы, конечно, с предприятиями Кемеровской области. Хотя там сегодня мы реализуем ряд проектов, которые, я думаю, дадут тоже стабильность работы предприятия.

Есть проблемы в Новосибирске. В Томске довольно такое устойчивое предприятие. Бийск, Рубцовск – это предприятия, работающие тоже устойчиво. Омск, имея большой запас субаренды, конечно, тоже довольно устойчив и  реализует новый проект по пищевым продуктам – по меду, варенью.  Они собираются производить и упаковывать это в баночки и продавать. Предприятие начинает склоняться действительно к импортозамещению и к продуктовой линейке.

А. Неумывакин: Много вопросов было по «Доступной среде». Конечно, Сибирь – это не Москва и не другие центральные города. Снег, зима столько месяцев…  Это то, что мы много обсуждали, по поводу чего давали подсказки региональным организациям. «Доступная среда» может быть пока не на улицах, в городах и селах, но хотя бы в помещениях. Средства выделяются, Их нужно использовать целенаправленно. Я на этом акцентировал самое большое внимание. Ни одна копейка не должна быть без отчета. Не хотелось бы, чтобы нам делали замечания, что мы неправильно используем средства по «Доступной среде», по программе поддержки в целом Всероссийского общества слепых, предприятий и организаций, учреждений.

Л. Абрамова: В программе нашего форума было запланировано мое выступление с темой «Реализация требований по обеспечению доступной среды для инвалидов по зрению». У нас была общая часть, где я давала информацию. Потом был круглый стол отдельно по «Доступной среде», где мы разобрали и поговорили с каждой из 17-ти региональных организаций о мероприятиях, которые они осуществляют, и о тех недоработках, которые допускаются при формировании «Доступной среды» для инвалидов по зрению в субъектах Федерации.

Прошло хорошее обсуждение проблем, существующих в обеспечении «Доступной среды» для инвалидов по зрению. Я должна отметить большую заинтересованность не только председателей региональных организаций, что естественно, но и директоров наших предприятий. Были продемонстрированы последние разработки в области «Доступной среды». Это хорошо известная система «Говорящий город». Была также презентация приложения «Osmand»,  вызвавшая большой интерес у всех участников. На форуме было высказано предложение – его озвучил вице-президент Владимир Васильевич Сипкин, – что наши предприятия должны стать образцами, эталонами по обеспечению «Доступной среды»  для инвалидов по зрению.

В. Сипкин: У нас есть программа «Доступная среда» и программа содействия занятости незрячих. И мы, естественно, по этим программам работаем. По этим программам работает Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, ряд предприятий Сибири и Дальнего Востока. Тот спад экономики, который сегодня существует, на Восток всегда добирается где-то примерно на год позже. Если здесь пик уже миновал (хотя если брать автопром, спад продолжается и уже составляет более 25% по российскому автопрому. Естественно, это на нас тоже откладывает определенный отпечаток), то по Сибири и Дальнему Востоку углубление кризиса планируется в третьем и четвертом квартале. 

Я бы сегодня ратовал за то, чтобы хотя бы сохранить  рабочие места и выполнить  программы «Доступной среды», существующие на сегодняшний день по ряду предприятий. Встает вопрос о встрече с руководством регионов. И, конечно, надо стараться все-таки организовать какую-то поддержку, программу, соглашение на уровне регионов для того, чтобы поддержать наши предприятия.

Л. Абрамова: На этом форуме мы обсудили также решение научно-практической конференции, которая прошла в апреле 2015 года в рамках выставки «Интеграция. Жизнь. Общество. Дюссельдорф – Москва». Решение по  конференции мы направили всем заинтересованным министерствам. Мы  от всех министерств получили реакцию на наши предложения. В первую очередь, это Министерство транспорта, ряд других министерств отреагировали положительно. Поэтому всем председателям региональных организаций письмо за подписью президента ВОС Александра Яковлевича Неумывакина отправлено для работы.

Сейчас нет единой системы обеспечения доступной среды. На сегодняшний день мы провели большую работу Всероссийского общества слепых. Сертифицированы эксперты, в частности, по приведению различных нормативных документов, затрагивающих различные ведомства – чтобы требования были идентичны. Мы столкнулись при проведении и подготовке Паралимпийских игр с тем, что у нас были разночтения в различных нормативных документах в различных ведомствах. Сегодня такая работа проводится. Ряд сводов правил откорректированы и утверждены. Они становятся не только рекомендательными, но и обязательными условиями для обеспечения доступной среды для инвалидов по зрению.

Мы рассмотрели также несколько критериев, характеризующих  доступную среду. Во-первых, это безопасность. Второе – должна быть комфортность и доступность объектов социальной сферы. Рассмотрели также вопросы, когда необходимо провести реконструкцию существующих зданий и тех объектов, которые являются памятниками культуры, истории. Есть такое понятие как «универсальный дизайн, универсальное приспособление». В этой работе обязательно должны участвовать представители общественных организаций инвалидов.

Я особенно обращала внимание на то, что если в регионе наши руководители не проводят активную работу, то приходят другие общественные организации, которые объединяют два-три-пять инвалидов и выступают от имени всех инвалидов по зрению. Тогда мы получаем то, что получаем. Когда согласуются проекты, несоответствующие ни нормативной базе,  ни требованиям безопасности для инвалидов по зрению – это допускать просто нельзя. Участники совещания высказали предложение, что, учитывая положение Конвенции о правах инвалидов, где большое внимание уделяется независимому контролю и Указу Президента по созданию института независимого контроля, наступила необходимость обучения инвалидов слепых и слабовидящих в системе сертификации по доступной среде для инвалидов по зрению. Это нужно для того, чтобы обеспечить выполнение всех уже существующих нормативных документов. 

Сегодня наблюдается тенденция, заключающиеся в том, что колясочники берут власть в свои руки. Оказывается, такие же  поползновения, грубо говоря, есть во многих регионах. Работа технических экспертов – это оплачиваемая работа. Поэтому необходимо создавать ассоциацию или некоммерческое партнерство, которое бы объединило всех экспертов, чтобы проводить целевые обучения с получением сертификата, о чем говорили участники нашего форума.

На форуме подробно обсуждался вопрос о паспортизации объектов. Сейчас по всей стране, в соответствии с документами Минтруда России, идет паспортизация объектов социальной сферы. Мы пришли к выводу, что Всероссийскому обществу слепых не обойтись без паспортизации наших объектов, потому что паспортизация является основой для дальнейшего обеспечения доступной среды наших объектов. Именно при проведении паспортизации выясняются недоступные объекты, и там сразу должны быть подготовлены мероприятия по устранению барьеров, в частности для инвалидов по зрению. Иметь сертификат эксперта не обязательно при проведении паспортизации. Здесь вполне справятся специалисты Всероссийского общества слепых. Главное, чтобы они взяли инициативу в свои руки. Уже на основании паспортизации можно выходить к руководителям субъектов Федерации с тем, чтобы включать мероприятия по обеспечению доступной среды в региональную программу.

С 2016 года госпрограмма «Доступная среда» (вы знаете, что она продлена до 2020-го года) предполагает выделить 4 подпрограммы. Первая из них – это обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Здесь не тавтология – что приоритетные объекты и приоритетные услуги. Разве наши предприятия не являются приоритетными объектами для трудоустройства инвалидов по зрению? И разве услуга, которую обеспечивают наши предприятия (я не говорю уже об учреждениях и региональных организациях), не является приоритетной в сфере жизнедеятельности инвалидов? Трудоустройство и занятость являются  важной сферой жизнедеятельности инвалидов. Такие подпрограммы должны быть разработаны, начиная с 2016-го года в субъектах Федерации.

Вторая подпрограмма – это совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. То есть это как раз та подпрограмма, которая  имеет место быть на уровне субъекта Федерации.

Третья подпрограмма – формирование условий для профессионального образования и последующего трудоустройства инвалидов. Она напрямую затрагивает наши хозяйственные общества. Поэтому в этих трех подпрограммах есть ниша для нашей организации, для наших учреждений, региональных организаций, и в первую очередь для наших предприятий.

Четвертая подпрограмма – это совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы. Это тоже для нас очень важный вопрос. И такая подпрограмма будет. Может быть, она не очень затрагивает конкретно наши региональные организации, но система реформирования будет, потому что много вопросов по экспертизе. Поэтому  такие подпрограммы будут.

Я должна сказать, что на 2015 год 71 субъект Российской Федерации получает софинансирование из федерального бюджета. Распоряжение правительства от 5 мая 2015 года №797Р четко прописывает, какие субъекты получают софинансирование. Чтобы получить софинансирование, нужно было в Минтруд представить программу по обеспечению доступной среды. Координационный совет по контролю за реализацией государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» выбирал те проекты субъектов, которые предполагают реализацию принципов доступности для всех категорий инвалидов. Те субъекты, которые представили, допустим, только для колясочников, те, которые не учли требования по слепым и по глухим, естественно, не получили софинансирование. Софинансирование достаточно приличное, максимально до 70% из федерального бюджета.

К сожалению, даже среди участников был ряд регионов, к примеру Новосибирская область, не вошедшие в эту программу. Республика Тыва тоже не попала в эту программу, что весьма обидно. Потому что средства закладываются достаточно приличные. Не все председатели региональных организаций имели информацию об объеме средств, которые предусматриваются из федерального бюджета в части софинансирования программ по доступной среде субъектов Федерации, что весьма печалит. Поэтому принято решение в кратчайшие сроки, чтобы председатели региональных организаций Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (а также будем просить и всех остальных председателей региональных организаций), прислали в Аппарат управления ВОС, в  Управление социального развития те программы, которые приняты на 2015 год на уровне субъектов Федерации по доступной среде. И хотелось бы знать, какие мероприятия именно по слепым включаются в эти подпрограммы.

Особое внимание было уделено тем городам, в которых будет проходить Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Министерство транспорта приняло все наши предложения и решения нашей конференции по обеспечению доступного транспорта, а также международного форума, прошедшего в мае этого года в Санкт-Петербурге по транспорту, где меня попросили провести круглый стол по комфортному транспорту. Там прошло широкое обсуждение более 100 участников, в том числе и представителей департаментов и министерств транспорта субъектов Федерации. Выступали инвалиды, и там также были приняты решения по вопросам доступности транспорта для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения. Предстоит большая работа, особенно в городах, где будет проходить Чемпионат мира. Уже соответствующее решение принято на уровне Министерства транспорта, и указания  пошли во все города Чемпионата мира по футболу.  По Сочи было специальное распоряжение вице-премьера Дмитрия Николаевича Козака.  Там был реализован многоступенчатый широкомасштабный проект доступной среды в зоне международного гостеприимства.

А. Неумывакин: В последний день были назначены встречи. Я не смог участвовать, потому что на 9 часов была назначена встреча, а нам надо в 10.30 в аэропорту быть. Как это на практике у меня всегда бывало, с каждым  губернатором или президентом автономной республики я подписываю соглашения. Я доволен встречей, прошедшей у Владимира Васильевича с его командой промышленников, социальщиков и директорами. И самое главное – состоялась встреча с двумя отделениями железной дороги, с которыми мы успешно развиваем отношения.  Они выразили  хорошее мнение о нашей деятельности, о наших связях, о наших союзах.

В. Сипкин:  Приятно было видеть представителей Восточно-Сибирской железной дороги, прежде всего, ее руководителей закупок. Они пригласили Улан-Удэнское и Читинское отделения железной дороги и были поражены активностью наших директоров и спектром производимой продукции. Татьяна Владимировна Лесных провела выставку видов изделий, предлагаемых нашими предприятиями Сибири и Дальнего Востока.  Мы получили твердые заверения, что в следующий раз на таком форуме обязательно будут представители Западно-Сибирской,  Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог для того, чтобы найти пути взаимодействия с нашими предприятиями. Это соглашение с «РЖД», которое подписано между  Якуниным и президентом Всероссийского общества слепых.  Мы, в общем-то, его выполняем. Я думаю, что реально увеличатся объемы производства и заказов по «Российским железным дорогам» за счет этой встречи. Нас в этом заверили, и потенциал для этого существует на сегодняшний день, потому что работает Красноярск, работает Иркутск, работает Чита, Улан-Удэ. Очень тесно с железной дорогой начинает работать Кемерово, работает Новосибирск. Поэтому реально многим предприятиям какие-то средства, заказы от железной дороги поступают.

А.  Неумывакин: Очень приятно, что много женщин в руководстве. Иркутск – Катрук Галина Васильевна. Чувствуется талант организатора. Подготовить такое большое совещание, разместить, договориться, все спланировать. Конечно, это совместно было, но все-таки это не только идея, но и чувствуется жилка управленца.

В. Сипкин: После форума была встреча с заместителем губернатора Валентиной Феофановной Вобликовой в Иркутске. Уже  пришли комиссии из разных министерств на наши предприятия для того, чтобы подготовить справку для губернатора Иркутской области, чтобы возникли возможные реальные последствия форума, как определенный или законодательный акт, или совместная программа с Всероссийским обществом слепых на софинансирование проектов, связанных именно с занятостью и трудоустройством незрячих.

А. Неумывакин: Мы работали, и нам показали сибирские просторы на территории Байкала и сам Байкал. День начинался с подведения итогов, и потом нам был выделен флагманский губернаторский корабль по Байкалу – в общем-то, хорошие условия, все мы там поместились. Собственными ушами, ноздрями и руками пощупали ту суровость Байкала: вокруг берега, горы, леса. Я второй раз на Байкале. Быть на Байкале и не окунуться в Байкал – это неправильно было бы.

И. Зарубина: Не холодно?

А. Неумывакин: Холодно, но приятно, 10 градусов вода. Организм человеческий все выдерживает. И песни были, безусловно. Все пели,  каждый – свои.

Л. Абрамова: Состоялся достаточно серьезный разговор.  При подведении итогов все участники и генеральные директора, и председатели региональных организаций высказали то, что это был полезный форум, хороший обмен мнениями, и они узнали  много нового. Был высказан ряд конструктивных предложений. Резолюция форума будет разослана, я думаю, не только в Сибирский и Дальневосточный округа, а как рекомендательный материал будет разослана во все региональные организации ВОС.

В. Сипкин: Окружные совещания нужно проводить и впредь. Это сближает людей, начинается проработка кооперационных связей между предприятиями. Директора сближаются. Нацеливаем Наблюдательные советы на более конкретную работу. Реально сегодня от руководителей Наблюдательных советов зависит очень многое. Конечно, они хотят, чтобы предприятия на их территории работали лучше. С учетом того, что у нас значительно обновился контингент руководителей (в Новосибирске новый директор, в Томске исполняющий обязанности директора, в Барнауле, в Кемерово, в Новокузнецке), эти люди должны были пообщаться непосредственно с руководством Всероссийского общества слепых.

Главные бухгалтеры общались с главным бухгалтером ВОС, то есть финансовые вопросы и стороны мы рассмотрели тоже внимательно. Гаянэ Ромиковна рассказывала о тех проблемах, которые существуют с формированием бюджета конкретно по каждому предприятию. Мы рассмотрели проблемные ситуации по взносам, которые сегодня существуют, каковы причины их возникновения, обсудили итоги работы за полугодие 2015 года, итоги балансовых комиссий. Инна Михайловна Скоклеенко у нас проводила эту встречу.

Надо сказать, что живой контакт с президентом Всероссийского общества слепых у руководителей регионов и руководителей хозяйственных обществ, специалистов, проходил на очень хорошем, живом уровне настоящего товарищеского общения. Люди  узнали Александра Яковлевича не только как хорошего руководителя, но и как человека.

Итоги  форума – это, прежде всего, контакт конструктивный, деловой, четкий между разными степенями управления Всероссийским обществом слепых. Это регион предприятия и, наверное, президент, вице-президенты и аппарат управления Всероссийским обществом слепых. Думаю, что это все должно продолжаться и стать хорошим опытом в дальнейших встречах такого уровня.

А. Неумывакин: Мы подвели итог всех рабочих дней и приняли резолюции, направления, которые послужат дальнейшему развитию нашего Общества и, в частности, каждого региона в отдельности. Думаю, что меня как руководителя, как человека просто, люди понимали, слушали, записывали, вкладывали в свой мозговой компьютер те пожелания, которые мы высказывали – как работать надо и как создавать лучшие условия для людей. Думаю, на этом конкретном взаимопонимании мы и расстались. Самое главное, без споров, без скандалов, без упреков. Считаю, хорошее провели мы совещание на базе Иркутской организации. Это совещание удалось. Все говорят – давайте почаще.  Почаще, конечно, можно. Но для этого нужны средства.