Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Человек, коллектив, общество

 

Это ж надо, быть Надеждой, в жизни будущей и прежней

 

Ирина Зарубина

 

      Предлагаем вашему вниманию продолжение беседы Ирины Зарубиной с председателем Архангельской региональной организации ВОС Надеждой Нельзиковой.

 

  – У нас незрячих детей, к счастью, не так много. Обучаются они в городской школе номер 5, общеобразовательной. Классы для глухих и слабослышащих детей отдельно,  классы для слабовидящих детей – тоже отдельно. Незрячие дети в этих классах обучаются.

  – Надежда Валерьевна, очень часто слышишь, что дети – это не члены нашей организации, поэтому мы ими не занимаемся. Почему Вы занимаетесь  с детьми и с родителями? Я знаю, в общем-то, и в школе Вы – нередкая гостья.

  – Наверное, потому что, во-первых, я сама инвалид с детства, причем с очень раннего детства. Понимаю еще и то, что даже моей маме вовремя подсказанные какие-то вещи, может быть, помогли бы, поскольку зрение у меня было очень маленькое. Проблемы с глаукомой были тоже  большие, они и до сих пор остаются. И если бы тогда это было, то даже моим родителям было бы легче. И  это одна сторона.

Вторая – в 1998 году по программе обмена между городами-побратимами Архангельском и Энденом, это в Германии, мы были в составе организации ВОИ в гостях. Одним из мероприятий было то, что нам показали в Ганновере Центр образования для детей с нарушением зрения. И то, как подходит к этому Германия, не то чтобы удивило – это сильно порадовало. И это послужило хорошим примером. Потому что они работают с родителями и с детьми с того времени, когда родители обращаются.

Мы стараемся делать то же самое. Как только появилась проблема – чем раньше обратились, тем больше пользы будет. Ганноверский центр сначала ведет консультации, потом занятия, потом какие-то дети учатся прямо в центре. Причем это не всегда только слепые дети. Это могут быть дети с ДЦП. Даже мы видели ребяток с проблемами, когда хрустальные косточки, когда все ломается, или жидкий позвоночник, когда ребенок даже стоять и сидеть не может. Тем не менее, его никто не бросает, интеллект абсолютно сохранен и развивается. Поэтому с ним занимаются вплоть до получения профессии, то есть это комплексный большой центр, целый городок. Это была хорошая идея, нам она понравилась. Потом я стала председателем Архангельской местной организации в 1995 году. А как раз в 1995-1997 годы прорыв был в том, что выхаживали детей, родившихся очень рано.

  – Это была первая волна.

  – Дети, родившиеся  рано, получали либо проблемы со слухом в качестве нарушения, либо со зрением.

  – А то и комплексно.

  – А то и комплексно. Поэтому родители появились. Появилось еще плюс и ДЦП. Мы начали консультировать, насколько могли, искали какие-то адреса, литературу, подключили свою библиотеку. Библиотека подключила студентов нашего педагогического института, он сейчас называется Северный (Арктический) федеральный  университет. Студенты социального факультета делают развивающие игрушки для незрячих детей. Там различные коврики на липучках, герои сказок, цифры, буквы, цветочки, книжки, в которых, допустим, если рассказывается про лисичку, там мех лисий. Чтобы не просто слушать чтение, а чтобы можно было потрогать. Если  избушка зайчика, то деревянная аппликация. Книжки-игрушки тактильные. Кроме того, мы вышли на взаимодействие. У нас есть центр Богдановой Ольги Константиновны, она его возглавляет, это Центр для детей с опорно-двигательными проблемами и с ДЦП. При  центре работает отделение раннего вмешательства. Конечно, больше они работают с теми детьми, у кого ДЦП, или с детьми даже неговорящими. Это одна из  редких в России организаций, которая работает с детьми с отсутствием речи, или с такими дефектами речи, когда они общаться не могут. Но они не отталкивают и  наших ребяток.  Иногда мы совместно проводим консультации.  Как только к нам обращаются родители, мы стараемся не выпускать этих детей из виду и помогать родителям. Не тем, чтобы дать им рубль, два, тысячу и так далее, а тем, чтобы помочь им советом, куда обратиться, на каком сайте найти игрушки, к какому специалисту обратиться в Архангельске. Стараемся им помогать, поэтому детей не упускаем.

  – Я помню, когда брала интервью у Андрея Тихонова для Радио ВОС, я задала вопрос: «Как Вы начали ориентироваться самостоятельно и где Вы взяли первую трость?» Он, не задумываясь, сказал: «В Архангельской местной организации». Вы и этим тоже занимаетесь?

   – Обязательно. Тем более что ориентирование - то есть общественные инструкторы, слепой слепому всегда покажет, как это надо делать, особенно из тех, кто прошел волоколамские курсы, где правильно учили ходить с тростью.

  – Вы занимаетесь детьми, родителями детей, молодежью. А люди старшего поколения не обижаются, что на них остается все меньше и меньше времени?

   – Такого нет, что для них остается меньше времени. У нас тогда молодежь обижается – а что ж вы все для пожилых проводите, мы тоже хотим. Многие мероприятия как раз направлены или на совместное времяпрепровождение, или на пожилых людей. Та же наша Архангельская библиотека для слепых каждый месяц проводит библиотечный час. На него в основном приходят пожилые люди – такой клуб по интересам литературный. Составляется план на год, тем более, сейчас оборудование уже есть. Это такие литературно-музыкальные лекции, когда пожилые люди могут принять в них участие не только в качестве слушателей, но  и задают вопросы. А если это поэтическое, то еще и почитать стихи.

Кроме того, как и во многих местных организациях, у нас тоже идут концерты к праздникам и благотворительные чаепития, это у нас тоже практикуется. Летом обязательно стараемся один-два раза вывезти людей за город, на южный берег Белого моря, это в районе Северодвинска. Там прекрасные песчаные дюны, правда, комаров много, но ничего, мы привычные. Или куда-то вывезти на экскурсию. Стараемся, конечно, это надо делать, когда льда на дорогах нет. То есть это летние месяцы с июня по сентябрь.

   – А купаться у вас можно?

   – Да, с конца июня и весь июль вполне можно купаться, особенно в Белом море. Когда идет отлив, вода нагревается. Там и купаются.

  – Надежда Валерьевна, мы познакомились с вашей организацией. А теперь давайте все-таки познакомимся и с Вами поближе. Немножко расскажите о себе.

  – Давайте, наверное, мы сделаем так. В начале февраля я впервые для себя приняла участие в конкурсе поэтов.

  – Перепрыгнули.

  – Нет, просто это к тому, откуда я взялась. Мне было не очень просто начать со своего автопортрета. Мне кажется, в нем очень много всего, чтобы много не рассказывать. А звучало это примерно так:

Это ж надо умудриться

В ночь осеннюю родиться

Где-то на краю тайги.

Жить на Волге и учиться,

В север русский вдруг влюбиться,

В даль дорог и свист пурги.

Это ж надо постараться -

Из Архангельска примчаться

Через Петербург сюда,

Чтоб на конкурсе поэтов

О себе всё без секретов

Вам поведать, господа.

Как у всех – семья, работа,

Повседневные заботы,

Увлеченья? Интернет,

Кошки, книги и подруги,

Рукоделье на досуге,

Да чего там только нет.

Это ж надо, быть Надеждой,

В жизни будущей и прежней

Что-то делать для людей.

В общем, жить не унывая,

Из красот родного края

Для стихов своих и песен

Черпать множество идей.

То есть,  тут все.

– А как Вас еще хватает  на поэзию?

- Поэзия все-таки явление довольно периодическое, не такое частое. Хотя где-то еще со школьных времен. Бывает настроение такое.

  – Все-таки, какую Вы закончили школу, какое у вас образование?

  – Закончила Костромскую школу для слепых детей, полная школа, среднее образование. Далее историко-педагогический факультет Костромского государственного педагогического института, факультетов таких по стране было немного. Потому что кроме учителя истории и обществоведения у нас второй профессией давалась методика воспитательной работы. Фактически в начале 80-х годов из нас готовили работников комсомола и партии. Все тогда трещало, как ледоход, но методику воспитательной работы, причем возрастной, нам все-таки давали хорошо. Эти знания потом пригодились, когда я работала в местной организации. Может быть, и это мне помогло работать с разными возрастными категориями, знать, как это делать. Довольно, в общем-то, успешно. Самой делать программы мероприятий.

Ко мне студенты приходили с нашего пединститута, говорили: «Вы такие мероприятия проводите, дайте нам разработки». Я им говорю: «Ребята, а у меня нет разработок для вас. Я их писала себе по Брайлю. Плюс какие-то заметки, если нужно было что-то зачитать, а все остальное из головы, потому что я же не предполагала, что вы придете и  на халяву захотите разработку получить». Они не обижаются, смеются.  А что я им сделаю? Потому что мы проводили эти мероприятия сами в местной организации, сами их планировали, сами писали монтаж. Но это не разработка, это  совсем другое дело. Такой маленький конспектик, остальное из головы, всё на экспромте, потому что каждое мероприятие всегда содержит в себе элемент риска, когда что-то накладывается, что-то меняется.

  – Вы ведь еще закончили Институт повышения квалификации работников ВОС?

  – Это годовой курс был, полезный в то время. А остальное самообразование. Всегда что-то читаешь, что-то ищешь такое.

  – А с Вашей точки зрения – те знания, которые вы получили в Институте повышения квалификации, были востребованы, когда Вы стали председателем местной, а затем и  региональной организации? Или к тому времени они уже устарели? Вы ведь в 80-е годы учились в институте.

  – С августа 1986 по июль 1987 года. Скажем так, знания пригодились. Но, скорее, они пригодились в той мере, в которой нас учили еще в Костромском педагогическом институте получать знания. То есть получать не конкретно что-то, а знать, где найти. Этот главный принцип, которому нас учили в институте, этот же принцип у меня сработал и потом.  Полученные знания   это, собственно, та база, от которой мы отталкивались. А дальше уже  искали что-то новое, то, что можно было почерпнуть в журналах и книгах. Когда появился интернет, и я его освоила, тогда вообще стало хорошо.

– Когда Вы читали свой автопортрет, интернет там занимал далеко не последнее место. Как давно вы овладели информационными технологиями? И какое место они теперь занимают в вашей жизни?

  – Первый компьютер в нашей семье появился в 1994-м году, еще с системой DOS,  еще WINDOWS не было даже. Тогда я видела получше. Тогда я с информационной базой компьютера еще не работала. Осваивалась вместе с моим четырехлетним сыном на играх. А вот уже с установкой WINDOWS постепенно чтение книг началось. А когда зрение начало падать, появилась необходимость использования синтезатора. Можно сказать, что самое начало - это 1994 год.

  –  Насколько активно Вы сейчас используете информационные технологии в своей профессиональной деятельности и в обычной жизни?

   –  Активно в качестве информации, в качестве общения, в голосовых чатах, в рассылках, в качестве скачивания различных книг, записей. Владею скайпом, для меня не проблема переслать файлы, разархивировать. Пожилые люди к молодым компьютерщикам  не столько боятся обращаться,  просто  иногда они...

  – Стесняются.

  – Они немножко не понимают. Им сложновато воспринимать  информацию, которую дают молодые компьютерщики. Поэтому они обращаются ко мне, а я им уже разжевываю до таких моментов, в которых я понимаю сама.

   –  У председателя региональной организации хватает времени на то, чтобы еще и консультировать?

  – У председателя региональной организации ненормированный рабочий день.

  – Многие председатели региональных организаций практически все  документы изучают совместно с секретарем. Вы  самостоятельно работаете с документами?

  – И так, и этак. Особенно  документы, скажем, Союза общественных объединений, о котором мы говорили в пятом номере, приходят по электронной почте, я предпочитаю их изучать где-то после 22 часов вечера.

  – Самостоятельно.

  – Самостоятельно. А если нужно по ним редакцию сделать, письмо ответное написать, не просто письмо, а ответить, что я согласна, не согласна...

  – Чтобы красиво было оформлено.

  – Да, на бланке. Я изначальный черновой текст делаю дома, пересылаю на электронный адрес нашей областной организации, а дальше уже с секретарем Ивановой Татьяной Валентиновной делаем тот документ, который нужно отослать. Запросов таких много, потому что работаем с фондом социального страхования, с Министерством здравоохранения, с отделом по здравнадзору и Министерством по труду. Ну, тут меньше, с Министерством по труду в основном работают сейчас у нас директора предприятий, стараются какие-то программы осуществить.

В прошлом году мы участвовали в принятии и формировании областного закона о транспортной доступности. Это еще далеко не «Говорящий город», и даже не какие-то его элементы, но мы постарались несколько статей внести, которые бы позволили сделать транспорт более доступным для инвалидов, в том числе и для инвалидов по  зрению. У нас другая система оплаты транспорта, не как в Москве, у нас кондукторы ходят. Чтобы они объявляли остановки. Несмотря на то, что город не очень большой, вроде все должны знать, но...

  – Для инвалида по зрению это проблема…

  – Это проблема. Повороты считать тоже не всегда получается. Тем более что автобусов много, и если на остановке нет людей, то автобус просто промахивает остановки, и тогда инвалиды по зрению теряются в ориентировке. Водитель не обязан помогать инвалиду входить в автобус. Но в закон мы постарались внести такое, хотя бы в мягкой формулировке, что при необходимости водитель может помочь. Потому что у нас транспорт городской – это частный транспорт.

–  У Вас существует региональный перечень технических средств реабилитации?

– К сожалению, нет. Мы за это боремся активно, но пока ничего у нас в этом смысле нет.

  – Большая проблема – трудоустройство инвалидов по зрению. Как она решается Архангельской областью?

  – В процентном отношении так же, как и в других областях. Это где-то 5-7% инвалидов по зрению работают. Два предприятия работают: Архангельское предприятие ООО «Архангельское УПП» и в городе Котласе ООО «Рубикон».

  – И сколько там трудоустроено инвалидов по зрению?

  – Инвалидов по зрению сейчас 10 в Архангельске и 11 в Котласе. Там есть инвалиды других заболеваний, но и общая численность на одном предприятии 42 человека, на другом – 31 человек. Сейчас это стали маленькие предприятия, но они живы.

  – А что они производят?

  – Картонаж, гофрокартон, картонные коробки, папки «Дело», различную бумагу. Незанятые площади сдаются в аренду, что при современной экономике неизбежно. И это не отнимает работу у инвалидов. Иногда складывается  мнение, что сдают, допустим, в аренду какие-то помещения и отнимают работу у инвалидов. На самом деле нет. По крайней мере, в нашей ситуации нет. Все, на что есть заказы, и где можно труд инвалидов применить, он применяется. В аренду сдаются лишние кабинеты офисные, и какие-то, допустим, склады, которые не заняты продукцией, поскольку ее просто стало меньше. Еще какие-то помещения, которые к труду инвалидов отношения не имеют.

  – А работают ли инвалиды по зрению у вас вне системы Всероссийского общества слепых? И если да, то кем?

  – Работают обязательно. Во-первых, это массажисты, которые работают и официально в больницах, и частным образом. Далее преподаватели, в частности,  Тихонов Андрей Сергеевич - музыка, Панова Людмила Борисовна - преподаватель по классу трубы в музыкальном училище, Смирнов Николай Сергеевич - библиотека. В Северодвинске, например, есть адвокат, который работает по профессии.

  – Первая группа?

  – Первая. Но у них семейное предприятие, ему помогает жена. Поэтому там успешно. Наиболее успешные дела у него связаны с решением проблем людей с жилищным законодательством. Кроме того есть люди, которые работают в торговле, – это консультанты по каким-то техническим средствам, мотоциклам и велосипедам. Это те, кто прошел обучение в Волоколамске на «автодело».

  – И инвалиды первой группы работают?

  – Нет, второй.

  – Второй, да?

  – Вторая и третья. Двое инвалидов третьей группы работают в салонах сотовой связи консультантами. Третья группа приходит, кстати, все чаще и чаще.

  – Одно время представители третьей группы не были равноправными членами организации. Сейчас ситуация изменилась и инвалиды третьей группы стали приходить в организацию?

  – Они стали приходить в организацию. Причем, они довольно успешно стали в ней работать. Буквально несколько месяцев назад пришел мужчина, инвалид третьей группы, который захотел открыть свое дело – фирму юридических консультаций. Он это сделал, успешно оформил все документы. Консультации для инвалидов по зрению он дает бесплатно. Ну, а остальные – фирма есть фирма.

  – Конечно, жить надо же за счет каких-то средств. Закончить нашу встречу я хотела бы одним из Ваших стихотворений.

  – На какую тему?

  – А это уже Ваш выбор.

  – Это был конец августа, я ехала в автобусе, было довольно уныло. Сложилось вот такое маленькое стихотворение.

Солнце светит не сегодня,

Дождик каплет не сейчас.

Белым снегом новогодним

Не отмечен этот час.

Все вокруг весьма уныло,

То ли осень, то ли нет.

Но, однако, сердцу мило,

Так по-северному мило

Это все. И грусти нет.