Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Литературный клуб "Родник"

Душа прекрасному созвучна

Алексей Упшинский

 

3 марта 2016 года в читальном зале Российской государственной библиотеки для слепых прошел литературно-музыкальный вечер «Душа прекрасному созвучна», посвященный выходу в свет новых книг Владимира Бухтиярова «Золотайки» и «Заповедные люди».

Первая из книг, «Золотайки», – это очередной сборник лирических текстов Владимира Дмитриевича. В него вошли стихотворения и басни, написанные в период с 2010 по 2015 годы. Во второй книге автор предстает перед читателем, может быть, не в самом привычном амплуа – по крайней мере, далеко не все, кто знает и ценит стихи Владимира Бухтиярова, знакомы с этой стороной его многогранного дарования. «Заповедные люди» - так называется эта книга – представляет собой увлекательный экскурс в историю и размышления автора на тему формирования образа незрячего человека в литературе и искусстве от древнейших времен до наших дней. В издание включены отрывки из художественных произведений, которые сопровождаются комментариями Бухтиярова. Значительную часть книги составляет раздел "Кино на слух", так же немало внимания уделено значению трости в руках незрячего. Обе книги изданы ООО «ИПТК «Логосвос» в 2015 году.

Владимир Дмитриевич в специальном представлении вряд ли нуждается. Поэт, эрудит, член Союза писателей России, главный редактор журнала «Наша жизнь». Впрочем, гости вечера рассказывали о виновнике торжества с такой любовью и знанием деталей биографии, что хочется поскорее перейти к их выступлениям.

Итак, о Владимире Бухтиярове говорит первый из выступающих, руководитель пресс-службы Центрального правления ВОС Валерий Яковлевич Матвеев.

- Круг интересов Владимира Дмитриевича в самой юности был широк и разнообразен. Его привлекла игра в шахматы, и он стал кандидатом в мастера спорта по шахматам. Впоследствии даже написал цикл очерков о шахматных турнирах. Затем его заинтересовали интеллектуальные игры, и Владимир Бухтияров неоднократно участвовал в теле- и радиовикторинах. И до сих пор участвует в них. В 2000 году Владимир Дмитриевич стал заведующим отделом социокультурной реабилитации культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС в Москве. Он возглавил работу по организации всероссийских интерактивных фестивалей и конкурсов самодеятельного творчества незрячих и стоял у истоков создания команд интеллектуального современного искусства, как мы сейчас называем, КИСИ. С юных лет Владимир Дмитриевич пишет стихи, которые неоднократно печатали в литературных альманахах, сборниках, на страницах журналов. Он входил в литературное объединение ЛИРА. Одна за другой были опубликованы его книги.

Слово взяла заведующая тифлобиблиографическим отделом РГБС Наталья Давыдовна Шапошникова.

- После всех этих замечательных слов давайте познакомимся с новыми книгами Владимира Дмитриевича. Сначала давайте поговорим о книжке «Заповедные люди». Вообще, она необыкновенно интересна, интересна сама тема: это образ незрячего в литературе и искусстве. На эту тему были небольшие статьи в нашей жизни, но так, чтобы собрано воедино, это первая большая книга, это монография своего рода. И здесь собрана информация от древнейших времен до наших дней. И самое главное, что книга написана очень интересно и увлекательно. Там собрана масса сведений, масса фактографического материала. Владимир Дмитриевич поднимает там проблему незрячих и рассказывает историю возникновения Белой трости, говорит о мобильности незрячего, о том, как зародилась Белая трость и развивалась в дальнейшем, рассказывает о незрячих авторах. Всё это так переплетено, что это получается как один увлекательный рассказ. Здесь и Гомер, и Одиссей, и Милтон, и Самсон. С юмором рассказано, как Паниковский в «Золотом теленке» мастерски изображал слепого. Здесь же рассказано о каликах перехожих и былинных сказителях, приведены примеры изображения слепого в криминальном романе, в зарубежном детективе. Вообще, собран огромный материал. Здесь и Василий Ерошенко, и поэзия Симонова, и Тарковского, и самодеятельные писатели. Также в книге «Заповедные люди» значительная часть уделена образу незрячего в кино. Называется глава «Кино на слух». И тут прослеживается такая мысль: раз есть изображение незрячего, который действует на экране, должен быть тифлокомментарий. И это тоже очень важная проблема, и как её подать. И тоже рассуждения Владимира Дмитриевича на эту тему.

Елена Михайловна Панина, главный редактор ИПТК «Логосвос», в своем выступлении рассказала о новых книгах Бухтиярова.

- Теперь что касается сборника. Поэзию пересказывать не буду – дело неблагодарное, да глупость просто – пытаться своими словами изложить стихи. Как поэт талантливый он просто остановил нам миг жизни, описал его стихотворно и, тем самым, создал нам эффект присутствия. Тут было  несколько солнечных дней, я эти два дня не беру, они мерзкие просто, тем не менее, я вам сейчас прочитаю (я здесь взяла). И вы поймете, о чем речь.

Еще не осень, уже не лето,

А впереди – дожди, дожди.

И от вопросов без ответа

Опять сумятица в груди.

Тоска. И будущее зыбко.

Погожесть надолго прощай.

Вдруг солнца нежная улыбка

Омыла полдень невзначай.

Случилось чудо: люди все же

Смогли забыть о суете,

Ошеломленные до дрожи,

До сладкой муки в животе.

Мы пели – лучше или хуже.

Старались с голосом и без.

У нас оттаивали души,

И  холод нехотя исчез.

Однако самое время предоставить слово самому автору.

- Так как я интеллектуальными играми занимался, накопился большой материал. Я понимал, что он востребован. К сожалению, о подробностях жизни людей или литературных героев знают сравнительно немного, и я решил как-то это собрать. А когда попал на руководящую роль главного редактора, я понял, что можно попробовать сделать такой цикл. Я о книге, конечно, тогда не думал. И появилась сначала большая подборка (больше 2-х лет выходила), это произведения про одиночество слепых. «Давать мне одиночество» она называлась. Она в какой-то степени философскую проблему поднимала, потому что (в общем-то все одиноки в мире) слепой во много раз более одинок. Поэтому найти контакты с окружающим миром - это очень важно. И мне кажется, что такое разъяснение помогло многим людям разобраться. Мне же откликов много приходило в журнале, все эти материалы были как-то опробованы в этом. Потом общаясь с руководителями местных организаций, в том числе Вера у меня сама председатель Лосиноостровской организации, я понял, что материалов о той же Белой трости очень мало так грамотно сделанных, а хочешь-не хочешь, хотя бы раз в году проводятся эти декады инвалидов и месячники Белой трости. Надо инвалидам об этом рассказывать. А где взять эти материалы? Их очень мало или их вообще нет. Из этого появился цикл "Белая трость", где рассказывается история нашей подружки, которая  нас спасает в некоторых условиях, как она зародилась, ещё начиная с пастушеских посохов доисторических времен, 5-7 тыс. лет назад, и до наших дней. А уже «Кино на слух» это третья рубрика, которая затронула искусство, фильмы, где незрячие играют важную роль в сюжете. И когда это всё вместе прошло в печать и получило большое количество откликов, я подумал, что можно попробовать это собрать.

Посоветовался, Елена Михайловна Панина, как всегда, меня поддержала. Говорит: «Попробуй». Это ведь для меня первая книга прозаическая, я раньше только поэтические сборники выпускал. И оказалось, что эта вещь имеет спрос у людей. И я думаю, что она поможет разобраться. Во многих издательствах выходит «Сто великих полководцев», «Сто великих ученых»… Наверное, неплохо было бы про сто великих незрячих сделать. Во всяком случае, это какая-то попытка дать людям информацию о незрячих, которые действительно в мировой литературе, искусстве и политике играют довольно большую роль.

Наталья Давыдовна объявила следующее выступление.

- Сейчас несколько стихотворений из нового сборника «Золотайки» прочитает Сергей Андреев.

Прячут мудрость переплеты, соты, мед.

Погружаемся в заботы круглый год.

В мире счастье отчего-то не для всех,

Обостряется охота на успех.

Пробиваемся во мраке наобум,

Опрокидывая враки горьких дум.

Наши ауры всего лишь зеркала,

Но в чужие раны солим не со зла.

Просто тягость поражений велика,

А спасительных решений нет пока.

Улыбаемся невольно, в клочья тьму,

И сказать, как было больно, - некому.

Миновать крутые ямы вновь нельзя,

Но спасает голос мамы и друзья.

Притираемся друг к другу, чтоб потом

Не пустить грозу и вьюгу в отчий дом.

В программе вечера прозвучали песни на стихи Владимира Дмитриевича Бухтиярова в исполнении квартета «Подолье» под руководством Гульнары Рязанцевой, лауреатов всероссийских и международных конкурсов трио «Подруги» в составе Ольга Ушакова, Анна Шугрина и Евгения Прованова. Как заметил Владимир Дмитриевич:

С которыми наше знакомство и дружба продолжаются даже не могу сказать сколько десятилетий, просто нельзя столько сказать, сколько мы лет друг друга знаем.

Музыкальный фрагмент

Это был фрагмент выступления Трио «Подруги» с песней «Запоздалая весна» на стихи Владимира Бухтиярова.

А вот отрывок из выступления квартета «Подолье» в составе Гульнара Рязанцева, Сергей Нурницын, Ольга Мухина и Сергей Мухин.

Музыкальный фрагмент

Нельзя не сказать несколько слов о выставке, приуроченной к творческому вечеру. На стендах в читальном зале были представлены различные издания книг Владимира Бухтиярова, публикации его произведений в альманахах, периодических изданиях и поэтических сборниках. Эти издания заняли несколько стендов, но, конечно, на них было представлено далеко не все, что выходило из печати за авторством Владимира Дмитриевича.

Светлое настроение и теплая атмосфера праздника, замечательные стихи, песни, поздравления и разговор с Владимиром Бухтияровым – все это запомнилось участникам  литературно-музыкального вечера надолго. Надеемся, что автор порадует нас еще не одной своей книгой – и не одним творческим вечером.

В приложении к этому номеру размещена аудиозапись творческого вечера Владимира Бухтиярова «Душа прекрасному созвучна», состоявшегося 3 марта 2016 года в читальном зале Российской государственной библиотеки для слепых.