17 октября 2018
11 октября 2018 года на базе Санкт-Петербургской региональной организации ВОС прошли общественные слушания на тему «Высшее образование без барьеров». Слушания проводились Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
В мероприятии приняли участие сотрудники аппарата управления Санкт-Петербургской РО ВОС, студенты и молодые специалисты из числа членов ВОС, родители детей-инвалидов, а также с приглашённые представители региональных органов управления образования и работники образовательных, реабилитационных и культурных учреждений Санкт-Петербурга. В общей сложности в общественных слушаниях приняло участие более 50 человек.
Общественные слушания открыл председатель Санкт-Петербургской региональной организации ВОС А. Б. Колосов, который отметил в своём выступлении, что: «…для нас является большой честью быть принимающей стороной в этом проекте, который связан с актуальной тематикой доступности образования для лиц с нарушениями зрения. Я убежден, что в этой сфере еще не всё озвучено и реализовано, поэтому нам ещё есть, о чём поговорить».
С приветственным словом к участникам встречи обратился директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ РГПУ им. А. И. Герцена, директор Института дефектологического образования и реабилитации В. З. Кантор: «То, что мы сейчас обсуждаем эти вопросы открыто и прямо и, более того, ставим перед собой задачи – это чрезвычайно важно. Но задачи надо не только ставить, но и решать. Поэтому хотелось бы, чтобы сегодня мы общими усилиями нашли пути решения и пропальпировали болевые точки, которые есть в этом процессе».
Участники общественных слушаний на своем примере показали, что при желании и должной поддержке близких каждый может добиться успехов в высшем образовании и профессиональной реализации. Так, инвалид по зрению – член Санкт-Петербургской РО ВОС А. В. Фетисов поделился своим опытом получения высшего образования: «Я – живой пример инклюзии и свой путь от первоклассника до кандидата наук прошел инклюзивно – в коллективах, где работают и учатся здоровые люди. Поэтому я могу говорить об этом с позиции, что все реально, и это факт». А. В. Фетисов выдвинул три предложения по поводу того, как сделать высшее образование более доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья. Во-первых, он отметил необходимость включения в региональный перечень технических средств реабилитации портативных компьютеров и смартфонов. Также, по его мнению, важным является предоставление возможности людям, уже имеющим высшее образование, но ставшим нетрудоспособными в результате получения инвалидности, на бюджетной основе получить второе высшее образование. Кроме того, он указал на то, что необходима реализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации для людей с инвалидностью.
В состоявшейся в ходе мероприятия дискуссии приняли участие председатель Санкт-Петербургской региональной организации ВОС А. Б. Колосов, начальник отдела кадров и оргработы Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества глухих Ю. С. Хорошайлова, председатель Санкт-Петербургской ассоциации родителей детей-инвалидов по зрению В. Д. Озеров, ведущий специалист отдела профессионального образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга К. Ф. Ибашян, директор Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых О. Ю. Устинова, а также работники учреждений социальной защиты населения, члены местных организаций Санкт-Петербургской РО ВОС, студенты-инвалиды и недавние выпускники вузов из числа лиц с инвалидностью.
В качестве условий и факторов развития региональной системы инклюзивного высшего образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области выступающие отметили следующее:
-активизацию межведомственного взаимодействия и информационного обмена в сфере инклюзивного вузовского образования;
-совершенствование региональной нормативно-правовой базы в области инклюзивного высшего образования;
-совершенствование профориентационной работы со школьниками с инвалидностью и ОВЗ, оказание помощи молодым людям с инвалидностью в осознанном выборе будущей профессии;
-создание толерантной среды в вузах, где обучаются инвалиды;
-повышение ответственности самих студентов-инвалидов за свои образовательные результаты;
-интенсификацию разработки и внедрения в процесс вузовского обучения инвалидов адаптационных дисциплин.
Подводя итоги общественных слушаний, В. З. Кантор отметил, что необходимо выстроить комплексную вертикаль обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая начиналась бы в школе с адекватной профориентационной работы, охватывающей, в том числе, семью как ресурс профориентации. Далее, продолжалась бы сопровождаемым в оптимальном формате обучением в вузе, а затем – трудоустройством и постдипломным сопровождением выпускника, которое включало бы в себя работу не только с выпускником, но и с потенциальным работодателем. При этом он указал на важность преемственности между системами среднего и высшего образования.
МедиаВОС
(по информации АУ Санкт-Петербургской РО ВОС)