Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

17 октября 2018

 

Обсуждение вопросов образования на общественных слушаниях

 

11 октября 2018 года на базе Санкт-Петербургской региональной организации ВОС прошли общественные слушания на тему «Высшее образование без барьеров». Слушания проводились Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

В мероприятии приняли участие сотрудники аппарата управления Санкт-Петербургской РО ВОС, студенты и молодые специалисты из числа членов ВОС, родители детей-инвалидов, а также с приглашённые представители региональных органов управления образования и работники образовательных, реабилитационных и культурных учреждений Санкт-Петербурга. В общей сложности в общественных слушаниях приняло участие более 50 человек.

Общественные слушания открыл председатель Санкт-Петербургской региональной организации ВОС А. Б. Колосов, который отметил в своём выступлении, что: «…для нас является большой честью быть принимающей стороной в этом проекте, который связан с актуальной тематикой доступности образования для лиц с нарушениями зрения. Я убежден, что в этой сфере еще не всё озвучено и реализовано, поэтому нам ещё есть, о чём поговорить».

 

Выступление председятеля Санкт-Петербургской РО ВОС А. Б. Колосова

 

С приветственным словом к участникам встречи обратился директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ РГПУ им. А. И. Герцена, директор Института дефектологического образования и реабилитации В. З. Кантор: «То, что мы сейчас обсуждаем эти вопросы открыто и прямо и, более того, ставим перед собой задачи – это чрезвычайно важно. Но задачи надо не только ставить, но и решать. Поэтому хотелось бы, чтобы сегодня мы общими усилиями нашли пути решения и пропальпировали болевые точки, которые есть в этом процессе».

Участники общественных слушаний на своем примере показали, что при желании и должной поддержке близких каждый может добиться успехов в высшем образовании и профессиональной реализации. Так, инвалид по зрению – член Санкт-Петербургской РО ВОС А. В. Фетисов поделился своим опытом получения высшего образования: «Я – живой пример инклюзии и свой путь от первоклассника до кандидата наук прошел инклюзивно – в коллективах, где работают и учатся здоровые люди. Поэтому я могу говорить об этом с позиции, что все реально, и это факт». А. В. Фетисов выдвинул три предложения по поводу того, как сделать высшее образование более доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья. Во-первых, он отметил необходимость включения в региональный перечень технических средств реабилитации портативных компьютеров и смартфонов. Также, по его мнению, важным является предоставление возможности людям, уже имеющим высшее образование, но ставшим нетрудоспособными в результате получения инвалидности, на бюджетной основе получить второе высшее образование. Кроме того, он указал на то, что необходима реализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации для людей с инвалидностью.

 

Выступление члена ВОС А. В. Фетисова

 

В состоявшейся в ходе мероприятия дискуссии приняли участие председатель Санкт-Петербургской региональной организации ВОС А. Б. Колосов, начальник отдела кадров и оргработы Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества глухих Ю. С. Хорошайлова, председатель Санкт-Петербургской ассоциации родителей детей-инвалидов по зрению В. Д. Озеров, ведущий специалист отдела профессионального образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга К. Ф. Ибашян, директор Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых О. Ю. Устинова, а также работники учреждений социальной защиты населения, члены местных организаций Санкт-Петербургской РО ВОС, студенты-инвалиды и недавние выпускники вузов из числа лиц с инвалидностью.

В качестве условий и факторов развития региональной системы инклюзивного высшего образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области выступающие отметили следующее:

-активизацию межведомственного взаимодействия и информационного обмена в сфере инклюзивного вузовского образования;

-совершенствование региональной нормативно-правовой базы в области инклюзивного высшего образования;

-совершенствование профориентационной работы со школьниками с инвалидностью и ОВЗ, оказание помощи молодым людям с инвалидностью в осознанном выборе будущей профессии;

-создание толерантной среды в вузах, где обучаются инвалиды;

-повышение ответственности самих студентов-инвалидов за свои образовательные результаты;

-интенсификацию разработки и внедрения в процесс вузовского обучения инвалидов адаптационных дисциплин.

 

Итоги слушаний

 

Подводя итоги общественных слушаний, В. З. Кантор отметил, что необходимо выстроить комплексную вертикаль обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая начиналась бы в школе с адекватной профориентационной работы, охватывающей, в том числе, семью как ресурс профориентации. Далее, продолжалась бы сопровождаемым в оптимальном формате обучением в вузе, а затем – трудоустройством и постдипломным сопровождением выпускника, которое включало бы в себя работу не только с выпускником, но и с потенциальным работодателем. При этом он указал на важность преемственности между системами среднего и высшего образования.

 

МедиаВОС

(по информации АУ Санкт-Петербургской РО ВОС)