Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

1 ноября 2019

 

Председатель Липецкой РО ВОС Н. А. Сарычев

 

15 октября во многих странах мира отмечался Международный день белой трости. День белой трости был установлен в 1970 году по инициативе Международной федерации слепых для того, чтобы напомнить обществу о проблемах незрячих и слабовидящих людей. И напомнить каждому из нас, что помочь слепому не трудно. Просто протяни руку, переведи через дорогу, подскажи нужный ему маршрут. Не проходи мимо, подари доброе слово.

Журналисты информационно-аналитического еженедельного журнала «Итоги недели» встретились с председателем Липецкого регионального отделения Всероссийского общества слепых Николаем Сарычевым, чтобы узнать, как живётся сегодня в регионе людям с белой тростью.

– Николай Александрович, в Липецкой области уже давно работает программа «Доступная среда». Как вы считаете, областной центр и другие города региона стали удобнее для людей с ограниченными возможностями здоровья?

– Да, конечно. В общественных местах появились пандусы, ступеньки. Для незрячих людей сделаны звуковые маячки на светофорах. На железнодорожном вокзале в Липецке работают тактильные плиты, мнемосхема, помогающая незрячему человеку сориентироваться, где находятся касса, камера хранения, выход на перрон. Ступеньки на вокзале выкрашены в яркий цвет для слабовидящих людей.

Основные государственные учреждения тоже соответствуют всем требованиям доступной среды. Центры социальной защиты, занятости, многие больницы и поликлиники, спортивные сооружения максимально приспособлены к потребностям инвалидов. Есть, конечно, исключения – плавательный бассейн «Спартак», например, не отвечает нормам доступной среды. Он построен в советское время, оборудовать его подъёмниками достаточно трудно. А вот новый бассейн «Лидер» продуман до мелочей. Там есть современный подъёмник, который позволяет опустить маломобильного человека в воду. Есть правильные порожки и для инвалида с тростью, и для колясочника.

На городских маршрутах появились низкопольные автобусы. Пока их не так много, но начало положено. Современные социальные объекты, построенные на бюджетные деньги, как правило, оборудованы для всех маломобильных людей. А вот владельцы частных предприятий и фирм к программе «Доступная среда» относятся формально.

– А что нужно сделать владельцу магазина, парикмахерской, частной клиники, чтобы их услугами могли пользоваться инвалиды?

– Мы готовы прийти на помощь людям бизнеса и проконсультировать, какими должны быть дверные проёмы для колясочников, материалы для комфортных пандусов и под каким углом их строить. Нужно учитывать все нюансы. Например, для человека незрячего бордюр – прекрасный ориентир, а для колясочника он – непреодолимое препятствие, так бывает. Но всё можно продумать и сгладить острые углы.

В областной стоматологической поликлинике есть всё для приёма особенных людей, от парковочных мест до пандусов и кнопок вызова. На первом этаже оказывают услуги пожилым людям, беременным женщинам, инвалидам. В соцзащите и центре занятости оборудованы на первом этаже специальные кабинеты. Для незрячих есть электронные лупы.

Но главное, если мы хотим чувствовать себя комфортно в общественной среде, надо переформатировать своё сознание: учиться пользоваться тростью, читать по Брайлю, пре­одолевать свои внутренние страхи и неуверенность. Да, люди могут помочь, но осилить дорогу предстоит тебе самому.

– Как вы считаете, отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья изменилось? Или мы всё-таки считаемся больным обществом и нам ещё далеко до настоящей толерантности?

– Я потерял зрение давно. И двадцать лет назад, и сейчас находится много людей, готовых прийти на помощь. Не было случая, чтобы меня кто-то обидел словом или делом. Молодёжь тоже откликается на мои просьбы, поэтому я никогда не считал наше общество больным, хотя всякое бывало.

Помню, в советское время я возглавлял городское общество слепых и у нас там был хор. Однажды мы захотели показать землякам, на что способны. И я пошёл в райком с просьбой организовать концерты на агитплощадках города, но нам отказали. Было очень обидно. А сегодня двери всех домов культуры для людей с ограниченными возможностями открыты. Мы можем проводить свои оздоровительные мероприятия и в бассейнах, и на спортивных площадках. Я считаю, инвалидам нужно самим делать первый шаг навстречу обществу, жить полноценной и здоровой жизнью. Мы ставим перед собой задачу создать для инвалидов условия, чтобы они могли через спорт, творчество реализовать себя. В обществе слепых действует золотое правило – в четверг обязательно организуем какое-нибудь мероприятие. Приглашаем творческие коллективы, школьников. У нас проходят всевозможные фестивали, праздники, акции.

Сейчас на трёх площадках проходит областной конкурс «Супер ВОСовец». Незрячие артисты поют, танцуют, читают стихи. Закончится всё красочным гала-концертом. В День белой трости мы планируем провести наше традиционное шествие. Воспитанники специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната III–IV вида для слепых и слабовидящих детей пройдут от площади Героев до Быханова сада с тростями. После чего будут квесты и чаепитие. Человек с рождения слепой – это редкий случай. В основном люди теряют зрение после какой-нибудь травмы. Мы прикладываем все усилия, чтобы поддержать их.

– В обществе слепых много талантливых людей – музыканты, художники, поэты, спортсмены. Расскажите нам, на кого надо равняться.

– Среди инвалидов по зрению много сильных, ярких личностей, доказавших: белая трость не приговор, а просто новая жизнь по новым правилам. В прошлом году нас порадовал баянист Николай Корнев. Он участвовал в Парадельфийских играх.

Николай окончил школу для слепых и слабовидящих детей, а потом учился в Москве в музыкальном училище имени Альфреда Шнитке. Работает Николай баянистом в музыкальной школе и в Областном центре культуры, народного творчества и кино.

Виктория Лаврентьева и Анна Пискунова занимаются академической греб­лей. Совсем недавно в спортивном союзе с двумя инвалидами-опорниками они участвовали в соревнованиях европейского уровня и завоевали путёвку на Паралимпийские игры. Мы гордимся нашими девушками.

Радуемся успехам Ирины Апанович, которая, будучи инвалидом по зрению, работает в школе у Игоря Батищева социальным педагогом. Помогает детям-сиротам найти спонсоров и фонды для лечения и реабилитации.

Эти примеры показывают, что жизнь без границ возможна, даже если ты не в состоянии увидеть белый свет.

– Какие социальные программы для незрячих и слабовидящих людей поддерживает областной бюджет?

– Мы получаем субсидии на социокультурные мероприятия. Управление внут­ренней политики Липецкой области поддерживает наши проекты. Например, коллеги из Чаплыгина в этом году разработали интересный туристический маршрут по родному городу для слепых с экскурсией и познавательными конкурсами. Благодаря поддержке администрации Липецкой области он был успешно воплощён в жизнь. Наши творческие коллективы ездили с концертами в Ряжск Рязанской области, в Воронеж. А соседи приезжали к нам. Управление социальной защиты населения Липецкой области активно сотрудничает с нами. Оно приобретает для незрячих студентов и работников интеллектуального труда смартфоны и ноутбуки со специальными программами речевого выхода. Для незрячих людей это не только рабочий инструмент, но и навигатор.

Согласно перечню, утверждённому Правительством Российской Федерации, при наличии индивидуальной программы реабилитации через Фонд социального страхования мы получаем технические средства реабилитации: трости, тонометры с речевым выходом, специальные термометры.

– Незрячим людям трудно найти работу?

– Многие ребята работают массажистами, музыкантами, преподавателями. Тот, кто ищет себя в жизни, находит возможность трудиться. Сейчас важно создать такие условия и законы, чтобы работодателю было выгодно принимать инвалидов.

В этом году я встречался с главой администрации Липецкой области Игорем Артамоновым и обсуждал вопрос о поддержке работодателей. Сейчас они несут прямые убытки от пробелов в законодательстве. Например, есть в Липецкой области закон о квотировании рабочих мест. Он опирается на федеральный документ, в котором предусмотрено создание рабочих мест для инвалидов на предприятиях любой формы собственности. Но чтобы создать рабочее место для инвалида по зрению, нужно примерно 300–500 тысяч рублей. Какая-то часть компенсируется управлением труда и занятости, остальная – в статье «убытки». Например, на предприятии «Электроаппарат» работают 177 инвалидов. За 2018 год было перечислено 75 миллионов руб­лей налоговых сборов. Каждый год мы вкладываем 8–9 миллионов в поддержание доступности рабочих мест. Нам никто не компенсирует эти затраты. Работодателю нужна помощь со стороны власти, чтобы инвалиды имели возможность, как и все здоровые люди, работать и жить достойно.

 

МедиаВОС

(по материалам информационно-аналитического еженедельного журнала «Итоги недели»)