Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

14 июля 2020

 

Психолог КЧР ВОС оказывает помощь инвалиду по зрению

 

В 2008 году по инициативе руководства Карачаево-Черкесской региональной организации ВОС на базе спортивно-оздоровительного комплекса был создан социально-психологический комплекс (далее Комплекс) по оказанию социально-психологической реабилитации инвалидов по зрению. В 2012 году по просьбе членов ВОС Комплекс расширил свои возможности и открыл специализированную реабилитационную комнату для слепых и слабовидящих детей с целью развития у них жизненно важных и необходимых навыков, таких как самостоятельность и независимость, речевые и коммуникативные навыки, уверенность в своих силах.

Время показало оправданность предпринятых действий и целесообразность создания данного комплекса. Только за прошедший 2019 год в нём прошли социально-психологическую реабилитацию 394 человека, из них 185 детей с инвалидностью, 209 взрослых инвалидов по зрению.

В сегодняшних нелёгких жизненных условиях в период ограничений, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции, как никогда важна и востребована психологическая помощь и поддержка инвалидов по зрению. Нынешняя пандемия зачастую провоцирует у людей повышение тревожности, стресса и прочих реактивных состояний. Ситуация с COVID-19, а также карантин, безусловно, сказываются на эмоциональном состоянии людей. Они по-разному переживают эти обстоятельства и реагируют на них. Кто-то игнорирует, кто-то сильно взволнован, боится, а кто-то испытывает обиду — ищет тех, кто виноват в происходящем, поэтому именно сейчас необходима помощь профессионального психолога.

Карачаево-Черкесская РО ВОС ведёт планомерную работу по информированию членов ВОС о возможностях социально-психологического комплекса для людей с инвалидностью по зрению, о направлениях оказываемых реабилитационных услуг, о передовых технологиях оказания психологической помощи и поддержки заинтересованным и нуждающимся в ней людям.

Социально-психологическая реабилитация – это одно из направлений работы, которая обеспечивает процессы адаптации человека с инвалидностью к окружающему предметному миру, к системе межличностных отношений и адаптации к самому себе в новом качестве.

Услуги по социально-психологической реабилитации – это комплекс мер, направленных: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих людям с инвалидностью успешно выполнять различные социальные роли: семейные, профессиональные, общественные и другие. Иметь возможность быть реально включенными в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции человека с инвалидностью в общество.

Комплекс предоставляет следующие услуги по социально-психологической реабилитации:

-психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;

-психологическая диагностика;

-психологическая коррекция;

-психотерапевтическая помощь;

-социально-психологический тренинг;

-психологическая профилактика.

Психологическое консультирование представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и человеком с инвалидностью, нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.

В первую очередь психолог помогает сбросить напряжение, возникшее от непонимания, стрессов, деловых и внутрисемейных отношений. Он также поможет справиться с семейными конфликтами, межличностным напряжением и различного рода психотравмами. Квалифицированный специалист научит ставить реальные цели, благополучно достигать их и реализовывать себя, а также применять методы саморегуляции.

Психологическая диагностика заключается в выявлении психологических особенностей человека с инвалидностью, определяющих его поведение и взаимоотношения с окружающими, возможности его социальной адаптации. Психологическая диагностика людей с инвалидностью включает в себя оценку:

-состояния социального интеллекта и социально-психологической компетентности;

-состояния эмоций и чувств, в том числе способность их регулирования;

-особенностей личностных качеств (включая ценностные ориентации, мотивационную сферу, самооценку, уровень притязаний);

-прогноза проблем обучения, социализации;

-интеллектуальных и личностных способностей для профессионального самоопределения.

Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении человека с инвалидностью с целью:

-восстановления оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечивающих полноценное включение человека с инвалидностью в разнообразные сферы социальных отношений и жизнедеятельности, формирование социально-психологической компетентности в соответствии с возрастной нормой и требованиями социальной среды;

-профилактики нежелательных негативных тенденций в личностном развитии человека с инвалидностью, социализации на всех уровнях социума.

Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией человека с инвалидностью. Форма проведения – различные по тематике и сложности сюжета ролевые игры, учебные занятия, выполнение тестовых заданий с обратной связью и другие.

Психотерапевтическая помощь представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности человека с инвалидностью, деформированной болезнью, ранением или травмой, и решающих задачи по изменению отношений как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье. В качестве методов активирующего психотерапевтического воздействия в Комплексе применяют музыкальную терапию, ароматерапию, арт-терапию, песочную терапию, куклотерапию, психодраму, транс-медитативные сеансы, семейную психотерапию, библиотерапию и другие методы терапии, способствующие повышению компетентности человека с инвалидностью в формировании гармоничных межличностных отношений, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.

Психотерапевтические сеансы (сессии) проводят в групповой или индивидуальной форме.

Психологическая профилактика заключается в содействии:

-приобретения психологических знаний, повышения социально-психологической компетентности;

-формирования потребности использовать эти знания для работы над собой, над своими проблемами социально-психологического содержания;

-создания условий для полноценного психического функционирования личности человека с инвалидностью (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта в семье, на работе и в других социальных группах, в которые человек с инвалидностью включен), для своевременного предупреждения возможных психических нарушений, обусловленных, в первую очередь, социальными отношениями.

Психологическая профилактика нацелена на раннее выявление состояний социально-психологической дезадаптации, на обеспечение и поддержку психологического благополучия, предупреждение возможных нарушений системы взаимоотношений в социуме.

Социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у человека с инвалидностью последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренировку отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.

Психологический тренинг проводят в виде системы упражнений, групповой дискуссии, ролевой и деловой игры, психогимнастических и релаксационных упражнений, которые моделируют специальные условия деятельности для тренировки определенных психических функций и качеств, ответственных за социальную адаптацию человека с инвалидностью.

В зависимости от целей выделяют следующие виды тренингов: аутотренинг, тренинг креативности, тренинг различных интеллектуальных, моторных функций, тренинг личностного роста, коммуникативный тренинг и другие.

Социально-психологический реабилитационный комплекс Карачаево-Черкесской региональной организации ВОС обеспечивает весь комплекс вышеперечисленных реабилитационных процессов. За 2019 год было проведено 110 коррекционных занятий по развитию коммуникативной и познавательной сфер; созданию условий для естественного психологического развития ребенка; корректировке аутистических черт; нормализации психологического и эмоционального состояния. Проведено 47 психотерапевтических мероприятий, 9 социально-психологических тренингов.

Желающие получить консультацию или пройти комплекс социально-психологических реабилитационных услуг могут обратиться к психологу Карачаево-Черкесской РО ВОС Елене Владимировне Вихлянцевой по телефону: +7-928-388-29-06.

 

МедиаВОС

(по материалам Информационной службы

Карачаево-Черкесской региональной организации ВОС)