Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Реабилитация и мы

ПОДГОТОВЛЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

 

Мы пригласили в редакцию президента спортивной федерации Всероссийского общества слепых, вице-президента Паралимпийского комитета России Лидию Павловну Абрамову и попросили ее поделиться своими впечатлениями о выступлении наших спортсменов на прошедших XIVпаралимпийских играх в Лондоне.

 

- Наша команда выступила весьма успешно, даже неожиданно успешно, заняла аж второе место в общекомандном зачете, причем весьма уверенно. В команде немало было и членов ВОС. Расскажите, как формировалась команда.

 

- Результат этот не неожиданный, а ожидаемый. Этому предшествовала серьезная подготовка. Хотя и борьба была напряженная. Мы впервые на летних Паралимпийских играх завоевали второе место. 102 медали – общее количество, 36 золотых медалей. Это достаточно хороший вклад в спортивные успехи России.

Нашу страну представляла сборная команда из 182 спортсменов. Из них спортсмены ВОС – 42 человека. В программу Паралимпийских игр входит 20 видов спорта, впервые Россия участвовала в 12 видах программы. В этих видах разыгрывалось 470 комплектов медалей. Спортсмены ВОС участвовали только в легкой атлетике, плавании и дзюдо. Играм предшествовали рейтинговые соревнования, на которых осуществлялся отбор, завоевывалась квота на страну для участия в Паралимпиаде. Мы не отобрались на Паралимпийские игры по голболу. Второе место на чемпионате Европы у нашей женской сборной не дало нам право участвовать в Паралимпийских играх. Вы понимаете, насколько серьезный был отбор? Все больше и больше развивается спорт слепых и паралимпийский спорт в мире, все больше стран участвуют в Паралимпийских играх. Спортсмены 164-х стран принимали участие в Паралимпиаде в Лондоне – это намного больше, чем на предыдущих Паралимпийских играх.

Проблемы у нас по дзюдо были, потому что нет именного рейтинга. Но этот вид спорта есть только у ВОСовсцев. И нам дали 11 мест. Одна весовая категория – один спортсмен.

Еще одна проблема – исключаются из программы те виды спорта, в которых у нас всегда были золотые медали: пятиборье, десятиборье… То есть, уменьшается количество дисциплин. Потому что не набирается достаточного количества участников.

Медицинских классов у нас три: это Б1, Б2, Б3. Спортсмены ВОС составляли 23% от состава сборной. В копилку нашей сборной спортсмены ВОС положили 40 медалей, в том числе 14 золотых. Если мы посмотрим историю Паралимпийских игр: в 1988 году в Сеул мы впервые отправляли команду, это были спортсмены ВОС. Тогда мы завоевали 56 медалей, из них 21 золотую.

В общей сложности наша сборная насчитывала 75 человек: 42 спортсмена, 6 ведущих, остальное – тренеры, сопровождающие и официальные лица. Как никогда полностью было решено медицинское обеспечение: врачи, массажисты, медикаменты, витаминотерапия, восстановители… К проведению и организации самих соревнований вообще вопросов нет. Очень близко находились все спортивные объекты.

Мы вылетели в паралимпийскую деревню 22 августа, а открытие Паралимпиады было 29 августа. Дни до открытия были направлены на то, чтобы спортсмены прошли акклиматизацию, были решены все бытовые вопросы. А главное мы проходили медицинскую классификацию. Спортивные классы намного жестче, чем группы инвалидности. В группу Б1 отнесены только тотально слепые спортсмены или спортсмены с резким снижением полей зрения. То есть, имея первую группу инвалидности, не факт, что ты получишь по спорту группу Б1.

19 регионов представляли наши спортсмены – такого не было никогда. Конечно, основное ядро – это Башкирия, где созданы все условия для инвалидов для занятий спортом.

Было много тех, кто участвовал в Паралимпийских играх впервые и показал результаты. Это и Александр Зверев из Челябинска, это Артем Логинов из Алтайского края, Аня Сорокина – чемпионка наших молодежных игр, Федор Триколич из Санкт-Петербурга. Шаров Егор из Алтайского края впервые участвовал. Александр Галентовский, Санкт-Петербург. Дубовой Роман – он ворвался в команду в последний момент, особая благодарность Петропавловску-Камчатскому, что они по рекомендации федерации ВОС вывезли его на рейтинговые соревнования за счет своих средств, где он прошел дважды классификацию, получил мировой рейтинг. Роман успешно выступил на Паралимпийских играх, завоевав два «серебра» и «бронзу» в плаванье. И прекрасно выступила наша дебютантка в плаванье Дарья Стукалова из Воронежской области: «серебро» и три «бронзы». Из Тульской области у нас впервые был спортсмен – Владимир Федин – завоевал «бронзу» в дзюдо.

 

- А ветераны, кто выступал уже на предыдущих Паралимпийских играх, как показали себя сейчас?

 

- Буквально накануне вылета на Паралимпиаду травмировалась Мадина Казакова, наша надежда, первая в рейтинге, которая завоевала (первая в истории паралимпийского движения России) «золото» в Афинах. После двух блестящих побед уже в Лондоне Олег Крецул, чемпион Пекина, получил серьезную травму – вывих плечевого сустава. Он мог не участвовать дальше, врачи ему запрещали. Но он сказал: «Я не могу допустить, чтобы в связи с моей травмой сопернику засчитали чистую победу». И он попытался провести еще два боя. И когда была схватка с кубинцем, тот просто выдернул Олегу второй раз плечо. Также травмировался в Лондоне Гайдар Гайдаров. Всего у нас три спортсмена получили травму. И Гайдара, и Олега мы отправили из Лондона домой раньше. Они оба прооперированы, сейчас находятся на реабилитации. Врачи дают хороший прогноз по их возвращению в строй.

 

- Теперь можем перейти к легкой атлетике.

 

- Наших легкоатлетов было 18 человек. Я считаю, что наши спортсмены в легкой атлетике выступили достаточно успешно, выиграли эстафету «4 по сто метров», хотя были большие проблемы, потому что поменяли одному из наших спортсменов спортивный класс с Б2 на Б3. И была непонятно, как скомплектовать сборную. Алексей Лабзин пожертвовал одной дистанцией, чтобы достойно выступить в эстафете. У нас самая длинная дистанция была полторы тысячи метров, наша спортсменка Елена Паутова завоевала «золото», стала двукратной паралимпийской чемпионкой. Очень показательный был момент, когда Гулин Денис, это наш дебютант из Санкт-Петербурга, в тройном прыжке завоевал «золото». Там очень сильно болели болельщики Великобритании. Денис тотально слепой, он сказал: «Мне мешали болельщики, я не слышал команду своего тренера».

 

- Лидия Павловна, а дистанции 3000 метром и 5000 метров разве не разыгрывались?

 

- Их уже нет в программе Паралимпийских игр. Программа меняется.

 

- А вот, толкание ядра?

 

- «Ядро», «копье» у нас есть. Сорокина Анна как раз «серебро» завоевала в метании копья.

 

- Кто из спортсменов у Вас лично вызвал наибольшее волнение?

 

- Волнуемся всегда обо всех потому, что спорт есть спорт. На что были готовы, то и показали. Конечно, мы очень надеялись на Оксану Савченко, это плаванье. Пять дистанций – пять золотых медалей. Она стала теперь восьмикратной паралимпийской чемпионкой. Наш дебютант Триколич Федор из Ленинградской области стал двукратным чемпионом и серебряным призером. Саша Неволин-Светов завоевал одно золото и три серебряных медали. Сергей Пунько, это тоже наш пловец, он завоевал в плавании полный комплект медалей: «золото», «серебро» и «бронзу». Михаил Зимин на своей коронной дистанции – сто метров брасом – завоевал «золото». К сожалению, в плавании тотально слепые не завоевали наград вообще. Конкуренция растет, нужно менять программу подготовки – это большой вопрос и к личному тренеру, и к старшему тренеру.

 

- А вот, скажите, в чем же, в каком моменте проигрывает слепой пловец?

 

- Иногда проигрывает в тактике, когда начинает метаться по дорожке и теряет драгоценные сотые доли секунды. Очень много зависит и от того, кто стоит на страховке. К сожалению, нам не дали взять квалифицированного тренера из Ростова, которая хорошо знает работу со слепыми на страховке, знает, когда и как дать сигнал пловцу с тем, чтобы он и не разбивался, и вовремя шел на второй круг. Не удалось убедить паралимпийский комитет…

 

- Как должен тот, кто стоит на страховке, предупредить спортсмена? Надо сказать: «50 сантиметров осталось до стенки»?

 

- Нет, там ни в коем случае говорить нельзя. Есть шест с шариком, которым нужно прикоснуться к спортсмену. Когда и как – у каждого своя техника. Чтобы спортсмен понял, сколько ему нужно гребков сделать, чтобы не разбиться и вовремя оттолкнуться от стенки бассейна.

В дзюдо тоже никто вообще в мире из класса Б1 не завоевал золото. В судействе был некоторый промах. Татьяне Савостьяновой после схватки, прямо она только вышла с татами – звонок – Владимир Владимирович Путин поздравил ее. Это было очень неожиданно, ведь в Москве было уже два часа ночи. Президент очень грамотно сделал разбор схватки. Владимир Владимирович пообещал выйти на президента международной федерации дзюдо и поддержал нашу инициативу, чтобы разделили дзюдо тотально слепых, это Б1, и дзюдо других классов - Б2, Б3, это будет справедливо.

 

- А сейчас не самые тяжелые инвалиды, для кого, собственно, и задумывались эти игры, а люди с небольшой, если можно так сказать, инвалидностью становятся чемпионами, призерами.

 

- Может быть и такое «открытие»: спортсмен, не буду называть фамилию, участвовал и в олимпийских играх, и в паралимпийских. Это уже вопрос, как смотрят медицинские классификаторы, это на совести врачей. Мы не можем вмешиваться – каждый должен заниматься своим делом.

 

- Но это ведь уже тенденция, что тяжелые инвалиды как-то остаются на вторых ролях.Разве руководство паралимпийского движения не видит эту проблему?

 

- Я не знаю, может, руководство паралимпийского движения и видит. Я, как первый вице-президент паралимпийского комитета России, вижу эту проблему… Конечно, подготовить тотально-слепого спортсмена сложнее: это и затраты времени, это и индивидуальные тренировки, это и решение бытовых вопросов…

 

- Через четыре года будут новые летние паралимпийские игры. Что можно улучшить для получения результата?

 

- Определены точки роста: в каких субъектах федерации какие виды спорта должны развиваться. Липецк – это велоспорт.Выделяются средства, идет серьезная подготовка. Голбол – это Тульская область. Но тех средств, которые выделяются нам на финансирование календарных мероприятий, их, конечно, недостаточно. Субъекты федерации тоже должны вкладывать деньги в то, чтобы развивался спорт слепых. Что касается игровых видов спорта, я вижу их развитие только на базе школ для слепых и слабовидящих. Потому что провести две-три тренировки в неделю можно, только если дети постоянно находятся в одном здании. Наши старшие тренеры там уже смотрят спортсменов, определяют тех, кто имеет какие-то задатки, какие-то данные, с кем можно начинать работать. Также мы делаем ставку на ветеранов наших. Они учатся в институтах физкультуры, чтобы потом тренировать других ребят. Будущих звезд. Но будучи хорошим спортсменом, не факт, что ты станешь хорошим тренером. Нужно готовить вообще-то целенаправленно тренеров для спорта инвалидов. Это должны быть целевые наборы в институтах физкультуры. Чтобы эти тренеры были мотивированы для работы именно с инвалидами. Потому что не сразу же идут медали, не сразу будут ставки в центре спортивной подготовки, не сразу идут государственные награды, и премиальные, и стипендии от Президента… Сейчас открыты отделения адаптивной физкультуры. Но дефицит в тренерах огромный. А дефицит в судьях еще больше, потому что нет подготовленных специально судей, даже по той же легкой атлетике, по дзюдо.В дзюдо нет у нас ни одного судьи класса А, то есть который имеет право судить на Паралимпийских играх. Мы договорились, что будем готовить судей российских. Работаем с федерацией по этим видам спорта. Проводили семинар для судей дзюдо, 26 судей получили тогда сертификат Международный федерации спорта слепых(IBSA). Ну, этого недостаточно. Проблем много.

В общем-то, самое главное – это развивать физкультуру. Вот там резерв. Чем больше у нас будет соревнований для ребят, тем больше тем больше тренеры увидят перспективных спортсменов – ребят, которых потом будут готовить. Ведь не каждый может стать чемпионом, призером Паралимпийских игр.

Хотя я бы не ставила вопрос только о паралимпийских видах спорта. Вот наша сборная команда по шахматам в очередной раз в Индии стала чемпионом мира. Нужно больше внимания уделять не только лишь паралимпийским видам спорта, а массовой физкультуре и спорту вообще. Потому что это – реабилитация для слепых. И все хорошо знают, что физкультура и спорт – это самые эффективные средства реабилитации незрячих.

Из новых видов спорта я бы выделила спортивное ориентирование с помощью GPS-навигации. Мы провели такой конкурс – мероприятие по ориентировке «Азимут» в Тверской области. Мы увидели 27 участников достаточно серьезных. Ребята, как принято говорить, продвинутые. Это новый перспективный вид спорта для слепых.

 

- Когда-то ведь была у нас спортивная гимнастика, и были достижения… Почему-то ее нет сейчас в паралимпийской программе.

 

- Да, некоторые виды потеряны, некоторые позабыты, некоторые не входят в реестр. Для того чтобы начать развивать вид спорта, нужно в течение нескольких лет провести соревнования, которые не финансируются из бюджета Министерства спорта, и разработать программы, положения, потом ввести уже этот вид в реестр государственный. Только потом можно получить на него финансирование. Это значительная работа.

У нас еще есть боулинг, уже разработаны правила. Но это затратный вид спорта. Коньки вернут, мы уже выезжали на международные соревнования. Здесь нам помогает Светлана Сергеевна Журова, она вылетала с нами в Шотландию. Наши ребята выступили очень достойно, завоевали все медали, которые возможно. И здесь огромная благодарность администрации Челябинской области, которая уже традиционно проводит за свой счет и открытые чемпионаты России, и международные соревнования. Но до включения этого вида спорта в программу Паралимпийских игр также еще очень и очень далеко…

 

- Вид спорта, который, возможно, будет включен в следующие Паралимпийские игры?

 

- Мы работаем над тем, чтобы включить пауэрлифтинг жим лежа. Только один этот вид в пауэрлифтинге. Недостаточное количество стран, которые развивают это направление спорта. Вот в 13-м году снова будут Всемирные игры молодежи и студентов, традиционно они проходят в Колорадо Спрингс, в Соединенных Штатах Америки. И я настаиваю, чтобы пауэрлифтинг был там включен в программу.

Последние два года приоритет был отдан лету, сейчас мы переключаемся на зиму, потому что мы – страна-хозяйка олимпийских и паралимпийских зимних игр в Сочи. Горные лыжи очень много средств оттягивают, потому что спортсмены тренируются за рубежом. Ну, и экипировка достаточно дорогая. Но зато на Паралимпийских играх в горных лыжах разыгрывается большее количество комплектов наград, чем в биатлоне. К сожалению, нет партнеров, которые бы финансировали спорт слепых, показывали и давали информацию по Паралимпийским играм.

 

- Вот Вы были на встрече с Президентом…

 

- Очень подробный, серьезный разговор состоялся, когда мы приехали с Паралимпийских игр 11 сентября. Президент обратил внимание на шероховатости в судействе, пообещал поддержать нашу идею и выйти на международную федерацию дзюдо по подготовке судей. В своем приветственном слове он сказал, что наши результаты, наши достижения раздвигают границы человеческих возможностей. И результаты наших паралимпийцев реабилитируют общество по отношению к спортсменам-инвалидам. Потому что пока еще наше общество не готово в полной мере принимать инвалидов, спортсменов-инвалидов в частности. Президент четко контролировал, чтобы СМИ обратили внимание на трансляцию Паралимпийских игр.

Физкультура – это здоровый образ жизни. Мы, инвалиды, также подвержены вредным привычкам. Я всегда вспоминаю, как спортсмен из Саратова сказал: «То, что меня учитель физкультуры из подворотни вытащил, где я за школой нюхал клей, и привел в дзюдо, и я стою перед Вами – чемпион Молодежных игр – все это его заслуга!» А тренер сказал: «Даже то, что я это сделал для одного спортсмена, я уже считаю, что я выполнил свою задачу в этой жизни».

Заниматься сегодня спортом не просто престижно, но и финансово выгодно. Ну, я просто скажу, что президент Башкортостана принял спортсменов Башкортостана, и все наши чемпионы получили квартиры. Не просто ордера, их вывезли и показали: вот Вам ключи, вот Вам документы, вот Ваша квартира. Допустим, Оксана Савченко получила трехкомнатную квартиру, Алексей Лабзин, трехкратный паралимпийский чемпион, получил на свою семью в центре Уфы двухкомнатную квартиру. То есть можно вырваться из круга неустроенности, необеспеченности жильем, работой. Ведь проблема с трудоустройством велика. Спорт дает и эту возможность. Поэтому он и является самым эффективным средством реабилитации, мы не отметили за все эти годы, что у кого-то из спортсменов в связи с занятиями спортом ухудшилось зрение.