12 января 2022
Московская городская организация ВОС реализует социальный проект «Модный незрячий», направленный на помощь слепым и слабовидящим жителям столичного региона в создании и поддержании привлекательного внешнего образа. Инициаторами выступила команда незрячих москвичей, ставшая победителем конкурса «Действуй без барьеров».
Анкетирование, проведённое среди слепых и слабовидящих в 2021 году, показало следующие результаты: более 60% опрошенных при выборе одежды, обуви, аксессуаров пользуются помощью родственников. Примерно половина респондентов обращаются к друзьям и знакомым. Порядка 40% инвалидов по зрению просят консультации у специалистов магазинов, что, зачастую, не совпадает с потребностями самих незрячих и препятствует раскрытию их индивидуальности. Около 90% опрошенных хотели бы воспользоваться новой социальной услугой стилиста. Более 70% готовы оплачивать её по доступной цене. При этом многие респонденты подчеркнули, что выбор одежды, обуви и аксессуаров онлайн по-прежнему остается затруднительным.
Перед проектом «Модный незрячий» стоит ряд задач:
-Обучение группы стилистов работе с незрячими людьми;
-Создание руководства для стилистов по работе с незрячими людьми;
-Организация сообщества специалистов, готовых работать с инвалидами по зрению;
-Создание руководства по стилю для незрячих, чтобы они могли выбирать одежду самостоятельно;
-Создание платформы для подбора стилистов незрячими людьми;
-Апробация новой услуги с помощью фокус-группы.
Консультантом проекта выступает Янина Урусова – соучредитель проекта «Bezgraniz Couture», консультант по вопросам инклюзии инвалидности в бизнес-процессы компаний. Она отвечает за обеспечение устойчивости проекта, привлечение экспертов, создание международного резонанса, фандрайзинг и партнёрские программы.
Всего в рамках проекта с декабря 2021 года по март 2022 года пройдёт четыре мастер-класса с участием стилистов и незрячих людей под руководством эксперта Анны Рыковой – fashion-стилиста, редактора моды и fashion-консультанта, преподавателя курсов «Стайлинг и имиджмейкинг», «Фотография» и «Fashion-видео» Британской высшей школы дизайна.
В середине декабря состоялся первый мастер-класс. На мероприятии специалисты погрузились в полную темноту, где, фактически встав на место незрячих, выполняли различные упражнения под руководством тренеров. Главным заданием было подобрать комплект одежды для четырёх членов Московской ГО ВОС с проблемами зрения. Стилисты имели право только трогать вещи, общаться с моделями и обсуждать между собой, как выстроить «луки». По завершении мастер-класса участники увидели результаты своей работы и обсуждали, с какими сложностями и вызовами столкнулись в работе.
«Модный незрячий» – это пилотная фаза для создания устойчивого социально-предпринимательского проекта, созданного незрячими людьми для незрячих людей. После апробации в марте 2022 года предполагается создать постоянно работающую профессиональную службу стилистов для новой целевой аудитории, работающей на всей территории РФ. Также сегодня в мире не существует подобного сервиса. Таким образом, проект, сделанный в России, станет первым в своём роде.
«Создание сообщества профессиональных стилистов, готовых работать с незрячими клиентами, станет одним из средств их интеграции в обществе. Новая социальная услуга даст возможность слепым и слабовидящим чувствовать себя увереннее, поможет сформировать подходящий имидж, раскрыть свою внутреннюю индивидуальность через внешний образ, развить чувство стиля, повысить культуру отношений между зрячими и незрячими и, в конечном итоге, повысить шансы незрячих специалистов при приёме на работу», – говорит консультант проекта Янина Урусова.
Проект «Модный незрячий» осуществляется при поддержке Московской городской организации ВОС и Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках программы «Действуй без барьеров». Партнёрами являются Нетология, SkillBox, Британская высшая школа дизайна, Fashion Factory, бренд Urban Tiger, культурный центр «Интеграция» Государственного музея имени Н. А. Островского, «Диалог в темноте», проект об устойчивом развитии Plus One, Eyezone.
МедиаВОС
(по информации Аппарата управления Московской городской организации ВОС)