Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

4 июля 2022

фрагмент совещания. на первом плане сидят три человека, к нам спиной: женщина боком - короткие светлые волосы, черное летнее платье, в руке документ, посередине девушка с длинными светлыми волосами, светло-зеленом костюме на инвалидной коляске, справа мужчина в костюме. на заднем плане - к нам лицом - два мужчины. телевизор - на экране надпись "говорящий город"

В Курске 30 июня 2022 года по инициативе председателя Курской региональной организации Всероссийского общества слепых Р. Ю. Тихонова состоялось совещание по вопросам доступности общественного пассажирского транспорта для людей с инвалидностью по зрению.

На встрече было презентовано оборудование для транспорта системы радиоинформирования и звукового ориентирования «Говорящий Город».

В работе совещания приняли участие: советник губернатора Курской области по правам лиц с ограниченными возможностями здоровья А. В. Гладилина, первый заместитель председателя транспорта и автомобильных дорог Курской области А. В. Васильченко, исполняющий обязанности генерального директора пассажирского автотранспортного предприятия Курска Р. А. Голиков, заместитель начальника отдела по делам инвалидов и граждан пожилого возраста комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области Е. В. Толмачёва, директор областного медико-социального реабилитационного центра имени преподобного Феодосия Печерского И. О. Шелест, руководитель Центра реабилитации слепых Курской региональной организации ВОС, эксперт по доступной среде А. В. Михальский.

Председатель Курской региональной организации ВОС Р. Ю. Тихонов и А. В. Михальский рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются люди с полной или частичной потерей зрения при совершении поездок в общественном транспорте:

1) обнаружение остановки;

2) невозможность самостоятельной идентификации транспортного средства, подошедшего к остановке (его тип, номер, маршрут следования);

3) обнаружение входной двери транспортного средства;

4) информация о состоянии дверей (открыты/закрыты);

5) безопасность совершения посадки и выхода, так как незрячему человеку требуется больше времени для выполнения данных действий.

Отказ от кондукторов – ещё одна серьезная проблема для незрячего человека. Если раньше была вероятность помощи кондуктора при выходе из транспортного средства и ориентирования по маршруту и остановкам, то сейчас и этой частичной помощи у человека с инвалидностью по зрению нет.

При посадке в транспортное средство пассажир-инвалид по зрению лишен какой-либо помощи и поддержки. Он не может подать сигнал водителю о том, что хочет совершить посадку в транспортное средство, и что ему нужна помощь. К тому же, незрячие люди не всегда пользуются белой тростью, и водитель не сможет распознать, что на остановке незрячий человек.

фрагмент совещания. на стулья сидит шесть человек. слева направо: женщина в розовом летнем платье, мужчина в костюме, девушка в светло-зеленом костюме на инвалидной коляске, мужчина в белой футболке, женщина в черном летнем платье, мужчина в светлой рубашке и джинсах.

Оповещение пассажиров внутри салона транспортного средства с наименованием остановки посредством звукового информирования присутствует далеко не на всех транспортных средствах, кроме того, довольно часто водители его отключают.

Для решения этих проблем в соответствии с ГОСТ Р 59431-2021 и с учётом рекомендаций Всероссийского общества слепых была создана система радиоинформирования и звукового ориентирования «Говорящий Город».

Система позволяет обнаружить саму остановку с указанием её адреса (названия), сообщает о том, какое транспортное средство подъезжает (его название, номер, маршрут следования), сообщает о положении дверей (открыты/закрыты). Всю информацию пользователь получает неслышно для окружающих через бесплатное мобильное приложение «Говорящий город» на смартфоне или специальном абонентском устройстве. Также в системе есть функция обнаружения двери транспортного средства для посадки с помощью звукового маяка.

Система к тому же решает серьезную проблему для незрячего пассажира, связанную с появлением кнопки самостоятельного открывания дверей для совершения посадки. Пользователь может дистанционно подать сигнал на пульт водителя транспортного средства, сообщающий о посадке/высадке инвалида, тем самым обеспечить себе безопасную посадку и высадку из транспортного средства.

В настоящий момент, система радиоинформирования и звукового ориентирования «Говорящий город» используется в 33 регионах России, из них в 21 регионе используется на общественном транспорте. Коллеги из областных и региональных организаций ВОС отмечают высокую эффективность и необходимость использования такого оборудования на общественном транспорте.

Стоит отметить, что 7 апреля 2022 года в Общественной палате (ОП) РФ по инициативе комиссии ОП по территориальному развитию и местному самоуправлению совместно с комиссией ОП по доступной среде и развитию инклюзивных практик был проведен круглый стол на тему «Доступность общественного городского транспорта для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения. Проблемы и решения». В собрании приняли участие представители различных министерств, государственных и общественных структур. В ходе встречи была отмечена необходимость оснащения объектов транспортной инфраструктуры Системой радиоинформирования и звукового ориентирования «Говорящий город».

Помимо этого, в Российской газете (от 28.06.2022 № 136 (8784)) была опубликована статья с мнением экспертов в области доступной и безбарьерной среды, подтверждающая эффективность и необходимость использования Системы радиоинформирования и звукового ориентирования по ГОСТу Р 59431-2021 для обеспечения доступности и безопасности общественного транспорта для людей с инвалидностью по зрению.

Итогом встречи явилась договорённость о проведении пилотного тестирования оборудования «Говорящий город» на троллейбусе в городе Курск.

МедиаВОС

(по информации Курской РО ВОС)