Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Тезисы  выступления

президента   ВОС  А.Я. Неумывакина
на расширенном  заседании  Коллегии  Минздравсоцразвития РФ
(26 марта 2010 года)

 

Уважаемая Татьяна Алексеевна!

Уважаемые  коллеги!

     Кризис, охвативший страну, конечно же, затронул и наше Общество,  все его структуры, особенно учебно-производственные предприятия, от деятельности которых зависит наше финансово-экономическое состояние и  выполнение социальных программ. Тем не менее, сегодня хочу подчеркнуть - Всероссийское общество слепых выстояло в это сложное время и продолжает работать  в интересах инвалидов по зрению.

     Прежде всего, хочу отметить: основным положительным итогом прошедшего года является  то, что наконец-то закончилась эпопея с непродуманным экспериментом над инвалидами, связанным с введением степеней ограничения способности к трудовой деятельности. И за это огромное спасибо руководству Минздравсоцразвития. Вздохнули с облегчением и инвалиды и, мы думаем, работники МСЭ, которые  были вынуждены субъективно, без достаточной аргументации, устанавливать инвалидам  ту или иную степень и тем самым фактически решать их судьбу. Почему я сказал  эксперимент? Да потому, что результаты их введения для нас, организаций инвалидов, были очевидны, мы их предвидели в 2004 году, но к нам бывшее руководство Минздравсоцразвития РФ и Департамента социальной защиты не прислушалось. 

     Сегодня необходимо идти дальше – необходимо  совершенствовать систему медико-социальной экспертизы и систему реабилитации инвалидов. И начинать необходимо, прежде всего,  с изменения  Классификаций и критериев, используемых при установлении гражданам инвалидности. Они должны быть четкими и понятными всем участникам процесса и затрагивать все аспекты жизнедеятельности инвалида.

     Необходимо, наконец-то, разработать и внедрить стройную, законченную систему реабилитации инвалидов как основу их интеграции  в общество. Мы помним, как был разработан проект федерального закона о реабилитации в 2000 году, который, к сожалению,  так и остался на бумаге.

     Как известно, Минздравсоцразвития   разработало проект  Государственной  программы «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, с которым, я надеюсь, все присутствующие хорошо знакомы. Внимательно изучая Программу, я сделал вывод о том, что мы несколько расходимся с разработчиками программы по основным понятиям, касающимся доступности. Ведь ее надо понимать в широком и узком смысле. Я считаю, доступность в широком смысле – это  перспектива полной реализации Конвенции о правах инвалидов по всем их проблемам. В узком  - приложение к каждому разделу программы в правовой и практической реализации проблем.

     Программа серьезная, серьезны и планируемые средства на ее реализацию – более одного триллиона рублей. Вместе с тем,  убеждаешься в том, что в Программе крайне мало места  отведено важнейшему направлению доступности – доступности к труду, в том числе и подразделе «Обеспечение доступности занятости». А ведь  Президент РФ и Председатель правительства РФ в 2009 году давали конкретные поручения соответствующим государственным структурам по поддержке наших предприятий в целях трудоустройства инвалидов.  Я их приводить не буду, они известны. Реализацию этих поручений мы надеялись увидеть именно в рамках рассматриваемой Государственной программы.

     Еще раз подчеркну: одним из основных  вопросов доступности жизни инвалидов  – это их трудоустройство, их профессиональная реабилитация.  Об этом я говорю практически на всех совещаниях подобного уровня, на встречах с руководителями страны. Может где-то я и повторяюсь, но это действительно  для нас самый больной вопрос. В настоящее время для трудоустройства мы имеем 157 учебно-производственных предприятий и восемнадцать филиалов со всей инфраструктурой. Пережив сложное время перестройки, кризиса и другие негативные явления, ВОС не в состоянии без государственной поддержки  самостоятельно обеспечить всех желающих трудиться.    Количество инвалидов по зрению – членов ВОС, состоящих сегодня на учете на трудоустройство составляет более 8 тысяч. Ежегодно идет сокращение работающих инвалидов. Если пять лет назад их было 13 тысяч человек, то на сегодняшний день – около 10 тысяч. Сдержать более резкое сокращение работающих инвалидов по зрению на наших предприятиях в  какой - то степени    удалось благодаря  реализации ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы, в рамках которой  нам было выделено 315,16 млн. рублей, что дало возможность закупить 162 единицы оборудования и создать более полутара тысяч новых рабочих мест.

     Нами сегодня проработан детальный план минимально необходимого финансирования сохранения рабочих мест и создания  дополнительных рабочих мест в 2011-2015 годах: для проведения дальнейшей модернизации производства сумма государственного финансирования должна составить не менее 750 млн. рублей. При этом мы планируем направить на софинансирование проектов 250 млн. рублей  своих средств.  

     Мы полагаем и надеемся, что нас услышат и средства на доступ инвалидов по зрению к труду и занятости найдут отражение в Программе.  

     Поддерживая в целом Программу, хотелось бы  в ней видеть  и поддержку ОООИ, выполняющих, по сути, государственные функции по работе с инвалидами.

     2. Не могу не затронуть проблему  организации санаторно-курортного лечения инвалидов по зрению в текущем году.

     Мы не можем согласиться  с таким положением дел, когда заканчивается первый квартал, а вопрос их лечения в наших специализированных санаториях практически не решен. Ведь при проведении  фондом социального страхования РФ тендеров на федеральном уровне за 5 лет в наших санаториях  пролечилось более 20 тыс. человек. В этом году конкурсы на федеральном уровне не проводятся. При этом только в конце февраля было принято решение о передаче полномочий по организации конкурсов для льготной категории граждан в региональные отделения фонда, которые рассматривают в основном местные санатории. Почему такое отношение к незрячим, почему их не  направляют в наши санатории? И что делать, в конце концов, мне, как руководителю Общества, с простоем санаториев – ведь там  обслуживающий персонал, которому надо платить заработную плату?       

     Я считаю, что тендеры на закупку путевок необходимо проводить своевременно, в конце года и обязательно учитывать технические требования к санаториям для лечения слепых. Второй путь -  целевое финансирование  наших санаториев. Мы это давно предлагали.

     3. Несколько слов о технических средствах реабилитации. Пользуясь присутствием  представителей субъектов РФ я обращаюсь к ним с просьбой поддержать инициативу Парламента Карачаево-Черкесской Республики. Напомню, Парламент Республики направил Председателю правительства РФ и  в законодательные органы всех субъектов РФ с просьбу о  включении в Перечень ТСР, выдаваемых за счет средств федерального бюджета, крайне необходимые для инвалидов по зрению компьютеры со специальным программным обеспечением и периферийным оборудованием, а также смартфоны и цифровые диктофоны. Это будет хорошим подспорьем, особенно для молодых  инвалидов, в целях их  обеспечения доступа к информации и образованию. 

   4. Мы внимательно следим за законопроектом о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, который был принят во втором чтении в прошедшую пятницу. Надеемся, что  при разработке механизмов его реализации  будут прописаны  нормы  государственной поддержки в виде целевого финансирования общероссийских организаций инвалидов и их социально значимых программ.

     5. Очередной раз напомню о государственном заказе. Прошло более 5 лет с момента  введения в действие 94-ФЗ. И все эти годы  мы постоянно говорим:  закон для организаций инвалидов практически не работает. Захотел заказчик предоставить преференции организациям инвалидов в виде 15% от цены при закупках ими и их структурами – предоставит, не захотел, его никто не заставит. Так трактует  закон. Это касается закупок и путевок и   оборудования  различного назначения.

    Вчера по просьбе Директора департамента по делам инвалидов мы направили свои предложения по совершенствованию данного закона и надеемся, что руководство Минздравсоцразвития России примет меры по устранению существующей несправедливости.   

Уважаемые коллеги!

     Я остановился на основных наболевших вопросах и считаю, что  их  решение, и прежде всего  поддержка общероссийских организаций инвалидов и их  предприятий, существенно улучшит положение инвалидов России.

    В заключение хочу отметить, что создание при Минздравсоцразвития России Департамента по делам инвалидов придаст конкретность и  оперативность всей государственной работе по решению проблем инвалидности в России. Это мы уже почувствовали из рабочих встреч с руководством  Департамента и получаемых от них документов. В свою очередь наше Общество  готово к конструктивному диалогу по решению проблем инвалидов.

Спасибо за внимание.