Тезисы выступления
президента ВОС А.Я. Неумывакина
на расширенном заседании Коллегии Минздравсоцразвития РФ
(26 марта 2010 года)
Уважаемая Татьяна Алексеевна!
Уважаемые коллеги!
Кризис, охвативший страну, конечно же, затронул и наше Общество, все его структуры, особенно учебно-производственные предприятия, от деятельности которых зависит наше финансово-экономическое состояние и выполнение социальных программ. Тем не менее, сегодня хочу подчеркнуть - Всероссийское общество слепых выстояло в это сложное время и продолжает работать в интересах инвалидов по зрению.
Прежде всего, хочу отметить: основным положительным итогом прошедшего года является то, что наконец-то закончилась эпопея с непродуманным экспериментом над инвалидами, связанным с введением степеней ограничения способности к трудовой деятельности. И за это огромное спасибо руководству Минздравсоцразвития. Вздохнули с облегчением и инвалиды и, мы думаем, работники МСЭ, которые были вынуждены субъективно, без достаточной аргументации, устанавливать инвалидам ту или иную степень и тем самым фактически решать их судьбу. Почему я сказал эксперимент? Да потому, что результаты их введения для нас, организаций инвалидов, были очевидны, мы их предвидели в 2004 году, но к нам бывшее руководство Минздравсоцразвития РФ и Департамента социальной защиты не прислушалось.
Сегодня необходимо идти дальше – необходимо совершенствовать систему медико-социальной экспертизы и систему реабилитации инвалидов. И начинать необходимо, прежде всего, с изменения Классификаций и критериев, используемых при установлении гражданам инвалидности. Они должны быть четкими и понятными всем участникам процесса и затрагивать все аспекты жизнедеятельности инвалида.
Необходимо, наконец-то, разработать и внедрить стройную, законченную систему реабилитации инвалидов как основу их интеграции в общество. Мы помним, как был разработан проект федерального закона о реабилитации в 2000 году, который, к сожалению, так и остался на бумаге.
Как известно, Минздравсоцразвития разработало проект Государственной программы «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, с которым, я надеюсь, все присутствующие хорошо знакомы. Внимательно изучая Программу, я сделал вывод о том, что мы несколько расходимся с разработчиками программы по основным понятиям, касающимся доступности. Ведь ее надо понимать в широком и узком смысле. Я считаю, доступность в широком смысле – это перспектива полной реализации Конвенции о правах инвалидов по всем их проблемам. В узком - приложение к каждому разделу программы в правовой и практической реализации проблем.
Программа серьезная, серьезны и планируемые средства на ее реализацию – более одного триллиона рублей. Вместе с тем, убеждаешься в том, что в Программе крайне мало места отведено важнейшему направлению доступности – доступности к труду, в том числе и подразделе «Обеспечение доступности занятости». А ведь Президент РФ и Председатель правительства РФ в 2009 году давали конкретные поручения соответствующим государственным структурам по поддержке наших предприятий в целях трудоустройства инвалидов. Я их приводить не буду, они известны. Реализацию этих поручений мы надеялись увидеть именно в рамках рассматриваемой Государственной программы.
Еще раз подчеркну: одним из основных вопросов доступности жизни инвалидов – это их трудоустройство, их профессиональная реабилитация. Об этом я говорю практически на всех совещаниях подобного уровня, на встречах с руководителями страны. Может где-то я и повторяюсь, но это действительно для нас самый больной вопрос. В настоящее время для трудоустройства мы имеем 157 учебно-производственных предприятий и восемнадцать филиалов со всей инфраструктурой. Пережив сложное время перестройки, кризиса и другие негативные явления, ВОС не в состоянии без государственной поддержки самостоятельно обеспечить всех желающих трудиться. Количество инвалидов по зрению – членов ВОС, состоящих сегодня на учете на трудоустройство составляет более 8 тысяч. Ежегодно идет сокращение работающих инвалидов. Если пять лет назад их было 13 тысяч человек, то на сегодняшний день – около 10 тысяч. Сдержать более резкое сокращение работающих инвалидов по зрению на наших предприятиях в какой - то степени удалось благодаря реализации ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы, в рамках которой нам было выделено 315,16 млн. рублей, что дало возможность закупить 162 единицы оборудования и создать более полутара тысяч новых рабочих мест.
Нами сегодня проработан детальный план минимально необходимого финансирования сохранения рабочих мест и создания дополнительных рабочих мест в 2011-2015 годах: для проведения дальнейшей модернизации производства сумма государственного финансирования должна составить не менее 750 млн. рублей. При этом мы планируем направить на софинансирование проектов 250 млн. рублей своих средств.
Мы полагаем и надеемся, что нас услышат и средства на доступ инвалидов по зрению к труду и занятости найдут отражение в Программе.
Поддерживая в целом Программу, хотелось бы в ней видеть и поддержку ОООИ, выполняющих, по сути, государственные функции по работе с инвалидами.
2. Не могу не затронуть проблему организации санаторно-курортного лечения инвалидов по зрению в текущем году.
Мы не можем согласиться с таким положением дел, когда заканчивается первый квартал, а вопрос их лечения в наших специализированных санаториях практически не решен. Ведь при проведении фондом социального страхования РФ тендеров на федеральном уровне за 5 лет в наших санаториях пролечилось более 20 тыс. человек. В этом году конкурсы на федеральном уровне не проводятся. При этом только в конце февраля было принято решение о передаче полномочий по организации конкурсов для льготной категории граждан в региональные отделения фонда, которые рассматривают в основном местные санатории. Почему такое отношение к незрячим, почему их не направляют в наши санатории? И что делать, в конце концов, мне, как руководителю Общества, с простоем санаториев – ведь там обслуживающий персонал, которому надо платить заработную плату?
Я считаю, что тендеры на закупку путевок необходимо проводить своевременно, в конце года и обязательно учитывать технические требования к санаториям для лечения слепых. Второй путь - целевое финансирование наших санаториев. Мы это давно предлагали.
3. Несколько слов о технических средствах реабилитации. Пользуясь присутствием представителей субъектов РФ я обращаюсь к ним с просьбой поддержать инициативу Парламента Карачаево-Черкесской Республики. Напомню, Парламент Республики направил Председателю правительства РФ и в законодательные органы всех субъектов РФ с просьбу о включении в Перечень ТСР, выдаваемых за счет средств федерального бюджета, крайне необходимые для инвалидов по зрению компьютеры со специальным программным обеспечением и периферийным оборудованием, а также смартфоны и цифровые диктофоны. Это будет хорошим подспорьем, особенно для молодых инвалидов, в целях их обеспечения доступа к информации и образованию.
4. Мы внимательно следим за законопроектом о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, который был принят во втором чтении в прошедшую пятницу. Надеемся, что при разработке механизмов его реализации будут прописаны нормы государственной поддержки в виде целевого финансирования общероссийских организаций инвалидов и их социально значимых программ.
5. Очередной раз напомню о государственном заказе. Прошло более 5 лет с момента введения в действие 94-ФЗ. И все эти годы мы постоянно говорим: закон для организаций инвалидов практически не работает. Захотел заказчик предоставить преференции организациям инвалидов в виде 15% от цены при закупках ими и их структурами – предоставит, не захотел, его никто не заставит. Так трактует закон. Это касается закупок и путевок и оборудования различного назначения.
Вчера по просьбе Директора департамента по делам инвалидов мы направили свои предложения по совершенствованию данного закона и надеемся, что руководство Минздравсоцразвития России примет меры по устранению существующей несправедливости.
Уважаемые коллеги!
Я остановился на основных наболевших вопросах и считаю, что их решение, и прежде всего поддержка общероссийских организаций инвалидов и их предприятий, существенно улучшит положение инвалидов России.
В заключение хочу отметить, что создание при Минздравсоцразвития России Департамента по делам инвалидов придаст конкретность и оперативность всей государственной работе по решению проблем инвалидности в России. Это мы уже почувствовали из рабочих встреч с руководством Департамента и получаемых от них документов. В свою очередь наше Общество готово к конструктивному диалогу по решению проблем инвалидов.
Спасибо за внимание.