5 августа 2024
30 июля 2024 года в Минобрнауки России прошло рабочее заседание Совета по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов, профессиональной ориентации инвалидов и содействия в их последующем трудоустройстве. В его работе принял участие вице-президент ВОС А. И. Коняев, являющийся членом Совета.
Участниками Совета стали представители Минтруда, Минцифры, Минкультуры, ресурсные учебно-методические центры, общество «Знание», Движения Первых и другие заинтересованные организации. Чиновники и эксперты вместе обсудили проблемы инклюзивного образования, пути их решения, новые пилотные проекты и стратегию совместных с вузами действий до 2030 года.
Свое выступление заместитель Министра науки и высшего образования РФ О. В. Петрова начала со статистики. Почти одиннадцать тысяч студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья поступают в российские вузы ежегодно. 25 ресурсных учебно-методических центров функционируют на базе высших учебных заведений. В системе инклюзивного высшего образования участвуют 650 вузов-партнеров. Почти 40 тысяч человек с инвалидностью и ОВЗ учатся сейчас в высших учебных заведениях по всей стране. За период с 2019 года численность обучающихся с инвалидностью и ОВЗ выросла на 40 процентов. Она отметила, что «вместе мы сможем и дальше развивать и совершенствовать систему инклюзивного образования на всех уровнях обучения».
Одна из приоритетных задач, по словам замминистра, повысить процент доучивающихся студентов с инвалидностью и ОВЗ. Сейчас из поступивших инвалидов оканчивают вузы только около 50 процентов — то есть лишь половина от всех поступивших. Цель к 2030 году — повысить процент доучивающихся студентов до показателя в 90 процентов.
Участники заседания отметили, что острой остается проблема трудоустройства выпускников с ОВЗ. Несмотря на получение высшего образования вчерашним студентам с инвалидностью до сих пор трудно найти подходящего работодателя для полной реализации своих возможностей и потенциала. Пилотный проект «Формирование системы образовательного маршрута детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства» призван значительно улучшить ситуацию с трудоустройством выпускников с инвалидностью и ОВЗ. Проект запустили в шести регионах России: Вологодская, Нижегородская, Новосибирская и Ростовская области, Ставропольский и Хабаровский край. Пилот стартовал в апреле 2024 года, а его кураторами на местах стали РУМЦ на базе университетов в соответствующих регионах.
Значимой темой обсуждения стала доступность для студентов с ОВЗ цифровой среды в высших учебных заведениях. С докладом и предложениями по включению в образовательные программы для IT-кадров темы эргономики и цифровой доступности выступила К. М. Дмитриева, руководитель благотворительной программы поддержки людей с нарушениями зрения «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».
А. И. Коняев поддержал предложения и отметил, что кроме сайтов для студентов с нарушениями зрения должны быть доступны библиотеки, библиотечные фонды, электронная информационно-образовательная среда при оказании образовательных услуг. Также он подчеркнул, что несмотря на то, что собака-проводник является техническим средством реабилитации для инвалида по зрению (ст. 11.1 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ) и незаменимым помощником, обеспечивая безопасное самостоятельное передвижение незрячего человека, она до сих пор не имеет права на передвижение по зданию образовательного учреждения и проживание в общежитии совместно с владельцем. До сегодняшнего дня нет нормативно-правовых документов, регулирующих порядок размещения инвалида по зрению с собакой-проводником в общежитии.
Во многих образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования разработан порядок допуска собаки-проводника, в котором не рассматривается возможность самостоятельного передвижения студента-инвалида по зданию с собакой-проводником, а предусмотрено специальное место (помещение) для отдыха (ожидания) собаки с фиксацией на поводке, пока владелец – инвалид по зрению получает образовательную услугу. При этом предварительно о визите инвалида в сопровождении собаки-проводника нужно сообщать администрации образовательной организации, что нарушает права инвалида на свободный допуск на объект социальной инфраструктуры.
Замминистра Минобрнауки России О. В. Петрова отметила важность доступности для инвалидов образовательных организаций и услуг. Вопросы по доступности взяты на рассмотрение.
МедиаВОС
(по информации Управления социального развития Департамента социальной реабилитации АУ ВОС)