Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Кроме представленных материалов, вы сможете почитать в номере:

Мы и общество

   Награда достойному

Хозяйствовать по-хозяйски

   Бизнес по-женски.— Ю. Ермилова

Реабилитация по существу

   «Абилимпикс, виват!» — И. Михайлов

Наука и практика

   Девочка Надя, чего тебе надо? (окончание). — В. Филиппова

Тифломир

   «Люди IN». — И. Сергеев

Память сердца

   Её кредо — жить в добре. — И. Лешкова

Активный возраст

   Она может и учиться, и путешествовать, и вести собственный бизнес. — М. Башмакова

Шедевры на ощупь

   Искусство доступно незрячим

Перечитывая заново

   Поводырь — М. Зощенко

Давайте познакомимся!

Домашний калейдоскоп

Перечень рельефно-графических пособий, выпускаемых ООО «ИПТК» «Логосвос» в 2017 г.

ПОЭЗИЯ

Свеча в ночи

Есть немало впечатляющих примеров, говорящих о том, что люди с ограниченными физическими возможностями могут созидать, жить активно и полноценно. В Павлодарской специальной библиотеке для незрячих состоялась презентация книги местного поэта Игоря Неустроева. Данное мероприятие является важной частью целой серии подобных встреч. Член литературного объединения имени Павла Васильева представил своё творчество в рамках клуба «Муза», которому посвятил замечательное стихотворение, прозвучавшее в исполнении дипломанта Первого Республиканского фестиваля среди инвалидов по зрению Меруерт Даирхановой.

В конкурсе, посвящённом  25-летию Независимости Казахстана, который был организован областным управлением культуры, архивов и документации, Игорь Анатольевич оказался лауреатом в номинации «Поэзия», а наградой самобытному стихотворцу стал выпуск сборника «Свеча в ночи». В него вошли произведения разных лет. Активный читатель и автор обладает широкой эрудицией, открытой душой и добрым сердцем. Ему понятны и близки проблемы людей, обездоленных недугами, поэтому он очень выразительно прочитал стихотворение, победившее восемь лет назад на  республиканском литературном состязании, проводившемся  к юбилею Луи Брайля. Вот его фрагмент:

Для братства нет разлук и умираний,

И потому наперекор судьбе,

Читая строчки брайлевских изданий,

Мой брат Луи, я прикоснусь к тебе.

Придёт порыв ответного движенья,

Тепло твоей прорвавшейся мечты.

Для слабых твои точки — утешенье,

Для сильных — через пропасти мосты...

Презентацию украсила запись песни на стихи Игоря Неустроева «Журавли любви» в исполнении Людмилы Бевз и автора музыки Константина Симонова. Поклонники таланта самодеятельного поэта и коллеги из швейного цеха учебно-производственного предприятия Казахского общества слепых говорили тёплые слова и выражали свою признательность виновнику торжества. В свою очередь, он особую благодарность выразил художнику Александру Колодину, выполнившему оформление книги и оказавшему помощь в её издании. Валентина Косович поздравила героя дня со знаменательным событием стихотворением собственного сочинения, сказав, что он — пример для многих молодых литераторов. Руководитель  библиотеки Жамал Кенжебекова отметила трудолюбие и упорство незаурядного автора,  пожелав ему всего наилучшего в творчестве и семейного благополучия, чтобы и впредь рядом с ним была супруга Светлана, ведь именно она вдохновила лирика на трогательные строки:

Все чувства и все мысли — о тебе,

Заветная любовь моя земная!

Спасибо, что ты есть в моей судьбе,

Что рядом ты со мной, моя родная!

Любимая, всё снись и снись

 В волшебном озаренье дня.

Очарованье наших душ, продлись,

Любовь моя, не покидай меня!

Надо заметить, что стихи Игоря Неустроева уже публиковались в павлодарских газетах и республиканском журнале «Нива», вошли в коллективные сборники «Все краски мира я вижу сердцем» и «Павлодарские облака». Областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих граждан выпустила несколько его сборников. Неслучайно следующие искренние строки он адресовал коллективу «очага культуры»:

Королевы слов звучащих

И царицы тихих книг,

В моей жизни настоящей

Что бы я без вас достиг?..

Екатерина Тимощик

КРУГОСВЕТКА

Три визита в Индию

Визит второй: «Легенды Гималаев»

Продолжение. Начало читайте в №№ 1— 4.

Покинув Амритсар, наш автомобиль влился в кажущуюся непрерывной череду расположенных вдоль дороги городков, посёлков и деревень. Едва мы выезжали из одного населённого пункта, как тут же Дипак объявлял, что мы въезжаем в следующий.

Я уже стал подумывать, что этот мегаполис протянулся на все 200 километров, разделяющие Амритсар и Дхарамсалу, но постепенно населённые пункты стали встречаться реже. Тем не менее, даже на открытых участках трассы Гири не удавалось особенно разогнаться. Наверное, поэтому сравнительно небольшое по российским понятиям расстояние мы преодолевали более шести часов. Впрочем, учитывая весьма вольное толкование ПДД индийскими водителями и состояние местных дорог, русская пословица «Тише едешь, дальше будешь»  была весьма актуальна.

Монотонность пути скрашивала беседа с Дипаком. Гид по мере возможности старался описывать проносящиеся за окном пейзажи и привлекающие его внимание уличные сценки. В одном из городков нам повстречалась свадебная процессия, окружившая гарцующего на лошади жениха.

Вспомнив, что наш гид сравнительно недавно сам выступал в подобной роли, мы попросили его рассказать о том, как в Индии справляют свадьбы. Немного смущённый, Дипак объяснил, что он не знает, как проводят свадьбы в других штатах. Но на своём примере расскажет о том, как проходит эта церемония в Раджастане.

Ведя весёлую студенческую жизнь, Дипак и не помышлял о женитьбе, пока однажды во время его визита в отчий дом любимая бабушка не обратилась к нему примерно со следующими словами:

— Милый внучек, мне уже немало лет, и пока я ещё в силах, мне очень хотелось бы понянчить твоих детей.

Поняв недвусмысленный намёк, молодой человек прислушался к просьбе уважаемой старушки. И, хотя и жаль было расставаться с беззаботной юностью, согласился на смену социального статуса.

Матримониальный процесс был незамедлительно запущен. Родители Дипака, входящие в касту брахманов, провели заочный кастинг невест в семьях, принадлежащих к той же касте и имеющих дочерей брачного возраста. После того, как подходящая кандидатура была подобрана, осторожно выяснили репутацию семьи вероятной невесты. Убедившись, что о будущих родственниках хорошо отзываются в касте, внимательнее присмотрелись к поведению девушки: почтительна ли она к родителям, не чурается ли домашних дел, не слишком ли фривольно ведёт себя с друзьями. Также большое значение придавалось образованию девушки.

В семьях индусов, принадлежащих к высшим кастам, считается, что жена должна преимущественно заниматься домом и детьми, а обеспечивать семью материально обязан муж, но в жизни может сложиться ситуация, когда женщина вынуждена будет пойти работать. Наличие хорошего образования в этом случае поможет ей найти достойное место. Заинтересовавшись этим моментом, я попросил Дипака поподробнее обрисовать ситуацию.

Гид объяснил, что его репутация в глазах друзей значительно упадёт, если он разрешит жене работать в частном секторе, но, если ей удастся устроиться на госслужбу, его реноме не пострадает. Вот тут-то и пригодится высшее образование, без которого престижную должность не получить.

После того, как заочный кастинг невест был завершён, фотография наиболее подходящей кандидатуры была предъявлена Дипаку. Девушка жениху понравилась, и родители занялись организацией предварительной встречи двух семейств, после которой Дипак должен был принять окончательное решение.

Следует сказать, что это новая тенденция. Например, и дедушка, и отец Дипака впервые встретились со своими невестами только на свадьбе. Сегодня же после предварительной встречи жених может пойти на попятную и попросить родителей подыскать ему другую девушку.

В ходе семейных посиделок вероятные будущие родственники беседовали на отвлечённые темы, а молодые люди присматривались друг к другу. Нам это трудно понять, но даже после такой своеобразной помолвки жениху и невесте не рекомендуется проводить вместе время, и тут на помощь приходят современные технологии.

Дипак и Свати, так зовут его жену, чтобы лучше узнать друг друга, ночи напролёт общались по сотовым телефонам. Наконец, вымотанный бессонными ночами, устав нести всё более возрастающие расходы на мобильную связь, Дипак объявил отцу, что готов к заключению семейных уз.

Обрадованные родители, прихватив составленные при рождении гороскопы жениха и невесты, отправились к астрологу. Тот, сравнив гороскопы и убедившись, что данные, способствующие счастливой семейной жизни, совпадают более чем на 60%, приступил к расчёту наиболее благоприятного дня для заключения брака. После того, как дата свадьбы определена, оба семейства погрузились в подготовительные заботы. Для проведения торжества необходимо было арендовать сад, способный вместить всех ожидаемых гостей. Родители Дипака покупали красивую одежду и золотые украшения в подарок невесте. В свою очередь, родители Свати покупали бытовую технику для новой семьи.

Папе Дипака подарили машину. Слегка ошарашенный я спросил: «Какую?» На что последовал ответ: «Тойоту Этиос» индийского производства». Также будущего зятя и его родителей одарили золотыми кольцами.

За месяц до свадьбы родители Дипака отправились в храм Ганеша, чтобы пригласить этого весёлого слоноголового бога на предстоящее торжество, после чего стали рассылать приглашения гостям. Всего ожидалось около трёх тысяч человек.

За три дня до свадьбы Дипака начали готовить к предстоящему торжеству. Его тело умащивали душистыми маслами, на кожу наносили пасту из куркумы, дабы придать ей блеск и белизну. В доме невесты ещё более серьёзным косметическим процедурам подвергалась Свати.

В день свадьбы в доме жениха собрались несколько сотен гостей, которые должны были составить торжественную процессию. Обряженный в традиционные свадебные одежды — расшитый золотом длинный камзол, узкие штаны и высокий тюрбан, Дипак водрузился на богато украшенную белую лошадь и в сопровождении поющей и танцующей толпы направился к храму. Согласно народной примете жених должен обязательно ехать на кобыле — только это гарантирует его возвращение в родной дом с молодой женой. Возле храма он спешился, войдя внутрь, принёс молитвы богам и попросил их благословения. После того как благословение было получено, жених вновь сел в седло, и торжественная процессия продолжила путь к саду, где должна была состояться свадьба. У входа процессию ожидали родители невесты и остальные гости.

Пока на шеи прибывших участников церемониала надевали цветочные гирлянды, сошедшего с лошади Дипака под белы рученьки препроводили на установленную посреди сада платформу. В центре её находился небольшой диван, на котором он и устроился в ожидании невесты.

Примерно через полчаса из расположенного неподалёку павильона привели Свати. Девушка была одета в сияющее золотой и серебряной отделкой красное сари. Её руки и ноги украшало множество браслетов и колец. Кроме того, стопы и руки до локтей покрывали замысловатые узоры, нанесённые хной.

После того, как невесту подвели к жениху, они под пение священных мантр обменялись цветочными гирляндами. Это символизировало, что жених и невеста принимают друг друга как мужа и жену.

Оставив молодых сидеть на диванчике, гости направились к установленным по всему саду столам с кушаньями. Вкусив угощений, напевшись и натанцевавшись, друзья и родственники поднимались на платформу и вручали молодым подарки или деньги. Все одаривающие обязательно фотографировались с молодожёнами. Эта непрерывная фотосессия длилась до полуночи. После того, как все подарки были вручены и все желающие попасть в свадебный фотоальбом запечатлелись с женихом и невестой, Дипак и Свати покинули продолжавших веселиться гостей.

Впервые совместно поужинав, молодые в ожидании проведения храмовой церемонии разошлись по разным комнатам немного отдохнуть. Наконец, настал час, назначенный астрологом. Жених с невестой расположились вокруг священного костра. По знаку священнослужителя родители невесты вручили руку Свати Дипаку и сказали, что теперь это не их дочь, а его жена. Молодожёны, повторяя произносимые жрецом на санскрите клятвы верности 7 раз, обошли вокруг священного огня. Согласно индуистским поверьям эта церемония связала молодожёнов на семь последующих реинкарнаций. Но и после этой церемонии обряд ещё не был закончен. Из храма Свати вернулась в дом родителей, и только наступившим днём муж на автомобиле приехал за законной женой.

Дипак взволнованно рассказал о том, что когда он подъехал к дому родителей Свати, там царила очень эмоциональная атмосфера. Все присутствующие женщины плакали. Провожая вышедшую замуж девушку, они знали, что отныне дом, в котором прошли её детство и юность, она сможет посетить только, если на этот визит будет дано позволение мужа.

Внимая рассказам Дипака, мы и не заметили, когда горизонтальная лента дороги сменилась закручивающимся вокруг гор серпантином. Вскарабкавшись по нему на высоту около полутора тысяч метров, наш автомобиль въехал в расположившийся в красивой горной долине Кангра маленький городок Дхарамсала.

История основания этого поселения теряется в глубине веков. Издавна путники, следующие к расположенным в Гималаях святыням индуизма, останавливались на отдых в гостевых домах для паломников, которые назывались дхарамшалами. По-видимому, на месте, где сейчас находится город, и располагалась такая дхарамшала.

В середине XIX века до этих мест добрались англичане. Очарованные красотой окружающей природы и мягким климатом, они избрали Дхарамсалу своей летней резиденцией. Но, как выяснилось впоследствии, место для летней столицы было выбрано не совсем удачно. В 1905 году «уютно» расположившаяся на стыке двух тектонических плит Дхарамсала была почти полностью разрушена мощным землетрясением. Под обломками зданий погибли около двадцати тысяч человек. После этого прискорбного события англичане перевели все правительственные учреждения в менее сейсмоопасный город Шимлу.

Постепенно уцелевшие и не покинувшие родные места местные жители разобрали завалы, выстроили новые дома, и город зажил тихой провинциальной жизнью. Возможно, Дхарамсала так бы и оставалась ничем не примечательным горным городком, если бы не Джавахарлал Неру, который в 1960 году предложил покинувшему занятый Китаем Тибет Далай-ламе XIV использовать это место для работы тибетского правительства в изгнании. Вместе с Далай-ламой в город прибыли тысячи беженцев из Тибета. Они выстроили буддийские храмы, монастыри, школы, библиотеки, центры по изучению философии и медитации и прочие административные и культурные сооружения.

Теперь Дхарамсалу часто называют «индийской Лхасой» или «маленьким Тибетом». Скромный городок, неожиданно для себя ставший столицей мирового буддизма, влечёт к себе приверженцев этой религии, проживающих в странах Европы, Америки и Азии. Они приезжают сюда, чтобы послушать лекции Далай-ламы, освоить йогу, постичь тайны тибетской медицины, глубже познать философию буддизма. Помимо них, Дхарамсалу с удовольствием посещают любители горных красот и просто праздные туристы вроде нас.

Ещё одной особенностью города является его деление на два поселения. Нижняя Дхарамсала — обычный индийский городок. Проехав его, мы километров пять покрутились по горной дороге и, поднявшись ещё на 500 метров по вертикали, въехали в Верхнюю Дхарамсалу. Здесь-то и нашли прибежище вынужденные покинуть родину тибетцы.

Распростившись у входа в небольшой отель с утомлённым нелёгкой дорогой Гири, мы прошли к стойке ресепшен. Памятуя о том, что нас, как правило, исходя из лучших побуждений, стремятся поселить на первом этаже, Татьяна попросила выделить нам номер повыше.

С буддийским спокойствием служащий произнёс: «о’ кей». И, получив ключи, мы по узким, крутым лестничным пролётам поднялись на третий, верхний, этаж. Распростившись до утра у дверей номера с Дипаком, вошли и приступили к осмотру наших «апартаментов».

Помимо привычных предметов гостиничного интерьера, был обнаружен ранее не встречавшийся в номерах агрегат. Учитывая наличие хоть и старенького, но, тем не менее, исправно работающего кондиционера, большой напольный вентилятор вызывал недоумение. При нажатии кнопки включения прячущиеся за проволочным ограждением метровые лопасти образовали небольшой ураган. Я поспешно вновь нажал кнопку и прервал создавшийся в номере атмосферный мини-катаклизм.

Впоследствии по всему гималайскому маршруту, во всех номерах, в которых мы останавливались, встречались эти внушающие уважение аппараты, а в городе Шимла один из них нас здорово выручил.

Перенасыщенные полученными за день впечатлениями и утомлённые дорогой, мы уже собирались отойти ко сну, когда над головой раздались звуки, характерные для проминаемой кровельной жести. Недавняя возня с вентилятором, по-видимому, поспособствовала возникновению фантастической версии происходящего. Взбудораженное сознание нарисовало следующую картинку: компания эмигрировавших из промозглой Скандинавии в солнечную Индию в меру упитанных карлсонов вышла на вечернюю прогулку по крыше. Решив расспросить утром Дипака о характере возникновения этих звуков, я, на всякий случай, закрыл выходящую на террасу дверь.

Накопившаяся усталость способствовала крепкому сну, и периодически раздающийся с крыши грохот почти не тревожил нас.

Андрей и Татьяна Усачёвы

Продолжение читайте в следующем номере.

ЗНАМЕНИТЫЕ СЛЕПЫЕ

ЭДУАРД АСАДОВ

Неужто смелость не нужна?

Сегодня жертвенность не в моде,

А раньше пили боль до дна

Без лишней пафосности вроде.

Нередко случай или долг

Переплавляются в отвагу,

Тогда порой выходит толк,

И перемены лишь ко благу.

Непросто подвиг совершить,

Ещё сложнее жить героем,

Смиряя иноходи прыть

Регламентированным строем.

Когда же думы невпопад,

С рутинной тяготой не сдюжив,

Уходит в люди «стихопад»,

Сплетая вязь словесных кружев.

Символично, что в наступлении под Армянском самым опасным местом оказался проход через «Турецкий вал», по которому враг бил непрерывно. Этот ключевой участок командир дивизиона «катюш» майор Хлызов поручил Асадову, который заметил, что «ворота» обстреливаются с интервалом в три минуты и решил проскакивать с машинами между разрывами. Дождавшись окончания очередного артналёта, расчётливый лейтенант приказал шофёру включить максимальную скорость и рванул вперёд. Преодолев «зону смерти», он взял «порожняк», чтобы повторить рискованный бросок в обратном порядке. В тот день молодой офицер совершил свыше двадцати таких рейдов сквозь пыль и осколки, а через десятилетия написал автобиографичную поэму «Шурка»:

Выход был тяжёлый, но простой:

Взрыв и мчишься в дым без промедленья,

Проскочил и грохот за спиной,

Не успел — остался без движенья…

Захватив Перекоп, советские войска двинулись в Крым. За две недели до подхода к Севастополю комбат Иван Турченко «пошёл на повышение», а на его место был назначен будущий литератор. В конце апреля 1944 года заняли село Мамашаи. Ночами гвардейские миномёты скрытно готовили к решающему штурму вражеских укреплений, но третьего мая после первого же залпа на укромную позицию в лощине у деревни Бельбек обрушился сокрушительный ответный удар разъярённых фашистов. В основном, досталось «катюшам» Асадова, которые были выведены из строя. Однако кое-какая материальная часть уцелела, а на установках Ульянова, затаившихся на взгорье, наблюдалась острая нехватка реактивных снарядов. Было решено передать боеприпасы соседям, чтобы усилить их губительную мощь. На рассвете командир разгромленной батареи и водитель Акулов направили нагруженный до предела автомобиль вверх по склону. На открытом участке смельчаков сразу засекли. Разрывы то и дело сотрясали землю, а потом из облаков вынырнули два «юнкерса». Пулемётная очередь наискось изрешетила грузовик, а совсем рядом упала бомба. Мотор работал с перебоями, а видимость была практически нулевая. Тогда офицер выпрыгнул из кабины и пошёл впереди, прокладывая безопасный маршрут между камней и воронок. Уже поблизости от цели, громыхнуло особенно сильно, и взметнулся столб пламени, ослепивший смельчака…

Люди гибли, падали во тьму,

Хоть, конечно, горько умиралось!

Но когда на свете и кому

Без потери счастье доставалось!

«Обыкновенный героизм» появляется не на пустом месте. Его крепкие корни тянутся глубоко в прошлое, поэтому хочется рассказать об истоках неординарного поведения незаурядного человека, проследив его жизненный путь, начиная со старта и вплоть до логического финала. Эдуард Асадов появился на свет в семье армянских педагогов седьмого сентября 1923 года в городе Мерв, ныне Мары, на территории тогдашней Туркестанской АССР в составе РСФСР. Отец, Аркадий, а точнее Арташес Григорьевич Асадьянц, родился за два года до начала двадцатого века в Нагорном Карабахе. Он учился в Томском технологическом институте, когда девятого ноября 1918 года был арестован на Алтае и лишь через 13 месяцев освобождён подпольщиками Павла Канцелярского. Из застенков студент вышел большевиком, вполне закономерно став сперва следователем ГубЧК, а потом командиром стрелковой роты и комиссаром полка, действовавшего на Кавказе против националистов. Интересно, что не шибко крупный, но очень сильный потомок кузнеца уже после гражданской войны с лёгкостью одолевал цирковых борцов. Поразительно, что со своей невестой он познакомился в Барнауле. Кстати, Лидия Курдова до свадьбы успела посидеть в камере смертников дашнакской тюрьмы, так что любящие молодожёны являлись и товарищами по борьбе.

После внезапной кончины тридцатилетнего папы мальчик вместе с матерью оказался в Свердловске, где жил его «исторический» дедушка Иван Галустович Курдов, повлиявший на формирование мировоззрения и шлифовку характера внука. Дело в том, что старательный гимназист Ованес в Астрахани два года служил секретарём-переписчиком у самого Николая Гавриловича Чернышевского, возвратившегося из Вилюйской ссылки. По совету классика юноша поступил в Казанский университет, где познакомился с Владимиром Ульяновым и вместе с ним организовывал протестные сходки и нелегальные студенческие библиотеки, за что трижды был исключён из высшего учебного заведения, но затем всё же восстановлен. В дальнейшем, окончив естественный факультет, он работал на Урале земским врачом, а после революции — заведующим лечебным отделом губздрава.

Очарованный суровой природой, восьмилетний первоклашка начал писать ещё робкие стихи, а вскоре  увлёкся театром и с удовольствием занимался в драмкружке, которым руководил режиссёр Свердловского радио Леонид Константинович Диковский. Разумеется, в положенные сроки подросток был принят в пионеры и затем в комсомол, а при этом регулярно выступал на вечерах и выпускал стенгазету. В 1939 году Лидию Ивановну как опытную учительницу перевели на работу в Москву. Мама и сын поселились на Пречистенке, в бывшем доходном доме Исакова. Активный юноша продолжил учёбу в школе № 38 Фрунзенского района, по-прежнему сочиняя рифмованные миниатюры о друзьях-товарищах, стахановском труде и событиях в Испании. Через неделю после выпускного бала началась война. Не дожидаясь призыва, Эдуард явился в райком комсомола и потребовал отправить его добровольцем на фронт.

После полутора месяцев интенсивной учёбы старательный наводчик засекреченных установок, освоивший также обязанности других номеров расчёта, был направлен под Ленинград. Он служил в 50-м отдельном гвардейском артиллерийско-миномётном дивизионе, который в жгучие морозы и непролазную слякоть преодолел сотни километров вдоль изломанной линии Волховского фронта. Особенно запомнились Вороново, Гайтолово, Синявино, Мга, Путилово… Асадов принял боевое крещение 19 сентября, а всего за первую военную зиму состоялось 318 залпов по неприятелю.

Весной возле деревни Новая был тяжело ранен командир орудия. Асадов помог санинструктору перебинтовать Кудрявцева и решительно заменил его в расчёте, при этом продолжая выполнять и обязанности наводчика. Он принимал от солдат боеприпасы и закреплял их фиксаторами на специальных направляющих «катюши», когда на позицию внезапно спикировал немецкий штурмовик. Заряжающему Николаю Бойкову, стоявшему возле грозной установки, осколком бомбы оторвало левую руку, но мужественный красноармеец покуда держался на ногах. Буквально через несколько секунд и «реактивная смерть» сорвалась бы с его плеча, превратив землю на десятки метров вокруг в безжизненную пустыню. Одним прыжком Эдуард подскочил к товарищу, подхватил падающий снаряд и бережно уложил его подальше от горевшей боевой машины, а затем бросился помогать водителю Василию Сафонову бороться с пламенем, которое удалось потушить. Несмотря на болезненные ожоги, молодой человек справился с возросшей нагрузкой и получил благодарность.

Так как воинские части постоянно испытывали острую нехватку опытных офицерских кадров, обстрелянный младший командир, закончивший десятилетку, был срочно командирован во Второе Омское гвардейское артиллерийско-миномётное училище. Занимались до изнеможения, по 16 часов в сутки, за 6 месяцев осилив двухлетнюю программу. В мае девятнадцатилетнему лейтенанту вручили грамоту за успехи на государственных выпускных экзаменах, он получил тринадцать оценок «отлично» и только две — «хорошо».

Прибыв на Северо-Кавказский фронт, Эдуард Асадов продолжил сражаться в составе Второй гвардейской армии. Уже будучи начальником связи дивизиона легендарных «катюш» артиллерийско-миномётного полка он воевал под станицей Крымской, а вскоре последовало назначение на Четвёртый Украинский фронт. Снова ратные дороги оставляли кровавые зарубки на памяти. С огромными потерями освобождали Чаплино, Софиевку, Запорожье, Днепропетровщину, Мелитополь, Орехов, Асканию-Нову, Качу… Юноша честно выполнял тяжёлую офицерскую работу, а в коротких перерывах между боями торопливо заносил на бумагу рифмованный дневник наступления. Пожалуй, самым знаменитым произведением «украинского периода» стало «Письмо с фронта»:

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

Застыли орудья, как стадо слонов,

И где-то по-мирному в гуще лесов,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки.

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры —

Ты здесь, ты со мною, родная моя…

В своих мемуарах «Ради вас, люди» генерал-лейтенант Иван Семёнович Стрельбицкий, командовавший в Крыму армейской артиллерией, написал так: «Рейс сквозь смерть на старенькой грузовой машине, на виду у врага, под непрерывным огнём и бомбёжкой — это подвиг… Эдуард Асадов не вышел из боя. Поминутно теряя сознание, он блестяще выполнил задачу. Подобного случая я за свою долгую военную жизнь не припомню…»

Об этих трагических днях поэт вспоминал с болью: «Потом были двадцать шесть суток между жизнью и смертью. Сознание возвращалось лишь ненадолго, но молодость и жизнелюбие всё-таки победили. Впрочем, госпиталь был у меня не один, а целая обойма. Из Мамашаев меня перевезли в Саки, затем последовали Симферополь, Кисловодск и, наконец, столица. Везде изнурительные операции сменяли бесконечные перевязки, а в итоге — неутешительный приговор…»

Врачи не смогли сохранить лейтенанту глаза, поэтому ему пришлось прикрыть раны на лице чёрной повязкой. Он спрашивал своего старого друга Бориса Шпицбурга:

Ты помнишь госпитальную палату,

В которой всех нас было двадцать пять?

Где из троих и одного солдата,

Пожалуй, сложно было бы собрать!

Я трудным был. Бывало, брежу ночью,

Потом очнусь, а рядом ты сидишь

И губы мне запёкшиеся мочишь,

И что-нибудь смешное говоришь…

А в дни, когда со смертью в трудном споре

Хирург меня кромсал и зашивал,

Ты верно ждал за дверью в коридоре,

Сидел и ждал, и я об этом знал!

А помнишь, вышло раз наоборот:

Был в лёжку ты, а я кормить пытался?

И как сквозь боль ты вдруг расхохотался,

Когда я пролил в нос тебе компот?

После многих бессонных ночей, взвесив всё, волевой пациент поставил перед собой труднодостижимую цель: теперь между операциями он упорно творил, а чтобы беспристрастно оценить уровень «проб пера», решил послать их самому беспощадному критику и по совместительству автору детских книжек. Через несколько дней рукопись вернулась с пометками великого литературоведа. Почти каждая асадовская строка была снабжена пространными комментариями, а то и жёсткими замечаниями, но самым неожиданным оказался финальный вывод: «С полной ответственностью могу сказать, что Вы — истинный поэт… Желаю успехов! Корней Чуковский».

Воодушевлённый орденоносец поступил в Литературный институт имени А.М. Горького, где его наставниками стали Алексей Сурков, Владимир Луговской и Евгений Долматовский. Вместе с ним учились: Юлия Друнина, Василий Фёдоров, Расул Гамзатов, Евгений Винокуров, Наум Гребнев, Юрий Бондарев, Сергей Баруздин, Владимир Тендряков и Григорий Бакланов. Но даже в таком мощном созвездии ярких индивидуальностей недавний миномётчик не затерялся. Когда был объявлен конкурс на лучшее поэтическое произведение, по решению беспристрастного жюри под председательством Павла Антокольского первая премия была присуждена Эдуарду Асадову, вторая — Владимиру Солоухину, а третью разделили Константин Ваншенкин и Максим Толмачёв. Наконец, на втором курсе состоялась долгожданная дебютная публикация самобытного поэта, позже вспоминавшего: «Никогда не забуду этого праздничного Первого мая. И того, каким счастливым я был, когда держал купленный возле Дома учёных номер журнала «Огонёк», в котором были напечатаны мои стихи…» Кстати, это популярное периодическое издание и «Литературная газета» сыграли важную роль в укреплении авторитета лирика, потому что в разное время он там работал консультантом. Вскоре и автобиографическая поэма слепого студента «Снова в строй» была вынесена на обсуждение в Союзе писателей. Вера Инбер, Степан Щипачёв, Михаил Светлов и Ярослав Смеляков дали ей очень высокую оценку, но в «элитные» авторские подборки избранных произведений её почему-то не включали.

Эдуард окончил институт с «красным» дипломом и в том же 1951 году был принят в КПСС. Вскоре после выхода в свет его первого сборника «Светлая дорога» он вступил в Союз писателей СССР, бюро пропаганды которого сразу поставило на поток его гастроли по стране. Благодаря содействию различных концертных организаций и филармоний на протяжении почти сорока лет в крупнейших залах с неизменным аншлагом проходили сольные выступления и читательские конференции любимца публики. Нередко бурные дискуссии затягивались, потому что заезжего литератора подолгу не отпускали со сцены, ведь он так откровенно и с юмором отвечал на многочисленные вопросы поклонников и оппонентов.

Для мастера характерно регулярное обращение к самым актуальным и животрепещущим темам, нередко авторитетный «военспец» описывал боевые будни, солдатскую отвагу или госпитальный трагизм. Отточенные асадовские строфы покоряли читателей неповторимостью интонаций полифонического звучания, а главное — огромной художественной и жизненной правдой. Эмоциональные произведения патриотично-гражданского содержания легко запоминались:

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась…

Лирический монолог «Родине» вообще воспринимался, словно пронзительная исповедь:

Как жаль мне, что гордые наши слова:

Держава, Родина и Отчизна,

Порою затёрты, звенят едва

В простом словаре повседневной жизни.

Я этой болтливостью не грешил,

Шагая по жизни путём солдата,

Я просто с рожденья тебя любил,

Застенчиво, тихо и очень свято…

Как и раньше волнуют проникновенные житейские хроники: «Они студентами были», «Ты не сомневайся», «Я провожу тебя», «Любовь и трусость». Одни эти логично расположенные названия уже выстраиваются в определённый сюжетный ряд, удобряя броской словесностью почву для раздумий. Летописец эпохи замечает и обнажает тёмные пятна действительности, но в сугубо афористичных фразах позитива всё-таки больше:

Когда мне встречается в людях дурное,

То долгое время я верить стараюсь,

Что это скорее всего — напускное,

Что это — случайность, и я ошибаюсь…

Кудесник словесности с одинаковой теплотой относился к хищникам и жертвам, что подтверждают «Песня о бессловесных друзьях» и «Созвездие Гончих Псов». Недаром искренность проникновенного лирика порой заставляла прослезиться даже, казалось бы, непрошибаемых прагматиков и закоренелых скептиков. Из трогательных произведений о «братьях наших меньших» можно собрать солидную подборку, которую бы украсили «Медвежонок», «Бенгальский тигр», «Пеликан», «Джумбо» и «Яшка». Пожалуй, именно знаменитые «Стихи о рыжей дворняге» и позволили второкурснику окунуться в пьянящий аромат всесоюзной славы:

Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит, задыхаясь…

Труп волны снесли под коряги...

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце — чистейшей породы!

Романтичный борец за справедливость воспевал мужество и беззаветную преданность. Его притягивали харизматичные личности, готовые на подвиг самопожертвования. Он не боялся наивной угловатости отношений и конфликтной прямоты суждений, тяготея к нервной напряжённости катастроф. Видимо, поэтому спустя два десятилетия и появилась остросюжетная «Ледяная баллада»:

Полюс по-прежнему впереди.

Седов приподнялся над изголовьем:

«Кажется, баста! Конец пути…

Эх, я бы добрался, сумел дойти,

Когда б на недельку ещё здоровья…»

Снова кричат ему, странный народ,

Неужто и вправду им непонятно,

Что раньше растает полярный лёд,

Чем Фрам хоть на шаг повернёт обратно!

Шаги умолкли, и лишь мороз

Да ветер, в смятенье притихший рядом,

Видели, как костенеющий пёс

Свою последнюю службу нёс,

Уставясь в сумрак стеклянным взглядом…

Владимир Бухтияров

Окончание читайте в следующем номере.

 

КИНО НА СЛУХ

ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С… ПРИЛОЖЕНИЯ

28 марта на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован документ, подтверждающий закон об обязательном субтитрировании и тифлокомментировании полнометражных национальных фильмов, создаваемых в художественной или анимационной форме, производство и прокат которых осуществляются при государственной поддержке. Закон вступает в силу с 1 июня 2017 года, а с 1 января 2018-го киноцентры, которые будут осуществлять показ таких фильмов, должны стать доступными для посещения зрителями с ограниченными возможностями. Эти изменения, по мнению авторов документа, позволят людям с инвалидностью наравне с другими зрителями беспрепятственно познакомиться с фильмами, выходящими на большие экраны страны, что создаст необходимые условия для полного и эффективного вовлечения их в общественную жизнь. Подобного законодательного акта с нетерпением ожидали кинолюбители с нарушениями зрения и слуха, ведь до настоящего времени адаптация предметов разного рода искусства имела точечный характер и создавалась исключительно по инициативе их авторов или тех, кто их экспонирует.

Безусловно, нельзя не обратить внимание на то, что за последние годы подобных инициативных действий стало гораздо больше. Так, многие выставки, проходящие в музейных пространствах крупных городов, и отдельные показы кинофильмов были адаптированы для глухих и незрячих людей. Не стала исключением и сфера сценического искусства, в рамках которой начали появляться спектакли с включёнными субтитрами и тифлокомментариями. Такой опыт уже давно знаком западноевропейским театрам с тех самых пор, когда в 1981 году на сцене Arena Stage Theater в городе Вашингтоне появился спектакль с описанием действий актёров, их костюмов и декораций, специально разработанным Маргарет и Коди Фанстайхл для незрячих и слабовидящих зрителей. В том же году они основали службу аудио-дескрипции (audio-description service), которая занялась продвижением тифлокомментария театральных постановок по всей территории США. В России одним из первых театров, предложивших зрителям спектакли с описанием происходящего на сцене, стал Московский Губернский Театр под руководством Сергея Безрукова. В 2013 году его опыт адаптации драматургического искусства для людей с нарушенным зрением был удостоен национальной премии имени Елены Мухиной в номинации «Инновационный прорыв».

Приобретая билет на один из спектаклей Московского Губернского Театра, слабовидящий или незрячий человек может рассчитывать на тифлокомментарий в том случае, если заранее сообщит сотрудникам о своём присутствии в зрительном зале. При входе в театр ему непременно дадут специальные наушники, благодаря которым он сможет прослушать словесное описание происходящего на сцене. Тифлокомментатор в это время будет находиться в стеклянной кабине,  следить за действиями актёров и по радиосвязи рассказывать  об этом незрячим и слабовидящим зрителям. Такой же принцип работы лёг в основу тифлокомментирования  спектаклей театра «Современник», ставшего возможным при поддержке благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». С начала весны этого года зрители с ограничениями зрения могут наравне с другими получать удовольствие от просмотра двух спектаклей, включённых в постоянный репертуар театра — «Скажите, люди, куда идёт этот поезд...» (режиссёр Марина Брусникина) и «Три товарища» (режиссёр Галина Волчек). Синхронный тифлокомментарий, как и в Московском Губернском Театре, зрители могут прослушать при помощи приёмников и наушников, которые предоставляет    дежурный администратор при входе в театр.

Совсем другую технологию подачи словесного описания происходящего на сцене предложили зрителям с ограничениями зрения организаторы Российской Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска». С 1993 года она по праву считается одним из главных театральных событий России, которое открывает публике новые имена и лучшие творческие работы, становясь в некотором смысле законодателем театральных вкусов страны. С 2002 года генеральным спонсором фестиваля является «Сбербанк России», в этом году ставший инициатором выпуска специального приложения «Искусство.Вслух», позволившего слепым и слабовидящим зрителям прослушать тифлокомментарии к трём спектаклям, выдвинутым на соискание премии «Золотая маска». 31 марта они смогли познакомиться с «Дядей Ваней» — работой режиссёра воронежского «Камерного Театра» Михаила Бычкова; 1 апреля — с «Грозой», спектаклем «Большого Драматического Театра им. Г.А. Товстоногова» из Санкт-Петербурга (режиссёр Андрей Могучий); 3 апреля — с водевилем «На всякого мудреца довольно простоты», постановкой «Пермского Академического Театра» под руководством Бориса Мильграма. В фойе театров перед каждым показом зрителей с нарушениями зрения встречали сотрудники «Сбербанка России», которые рассказывали им о том, как работать с приложением, отвечали на возникающие вопросы, знакомили с театральными критиками и актёрами, которые, в свою очередь, делились с ними секретами истории постановок и их сценическими особенностями. Кроме того, каждый слепой и слабовидящий зритель получил программку, напечатанную шрифтом Брайля, в которой смог найти краткие сведения о спектакле и его продолжительности.  Приложение «Искусство.Вслух» работает в online-режиме при обязательном подключении устройства к театральной сети Wi-Fi и на сегодняшний день содержит три действующие аудиодорожки с записями тифлокомментариев к названным выше постановкам, озвученных такими известными актёрами, как Чулпан Хаматова, Анатолий Белый и Юлия Пересильд. В дальнейшем число аудиодорожек будет увеличиваться, делая доступными для незрячих людей не только спектакли, но и экскурсионные программы музеев, телевизионные сериалы и передачи. Приложение разработано специалистами проекта «ВОС-фильм» при поддержке «Сбербанка России» и доступно для бесплатного скачивания в AppStore и Google play.

Елена Федосеева