Содержание номера
Фрагмент 1. Вступление.
Фрагмент 2. Подписные индексы.
Фрагмент 3. Содержание номера.
Фрагмент 4. Афанасий Фет. Еще весны душистой нега.
В Центральном правлении ВОС
Фрагмент 5. Итоги февральского заседания Центрального правления ВОС.
Фрагмент 6. Итоги мартовского заседания Центрального правления ВОС.
Хроника событий
Фрагмент 7. Анатолий Гусев. Совет ветеранов: сверим приоритеты. Репортаж о прошедшем в феврале 2017 года заседании совета ветеранов при Центральном правлении ВОС.
Фрагмент 8. Итоги совместной коллегии Генеральной прокуратуры и Министерства труда России.
Человек, коллектив, общество
Фрагмент 9. Ирина Зарубина. Надеяться нам особенно не на кого. Интервью с председателем Амурской областной организации Всероссийского общества слепых Владимиром Титовым.
Фрагмент 10. Сергей МАска. Неизвестный мир. Исполняет автор.
Предприятия вчера, сегодня, завтра
Фрагмент 11. Анатолий Гусев. У керченцев проблемы есть, но мы их обязаны решить. Интервью с директором Керченского ООО «Югинтерпак» Владимиром Лютиковым, приуроченное к семидесятилетию предприятия.
Фрагмент 12. Ирина Зарубина. Больше уверенности в себе. Интервью с директором ООО «Ялтинский социально-трудовой комплекс» Юрием Зайцем.
Фрагмент 13. Ирина Алиева. «Открытие новой линии». Репортаж о презентации оборудования для производства нового вида продукции на «Тюменском предприятии инвалидов по зрению».
Имена, которые мы помним
Фрагмент 14. Анна Наумова. Он оставался музыкантом до конца. Памяти Ивана ХолЯвченко.
Фрагмент 15. Владислав Куприянов. К незримому солнцу. Очерк о жизни и творчестве незрячего живописца Василия Нечаева. К 140-летию художника.
Творческий подход
Фрагмент 16. Юрий Лунин. Четыре дня в игре. Репортаж о Всероссийском игровом фестивале ВОС.
Фрагмент 17. Владислав ХодасЕвич. Февраль.
Доступная среда
Фрагмент 18. Евгения СоснОвская. Рельефная графика: история, технология, современность. Часть 3. Об изданиях подробнее. Что можно изучать по рельефным картинкам. Интервью с Галиной Степановой.
Фрагмент 19. Лунин Юрий. Музеи и парки на шаг ближе. Анатолий ПопкО рассказывает об итогах круглого стола «Москва культурная».
Местные рассказывают
Фрагмент 20. Александр Гусев. Между прошлым и будущим. Репортаж об одиннадцатом ежегодном художественно-реабилитационном конкурсе местных организаций Санкт-Петербургской региональной организации ВОС.
Социальный проект
Фрагмент 21. Светлана ОнуфриЕнко и Степан Кузнецов. Жизнь как подвиг. Рассказ о состоявшейся в Красноярске презентации книги воспоминаний, посвященных неординарным личностям среди инвалидов по зрению.
Фрагмент 22. Мария ШалИнцева. Настольный теннис: игра для всех. Репортаж о реализации социально значимого проекта, направленного на развитие тенниса для слепых в Челябинской области.
Фрагмент 23. Екатерина ПанкОва. Навстречу компьютеру: ликбез в Ивановской области. Репортаж о курсах повышения компьютерной грамотности, организованных для инвалидов по зрению.
Фрагмент 24. Татьяна Федяева. Не замыкаться в своем кругу. Рассказ об оренбургском коллективе «Творческая Мастерская «Классная Компания».
Фрагмент 25. Вера Матвеева. Я так хочу весну. Исполняет трио под управлением Александра СлепцОва.
Реабилитация и мы
Фрагмент 26. Анна Наумова. Удивительные рядом (разговор за чашкой чая). Интервью с Эдуардом НехАевым – человеком-локатором, одержавшим победу в телевизионном шоу «Удивительные люди».
Библиосфера
Фрагмент 27. Марина Платонова и Алексей ПижОнков. Библиотека Татарстана приглашает друзей. Рассказ о восьмидесятилетии специальной библиотеки для слепых и слабовидящих республики Татарстан.
Фрагмент 28. Алексей УпшИнский. Дети и взрослые вокруг книги. Репортаж о завершении Всероссийской читательской конференции, посвященной конкурсу на лучшее литературное произведение для подростков.
Тифлокомментирование: технологии и решения
Фрагмент 29. Виктор РОзанов. Перспективы развития тифлокомментирования.
Фрагмент 30. Евгения СоснОвская. По следу золотой РИгмы. Прямое тифлокомментирование документального фильма. Хабаровский опыт.
Фрагмент 31. Александр Гусев. Кино, несмотря ни на что.
Литературный клуб «Родник»
Фрагмент 32. Зоя Шишкова. Хочу вторую книгу. Беседа с Анной КосарЕвской – автором стихов и прозы из МайкОпа.
Фрагмент 33. Мария Попова. Поэтесса Вера Ильина: штрихи к портрету. Репортаж о презентации сборника стихов костромской поэтессы и секретаря местной организации ВОС.
Фрагмент 34. Денис МОйкин. Весенний вальсок. Исполняет автор.
Молодежь и всё, всё, всё
Фрагмент 35. Александр Гусев. Нужно уметь работать в команде. Рассказ о молодежном туристическом слете, прошедшем на базе эко-клуба «Остров» в Ленинградской области.
Фрагмент 36. ЦыцЫк АбидУева. Дни инклюзии в Забайкалье.
Камертон
Фрагмент 37. Дмитрий ЗарИпов. Я стал мягче. Интервью с незрячим рок-музыкантом из Иваново Александром БабАновым.
Про образование
Фрагмент 38. Агат БожкО. Школе - быть.
Мир на ладони
Фрагмент 39. Дмитрий БалЫкин. Долго будет Карелия сниться. Рассказ о поездке группы слепоглухих в Карелию, организованной фондом «Со-единение» в июле 2016 года.
Знай наших
Фрагмент 40. Дмитрий Зарипов. Я брайлист. Интервью-портрет звукорежиссера журнала "Диалог" Николая Федяева.
Фрагмент 41. Надежда БурдукОва. Не обижайте своих матерей. Исполняет автор.
Кулинямка
Фрагмент 42. Евгения СоснОвская и Елена ШарЫпова. Ленивый лагмАн. А блюдо какое, первое или всё-таки второе?
Спорт без преград
Фрагмент 43. Дмитрий Гузь. ВОСовские шахматисты на «Moscow Open» (мОскоу Опэн): удачный дебют. Репортаж о торжественном закрытии тринадцатого Международного шахматного фестиваля «Moscow Open» (мОскоу Опэн).
Фрагмент 44. Юрий Лунин. Москва соревнуется. Репортаж о ежегодном спортивном фестивале с участием местных Московских организаций ВОС.
Фрагмент 45. Анна Наумова. Вес взят. Рассказ о прошедшем в Сочи чемпионате России по жиму лёжа спорта слепых.
Фрагмент 46. Олеся ГаврилЕнко. Фестиваль спорта в республике Чувашия.
Фрагмент 47. Илья СельвИнский. Гимн женщине.
Фрагмент 48. «Говорящие» книги, начитанные и оцифрованные на ИПТК «Логосвос».
Фрагмент 49. Финал
Знай наших
Я брайлист
Дмитрий Зарипов
Голос этого человека не звучит в журнале, хотя через его руки, уши, голову проходит каждое сказанное для читателя слово, каждый донесенный до читателя звук. Фамилия этого человека скромно красуется в конце номера, в списке тех, кто приложил руку к его созданию. И не ошибусь, если скажу, что большинство читателей не помнит, как зовут звукорежиссера. А между тем, личность это не ординарная. Знакомьтесь - Николай Анатольевич Федяев, филолог, поэт, музыкант, звукорежиссер, человек.
Ни в каких архивах интернет радиостанций мне не удалось обнаружить передачи про Вас. Поэтому, пожалуйста, в режиме конспекта дайте о себе краткую автобиографическую справку.
- Родился я в 1974 году в Оренбурге, а учился изначально в Куйбышевской школе в интернате для слепых и слабовидящих, до пятого класса. А потом у меня получилась не совсем удачная операция на глаза в Одессе в Филатовской клинике, пошатнулось здоровье и из-за этого пришлось перейти на домашнее обучение и доучиваться уже в Оренбурге при обычной массовой школе. В Оренбурге школа организовалась в 1994 году. До этого она была, до моего рождения ровно, стоило мне родится, как школу закрыли и открыли уже на новом месте, с новыми людьми, через двадцать лет только.
- Вообще, как сложилось, что вы сидя на домашнем обучении получили качественное образование?
- В той самой школе, при которой я получал домашнее образование, у меня мама работала учителем труда. Соответственно она знала там всех учителей. Помимо тех часов, которые были мне положены, они ходили и дополнительно, но просто с ними она отдельно рассчитывалась и учителя попались хорошие и, в общем, мне это было интересно, поэтому наши совместные усилия привели к тому, что образование получилось качественным, я бы сказал не хуже, чем если б я учился в школе.
- Обычно, ребенка, находящегося на домашнем обучении, что называется, захваливают. Ребенок с трудом тянет на тройку, ему выставляют пятерку. К ребенку, часто, ходит один универсальный учитель по всем предметам, это то, что я видел. У Вас так не было?
- Не было. Ко мне ходили учителя разные по разным предметам. Более того, у меня был свой личный прибор Симевского, который мне сильно помог в изучении всяких математических дисциплин. Например, для изучения геометрии, мы применяли разнообразные дополнительные инструменты вроде вязальных спиц. Мне было интересно докопаться до сути, почему, например, формула площади круга именно вот так вычисляется, а не просто запомнить ее. И учительница моя мне это все объясняла. Ей было не лень, и она не отмахивалась от меня. Тоже самое и по другим предметам.
Мама моя конечно, очень много сил положила на то, чтобы мне дать хорошее образование. Я не понимаю многих родителей, когда они так сильно радуются и допускают, что детям завышают оценки, ведь дело-то не оценках, а дело в том, кем ты будешь дальше и сможешь ли ты вообще стать профессионалом.
- Закончили Вы школу, что дальше?
- Потом музыкальное училище, тоже Оренбургское, по классу баяна и филологический факультет Оренбургского государственного педагогического университета. Уже с третьего курса университета работал учителем русского языка и литературы в Оренбургской школе-интернате для слепых. Проработал там в общей сложности пятнадцать лет, после чего решил немножко сменить область деятельности и перешел на звукорежиссерскую стезю. Сначала это была запись говорящих книг для "Логоса", а вот теперь уже, с апреля 2015 года работаю звукорежиссером в журнале "Диалог".
- А как и когда пришла идея заняться компьютерной обработкой звука?
- Тут нужно начать, наверное, с идеи заполучить себе компьютер, которая пришла мне в 1996 году, а толчком к этому послужили статьи Олега Шевкуна в "Школьном вестнике". По-моему, это называлось "Компьютерный ликбез". Меня это очень заинтересовало. Мне помогла в приобретении компьютера в 1997 году наша городская администрация. Тогда, в лихие 90-е, такие жесты, иногда делались. И, в общем, жест был достаточно широкий, мне приобрели и компьютер и брайлевский дисплей. С тех пор я начал осваивать всю эту технику и применят ее в жизнь во всех сферах. В том числе и в сфере звука. До этого, с 1995 года, я занимался аранжировкой на обычных клавишных синтезаторах. Осваивал программы, звуковые редакторы, Sound Forge, с которого я начинал, Adobe Audition, Sonar, теперь, вот, работаю в программе Reaper.
- А как вообще пришла мысль заняться сначала «говорящей» книгой, а потом начать сотрудничать с журналом "Диалог"?
- Вообще, с моим трудоустройством все как-то интересно очень получается. Когда я устраивался работать в школу, я это место даже не искал. Просто мне позвонила директор школы, а ей сказала о том, что существую я, насколько я понимаю, председатель нашей местной организации ВОС. Тоже самое примерно получилось и с «Говорящей» книгой, и с "Диалогом". Я уже знал, что некоторые наши незрячие работают непосредственно на записи "говорящей» книги и в том числе Людмила Кунгурова и мой одноклассник, и хороший друг Михаил Белогорцев. Позвонил Александру Владимировичу Михайлову, показал ему то, что мы можем, он нас взял, и вот, мы с женой работаем и сейчас на записи "говорящих» книг. То есть она начитывает, а я работаю звукорежиссером. А потом, когда Ирина Николаевна стала главным редактором "Диалога", насколько я знаю, ей меня просто порекомендовали, одновременно Зоя Шишкова, которую читатели наши прекрасно знают, ведущая литературного клуба "Родник", и Александр Пивень. С тех пор я и работаю.
- Судя по рекомендателям Вашим, у Вас обширный круг знакомств в интернете. Как он сформировался?
- Ну, я не могу назвать его обширным. Сформировался он, тоже, постепенно, то есть кто-то меня познакомил с кем-то, потом уже я, уже может быть, кого-то познакомил. С тем же Александром Пивнем, например, мы познакомились через голосовой чат «Deep Town». Но сейчас я ни в каких чатах не сижу, период увлечения чатами у меня прошел видимо уже. А вот тот небольшой круг близких друзей, знакомых, он остался.
- Как рождаются звукорежиссеры, мы уже поняли, а как рождаются высококлассные звукорежиссеры? Жюри шестого международного фестиваля электронных средств массовой информации "Интеграция" отметила и отличную звукорежиссерскую работу. Как вообще навык такой сформировался? Ведь Вы относительно недавно записываете "Говорящую» книгу? Относительно недавно работаете в "Диалоге". Откуда такой опыт?
- Моими заочными учителями в этом смысле были режиссеры радиоспектаклей Советской радиошколы. Была такая рубрика "Театр у микрофона", где шли взрослые радиоспектакли, по-моему, два раза в день шли детские радиоспектакли. Я их слушал очень внимательно, не только содержание, но и то, как это сделано, меня всегда это интересовало. И в своей звукорежиссерской работе, я стараюсь все те наработки, которые мне удалось уловить из Советской радиошколы, применять.
- Чем Вы увлекались в детстве, в юности? До нас дошли слухи, что у Вас были такие, очень своеобразные, хобби.
- С детства увлекался шахматами, но дальше любительского уровня не пошло, но, тем не менее, нравилась мне эта игра. Увлекался музыкой, что и стало моей первой профессией, в итоге.
Где-то в 1992 году я случайно услышал, как по проводному радио на кухне ночью, уже после двенадцати, кто-то разговаривает. Сначала я подумал, что это какой-то криминал, кто-то переговаривается, какие-то свои черные делишки вершит. Послушал, нет, вполне обычные ребята, вполне мирные разговоры, интересные. Стал думать, как к ним присоединится. Додумался. Они меня услышали. Подсказали, как это сделать получше. И с тех пор, примерно, десять лет я отдал этому увлечению, которое мы называли - эфиром. Но эфиром его можно назвать условно, на самом деле, это были такие переговоры ночью по проводам, соединяющим радиоточки. Я уже сказал, что я обучался на домашнем обучении и в связи с этим, у меня как-то так сложилось, что было очень мало общения. Ну, были друзья семьи, какие-то знакомые, но вот, такого общения со сверстниками практически не было, а тут вдруг столько интересных людей. Уже больше десяти лет, как это занятие прекратилось, но до сих пор я общаюсь с людьми оттуда и самые мои близкие друзья, это, в общем, наши эфирские, как мы себя называем.
Общение с ребятами через проводную связь мне помогло почувствовать себя человеком полноценным и кому-то нужным. Потому что до этого у меня что было? Книги, радио, телевидение, а тут, я понимаю, что со мной кому-то интересно, что я могу что-то дать людям, в свою очередь, что они мне могут что-то дать и они со мной общаются без всякого стеснения, без каких-то скидок, без жалости. Не было ощущения, что они меня как-то по-другому воспринимают, не так как остальных. И это мне очень сильно помогло и впоследствии, когда я устроился на работу в школу, в зрячий коллектив, практически влиться в него уже было легче, после этого общения.
- Это был такой, насколько я понимаю, прообраз голосовых чатов, разве что без возможности модерации?
- Модерация тоже была, причем модератором был я. Да, это был прообраз голосовых чатов, но там не было никаких комнат, все мы были в одном большом зале, если можно сравнить так. А модерация заключалась в том, что мне удалось познакомиться с двумя работницами нашего городского радиоузла, и как-то так получилось, что разговаривая с ними, мне удалось их убедить в том, что ничего страшного мы не делаем и что мешать нам и закрывать нам возможность разговора не надо. Они с этим согласились, но сказали, что вы только там себя хорошо ведите, матом не ругайтесь, а то жалуются бабушки начальству, а начальство начинает на них ругаться, что они не закрывают ночью каналы. И, в общем-то, по большей части, все наши разговоры были вполне невинными. Ну, обсуждали политику, обсуждали то, что тогда было актуально то, что печаталось в газетах, шло по телевизору. Играли, кстати, в шахматы там, как бы мы сейчас сказали, онлайн, играли между собой, играли с уже тогда появившимися, компьютерами, даже стравливали один компьютер с другим и смотрели, что из этого получается. Но иногда находились такие товарищи, которые сознательно начинали нам мешать, включали музыку, например, очень громко, несли всякую ерунду. Ну, вот однажды был такой случай, и я звоню этой тетеньке с радиоузла, говорю так и так, в таком-то районе матерятся, мешают нам общаться. Она раз, какой-то рубильник там у себя, и у нас тихо спокойно, мы до утра потом просидели, проговорили. На следующий день они выходят уже такие тихие, смирные. Так что модерация, в какой-то степени, была.
- Николай Анатольевич, те образовательные программы, которые Вы освоили, какой-то след в Вашей жизни оставили. Давайте сначала поговорим о том, какой след в жизни оставило музыкальное училище. Вы сейчас музыкой увлекаетесь?
- Сейчас, к сожалению, не получается у меня заниматься созданием музыки или аранжировкой, просто в силу нехватки времени и технических проблем. Но музыкальное училище в сочетании с филологическим образованием мне помогло тем, что и там и там мы, по сути, изучали один и тот же предмет. Ну, в качестве примера, могу привести былину, русское устное народное творчество. Когда изучаешь былину сначала с музыкальной точки зрения, как она строится, а потом с литературной, как строится ее текстовая часть, то все это охватывается и предстает в полном виде. Поэтому, несмотря на то, что я музыкой сейчас не занимаюсь, я ни в коем случае не жалею о том, что я получил это образование.
- Что значит не занимаетесь? Музыкальные инструменты дома есть? В руки их берете?
- Музыкальный инструмент дома есть. Иногда играю, так, для себя, чтобы не забыть, но чего-то такого, достойного показать другим пока не делаю, хотя надеюсь на то, что я когда-нибудь займусь и музыкой, потому что желание такое есть.
- Что касается второй такой глобальной образовательной программы, освоенной Вами, это высшее филологическое образование. Здесь, мне про Вас кое что известно. Я, например, знаю, что Вы участвовали в литературном конкурсе "Элита групп". Я знаю, что Вы пробуете себя на поприще литературного творчества. Я знаю, что Вы пробовали даже публиковаться. Расскажите об этом, пожалуйста.
- Литературным творчеством я начал заниматься достаточно рано, наверное, лет с пятнадцати я начал писать стихи. Прозы у меня почти нет, исключение составляет тот рассказ, который я посылал на конкурс "Элита групп", а стихи я начинал писать политические и пародийные. Могу даже, наверное, одно прочитать. Вот, одно из первых стихотворений, как раз такая политическая сатирическая пародия, написанная в пятнадцатилетнем возрасте, где-то в 1989 году, в разгар перестройки. Объектом пародии стал, разумеется, наш любимый Александр Сергеевич Пушкин, как же без него.
У лукоморья дуб зеленый
Остался чудом не спилен
Там ходит заяц замыренный
Высок радиоктивный фон.
Там кот, семью завел большую
Свои все сказки позабыв.
Цепь уникальную златую
Кому-то, с выгодою сбыв.
Коту не нравилося очень
В лесу дремучем и глухом
Уехал он с семьею в Сочи
Купил себе у моря дом.
Русалки там перевелися,
Нельзя их больше отыскать.
Богатыри же нанялися
На базы ящики таскать.
Руслан с Людмилой за границей
Живут уж с давних-давних пор.
Их на себе, как будто птица
Отвез брадатый Черномор.
Он где захочет, там летает
Купаясь в синеве небес
И уж давно не навещает
Глухой, забытый всеми лес.
- Для пятнадцати лет очень неплохо, хотя, конечно, подражание чувствуется и Пушкину, и Высоцкому.
- Высоцкий - это один из моих любимых поэтов с самого раннего детства. Наверное, лет с семи, я половину не понимал, но слушал с удовольствием. Ну, Пушкин, это и есть Пушкин, тут не убавить, не прибавить. А подражание было выбрано как стиль сознательно, то есть не потому что я не мог по-другому, а потому что мне так захотелось.
- Николай Анатольевич, какие еще достижения на поприще литературного творчества у Вас были, из недавних?
- Вообще, их у меня не так много, поэтому можно перечислить все. В 2008 году мне удалось выпустить сборник стихов, который называется "Блики", небольшим тиражом в 100 экземпляров. Часть из этих экземпляров, удалось, даже, как ни странно, продать, большую часть – раздать, ну и кое-что осталось дома, буквально один-два экземпляра. Еще, вот тот самый конкурс, который объявила компания "Элита Групп", который назывался, если я не ошибаюсь, "Тифлоустройство моей мечты".
У меня есть одна тема и одна глобальная, в этом смысле, мечта – это большой брайлевский дисплей, размером с экран. И что бы он обладал всеми необходимыми функциями и для чтения текста и для ввода текста, и чтоб он был дешевый, удобный и, в общем, сказка. И вот, такое устройство я и описал в своем рассказе. А задача была такая, что нужно было описать с одной стороны с техническими подробностями, с другой стороны литературно. Мне удалось стать одним из победителей этого конкурса, как раз потому что у меня получилось достаточно убедительно описать как техническую сторону этого устройства, так и показать литературную сторону.
Ну, еще, 18 - 19 февраля этого года в Самаре проходил Всероссийский поэтический конкурс ВОС, так называемое "Поэтическое ристалище", в котором мне удалось завоевать первое место.
- Поздравляю Вас Николай Анатольевич!
- Спасибо!
- У Вас ведь есть публикации в электронном виде?
- В электронном виде, есть, наверное, только одна публикация. Я размещаю, самые, на мой взгляд, лучшие стихи на известном портале "Стихи.ру".
- Почитайте, пожалуйста, что-нибудь из размещенного на «Стихи.ру».
- Что касается тематики моих стихов, то в основном это философская лирика и юмористическо-сатирические произведения. Как пример, могу почитать вариации на тему песенки "В траве сидел кузнечик".
В густой траве сидел кузнечик
И короток его был век
Он был похож на огуречек
Но жить хотел как человек.
Ему знакомы были чувства,
Что возвышают нас порой
Простая дружба без искусства
Слагала путь его земной.
Но мир безжалостно холодный
Слеп в бессердечии своем
Кузнец беспечный и свободный
Был поглощен его нутром
Он жизнью жил простой и полной
Конца никак не ожидал
Лишь ветер трав душистых волны
По полю весело гонял.
- Вы в своих письмах отличаетесь безупречной грамотностью, что вообще ее сформировало, кроме филологического образования?
- Интересный вопрос. А я вот даже и не знаю. Если сказать, что грамотность формирует чтение книг, то тоже далеко не всегда и не у всех. Наверное, это определенные природные данные, как-то всегда мне было легко, например, писать диктанты. Просто, что называется чутье.
- Вот зачем Вам потребовался брайлевский дисплей с компьютером в 1997 году, ведь были уже тогда, если не программные, то аппаратные синтезаторы речи?
- Были, и программные и аппаратные. Но я тогда знал только об аппаратных, о программных я не знал ничего. И очень даже хорошо, на мой взгляд, что начал я работать именно с брайлевского дисплея. Я работал не в специальных средах, а в обычном «Нортон коммандере», в «Волков коммандере», «Дос навигаторе». Это мне помогло в таких экстремальных условиях освоить компьютер не просто на уровне пользователя, а чуть-чуть глубже, то есть на уровне администратора.
Я по натуре, вообще, брайлист. То есть я считаю, что читать и слушать, это два совершенно разных процесса. Я могу слушать аудио книги, но я при этом чувствую необходимость именно в чтении. В том, чтобы воспринимать не фонемы, не звуки, а буквы. Ну, и потом, брайлевский дисплей очень хорошо дополняет те возможности, которые нам предоставляет синтезатор речи. Если нужно, например, быстро просмотреть большой объем текста, не вникая в него детально, почитать почту, найти какой-нибудь музыкальный файл, чтобы его воспроизвести, может быть и быстрее и проще сделать это с синтезатором речи. Но, если требуется детальная работа с текстом, с точностью до запятой, чтение стихов, опять же, то такие вещи лучше делать с брайлевского дисплея, получается и быстрее и точнее, ну, и просто удобнее.
- А сейчас у Вас есть брайлевский дисплей, ведь тот первый, приобретенный в 1997 году, наверное, устарел?
- Да, сейчас у меня есть брайлевский дисплей, приобретенный в 2008 году. Но тут мне уже помогла областная администрация. Я даже не знаю, как бы сейчас я мог работать в "Диалоге" без брайлевского дисплея, потому что иногда приходится делать такой вид работ - слушаешь фонограмму материала и при этом следишь за монтажным листом, предоставленным автором этого материала, чтобы по этому монтажному листу собирать материал. И если бы все это шло по звуковому каналу, то есть и звук материала и звук монтажного листа, было бы очень неудобно. А по Брайлю мне гораздо проще находить нужные места в тексте, потом уже находить их звуки и работать с ними.
- Есть ли у Вас дети?
- Есть. Дочь. Четырнадцать лет. Уже такой возраст, когда надо постепенно задумываться о том, что после школы, чем заняться?
- У дочери есть какие-нибудь ярко выраженные увлечения? В общем, она чем-нибудь на Вас похожа?
- Похожа тем, что она гуманитарий по своей сути. Она уже в этом году заканчивает художественную школу. Будет ли она заниматься этим дальше профессионально, посмотрим. В любом случае, это должно быть ее решение и как-то настаивать, я считаю, не нужно.
- Знаю то, что Вы много чего по хозяйству, в плане обслуживания Вашей бытовой технике делаете сами. Как вообще сформировались эти навыки?
- Наверное, толчком к формированию этих навыков послужило любопытство. Мне всегда было интересно, а что там внутри? Сначала этот интерес приводил к тому, что эти внутренности переставали функционировать, разумеется. Но, постепенно, таких случаев становилось все меньше и меньше, мне удавалось что-то разобрать и собрать и это устройство оставалось при этом работоспособным. К тому же, мне очень сильно помог мой отец. Он понимал, что мне сложно из-за отсутствия зрения освоить премудрости искусства работы руками, но он нисколько не оберегал меня от этого, не запрещал мне брать любые железки, какие меня заинтересуют, вплоть до того, что я мог спокойно забивать гвозди, работать рубанком, вмести мы с ним пилили двуручной пилой доски. То есть, я имел с детства представление, о том, как работает тот или иной столярный или слесарный инструмент. Теоретически, правда, но знал о том, как устроен автомобиль, потому что у меня отец водитель с огромным стажем, и у нас своя машина была. И когда ремонт машины производился, я постоянно там присутствовал на подхвате.
Когда появился компьютер, сначала немножко я, конечно, побаивался залезть внутрь системного блока, ну, а потом, как-то постепенно эта боязнь прошла, и сейчас в системном блоке я вполне спокойно могу заменить видеокарту, переставить жесткий диск.
Подобное географической карте, дающей лишь весьма приблизительное представление о местности, наше интервью тоже лишь намечает контур этой многогранной, без сомнения выдающейся личности.
Пожелаем же Николаю Анатольевичу почаще звучать на страницах журнала собственным голосом.
Библиосфера
Дети и взрослые вокруг книги
Алексей Упшинский
23 ноября 2016 года в РГБС завершилась Всероссийская читательская конференция под названием «Сегодня – дети, завтра – народ». Напомним, что конференция стартовала в библиотеке в сентябре этого же года. На мероприятие собрались юные читатели из специальных школ-интернатов для слепых и слабовидящих Москвы и Московской области и лауреаты Третьего и Четвертого международных конкурсов имени Сергея Михалкова на лучшее литературное произведение для подростков, а также представители организационного комитета и члены жюри.
На конференции участники высказывали мнения о прочитанных произведениях, задавали вопросы. Надо заметить, что вопросов было много, ребята вели себя очень активно, и то, что они спрашивали, отнюдь не было наивным и простым. Взрослым пришлось всерьез потрудиться, отвечая юным читателям.
На встрече присутствовали руководитель проекта Российского фонда культуры «Сегодня – дети, завтра – народ» Ольга Буцкая и члены жюри конкурса: исполнительный директор Совета по детской книге России Людмила Чижова, главный редактор газеты «Пионерская правда» Михаил Баранников и редактор издательства «Детская литература» Светлана Стогова. Они рассказали ребятам об организации конкурса имени Сергея Михалкова, о том, какие замечательные произведения на него были представлены и как сложно было выбирать из них лучшие, о работе издательства по подготовке книг к печати.
А теперь обо всем по порядку.
Открыла мероприятие Елена Юрьевна Глазова, заведующая читальным залом РГБС.
Участники конференции отвечали на вопросы Елены Юрьевны.
- Этот конкурс имени Сергея Владимировича Михалкова. Скажите, пожалуйста, вот вы, новое поколение, вы знаете кто такой Сергей Владимирович Михалков?
- Да.
- А что он написал?
- Много чего. Два гимна.
- Молодцы. А что самое главное он написал для нашей страны?
- Гимн Российской Федерации.
- Молодцы. Молодцы. Вы меня радуете.
Но сначала небольшая предыстория. Конец 2010 года. Раздается телефонный звонок. "Здравствуйте, Елена Юрьевна, Вас беспокоят из Российского фонда культуры. Меня зовут Ольга Ивановна. Я руководитель проекта «Сегодня – дети, завтра – народ». Мы очень бы хотели с Вами сотрудничать и оказать Вам какую-то помощь в проведении мероприятий". А потом 13 марта 2011 года, день рождения Сергея Владимировича Михалкова, и мы здесь проводим «Неделю детской книги».
Продолжила мероприятие лауреата Третьего конкурса имени Михалкова - Наталья Волкова.
- Я пишу стихи, сказки, рассказы и познавательные книги для детей. Работаю в библиотеке, веду творческие занятия по литературе и журналистике для подростков и также английский язык, потому что я преподаватель английского языка по образованию.
Давайте теперь я что-нибудь почитаю.
Как поймать удачу
Удачу за хвост я пыталась поймать
Она увернулась и шмыг под кровать
Я тесною щеткой залезла с трудом
И там об железку ударилась лбом.
По саду гонялась за ней пол часа
Вспорхнула удача, взвилась в небеса.
Ее я ловила в воде, под мостом
Она уплыла, помахав мне хвостом.
Вернулась домой я одна, чуть не плача
Смотрю, а за мною плетется удача.
Но как? Почему? – А ответ очень прост
Не любит она, чтоб хватали за хвост.
Е. Глазова - Наталья Геннадьевна печатается в наших журналах. Какой у нас есть журнал с вами, который мы очень любим? Наш восовский журнал?
- «Школьный вестник».
- Все правильно. Так вот Наталья Волкова печатается в этом журнале. Поэтому обязательно следите за ее творчеством. Договорились?
- Да.
- Молодцы, а теперь кто хочет сказать?
- У нас двойное выступление.
- Представьтесь. Из какой вы школы? Как вас зовут?
- Мы, Матвей Головин и Александр Петриев, из школы-интерната № 5, теперь пятого отделения школы № 1499.
Мы хотим рассказать про свое отношение к Вашим стихам.
- Дорогая Наталья Геннадьевна, мы бы хотели, чтобы Вы выпустили продолжение Ваших стихов, но именно не всех, а на современный лад.
Приятной неожиданностью для меня было участие в мероприятии Александра Артемовича Адабашьяна. Здесь он выступал как автор сказочной повести для школьников «Хрустальный ключ» и как лауреат Третьего конкурса имени Михалкова.
- Мне интересней послушать то, что вы будете говорить, потому что, как я понял, вопросы вы задаете очень интересные. Наверное, нам даже интересней будет, чем вам здесь находится, что редко бывает, обычно бывает наоборот. А тут просто удовольствие слушать и понимать, как вы внимательно все читали и насколько это серьезно все.
Я очень много работал в кино в самых разных областях, где и продолжаю работать. Сначала мы придумали сценарий. Но, та иноземная фирма, которая хотела, чтобы мы с ними его делали, эта история их не очень устроила, по всяким своим иноземным соображениям, которые нам не нравились. История нам нравилась, мы решили написать книжку. А так, как она нам продолжала нравиться, мы уже по этой книжке написали другой сценарий, но уже без иноземцев и сняли кино. Кино отличается от книжки, сильно. Но это неизбежно, потому что переводить с языка на язык, это также как переводить поэзию. Можно сделать подстрочник, то есть перевести слово в слово, но это как правило бывает очень скучно. А если переводить оставляя смысл, но переводить это своими словами, на своем языке, то может что-то получиться. Вот, поэтому наша экранизация от книжки отличается, но по сути осталась той же.
Но о себе мне не так интересно рассказывать, как мне интересно послушать что вы обо мне скажите, о нас вернее. Когда же отвечаешь на вопрос то, по крайней мере понятно, что в зале есть хоть один человек, которому это интересно, а когда просто так что-то болтаешь – как вы понимаете, этим можно заниматься довольно долго, люди вежливые, вряд ли кто-нибудь поднимется и скажет, может вы уступите свое место кому-нибудь другому. Не дожидаясь этого неприятного для меня и полезного для вас момента, хотелось бы узнать, что думаете, вы, те, кто прочитали книжку. Есть ли у вас какие-то вопросы, и самое главное, что вам понравилось и что не понравилось, это нам полезнее знать, потому что сами себя хвалить мы можем, а вот самих себя ругать, видеть в себе недостатки это очень трудно. Так что, слушаю вас внимательно.
- А со скольки лет вы пишите?
- Писать я начал очень поздно, потому что я вообще по образованию художник. Я закончил художественный институт, работал в кино и ничего не писал. Потом снимался в картинах еще немножечко. А потом, даже не знаю почему, один режиссер попросил меня помочь ему в работе со сценарием. Вот я, таким образом, сам того не подозревая, оказался вместе со сценаристом. Ну, а потом уже начал писать с Никитой Михалковым. Написали несколько сценариев довольно известных картин, ну, и так, как-то это пошло. Вот так это и получилось, в уже довольно в преклонном возрасте, можно сказать по сравнению с вами.
Следующим было выступление Ирины Дегтяревой, лауреата второго и четвертого конкурса, получившего первую премию за книгу «Степной ветер».
- Если коротко о себе, я закончила Литературный институт имени А.М. Горького. Работаю сейчас в журнале Министерства обороны. Раньше он назывался «Советский воин», сейчас он называется «Воин России». Я там редактор. Работала корреспондентом, обозревателем, ну пишу для детей и для взрослых, больше даже для взрослых, как это ни странно, потому что, к сожалению, детскую литературу у нас очень мало сейчас печатают. Хорошую я имею в виду, конечно. С ней сложнее, чем напечатать взрослое произведение. Благодаря конкурсу удалось издать и сборник рассказов «Цветущий репейник», и вот сейчас «Степной ветер».
- Меня зовут Наталья Шарога, я из школы-интерната № 2.
Прочитав Вашу повесть, я сразу узнала в Мишке себя. Я вот, прям точно такая же озорная и любила везде все узнать и везде побегать. При этом, я еще люблю лошадей и мне все время хотелось пойти туда к Мишке и сказать что не надо ничего бояться, и я хотела бы, чтобы следующие произведения, которые Вы бы написали, были бы такие же светлые и добрые и напутственные, чтобы другие подростки смогли бы не расстраиваться и всегда видеть хорошее в своей жизни.
- Спасибо большое за вопрос и за то, что правильно поняли настрой этого произведения. как напутствие того, что не надо никогда опускать руки. Это главное, а что касается дальнейших планов, то у меня есть одно произведение, которое называется «Арена для знаменосца». Оно должно выйти в журнале, наверное, в январе. Там про цирк. Мальчик из среды цирковой. И то, о чем вы просите, там тоже присутствует.
И завершающим основную программу стало выступление Татьяны Корниенко, лауреата Четвертого конкурса имени Сергея Михалкова, автора книги «Херсонеситы», очень полюбившейся юной читательской аудитории.
- Ребята, я прилетела вчера из Севастополя. У нас прекрасная погода. Я очень люблю Москву и я очень рада встретиться с вами, потому что повесть вышла не так давно. И вы, наверное, первые читатели, от которых я могу услышать отзывы.
Что интересного о себе я могу рассказать? Ну, наверное, то, что я не так давно начала писать и это были стихи.
Ребята в зале очень эмоционально, но одновременно и вдумчиво, подошли к произведению Татьяны Геннадьевны – и, соответственно, этим же отличались вопросы к ней, звучавшие из зала.
- Здравствуйте уважаемая Татьяна Геннадьевна! Меня зовут Васина Валерия. Я ученица школы-интерната № 1. Я, хотела бы высказать свое мнение о произведении «Херсониситы», а потом задать несколько волнующих и интересных вопросов.
Прежде всего, хотелось бы сказать, что «Херсониситы» написаны с очень глубоким и проникновенным смыслом. Первое, что хотелось бы сказать, это – не надо забывать свою историю, ведь новое – это хорошо забытое старое.
- Спасибо большое! Вы очень глубоко прочитали, мне это очень радостно, потому что мы когда пишем, я думаю, что все авторы скажут, мы никогда не знаем, как это в сердцах будет отдаваться. Я сейчас даже взволнована, мне очень сложно сосредоточится на ваших вопросах. Давайте с конца. Студия «Первоцветы» существует. Мы собираемся с ребятами, я начинала с четырех ребят, сейчас у меня их значительно больше. Мы занимаемся литературой. Ребята приходят, читают свои произведения. Мы делаем разборы этих произведений. Говорим друг дугу все очень честно. У нас нет никаких закрытых вопросов, закрытых тем. И скорее всего, это больше даже студия общения, чем литературы, это одинаково.
Е. Глазова - Прежде всего, мне хочется поблагодарить всех авторов, жюри, Ольгу Ивановну, Юлию Валерьевну и преподавателей наших школ-интернатов, которые так много сделали для того, чтобы дети прочитали достойную детскую литературу.
В читальном зале была развернута книжная выставка произведений лауреатов конкурсов. Под занавес всем юным читателям вручили памятные подарки – книги лауреатов и футболки с логотипом конкурса. Ребята подходили к писателям и издателям, фотографировались с ними, разговаривали. Расходиться никто не спешил, несмотря на позднее – по крайней мере, для школьников, - время. Так что, будем надеяться, что конкурс оправдает свое название и будет иметь долгое продолжение в будущем.
Реабилитация и мы
Удивительные рядом (разговор за чашкой чая)
Анна Наумова
Кто они – удивительные люди? Этот вопрос задавали себе жители всей нашей необъятной Родины, наблюдая за участниками одноименного проекта телеканала «Россия». Кто-то считал в уме быстрее любого компьютера, кто-то мог на глаз определить скорость всех автомобилей на шоссе, кто-то способен запомнить содержание сотен книг за один просмотр, собрать кубик Рубика с закрытыми глазами, разбить силой голоса бокал на столе, распознать очертания любого государства на планете. Феноменальные личности, проявившие чудеса памяти и интуиции демонстрировали свой дар в новом шоу «Удивительные люди».
По результатам тщательного отбора для участия в шоу были выбраны 48 человек. Это конкурс, победителем в котором стал только один участник. И этот человек наш земляк Эдуард Нихаев, человек-эхолокатор. Пригласив Эдуарда на чашку чая, я расспросила его обо всех подробностях проекта.
– Про проект я узнал летом, точнее, я не сам узнал. Позвонили и сказали Анжеле про проект, говорят, что мы ищем человека для проекта со способностью эхолокации. Ну потом мне позвонили, предложили попробовать себя в проекте. Я, если честно, сперва отказывался. Но меня убедили. Бог с ним, думаю, рискну.
Отправил заявку через интернет, видеообращение, о себе чуть-чуть рассказал. На том весь разговор и приостановился. А потом я уже забыл про этот проект, мне звонят в августе месяце и говорят: «Вас беспокоят из Москвы. Вы нам подходите для участия в проекте. К вам скоро приедет в город съемочная группа. Ну, приезжала съемочная группа из Москвы, я им рассказывал о себе. Снимали там разные кадры, кусочки. И сказали мне, что в сентябре будут проходить съемки телепроекта «Удивительные люди».
Когда я приехал на «Мосфильм», мне сказали, что будет поставлена задача с помощью эхолокации определить предмет. Мне сказали, что это будут музыкальные инструменты. И на технической репетиции выбрали примерно высоту куба, на который ставили эти предметы, чтобы их определять. И все. Потом была съемка первой передачи. Сперва планировалось, что будет 10 инструментов, но потом они почему-то решили, что вынесут всего лишь 5, а не 10. У меня все получилось. Съемка прошла с первого раза.
Люди удивлялись. Но когда я первый раз ошибся, я подумал - я пришел людям показать, что это вообще возможно, а стою и ерундой занимаюсь. Надо постараться. Ну вот, постарался и вышел в финал проекта.
Съемочная команда, конечно, была очень рада. И куратор моя с проекта была очень рада тому, что все у меня получилось. Она за меня очень сильно переживала. И когда я прошел в финал, я очень удивился, потому что думал: «неужели, как так, столько людей, у всех разные способности, и я вдруг попадаю в финал проекта».
А за несколько дней до съемок финала я узнал, что мне придется проехать на велосипеде. Я, если честно, сразу хотел отказаться, потому что навыка этого у меня нет. Позвонил своему куратору, это, говорю, какой-то бардак, я-то пришел предметы определять, а вы мне тут вообще такую задачу, совершенно нерядовую. Ну, я подумал, что терять мне вообщем-то нечего, и попробовал. Перед этим три дня я тренировался, то есть до этого было еще несколько дней, когда просто я как бы знакомился с велосипедом, некоторые упражнения мне показали. И вот за три дня мне удалось потренироваться: два дня в Москве и один день в Курске.
И я, если честно, когда выходил на съемку, то думал, что уже все равно, как все пройдет, потому что этот навык для меня новый, и от меня, в принципе, ничего не зависит. Я об этом задании не знал, я не готовился. Да и все эти тренировки силы отняли.
Когда съемка номера закончилась, я был просто рад тому, что все закончилось, что можно спокойненько сейчас в гостиницу прийти и поспать. Когда уже был подсчет голосов, и объявили, что я победитель, я первую минуту не верил и вообще не знал, как себя вести, что делать вообще. Потом, конечно, я очень обрадовался, был под впечатлением. Анжела, правда, сразу в меня верила, она говорила, что «ты все равно победишь, дойдешь до конца». Лиза очень радовалась, конечно.
Справка: Лиза – дочь Эдуарда, Анжела – жена.
– То есть в группе поддержки была семья.
– Да, в группе поддержки у меня была семья, и в первом туре, и в финале.
– Ну, а сейчас как ощущения?
– Люди узнают, если честно. С каждым днем все больше и больше людей добавляется, кто-то спрашивает про эхолокацию, кто-то просто пишет. Говорят: «Вот, у меня незрячий ребенок, а как помочь, что посоветуете?» Ощущения интересные, жизнь немножко изменилась после участия в проекте.
– А нет таких, которые не верят?
– Есть такие, которые не верят. Как правило, это из ребят незрячих. Они говорят: «Все куплено, это подстава». Я говорю: «Ну, что же сделать, если вы считаете, что я все могу купить, значит, это так и есть». Я их не переубеждаю.
– А если не секрет, на что потратите миллион, какие планы?
– В первую очередь я куплю компьютер очень мощный для звукозаписи, выпущу сингл свой, уже есть материал записанный. Просто там на регистрацию придется потратить, присвоить индивидуальные коды, чтобы можно было в продажу выставлять. Ну, небольшая сумма на это уйдет. А остальные деньги буду, наверное, копить на что-нибудь. Ну, не придумал, куда потратить.
– А откуда взялась эта способность эхолокации? Как это происходило?
– А это вообще с детства я у брата подсмотрел способность эхолокации, еще до школы даже и в школе. Мы первый год дружили со зрячими ребятами и играли там в догонялки, что только не делали. И вот играешь в догонялки, зрячий парень бежит, раз и остановился, затаился, думает, что его не будет слышно, но я услышал сразу. Вот звук, вот человек стоит, как-то услышал резко. Классно, думаю, нормально, ведь слышно же пространство вокруг. Ну, хороший способ, взял его на вооружение. А после уже стал потихонечку применять. Где-то найти там вход в здание, проход между машинами. Предметов я, конечно, не определял до проекта. А когда мне позвонили с проекта и сказали: «Ну, вообще же такое возможно, вот в Германии был человек». А оказывается, что и в Америке был человек, который даже на велосипеде ездит, действительно. И я видел даже статью в журнале в каком-то, но не обратил тогда на это внимания, и очень жаль, а то бы я еще летом на всякий случай подготовился.
Брат у меня тоже умел ездить на велосипеде, хотя мне все доказывают, что это невозможно. Он ездил на велосипеде, на дальние расстояния по городу. Это были, конечно, 90-е годы, машин было меньше, у нас городок-то маленький Россошь. Но все равно, эту интересную способность я у брата подсмотрел.
– Какие есть еще яркие воспоминания?
– Детских воспоминаний ярких много. Одно время я любил работать со своей интуицией. И уже лет где-то в 16 читал разные книги. Это начиналось с того, что кто-то пишет два листка, кладет их вниз информацией, на одном верную информацию, на другом нет. И ты должен взять тот, на котором верная информация. И я тогда настолько это развивал, что потом мне из колоды обычных карт, по Брайлю не подписанных, давали карту, и я если внимательно сосредоточился, то я мог назвать ее. Но уже не знаю, тогда как-то лет 16-17 было, и попроще в это все верилось, то есть не думалось, как это происходит.
Ну, еще, конечно, яркие самые моменты из детства – это конкурсы. Музыкальная карьера у меня началась с первого класса, я ходил в подготовительный хор. А потом со второго класса начал сольно петь. И в музыкальной карьере у меня самый первый конкурс был областной, кажется, «Хрустальная нотка» он назывался. И этот конкурс в городе Липецк проходил. Я там пел, и у меня один фрагмент в песне не очень хорошо получался, со мной занимались. И уже идет награждение конкурса. Я слышу - третье место, второе объявляют. Я думаю, я вообще, наверное, никакого места не занял, может, меня из школы исключат, испугался немного. И потом объявляют, что я первое место занял. Ну, конечно, эмоции были вообще! Я был настолько просто впечатлен. Дали диплом, фотоаппарат подарили, игрушку какую-то. Я ушел за сцену и плакал. Такие впечатления были сильные. А вообще их много, можно бесконечно рассказывать, хоть книгу пиши.
– И после школы решили именно с музыкой связать судьбу?
– Когда пришел в 96-м году в школу, я услышал тогда, что есть Курское музыкальное училище. И я сразу подумал - это то, что мне надо. Я вот потом – думаю – школу закончу и пойду в училище петь. А во втором классе, когда я сольно петь стал, тогда у меня эта мечта утвердилась, и всегда я это знал, что я приеду, буду петь. Потом даже приезжал заранее и выступал здесь на конкурсе. Не как участник, а на открытии конкурса. Еще тогда не было фестивалей. Это теперь проходит фестиваль музыкантов и исполнителей, а тогда это был конкурс. В основном были взрослые музыканты. Это было одно из немногих интересных событий в мире незрячих музыкантов-профессионалов.
А когда я в первый раз поступил, на вокальном не было мест, и меня долго очень переубеждали, что вокал – это бесперспективно, зачем ты идешь на вокальное отделение, занимайся инструментом. Я учился на балалайке, мне нравилось, но петь хотелось больше. Перевестись не получилось, были еще обстоятельства определенные, я колледж бросил. Уже на это время это был колледж музыкальный, и хотел поступать в Москву, но опоздал на один день на экзамен, в Москву позвонил, а экзамен уже шел. Я пока из Иркутска ехал несколько дней, в общем, не рассчитал время. И подумал, чтобы не сидеть дома, я вернусь обратно в Курск, буду поступать на вокал, пробовать снова.
И, к счастью, мне повезло, потому что меня знал уже Олег Иванович Рыльцов, Ирина Петровна Железнякова, и они были в комиссии. И я когда приехал второй раз, директором был Станислав Георгиевич Попов. И я поступил в 2009-м году, в 2013-м закончил по классу академического вокала колледж. И сейчас я продолжаю музыкальную карьеру.
– А во время учебы в колледже какие были самые значимые для Вас конкурсы и выступления?
– Я уже не помню, что было во время учебы, а что было во время работы. Я еще работал несколько лет там в колледже как артист хора, и тоже участвовал в конкурсах. И вот самые значимые были «Студенческая весна Соловьиного края» 2010 года, это был мой первый курс, в номинации авторской песни я занял гран-при из всех, которые я точно помню, что студенческие. Это был для меня самый значимый конкурс, потому что я пишу песни, и значение авторской песни в моей жизни очень большое.
А потом в Курске были значимые конкурсы для меня, это «Соловьиная трель», я являюсь лауреатом. Это уже не среди незрячих, а обычный бардовский конкурс. «Студенческая весна», она тоже среди обычных вузов была. Потом значимый был конкурс «Душа народная», Уфа, это конкурс Общества слепых. Он был для меня значим, потому что я стал увлекаться народной песней и делать кое-какие свои обработочки. Обнаружил, что у меня голос чем-то похож на зыкинский, где-то рядом, в тех тембрах, и понял, что это реально меня очень сильно цепляет. Я всегда любил петь под баян, и тут вдруг понял, что это мое, и вот решил себя попробовать еще в этом, и тоже получил гран-при в этом конкурсе.
И еще значимый в Курске был «Шансон соловьиного края» международный фестиваль. Я тоже обладатель гран-при. Это продюсерский центр «Адреналин» проводил.
Еще достаточно значимый был конкурс имени Андрея Хмелевского. Он был значимый для меня, потому что мне подарил гитару как приз. У меня уже была своя, подарили еще одну гитару. И патриотической песней я занимался уже, наверное, года с 2006-го, и у меня по школе были лауреатства. И у меня даже есть за 2008-й год правительственная грамота Историко-культурного центра Российской Федерации за вклад в исполнительство военно-патриотической песни.
– А есть какие-то не сольные конкурсы? Дуэты, ансамбли, о которых хочется вспомнить, рассказать, поделиться?
– С Геннадием Суменковым мы пели. Это тоже часто была патриотическая музыка. А так не то, что дуэты, а аккомпанирует мне часто Александр Рубцов, он закончил музыкальный колледж по классу баяна, 17 или 18 лет я его уже знаю. И мы с ним вместе поем всегда, как только он в руки баян взял. Сперва частушки там пели, он «Матаню» любил играть, он сам парень деревенский. И вот у меня с ним есть достаточное количество записей, которые я всегда вспоминаю. Мы с ним и сейчас, бывало, вместе работаем, по мероприятиям играем. И так поем. Вот это самое такое сильное, самое запоминающееся из всех моих коллективных работ.
– А написанные песни поете только сами? Или кому-то еще отдаете?
– Я ищу женский голос для исполнения. У меня есть женские песни. А мужские свои песни я, в основном, пою сам. Ну, и еще поют мои друзья иногда, Алексей Мамаев, я точно знаю, пел несколько моих вещей. А так в основном сам пою, в большей степени.
Удивительные люди живут среди нас. И мы зачастую даже не подозреваем об этом. А ведь в каждом есть удивительные способности. Нужно просто их обнаружить и показать. Эдуард своим примером дает нам понять, что нужно искать свою индивидуальность, развивать ее и не останавливаться на достигнутом.
Социальный проект
Не замыкаться в своем кругу
Татьяна Федяева
Театрально-игровой коллектив «Классная компания» - это Оренбургская городская общественная организация детей-инвалидов, которая представляет интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оригинальность и обыденность, талант и простота: можно ли совместить эти понятия? В чём секрет успеха? На эти и многие другие вопросы нам ответит руководитель коллектива, победитель городского конкурса «Женщина года» в номинации «Женщина – общественный деятель» - Ольга Владимировна Чигадаева.
- Двадцать с лишнем лет тому назад открылась школа в Оренбурге вновь, по настоянию родителей. Тогда было всего двадцать человек ребят и в эту школу назначили директором Тюрину Валентину Васильевну - это моя мама. Спустя год она меня призвала на помощь, потому что необходимо было организовывать воспитательный процесс, а ставки организатора не было. Тогда нам на встречу пошел Александр Васильевич Ярцев. Он был директором тоже вновь организованного «Центра эстетического воспитания». То есть «Центр эстетического воспитания» дал возможность мне устроиться у них и работать на базе школы, в качестве завуча по воспитательной работе. С этого, я считаю, и начался коллектив, потому что тогда, во всех мероприятиях принимали участие абсолютно все дети, то есть нынешние выпускники. Это и Юля Халина и Денис Шишкин и Илья Севастьянов, и Наташа Овсянникова и Денис Акулов.
Моя задача была проводить школьные праздники, по требованию. Кстати тогда впервые мы и провели такой небольшой фестиваль, куда были приглашены уже дети из округа, из города. Это явилось первой ступенью в фестивале «Мы можем все!». И тогда впервые наши ребята показали спектакль, музыкальную сказку, уже широкому зрителю. Это с учетом того, что дети первый год занимались, первый год были вообще в школе. По мимо того, что они осваивали образовательную программу, осваивали Брайль многие из них стали выступать. Премьера состоялась достаточно успешно. До этого я никогда не сталкивалась с категорией незрячих. Я увидела динамику, увидела, что есть результаты и можно чего-то добиться. Им это нравилось и соответственно когда есть желание, то есть прогресс и есть движение вперед.
- Итак, сначала коллектив сложился на базе Оренбургской школы-интерната для слепых и слабовидящих. А теперь входит в список особых театров России. Что представляет из себя коллектив в настоящее время? Какие образовательные, воспитательные и творческие задачи стоят перед преподавателями?
- Ну, сейчас есть коллектив, который охватывает воспитанников четырех интернатов с разными особенностями здоровья. Есть и дети тубинфицированные с положительным перке, соответственно у них еще есть проблемы с нервной системой, то есть они очень гиперактивные. Очень эмоциональные дети и очень тяжело с ними, особенно когда они вместе. Есть дети с нарушением речи – это третий интернат. Это дети более спокойные, но дольше запоминающие, часто у них вылетает вся информация, то есть своя специфика. Есть дети с ДЦП с разной формой, разной степенью тяжести, наши незрячие. Аутисты к нам приходили, но пока не увенчалось успехом, потому что конечно сложно, возить далековато. То есть в перспективе еще привлечь другие категории инвалидности.
Объединение разных категорий дает возможность не замыкаться в своем кругу. Видение того, что есть дети с другими ограничениями. Исподволь дать возможность понять другого, не то что вот твоя проблема и все, на этом мир закончился, о том что есть у людей тоже какие-то проблемы и они тоже их как-то пытаются решать, поэтому не опускать руки, стремится совершенствоваться и быть толерантным, участливым в судьбе другого человека. Здесь через общение, через творчество – помочь элементарно обуться девочке, переодеться, потому что ей не удобно, найти какой-то предмет, донести коляску. Много всяких таких бытовых ситуаций, в которых ребенок должен уметь ориентироваться. Всегда нужно ребенка и родителей ориентировать на то, что какой-то физический недуг, это не печать на всю жизнь, это не приговор, это ситуация, которую нужно принять, понять и найти выход из этой ситуации, для того, чтобы быть полноценным членом общества. Добиться того, чтобы твои умения, твои знания признали в обществе, проявили к ним уважение, и ты нашел свое применение.
Многие выпускники «Классной Компании» стали педагогами в своем родном коллективе. Преемственность поколений способствует атмосфере взаимопонимания, дружбы и творчества.
Слово Юлии Халиной – выпускнице коллектива, а ныне педагогу дополнительного образования по вокалу.
- В «Классную компанию» я пришла обучаться сама, будучи еще ребенком, в возрасте пяти лет. На базе школы-интерната № 2 для слепых и слабовидящих детей. Ольга Владимировна Чигодаева создала детский коллектив, он сначала назывался «Радуга». Ставили спектакли, мюзиклы, на которых, собственно говоря, у меня обнаружился вокальный талант.
Я принимала активное участие в городских, областных, в дальнейшем международных и всероссийских фестивалях, очень много пела, принимала не раз участие в акции «Звезды и Мир детям», то есть постоянно жила жизнью коллектива. И когда я окончила школу и поступила дальше в учебное заведение, Ольга Владимировна пригласила поработать попробовать с такими же детьми. И я пришла работать уже потом.
Для меня этот коллектив, в принципе, это все, и семья наша, и работа, и сейчас, уже, дети - они как родные, потому что с пяти до двадцати семи лет я нахожусь здесь. Меня очень многому научил этот коллектив, не только в плане творческом, но и в плане социальном. То есть различные поездки, адаптация. Запоминающихся выступлений, наверно, очень много, но два вот которые в моей голове всплыли. Это конечно же участие в акции «Звезды и мир детям», где мы пели на одной сцене с Монсерат Кабалье. Из сотни детей, которые пели там, на авансцену они вывели именно меня и моего коллегу. И второе выступление, которое было года четыре назад, это когда мы выступали на парамузыкальном фестивале с президентским оркестром, с хором Попова. То есть это конечно тоже очень много эмоций вызвало.
Лучший показатель работы учителя – это достижения его учеников. Вот и Юлии есть, что рассказать о результатах своей педагогической деятельности.
- Результаты и достижения есть. Буквально недавно мы ездили в город Медногорск. Там проходил международный конкурс «Виват таланты», где мои дети взяли и лауреатство и дипломы первой, второй, третий степени. Волгаев Сергей и Турчина Дарья пели в дуэте на этом конкурсе и стали дипломантами первой степени, в номинации «Эстрадный вокал», возрастная категория 16 – 19 лет. Несмотря на то, что Даше у нас всего еще тринадцать, но так как Сережа взрослый, соответственно они были именно уже в категории старших. Анастасия Суворкова стала дипломантом третей степени в номинации «Народный вокал». Дарья Турчина пела сольно, стала дипломантом второй степени, тоже в номинации «Эстрадный вокал» 13 – 15 лет. Элина Габзалилова стала лауреатом третий степени в номинации эстрадный вокал в номинации «Эстрадный вокал» 13 – 15 лет. Я считаю, что это большое достижение, особенно для тех, деток, которые ходят пол года и уже поучаствовали в конкурсе и заняли призовые места. Приходят дети, которые совсем не интонируют и они начинают петь. Для меня это самый главный результат, даже важнее любых дипломов. Когда я вижу, что было до и что происходит сейчас и что будет потом уже приблизительно могу себе представить. Ну и плюс участвовали не только дети, но и педагоги, я сама стала дважды лауреатом второй степени в номинации «Военно-патриотической песни» и в номинации «Джазовый вокал».
За 20 лет более 300 грамот получено воспитанниками Творческой Мастерской «Классная Компания» на разного уровня конкурсах и фестивалях: это и Международный фестиваль «Шаг навстречу», Международный благотворительный фестиваль «Белая трость», Всероссийский фестиваль «Дерзайте! Вы талантливы», Региональный фестиваль «Тепло детских сердец», Областные фестивали «Слепой музыкант» и «Мы можем всё», Городской конкурс «Путь к мастерству» и многие-многие другие. Но фестивали, праздники, призы и подарки – это лишь малая часть огромного айсберга рабочих будней коллектива. И вновь у микрофона Ольга Чигадаева.
- В основном социальный заказ. Мы несколько лет подряд открывали школу в Оренбурге. Нужна была песня, нужен был гимн. Это, вот, от администрации города, потому что администрация города уже, фактически, на прямую с нами работает, в связи с тем, что зарекомендовали мы себя. Есть у нас уже определенный авторитет именно участия в таких мероприятиях областного и городского масштаба, политического даже направления. Открытие, например, школы в Авиагородке – это общественно-политическое мероприятие. В целом страны, я бы сказала, потому что строилась школа на федеральные деньги и в частности города. Мы готовили конкретно номер, мы писали песню, сочиняли слова, мальчишки писали аранжировку. Другие акции - «Соберем ребенка в школу», «Открытие двора» или «День двора» - это все общественно-политические мероприятия, которые организованы в рамках города, области, не специфические для инвалидов мероприятия. Порядка десяти лет мы постоянно участвовали в этих мероприятиях.
Другая сторона медали, - это социально-реабилитационные мероприятия, которые проводит Управление социальной политики. С этого года мы даже заключили с ними договор, где прописывается, что мы участвуем во всех мероприятиях, которые проходят в рамках Декады инвалидов, которые проводятся в течение года. Мы представляли, например, площадку Управления социальной политики на 9 мая. То есть они организовывали информационную составляющую, а наши ребята работали два часа без перерыва. Пели военные песни, народ останавливался, танцевали, слушали, подолгу многие стояли, смотрели, аплодировали. Жители Оренбурга смогли воочию увидеть людей, у которых есть проблемы, но которые достойно могут работать, достойно могут преподносить творчество.
И еще какие-то заказы непосредственно, уже на личной основе, - когда-то мы работали с одной девушкой в администрации города по культуре. Она затем перешла в водоканал. И мы поздравляли работников водоканала сначала с 9 мая, с 23 февраля, с 8 марта, и сначала у администрации водоканала была настороженность, но потом все в таком восхищении, остаются довольными и приглашают вновь. Значит уровень достойный.
- Задача, даже воспитательная получается. Воспитать общество, прежде всего, чтобы отношение к инвалидам поменялось.
- Да, это однозначно. Очень много воевала по этому поводу, потому что не все и ни сразу воспринимают, а в первую очередь как-то настороженно и на вытянутых руках, а то и прям с протестом – что нет, нет, нет, не надо нам инвалидов на сцену, нам нужны красивые лица, чтоб это было все красиво.
- А что собой представляют ваши номера? Что происходит на сцене?
- Каждый номер это мини-спектакль, это маленькая история. Последний номер, который мы сделали, мы назвали «И о любви, и о войне». Вот, как раз он стал тоже лауреатом первой степени в Медногорске. Это хореографическая композиция, но с элементами театрализации. Начинается действие с того, что в правом углу сцены сидят солдаты, у них передышка после боя. Кто что делает, кто просто дремлет, кто чинит сапог, кто пишет письмо, и они беседуют между собой, мысленно, не в разговоре. Немая сцена, пантомима такая, а для слушателей идет текст, стихотворение, что один из солдат крякнул, другой пробасил, третий там повернулся и только последний сказал «Ну, чего вы, в самом деле, размечтались про девчат!» Каждый думал о любви, но по-своему. И затем свет гаснет здесь. В левом углу сцены высвечиваются девушки. И тоже, как они тоскуют, как они скучают, и это все пантомима, идет стихотворение, они это все отображают. И, за тем уже, начинается танец, когда солдаты засыпают, и им снится сон, что война закончилась, они вернулись домой и что девчата поласкают белье, стирают, они все в нижних рубашках белых, и девчата их встречают и начинается перепляс. А песню мы выбрали «Думы окаянные». Она мне очень нравилась всегда, мы нашли вариант, когда ее исполняет мужской хор в народном стиле. И заканчивается этот номер тем, что оказывается, им это все приснилось, нашим военным.
Но на достигнутом коллектив останавливаться не собирается. В планах – постановка полноценного театрализованного спектакля, масштабного красочного действа, где на одной сцене могли бы оказаться дети-инвалиды и профессиональные актеры, и даже более того, создание Школы особого театра, дающего старт для получения таких профессий, как звукорежиссер, режиссер массовых мероприятий, художник по свету и других.
Эти грандиозные планы вполне осуществимы при определенной поддержке.
- Хорошо, что поддерживает администрация Дворца творчества, хорошо, что сейчас мы нашли контакты взаимодействия с администрацией школ-интернатов, хорошо что поддерживает Управление социальной политики и что сейчас мы очень тесно контактируем с депутатами, в частности с Ольгой Петровной Березневой, с которой мы делаем ряд проектов. Пишем сейчас проект на поддержку НКО президенту. Очень хочу чтобы выделили нам средства. Если они нам выделят – это будет что-то!
Наша беседа проходила в небольшой уютной студии, которая была организована в 2007 г.
- Студия, которую мы создали на деньги президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, который нам выделил грант на поддержку и на этот практически миллион мы построили эту студию и функционируем до сих пор. Работают здесь в качестве звукорежиссеров и аранжировщиков – Денис Шишкин и Александр Щеняев, это инвалиды первой группы по зрению. У Саши остаточное зрение, Денис тотально слепой. Они могут и аранжировки писать, и сводить, и запись производить.
Сейчас активно практикуем работу в студии, и это моя была идея изначально, чтобы ребенок услышал, как он поет. Так как не развит внутренний слух у многих, чтоб он услышал себя со стороны. Привык к своему голосу, не боялся микрофона, студийной записи. По окончании они получают продукт труда – запись со своей фонограммой.
Жизнь «Классной Компании» идет своим чередом. Ну, а мы не будем мешать творческому процессу и пожелаем коллективу не останавливаться на достигнутом, а продолжать радовать зрителей своими интересными яркими выступлениями.