Евгений Евтушенко.
«Дай Бог».
В Центральном правлении ВОС
Итоги Апрельского заседания Центрального правления ВОС
Позиция президента Всероссийского общества слепых Александра Яковлевича Неумывакина по поводу создания “Всероссийского общества слабовидящих”»
Сергей Пивоваров. «У обелиска».
Хроника событий
Анна Наумова.
Мы помним победу.
Рассказ о мероприятиях, проведенных Курской областной организацией в рамках празднования Дня Победы.
Анатолий Гусев.
Ау! Работодатели.
Репортаж о втором Национальном чемпионате конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».
Евгений Евтушенко.
«Людей неинтересных в мире нет...»
Имена, которые мы помним
Виктор Розанов.
Он был непростым человеком.
Очерк к 80-летию со дня рождения Александра Лапшина.
Алексей Упшинский.
Рыцарь «говорящей» книги.
Часть вторая. Музыка, слово и образ.
Рассказ о презентации книги воспоминаний об Анатолии Вержбицком.
Вадим Егоров.
Друзья уходят.
Исполняет Татьяна Рубанская.
Актуальное интервью
Ирина Зарубина.
«Помогая друг другу, мы добьёмся большего». Трудоустройство инвалидов по зрению: статистика и перспективы.
Интервью с Константином Лапшиным.
Местные рассказывают
Галина и Александр Гусевы.
Внимания, терпения, доброты и уважения.
Репортаж о награждении победителей конкурса на звание лучшего групорга Санкт-Петербуржской региональной организации ВОС.
Анатолий Гусев.
Хижина, где смеются.
Рассказ о встрече в Красносельской местной организации ВОС с главой Представительства в Москве Тайбэйско-Московской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству Ван Цзянь Е.
Степан Щипачёв. «Шар земной».
Социальный проект
Цыцык Абидуева.
Тёплый приём в Сретенской местной.
Репортаж о выездном расширенном заседании правления и семинара председателей и секретарей местных организаций Забайкальской краевой организации ВОС.
Татьяна Федяева.
Как пахнут амбИкусы.
Репортаж о театральном проекте «Спектакли-невидимки» в Оренбурге.
Юрий Лунин.
Праздник джаза и любви.
Репортаж о благотворительном концерте государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега ЛУндстрема, прошедшем в КСРК ВОС.
Литературный клуб «Родник»
Марина Платонова и Алексей ПижОнков.
Праздник отточенного пера.
Рассказ о Восьмом всероссийском турнире самодеятельных поэтов ВОС «Поэтическое ристалище».
Анатолий Гусев.
Стихопад Владимира БухтиЯрова.
Интервью с главным редактором журнала «Наша жизнь»
Творческий подход
Светлана ОнуфриЕнко и Степан Кузнецов.
Голосуй за любовь.
Рассказ о ежегодном конкурсе эстрадной песни в Красноярской краевой организации ВОС.
Дмитрий Гузь.
«Яблоневый вечер» в КСРК ВОС.
Репортаж о выступлении калужского хора русской песни.
Реабилитация и мы.
Мария Попова.
Важно участие.
Репортаж о прошедшем в Костроме бизнес-марафоне «12 стульев».
Юрий Лунин.
КИСЍ шагает по Москве
Репортаж об играх КИСИ среди команд местных организаций МГО ВОС.
Библиосфера
Марина Платонова и Алексей ПижОнков. «Библиотека Татарстана приглашает друзей». Рассказ о восьмидесятилетии специальной библиотеки для слепых и слабовидящих республики Татарстан. Вторая часть.
Молодежь и всё, всё, всё
Анна Наумова.
Время, вперёд.
Рассказ о третьем открытом слёте молодёжных лидеров среди инвалидов по зрению.
Олеся Гавриленко.
На берегу великой реки.
Рассказ о межрегиональном молодёжном культурно-историческом форуме «История и культура народов Поволжья».
Иван Бунин.
Бушует полая вода...
Мир на ладони
Дмитрий Балыкин.
Подводим итоги.
Информация о мероприятиях, проведенных
фондом слепоглухих «Со-единение» во втором полугодии 2017-го года
Камертон
Ирина Алиева.
Евгений БУшнев: рука об руку с музыкой.
Интервью-портрет с председателем ЯлутОровской местной организации Тюменской РО ВОС.
Юридический навигатор
Дмитрий Балыкин.
Что должен знать каждый об обязательном медицинском страховании.
Евгений Евтушенко.
«Старый друг».
Зарубежная панорама
Галина Гусева и Александр Гусев.
МАрек ЯкубОвский: «Приезжайте к нам в Польшу».
Интервью с директором студии тифлографики из ПОзнани.
Мобильный калейдоскоп
Светлана Боткина.
Мир сенсорных устройств: начнём с азов.
Елена ВербОвская и Юрий ЧескИдов.
«Праздник».
Волшебное шеститочие
Анна Наумова. Система Брайля – ключ к независимости.
Рассказ о конкурсе брайлистов в Курской библиотеке для слепых имени Василия Семёновича Алёхина.
Знай наших
Юрий Лунин.
Новое знакомство со старым другом.
Портретное интервью с заместителем главного редактора журнала «Диалог» Алексеем Упшинским.
Кулинямка
Евгения Сосновская и Елена Шарыпова.
Вот и лето за окошком. Приглашаем на окрошку!
Спорт без границ
Агат БожкО.
«Двадцать семь медалей и один кубок».
Интервью с председателем Ярославской областной организации ВОС Александром Осиповым.
«Говорящие» книги, начитанные и оцифрованные на ИПТК «Логосвос».
Финал
Знай наших
Новое знакомство со старым другом
Юрий Лунин
Есть люди, для которых Алексей Упшинский, заместитель главного редактора журнала «Диалог», просто Лёха. Я один из них. Мы близко дружим уже лет восемь, не меньше. Оба закончили литературный институт имени Горького. Он крестный моей дочери, я крестный его сына. И вот я получаю от главного редактора весьма необычное задание, взять у Алексея портретное интервью для рубрики «Знай наших». В один из апрельских дней Лёха приехал ко мне домой с печеньем и пастилой. Вроде как приехал в гости, поболтать о том, о сем. С той лишь особенностью, что между нами стоял диктофон. И оба мы знали, что наш дружеский разговор услышит аудитория журнала, в котором мы работаем.
- Лёха, я знаю тебя давно, мы с тобой давно дружим и поэтому задача, которая передо мной стоит достаточно сложная. Я должен создать твой портрет перед читателями журнала «Диалог» и в тоже время должен сделать это так, чтобы наш разговор не выглядел искусственно. Чтобы я не задавал те вопросы, ответ на которые я уже получал от тебя когда-то в наших, так сказать личных разговорах. Поэтому я постараюсь быть где-то неожиданным. Если ты представляешь свою жизнь как какой-то единый целый путь, ты стадия на которой ты находишься сейчас, ты можешь охарактеризовать её?
– Некое запоздалое начало зрелости, протянувшееся может быть, чуть больше, чем обычно положено по каким-то общепринятым календарным сроками юности, кстати, не так давно закончилось, где-то еще во многом держит. То есть, по идее это должна была быть та самая середина жизненного пути такая дантевская. Поскольку недавно мне исполнилось тридцать три года, обязывающий возраст. Бывают такие интервью, где в каком бы возрасте человек не находился он чувствовал себя полным сил и все только начинается. Да, то есть, во-первых, я не чувствую себя на восемнадцать, во вторых я не чувствую что все только начинается, потому что уже много всего, в общем-то, в прошлом. Ну, а какой-то интерес к происходящему есть. Есть еще ощущение какой-то новизны такой, неброской. С некоторой оглядкой, неторопливостью, не восторженностью, без скакания по утренней лужайке.
– У тебя родился сын. Вообще огромное событие в твоей жизни, расскажи про своего сына.
– Сын родился 16 марта 2014 года. То есть совсем недавно ему исполнилось три. Тоже такой серьезный рубежный возраст. Причем куда более рубежный, чем тридцать три. Там действительно сдвиги ежедневно. Зовут его Степан. Ну, наверное, не совру, если скажу что мы действительно с супругой долго к этому шли, долгое ожидание было уже такое тоже спокойное, без каких-то метаний особенных. А, с другой стороны, некоторая повышенная осознанность присутствовала, но в целом, конечно, стать отцом - такой опыт, который, я не знаю, что его может заменить. Сама жизнь дает тебе возможность путешествия такого дополнительного к твоему личному путешествию, в котором очень много интересных вещей открывается. Которые, я думаю, вне этого опыта быть отцом могут не открыться вообще.
– В журнале нашем ты работаешь уже давно. Ты выполняешь эту работу добросовестно. Находишься, так сказать, близко к рулю журнала. А, вообще, журнал в твоей жизни, это что такое?
– Ну, наверно сначала это был все-таки просто источник заработка и какое-то небезынтересное место, все, что с ним связано достаточно нетривиально. И постепенно все-таки Диалог превратился в какую-то немалую часть жизни.
– Лёх, вот ты человек, который, когда мы с тобой садимся на электричку и смотрим расписание, на расстоянии пяти метров видишь вот эти циферки, во сколько она пойдет, притом, что я тоже вижу не плохо, но разглядеть этого не могу. При твоем орлином зрении общение с незрячем людьми, к которому ты уже привык, работая в журнале, что-то оно для тебя открыло новое? Ты постоянно в этом находишься, в мире незрячих людей. Сам зрячий.
– Ест какая-то специфика, и я к ней не сразу привык. Вначале мне было довольно странно. Но, все-таки определяющим является то, что я редактор, я делаю какие-то материалы там, записываю интервью. Как-то само собой по ходу работы я каким-то вещам научился. Собственно, тому же сопровождению. Ну, в общем, все то, что касается общего контакта, общей работы.
– Лёх, твоя жизнь менялась биографически и топографически. Жил в одном городе, потом жил в другом.
– Родился я в Щелково. Поскольку отец у меня военнослужащий, ну, сейчас уже на пенсии. Бортинженер на военном самолете. Это Чкаловский аэродром, вот вокруг этого чкаловского аэродрома, вокруг Щелково, станции Бахчиванджи, по сути, это просто окраина Щелково. А название платформы в честь погибшего летчика испытателя.
С другой стороны, по маминой линии, целая плеяда родственников в Латвии, в Риге жили. Поэтому значительная часть детства проходила там. Совсем другая атмосфера, хотя это тоже район Даугавгрива, чуть ли не с петровских времен там была крепость, потом там была база подводных лодок советская. Не совсем военный городок, но с признаками военного городка. Там был такой матросский клуб, вся эта морская тематика, портовая тематика.
- Море для тебя много значит, наверно, в связи с этим?
– Да. В Подмосковье как-то морского ветра не хватает, и вообще, вот этого горизонта морского. То есть там было минут десять от бабушкиного дома и, собственно, вот это море. Причем не конфетно-туристический облагороженный пляж, а настоящие песчаные дюны с осокой, волнорез из огромных плит, валунов чуть ли не на километр в море уходящий, маяк. Все по-настоящему. С дедушкой мы ходили там, на судоразделочную верфь. Ну, вообще в сам порт. Потому что сам дедушка был морским офицером. Там мне позволялось и по иным кораблям полазить сверху донизу. Ни с чем несравнимый этот запах порта, железо с облупившейся краской под ладонью.
– Потом юношеский возраст ты проводишь в Бахчиванджи. Ты там находишь очень таких, важных друзей. Ты написал об этом очень хорошую повесть, которая мне нравится, «Гараж для ветра», в которой ты рассказал об этом периоде.
– По большому счету, все это и сейчас со мной, то есть, конечно, я не могу, пожалуй, и не хочу как в двадцать лет, выйти в магазин за картошкой по маминой просьбе и исчезнуть дня на три. Тем не менее, был какой-то смыслообразующий, системообразующий период. Замечательные друзья, замечательная компания, нащупали друг друга в туманном таком, полусознательном состоянии. И причем это было еще до возникновения каких-то там соцсетей, еще чего-то.
- Наверно вот эта совокупность прибалтийской массы эмоций, впечатлений, может быть потом, вот эта вот компания понимающих, классных людей. Это сочетание, может быть, создало в тебе поэтический заряд, ты поэт, и ты пишешь стихи. Ты проснулся поэтом, сделался или в детстве рифмовал что-то?
– Почему-то замечено было, что сказать о себе - я художник или там, я музыкант, я актер, я писатель. Это просто обозначение какого-то ремесла. А сказать о себе - я поэт, заметил где-то Довлатов, это все равно, что сказать - я хороший человек.
– Ну, нужно же как-то говорить, поэтому балтийский ветер в пятиэтажных задворках Бахчиванджи для меня продолжал дуть всегда. В том смысле, что действительно какое-то соединение.
– Как в тебе все-таки вот это сформировалось?
– Да бог его знает. Сказать, что я мечтал быть пишущим человеком, да нет, наверно. Хотя конечно, делались какие-то движения в эту сторону. Поскольку и родители и бабушки с дедушками много со мной занимались, много уделяли мне времени, внимания. Я любил читать. Достаточно рано научился читать. Увлекался разными увлечениями. А обычное детское, оно как-то не разделялось там. Попробовал написать какой-то стишок, то же самое, что из конструктора собрать какой-нибудь кран.
– Мне почему-то видится, что ты ходил по берегу моря и как-то слова соединились в какие-то определенные строчки или все было по-другому?
– Ходил по берегу моря и высматривал загорающих девушек в открытых купальниках, особенно, если без оных. Хотя помню, несколько текстов я действительно написал в Риге. Почему-то я, когда окончил школу и не поступил, мне было шестнадцать лет, то есть год свободный без угрозы несения почетной обязанности службы в армии у меня образовался. И образовалась куча свободного времени, и видимо это совпало с возрастом. С другой стороны это совпало с тем, что большинство моих одноклассников поступили в институт, и как минимум полдня я был без них. И я как бы ходил между кухней там, диваном и подъездом.
Абсолютно такие вот записки из подполья. То есть уже не школьные годы, не студент. Родители пытались работу какую-то временную найти, но не согласился с ними. Как-то внезапно я себя обнаружил человеком, пишущим стихи. И вот это повлекло за собой внутренние изменения. То есть, я и читать стал больше. В районной библиотеке всех поэтов перетаскал.
- Путь поэта для меня условно разделяется на две дорожки таких. То есть первая категория поэтов это какие-то люди зачастую не очень даже и умные, но которых как будто молния ударила, они вот пишут свой текстовый канон, проживают свою жизнь кое-как, страшно, как правило. А вторая категория - совершенно другое. Эти люди также достойны этого звания, но это люди, которые как-то стараются дельно распорядиться своей жизнью, не хотят умереть в двадцать семь лет, погружаются в эту жизнь, входят в нее. И при этом и те и другие - это поэты.
– Ну, грубо говоря, первый это вариант условно Бориса Рыжего, второй вариант Тютчев.
– Мне кажется, что эта философия чего-то быстро сгорающего не твоя. Ты как сам считаешь?
– В юности все-таки я наверно все-таки без раздумий ответил, что первый вариант это мой. Хрестоматийное такое, романтическое мировидение. Романтизм как явление, литературы, культуры, в этом смысле. Я и мир, художник и общество, поэт и обыватель. Это было для меня совершенно всерьез - простите меня, что так плохо себя веду, но я все равно скоро уйду, оставив просто след кометы, а вы будете жить долго, счастливо. А то ли я и тогда больше прикидывался, играл. Так, как только в юности можно. Одновременно как бы и понимать, что это игра, и в то же время быть искренним в этой игре.
– Лёх, Христос воскрес!
– Воистину воскрес!
– Может быть, когда-нибудь в рубрике «Знай наших» ты поговоришь со мной об этом, мне на год меньше чем тебе, полжизни я хожу в храм, ты несколько позже пришел в храм, ну ты в нем сейчас. Ты, твоя жена, твой ребенок и об этом нельзя не поговорить, потому что это новое осмысление собственной жизни. Как это произошло и как ты сейчас это видишь?
– Ну, шел я разными сложными, интересными путями. Семья далеко не церковная, и в юности тогда возникает или не возникает какой-то интерес, где-то и жажда понять что, как и откуда и зачем. Я был совершенно свободен в этом своем поиске, своих выборах. Кем я только не был в этих поисках и в этих выборах. Так или иначе, двадцать семь-двадцать восемь лет. Довольно кризисный такой возраст. Наверно, Бог привел меня. То есть, можно сказать, что как бы так, какая-то жажда, а вот вопрос - откуда эта жажда взялась? До этого я так жил, что центр мира был во мне. И центр мира сейчас, если уж быть откровенным, так и остается, но есть как бы ощущение того, что это не совсем правильно. Есть настоящий центр. То есть, не я сам себя воспроизвел, сотворил, помыслил и завертел вокруг себя мир. Все, к счастью, не так и от этого как-то легче жить даже.
– А для меня одно из самых важных достоинств твоих стихов, это твое умение передать эфемерность нашей жизни. Высшая реальность, которой прослеживается за декорациями, пожалуй, такой твой подчерк. Я тебя, ты помнишь, просил, чтобы ты принес с собой несколько своих стихотворений, и оно будет хорошо, если ты их прочтешь. Если можно, предваряй прочтение датой написания.
– Первое, которое я сейчас прочту, оно из недавних. Месяца два назад написано.
на море шторм в начале дня
но город спит - ему нет дела
что я обязан был понять
из песен, что сирена пела?
не так уж труден этот слог
другое дело - непривычен
в тинктуре пройденных дорог
оставлен хоровод обличий
так гимнов гордых торжество
сменяет горизонт элегий
и Эвридика шепчет "стой"
но я не обернусь вовеки
где ныне остров твой, Сафо?
анклав беспечной Атлантиды
доджливый век наш - только фон
последних чертежей Эвклида
спи, Лобачевский, спи, Эвклид
фон заполняет все пространство
полынь средь сада Гесперид
и жажда слишком дальних странствий
в порту свой кофе пьет Фаон
ждут корабли восточный ветер
и голоса прибрежных крон
толкуют сны о долгом лете
я твой двойник, ты мой двойник
какая разница, покуда
обетование войны
здесь заменяет жажду чуда
несбыточна, но так светла
печаль словарных зазеркалий
что третий Рим, что первый бал
когда ты просто бурь искала
ты перепрыгнешь турникет
и следом полонез сыграет
есть родина, которой нет
а жизнь ведь только повторяет
да, жизнь пускает пыль в глаза
решает что кому здесь нужно
а ты не знаешь, что сказать
и мне даешь второй наушник
в ладонях соль и серебро
как больно и легко расстаться
с последней сотней на метро
прикосновенье твоих пальцев
о, сколько раз я говорил
с тобой - а после просыпался
смотреть как гаснут фонари
и распухают государства
вся горечь мира, вся тщета
в таких внезапных пробужденьях
минуты до утра считать
и жить по своему хотенью
все так - чем ближе я к тебе
тем одиночество пустынней
звезда, что светит нам теперь
империю назад остыла
весна, Эллада, турникет
мерцают ветреною пылью
конечен мир, но тот же свет
в тех поцелуях, что не сбылись
мы снова встретимся с тобой
в стране где оживает мрамор
и тот потерянный обол
верну я после переправы
Теперь стихотворение, которое я написал в 2004 году, весной. То есть мне было двадцать лет и это концентрат такого двадцатилетия.
Дорога скальпелем бесцельным
Вспорола вены января.
Надежды нет на исцеленье.
Последний взгляд - и нет меня.
В развязной похоти метафор
В стократ честнее промолчать,
Но яд в вине старинных амфор -
И в этом правда и печаль.
Тяжёлое сырое небо
Мелькнёт осколком витражей.
И пары слов хватило мне бы
За сквозняками миражей.
Церквушка хилая косится
На сброд юродивых веков,
И чёрный крест слепою птицей
Лишь бьётся в стены городов.
Окно уютной ностальгии
В решётке беспощадных слов:
«И зеркало утонет в тине,
Не отразив грядущих снов».
А впрочем, что за дело миру -
К чему ты шёл, зачем и как?
Ведь палачи всегда наивны,
Пока есть право колпака.
Мне исповедь дубовой плахе
И времени-косы размах
Дороже траурного страха
И школы танцев на граблях.
В стране глухих любой бездарен
Певец, оратор иль поэт,
Но каждой твари впору впарить
Билет со скидкой на тот свет.
Эй, контролёры! Ваше слово!
Я безбилетник, я чужой!
Но вышли контролёры снова,
И дальше путь по кольцевой…
Но глухо рельсы оборвутся -
И вот один стоишь во тьме.
Ни стен, ни окон, ни безумцев,
Торчащих целый день в окне.
На ветер эти сны и письма –
Их в жизни не было и нет.
Как взгляд, как истина, как выстрел –
Твой вопросительный ответ.
В прошлом или позапрошлом году написанное. Это как раз отчасти к детству, к Риге.
Колокольчик
Перед школой я все лето гостил
у дедушки с бабушкой
я спал в одной комнате дедушка в другой
наши диваны стояли по углам
нас разделяла стена
дедушка просверлил эту стену насквозь
и провел в отверстие леску
к леске с моей стороны
он привязал колокольчик
и закрепил в изголовье
дедушка всегда вставал рано
дергал за леску колокольчик звенел
я просыпался весело вскакивал и мы
вместе делали утреннюю зарядку
умывались пили чай с бутербродом и шли
на речку на море в город
и вот теперь дедушка спит
и я везде хожу без него
ничего не могу с этим сделать
то ли не найду сверло нужной длины
то ли отверстие забилось цементной крошкой и пылью
а может обрывается леска
или она развязалась и колокольчик упал
я не знаю но что-то в этом не так
и дедушка спит
и бабушка тоже спит
а я продолжаю дергать за леску
может быть за стеной
зазвенит колокольчик.
Был период повышенной русскости. Тоже в юности, такой повышенный интерес к истории. Лет в восемнадцать, восемнадцать-девятнадцать.
Поутру на Руси вороньё,
И свинцовые тучи в небе,
По оврагам сухое быльё,
Да нелёгкие думы о хлебе.
Колоколенки бедный убор,
И в стыдливых осенних рощах
Обернулся каликою вор -
Листопада цветастый росчерк.
Хорошо посидеть в тишине
На краю безмолвного поля,
Но нестись вдоль межи на коне
Всё же сердцу степному привольней.
Ветер свищет разбоем лихим,
Окрыляет грудь диким бегом.
А в глазах реют странные сны -
Времена половецких набегов.
Ну и по контрасту такому следом, читаю стихотворение, которое называется «Рига». По-моему, написано в 2007, с женой Викой, вдвоем мы там были осенью.
В древнем городе, где черный кот на шпиле
Ночью дом старинный сторожит…
Шведы, немцы, русские здесь были.
Все ушли. А кот еще сидит.
Гордые и стройные соборы,
Бастион, где так прекрасен вид,
Каменные стены и заборы –
Всё он видит. И про все молчит.
Я пройду, внимательно-спокоен,
Мимо башни, что Пороховой зовут,
Мимо православной колокольни
Улицей, где двое не пройдут.
Я пройду, где голоса девичьи
На латыни царственной поют,
Голоса летят, как стаи птичьи,
Оставляя свой земной приют.
Где органа, золотой и светлый,
Звук взмывает в голубую высь –
Звук, где грохот волн и ярость ветра
С тишиной божественной слились.
Я пройду по берегу залива
И увижу в дымке паруса,
Мостовых булыжник, листья ивы,
Где вода, как женская слеза.
И по лестнице с ступенями крутыми,
Что скрипят устало под ногой,
Поднимусь я – и тотчас застыну –
Оттого, что встретился с тобой.
В краткий миг скрещенья наших взглядов
Я вдруг вспомню всё и всё пойму.
И иной награды мне не надо –
Только верность слову своему.
Первая звезда в окне сверкнула.
И укрыв тряпицею витраж,
Свет гася и составляя стулья,
Проводил меня до двери страж.
А за дверью – тот же мокрый ветер,
Кот на шпиле – в общем, как всегда.
Я, как прежде, буду петь до смерти –
Но о самом главном – никогда.
И теперь я, как никто на свете,
Понимаю старого кота.
Потому что та, кого я встретил,
Положила палец на уста.
Вот это стихотворение как раз написано в такой кризисный период двадцать семь-двадцать восемь лет. Не скажу, что здесь оно особенно так отображено, то есть там были какие-то совершенно отчаянные вещи, которые как-то мне не захотелось собрать.
Запах сырой известки
Несколько слов на ходу
То, что казалось так просто
В утреннем сонном бреду
Годы упущенных жизней
Где-то грибные дожди
Песня о прошлой отчизне
Добрый совет - просто жди
Дни календарная сетка
Ровный свет небытия
Я угодил в эту клетку
Или она и есть я
Видеть, как свет проникает
Все от начала начал
Герда, вернувшая Кая,
Знает, о чем он молчал
Я обнаружил, что почти нет того, что принято называть любовной лирикой. Ну, вот это наверно оно.
листья падают
в конце июля
в разгаре лета
желтые сухие листья
шуршат на асфальте утром
я вижу влюбленных в маршрутке
влюбленные так прекрасны
с годами я становлюсь сентиментальным
может быть потому
я помню о том
что ты пахнешь
морской водой и ранней осенью
что я целовал тебя в губы
и все это кажется странным
как будто в детском сне
зашел в свой дом
тебе открыли другие люди
но они оказались ближе
ты там и остался
в паспортном столе не заметили разницы
но ты взял и остался
влюбленный и помнящий что-то
неподвластное регистрации
Этот разговор с моим другом запомнился мне как один из самых необычных за всю историю нашего знакомства. И в необычности этой было что-то очень хорошее, светлое. Я подумал, что всем нам не мешало бы иногда беседовать с нашими родными и близкими так, будто бы мы берем у них интервью. С пристальным вниманием к их жизни, с намерением больше слушать, нежели говорить и с большим благоговением перед тем чудом, которое являет собой каждый человек. Тем более если этот человек поэт.
Социальный проект
Как пахнут амби́кусы
Татьяна Федяева
В четвёртом номере за 2016 год прозвучал материал Анатолия Гусева «Два яблока от Лены Бессольцевой» о театральном проекте «Спектакли-невидимки». В продолжение темы предлагаем вашему вниманию репортаж оренбургского корреспондента Татьяны Федяевой «Как пахнут амби́кусы».
Отрывок из спектакля:
-Осторожно! Ты же помял все амбикусы!
- Что? Какие амби? Какие куксы? Где я?
Вот и я задавала себе вопрос: Где же оказалась? Шла я в обычную школу-интернат №2 для слепых и слабовидящих детей города Оренбурга на мастер-класс с заезжими московскими актёрами, а попала на настоящую репетицию спектакля с профессионалами высочайшего уровня, с людьми, страстно увлечёнными своим делом, которые неистощимой энергией, эмоциональным накалом, позитивным зарядом погружают всех окружающих в безграничный мир творчества, в особый мир театра.
Слово продюсеру проекта Ксении Дмитриевой.
- Проект существует уже около четырех лет и он прошел разные стадии. Изначально мы делали спектакли для незрячих. Начали с одного спектакля, детского «Вольки». Несколько лет назад он был уже в этой школе, и дети смотрели этот спектакль. Потом мы поняли что, нужно ставить на более широкую аудиторию и сами спектакли создаются таким образом, чтобы любой человек мог чувствовать себя в равных условиях. То есть, здесь нет визуального ряда вообще никакого, здесь есть звуки, киноэстетика, запахи различные. Параллельно деятельности постановки спектаклей, мы в прошлом году открыли театральную мастерскую. Для детей с проблемным зрением в Москве. Изначально мы просто привозили спектакли, делали какие-то небольшие мастер-классы с детьми, а потом поняли, что этого не достаточно и мы можем дать полноценным что-то. А давать просто так не интересно. Мы хотели, чтобы человек не просто позанимался, а выдал какой-то результат. Мы надеемся, что мы впоследствии сможем делать так чтобы уже более взрослые люди незрячие смогли работать наравне, получать также деньги, ездить на гастроли и получать эмоции, которые получают обычные актеры от своей работы. Также у нас есть литературный конкурс «Фантазии» называется, мы его проводим второй год. В этом году у нас были очень узкие темы, одна из них называлась «Человек луны». Мы придумали эту тему с Екатериной Круцей, которая работает с детьми. И думали о том, что хорошо бы они писали не о том, что на луне там кто-то ходит, а какая-то была метафора. И нами был выбран текст «Человек луны», написанный слабовидящей девочкой из Саратова, Алиной Барсуковой. И здесь в Оренбурге мы уже соединили всю нашу деятельность вместе, потому что мы взяли детей, да это такой наверно экстрим небольшой, потому что за короткое время нужно с ними поставить вот этот маленький спектакль. Завтра мы его покажем в Драмтеатре. Я считаю, что это полноценное произведение.
Актёрское мастерство – визуальное, но спектакль-невидимка – это необычная пьеса, образы которой оживают в воображении при помощи, созданной актёрами необыкновенной атмосферы, уводящей зрителя в ощутимую, осязаемую ткань сказки, фантазии. И главное в работе со слепыми и слабовидящими не показать, а доходчиво и понятно объяснить. Владение речью должно быть просто виртуозным. И таким виртуозом слова на репетиции стал актёр театра и кино Ярослав Жалнин. Он легко установил контакт с детьми разных возрастов, прошедших специальный кастинг для участия в спектакле, в дружелюбной манере смог построить разминку так, что дети, раскрепощаясь, раскрывают свои таланты и с головой уходят в работу, постигая тайны актёрского мастерства.
- Меня зовут Кристина.
- А что ты делаешь в воскресенье в школе?
- Мы репетируем спектакль «Невидимка». Первый раз работаю в таком спектакле и это мне очень интересно, я хочу продолжать.
- Меня зовут Маша Федяева. Мы здесь учимся создавать атмосферу, разные звуки, тренируем дикцию.
- Какая атмосфера царит на репетиции?
- Атмосфера репетиции тяжелая. Постоянно что-то не получается, итог будет понятен завтра. Мы сделаем спектакль в драмтеатре. И я думаю, все будет хорошо.
А начинающий актёр Никита посвятил нас в тайны создания лунной атмосферы.
- Я вот использую для этого бит-бокс. Это как бы человек в скафандре и он там дышит, вот на этот звук похож. Еще там ветер.
Ярослав Жалнин замечает все успехи и промахи юных актёров, подбадривает, делает замечания, успевая обратиться к каждому. Образные доступные объяснения помогают детям следить за чистотой звука, за мягкостью произношения, плавностью переходов между звуками, за эмоциональной составляющей коллектива, которая должна соответствовать общему фону, настрою.
- Я с ними провожу некоторые упражнения, которые могут в общих красках рассказать, что такое профессия актера и какие навыки необходимы для того, чтобы выходить на сцену, вообще что-то делать. Я беру из каждого блока упражнение и касательно разминки организма, касательно артикуляционной гимнастики, касательно каких-то речевых упражнений. Беру самые такие ценные, интересные с точки зрения детей, да, и показываю что вот, с помощью таких упражнений мы достигаем навыков, которые используем на сцене, без которых холодному телу, организму, не размятому плечевому аппарату делать нечего. Это первая часть. А вторая часть у меня в основном направлена на фантазию и на воображение именно детское. Что б они могли раскрыть свои такие потаенные возможности, таланты, которые очень часто детей как бы спасают во многом. Представьте, что вы животное, или подарите несуществующий подарок. Дети могут представлять привычные нам вещи совершенно в других красках.
Репетиция с детьми – тяжёлая работа, но и не с такими трудностями сталкивалась режиссёр Екатерина Негруца. Она принимает вызов, который ставит сама себе, и целенаправленно идёт к поставленной цели: созданию спектакля-невидимки с неподготовленными актёрами, в роли которых дети. Есть замысел, есть сценарий. Все на репетицию! И это не рутина, не строго и чётко спланированное действо, а творческий процесс, скорее импровизация, полёт фантазии в рамках основной идеи.
По ходу репетиции осуществляются поиски звуковых акцентов, сочиняются музыкальные темы, исполняются фразы на музыкальных инструментах – ксилофоне, треугольнике, колокольчиках, ханге (это барабанный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер, больше похожий на летающую тарелку, разработанный в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер из швейцарского города Берн) или голосом, с помощью которого можно изобразить и космическую пустоту, и лунные просторы, и ветер, и капли воды. Строго, но на равных, с юмором, но серьёзно происходит общение режиссёра с детьми, и постепенно совершается чудо: незаметно, исподволь рождается замечательный спектакль. Скоро в театр, скоро на большую сцену.
Неблагодарное занятие - рассказывать о спектакле-невидимке. Его нужно прочувствовать, пережить, ощутить. Там, в зале, вдруг на какой-то момент перестаёшь понимать, где настоящая реальность, а где выдуманный мир, вдруг оказываешься рядом с Человеком Луны и начинаешь чувствовать, как пахнут амбикусы.
Спектакль.
-Как тебя зовут?
- У нас нет имен.
- Тогда я буду звать тебя Человеком Луны!
- А я и есть Человек Луны.
- Ну почему же ты пришел ко мне?
- Просто я почувствовал, что я нужен тебе, а ты нужен мне.
- Я смотрел на него и понимал, что он прав. В этот момент, когда я оказался один в этой серой, безлюдной пустыне, когда мне так одиноко и страшно, этот мальчик с волшебными глазами, был моей единственной связью с миром. Я чувствовал в его хрупком, маленьком теле необъяснимую силу и уверенность. Хотя он был совсем один. Такой маленький, на этой большой, пустынной луне.
Я пришел в школу, но никак не мог настроиться на уроки. Оставалось еще немного времени, и я решил посидеть в коридоре. Коридор был длинным, поэтому я как на ладони мог наблюдать за школьной жизнью его обитателей. Вот первоклассники стоят у столовой, где один из них хвастается какой-то новой игрушкой.
- Вон смотрите какая!
- Вау!
- А вот девчонки старшеклассницы болтают о чем-то. В школьной перемене не было ничего необычного. Если бы я вдруг не увидел его. Он шел спиной ко мне, тоненький, невысокий мальчик, с аккуратной стрижкой. Он шел вдоль стены коридора, а правая рука была впереди. И тут я вспомнил! Человек Луны бережно гладит свои амбикусы. В восторге, я бросился бежать к нему, ожидая вновь увидеть его лицо. А когда догнал, встал перед ним. Почему-то считая, что он непременно узнает меня. Он остановился и замер. Я посмотрел ему в глаза. И хотя они были за темными очками, я как будто видел тот самый волшебный взгляд, в котором спрятана целая вселенная. У меня не было никаких сомнений. Это был точно он.
Но вот волшебный эксперимент закончился. Удался ли он?
Слово режиссёру спектакля Екатерине Негруце.
- Сейчас можно сказать, что эксперимент удался. Хотя в тот момент, когда мы начинали, мы, конечно, не сомневались, но как это пройдет было совершенно непонятно. Было очень интересно, потому что в первый день, мы еще не понимали совершенно, каким будет момент, когда дети сядут за оборудование, когда мы с ними пробуем музыкальные инструменты, получится или нет, как распределится вся звуковая партитура. То есть, единственное, что мы понимали, мы понимали, кто будет играть главных героев. Но на удивление то, за что мы наверно больше всего боялись, а именно за вот эту звуковую инструментальную часть, прошло так чисто, на профессиональном уровне, что даже я бы сказала, что мы наверно отработали более взволновано на премьере чем ребята. Потому что с их стороны все прошло безукоризненно.
Самое, наверно, главное ощущение, что это очень живой процесс. Мы понимали, когда закончили, что если бы изменилась хотя бы одна составляющая, спектакль получился бы совершенно другим. И это крайне интересно. Интересна его сиюминутность и одноразовость. Пускай может это слово не очень благозвучно в театральных рамках звучит, но если говорить о том, хотим ли мы играть его дальше, то я скажу так, если его играть дальше, то это совершенно другой спектакль. Тот спектакль, который у нас родился, он родился именно исходя из тех условий, которые мы имели. Из того срока, который у нас был, из того как шли репетиции, из того как работали участники спектакля.
Спектакль, который будет иметь продолжение, это будет уже совершенно другой «Человек Луны». Поэтому в этом проекте важна сиюминутность и импровизация. Это учебный процесс. Мы недаром называем это лабораторией или мастерской. Очень приятно, что это произошло именно в нашем любимом Оренбурге и в нашей любимой школе интернате номер два. И мы бы очень хотели, чтобы это продолжилось, но все зависит сами понимаете от чего, все знают, во что упираются все творческие вопросы. Если у нас появится финансирование, мы с удовольствием прокатили бы эту мастерскую по тем же тридцати пяти городам, в которых мы уже побывали, например с невидимками. Потому что это очень продуктивно и вдохновляюще действует на всех кому интересно творчество.
Своими впечатлениями делится завуч школы-интерната Зорина Татьяна Анатольевна.
- Нашему вниманию был представлен высококлассный продукт. Мы стали свидетелями вот такой уникальной возможности, участия в этом эксперименте. Ребята подарили нам бешеную энергетику, которая от самого первого мгновения до последнего держала нас вот в таком великолепии, скажем так. Я просто в восторге.
- Теперь оцените работу и актеров и детей и их взаимодействия как педагог.
- Здесь с нескольких сторон можно оценку провести. С одной стороны как педагоги проводят не просто репетиции, а осуществляют мастер-класс. То есть в процессе общения с ними ребята получают навыки актерского мастерства, которые возможно пригодится им в будущей жизни. То есть как некая профилизация. И второе, что тоже, на мой взгляд, немаловажно, межличностные взаимодействия, которое невольно устанавливается, оно обогащает, оно расширяет круг знаний ребят, круг общения. Актеры сами очень позитивные с богатым внутренним миром, поэтому естественно я только вот слова благодарности могу им высказать. И очень рада, что это взаимодействие установлено с нашими ребятами. Это большой положительный опыт.
О сотрудничестве с проектом говорит директор школы-интерната Мерзлякова Ольга Ибрагимовна.
- Эта удивительная встреча произошла несколько лет назад в апреле 2014 года. По инициативе фонда Алишера Усманова Искусство, наука и спорт. К нам в учреждение приехала деятельная молодежь, несколько актеров, причем вначале ребята просто узнав чисто по лицам известных актеров из каких-то молодежных сериалов, ждали обычный спектакль, который они привыкли видеть. И вдруг узнали, это был спектакль, который назывался «Вольке». Это была интересная история, незнакомая. Захотелось ребятам рассказать о школе, познакомить наших гостей просто с городом Оренбургом. А мы тогда посетили много мест, а поскольку это был апрель, оказались неслучайно, наверное, в музее-квартире Гагариных. По странному стечению обстоятельств в этом же здании когда-то находилось учреждение, в котором учились также дети с проблемами зрения. И вот так постепенно началась наша дружба. И в трудные моменты мы пытались поддержать этот молодой коллектив, когда узнали, что у них случился финансовые проблемы. Мы пытались организовать у себя в учреждении сбор средств, для того чтобы состоялся еще один спектакль, который смогут посмотреть потом другие люди, дети наравне с нашими детьми.
В этот раз встреча снова состоялась по инициативе фонда Алишера Усманова. Параллельно выступали инициаторами данного мероприятия еще и Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области. До последнего мы не могли понять, что это будет за проект. Одно дело, когда артисты, другое дело - наши ребята. Причем было четко поставлено возрастное ограничение для наших ребят. Очень быстро провели у себя своеобразный кастинг. Дали ребятам прочитать текст, отсняли несколько дублей наших роликов, отправили на аудио-кастинг в Москву. И дальше уже просто на звонках, переписывались по электронной почте, уточняли нюансы что, где, когда. И даже до последнего не знали, когда же наша встреча состоится, сколько будет дней на репетицию. Екатерина как настоящий режиссер нашла подход к детям. Ребята занимались полный день, скажем так, четыре часа. Показали, что смогли показать, за короткие два дня репетиций.
- Итак, два дня репетиций и спектакль. Что вы можете рассказать о своих впечатлениях о спектакле?
- Первое, наверно, это то ощущение, когда я видела детей перед спектаклем, на мой взгляд, они действительно повзрослели. Ну и, конечно, бросилось в глаза, что ребята очень сильно волновались. Хотя даже не хотели это показывать. Конечно, если действовать по правилам жанра, надеваешь очки и не видишь детей, но в какой-то момент сорвала очки, потому что хотелось увидеть ощущения ребят, кто говорит какими голосами. Ребята сидели совершенно спокойно, то есть они были вовлечены в этот процесс. И сам по себе спектакль, он же короткий, но это действительно был какой-то особый мир. Действительно было ощущение, что мы где-то не на планете Земля.
Позади дебютное выступление юных актёров, аплодисменты, овации, впереди школьные будни. Но навсегда в сердце бесценный опыт, общение с замечательными людьми, ставшими близкими друзьями, и, кто знает, возможно, отправной точкой в большой и удивительный мир театра!
Волшебное шеститочие
Система Брайля – ключ к независимости
Анна Наумова
В этой новой для нашего журнала рубрике мы будем публиковать материалы об истории создания, развития и популяризации системы письма и чтения для слепых Луи Брайля. Особое внимание будет уделено её современному состоянию. Разработанная в первой половине 19 века, система не только не утратила своей актуальности, но и обрела новую жизнь в эпоху информационных технологий.
Рубрику открывает материал Анны Наумовой «Система Брайля – ключ к независимости».
Январь – это значимый месяц для всех людей с нарушением зрения. 4 января 1869 года родился французский педагог, человек, давший возможность незрячим людям всего мира читать и писать, Луи Брайль. В День студента 25 января 2017 года в Курской библиотеке для слепых имени Василия Семеновича Алехина прошел конкурс брайлистов.
О значимости шрифта брайля и конкурсе говорит директор библиотеки Ольга Владимировна Самойлова.
– Сегодня у нас проходил конкурс по Брайлю. Мы считаем, что умение читать и писать все-таки является ключом грамотности, ключом к успешному трудоустройству. Но, самое главное, я считаю, к независимости. Изучение системы Брайля дает возможность перейти к работе на компьютере с брайлевским дисплеем. Но, не зная Брайля, работать с брайлевским дисплеем на компьютере или, допустим, на брайлевском принтере, конечно, невозможно. Поэтому мы надеемся, что сегодняшний конкурс покажет значимость шрифта Брайля в жизни наших читателей, особенно молодежи, и в дальнейшем как-то подвигнет их к изучению брайлевского шрифта для тех, кто еще не знаком с этим. Библиотека планирует проводить кружок по изучению Брайля.
В конкурсе приняли участие 13 человек. Среди них и студенты Курского музыкального колледжа интерната слепых. Организаторами было предложено два задания: написать небольшой текст, четверостишие из известной новогодней песни «В лесу родилась елочка» и прочесть отрывок из произведения Евгения Носова «Красное вино победы». Все это конкурсанты выполняли на время. Можно было принимать участие только в одном из заданий. В промежутках между заданиями, когда жюри подводило итоги, звучали песни в исполнении самих участников конкурса Эдуарда Нехаева, Павла Кузнецова и Юлии Логиновой.
По итогам конкурса были показаны хорошие результаты. В письме разница между 1, 2 и 3 местами была не более 2 символов. С чтением дела обстояли чуть хуже, но тоже нашлось 4 человека, которых жюри отметило, подчеркнув художественность исполнения. Несмотря на споры о необходимости шрифта Брайля в жизни незрячих, конкурс показал, что никакие информационные технологии не заменят умения читать и писать, не помогут стать грамотным человеком.
А самым важным результатом этого мероприятия стала организация при Курской библиотеке слепых имени Василия Семеновича Алехина школы брайлистов «Волшебное шеститочие». Учениками стали как читатели библиотеки, так и сотрудники. Рассказывает сотрудница библиотеки Светлана Юрьевна Тюрина.
– Я уже три года работаю в этой библиотеке. И иногда встречаются книги, где нет содержания, очень сложно понять, что в той или иной книге, потому что они бывают в нескольких томах. Кроме этого я провожу уроки по толерантности с первыми классами обычных школ.
Сейчас еще стали производиться лекарства с брайлевскими надписями. До этого я не обращала внимания, а вот стала обращать. Чтобы лучше понять своих читателей. Ну, я надеюсь, что все в моей жизни будет хорошо, я буду видеть. Пока ты видишь – легче обучиться, чтобы донести детям. Как я могу что-то говорить, если я этого сама не знаю?
Также создана группа из учителей Курской школы «Ступени», где обучаются дети с ограничениями здоровья, в том числе и незрячие. Говорит учитель начальных классов Елена Вячеславовна Зубрилова.
– Работаю в классе, где незрячие дети.
– Зачем вы пришли в школу брайлистов при нашей библиотеке? Что вы здесь для себя хотите найти, узнать, понять?
– У нас мало информации о том, как работать с детьми, как их правильно учить. И поэтому мы стараемся черпать информацию из разных источников. И благодарны библиотеке за то, что нам предоставили такую возможность, и с большим удовольствием сюда ходим.
– И вы уже нашли что-то для себя полезное?
– Да, нашли, и очень много, и уже внедряем это в свою работу, применяем. И это в работе с нашими детьми очень нам помогает. В основном где-то московские, санкт-Петербургские университеты именитые приглашают на эти курсы. Но эти курсы стоят очень больших денег. А тут это все бесплатно, и рядом, и очень нам удобно.
На занятиях в нашей школе учащиеся не только осваивают чтение и письмо по системе Брайля, но и имеют возможность принимать участие в вебинарах, проходящих на образовательной площадке L-school. Рельефно-точечный шрифт необходим любому незрячему человеку, независимо от возраста. Для людей поздно потерявших зрение умение читать и писать по Брайлю – это возможность реабилитироваться, не потерять связь с миром, шанс получить новую профессию и продолжить полноценно жить. А, не научив наших детей читать и писать, мы не сможем вырастить грамотное поколение, имеющее гражданскую сознательность, умеющее выразить свое мнение, способное получить профессию, трудоустроиться, тем самым достичь в жизни независимости.
Социальный проект
Тёплый приём в Сретенской местной
Цыцык Абидуева
Далеко не каждая местная организация Всероссийского Общества Слепых имеет свой спортивно-адаптивный центр. Сретенская местная организация Забайкальской краевой организации ВОС в 2016 году на выигранный грант успешно реализовала проект по открытию такого центра. Это значимое событие послужило поводом для выездного расширенного заседания правления и семинара председателей и секретарей местных организаций Забайкальской краевой организации ВОС.
23 ноября 2016 года в Сретенской местной организации день выдался насыщенным как для принимающей стороны, так и для гостей. Гостей принимали председатель организации Старовойтова Наталья Петровна, секретарь Харина Лариса Ильинична, активисты Любовь Шурыгина, Анна Машукова, Марина Кутузова и Эльвира Прокопьева. А гостей в этот день было немало - глава администрации поселка Кокуй, где располагается сретенская местная организация ВОС Валерий Кириллович Макаров, начальники отделов молодежной политики и спорта, социальной защиты, культуры Нерчинского и сретенского районов, работники центра досуга поселка Кокуй, работники аппарата правления Забайкальской краевой организации ВОС, члены правления, председатели и секретари местных организаций.
Открывая семинар, председатель Забайкальской краевой организации ВОС Нина Валентиновна Фалилеева обозначила его цели.
– Мы впервые проводим такое мероприятие, на котором вы познакомитесь с работой местной организации со всех сторон. Ну, и так, как здесь был открыт реабилитационный центр, установлен впервые в Забайкальском крае стол для игры шоудаун, мы и решили сюда приехать.
Затем участников семинара приветствовали представители администрации Нерчинского, Сретенского районов и поселка Кокуй. А работники центра досуга и ансамбль «Рябинушка» подарили небольшой экскурс в историю Сретенского района и поселка Кокуй.
Сретенская местная организация может похвастаться не только спортивно-адаптивным центром, о котором речь пойдет позже. Здесь по программе «Доступная среда» организовано два рабочих места для слабовидящих и незрячих пользователей компьютера. Об этом рассказывает председатель Сретенской местной организации Наталья Петровна Старовойтова.
– У нас было приобретено два рабочих компьютерных места, в Сретенской районной библиотеке и у нас в филиале. Но он стоит у нас здесь, потому что больше людей приходит, и чаще. Вот рабочее место, это не просто компьютер с говорящей программой, но это комплекс различных средств реабилитации. Есть очень удобный сканер, можно сканировать документы и прослушивать. Очень хорошая настольная лампа с линзой. Конечно, это дорогостоящее удовольствие, но это очень удобно для слабовидящих пользователей компьютером. Линзу можно направить на клавиатуру, можно на экран, можно на текст.
Приобрели нам РВУ – это средство реабилитации, с помощью которого можно читать текст. Он тоже очень удобный. По программе реабилитации нам такое не дают. Это, я думаю, подороже стоит. Также есть еще флешплеер, тоже такой флешплеер нам не выдавали ни разу. Это почти мини-компьютер, только без экрана. Можно выходить и в интернет, вай-фай поддерживает. Здесь, в общем, все функции говорящие, прослушивать книги. Все виды, диск туда можно поставить, другую флеш-карту можно поставить, и поддерживает любой формат, как МР3, так и наши книги говорящие.
Рабочее место в действии продемонстрировала активист организации Анна Юрьевна Машукова.
– Благодаря компьютеру, я теперь стала вполне социализированной и вполне реабилитированной. Для того чтобы войти в компьютер, первым делом нужно сначала изучить клавиатуру. Потом есть учебник, по которому я училась, и учителя, потому что когда начинаешь общаться по Интернету, появляются знакомые люди, которые помогают. Вот на компьютер смотрите, как все это элементарно. Но сначала вы выучите когда все клавиши, тогда вы будете все это знать. Нажимаю прямо на рабочем столе букву «Э». Вот открывает этот компьютер. Я нажимаю кнопочку энтер или окей. И вхожу. Вот, например, музыка. Я нажимаю на ней энтер, и у меня открываются папки, посмотрите. Это к конкурсу песен, который мы будем проводить в кафе.
Спортивно-адаптивный центр оборудован тренажерами как для детей, так и для взрослых. Для детей здесь имеется сухой бассейн с горкой, тренажер «Бегущий по волнам» и многое другое. Взрослые имеют возможность заниматься на велотренажере, беговой дорожке и других тренажерах. Причем двери Центра открыты не только для членов ВОС. Сюда могут приходить как дети, так и взрослые инвалиды всех категорий. И члены семей инвалидов по зрению.
Участников семинара с тренажерами знакомили активисты Марина Кутузова и Эльвира Прокопьева.
- Здесь есть один датчик, который вот крепится к одежде, второй датчик, он крепится на середину. Слева кнопка «Старт», ее мы нажимаем, и все, вот звуковой сигнал, и мы пошли. Под левым большим пальцем есть две кнопочки треугольные, мы ими можем регулировать угол вот на беговой дорожке. Вверх – это плюс, а вниз – это минус.
Здесь первыми в Забайкальском крае инвалиды по зрению получили возможность играть в шоудаун. О кружковой работе рассказала Н.П. Старовойтова.
- Работают сейчас на базе нашей местной организации кружки. Шашки, шахматы – они у нас всегда были, теперь еще кружок по шоудауну со взрослыми. Этот кружок у нас ведет специалист центра досуга, она к нам приходит сюда в среду и пятницу. Все желающие приходят, мы тут играем.
Для детей у нас тоже стал работать кружок, согласно гранту нашему, по шашкам и шахматам и игре шоудаун. Но здесь нам дали 1/3 ставки из Дома творчества, как бы кружковая работа, она с ноября будет оплачиваться. Дети, я хочу заметить, ходят не только наши, а дети-инвалиды из всего поселка, у нас их всего в поселке 32. Не все же могут ходить, некоторые есть лежачие вообще. Но кто могут, они сюда приходят с удовольствием.
И здесь активисты Сретенской местной организации подкрепили слова председателя делом и продемонстрировали игру в шоудаун. Затем желающие получили возможность попробовать свои силы в этой игре.
После обеда состоялось непосредственно расширенное заседание правления. Из внушительного количеств вопросов, рассмотренных на этом заседании, остановлюсь лишь на некоторых. Отдельно на повестку был вынесен вопрос о подписке на средства массовой информации ВОС. В частности на журналы «Диалог» и «Наша жизнь». Председатели местных организаций отчитались о состоянии по подписке на 2016 и 2017 годы.
Подводя итог, Нина Валентиновна Фалилеева сказала следующее:
– Для нас, для председателей работающих, лучшей информации, чем журнал «Диалог», я считаю, нет. Потому что там все, из всех регионов все новости. И я вас не просто прошу, я вас обязываю слушать журнал. Не расценивайте это как мою прихоть. А просто вы должны знать эту прессу. И не так, что «мне некогда». При получении нового журнала «Диалог» все дела отставить в сторону, сесть к тифлофлешплееру и его прослушать. Это кладезь информации. Значит, «Наша жизнь» и «Диалог».
В 2016 году в рамках месячника Белой трости впервые в Забайкальском крае масштабно была проведена акция «Незрячий пешеход». Эту акцию провели все местные организации, совместно с отделами ГИБДД. Каждая местная организация отчиталась о результатах проведения этой акции и представила статьи и репортажи, опубликованные в местных средствах массовой информации.
Председатель Краснокаменской местной организации Александр Иванович Тарасов отнесся к проведению акции не только ответственно, но и подошел к этому творчески.
– Я ожидал даже меньшего, потому что приняли участие столько человек, ГИБДД откликнулись очень хорошо на это. Я написал письмо главе администрации, и такое же письмо написал начальнику ГИБДД. То есть они совместно всю эту акцию подготовили, пригласили Краснокаменское телевидение, корреспондента газеты «Слава труду», волонтеры медколледжа участвовали. Они раздавали наши листовки, обращения к водителям. Участвовали у нас юные друзья ГИБДД из 4 школы.
И потом даже, в конце этой акции, волонтеры раздали также к Дню белой трости обращения к продавцам магазинов, чтобы повнимательнее были к незрячим людям в магазинах. Я и не думал, что такая у нас обширная акция будет.
Были и сложности при подготовке и проведении этой акции. К примеру, в Чернышевской местной организации ни один незрячий не согласился участвовать в ней. Об этом рассказывает секретарь местной организации Ольга Анатольевна Шалдеева.
– Члены общества, особенно тотально слепые, прямо категорически отказались участвовать в этой акции. Потому что, боятся выходить из дома. Поэтому мы с Юрием Васильевичем брали белую трость и ходили через дорогу. Так невдалеке у нас стоял сотрудник ГИБДД с жезлом. Из 10 машин у нас не остановилось только две машины. Вы знаете, мы были крайне удивлены, хотя мы ходили там, где нет пешеходного перехода. Где находится наша организация, там не очень оживленная улица, и мы ходили на центральной улице, где больше машин. Памятки раздавали всем.
Семинар председателей и секретарей местных организаций провела специалист аппарата правления Забайкальской краевой организации ВОС Евгения Анатольевна Паныч. Она прочитала небольшую лекцию, освещение деятельности организации ВОС в средствах массовой информации. О целях семинара несколько слова сказала Нина Валентиновна Фалилеева.
– Очень актуально рассказывать о своей работе. Вы знаете, какие мы испытываем трудности с привлечением новых членов ВОС, поэтому это очень актуально. Поэтому мы поручили Евгении Анатольевне Паныч подготовить информацию и донести до вас. Мы использовали материалы пресс-службы Всероссийского общества слепых. Евгения Анатольевна сама подбирала материал. Давайте заседание нашего правления плавно перетечет в семинар. Заслушайте, пожалуйста, информацию. А потом мы постараемся, чтобы вы на практике попробовали применить полученные знания.
Программа выездного заседания правления и семинара была очень плотной и не ограничивалась вышеперечисленным. После завершения семинара сретенцы подарили гостям увлекательную экскурсию по краеведческому музею судостроительного завода поселка Кокуй.