ТВОРЧЕСКАЯ ВЫСОТА
ТЕМНОТУ РУКАМИ РАЗДВИГАЮ
Получив предложение поучаствовать в Седьмом Всероссийском турнире самодеятельных поэтов ВОС, я поначалу принял его за шутку. Только когда узнал, что «Поэтическое ристалище» проводится раз в два года и припомнил, что с такой же периодичностью проходят чемпионаты Европы по боксу, до которых в юности, к сожалению, не удалось дотянуться, решился выйти на стихотворный ринг.
Седьмого и восьмого февраля в камерно-уютном читальном зале Карельской республиканской библиотеки для слепых собрались незрячие поклонники муз из одиннадцати регионов. На суд «собратьев по клавиатуре» и специалистов своё искусство стихосложения явили полтора десятка конкурсантов. В состав компетентного жюри вошли петрозаводчане: лауреат Международной премии «Филантроп» Леонид Авксентьев и заместитель директора публичного книгохранилища Марина Лукина. Председательствовал властно-ироничный художественный руководитель КСРК ВОС Тагир Хаялетдинов, а секретарём и ведущей снова была Дания Халиулина.
Соискателям поэтических лавров состязания запомнились предварительным критическим анализом своих творений, отбором и шлифовкой лучших из них, предельной концентрацией памяти и внимания во время исполнения, сосредоточенным или судорожным поиском стихотворного воплощения заданной темы в крайне суровых условиях нервного цейтнота, наконец, аплодисментами, дарящими вкус славы локального масштаба. «Стихотворный автопортрет» и «Поэтическая авторская композиция», плюс «Литературная интеллектуальная игра» с заковыристыми вопросами, которые подготовил Владимир Бухтияров, позволили самым лучшим и удачливым участникам набрать наибольшее количество очков. Увы, в рамках волнительной «Мастерской стихосложения» борьбу за первенство продолжила лишь «великолепная семёрка» первых виртуозов. Опять эта сакральная цифра «семь», вроде бы приносящая удачу… Впрочем, далеко не всем, ведь остальные, в их числе автор, награждённый среди шести прочих поощрительной премией «За творческое долголетие», а также Валерий Телегин из Ставрополья и Алексей Боровиков из Тюменской области были вынуждены в дальнейшем довольствоваться ролью болельщиков и благосклонно заслушиваемых «без балльных» соисполнителей головоломных творческих заданий.
В домашних заготовках звучали жизнеутверждающие, философские или самоироничные ноты:
«Ничто не вечно под луною,
И время не замедлит бег,
Но тыл надёжен за спиною:
Мой стихотворный оберег!»
Заявила Татьяна Чикова из Подмосковья, а её землячка и тёзка Татьяна Гордон, очень выразительная строчка которой и стала названием литературного репортажа, продолжает:
«Чёрные очки — моя примета.
Сразу видно: человек слепой.
Но не комплексую я при этом —
Ведь запас энергии большой…»
У архангелогородки Надежды Нельзиковой возникает тема человеколюбия и заботы о ближних:
«В жизни нынешней и прежней
что-то делать для людей.
В общем, жить не унывая,
Из красот родного края
Для стихов своих и песен
черпать множество идей…»
Задушевно и просто говорит о родном городе Галина Смирнова. Кстати, она на финише «Поэтического ристалища», уже вне конкурса, с большим мастерством дополняла импровизации лидеров:
«На полпути между Москвой и Петербургом,
В ажурном кружеве каналов и дорог,
Вознёсся город, удивительный и чудный,
А называется он — Вышний Волочёк.
Живёт в нём исстари народ трудолюбивый.
На ткацких фабриках, у заводских станков
Он мирно трудится на благо всей России
И за Отечество на подвиги готов…»
Восторгающаяся выдающимися земляками, родным краем и чувашским языком Олеся Гавриленко, тем не менее, по-русски представляет себя:
«Я молода. Активный образ жизни
Веду наперекор своей судьбе!..»
Бойкая девочка ещё не подозревает, что молодость как недостаток или, скорее, достоинство исчезает в мгновение ока, а сопротивляться невзгодам и недугам можно и нужно до «последнего вздоха».
Полюбившаяся многим Вера Ильина из Костромы задиристо заявила:
«Мои стихи — заносчивое племя,
Летят, крылом сбивая с улиц пыль,
И я за ними, обгоняя время,
Стремлюсь понять чарующую быль.
Я на страницы строчки их сажаю,
Когда успею этот миг поймать.
А напишу — и вновь переживаю
Навеянную словом благодать».
Ирина Гуляева из Петрозаводска заворожила колдовским голосом жрицы и затем рассмешила игривым приключением:
«Я с Александром Пушкиным
по Пушкинской пройдусь
И всем прохожим встреченным
счастливо улыбнусь…»
За свой неординарный автопортрет и «живописную» подборку лирики жительница Карелии получила предельные десятки. Викторина добавила ей за эрудицию ещё девять баллов, больше, чем кому-либо другому. Разумеется, она вышла в финал, но слегка стушевалась в экстремальных условиях мгновенного стихоплётства. Ранее набранные очки безоговорочного лидера сгорели, а новые дались с трудом. В итоге хозяйке площадки досталось лишь одно из третьих мест.
Представитель Тверской РО ВОС Алексей Пижонков посвятил рифмованную композицию семидесятилетию Великой Победы. Разносторонне и трогательно раскрыв тему, он призвал:
«Не забывайте, люди, про солдата,
Что жив сейчас или что жил когда-то!..»
Стремление к высокому творчеству звучит и в молитвенных стихах Александра Лебедева из Краснодарского края. Убедительны, пронзительны и полны благодарности его строки:
«Война следов оставила немало:
Сожжённых сёл, разбитых городов,
Печей на пепелищах, груд металла,
Руин, могил, калек, сирот и вдов.
Но всё ж пришла Победа в сорок пятом…
За это благодарны быть должны
Погибшим и живым ещё солдатам,
И женщинам великой той войны…»
Творческие интересы зрелого кубанца и юного тверичанина смыкаются на необъятном поле патриотичной поэзии. Увы, старший в группу избранных не пробился и получил утешительную награду. Зато дебютант, когда фанфары возвестили о начале таинства «быстрописания» стихов на глазах почтеннейшей публики, оказался единственным представителем сильного пола среди прекрасных поэтесс. Немного забегая вперёд, хочу заметить, что после удачной шутки над Черномором и мотивированного отказа смеяться над Лермонтовым, юноша из Твери замкнул лауреатскую «обойму», галантно пропустив вперёд талантливых дам.
Призовые места по давней традиции разыгрывались исключительно в «Мастерской стихосложения». Вот счастливчики из числа конкурсантов занимают место за сдвинутыми столами. У элиты самодеятельных поэтов «По коже мороз, ведь предстоит сходу сочинить оду к юбилею ВОС!» Надо заметить, что заранее был заявлен крайне жёсткий регламент, не прощающий малейших ошибок или несобранности. Судите сами, ведь на выполнение сложнейшего задания даётся всего 5 минут. Раздаётся команда: «Время! Поехали!» В напряжённой тишине застучали не барабаны, а застрекотали брайлевские грифели, вдруг, как на ринге: «Стоп! Отложить приборы, начинаем прослушивание с первого номера согласно жребию…»
Спеша поделиться потрясающими свежесотворёнными строками, сразу прошу прощения за некоторые сокращения и лёгкую правку, поскольку старался избежать излишних повторов, вполне объяснимых при синхронной работе, а стартовать хочу с произведения Надежды Нельзиковой, которая в итоге заняла нижнюю ступеньку виртуального пьедестала почёта:
«Простой незрячий человек,
Вступая в новый бурный век,
Легко ответит на вопрос:
«Что есть опора?» — «Это — ВОС!»
Петербурженка Анна Фомина, из-за увлечённости гитарой перебравшая допустимый лимит времени при исполнении лирической композиции, написала так:
«Ты дружный многоликий ВОС!
О, сколько счастья ты принёс
Всем нам, бредущим в темноте
Навстречу грёзам и мечте!
На ощупь путь свой находя,
Под снегопад и шум дождя,
Под шёпот трав и ветра свист,
Спеши к победе, оптимист!»
Этой нежной и музыкальной девушке с невских берегов, так же как и двум волжанкам, некоторые слушатели предрекали победу, но им достались дипломы второй степени.
Анна Хозиева из Костромы с резким звучным слогом и выразительным голосом, гордо заявила: «Я являюсь членом ВОС! Тем могу вполне гордиться…» Далее развила свою мысль:
«ВОС нас всех объединил,
Дух сплотил, дал шанс на жизнь.
Что-то каждый получил,
Чтоб стремиться к звёздам, ввысь!..»
Марина Платонова из Казани, которая уже не раз была среди призёров и даже признавалась сильнейшей на «Поэтическом ристалище», подошла к делу предельно решительно:
«Что ж, оду написать о ВОС?
Незатруднительный вопрос.
О, мир друзей и доброты,
Живём мы с творчеством на «ты»…»
Наверное, для многих неожиданно, но, в общем-то, закономерно, что самой-самой была признана опытнейшая Татьяна Гордон из Серпухова:
«Теперь пишу я оду тому, кто поднял нас
И вывел на свободу, а многих даже спас…
Вот этими руками торим мы путь себе,
А вера рядом с нами шагает по судьбе!»
Замечательные мастерицы эпитетов и ритмичных размеров благополучно преодолели ещё четыре скоротечных барьера. За три минуты вместо эпиграмм на Лермонтова они сочинили по сути «хвалограммы», а после двухминутного творческого штурма, заставили по-новому взглянуть на классику, нестандартно продолжив знаменитое пушкинское: «У Лукоморья дуб зелёный…» Затем кудесницы скоростного сочинительства вдвое быстрее «слепили» буриме на предложенные рифмы: «свет — поэт» и «свечка — печка». В заключение всего за тридцать секунд им довелось создать достойную пару глубокомысленной строчке из стихотворения Леонида Авксентьева: «А, может, мы с тобой не зря незрячи?» Двустишья получились яркими и порой неожиданными, сильно повлиявшими на окончательное распределение наград.
Всем россиянам близка метафора Пушкина: «Очей очарованье!» Только для слепых практически физиологически доступнее: «Ушей озвукованье!» Вот и мне хочется использовать подобный неологизм, чтобы выразить своё искреннее восхищение поэтическими дамами:
Незрячие властительницы слова,
Я вами «ослухован» наповал!
Восславить вас душа моя готова.
Господь глагол мне новый подсказал!
Станислав Прошутинский