БИБЛИОТЕЧНАЯ МОЗАИКА
ШРИФТ БРАЙЛЯ —
ЭТО ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ
Читаем пальцами, воспринимаем умом, принимаем сердцем, выражаем чувствами — эти слова стали девизом праздника, который устроила Ставропольская краевая библиотека для слепых им. В. Маяковского для своих читателей. Его героем стал шрифт Брайля. Он объединил в этот день многих знатоков и поклонников, пожелавших рассказать о нём через художественное чтение. В рамках празднования надо было прочитать вслух произведение собственного сочинения на любую тему, но обязательно записанное по Брайлю. То есть продемонстрировать знание рельефного письма и чтения. Но это не соревнование, тут не было победителей и аутсайдеров, здесь звучали искренние и восторженные отзывы людей о шрифте, который стал важной вехой в истории их жизни, значимой частью становления личности.
На праздник пригласили активных брайлистов из многих городов и посёлков Ставрополья. Пришли также представители городской и районной власти, средств массовой информации, школьники 10 класса общеобразовательной школы № 29. Среди гостей были мамы незрячих детей, учителя, музыканты, домохозяйки, поэты. В рамках праздника была организована познавательная выставка тифлотехнического оборудования, рельефно-точечных книг.
Открыла мероприятие библиотекарь Георгиевского филиала Светлана Радченко, прекрасно владеющая Брайлем. После выступления она предоставила слово гостям. Вспоминали М. Лермонтова, читали произведения собственного сочинения. Каждый имел возможность заявить о себе.
Николай Осипенко подготовил статью о проблемах современной медицины, поведал о том, что здоровье зависит не только от своевременной врачебной помощи, а также от настроя на хороший результат самого человека.
Валентина Морозова в своём стихотворении рассказала, почему не пишет стихи о войне. Всё просто: война — это боль, несчастье и горе, а зачем приносить всё это в мир, где и так много негатива? Она вместе со Светланой Радченко исполнила песню, в которой призывала всех женщин не грустить и не печалиться, а радоваться каждому новому дню. Самая пожилая участница, Надежда Меркурьева, уже переступившая восьмидесятилетний порог своей жизни, на практике показала, что не унывает: она повеселила всех юмористическим стишком на антиалкогольную тему.
Участники праздника получили подарки, а напоследок спели знаменитую песню Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Я решила поговорить с присутствовавшими на мероприятии восовцами, задав им вопрос о роли Брайля в их жизни. Вот что они ответили.
Римма Баум родилась и выросла в небольшом посёлке Кабардино-Балкарии. Пока ей не исполнилось семь лет и родители не отдали её в Кисловодскую школу для слепых детей, русским языком она не владела. Как вспоминает женщина, именно возможность получать знания на русском открыла ей дорогу в огромный и очень захватывающий мир. Ей было интересно всё, а учителя максимально старались дать как можно больше нового, нужного и важного. Римма рассказала, что Брайль помог ей не только окончить школу на «хорошо» и «отлично», но и расширил её маленький замкнутый мир знаниями о природе, внешнем виде тех предметов, которые она не могла увидеть. Римма призналась: «После школы учиться я не стала, а полностью посвятила себя мужу, а потом и маленькому сыночку. Брайль прочно вошёл в повседневный быт. С его помощью я записывала вкусные мамины и бабушкины рецепты, подписывала банки с солениями, маркировала лекарства. Я самостоятельно веду счета за коммунальные услуги, фиксирую необходимые покупки, пишу письма друзьям и знакомым и даже компьютер изучала, переписывая необходимые команды по Брайлю.
Я думаю, что Брайль должен знать каждый незрячий человек, только тогда он сможет считать себя грамотным, получить профессию, быть уважаемым в глазах своих детей, близких».
Олег Бочаров известен в нашем городе и за его пределами как автор душевной музыки, преподаватель, дружелюбный, общительный человек. В 14 лет он в результате травмы полностью потерял зрение. Был направлен на обучение в Кисловодский интернат, который с успехом окончил. Вопреки уговорам преподавателей стать массажистом, поступил в Курское музыкальное училище. На вопрос о том, что было самым сложным при смене зрячей школы на специализированную, Олег Иванович сказал: трогать всё руками, даже буквы, воспринимать мир на слух. После окончания музыкального училища работал в местном сельском клубе. Затем — в школе для слабовидящих Георгиевска. Сейчас преподаёт музыку в общеобразовательной школе № 4.
Олег Иванович напомнил: «Если человек, который видит, не будет читать и писать, он станет неграмотным, это если мягко сказать, а в целом — духовно неразвитым. То же самое и со слепыми. Через Брайль мы получаем точно такую же информацию, как и зрячие через плоскопечатный шрифт. А значит, можем формировать своё мнение о мире, в котором живём, судить о ценностях, обладать необходимыми знаниями, просто жить так, чтобы не чувствовать себя обузой для других. Каждый восовец, который хочет оставаться человеком, не превратиться в животное, должен знать Брайль. Его можно учить в любом возрасте, даже для пожилого человека он откроет ещё невиданные дали творчества, а в повседневной жизни даст чуточку больше свободы, станет мерилом независимости, поможет памяти немного расслабиться».
Выпускник Харьковской гимназии для слепых детей им. В.Г. Короленко Александр Козлов рассказал: «Впервые я познакомился с системой чтения по Брайлю в пятилетнем возрасте. В этом заслуга библиотекаря специальной библиотеки для слепых Донецка, где я жил со своей семьёй, а также моим родителям. Любовь Серафимовна, к глубокому сожалению, фамилию не помню, посоветовала маме и папе научить меня читать и писать. Показала, что такое рельефно-точечный шрифт, объяснила, что он существенно поможет мне потом в школе, за что я ей благодарен и по сей день. Как оказалось, это, действительно, помогло мне. Долгие годы я был отличником, открывал в книгах нечто новое, то, что не увидишь просто так на улице, особенно, когда имеешь совсем небольшой остаток зрения.
Учителя говорили, что Брайль — это не только грамотность, но и возможность повышать чувствительность пальцев, а для слепых это важно и в быту, и на работе.
После окончания школы я решил поступать в университет на юридический факультет. Учился в нескольких учебных заведениях, но писал везде по Брайлю. Не могу сказать, что это просто, но сейчас понимаю, что это нужно. Такая способность не только сделала меня профессиональным юристом, но и научила сокращать текст, быстро запоминать то, что диктуют или говорят. Важно же не просто записать, а не отстать от зрячих одногруппников. И диплом защищать пришёл с тезисами, написанными по Брайлю.
Хочу обратиться к тем, кто потерял зрение уже взрослым человеком, — учите Брайль, он поможет вам оставаться на той же ступени развития, что и зрячие, даст независимость и облегчит жизнь. Брайль должен знать каждый незрячий, чтобы быть не только грамотным, но и способным чётко выражать своё мнение».
К этим отзывам моих собеседников хочу добавить и свои. Сегодня я полностью слепая, хотя ещё семь лет назад у меня было зрение, я могла читать плоскопечатные книги, писать обычной шариковой ручкой. Я окончила Георгиевскую школу для слабовидящих детей, после неё училась в массовой школе, техникуме, юридическом институте. Решив получить второе высшее образование, никак не могла предположить, что после болезни ослепну. Тем не менее, не в моих правилах бросать что-то на полпути. Совместно с родителями приняла решение довести до логического конца учёбу на психологическом факультете и стать специалистом в этой области. Готовясь к защите дипломной работы, решила записать тезисы своей речи авторучкой, достала из стола лист бумаги и только тогда осознала, что писать-то я не умею, и читать тоже. Я поняла, что это очень большой пробел в моём образовании. Ощупывая пальцами каждую букву, водя рукой по тексту, ты не только узнаёшь что-то новое, но и постигаешь основы грамотности, стилистику, логику и последовательность изложения мысли. Брайль — это неоценимые уроки правильного русского языка!
В век высоких технологий он лёг в основу дисплеев, принтеров, других новинок технического прогресса, но воспользоваться ими невозможно, если нет навыка чтения и письма с помощью грифеля и рук.
Я очень хорошо владею компьютером, пишу статьи для региональной прессы, как видите, написала и этот материал, но шрифт Брайля так и не изучила. Всему виной собственная лень, которую надеюсь всё-таки побороть, чтобы не остаться безграмотным человеком, имея два высших образования.
Вероника Филиппова