Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Реабилитация и мы

 

ЕЩЕ ОДНА ПОПЫТКА УНИФИКАЦИИ БРАЙЛЕВСКИХ ЗНАКОВ

 

Наш корреспондент встретился с редактором журнала «Школьный вестник» и председателем Совета незрячих специалистов при Центральном правлении ВОС Юрием Ивановичем Кочетковым.

 

- Согласно бесстрастным цифрам статистики, общий процент читающих книги по системе брайля с каждым годом падает. С другой стороны, я бывал в нескольких библиотеках, в том числе и в нашей Московской РГБС. И там мне сказали, что потихонечку число читающих по брайлю начало увеличиваться. Так что на лицо приятное противоречие.

Но если всё же рассматривать проблему системно, то почему всё-таки незрячие стали меньше читать по брайлю? Мне кажется, что основная причина - нарушение существовавшей прежде системы обучения незрячих чтению по брайлю с детских лет.  Уровень преподавания в начальной школе значительно упал. Приведу пример. Звонит мне Павел Васильевич Рябов, учитель Кисловодской школы. Он преподает математику и информатику. И говорит: «Ко мне пришел сейчас пятый класс, я не знаю, что  с ними делать. Худо-бедно писать они ещё могут, в столбик. А вот прочесть написанное затрудняются. По этой причине я не могу в положенные сроки пройти с этими ребятами запланированную программу. И всё из-за того, что моя коллега не сумела научить их по-настоящему читать по брайлю».

Я полагаю, что это не единичный пример. Немало подростков, которые потеряли зрение в возрасте до 15 лет, которые просто сидят дома. Как правило, это касается детей сельских жителей. По экономическим причинам такие родители не смогли отвезти  своего ребенка в областной центр, чтобы педагоги обучили его брайлю. Бывает, что родители просто не в курсе того, чему необходимо обучать ребёнка-инвалида по зрению.

 Поэтому-то так важно пропагандировать примеры разумного подхода к обучению детей. Например, в Татарии есть Лаишевская школа, я был там год назад, и она мне очень понравилась по нескольким причинам. Прежде всего они берут поздно ослепших детей и активно работают с ними. Вот, например, Алеша Зорин. Он пришел в эту школу, когда ему было 13 лет. А до этого мальчик сидел у себя в деревне, не имея никаких перспектив. Ну, не знали родители, как его развивать! А когда узнали, отправили в  эту школу. Мальчик оказался способным. Его обучили брайлю, у них там действительно хорошие учителя. Он сразу перескочил в третий класс, через год уже был в пятом. А сейчас Алёша догнал своих сверстников, и учиться с ними в девятом классе. Он довольно бегло читает по брайлю. Примечательно, как он сам рассказывает о предпосылках произошедших в его судьбе позитивных перемен: «Мне, конечно, пришлось первые года два-три серьёзно пахать в школе. Я сразу понял, что без брайля мне никуда».

В Лаишевской школе я встретил еще одного интересного мальчика, который попал в это учебное заведение уже в возрасте 15 лет. Его тоже научили читать и писать по брайлю. Более того, он оказался музыкально одарённым. Поэтому педагоги стали учить его и нотам брайлевским. Сейчас он готовится поступать в Курское музыкальное училище.

В конечном итоге без брайля в нашей жизни никуда. Будь человек с полной потерей зрения, или с очень небольшим остатком, ему в любом случае  необходимо овладеть брайлем. И будь он хоть семь пядей во лбу,  то есть, чрезвычайно одарён в какой-то области, чтобы продвинуться в избранном направлении – получить какое-то высшее образование, на хорошем уровне освоить избранную специальность, ему в любом случае необходимо овладеть брайлевским письмом и чтением. Поэтому я уверен - у брайля есть будущее. И я думаю, что наша ВОСовская мыслящая молодежь тоже должна это понимать. Особенно старшеклассники.

Мне рассказали про одного Волгоградского паренька, который потерял зрение в 15 лет, сейчас он в Михайловской школе учится. Так вот, он не знает брайля. И вот встал вопрос: - как этот мальчишка будет сдавать единый государственный экзамен, где надо писать. Я конечно надеюсь, что ему разрешат сдавать экзамен на компьютере. Хотя вообще-то положено, чтобы выпускники наших школ писали ЕГЭ по брайлю. Уже потом тифлопереводчики заполняют экзаменационные бланки. Но пишут-то выпускники все равно по брайлю. Поэтому, если ты хочешь нормально сдать ЕГЭ, ты обязан знать брайль, во всяком случае, чтобы прочитать задание и уложиться в отведённые для экзамена временные рамки.

 

- Насколько мне известно, нынешнее снижение интереса к системе брайля породило целый ряд дополнительных проблем. Сами учителя нередко не знают брайля. Качество брайлевской печати снизилось. Из-за этого не всегда можно прочитать книгу, даже если ты владеешь системой брайля.

 

- На 21-м съезде ВОС была создана временная комиссия по унификации системы брайля. Вообще об унификации брайля на Совете незрячих специалистов начали говорить еще лет 5-7 назад. Но по-настоящему лед тронулся во время этого съезда ВОС, когда выступил Пилюгин. Его поддержал наш вице-президент, Владислав Сергеевич Степанов, и было принято решение о создании при Центральном Правлении ВОС временной комиссии по унификации брайля. С 18-го по 22-е февраля в стенах ИПТК «Логос ВОС» эта комиссия работала. Собралось более 30 человек – специалистов, экспертов. Мы также пригласили заинтересованных лиц. Например, были учителя Московской школы для слепых детей, работники «Репро», работники ИПТК «Логос»…

 

- Есть ли сегодня какие-то разногласия в самом лагере брайелистов?

 

- Если немного возвратиться к истории вопроса, то существовала в России Московская школа брайля и Питерская школа. В Питере учителя использовали в своей работе, особенно по естественно-математическим дисциплинам, несколько собственных знаков. В Москве тоже использовали какие-то свои знаки. Но ведь в итоге нужно было приходить к единому знаменателю. Да, и сегодня существует специальная брайлевская система по математике, физике, химии, астрономии, которая создавалась годами комиссией при Центральном Правлении ВОС.

И эта система действовала. Но наука идет вперед. Когда создавалась эта система, и когда она была выпущена, не было такого предмета, как информатика. Сейчас есть. Количество знаков, соответственно, увеличилось. Это если мы берем шеститочечный брайль.

А есть еще и международный, восьмиточечный брайль, здесь вообще ещё конь не валялся, то есть здесь работать и работать, чтобы привести всё это к какому-то единому целому.

      Далее, постановка прописной буквы по брайлю. На постановку больших букв в наших школах не обращалось много внимания. А теперь даже в рамках  единого государственного экзамена есть задание на умение там, где это необходимо, правильно расставить большие буквы. 

Я, например, сам во многих случаях затрудняюсь: а нужно ли здесь ставить прописную букву или нет.

Люди, которые учатся на гуманитарных факультетах, сталкиваются с дополнительными трудностями, когда начинают объяснять преподавателям: «А вы знаете, что в системе брайля не применяется большая буква. А преподаватель им отвечает: «Ребята, это ваши проблемы, извините. Вы пришли учиться, и вы обязаны пройти вузовскую программу без всяких скидок».

Так что проблем по унификации немало. Мы приняли предварительное решение, что учебники, начиная со второго и по четвертый классы по гуманитарным предметам, все-таки необходимо печатать с правильной постановкой прописной буквы. Да, это усложнит чтение. Но это необходимо сделать. Художественная литература и учебники для старших классов  будут печататься так же, как и сегодня. Но мы должны научить малышей тому, что с большой буквы пишутся не только имена собственные и каждое новое предложение, а что есть еще масса и масса случаев, когда большая буква используется.

Будут также выпущены справочники по брайлю для учителей, чтобы они сами на хорошем уровне им овладели и могли грамотно учить ребят.

     У комиссии еще много работы впереди, но уже сейчас я доволен её ходом. Например, мы взяли систему обозначений, разработанную школьными учителями и преподавателями вузов по точным наукам, и прошлись по каждому случаю, внеся изменения, где это необходимо. Дебатов было много. Но в итоге всегда находили консенсус.

Ещё одна проблема: почти все наши региональные библиотеки издают книги по брайлю. Но далеко не все из них придерживаются инструкций и стандартов. Поэтому библиотечных работников тоже надо учить, потому что действительно хорошие книги издаются, но часто с нарушением правил. ГРБС была разработана несколько лет назад инструкция для издания книг по брайлю и укрупненным шрифтом. Когда мы узаконим государственные стандарты,  всем придётся их соблюдать.

Хочу также напомнить нашумевшую историю с компанией, именуемой «Суваг». Её руководители по всей видимости имели налаженные контакты с высокопоставленными чиновниками из Министерства образования и науки, и благодаря этому не допустили наши предприятия «Репро» и «Логос», которые много лет занимаются изданием книг по брайлю, до участия в конкурсах. Видимо, эти дельцы решили: «Да чего там сложного, сейчас мы отсканируем книги, распечатаем их по брайлю и всех дел-то!». Они выпустили учебники в Торжке, напечатанные практически на бытовых принтерах. Очень много денег было потрачено впустую на эту авантюру. Зря израсходована дорогостоящая бумага. А в итоге учебники вышли такие, что читать их просто невозможно. Там в тексте не было: ни постановки тире, ни абзацев, ни нумерации страниц. Есть просто сплошной текст без переносов. То есть, эти люди не использовали профессиональные программы, не пригласили специалистов, которые могли бы им подсказать, как нужно грамотно печатать книги для незрячих. Однако эти с позволения сказать учебники всё-таки были разосланы по школам. Но это была макулатура, которую можно было, даже не раскрывая, отправлять в переработку.

  И вот для того, чтобы впредь подобные «Суваги» не возникали ниоткуда, и не наносили вреда нашему общему делу, необходимо унифицировать систему брайля. В чём-то дополнить её, а что-то даже разработать с нуля. В частности по информатике надо многое создать. Правда, я лично ещё пока особо не вникал в «компьютерный брайль». Но среди членов нашей комиссии есть настоящие специалисты, в частности педагогии, преподающие информатику, с большим опытом работы. Они будут этим заниматься.

Кстати, по брайлю в мире существует четыре обозначения компьютерной «собачки». Американцы пользуются одной, немцы другой, англичане третьей, мы, четвертой. И сейчас мы пришли к тому, что это необходимо как-то унифицировать, чтобы во всех книгах, изданных на территории Российской Федерации значок «собачки» был один.

 

- И всё же возвращаясь к этому злополучному «Сувагу»… Ведь не исключено, что, скажем, в конце этого года снова будет проведен конкурс. И опять какой-нибудь «Суваг» вновь с помощью закулисных интриг получит крупный государственный заказ, опираясь на своих людей в Министерстве... Какие меры необходимо принять для того, чтобы к изданию специальной литературы для незрячих допускались только настоящие профессионалы? Или, может быть, что-то уже сделано, чтобы все-таки конкурс проводился по честным правилам? Потому что есть, в конце концов, издательские учреждения, которые давно работают на этом рынке и зарекомендовали себя с наилучшей стороны.

 

- К  сожалению, пока эта проблема окончательно не решена. Теоретически любой сегодня может сегодня арендовать печатный станок и выпустить книгу по брайлю в таком виде, в каком пожелает. Поэтому комиссия решила разработать правила составления технического задания для таких проектов. То есть, профессионалы должны вместе решить: каким должен быть шрифт, переплет, как сшивать книги. Чтобы были единые техническое правила для издания книг и для периодических изданий.

 

- С какой периодичностью планируется в дальнейшем проводить заседания этой комиссии?

 

- Хорошо бы, конечно, чтобы она еще и осенью этого года собралась. Но как это будет, пока сложно сказать. Я думаю, что комиссия и в этот раз не собралась бы, если бы не помощь Владислава Сергеевича Степанова, потому что фактически часть организационных расходов взял на себя «Логос ВОС». Правда, работа комиссии финансируется из бюджета ВОС. Но запланирована была одна сумма, а реально выделено денег было в три раза меньше.  

 

- А почему Министерство Образования безучастно к этой проблеме?

 

- Позиция министерства очень проста: «Ребята, это ваши проблемы, вы их и решайте». Кстати, финансирование многих изданий по брайлю удалось вывести из-под Министерства образования и передать в агентство Печати и массовых коммуникаций. С этими людьми работать проще.

 

- В  Татарстане, насколько мне известно, очень на высоком уровне налажено издание брайлевской литературы.

 

- Что касается Татарстана, наши татарские коллеги получают финансирование через свои республиканские Министерство культуры и Министерство образования. Они  издают не только учебники, а вообще литературу на татарском языке. И у них проблем с обозначениями нет. И конкурентов у них нет. Они и аудио книги записывают на татарском языке, но прежде всего издают книги по брайлю. Причём, действительно, отменного  качества - на хорошей бумаге с хорошим переплетом. Свою продукцию они также отправляют и в другие регионы Российской Федерации, где есть спрос на литературу на татарском языке, например, в Башкирию, в Самарскую область.

  Хочу также выразить надежду, что комиссия выработает необходимые стандарты и рекомендации. И, полагаю, в течение двух лет педагоги получат справочники, и повыситься качество издаваемой литературы. А в итоге наша молодёжь будет всё больше и больше читать. И хотелось бы, чтобы с каждым годом хотя бы на 10% увеличивалась сумма ассигнований, выделяемая на издание литературы по брайлю. Потому что, с каждым годом дорожает бумага, другие полиграфические материалы, всевозможные сорта клея. Изнашивается оборудование, которое тоже требует замены. Многое тут зависит, безусловно, и от государства.

Но главное, чтобы каждый незрячий имел достаточную мотивацию для освоения брайля. Вот был такой известный незрячий автор, Владимир Матвеевич Подаруев, он из Кургана. Так он с 18 лет начал учить брайль. Я как-то задал ему такой вопрос: «Что послужило для вас стимулом?». А он мне ответил: «Я, – говорит, - очень хотел научиться хорошо играть в шахматы. А все доступные мне шахматные справочники были по брайлю. Прочесть я их смог, лишь когда освоил эту систему».