Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

17 июня 2021

 

Специалисты Костромской МО ВОС проводят лекцию для студентов

 

1 июня 2021 года председатель Костромской местной организации Костромской РО ВОС М. С. Попова провела встречу со студентами-программистами архитектурного техникума г. Костромы. Часть студентов учебного заведения уже побывала в Костромской местной организации ВОС на интеграционной программе «Кубок веры» и познакомилась с деятельностью общества слепых. Студенты, с которыми была организована данная встреча, познакомились с пособием «Хорошо, когда с незрячим рядом близкий человек» для родственников членов организации. Это пособие было выпущено, благодаря одноименному проекту, реализованному вместе с Костромской региональной организацией ВОС. Этому пособию и была посвящена встреча 1 июня, которую специалисты Костромской МО ВОС проводили вместе с участником проекта, преподавателем архитектурного техникума А. А. Лебедевой.

В начале встречи М. С. Попова спросила студентов, знают ли они что-то о деятельности Всероссийского общества слепых, для какой категории населения работает и по каким направлениям. После краткого экскурса в деятельность и историю общества слепых, специалисты Костромской МО ВОС с учащимися вернулись к пособию для родственников «Хорошо, когда с незрячим рядом близкий человек» и стали с точки зрения теории коммуникации Э. Берна рассматривать случаи, представленные в пособии.

Эрик Берн выяснил, что человек, в зависимости от ситуации, бывает в одном из трёх эгосостояний и назвал он их: «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок». «Ребёнок» – это эмоциональное начало в человеке, в это состояние мы входим, когда чем-то восхищаемся или что-то творим, в прямом и переносном смысле этого слова. «Ребёнок» больше определяется желаниями человека или его капризами, чем словом «надо» или логическими размышлениями. В эгосостоянии «Родитель» человек как раз ориентируется на морально-нравственные принципы, знает, кто что должен делать, а кто чего не должен, положительно или отрицательно оценивает людей и события. Состояние «Взрослый» определяют аргументы и факты, логические размышления и спокойное реагирование на происходящие события.

А. А. Лебедева зачитывала группе ситуации, представленные в пособии, и группа пыталась определить, какой человек из какого своего эгосостояния поступал именно так, как поступал, и почему не мог сделать иначе. Например, бал разобран случай, довольно стандартный для Костромской МО ВОС, когда пришёл поздноослепший мужчина в сопровождении своей жены, и его жена буквально затолкнула мужчину в кабинет местной организации ВОС, не заботясь о том, на какие предметы он мог наткнуться. Таким образом, зная, как надо для мужа заранее, без учёта его мнения, жена сразу встала в состояние «Родителя», а муж – автоматически в состояние «Ребенка», погрузившись в свои эмоции стыда, обиды, раздражения, а, как известно, когда включаются эмоции, логика выключается. И, как можно предположить, в это состояние он вошёл далеко до кабинета Костромской МО ВОС. Скорее всего, негативные эмоции инвалид по зрению начал испытывать уже от собственной квартиры, а потом в транспорте и на улице, поскольку, если сопровождающий не думает об удобствах незрячего у нас в кабинете, нечего от него ждать и в других местах.

Далее группа попыталась разобрать, как бы вёл себя каждый из героев ситуации, если бы он был в эгосостоянии «Взрослый», опираясь на логику и имеющиеся факты. В вышеприведенном случае сопровождающий мог бы подумать о том, что незрячий человек не может сориентироваться в незнакомом помещении, поскольку просто не видит. Рассказать ему, что находится перед кабинетом, в кабинете, что стулья располагаются сразу справа после двери, подвести его к стульям и дать ощупать рукой или тактильной тростью. А инвалид по зрению, заранее поняв, что в кабинете сразу он не сориентируется, мог бы встать у входа, сказать: «Подождите, а где здесь можно сесть?», дождаться ответа сопровождающего или специалиста МО ВОС, и уже после этого начинать беседу в спокойном эмоциональном состоянии.

Специалисты Костромской МО ВОС со студентами разобрали ещё несколько случаев, попробовали поставить себя на место героев представленных сюжетов и подумать, как можно было бы повести себя в этой ситуации, а какой бы был оптимальный вариант поведения. Многие признали, что сразу сориентироваться в стрессовой ситуации сложно, но потом, все прокрутив в голове и обдумав, можно выбрать самый удачный способ поведения и воспользоваться им в следующий раз. Так же студенты отметили, что, когда пытаешься поставить себя на место человека, попавшего в сложное положение, по внешнему виду, поведению, тембру голоса считывать его эмоциональное состояние, лучше вникаешь в ситуацию, и этот навык, именуемый сейчас «эмоциональным интеллектом», вполне может пригодиться в жизни.

По общему мнению всех участников встречи, такие мероприятия очень полезны, и необходимо их проводить в дальнейшем.

 

МедиаВОС

(по информации Аппарата управления Костромской региональной организации ВОС)