21 сентября 2021
В рамках мероприятий, предусмотренных программой Новосибирской региональной организации ВОС «Реабилитация инвалидов по зрению на 2021 год» состоялось социально-значимое мероприятие, направленное на освещение вопросов социализации инвалидов по зрению в семье – круглый стол «Социализация незрячих в семье – залог успешной адаптации в современном обществе». Основной целевой аудиторией мероприятия стали родители незрячих детей и родственники поздно ослепших людей. Кроме того, в качестве примера успешной социализации незрячих были приглашены инвалиды по зрению, добившиеся определенных успехов в различных сферах жизни.
Круглый стол проходил в очном формате с возможностью использования программы Zoom для дистанционного подключения. Специалисты коррекционной школы №39 для детей с нарушением зрения, Центра психологического сопровождения семей «Прометей», представители системы среднего профессионального образования г. Новосибирска, а также представители Левобережной, Городской, Ордынской, Черепановской и Болотнинской местных организаций ВОС обсудили проблемы воспитания и развития незрячих детей, взаимоотношения в семье и др. Особое внимание было уделено вопросам гиперопеки, как одной из сложнейших проблем, препятствующей успешной адаптации инвалидов, в том числе детей- инвалидов, приводились наглядные примеры пагубного влияния псевдозаботы на человека.
Идея проведения подобного рода мероприятия возникла не случайно. Многолетний опыт работы с инвалидами по зрению помог выявить ряд проблем, с которыми сталкиваются незрячие, не сумевшие получить необходимые навыки для успешной адаптации в обществе. Причины неприспособленности инвалидов по зрению различны. Актуальность проблемы неграмотного взаимодействия родителей и родственников незрячих членов семьи очевидна. Гиперопека, псевдозабота или наоборот, отсутствие внимания со стороны окружающих, не позволяет незрячему человеку пройти успешный процесс социализации и адаптации в современных условиях. Ограждая незрячего ребенка или взрослого от решения бытовых проблем, не прививая навыки самообслуживания, родители или родственники думают, что тем самым проявляют заботу и облегчают жизнь человека. На самом деле подобная «забота» мешает человеку развиваться и успешно адаптироваться в обществе. Как результат, человек не способен интегрироваться в активную жизнь, тем самым превращаясь в обузу для семьи и общества в целом.
Специалисты общественной организации Ассоциация «Интеграция», имеющие огромный практический опыт работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, проинформировали собравшихся об основных направлениях ранней помощи детям с глубоким нарушением зрения и их семьям. Развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей – вот наиболее важные этапы программы, которые могут пройти все желающие семьи, в которых родился нездоровый ребёнок.
Семейный психолог центра «Прометей» А. А. Данильсон известен, как надёжный помощник в решении различных психологических проблем, в том числе в вопросах взаимоотношений в семьях, где воспитываются дети-инвалиды. Он регулярно проводит занятия с незрячими людьми, помогает им найти правильный выход из различных жизненных ситуаций. Поэтому, его мнение в вопросах взаимодействия внутри семьи, где есть взрослые или дети с инвалидностью было ценно. К сожалению, далеко не все родители проблемных детей могут самостоятельно прийти к гармоничному осознанию сложившейся ситуации. В результате нарушается способность семьи приспосабливаться к социальным условиям жизни. На семью с ребёнком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, терять смысл жизни. Поэтому психологическая поддержка также очень важна в процессе адаптации.
Социальный педагог специальной коррекционной школы-интерната № 39 для детей с нарушением зрения обратила внимание собравшихся на те проблемы, с которыми сталкиваются дети в процессе адаптации в детском коллективе. Школа – это место, где пагубное воздействие некорректного воспитания ребенка очень наглядно. Специалисты образовательного учреждения накопили огромный опыт решения сложных проблем и охотно поделились с участниками круглого стола опытом взаимодействия педагогов и воспитателей со сложными семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
На протяжении многих лет специалисты Новосибирской РО ВОС активно помогают незрячим решать вопросы получения образования и дальнейшего трудоустройства. Мало того, что проблема образования и трудоустройства инвалидов сама по себе сложная, так ещё и потенциальный студент и сотрудник совершенно не приспособлен к жизни.
Директор Новосибирского профессионально-педагогического колледжа, являющегося базовой образовательной организацией инклюзивного образования на территории Новосибирской области С. С. Лузан осветила круг проблем у неприспособленных студентов с инвалидностью. Очень часто инфантилизм и иждивенческая позиция не способствуют успешному обучению и дальнейшему возможному трудоустройству, а также мотивации к труду.
Особенно заинтересовало аудиторию выступление директора Бийского Центра реабилитации слепых ВОС А. А. Астанина, который акцентировал внимание собравшихся на тот факт, что в своей работе сотрудникам регулярно приходиться сталкиваться с проблемой отсутствия какой-либо приспособленности к жизни инвалидов по зрению, находящихся на реабилитации, по причине наличия гиперопеки в семье. Незрячие с рождения, проживающие в семье с гиперопекой, очень сложно проходят процесс реабилитации, в то время как поздно ослепшие быстрее осваивают программу и приобретают навыки самообслуживания и умения ориентироваться в пространстве.
Приводимые им примеры из жизни реабилитантов Центра, из числа инвалидов по зрению, как положительные, так и отрицательные наглядно показали, что нерешённые с детства проблемы взаимодействия членов семьи с незрячим человеком, могут стать зачастую, непреодолимым препятствием в его дальнейшей жизнедеятельности.
На все выступления специалистов аудитория активно реагировала, задавались вопросы, высказывались различные мнения.
Круглый стол, организованный при поддержке и активном участии социальных партнёров Новосибирской РО ВОС и специалистов в сфере реабилитации, образования и психологической поддержки позволит, по мнению его организаторов и участников, повлиять на мировоззрение членов семей, проживающих с незрячими. Возможно, многие задумаются о значении социализации слепых и слабовидящих людей и пересмотрят свое отношение данному вопросу. Если хотя бы в одной семье ситуация с гиперопекой измениться, и человеку будет оказана реальная помощь и поддержка, то можно считать поставленную данным мероприятием цель достигнутой.
Исходя из того, что проведенное мероприятие долго обсуждалось в сообществах, высказывания были как позитивными, так и негативными, организаторы убедились в актуальности вопросов, которые обсуждались в ходе проведения круглого стола, а также острой необходимости проведения мероприятий такого формата, в том числе с использованием Zооm сервиса.
МедиаВОС
(по информации Аппарата управления Новосибирской региональной организации ВОС)