Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

30 июня 2022

на заднем плане жилой дом. на территории детского сада фрагмент церемонии открытия сенсорного сада. воспитанники детсада показывают творческий номер - девочка в очках стоит, подняв вверх руки с букетами цветов, за ней мальчики и девочки растягивают полоски цветной легкой ткани. слева стоят зрители

В Волгоградской области состоялось открытие сенсорного парка для слепых и слабовидящих дошкольников города Волжский. Интерактивная площадка разместилась на базе единственного в городе образовательного учреждения для детей с нарушением зрения – детский сад №92 «Черемушка».

четыре девушки и молодой человек перерезают красную ленту. сзади стоят дошкольники и воспитатели. площадка украшена разноцветными воздушными шарами и гирляндами из флажковми триколор

Проект разработан Волгоградской областной общественной молодежной организацией незрячих инвалидов (ВОО МОНИ) «Пламя» при поддержке Волгоградской региональной организации ВОС. Проект стал победителем конкурса Фонда Президентских грантов.

песочница. в одном из секторов сосновые шишки. их трогают и держат в руках три мальчика и две девочки лет шести-семи. все в очках. у одного мальчика глаз закрыт повязкой.

Новый парк призван оказать помощь в комплексной программе сенсорной интеграции, психокоррекции, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и молодых инвалидов по зрению. Цель проекта – оказать содействие в обогащении сенсорного опыта у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством комплексной психолого-педагогической поддержки.

на площадке детсада стоит круглый стол. на нем два вида весов. в пластиковых емкостях сосновые шишки и ракушки. за столом сидят мальчики и девочки шести-семи лет. все в очках. слева от стола стоит женщина-педагог

«Основная проблема, с которой приходится сталкиваться слепым и слабовидящим детям в процессе образовательной деятельности – это проблема информационного обмена с окружающим миром, вызванная тем, что большая часть информации воспринимается в визуальной, недоступной для незрячих форме, – отмечает заместитель председателя Волгоградской РО ВОС и председатель ВОО МОНИ «Пламя» А. С. Рыбушкина. – Этот факт существенно затрудняет познавательную деятельность, развитие восприятия, воображения, наглядно-образного мышления у детей с нарушениями зрения. Им сложно понять структуру и свойства предметов, выявить пространственные отношения между ними, определить связи и закономерности и, тем самым, сформировать целостное восприятие окружающей действительности. В следствии дефицита зрения, педагогическая наука рекомендует в коррекционно-образовательном процессе опираться на другие сенсорные системы ребёнка и непременно использовать их в комплексе».

слева деревянная конструкция, раскрашенная под дерево, с зеленой кроной, в которой есть круглые отверстия. справа - дети, которые бросают мяч в эти отверстия

Задачу комплексного восприятия окружающего мира поможет решить сенсорный парк – специально обустроенная природно-антропогенная среда, наполненная различного рода стимуляторами, воздействующими на все органы чувств ребёнка: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Площадка условно делится на несколько зон: звуковая, тактильная, двигательная и ароматическая.

Прочувствовать мир через тактильные ощущения поможет песочница, разделенная на секции с натуральными наполнителями – сухая трава, морская галька, песок, сосновые шишки и древесная кора.

Вместе с тем на интерактивной зоне расставлены объёмистые реечные кашпо, где растут пряные травы - чабрец и розмарин, герань, лаванда и бархатцы. На другой стороне сада в деревянных ёмкостях вытянулась мята – перечная, лимонная. Листочки малышам разрешают рвать, растирать пальчиками, чтобы прочувствовать нюансы ароматов.

группа ребят из 11 человек, многие из них в очках, стоят возле высоко прямоугольного реечного кашпо с растениями, одно из них - базилик. рядом две женщины-педагога. одна из них держит лист с изображением базилика.

Понять окружающую действительность на слух помогают стоящие на газоне металлофон, барабаны и многоствольная флейта. Звуки из инструментов малыши извлекают сами, а природные - кваканье, щебет, жужжание и стрекотание – слышат из датчиков, развешанных на деревьях.

Отметим, что проекты по созданию сенсорных садов для детей с ОВЗ уже показывают свою востребованность и эффективность в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах страны. В Волгоградской области подобный проект реализуется впервые. Его реализация позволит расширить адаптивные возможности незрячих дошкольников.

Медиа ВОС

(по информации Волгоградской областной

общественной молодежной организации

 незрячих инвалидов «Пламя»)