Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Директору Департамента социальной защиты

Министру здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Самариной О.В.

 

Уважаемая  Ольга Викторовна!

 

     Рассмотрев  проект Концепции федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы в последней редакции и в целом поддерживая его,  считаем необходимым отметить следующее.

     1. Вызывает большое сомнение приведенный тезис о стабилизации инвалидизации населения на уровне 13,5 млн. человек, сокращении числа граждан, впервые признаваемых инвалидами, за счет улучшения социального положения инвалидов, повышения их доходов, обеспечения техническими средствами реабилитации и т.д., то есть за счет работы, проводимой только с инвалидами.   

     На наш взгляд, говорить о стабилизации инвалидизации населения можно только тогда, когда государство будет  проводить постоянную эффективную работу по улучшению социального положения, повышению доходов и качества жизни   всего населения страны, включая и  инвалидов.

     В связи с изложенным, требуется или исключение или корректировка первого и второго абзацев первого раздела.

     2. При  достаточно подробном и аргументированном обосновании решения проблемы доступности среды для инвалидов программно-целевым методом,  «загружать» документ разделом 3 (Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода), видимо, нет необходимости. Тем более, что и в 4-м разделе (п.п. 1 и 2)  об этом  говорится.

     3. Из трех рассмотренных подходов решения проблемы доступности считаем наиболее  оптимальным инновационный подход.

      4. Цель Программы (Раздел 6, абзац 1, стр. 15) дополнить словами: «В том числе на рынке труда».

     5. Предлагаем изменить приоритетность задач.

     Считаем, что в рамках  1 и 2 Задач Программы  (стр. 15-17) необходимо  сначала провести детальный анализ состояния доступности среды для инвалидов в стране на сегодняшний день, выявить существующие ограничения  и барьеры, препятствующие доступности среды, провести анализ существующих федеральных законов, ведомственных нормативных актов, государственные стандарты и т. д., изучить зарубежный опыт по этой проблеме, а уже затем приступать к изменению законодательства, других нормативных актов. 

     6. Разработка, с учетом международного опыта, и внедрение системы объективных критериев и методов проведения медико-социальной экспертизы (Задача 1, последний абзац, стр. 16) скорее относится к разрабатываемой Концепции государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации, а не к рассматриваемому документу. Предлагается данный абзац исключить.

     7. На первом и втором этапах  реализации Программы, где речь идет о разработке и реализации ведомственных и региональных целевых программ формирования доступной среды (стр. 14, абзацы 3 и 5), а так же при выполнении  второй  и третьей задач  Программы (стр. 17, абзацы 3, 8 и 10) слова «ведомственные и региональные целевые программы» заменить на  следующую редакцию:

     «ведомственные и региональные, целевые программы, в том числе и программы общероссийских общественных организаций инвалидов,».

     8. В рамках  выполнении  четвертой задачи Программы (стр. 18, абзац 6) предполагается создание федерального регистра инвалидов для персонифицированного учета потребностей инвалидов и иных маломобильных групп населения в обеспечении доступности среды.  Федеральный регистр инвалидов планируется создавать так же и в рамках Концепции государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации.

     Единый федеральный регистр, граждан, в том числе инвалидов, имеющих право на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг уже был разработан в конце 2004 года.

     Полагаем, что не должно быть множество регистров учета инвалидов.  Это приводит к тому, что на сегодняшний день мы имеем полное разночтение информации по количеству инвалидов, особенно по их  нозологиям. Так, ни в одном ведомстве, в том числе и в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы,  нам не назовут количество инвалидов по зрению, не только точное, но и даже примерное.

     Необходимо разработать именно Единый федеральный регистр по каждому инвалиду с указанием  информации, необходимой для всех министерств и ведомств.

 

 

     9. Раздел ХI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы

 

      Первый этап 2011 – 2012 гг

        Исключить абзац, касающийся разработки, с учетом международных стандартов, современного отечественного и зарубежного опыта, новых нормативных правовых, методических, проектных документов и материалов по организации и проведению медико-социальной экспертизы (стр. 24). Считаем, что данную работу  целесообразнее проводить в рамках разрабатываемой Концепции государственной  системы медико-социальной экспертизы и реабилитации.

 

       В раздел по подготовке концепции и механизмов обеспечения доступности социальных услуг в сфере образования дополнительно включить разработку типового перечня по оснащению школ для слепых и слабовидящих детей специальными техническими средствами обучения.

 

        Абзац    «разработку новых видов протезно-ортопедических изделий ….»  (стр. 25) изложить в следующей редакции:

    «разработку новых видов протезно и протезно-ортопедических изделий ….»  

 

         Второй этап 2012 – 2015 гг

     Внести следующие изменения в названия инвестиционных проектов:

      Абзац «- оборудованию зданий и сооружений лифтами и подъемными устройствами, системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными таблицами с тактильной (пространственно-рельефной) информацией;» (стр. 26) изложить в следующей редакции:

        «- оборудованию зданий и сооружений лифтами и подъемными устройствами, системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, тактильными информационными таблицами и речевыми информаторами;».

       Абзац « оснащению административных зданий и сооружений системами ориентации слепых «Скаут» (стр. 26) изложить в следующей редакции:

        «- оснащению административных зданий и сооружений системами ориентации и информационного обеспечения инвалидов по зрению;».

          Необходимо убрать из  проекта Концепции упоминание о конкретной системе ориентации слепых «Скаут»,  так как это в корне противоречит антимонопольному законодательству. В настоящее время существует несколько аналогичных по назначению систем и их отбор должен осуществляться в установленном законом порядке государственных закупок. Следует отметить, что о системе «Скаут» специалисты ВОС вообще не осведомлены, поскольку она не проходила соответствующую апробацию.

      Абзацы «обеспечить субтитрирование  или/или сурдоперевод телевизионных каналов» и «оборудовать системами субтитрирования кинотеатры» (стр. 26) изложить в следующих редакциях:

      «- обеспечить субтитрирование или/или сурдоперевод телевизионных каналов для инвалидов по слуху, а также синхронный комментарий телевизионных каналов для инвалидов по зрению»;

      «- обеспечить в кинотеатрах субтитрирование для инвалидов по слуху и синхронный комментарий для инвалидов по зрению;». 

      Абзац «- обеспечить учреждения образования, культуры и социальной защиты специальными устройствами для инвалидов (электронные носители информации, аудио и видеоплееры, книги, напечатанные шрифтом Брайля, компьютеры, оснащенные специальной клавиатурой, программами озвучивания), теле- и радиоаппаратурой) (стр. 27),  изложить в следующей редакции:

        «- обеспечить учреждения образования, культуры и социальной защиты специальными устройствами для инвалидов (электронные носители информации, аудио и видеоплееры, «говорящие книги» и компьютеры со специальными средствами экранного доступа для слепых, телевизионная и радио аппаратура)».

        Абзац «- обеспечить внедрение модернизированных технических средств реабилитации инвалидов протезно-ортопедических изделий»  (стр. 27) изложить в следующей редакции:

        «- обеспечить внедрение модернизированных технических средств реабилитации инвалидов протезно и протезно-ортопедических изделий».

     10. Приложение №1 дополнить следующими  индикаторами достижения цели:

            - число трудоустроенных инвалидов, в том числе на предприятиях общероссийских общественных организаций инвалидов;

           - для кинотеатров с субтитрированием для инвалидов по слуху и синхронным переводом для инвалидов по зрению:

2010 -1%, 2011 – 10%, 2012 – 15%, 2013 – 20%, 2014 – 25%, 2015 – 30%.

 

     11. В Приложении №2:

         - в п. 2.3. после слов « .. базы учреждений реабилитации инвалидов ..» добавить слова « , в том числе общероссийских общественных организаций инвалидов». 

         -  в п. 2.4 предусмотреть увеличение расходов на  оснащение образовательных учреждений специальными приспособлениями и оборудованием для обучения инвалидов по зрению и слуху.

         - в п. 2.6 предусмотреть увеличение расходов на модернизацию средств реабилитации и совершенствование ресурсной базы реабилитационной и протезно-ортопедической индустрии.

 

Уважаемая Ольга Викторовна!    

              Кроме перечисленных предложений, учитывая Поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам заседания Совета по делам инвалидов 7 апреля 2009 года Правительству Российской Федерации (пункт з) и Поручения председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина Правительству РФ по итогам встречи с руководителями общероссийских общественных организаций инвалидов, состоявшейся 25 июня 2009 года (пункты 1,2, 4),

прошу Вас рассмотреть вопрос о  внесении в проект Концепции ФЦП «Доступная среда» на 2011-2015 годы следующих основных мероприятий по поддержке предприятий и учреждений Всероссийского общества слепых:

     - на закупку современного технологического оборудования для предприятий ВОС в целях замены морально и физически устаревшего оборудования для сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест инвалидов – 700,0 млн. рублей ежегодно;

          -  на совершенствование среды жизнедеятельности:

               -  в реабилитационных центрах ВОС  на сумму 300,0 млн. рублей ежегодно;

               - в реабилитационных учреждениях региональных организаций ВОС - 100,0 млн. рублей ежегодно;

     - на оснащение и совершенствование материальной и лечебно-диагностической базы специализированных лечебно-профилактических учреждений (санаториев) ВОС – 200,0 млн. рублей ежегодно.

     При невозможности учета данных предложений в рассматриваемой Концепции, разработать отдельную ФЦП по поддержке предприятий и учреждений общероссийских общественных организаций инвалидов на период 2011-2015 годы. 

     Напоминаю, что по договоренности с Вами  подробные  предложения по рассматриваемой проблеме были направлены в Ваш адрес  в письме от 20.08.2009 г. № 1/7-80.

     В целях реального планирования деятельности ВОС на среднесрочный период и перспективу  желательно  от Вас получить информацию о рассмотрении    наших предложений и включении их в Концепцию ФЦП «Доступная среда».

     Надеюсь на Ваше понимание и поддержку.

С уважением,

 

Член Совета при Президенте

Российской Федерации

по делам инвалидов,

Президент ВОС              А.Я. Неумывакин